Закономерности и принципы социальной работы

2. Принципы и закономерности социальной работы

  • •10 Исторические модели социальной работы в России
  • •1 Объект, предмет и категории теории социальной работы.
  • •2. Принципы и закономерности социальной работы
  • •3. Теоретические парадигмы социальной работы.
  • •4. Основные сферы, уровни, формы и методы социальной работы.
  • •5. Проблемы эффективности в социальной работе
  • •6. Объекты и субъекты социальной работы.
  • •7. Актуальность проблемы развития теории социальной работы.
  • •8.Социальная работа как специфический вид практической деятельности и ее основные компоненты.
  • •9. Социальная работа как система.
  • •10 Исторические модели становления социальной работы в России.
  • •11. Исторические этапы становления социальной работы в России.
  • •12. Развитие системы общественного призрения в конце 19 –нач. 20 вв.
  • •13. Социальная работа в послереволюцонный и советские периоды.
  • •15. Основные модели социальной работы за рубежом ( на примере зарубежной страны).
  • •16. Сущность и содержание социальных технологий.
  • •17. Сущность и классификация технологий социальной работы.
  • •19. Виды, формы и методы технологии социальной работы
  • •20. Социальная диагностика как технология социальной работы, ее цели и способы проведения.
  • •22. Социальная терапия как технология социальной работы и методы ее реализации.
  • •23. Технология социальной экспертизы: сущность и формы
  • •24. Сущность и технологии социального прогнозирования и моделирования.
  • •25. Социальная реабилитация: сущность и содержание.
  • •26. Технология консультирования в социальной работе.
  • •27. Технология посредничества в социальной работе.
  • •28. Социальная профилактика как технология социальной работы и методы ее реализации.
  • •29. Технологии работы с пожилыми людьми
  • •1. Социальное положение и психические особенности пожилых людей
  • •2. Пожилой человек в семье
  • •3. Медико – социальная реабилитация пожилых людей
  • •4. Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей.
  • •5. Социальное попечительство над пожилыми людьми
  • •29. Сущность и технологии с.Р. С пожилыми людьми.
  • •30. Технология социальной работы с инвалидами.
  • •31. Процесс социальной работы с клиентом: структура и содержание.
  • •32. Технологии соц. Работы с безработными
  • •33. Технологии социальной работы в Вооруженных Силах.
  • •Глава 2. Федеральный закон рф «о статусе военнослужащих»
  • •§1. Необходимость принятия и общая характеристика фз «о статусе военнослужащих».
  • •§2. Права и свободы военнослужащих.
  • •35. Специфика технологий соц. Работы в пенитенциарных учрежедниях.
  • •36. Технологии социальной работы на предприятии
  • •37. Особенности технологий социальной работы в сельской местности.
  • •38. Технологии социальной работы с бездомными
  • •39. Технологии социальной работы с детьми-сиротами.
  • •40. Основные цели, задачи и функции социального обслуживания.
  • •41. Проблемы научной организации труда в социальной работе.
  • •42. Современные технологии социальной работы с семьей группы риска
  • •43. Технологии социальной работы с наркозависимыми.
  • •44. Технологии социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями.
  • •45. Профессионально значимые ценности социальной работы. Их сущность и типология.
  • •В основе профессионально – этического кодекса социальной работы в нашей стране лежат шесть основных источников:
  • •46. Международные принципы и стандарты этики социальной работы.
  • •47. Профессионально-этические требования к личности социального работника.
  • •47. Профессионально-этические требования к личности социальной работы.
  • •48. Социальная благотворительность: ее цели и основные направления. Взаимосвязь благотворительности и социальной работы.
  • •49. Социально-ориентированная экономика как материальная основа социальной работы и социальной поддержки населения.
  • •50. Экономическая политика государства сущность и содержание
  • •51. Экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания
  • •52. Основные источники финансирования и принципы экономической деятельности социальных служб.
  • •53. Особенности научно-исследовательской деятельности в социальной работе.
  • •54. Методы планирования и организации исследований в области социальной работы.
  • •55. Сущность социально — медицинской работы. Предмет и задачи.
  • •56. Особенности социальной экологии. Общие принципы и способы защиты окружающей среды.
  • •57. Технологии социальной работы в медицине
  • •58. Здоровье и здоровый образ жизни целевые параметры социальной работы.
  • •59. Государственно-правовые основы социальной работы в современном обществе.
  • •60. Социально – правовой статус социального работника.
  • •2.Духовно – нравственный портрет социального работника
  • •61. Управление государственной системой социальных служб.
  • •62. Управление социальной работой как одной из направлений соц. Менеджмента.
  • •63 . Субъекты и объекты управления в социальной работе , их краткая характеристика.
  • •64. Классификация учреждений социального обслуживания населения.
  • •65. Процесс подготовки и методы принятия управленческих решений в социальной сфере.
  • •67. Методика организационно-административной работы в центрах социальной работы и в системе социальной работы.
  • •66. Планирование в социальной службе как функция управления.
  • •67. Организаторская деятельность по выполнению принятых решений и планов.
  • •68. Регулирование и контроль в системе социальной работы. Пути повышения эффективности управления в организациях, учреждениях и социальных службах.
  • •69. Сущность эффективности управленческой деятельности в системе социальных служб.
  • •69. Сущность эффективности управленческой деятельности в системе социальных служб.
  • •1. Кадры соц. Работы
  • •3. Системный подход к развитию персонала в соц. Сфере
  • •4. Аттестация работников
  • •71. Мотивация и стимулирование деятельности персонала в социальной службе.
  • •72. Кадровое обеспечение соц. Служб.
  • •73. Специалист по социальной работе работе как субъект профессиональной деятелльности: личная характеристика и профессиональная компетентность.
  • •74. Профессионализм в социальной работе: его слагаемые и факторы формирования. Профессиональные риски.
  • •75. Система профессиональной подготовки специалистов соц. Работы в России.
  • •76. Система управления социальной работой на федеральном и региональном уровнях и полномочия органов власти в области социального обслуживания.
  • •76. Система управления соуиалльной работой на федеральном и региональном уровнях и полномочия органов власти в области социального обслуживания.
  • •Муниципальное управление в сфере социальной поддержки отдельных групп населения
  • •80. Игротехники в практике социальной работы, цели, задачи, содержание.
  • •Игровые технологии
  • •[ Периоды
  • •Академический
  • •Неформальный
  • •По способу взаимодействия игроков и условностям моделирования
  • •[По типу отыгрываемых персонажей
  • •Классификация деловых игр
  • •Методология игрового процесса
  • •Этапы игры
  • •Подготовительный этап Основными составляющими являются:
  • •Предпосылки и исходные рамки игротехники
  • •Реализатор заказа практики
  • •Реализатор заказа методологии.
  • •Транслятор методологических средств
  • •Исполнитель (нормореализатор норм макроигротехника)
  • •81. Руководитель социальной службы. Культура труда руководителя
  • •Стили руководства и лидерства
  • •Понятие управления и его функции
  • •Критерии мотивации
  • •Функции контроля
  • •Инструменты руководства
  • •Субъективные причины
  • •Правила для предупреждения конфликтов
  • •Управленческое общение
  • •82. Особенности служебной деятельности специалистов соц. Работы.
  • •83. Сущность социального администрирования в современных организациях социального обслуживания.
  • •84. Сущность профессиональной деформации специалиста социальной работы
  • •86. Коммуникации в социальной работе.
  • •87. Гендерные отношения в современном обществе.
  • •88. Семья и ее основные функции жизнедеятельности.
  • •1. Основные функции семьи и их взаимосвязь.
  • •Типы семейной организации и жизненный цикл семьи
  • •89. Основные направления и механизмы социальной зашиты семьи. Социальная защита материнства и детства.
  • •90. Государственная семейная политика и механизмы ее реализации.
  • •91. Равноправие мужчин и женщин как социальная проблема.
  • •92. Статус женщины в современном обществе.
  • •93. Женщина и занятость: социальные аспекты.
  • •94. Социально-педагогический процесс: сущность, содержание, характеристика компонентов.
  • •95. Социально – педагогические проблемы работы с лицами девиантного поведения. Девиантное поведение как проблема социальной работы Понятие и причины девиантного поведения
  • •Причины девиантного поведения
  • •Основные формы социального контроля
  • •96. Образование как общественная ценность, социально-культурный феномен и педагогический процесс.
  • •97. Система социальной защиты населения в рф: основные направления деятельности и организационно – правовые формы.
  • •3.Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения.
  • •98. Социальное обслуживание населения: принципы, функции, организационные формы и правовые методы.
  • •99. Организационно – правовые формы и виды социального обеспечения населения в рф.
  • •100. Сущность, содержание и цели государственной соц. Помощи населению.
  • •I. Личность, ее развитие и социализация в разные возрастные периоды
  • •1. Междисциплинарное значение понятия «личность»; социализация
  • •1.2. Основания и цели возрастной периодизации в сфере социальной работы
  • •2. Специфика социальной помощи личности в различные возрастные периоды
  • •2.2. Проблемы среднего и зрелого возраста (на примере социальной работы с женщинами)
  • •2.3. Социальная защита людей пожилого возраста и инвалидов

Закономерности, принципы и функции социальной работы

Важнейшим структурным компонентом научной теории социальной работы являются ее закономерности. Закономерности социальной работы наиболее полно в интегрированном виде выражают характер и направленность совокупности социальных связей.

Результативность и эффективность социальной работы во многом определяются оптимальным уровнем развития и функционирования социальных служб, научной обоснованностью выбора содержания и технологических приемов при работе с людьми, непосредственными и опосредованными связями и взаимовлияниями потребностей, интересов, устремлений, настроений и мотивов поведения человека в различных жизненных обстоятельствах.

Междисциплинарный, интегративный характер социальной работы, необходимость статистической обработки огромного количества эмпирического материала, практических данных и наблюдений – все это усложняет выявление и формулирование закономерностей. Как уже отмечалось, в социальной работе имеют место управленческие отношения и отношения взаимодействия специалиста и клиента, которые позволяют выделить две группы закономерностей.

Для управленческих органов социальной защиты республиканского и регионального уровней, представляющих собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, управленческие отношения детерминируются следующими закономерностями:

• взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы;

• зависимость результативности социальной защиты от соци­альной ориентации сознания и деятельности кадрового со­става органов государственного управления, профессионализма и нравственных качеств специалистов социальных служб;

• обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, лиц, сообществ;

• зависимость результативности социальной работы от соот­ветствия и непротиворечивости ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения и др.

Существенные связи, влияющие на эффективность достижения целей социальной работы на непосредственно контактном уровне, могут быть выражены следующими закономерностями:

• общая заинтересованность социального работника и клиен­та в конечных результатах их взаимодействия;

• целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента;

• соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;

• соответствие общего уровня развития специалиста по соци­альной работе и клиента социальных служб и др.

Мировой и отечественный опыт социальной работы свидетель­ствует, что закономерности, сформулированные и еще не сформу­лированные учеными и практиками, носят объективный характер и проявляются независимо от воли, желания специалистов, их знания. Специалист в области социальной работы в силу различных причин может проигнорировать объективный характер закономерностей со­циальной работы — это не нарушит действия и влияния закономер­ности, но приведет к нежелательным последствиям, устранение ко­торых потребует дополнительных сил, времени и ресурсов. Вот поче­му чем глубже специалист осознает и полнее учитывает закономер­ности на практике, тем эффективнее его деятельность.

Вместе с тем следует заметить, что на практике специалист руководствуется лишь выводами и правила­ми, возникающими из сформулированных наукой закономернос­тей, которые, выражая вполне конкретный перечень требований, становятся принципом, исходным положением и общим правилом деятельности социального работника.

Принципы социальной работы — важнейший структурный ком­понент логических форм научной теории. Именно посредством прин­ципов теоретические положения непосредственно соотносятся с практикой социальной работы. Социальная работа тесно связана с проблемами общественного развития. Социальные работники участвуют в разработке и реализации социальной политики, выполнении социальных программ социальной защиты населения от деградации и социальных рисков и создания достойных условий для социального функционирования че­ловека. Особенно значима роль социальной работы в поддержке жизненных сил «социально незащищенных» членов общества, оказании помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию,

Сложность и многообразие взаимодействующих факторов социальной работы отражается в системе принципов социальной работы, которые можно разделить на несколько групп:

• методологические;

• организационно-распорядительные;

• психолого-педагогические;

• социально-политические.

Методологические принципы — это принципы гносеологического подхода, детерминизации, отражения, развития.

Организационно-распределительные принципы — это:

– социально-технологическая компетентность кадров;

– стимулирование;

– контроль и проверка исполнения;

–функциональная определенность;

– единство правил и обязанностей.

Психолого-педагогические принципы выражают требования к выбору технологических средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб. К основным принципам этой группы следует отнести:

– комплексный и системный подход к анализу и оценке усло­вий жизнедеятельности клиента и выбору форм и методов работы;

– индивидуальный подход к личности клиента социальных служб;

– целенаправленность и адресность социальной работы;

– такт и терпимость при общении с клиентами социальных служб и др.

Соиально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства, которая определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию и сопряжению личных и государственных интересов в социальной работе. Основные принципы этой группы:

• государственный подход к задачам, решаемым в социаль­ной работе;

• гуманизм и демократизм содержания и методов социальной работы;

• учет конкретных условий жизнедеятельности личности, со­циальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы;

• законность и справедливость действий социального работ­ника.

Вызывает интерес еще одна классификация принципов теории социальной работы:

I. Общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие.

II. Общесоциальные принципы: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость.

III. Специфические принципы:

Ø содержательные — гуманизм, справедливость, альтру­изм, самообеспечение, гармонизация общественных групп и личных интересов;

Ø психолого-педагогические – эмпатия, модальность, ат­тракция (привлекательность), доверие;

Ø методические – дифференцированный подход, преем­ственность, последовательность, непрерывность, компетентность;

Ø организационные – всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность;

Ø нормативно-правовые – соблюдение прав человека в сфере социального обслуживания, обеспечение социальных гарантий, равных возможностей при получении медико-социальных услуг, добровольное согласие граждан при получении услуг, доступность социального обслуживания, соблюдение конфиденциальности, преемственности всех видов и форм социального обслуживания, адресности, приоритета содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни, профилактической направленности, содействие социальной реабилитации и адаптации, межведомственности и междисциплинарности, деятельного подхода, территориальной организации социальной службы, государственной поддержки, добровольной общественной деятельности по оказанию медико-соци-альной помощи.

Структурные компоненты социальной работы как науки вносят определенный вклад в реализацию общих для науч­ной теории функций:

• информационной, поскольку теория социальной работы со­держит сведения о реально происходящих социальных процессах, описывает их в обобщенной форме при помощи понятийного аппарата, в закономерностях и принципах, при­сущих предметной области социальной работы;

• объяснительной, так как наука призвана не просто описы­вать процессы и явления, а объяснять сложные причинно-следственные связи, основные тенденции и направленность их развития;

• эвристической, заключающейся в том, что научная теория не просто описывает действительность, а несет в себе нова­ции, новые знания, которые расширяют наши представле­ния о проблемах социальной работы. Научная теория соци­альной работы, как и любая другая, эвристична по своему предназначению, происхождению, формам и методам ее раз­работки, выражения и использования;

• практической, состоящей в том, что она порождается по­требностями практики, развивается на ее основе и находит подтверждение своей истинности опять-таки в практике. Особенно ярко это видно на примере прикладных наук, к которым относится теория социальной работы;

• прогностической, которая выявляет тенденции, предсказывая направленность развития социальных процессов, объектов социальной работы и обеспечивая упреждающее воздействие на развитие социальных явлений и процессов.

Функции социальной работы как системы научных знаний есть результат синтеза функционирования ее компонентов, интеграции структурных взаимосвязей. Они выступают как форма и способ про­явления эвристической и творческой активности системы, оказы­вая обратное влияние на состав компонентов в системе с учетом возникающих новых целей.

Закономерности и принципы теории социальной работы

Одним из важнейших системообразующих элементов социальной работы как науки являются закономерности, выражающие прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов и социальной работе. Теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение закономерностей социальной работы — одна из основных задач современных ученых и исследователей.

Следует отметить, что закономерности, объективно существующие в реальной действительности, зачастую отличаются от закономерностей, имеющих место в науке.

Закономерности социальной работы, сформулированные в науке, по мере развития и углубления познания реальных процессов, по мере совершенствования понятийного аппарата изменяются и трансформируются.

Междисциплинарный, интегративный характер социальной работы, необходимость статистической обработки огромного количества эмпирического материала, данных наблюдений усложняет выявление и формулирование закономерностей.

В настоящее время можно говорить о следующих закономерностях:

1) социальная работа — специфический вид деятельности по воздействию на протекающие в обществе процессы в соответствии с потребностями людей, требованиями конкретной обстановки, служащий интересам всех людей, их духовному возвышению и обновлению общественных отношений, сохра нению и реабилитации социального здоровья;

2) формирование индивида происходит по «социальной программе» — под воздействием общественной среды при определяющей роли активности самой личности в собственном развитии;

3) источники формирования и потребления социальных услуг носят социально-детерминированный характер, т. е. они обусловливаются потребностями общества и отражают тенденции его развития.

В российской практике доминирующими являются теоретические принципы психолого-педагогической области познания, например «принцип индивидуального подхода». Условно принципы социальной работы можно разделить на следующие группы: 1) общие принципы, отражающие стратегии социальной работы во всех ее познавательных и практических направлениях; 2) концептуальные принципы, характерные для теоретических школ и направлений; 3) операциональные, и имплицитные, принципы, реализуемые в процессе интеракций на различных уровнях; 4) этические принципы, отражающиe нравственные императивы социального работника, выполняющего в обществе определенную миссию. В различных травлениях и школах данные принципы могут иметь свои типологии и классификации.

1) Общие принципы социальной работы

Эти принципы отражают общие, характерные для всех систем классификаций и таксономии социальной работы типологические связи и отношения, существующие независимо от формы проявления практики и субъектности нуждающегося клиента. Общие принципы выражаются в денотативных дефинициях, где описание и идентификация процессов осуществляется через ясные и доступные, прозрачные концепты. Они выражают философию социальной работы в аспекте ее теоретических концептов метауровня познания практики как изменяемой в нужном направлении реальности проблем и нужд клиентов. Такими принципами, отражающими сущность субъект-субъектных, субъект-объектных, объект-субъектных отношений, выступают следующие:

— Принцип активизации исходит из идеи о равноправном партнерстве и равной ответственности субъекта и объекта социальной помощи. Цели активизации связаны как с определением самостоятельности объектов помощи в их политической, правовой, экономической независимости, так и е умениями определять, отстаивать и решать свои проблемы самостоятельно.

— Принцип «среда — личность» связан с методологическими установками на процесс интеракции, где в качестве объекта изменения выступает среда. Среда может быть представлена различными объектами изменения от общности до референтной группы. Он также выступает в качестве методологического принципа обоснования существенных связей и отношений субъекта и среды, изменяющей его индивидуальные стратегии развития, а также приводящие к стагнации.

— Принцип «личность — среда» отражает сущность стратегий изменения и развития мезо- и макрообъектов помощи, где в качестве активного агента модификации выступает отдельный субъект. Принцип выражает философию социальной работы и процесс ее познания, предполагающий, что не существует фатальной зависимости человека от среды, которая также изменяется под воздействием индивидуальных преобразований отдельных субъектов.

— Принцип «здесь и теперь» — общая установка на процесс взаимодействия и познания социального работника клиента, где актуализируются мысли, чувства, события, имеющие место непосредственно в данное, конкретно-бытийное время.

— Принцип «там и тогда» в общем виде представляет собой фокусирование социального работника на процессе взаимодействия и познания клиента, в которых актуализируются прошлый опыт, жизненные ситуации клиента, явившиеся причиной модификации его жизненных стратегий.

— Принцип «я и другие» — принцип, согласно которому процесс познания в социальной работе должен учитывать совокупность воздействий, ведущих к изменению стратегий развития объекта. Они могут быть представлены различными связями, отношениями, ситуациями и находиться в различных сферах и областях существования, непосредственно не связанных с объектом помощи. Согласно этому принципу раскрывается стратегия оказания помощи субъекту, при учете различных способствующих ей сил.

Указанные принципы универсальны, характерны для всех школ знания в социальной работе, независимо от их концептуальной и идеологической направленности. Они имеют исторически обоснованный характер, отражают определенный этап развития и познания социальной работы, они находятся в постоянном обновлении, уточнении и дополнении, в зависимости от исторических, социальных, познавательных потребностей и условий.

2) Концептуальные принципы социальной работы

Концептуальные принципы в теории познания социальной работы выражены через коввотативные и номинативные дефиниции. Коннотативные дефиниции отражают специфику познания концепций мезоуровня, определяют их особенные черты, присущие только данному уровню и направлению познания. Номинальные дефиниции представляют главные, качественные характеристики и приоритеты теоретических концептов, в их понятийной оппозиции и пропозициях относительно других теоретических концептов социальной работы.

Многообразие теоретических концептов, направлений, которые постоянно находятся в процессе развития, затрудняет возможность отражения всего спектра этих принципов, однако подходы к их классификации и характеристика основных концепций дают представление о природе их функционирования.

Исходя из концепции М.Блума о компонентах научной теории, научные релевантные практике социальной работы концепции должны состоять из доказуемых, научно обоснованных и не противоречивых компонентов. Каждый компонент должен отражать свой уровень познавательных задач, ему должны соответствовать свои таксации, он должен представлять свою единицу анализа реальности. Структура научной концепции, таким образом, должна состоять из:

* концептов;

*классификации;

* нормативных моделей;

* принципов.

Итак, принципы данного уровня познания связаны с базовыми феноменами, процедурами, смыслами концепции. Не имея универсального характера, они отражают связи и отношения определенной ветви практики и научного осмысления. Это можно показать на нескольких примерах.

Ситуативная теория социальной работы основывается на концепции поведения. Центральным концептом выступает «ситуация». Спектр ее проявлений достаточно широк от индивидуального кризиса до семейного и коллективного, что дает возможность для классификации нормативных и патогенных ситуаций. В этой связи принципы отражают поведенческие системные связи в координатах «жизнь и поведение». Исходя из концепции К.Левина можно представить поведение в качестве, функции ситуации: В = f(S). Отсюда формируется следующий принцип: ситуация реализуется, через персональное развитие. Однако принцип является не только характеристикой по отношению к концептам теории, но и определенной гипотезой при распространении его на достаточно большой круг феноменов социальной работы, таких, как сообщество, семейные и референтные группы и т.п., которые входят в систему классификации данной теории.

Аналогичные подходы могут быть реализованы и в отношении других теорий социальной работы.

Теория ролей исходит из детерминированности поведения людей их статусом, позицией в межличностных отношениях, Подходы, которые реализуются в социальной работе исходя из данных концептов, связаны с принципом ролевой дополнительности. Согласно этому принципу, модели помощи и поддержки субъекту возможны в пределах изменения его социально-ролевого репертуара.

Экологическая системная теория основана на концепции взаимного обмена в системе «личность — окружающая среда», представляющий собой «непрерывный процесс, где каждая сторона постоянно что-то изменяет и являет собой взаимодействие». Данный подход реализует принцип экологической дополнительности, и его принципиальное отличие состоит в том, что этот принцип заимствован из теории кибернетики и дополнительность рассматривается в оппозициях к различным микро-, мезо- и макросистемам, представленным в социальной работе индивидом, семьей, группой, сообществом, государственной системой. Принцип дополнительности конкретизируется соответственно своему уровню связей и системных оппозиций. Так, в системе «государство — сообщество», данный принцип понимается таким образом, что сообщество людей получает помощь от государства с учетом уровня их проживания, но пропорционально имеющимся натуральным ресурсам.

3)Операциональные принципы

Операциональные принципы выражаются через операциональные дефиниции. Они раскрываются через индивидуальные смысловые категории, принятые в той или иной профессиональной культуре. Операциональные принципы выстраиваются на основе индивидуального опыта социального работника в процессе его взаимодействия с клиентом.

Практика взаимодействий с клиентом выработала определенные подходы, ставшие аксиоматическими, например:

* Клиент всему начало.

* Начало контакта с клиентом — начало лечения.

* Продвигаться вместе с клиентом и т.д.

4) Этические принципы социальной работы

Этические принципы социальной работы определяют нормированное поведение социального работника. С одной стороны, оно выступает в процессе помощи как один из видов поддержки » человека-нуждающегося «. С другой стороны, принципы являются тем ценностным континуумом, в котором проявляются отношения и взаимоотношения социального работника с миром профессиональной культуры, к которому он принадлежит. Так, этические принципы, разработанные Национальной ассоциацией социальных работников США (NASW), охватывают различные стороны интеракций социального работника в процессе профессионального взаимодействия: профессиональное поведение и взаимоотношения с клиентами, обращение с клиентами и работодателями, отношение к профессии и обществу. При этом каждый вид профессиональных взаимоотношений имеет свои принципы и императивы. Так, стандарты NASW для социальных работников, осуществляющих свою деятельность в системе здравоохранения, помимо общих принципов, имеют принципы относящиеся к их сфере компетенции. Среди них:

* содействие в поддержке физического и психосоциального здоровья;

* предотвращение физических и умственных болезней;

* содействие в усилении физического и психосоциального функционирования; —

* внимание к социальным и эмоциональным ударам, приводящим к болезням и недееспособности.

Специальные стандарты профессиональной деятельности социальных работников, включающие в себя этические принципы профессионального взаимодействия, имеют и другие зарубежные организации социальных работников.

В Российской Федерации в 1994 г. на конференции членов Межрегиональной ассоциации работников социальных служб был утвержден кодекс социального работника, который включает в себя следующие принципы:

* принцип компетентности;

* принцип моральной ответственности перед клиентом;

* принцип моральной ответственности перед обществом;

* принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *