Методика солнце в комнате картинка

Методика «Солнце в комнате»

Основание. Реализация воображения.

Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответ­ствия. Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится че­ловечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению.

Психолог, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. По­смотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей из­ображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нари­совано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правиль­ной». Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объ­яснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.

Обработка данных.

В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно») — 1 балл.

2. Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить сол­нышко) -2 балла.

3. Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте – «Солнышко на улице») -3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок – «Сделать из солнышка лампу») — 4 балла. 4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от дру­гих, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нари­совать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т.д.) -5 баллов.

Развитие творческого воображения у шестилетних детей на занятиях изобразительной деятельности

2.1 Констатирующий эксперимент

Констатирующие опыты имели цель выявить уровень развития воображения испытуемых. В эксперименте участвовали дети подготовительной группы в количестве 15 человек, в возрасте от 6 до 7 лет.

Методика 1. Е. Торренса «Неполные фигуры»

Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей. Данная методика, являясь, по сути, «миниатюрной моделью творческого акта» (Е. Торренс), позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест – фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

1. Экспериментальный материал.

2. Порядок исследования.

Детям было предложено задание. Инструкция: «На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

3. Анализ результатов.

Все работы детей можно поделить на 4 группы.

1 группа – оригинальные изображения во всех 3х случаях.

2 группа – оригинальные изображения в 2х случаях.

3 группа – оригинальные изображения в одном случае.

4 группа – нет оригинальных изображений.

Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.

Таблица 1. Перечень изображенных детьми оригинальных изображений

Общее количество оригинальных изображений: 6

Таблица 2. Перечень изображенных детьми предметов

Ф. И. ребенка

Круг

Квадрат

Треугольник

1

К. Юля

Колесо

портфель

дом

2

Л. Илюша

Колобок

телевизор

елка

3

М. Кристина

Подсолнух

подъемный кран

косынка

4

С. Дима

Будильник

телевизор

человек

5

Л. Сережа

Шарик

машина лег.

колокольчик

6

П. Ира

Будильник

дом

конверт

7

Г. Влад

Мяч

телевизор

пилотка

8

С. Оля

Солнце

змей

елка

9

К. Слава

Шар

дом

пирамидка

10

Ф. Илюша

Гриб

окно

дом

11

М. Данил

Ромашка

часы

человек

12

С. Алена

Человек

дом

елка

13

П. Дима

Солнце

телевизор

дом

14

К. Вадик

Яблоко

телевизор на тумбочке

елка

15

З. Саша

Солнце

картофель

Дом

Диаграмма 1. Оригинальные изображения детей

Представленные результаты показали, что работы детей относятся в основном к 3 –ей группе (оригинальные изображения в одном случае) и к 4-ой группе (нет оригинальных изображений). В целом оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:

– круг – солнце, шарик;

– квадрат – телевизор, портфель, дом;

– треугольник – елка, дом, человек.

Методика 2. В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате»

Основание. Реализация воображения.

Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответ­ствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится че­ловечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению. Психолог, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. По­смотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислению деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нари­совано в комнате. Скажи, пожалуйста, так, может быть, или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правиль­ной».

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объ­яснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.

Обработка данных.

В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно») — 1 балл.

Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить сол­нышко) – 2 балла.

Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (нарисовать в другом месте — «Солнышко на улице») – 3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок — «Сделать из солнышка лампу») – 4 балла.

Таблица 3. Результаты выявления способности реализации воображения

Методика 3. В. Синельникова, В. Кудрявцева «Складная картинка»

В наше время технического прорыва ключевое место отводится развитию творческих способностей человека. Исполнительные работы перекладываются на машины и автоматы, роль автора принадлежит именно человеку 21 века — человеку, обладающему богатым воображением, умеющему находить нестандартные решения. Закладка творческих способностей начинается еще в детстве, в дошкольном возрасте. Поэтому диагностика воображения дошкольника занимает отдельное место в программе воспитания и развития в детском саду.

Необходимость проведения диагностики воображения в детском саду

В детском саду проводится комплекс мероприятий, направленных на развитие творческих способностей ребенка. Среди них, можно назвать программы на развитие детского воображения, разработанные Н.Е. Вераксой и О.М. Дьяченко, а также игровые тренинги воображения, предложенные психологом Е.В. Заикой.

Если в дошкольном учреждении не учреждена специальная парциальная программа, ставящая целью развитие именно творческих данных, то педагог или воспитатель может, на основе имеющихся занятий, использовать элементы программы ТРИЗ. Они универсальны и могут быть введены не только на специальных занятиях по музыке, конструированию, рисованию — то есть занятиях, предполагающих активное участие творческой составляющей, но и во время обычной свободной деятельности в группе. Помимо этого, не стоит забывать об игровой деятельности, которая во многом формирует характер ребенка. Следует подчеркнуть и важность сказки, которая активно развивает воображение, гибкость мышления, интуицию и так далее.

Диагностика воображения дошкольника показывает, что эффективное развитие творческих способностей ребенка возможно лишь при тесном взаимодействии дошкольного учреждения с родителями, семьей ребенка. В перспективном плане воспитателя должна быть отведена отдельная графа для проведения бесед и лекций с родителями, на которых педагог подчеркивает необходимость игры в семьи, предлагает возможные игры для совместного досуга.

Диагностика воображения дошкольника — незаменимое средство. Помимо демонстрации уровня развития воображения у детей, она также может выявить проблемы, разбираться с которыми будет психолог. Глядя на одну и ту же одинаковую картинку, дети могут по-разному ее толковать. Если анализируя картинку с изображением растаявшего снеговика ребенок говорит о том, что пришла весна и снег начал таять — это ожидаемый ответ. Но если ребенок трактует картинку таким образом, что снеговик сломали другие дети, то этот ответ должен насторожить педагога и свидетельствует о повышенной тревожности ребенка, возможной агрессивности по отношению окружающим.

Интересно то, что различные авторы выделяют разные способности, формирующие понятие «диагностика воображения дошкольника».

Диагностика воображения дошкольника на примере методик В. Синельникова и В. Кудрявцева

Диагностика воображения дошкольника может проводится по нескольким методикам. Мы расскажем о нескольких из них, авторами которых являются В. Синельников, В. Кудрявцев. Методики предназначены для детей 4-6 лет.

Методика «Дощечка»

Данная диагностика воображения дошкольника строится на экспериментировании. Для занятия понадобится деревянная дощечка, состоящая из четырех мелких квадратных звеньев, соединенных петлями.

Дощечка развернута перед ребенком. Психолог предлагает ребенку с ней поиграть, поэкспериментировать: согнуть, сложить. По мере того, как ребенок изучает свойства дощечки, психолог спрашивает у него: «Что у тебя получилось? На что похожа эта доска?». Занятие проводится до тех пор, пока ребенку не надоест.

При обработке данных психолог оценивает количество неповторяющихся ответов ребенка (например, «лодочка», «гараж»). За каждое новое название присваивается один балл.

Методика» Солнце в комнате»

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности ребенка превращать «нереальное» в «реальное» в контексте ситуации. Для занятия необходимо подготовить картинку с изображением комнаты, в которой находится солнце и человек. Также понадобится карандаш.

Психолог показывает картинку ребенку. Дошкольник должен перечислить все, что он видит на картинке. После того, как он все перечислил, психолог предлагает обратить внимание на солнце в комнате. Есть ли здесь ошибка? Как можно исправить картинку, чтобы она была правильной?

Ребенок может воспользоваться карандашом или обойтись устным комментарием.

В ходе обработки данных учитываются ответы ребенка:

  • Отсутствие ответа – один балл.
  • Формальное устранение несоответствия (закрасить солнце, стереть его) – два балла.
  • Более «сложное» устранение несоответствия: простой ответ (нарисовать в другом месте – на улице) – три балла, сложный ответ (переделать рисунок – превратить солнце в лампу) – четыре балла.
  • Конструктивный ответ (разделить несоответствующий элемент с другими, сохранив условия ситуации: нарисовать окно, нарисовать вокруг солнца рамку) – пять баллов.

Методика «Складная картинка»

Данная диагностика воображения строится на умении ребенка видеть целое раньше части. Для занятия понадобится складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба размером 10 на 15 см.

Психолог спрашивает у ребенка, что нарисовано на картинке. Затем психолог складывает картинку пополам и спрашивает у ребенка, во что превратилась утка. Занятие продолжается по мере раскладывания и складывания картинки. Всего возможно пять вариантов складывания: мостик, домик, угол, труба, гармошка.

При обработке данных учитывается общий смысл ответов во время выполнения задания.

  • Отсутствие ответа — один балл.
  • Ответ описательного типа, то есть перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его: «У утки нет головы», «Утка сломалась», «Утка разделилась на части» — два балла.
  • Ответы комбинирующего типа: включение персонажа (в данном случае — утки) в новую ситуацию, сохранение целостности изображения при сгибании рисунка («Утка заплыла за лодку», «Утка нырнула»), построение новых сюжетов («Как будто на трубе нарисовали утку») — три балла.

Методика «Как спасти зайку»

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Для занятия понадобится:

  • блюдце,
  • ведерка,
  • деревянная палочка,
  • сдутый воздушный шарик,
  • лист бумаги,
  • фигурка зайки.

Все предметы раскладывают на столе перед ребенком. Психолог берет в руки зайчика и рассказывает про него историю: «Это зайка. Однажды он решил поплавать в море на корабле и уплыл очень далеко. Начался шторм, поднялись волны, зайка стал тонуть. Но мы с тобой можем спасти зайку. Для этого мы можем воспользоваться предметами, которые лежат перед тобой. С помощью какого предмета ты бы спас зайку».

Выполнение задания оценивается по нескольким уровням.

  • Ребенок выбирает предметы, которые можно использовать в готовом виде – ведерко, блюдце, палочку, с помощью которой можно спасти зайку – один балл.
  • Ребенок предлагает использовать предмет в не совсем стандартном виде – например, палочку использовать в качестве бревна, на котором зайка доплывет до берега – два балла.
  • Дети выбирают более комплексный и сложный вариант, используя в качестве основы преобразование наличного материла – например, надуть шарик, чтобы зайка на нем улетел, или сделать кораблик из листа – три балла.

Автор — Мария Даниленко.

Диагностика воображения дошкольника может проводится по нескольким методикам. Мы расскажем о нескольких из них, авторами которых являются В. Синельников, В. Кудрявцев. Методики предназначены для детей 5-7лет.

Методика» Солнце в комнате»

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности ребенка превращать «нереальное» в «реальное» в контексте ситуации. Для занятия необходимо подготовить картинку с изображением комнаты, в которой находится солнце и человек. Также понадобится карандаш.

Психолог показывает картинку ребенку. Дошкольник должен перечислить все, что он видит на картинке. После того, как он все перечислил, психолог предлагает обратить внимание на солнце в комнате. Есть ли здесь ошибка? Как можно исправить картинку, чтобы она была правильной?

Ребенок может воспользоваться карандашом или обойтись устным комментарием.

В ходе обработки данных учитываются ответы ребенка:

· Отсутствие ответа – один балл.

· Формальное устранение несоответствия (закрасить солнце, стереть его) – два балла.

· Более «сложное» устранение несоответствия: простой ответ (нарисовать в другом месте – на улице) – три балла, сложный ответ (переделать рисунок – превратить солнце в лампу) – четыре балла.

· Конструктивный ответ (разделить несоответствующий элемент с другими, сохранив условия ситуации: нарисовать окно, нарисовать вокруг солнца рамку) – пять баллов.

Методика «Как спасти зайку»

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Для занятия понадобится:

· блюдце,

· ведерка,

· деревянная палочка,

· сдутый воздушный шарик,

· лист бумаги,

· фигурка зайки.

Все предметы раскладывают на столе перед ребенком. Психолог берет в руки зайчика и рассказывает про него историю: «Это зайка. Однажды он решил поплавать в море на корабле и уплыл очень далеко. Начался шторм, поднялись волны, зайка стал тонуть. Но мы с тобой можем спасти зайку. Для этого мы можем воспользоваться предметами, которые лежат перед тобой. С помощью какого предмета ты бы спас зайку».

Выполнение задания оценивается по нескольким уровням.

· Ребенок выбирает предметы, которые можно использовать в готовом виде – ведерко, блюдце, палочку, с помощью которой можно спасти зайку – один балл.

· Ребенок предлагает использовать предмет в не совсем стандартном виде – например, палочку использовать в качестве бревна, на котором зайка доплывет до берега – два балла.

· Дети выбирают более комплексный и сложный вариант, используя в качестве основы преобразование наличного материла – например, надуть шарик, чтобы зайка на нем улетел, или сделать кораблик из листа – три балла.

Диагностика уровня развития воображения

Методика «Где чье место?»

Для того чтобы так играть, надо уйти от конкретности и реальности (в данном случае вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком — общение взрослого с ним (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой. Иными словами, ребенок должен проявить свое воображение

На этом принципе и основана игра-методика «Где чье место?». Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.

Для проведения этой методики-игры используется следующий рисунок:

Отдельно вырезаются кружки-вставки:

Инструкция: «Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные» места. Объясни, почему они там оказались».

Оценка: в зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.

Первый уровень: дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие» места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же удается добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: «Кошка на клумбе потому, что она спряталась», «Собака в пруду потому, что она спряталась» и т.п.

Второй уровень: особых проблем при выполнении этого задания дети испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, как только экспериментатор попросит рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере малыши стараются это доказать. «В прошлом году на даче я как кошка залезла на дерево (помещает кошку на папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)» и т.п.

Третий уровень: дети без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т.д. Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя какую-либо роль, исходя из которой он и будет вести объяснения. Например: «Я волшебник, я оживлю эту картинку», а затем следует фантазия-рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: «На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались». Далее следует сказочный сюжет. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим. Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить «чужое», то они должны проникнуть в «чужой» замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют.

Диагностика воображения у старших дошкольников

Цель: диагностика уровня развития воображения в игре.

Методики исследования:

1. «Изучение уровня развития воображения» (Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина)

Цель: определить уровень развития воображения ребенка.

Стимульный материал. Листы бумаги и набор цветных карандашей.

Диапазон применения. Дети 4-7 лет.

Инструкция: «Придумай свою сказку про комнатное растение или цветок. Нарисуй к ней одну картинку».

Проведение методики. Эксперимент проводится индивидуально. Если ребенок начинает рисовать или рассказывать знакомую сказку, инструкцию повторяют. Ответы детей (сказки) записываются в протокол.

Обработка данных. При анализе не отмечают качества самого рисунка и изложения, а обращают внимание только на уровень воображения и относят детей к одному из трех уровней.

Низкий уровень. Дети рисуют и рассказывают знакомую сказку даже после повторения инструкции.

Средний уровень. Ребенок рассказывает модифицированный вариант знакомой сказки или сочиняет элементарную собственную сказку. Картинка может не отражать существенного эпизода сказки.

Высокий уровень. Сюжет рисунка и сказки совпадает. Дети рисуют и сочиняют одновременно, а не пытаются после рисования что-нибудь придумать по детали рисунка. В рисунке, как правило, представлен один из существенных моментов сказки. Рисунок и сказка структурно оформлены (имеют композицию и детализированы). Персонажи и сюжет рисунка и сказки в точности не повторяют знакомые ребенку сказки. Дети планируют свою деятельность.

Методика «Как спасти зайку»

Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Возраст: старший дошкольный.

Материал. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению: Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?»

Обработка данных: В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.

Вконтакте Facebook Twitter Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

  • 7. Общие принципы консультирования родителей
  • Методика «Исследования уровня мобилизации воли»
  • Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра (продолжение)
  • Reception (секретарь-диспетчер)
  • Диагностика манипулятивного отношения (по шкале Банта)
  • Опросник на выгорание (MBI)
    (Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой)
  • Методика «Интеллектуальная лабильность»
  • Тест «Оценка кандидата на рабочее место»
  • Анкета С.С. Носова «Аэрофобия»
  • Методика «Изучение наглядно-образной памяти»

Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Возраст: старший дошкольный.

Материал. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению: Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?»

Обработка данных: В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.

Просмотров: 6947
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Познавательные процессы
Другие новости по теме:

  • 6. Количественная обработка данных методика «SCHOOL»
  • Анкета выявления частоты прибегания младшего школьника к обману С.С. Носова
  • Анкета для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося 1 специального /коррекционного/ класса
  • Внимание
  • Диагностика развития мелкой моторики руки
  • Математика и умственно отсталые дошкольники
  • Методика «Вырежи фигуры»
  • Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина
  • Методика «диагностика опосредствованной памяти»
  • Методика «Диктант» Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской
  • Методика «Домик»
  • Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
  • Методика «Дощечка»
  • Методика «Радости и огорчения» (методика незаконченных предложений)
  • Методика «Складная картинка»
  • Методика «Цепочка действии» диагностика самоконтроля и произвольного запоминания у детей старшего дошкольного возраста
  • Методика диагностики универсальных способностей для детей 4-5 лет (В. Синельников, В. Кудрявцев)
  • Методика педагогического обследования ребенка с нарушением интеллекта (четвертого года жизни)
  • Обследование зрительного внимания у ребенка раннего возраста
  • Определение уровня развития мелкой моторики рук
  • Ориентировочный тест «школьной зрелости»
  • Почему ребенку трудно отказаться от своих желаний, затормозить свои действия?
  • Программа Сказочная шкатулка
  • Программа Это Я
  • Психодиагностическая методика «Близнец издалека»
  • Решение математических задач у дошкольников
  • Сенсорно-перцептивная сфера
  • Тест «Палитра чувств»
  • Тест на воображение для дошкольников «Я его слепила из того, что было»
  • Тест на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности
  • Методика «Как спасти зайку»

    Методики исследования одаренных детей в ДОУ

    Методики исследования одаренных детей в ДОО

    Диагностика предпосылок одаренности ребенка дошкольного возраста проводится в 5 этапов:

    1. Диагностика развития речи с помощью методики «Словарная мобильность» (В.В. Клименко).

    2. Определение уровня развития творческих способностей с помощью методик В.В. Клименко «Как спасти зайку» и «Солнце в комнате».

    3. Определение уровня развития воображения детей с помощью методики «Придумай рассказ» (Р.С. Немов).

    4. Выявление силы развития природной памяти с помощью методики «Диагностика природной памяти» (Л.В. Черемошкина).

    5. Определение уровня развития любознательности с помощью методики «Сказка» (Н.И. Гуткина).

    Методика «Словарная мобильность»

    Методика включает 6 заданий.

    1. Задание А. Придумай как можно больше слов на букву С.

    Время выполнения – 1 мин.

    Обработка данных: 6–7 слов – высокий уровень; 4–5 – средний; 2–3 – низкий.

    2. Задание Б. Подбери рифму.

    Время работы с одним словом – 1 мин.

    Обработка данных: тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы, по меньшей мере, для двух слов. Имена собственные приемлемы.

    3. Задание В. Как будет называться маленький предмет?

    Мяч – мячик; рука – …; солнце – …; трава – …; плечо – …; ухо – …; таз – … .

    Обработка данных: 6–7 баллов – высокий уровень; 4–5 – средний; 2–3 – низкий.

    4. Задание Г. Если предмет сделан из…, то какой он?

    Железо – …; дерево – …; снег – …; пух – …; бумага – … .

    Обработка данных: 4–5 баллов – высокий уровень; 2–3 – средний; 1–0 – низкий.

    5. Задание Д. Как называется человек, который… (учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит)?

    Обработка данных: 6–7 баллов – высокий уровень; 4–5 – средний; 2–3 – низкий.

    6. Задание Е. Исследование особенностей звукового анализа слова.

    Инструкция: «Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву Д, сразу хлопнешь в ладоши».

    Слова: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.

    Обработка данных – подсчитывается количество правильно выполненных хлопков: безошибочное выполнение – высокий уровень; 1–2 ошибки – средний; 3 и более ошибки – низкий.

    Методика «Как спасти зайку». Направлена на оценку способности превратить задачу на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

    Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов. Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?»

    Обработка данных: в ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по 3-балльной системе.

    Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку, с помощью которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

    Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

    Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик. Оценка – 3 балла.

    Методика «Солнце в комнате». Предназначена для выявления способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Для проведения потребуются: картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

    Педагог-психолог, показывая ребенку картинку, говорит: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано?». По ходу перечисления деталей (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т.д.) озвучивается следующее задание: «Посмотри, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть, или художник что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она была правильной».

    Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для исправления картинки.

    Обработка данных осуществляется по 5-балльной системе:

    1 балл – отсутствие ответа, непринятие задания («не знаю, как исправить», «картинку исправлять не нужно»);

    2 балла – формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко);

    3 балла – содержательное устранение несоответствия: простой ответ – нарисовать в другом месте («солнышко на улице»);

    4 балла – содержательное устранение несоответствия: сложный ответ – переделать рисунок («сделать из солнышка лампу»);

    5 баллов – конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации – «картинку сделать», «нарисовать окно», «посадить солнышко в рамку» и т. д.).

    Методика «Придумай рассказ». Ребенку предлагается задание – придумать рассказ (историю, сказку) о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, а затем пересказать его в течение 2 минут.

    Обработка результатов: 10 баллов – очень высокий уровень воображения; 8–9 – высокий; 4–7 – средний; 2–3 – низкий; 0–1 – очень низкий. Баллы высчитываются в соответствии с критериями, представленными в таблице 3.

    Оценка результатов по методике «Придумай рассказ»

    «Диагностика природной памяти». Для проведения понадобятся: карточка с фигурой, состоящей из трех пересекающихся линий, карандаши, часы с секундной стрелкой, чистая бумага без клеточек и линеечек, размером 10 × 15 см (совпадающая по размерам с диагностическим материалом).

    Ребенок садится за стол, перед ним кладется чистый лист бумаги и карандаш. Инструкция педагога-психолога: «Сейчас на короткое время я покажу тебе карточку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться ее запомнить и нарисовать. Если сразу не запомнишь, не расстраивайся, я покажу ее еще раз, и буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь и не нарисуешь эту фигуру. О том, что сейчас покажу карточку, я буду предупреждать словом «Внимание!». После того, как я уберу карточку, ты можешь начинать рисовать».

    Ребенок после каждого показа карточки рисует на новом листе бумаги. Карточка показывается по 2 секунды до тех пор, пока рисунок испытуемого не будет напоминать оригинал. В правильном рисунке должны быть соблюдены: приблизительные размеры фигуры; ее наклон; количество линий и число их пересечений.

    Обработка результатов: чтобы сделать вывод о силе природной памяти ребенка, необходимо подсчитать суммарное время запоминания фигуры. Оно будет равняться произведению 2 секунд и количества показов карточки:

    • на запоминание потребовалось 10 сек и менее – это говорит о сильной природной памяти;

    • от 12 до 30 сек – природная память средней силы;

    • более 32 сек – сила природной памяти ниже среднего.

    Методика «Сказка». Ребенку предлагается послушать сказку, но нужно выбрать одну из четырех: про сливу, яблоко, грушу и манго (последний объект должен быть не знаком ребенку). Ребенка спрашивают, какую сказку он хочет послушать.

    При обработке данных фиксируется, выбирает ли ребенок сказку про манго или хотя бы спрашивает у взрослого, что это такое, даже если желает послушать сказку про знакомый объект. Предполагается, что интерес к сказке с незнакомым объектом указывает на более выраженную степень любознательности.

    Методика« Солнце в комнате»  

    1. Методика» Солнце в комнате»

    Основание. Реализация воображения.

    Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.

    Задачи. Обогащение представлений детей солнце. Активизация вербальных реакций (высказываний) детей на музыку и детской фантазии. Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

    Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится че­ловечек и солнце; карандаш, качественная аудиозапись музыки С.Прокофьев «Дождь и радуга»

    Инструкция к проведению.

    Воспитатель, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. По­смотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении

    деталей из­ображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) воспитатель дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нари­совано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правиль­ной» .

    Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объ­яснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.

    Обработка данных.

    В ходе обследовании воспитатель оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

    1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить» , «Картинку исправлять не нужно» )

    2. «Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить сол­нышко) Содержательное устранение несоответствия:

    а) простой ответ (Нарисовать в другом месте — «Солнышко на улице» )

    б) сложный ответ (переделать рисунок — «Сделать из солнышка лампу» ) .

    4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от дру­гих, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать» , «Нари­совать окно» , «Посадить солнышко в рамку» и т.д.).

    2. Методика «Птенцы и невылупившие птенцы»

    Основание. Реализация воображения и фантазии.

    Ц е л ь. Активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.

    Задачи.Обогощение представлений детей о птенцах и невылупившихся птенцах.Активизация вербальных реакций (высказываний)детей на музыку и детской фантазии.Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

    Материал. Качественная аудиозапись музыки «Балет невылупившихся птенцов» из фортопеанной сюиты М.П.Мусорргского «Картинки с выставки»(например,в исполнении С.Рихтера),магнитофон,яйцо,картинки с изображением птенцов,крупная мягкая игрушка-птенец,необходимые предметы для рисования красками или восковыми мелками на каждого ребенка.

    Инструкция к проведению.

    Воспитатель, предъявляя ребенку картинку: «Сейчас я тебе дам эту кар­тинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?» Выслу­шав ответ, воспитатель складывает картинку и спрашивает: «Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?» После ответа ребенка картинка рас­правля­ется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего при­меняется пять вариантов складывания — «угол», «мостик», «домик», «труба», «гармошка».

    Обработка данных.

    В ходе обследования ребенка воспитатель фиксирует об­щий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществля­ется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание — 3 балла. Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:

    Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию («Утка нырнула», «Утка заплыла за лодку»), построение новых компози­ций («Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку») и т. д. Некото­рые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения «привязано» не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, кото­рую прини­мает картинка при складывании («Утка стала домиком», «Стала по­хожа на мос­тик» и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу

    3. Методика «Как спасти зайку»

    Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

    Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на прео­бразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

    М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

    Инструкция к проведению.

    Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый ша­рик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: «Познакомься с этим зайчи­ком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут на­чался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?»

    Обработка данных.

    В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

    Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование предметного наличного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка.

    Информация о работе «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Раздел: Педагогика
    Количество знаков с пробелами: 114300
    Количество таблиц: 3
    Количество изображений: 1

    Похожие работы

    115649 11 6

    … — Сравнительный график констатирующего и контрольного этапов Таким образом, наша опытная работа доказала, что процесс формирования нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее при систематическом включении игр – драматизаций в целостный педагогический процесс. Значительным при этом является отбор художественных произведений для их обыгрывания с …

    73331 4 1

    … ; дидактические игры и упражнения; игры-инсценировки; уроки наблюдения; природа; материальная культура; педагогически обоснованная дидактическая обстановка; экскурсии; социальная среда; игра и труд. Итак, рассмотрим все психологические методы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые — …

    174624 3 4

    … народ, другой образ жизни, их начинает интересовать мир природы. Все это есть в сказках разных народов, отобранных в программе целенаправленно. Глава 3. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста 3.1 Анализ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Исследование проводилось на базе МДОУ №43 » …

    65200 0 0

    … основой для разработки экспериментальной программы формирующего этапа настоящего исследования. В дальнейшем исследовании мы намерены рассмотреть современные подходы к комплексному решению вопросов развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста. 1.3 Современные подходы к комплексному решению вопросов развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного …

    Методы и методики изучения творческих способностей

    лариса макарова
    Методы и методики изучения творческих способностей

    Методы и методики изучения творческих способностей

    Разработала: воспитатель старшей группы МКДОУ «Д/с № 1 «Светлячок» Макарова Л. А.

    Для изучения творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, я решила провести исследования по следующим методикам.

    В исследовании участвовало 24 ребенка МКДОУ №1 детского сада «Светлячок», 12 из которых вошли в контрольную группу, 12 вошли в экспериментальную группу.

    В ходе исследования решались следующие задачи:

    Выбор диагностических методик для исследования особенностей творческого мышления старших дошкольников;

    Подбор и организация групп испытуемых;

    Проведение диагностического исследования особенностей творческих способностей старших дошкольников;

    Разработка и апробация развивающей программы, для развития творческих способностей старших дошкольников;

    Проверка эффективности разработанной программы;

    Само исследование особенностей творческих способностей старших дошкольников проводилось в несколько этапов.

    На подготовительном этапе мы изучали психологическую литературу, подбирали методы исследования, выбирали группы испытуемых.

    На основном этапе исследования мы провели констатирующее диагностическое изучение особенностей творческих способностей старших дошкольников до проведения развивающей программы в экспериментальной группе.

    На этапе эксперимента в экспериментальной группе детей была проведена специальная работа.

    На этапе контрольного эксперимента была проведена проверка эффективности развивающей программы, разработанной для развития творческих способностей старших дошкольников.

    На заключительном этапе проводили обработку данных, формулирование выводов.

    Для исследования особенностей творческих способностей старших дошкольников было необходимо подобрать диагностические методики, которые могли бы выявить определенные творческие способности, с учетом тех его возрастных изменений, которые происходят в старшем дошкольном возрасте.

    Для уровня выявления развития творческих способностей будут использованы диагностические методики, ориентированные на старший дошкольный возраст и имеющие свои показатели развития воображения и творческих способностей. Данные тесты помогут выявить особенности психики одного ребенка и или составит портрет группы детей. Они имеют не сложную структуру, легко воспринимаются детьми с интересом выполняются.

    При определении уровня развития творческих способностей использовались тесты и методики, предложенные автором Э. П. Торренсом, а также В. Синельниковым, В. Кудрявцевым. Рассмотрим данные тесты и методики более подробно.

    Тест № 1: «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс).

    Является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов составления изображения.

    Цель теста Э. П. Торренса на изобразительное творческое мышление – это исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, включая параметры, как беглость (легкость, гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение.

    Задача. Проанализировать исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (мышление, беглость, точность, воображение и оригинальность).

    Материал: Лист бумаги с изображением 10 контуров, простой или черный карандаш

    Испытуемому предлагалось:

    Из каждого контура изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.

    Оценка результатов:

    При интерпретации полученных данных, обращается внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывается с общим количеством ответов. Максимальное количество баллов – 3, минимальное – 0.

    Гибкость оценивают по количеству используемых категорий в содержании рисунков. Отказ – 0, максимальное – 3 балла. Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 – звери, пища, транспорт; 2 – игрушки, человек; 3 – герой сказок, одежда, птицы, растения; 4 – мебель, рыбы; 5 – насекомые, техника; 6 – предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, пастельные принадлежности.

    Характер рисунка должен составлять воспроизведение тождественного контура рядом с основным, прикрепление к бумаге без названия рисунка и дорисовывания.

    Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко и т. д.) – 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человек, кораблик, дорожка в саду) – 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью– 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторые действия – 4 балла. Рисунок включает в себя несколько изображений или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром, — 5 баллов.

    Все дети должны набрать 6 – 9 баллов; получив по 1 – 2 баллу за беглость, гибкость, оригинальность и 3 – 4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети, набравшие меньше 2 – 3 баллов практически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.

    Тест №2: «Дорисовывание» (автор Е. П. Торренс).

    Для исследования образной креативности использовался данный тест. Он позволит изучить параметры творческого мышления

    Материал: Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (2 ряда по 4 кружка) и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей.

    Оценка результатов: Каждая новая идея оценивается в один балл (0 баллов – отказ от работы).

    3. Методика «Солнце в комнате» (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев).

    Цель: выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

    Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

    Инструкция к проведению.

    Показывается ребенку картинка. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». После перечисления деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) педагог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».

    Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для исправления картинки.

    Обработка данных. В ходе обследовании оцениваются попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

    1. Отсутствие ответа, непринятие задания (не знаю, как исправить, картинку исправлять не нужно) — 1 балл.

    2. Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.

    3. Содержательное устранение несоответствия:

    а) простой ответ (Нарисовать в другом месте — солнышко на улице) -3 балла.

    б) сложный ответ (переделать рисунок — сделать из солнышка лампу) — 4 балла.

    4. Конструктивный ответ, т. е. отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации (картинку сделать, нарисовать окно, посадить солнышко в рамку и т. д.) -5 баллов.

    4. Методика «Как спасти зайку» (автор В. Кудрявцев).

    Материал: игрушечные фигурка зайчика, блюдце, ведерко; деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

    Познакомьтесь с зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко- далеко от берега. А тут вдруг начался шторм, поднялись огромные волны, и стал зайчик тонуть. Помочь зайке можем только вы ребята. У вас для этого есть несколько предметов.

    Что бы вы выбрали, чтобы спасти зайку?

    После того как ребенок выбирает тот или иной предмет, воспитатель просит его обосновать свой выбор.

    Данные оцениваются по трехбалльной системе.

    Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

    Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

    Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь?») или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка 3 балла.

    Изучение проводилось с целью выявления уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

    Таким образом, анализируя ответы детей, можно сказать, что дети испытывают желание творить, любят выполнять различные творческие работы, но отдают предпочтение двум видам деятельности: изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) и словесному творчеству. Следует сказать о тех детях, которые предпочитают не специально заданные творческие занятия, а творческую самостоятельную деятельность в течение дня в детском саду. Некоторые дети указали на то, что для выполнения работы творческого характера им необходима помощь взрослого.

    Все это говорит о том, что воспитатель в своей работе должен уделять больше внимания тем видам деятельности. Педагог должен создать для выполнения с детьми специфических работ (рисования, лепки, аппликации) атмосферу творчества и сотрудничества. Это повысит желание детей участвовать в специфических детских деятельностях, а помощь взрослого в работе с детьми – применение различных методов и средств работы, разнообразных педагогических стимулов, способствует развитию и повышению уровня творческой деятельности в системе обучения детей.

    Изучение особенностей творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе педагогического эксперимента позволило получить качественные характеристики творческих способностей и выделить три качественно различных уровня их сформированности: низкий, средний, высокий.

    Эмпирические исследования выявления творческих способностей детей дошкольного возраста

    Проанализировав результаты диагностики уровня творческих способностей у старших дошкольников до начала исследования мы установили, что:

    1. из 12 обследуемых детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе на начало исследования были выявлены следующие уровни творческих способностей:

    Высокий уровень – 2 ребенка – 16,7%

    Средний уровень: 6 детей – 50%

    Ниже среднего уровень: 4 ребенка – 33,3%

    2. В экспериментальной группе на начало исследования были выявлены следующие уровни развития творческих способностей:

    Высокий уровень: 2 ребенка – 16,7%

    Средний уровень: 7 детей – 58,3%

    Ниже среднего уровень: 3 ребенка – 24%

    Предъявим данные в таблице (Таблица 1)

    Таблица 1

    Результаты изучения уровней творческих способностей у страших дошкольников на момент начала исследования

    Группы Уровни

    высокий средний ниже среднего

    контрольная 1 чел.

    16,7% 6 чел.

    50% 4 чел.

    33,3%

    экспериментальная 2 чел.

    16,7% 7 чел.

    58,3% 3 чел.

    24%

    Для проведения сравнительного анализа результатов исходного уровня творческих способностей детей дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп, отобразим данные в диаграмме (рис. 1).

    Рис. 1. Диаграмма по результатам изучения уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста МКДОУ №1 детского сада «Светлячок» до начала исследования

    Итак, изучив исходный уровень творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в МКДОУ №1 детского сада «Светлячок» мы выявили, что в контрольной и экспериментальной группе уровень почти одинаковый, разница составляет 8,3% в среднем и 4,3% в ниже среднем уровнях.

    Далее мы перешли ко второму этапу экспериментальной работы (формирующему эксперименту). Для этого мы разработали программу, которая направлены на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

    С целью изучения проблемы использования данного комплекса занятий при развитии творческих способностей у старших дошкольников, нами был проведен комплекс занятий поданной программе в контрольной группе.

    По окончанию эксперимента, мы перешли к контрольному этапу экспериментальной работы.

    После чего осуществили повторную диагностику уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, где получили следующие данные:

    1. В контрольной группе:

    Высокий уровень – 2 ребенка – 16,7%

    Средний уровень: 6 детей – 50%

    Ниже среднего уровень: 4 ребенка – 33,3%

    2. В экспериментальной группе:

    Высокий уровень: 5 ребенка – 41,7%

    Средний уровень: 7 детей – 58,3%

    Ниже среднего уровень: 0 ребенка – 0%

    Для проверки эффективности использования данного комплекса занятий в развитии творческих способностей у дошкольников и сопоставив уровни развития творческих способностей у детей контрольной и экспериментальной групп, на момент проведения нашего исследования: мы определили, что в уровне развития творческой способности детей экспериментальной группы произошли положительные изменения. В группе было выявлено 5 детей, у которых уровень развития творческой способности высокий (41,7%, из них у двоих детей на начало исследования был средний уровень, а у одного ниже среднего уровень развития творческой способности. Произошли количественные изменения в уровне ниже среднего. Один ребенок с уровнем ниже среднего развития творческой способности поднялся до среднего уровня.

    Предъявим результаты нашего исследования в таблице (табл. 2).

    Таблица 2

    Результаты изучения уровней развития творческой способности у детей старшего дошкольного возраста на момент проведения нашего исследования

    Группы Уровни

    высокий средний ниже среднего

    контрольная 2 чел.

    16,7% 6 чел.

    50% 4 чел.

    33,3%

    экспериментальная 5 чел.

    41,7% 7 чел.

    58,3% 0 чел.

    0%

    Рус. 2. Динамика уровней развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на момент проведения нашего исследования

    Итогом целенаправленной работы по развитию творческих способностей у старших дошкольников на занятиях в экспериментальной группе является положительная динамика роста развития творческих способностей детей.

    Таким образом, на основании положительной динамики, происходящей в результате использования разработанных нами занятий для развития творческих способностей в экспериментальной группе, можно сделать вывод, что применение данного комплекса занятий способствуют эффективному развитию творческих способностей старших дошкольников.

    Мы разработали программу, направленную на развитие творческих способностей у детей старшего школьного возраста.

    Актуальность программы заключается в том, что она обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и начальной школой.

    Программа развития творческих способностей детей «Развитие творчества в игре» (далее – Программа) разработана на основании Концепции модернизации Российского образования, положения теории Л. С. Выготского, научных идей развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца.

    Основной целью Программы «Развитие творчества в игре» является выявление и развитие творческих способностей детей путем создания условий для максимального развития способностей детей, их личностной, социальной самореализации, с применением специальных игровых педагогических технологий.

    Предлагаемая Программа предназначена для воспитателей и педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов.

    К старшему дошкольному возрасту, в связи с развитием воображения детей, увеличившимся их опытом и знаниями, усложняется содержание игры; игровые сюжеты представляют собой уже не привычные последовательности событий (как они существуют в реальной жизни, а комбинирование, преобразование их, соответствующее желаниям и намерениям ребенка.

    В своих играх дети старшего дошкольного возраста уже почти не используют предметы-заместители, так же как и многие игровые действия. Дети учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем изображении. Игра может протекать во внутреннем плане.

    Творческие игры детей старшего дошкольного возраста уже более сложные как по содержанию, по использованию средств отображения реальной жизни, так и по их организации. Часто это длительные творческие игры, то есть, игры, в которые дети играют долгое время (неделю, две, месяц и т. д., постоянно развивая сюжет, усложняя содержание игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей, отражающие их психическое развитие. Содержание этих игр преимущественно связано с современной жизнью или с наиболее любимыми сказками, рассказами, мультфильмами.

    Творческое воображение старших дошкольников, которое представляет собой сложную переработку полученных представлений, дополнение одних образов элементами других, — это необходимая ступень в развитии подлинного творческого воображения. И мы, взрослые – родители, психологи, воспитатели и др. — должны поддерживать и поощрять его развитие.

    Важно использовать в своей работе с детьми по развитию творческого мышления и воображения игры-путешествия, которые включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий составлены таким образом, – что дети читают стихи, поют песни. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *