Принципы отбора информации

Принципы отбора информации масс-медиа для использования в учебно-воспитательном процессе статья по теме

Современные школьники являются активными потребителями информации различных медиа. Время, затрачиваемое на просмотр телевизионных программ или работу с компьютером, уже приблизилось или превосходит время, которое ребенок проводит в школе. Информация, которую школьники получают из различных медиа-источников, в отличие от учебной, обладает рядом привлекательных свойств: она эмоционально окрашена, актуальна, доступна для понимания детей и подростков. Большое значение имеет также то, что воспроизведение данной информации от ученика не требуется, в отличие от учебной информации, переданной ему учителем или зафиксированной в учебнике. Всё это делает медиа, как источник знаний более привлекательным для учащихся, чем школьные уроки.

Некоторые исследователи отмечают, что в сообщениях средств массовой информации подростки не ищут «новые знания», которые им не «додали» в школе .На первое место выходит желание развлечься. Однако многие медиа берут на себя обучающие, просветительские, воспитательные функции. Школьники часто являются зрителями таких телевизионных программ или посетителями таких сайтов в Интернете, в которых значительная часть информации связана с предметами, изучаемыми в школе.

Уже в 60-е гг. ХX века в педагогической науке сформировалось специфическое направление медиаобразование, призванное помочь школьникам и студентам лучше адаптироваться в мире медиакультуры. Цели и задачи медиаобразования учеными разных стран формулируются по-разному. В широком смысле данное направление изучает взаимодействие «медиа» с процессами обучения и воспитания людей.

Интеграция медиаобразования с традиционными школьными курсами предполагает, прежде всего, включение внешкольной информации в контекст базового образования. Источниками внешкольной информации могут быть:

  • средства массовой информации на печатной основе;
  • электронные средства передачи информации.

Внешкольная информация может быть применена в учебных целях, поскольку она расширяет представления учащихся об окружающем их мире и процессах, протекающих в нём . Однако можно выделить определенные принципы отбора информации различных медиа для использования на школьных уроках, так как далеко не все оригинальные сообщения масс-медиа пригодны для использования на уроках или во внеурочной деятельности по предмету.

Чтобы выявить принципы отбора сообщений СМИ и критерии их соответствия этим принципам, необходимо учитывать свойства информации масс-медиа:

  • — отражая реальности повседневной жизни и реальности искусства, сообщения медиа дают возможность решения задачи объединения естественнонаучного и гуманитарного знания;
  • -медиа информация в отличие от учебных материалов может использоваться на разных этапах урока с разной целью;
  • -многофункциональность медиатекстов представляет прекрасный материал для формирования понимания направленности информационных потоков;
  • -возможность различной интерпретации обладает огромным дидактическим потенциалом. На таких материалах очень удобно обучать школьников аргументации собственных высказываний, формировать умение слышать оппонента, развивать критическое мышление.

Информация, составляющая сообщения СМИ, в сущности, является внешкольной, но, включенная в контекст образования, она становится учебной и входит составной частью в содержание обучения, в основе которого лежат дидактические принципы .

  • Принцип наглядности

Т.С. Назарова выделяет следующие признаки наглядности:

  • -доступность восприятия (понимания);
  • -достоверность формируемых образов через моделирование или аутентичность;
  • -визуализация основных понятий как возможность показа, демонстрации, презентации объекта или явления, его отдельных сторон, признаков.

Важно, чтобы медиапродукты, используемые в учебных целях, соответствовали данным критериям. Кроме того, принцип наглядности выдвигает два жёстких требования, относящихся к отбору сообщений масс-медиа и к процедуре создания средства обучения на их основе:

  • -учёт и творческое использование накопленного опыта создания средств обучения;
  • -тщательная экспериментальная проверка дидактических качеств созданного средства обучения до его массового выпуска и использования в учебных целях.
  • Принцип научности

В традиционной дидактике данный принцип трактуется как соответствие передаваемой школьникам информации современному научному знанию. По отношению к медиаобразованию такое понимание принципа научности выступает «уничтожителем» самой идеи формирования критического мышления. Сформировать критическое мышление на основе только полностью достоверной информации невозможно. Научно недостоверных сообщений средства массовой информации передают значительное количество. Такая информация служит материалом для формирования у школьников умения обнаруживать ошибки и неточности, вносить предложения по их исправлению, воспринимать альтернативные точки зрения, приводить аргументы, трансформировать информацию. Исходя из изложенного понимания принципа научности, можно предложить следующие критерии отбора сообщений СМИ:

  • -информация не противоречит современным научным представлениям;
  • -в сообщении есть научные неточности и ошибки, которые после дидактической обработки информации не повлекут за собой формирование у учащихся искаженной картины мира;
  • -сообщение представляет собой исторический документ, показывающий пути развития научного знания.
  • Принцип актуальности

В рамках интегрированного медиаобразования актуальность можно понимать как действенность, злободневность, соответствие запросам современности, особую важность для настоящего времени. Это предполагает немедленное обращение учителя к публикуемым в СМИ информационным сообщениям. Будучи близкими ученикам по времени, такие сообщения возбуждают у них интерес. Однако быстрое устаревание информации СМИ вызывает падение интереса учащихся к событию с увеличением времени, прошедшим между сообщением и включением сообщения в учебно-воспитательный процесс. Отсюда критерии отбора сообщений средств массовой информации можно сформулировать следующим образом:

  • -в сообщении СМИ отражены события, близкие учащимся по времени и волнующие их;
  • -сообщение представляет собой документальный текст, расширяющий представления учащихся об изучаемом предмете, имеющим историческую ценность или важное воспитательное значение;
  • -сообщение масс-медиа являются классическим текстом, хорошо знакомым всем.

  • Принцип систематичности

В данном контексте нам представляется полезным создание некоторого банка сообщений средств массовой информации, включающего в себя наиболее характерные, повторяющиеся сообщения по различным темам школьных курсов, с возможностью оперативной замены морально устаревшей информации новой, более актуальной. С позиции принципа информация может быть использована в учебных целях, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • -не разрушается структура школьного курса;
  • -информация может длительное время хранится в банке данных;
  • Принцип доступности

Важнейший принцип обучения. При работе с сообщением средств массовой информации у школьников могут возникнуть затруднения, связанные, во-первых, с содержанием информации и, во-вторых, со стилем изложения. Поэтому информация, содержащаяся в сообщении масс-медиа, может быть использована в учебных целях, если:

  • -информация превышает тезаурус ученика, которым он обладает на момент предъявления сообщения, благодаря чему она воспринимается не как «банальная»;
  • -сообщение полностью соответствует тезаурусу школьника, но освещает событие или факт с новой, возможно неожиданной, стороны;
  • -есть возможность дидактической обработки сообщения, снимающей тезаурусный барьер(адаптация текста), с сохранением основной информации сообщения и стиля её изложения.

Расширение спектра задач, на решение которых направлено разрабатываемое средство обучения в рамках интегрированного медиаобразования, часто делает недостаточными данные критерии. Поэтому также можно выделить дополнительные принципы отбора информации масс-медиа.

  • Принцип избыточности

Развитие умений у учащихся вычленять главные мысли в информации, выявлять скрытый смысл, понимать позицию автора, определять цели коммуникации, соотносить форму, содержание и назначение(аудиторию)сообщения.

  • Принцип комплементарности

Соответствие содержания медиатекста содержанию школьного курса (по Л.С. Зазнобиной, точки пересечения внешкольного и учебного информационного потоков) .

  • Принцип изоморфизма

Это означает, что средство медиаобразования должно правильно отражать специфику медиатекстов, обусловленную особенностями того или иного вида медиа.

Таким образом, требования к сообщениям средств массовой информации, на основе которых разрабатываются средства медиаобразования, дополняются принципами избыточности, комплементарности и изоморфизма, а интеграция медиаобразования с базовым может быть достигнута органичным для каждой учебной дисциплины медиаобразовательным целеполаганием и достижением поставленных целей на фактическом материале той или иной дисциплины. Следует находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и «внешних» информационных потоков. Обеспечивать их пересекаемость. Затем ставить и решать те медиаобразовательные задачи, которые позволяет именно этот учебный материал .

Литература:

1.Федоров А.В. Молодёжь и медиа: проблемы и перспективы//Вестник Российского гуманитарного научного фонда.№1.2001.

2.Журин А.А. Включение внешкольной информации в контекст базового образования//Перспективы развития общего среднего образования: Сборник научных трудов. М.: ИОСО РАО,1998.

3.Назарова Т.С. , Полат Е.С. Средства обучения: Технология создания и использования. М.: Изд-во УРАО,1998.0-С.33.

Принципы отбора информации

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Необходимо отобрать из собранной информации наиболее необходимую для данной темы, исключив незначительную.

Основой для исключения информации служат аргументы:

· соответствует ли информация избранному подходу;

· важна ли информация для достижения цели;

· поддерживает ли информация цель;

· эффективна ли информация;

· придает ли она значимости тексту.

Данный этап работы с фактическим материалом очерчивает контуры будущего текста.

Принципы проверки достоверности информации.Отсутствие достоверности информации может помешать автору, добиться намеченной цели, а значит – может негативно повлиять на выработку адресатом управленческого решения и разрушить корпоративный имидж адресанта.

Для того, чтобы избежать этой ситуации необходимо усилить контроль за качеством подготовки информации, проведя юридическую, финансовую, экономическую и статистическую экспертизу, а также проверить наличия сведений составляющих служебную или коммерческую тайну. Кроме того, важно проверить наименования организаций, правильность почтового адреса и т.п., фамилии, имена и отчества, должности адресатов.

Как составить план?На основе собранной информации необходимо составить план текста делового письма.

Особенно рекомендуется составлять план, если отсутствует опыт составления делового письма, а также при избытке отрицательных эмоций.

Каким образом получается план? Формулируйте выводы на основе отобранной информации. Выводы будут пунктами плана текста, составленного в строгом соответствии с фактическими данными, а также строго сориентированными на конечную цель.

После того как план составлен, его следует тщательно просмотреть и уточнить.

Пример работы над планом делового письма

1 База данных:

· факт предварительной договоренности между Вами и рекламным агентом о публикации рекламы без документального оформления;

· номер журнала, в котором уже опубликована реклама Вашего товара;

· счет за публикацию рекламы;

· образцы документов (заявка на размещение рекламного объявления, данные для рекламы), которые по требованию журнала следует оформить для размещения рекламы, но которые Вы не отсылали;

· устраивающий Вас срок размещения рекламы.

2 Составление выводов по базе данных:

· принципиальное согласие на рекламирование товара в журнале имело место, но документально оформлено не было;

· публикация рекламы осуществлена без оформления заявки со стороны рекламодателя, т.е. в нарушение требований, выдвигаемых журналом;

· срок опубликованного рекламного объявления неприемлем по соображениям бизнеса (приходится на «мертвый сезон» и реклама не будет замечена покупателями);

· учитывая большой тираж и авторитет журнала в деловых кругах, рекламирование в нем товара следует признать целесообразным, но публикация рекламы в интересах дела должна произойти в другой срок, т.е. в сентябре;

· на размещение рекламы в этот срок будет оформлена заявка с гарантией оплаты.

Композиция текста письма.Большое значение для эффективности письма имеет композиция текста. Напомним, что под композицией* литературного произведения (в том числе и принадлежащего к эпистолярному жанру) следует понимать его построение, обусловленное характером и назначением письма. Композиция текста письма – последовательность логически взаимосвязанных смысловых частей, объединенных единством темы и цели. Композиция придает письму единство и цельность, обеспечивает соподчиненность его элементов относительно друг друга.

Существенное воздействие на композицию содержания письма оказывает число освещаемых в нем аспектов. Так, сложное письмо может содержать один или несколько аспектов* – содержательных фрагментов, подразумевающихдифференцированное речевое воздействие на адресата, которое обусловлено тем, что одна и та же проблема (вопрос) в данном письме рассматривается отправителем с различных точек зрения. К примеру, в письме, содержащем предложения по заключению договора, договор может оцениваться не только с финансовой, но также с общеэкономической и социальной и т. п. точек зрения.

Таким образом, наиболее сложным для написания является именно многоаспектное письмо. В общем случае оно представляет собой последовательное изложение нескольких аспектов содержания, синтаксически оформленных в виде абзацев.

Структурирование текста письма.Нужно иметь в виду, что в подавляющем большинстве случаев в содержании пи­сем рассматривается всего одна тема. Тем не менее, для освещения его различных аспектов почти всегда возникает необходимость в дополнительной структуризации текста.

Текст письма можно разделить:

· на информационную (смысловую) часть, именно ради нее и пишется письмо (конкретная цель);

· на этикетно-вспомогательную часть, которая не несет информационной нагрузки, однако создает эмоциональный контакт между адресантом и адресатом (этикетно-имиджевая цель).

Композиция информационной части текста.Далее, термин «композиция» будет обозначать построение именно информационной части письма.

При большом объеме информации применяется трехчастная композиция.

Вводная частьтекста предназначена для конкретизации сути вопроса, послужившего поводом для письма. Данная часть текста может состоять из одного абзаца, включающего два предложения. В первом предложении четко формулируется суть вопроса. Во втором предложении, как правило, содержится смысловая и стилистическая подводка к основной части текста. Первый абзац текста письма должен быть самым коротким и предельно ясным.

Основная часть текста служит для последовательного и подробного описания различных аспектов вопроса. В зависимости от сложности и новизны вопроса основная часть может включать от одного до трех и более абзацев, каждый из которых насчитывает от одного до трех предложений. Предложения внутри абзацев должны быть объединены одной и той же мыслью, например:

· в первом абзаце — делается краткое упоминание о состоянии дел на момент отправки предыдущего письма;

· во втором абзаце — даются ответы на поставленные адресатом вопросы, поступившие с его посланием;

· в третьем абзаце — приводится краткая оценка сделанного;

· в четвертом абзаце — указываются нерешенные вопросы и главные причины этого.

Между абзацами должна прослеживаться четкая смысловая и стилистическая взаимосвязь. При этом длина абзацев может последовательно возрастать, но до известных пределов. Длину предложений и абзацев следует по возможности ограничивать, поскольку в противном случае адресату потребуется затратить дополнительные усилия и время для ознакомления, изучения и восприятия текста письма. Заключительный абзац основной части должен быть наиболее убедительным. Логика и стилистика его изложения должны обеспечить адресату возможно более удобный переход к заключительной части текста.

Заключительная частьтекста обычно состоит из одного абзаца, содержащего два-четыре предложения. Первое (при необходимости — и второе) предложение обычно представляет собой вывод, в котором подводятся итоги сказанного в основной части письма. Следующее предложение чаще всего содержит в себе просьбу (требование, указание), адресованное адресату от имени автора или организации (третьего лица), интересы которых он в данном случае представляет. Заключительное предложение выражает характер ожиданий автора послания.

В случае если объем информации небольшой, можно строить текст двухчастным способом.

Главная часть (основная идея), где приводят факты идеи рекомендации.

Второстепенная часть (уточнение деталей) может излагаться: в хронологическом, пространственном, возрастающем, тематическом, сравнительном порядке.

В зависимости от ожидаемой реакции адресата можно применить разные методы составления двухчастного текста.

Дедуктивный метод (форма опрокинутой пирамиды)* Индуктивный метод (форма обычной пирамиды)*
Характеристика Преимущество Характеристика Преимущество
Все факты (стержневую идею) сообщают в первом абзаце; далее излагают только детали · Легко сформулировать первое предложение и далее изложить детали; · главная идея сразу же привлечет внимание; · хорошие новости в начале письма повышают настрой на принятие последующих деталей; · экономится время адресата на ознакомление с главной идеей Постепенное изложение содержания и раскрытия подробностей, например, в хронологическом порядке. Второстепенные детали излагаются в начале текста · Подготовка адресата к отрицательным новостям; ·смягчение воздействия отрицательного ответа; ·восприятие причин отказа: ·повышается вероятность продолжения деловых контактов

* Используется, если информация нейтральная или обрадует адресата.

** Используется, если информация огорчит адресата, либо, возможно, он не заинтересуется ею.

Выбор метода изложения — за автором текста.

По желанию автора в письме может быть дополнительная часть – постскриптум.

Постскриптум — необязательный, но все-таки постоянный элемент структуры письма. Постскриптум (P.S.) представляет собой краткую — не более 3-4 строк — приписку к тексту письма, помещенную после подписи. Необходимость в постскриптуме возникает в следующих случаях:

· адресату требуется сообщить информацию, по каким-либо причинам не вошедшую в основной текст письма;

· основной текст письма отчасти утратил актуальность в связи с изменениями, произошедшими в период с момента подписания до момента отправки;

· требуется еще раз привлечь внимание адресата к определенной информации, вошедшей с основной текст письма.

Постскриптум состоит из сокращения-заголовка — «P.S.», «Post-scriptum» или «Постскриптум», дополнения (приписки) к основному тексту письма и подписи (личной подписи автора без указания должности и расшифровки). Располагается постскриптум на один-два интервала ниже подписи, на одном листе с ней. В необходимых случаях допускается дополнять подпись к постскриптуму датой и временем оформления приписки. Если для оформления постскриптума нет места в нижней части листа, допустимо перенести дополнительный текст (включая заголовок) на оборотную часть листа, сделав сразу после подписи пометку «см. далее» («см. оборот»).

Рассмотрим далее несколько примеров оформления постскриптума:

· Постскриптум. Забыла сообщить Вам, месье Бушар, что в ближайшие два дня я не предполагаю находиться в офисе, поскольку надеюсь поработать над отчетом в более спокойной то есть домашней обстановке. С неизменным уважением … Белов.

· Post-scriptum. У меня только что изменился адрес электронной почты. Сообщаю его Вам для оперативной связи иxoffpostbox@mail.ru. С пожеланиями всего наилучшего…Ухов. 31 марта 2003 года, 12.00.

· P.S. Прошу Вас самым внимательным образом отнестись к срокам исполнения этого поручения. Надеюсь, не подведете. Жму руку. Григорьев. 16.10.2003г.

В исключительных случаях считается извинительным дополнение постскриптума постпостскриптумом, представляющим собой повторную приписку к основному тексту письма. На практике подобное случается, к примеру, в тех случаях, когда письмо с уже оформленным постскриптумом по каким-то причинам оставалось неотправленным, из-за чего у автора вновь возникла необходимость в уточнении каких-либо деталей его содержания.

Постпостскриптум включает сокращение-заголовок — «Р.Р.S.», «Рost-post-scriptxun» или «Постпостскриптум», приписку к основному тексту и подпись (как правило, в виде начальных букв первого инициала и фамилии автора). Для оформления постпостскриптума сохраняют действие и иные правила, отражающие порядок оформления постскриптума. Постпостскриптум располагается на один интервал ниже подписи к постскриптуму.

Композиция этикетно-вспомогательной части письма.Начало письма по желанию автора обычно состоит из нижеперечисленных элементов.

Приветствие (здравствуйте, добрый день, приветствую Вас и т.п.) – элемент письма, которые сокращает психологическую дистанцию. В официальных письмах, как правило, отсутствует.

Обращение– обязательный элемент частного письма, как правило, присутствует и в официальных письмах. При помощи него адресату выражается уважение и создается, эмоциональный контакт. (Уважаемый Виктор Алексеевич!) (Уважаемый господин министр! и т.п.). Обычно после обращения ставится восклицательный знак в отдельных случаях ставится запятая.

Лидер-абзац, необязательный элемент, функциональное назначение которого в создании эмоционального контакта (обычно выражение благодарности). Кроме того, лидер-абзац поясняет мотивы и темы содержания текста, служит подводкой к информационной части письма, что укрепляет процесс ознакомления. (Спасибо за интерес, проявленный к нашему объявлению. Благодарим за своевременный ответ … подтверждаю, что в соответствии с нашей договоренностью … Обращаюсь к Вам в связи с вашим выступлением на радио …).

Заключительная формула вежливости.Заключительная формула вежливости обязательный элемент частного письма. В официальных письмах может отсутствовать. Выполняет функцию, аналогичную функции устного прощания (и предшествующих ему слов) при непосредственном общении с собеседником (при личной встрече или по телефону). Использование заключительной формулы вежливости несколько приглушает официальный тон в конце послания – впрочем, ровно настолько, насколько это позволяют сделать взаимоотношения автора и адресата. Заключительная формула вежливости предшествует подписи.

Сортировка информации.Итак, у составителя письма имеется информация (не приведенная в порядок) и понимание порядка, в соответствии с которым эту информацию следует изложить. Далее приступаем к сортировке информации.

Работая с бумажными носителями информации определяем:

· какой факт подходит первому пункту плана, а какой, например, к третьему;

· что является подтверждением или примером для какого-либо факта;

· нужно ли удалить или добавить некоторые пункты, учитывая приемлемую замену сообщения.

На этом заканчивается процесс обдумывания текста.

LiveInternetLiveInternet

Такими ключевыми факторами являются:
I. Временной интервал. Событие будет взято на заметку с большей вероятностью, если время его развертывания соответствует графику выхода в свет публикаций заинтересованных СМИ. Например, событие, которое длилось в течение нескольких часов или завершилось быстрее, подходит для освещения в ежедневной газете или информационной программе, тогда как сложное событие, разворачивающееся в течение нескольких дней, скорее заинтересует редакцию еженедельного издания. Существуют, однако, события, которые разворачиваются значительно медленнее, но в силу своей особой важности тем не менее заслуживают освещения в СМИ.
II. Интенсивность или пороговое значение. С большей вероятностью будет замечено событие, которое изначально имеет особую важность или же внезапно приобретает ее в силу складывающихся обстоятельств, тем самым привлекая к себе, по сравнению с привычным ходом дел, больше внимания. Последнее касается случаев, когда, например, СМИ ведут обычное наблюдение за деятельностью правительства, финансовыми вопросами или затяжным конфликтом.
III. Ясность, отсутствие неопределенности. Чем меньше сомнений вызывает событие, тем больше вероятность его отбора.
IV. Близость к культурным запросам аудитории. Чем больше то или иное событие соответствует культурному уровню и интересам предполагаемой аудитории, тем более вероятен его отбор.
V. Соответствие ожиданиям. Событие, которое совпадает с некоторыми существующими ожиданиями или предубеждениями, будет отобрано с большей вероятностью, чем то, которое не соответствует им. Это может быть, например, сообщение об обострении ситуации в потенциально конфликтогенном регионе, о давно предполагавшихся политических изменениях и т.д.
VI. Непредвиденность. Среди сообщений, совпадающих с определенными ожиданиями или предубеждениями, с большей вероятностью будет отобрана информация о событии, которое в принципе ожидалось, но вдруг приняло не совсем обычный или совершенно непредсказуемый оборот.
VII. Взаимосвязанность. Как только какое-либо событие будет признано заслуживающим освещения в данной газете, теле– или радиопрограмме, возникает дополнительный импульс к поиску и отбору из поступающего потока новостей логически связуемых с ним сюжетов.
VIII. Композиция. Новости отбираются и “расставляются по местам” так, чтобы полученный в итоге “медиа-образ” (газета или программа последних известий) представлял собой сбалансированную целостность; при этом некоторые сообщения могут сознательно подбираться по принципу контраста.
IX. Социокультурные и ценностные установки сообщества людей, принимающих и обрабатывающих информационный поток, предпочтения “команды гейткиперов” будут влиять на отбор тех или иных новостей наряду с указанными выше факторами.
Использование модели для объяснения и предсказания результатов формирования “медиа-образа” опирается на три основные гипотезы относительно того, как данные критерии – каждый по отдельности и в комбинации друг с другом – предопределяют отбор тех или иных сведений.
Согласно гипотезе аддитивности, вероятность отражения какого-либо события в “медиа-образе” возрастает по мере увеличения числа критериев, требованиям которых удовлетворяет данное событие.
Гипотеза комплиментарности, или взаимозависимости факторов полагает, что низкий “весовой коэффициент” одного из указанных критериев может компенсироваться высоким “весовым коэффицентом” какого-либо другого критерия.
В соответствии с гипотезой исключения событие, имеющее низкие “весовые коэффициенты” по отношению ко всем критериям, не войдет в “медиа-образ”
Каковы принципы отбора информации в интервью? Какие события и люди попадают в поле зрения ведущего? В современных теориях коммуникации выделяются взаимоисключающие принципы, которые самими авторами этих теорий обозначаются как парадоксы. Дело в том, что существовавшие ранее бинарные оппозиции, задающие границы нормы, в современном обществе размываются и теряют свою однозначность.
Так, традиционный для массовой коммуникации принцип отбора информации по ее актуальности / неактуальности, в основе которого лежит критерий социальной важности, в современных СМИ практически не работает. С точки зрения Т. Чередниченко, «размножившиеся свободные СМИ конкурируют, а значит, плодят сенсационные „информационные по¬воды», а значит, обесценивают каждый отдельный такой повод». Об изменении статуса событий в постсовет¬ский период пишет В. А. Руднев: «Само понятие события <…> претерпело кризис. Понятие событийности предполагает, что нечто именуемое событием должно резко менять внутреннюю или внешнюю жизнь человека. Но „событий» так много, что невозможно отличить событие от несобытия. Перемен так много, что их значимость теряется в общей информационной неразберихе». Таким образом, количество событий разрушает ценностную картину мира: «Среди бесконечного множества происшествий ни одно не может быть важнее другого: ведь ни одно не имеет безусловной важности. Когда действительность переходит всякую меру, исчезают моменты, на которых покоилось средневековое представление о порядке: начало и конец, граница и середина. Одновременно исчезают и развертывающиеся между ними иерархические членения и соответствия, а за ними и символические акценты».
Второй принцип отбора информации, базирующийся на оппозиции типичное / необычное, в свою очередь, разрушает представления о реальном мире, так как чаще всего сообщается о событиях необыч-ных, неординарных, аномальных. В этом смысле СМИ следуют закону человеческого восприятия, открытому современной когнитивной психологией, по которому человек воспринимает и членит действительность по принципу «фигуры-фона»: «…при восприятии любого дифференцированного поля одна из его частей инвариантно выделяется четко различным образом; эта часть называется фигурой, а все остальное — фоном» . Пользуясь данной терминологией, можно сказать, что СМИ работают исключительно с фигурами, являющимися по своей сути аномальными явлениями. Многократно растиражированные и не осмысленные в аспекте типологии, аномальные события сами начинают влиять на восприятие реальной жизни. И это дает право говорить о том, что масс-медиа становятся мифопорождающей машиной .
Принцип типичности / необычности коррелирует с принципом предсказуемости / непредсказуемости информации: «…Получатель сообщения всегда знает, хотя бы в общих чертах, тип предметного содержания, направление информирования и модальности … текстов» . Идея предсказующих схем также пришла из когнитивной психологии и связана со сложными процессами восприятия и хранения информации — с понятиями фрейма, концепта. Принципиальным для нас является то, что фреймовая концепция хранения информации объясняет возможность понимания ситуации но представленной в тексте части данной ситуации. Для этого явления А. Г. Баранов предлагает термин «когниотипическая метонимия», когда «в процессах порождения и понимании текстов представленная эксплицитно часть когниотипа замешает весь когниотип» . Таким образом, принцип предсказуемости требует отбора таких информативно значимых деталей, которые прочитывались бы в контексте культуры.
Таким образом, принцип предсказуемости, с одной стороны, помогает понять информацию, но с другой — таит в себе возможность задать восприятие информации под определенным углом зрения, то есть связан с возможной манипуляцией зрительским восприятием. Ю. В. Рождественский, вслед за американским ученным Карни, называет это явление «символическим зонтиком» (symbolic umbrella): «Непрофессиональное, обывательское восприятие состоит я том, что такой получатель усваивает принцип построения коллажного образа и его главных фрагментов. Фрагмент образа состоит из сообщения о со¬бытии, факте, комментария к нему и связки между фактом и коммен¬тарием, которая бывает трех родов: позитивной, негативной и ней¬тральной. Например: … Алла Пугачева — хорошо, Маша Распутина — ни хорошо, ни плохо, сомнительно. Это символические значении словесных конструкций. Символические значения словесных конст¬рукций но законам риторики массовой информации регулярно вос¬производятся. Так, у обывателя складывается набор символов — „символический зонтик»… „Символический зонтик» составляет идеологическую конструкцию, через которую воспринимаются другие ви¬ды содержания массовой информации» .
Следующий принцип отбора информации — принцип прогностичности — непосредственно связан с принципом предсказуемости, но работает не на восприятие содержания интервью, а на последующую дея¬тельность самого телезрителя. Выбор и подача материала в интервью должны «повести получателя к прогнозу развития глобальной ситуации, в которой получатель как бы видит свое место и свою деятельность»
Последний принцип отбора материала, на котором держатся все СМИ, — принцип правдивости и истинности. Мы смотрим ТВ, слушаем радиопередачи, чтобы знать правду и в какой-то степени постигать истину. Вся информация, получаемая наблюдателем из интервью, строится в соответствии с правилами речевого поведения говорящего. Правила речевого общения (или максимы), с формулированные Г. П. Грайсом, гласят: «Не говори того, что ты считаешь ложными, «Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований» . Таким образом, говорящий несет ответственность за достоверность передаваемых им сведений.
Осуществлению принципа истинности в интервью может помешать не только присущие говорящему субъективность и возможная неадек¬ватность восприятия мира, но и неполнота информации, связанная с ограничением временных рамок. В конечном счете за истинность получаемой информации, как это ни парадоксально, будет отвечать зритель, который каждый раз должен задавать себе не только во¬прос «Почему произошло то или иное событие?», но и вопрос «Зачем и кому понадобилось, чтобы это событие выглядело таким образом?» .
Снять проблему неполноты информации помогает принцип коллажности. Он описан Ю. В. Рождественским как принцип организации материала внутри одного выпуска любого органа массовой информации: «…сочетание сообщений в каждом выпуске такое, что логическую связь между ними установить нельзя, но в це¬лом любой выпуск любого органа массовой информации представляет собой целый смысловой образ. Об этом заботится художник газеты, редактор каналов и программ телевидения, режиссеры кинохроники» .
В целом можно сказать, что эта двуединая природа принципов отбора информации интервью, несмотря на ее кажущуюся парадоксальность, не случайна и имеет свое объяснение. Построенная на контрасте (актуальное / неактуальное, типичное / нетипичное, предсказуемое / непредсказуемое, интересное / неинтересное, субъективное / объективное, эмоциональное / нейтральное, полное / неполное), она позволяет, подчеркнув одну сторону явления, подключить при восприятии вто¬рую, имплицитно присутствующую сторону явления, то есть понять, оценить и осознать единичное на фоне типичного, объективное на фоне субъективного, непредсказуемое на фоне предсказуемого. Одна часть оппозиции опускается, присутствует имплицитно.
Двойственность принципов отбора информации интервью отвечает и принципу дополнительности, сформулированному Нильсом Бором, который гласит: «Для того чтобы адекватно описать какой-либо объ¬ект действительности, необходимо, чтобы он был описан в двух противоположных системах описания»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *