Понятие семьи как системы

Семья как система: законы и особенности


Семья, с точки зрения системной семейной терапии, представляет систему. Вообще, система – это кибернетическое понятие и суть его сводится к следующему. Несмотря на то, что система состоит из отдельных частей, она функционирует на новом уровне и ее функционирование нельзя свести к суммарному функционированию ее членов. Это правило называется «целое больше, чем сумма его частей». Семья Ивановых – это нечто большее, чем Маша Иванова и Саша Иванов. Семья Ивановых обладает новыми потребностями и целями, отличными от личных потребностей мужа и жены.

Другой особенностью является взаимное влияние каждого из членов системы друг на друга и систему в целом. В семье вообще не действует обычная линейная причинная связь, типа «муж пришел поздно, поэтому я разозлилась». В семье всегда работает круговая причинность, типа «я отказала мужу в ласке, поэтому он пришел поздно, тогда я разозлилась и ушла ночевать к маме. Мужу снова не хватило внимания, и он вовсе перестал приходить ночевать».

Семью, как систему, можно сравнить с целостным живым организмом, имеющим свои желания и потребности. И эти желания оказываются более весомыми, чем потребности ее отдельных членов. Поэтому в семье люди ведут себя по-особому. Часто так оказывается, что кто-то из семьи понимает неадекватность своего поведения и реакций, но ничего изменить не может. Потому что его реакции задаются семейной системой и той ролью, которая ему в ней отводится. Я, как психотерапевт, часто сталкиваюсь такой проблемой, что человек жалуется на свою неуспешность, ищет, часто подолгу, причины в себе, занимается самокопанием и самоедством, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что проблема то не в нем, а в структуре семейной системы. Он оказывается своего рода «мусорной корзиной», в которую его, не вполне благополучная система сбрасывает весь негатив.

В системной терапии такая ситуация называется «идентифицированный пациент». Смысл таков, что патология находится не в этом конкретном человеке, а в семейных взаимоотношениях. Чаще всего идентифицированными пациентами становятся дети, подростки и другие, наиболее зависимые и несамостоятельные члены семьи. Наличие нездорового члена помогает как-то стабилизировать семью, потому что все хорошее оказывается «в нас, в семье», а все плохое «в нем». Распространенный пример, «мы (семья) – интеллигентные люди, а он – алкоголик (бездельник, психбольной)». Если же попытаться интегрировать слабого члена системы, то всей семье придется тоже изменять свой семейный миф, а здесь есть серьезные трудности.

Здесь мы подходим к двум ключевым законам семейной системы – это закон постоянства (гомеостаза) и закон развития. Сразу видна разнонаправленность этих процессов – стоять на месте или идти вперед. Семейная система парадоксальна, как все живое и оптимальное развитие заключается в преодолении этих противоречий. Эта ситуация перекликается с двумя базовыми эволюционными инстинктами – инстинктом сохранения себя и инстинктом сохранения вида. Нужно найти компромисс между родительским желанием сохранить свой образ мира и настоятельным требованием потомков принести нечто свое новое в этот мир. Изменения в системе происходят медленно и с серьезным сопротивлением. К примеру, сессии индивидуальной терапии проводятся раз в неделю и чаще. Семейная системная терапия идет гораздо медленнее, сессии проводятся раз в две недели, а то и реже. Семья – это более косный механизм, чем индивидуальная психика.

Как видите, перед семьей стоит непростая задача и можно выделить два типа семейных систем по признаку того, как они могут разрешить эти противоречия. Семьи бывают функциональные и дисфункциональные.

Функциональная семья способна выдержать все типичные кризисы семейной жизни. Эта лодка способна продержаться и в штиль и в ураган. В функциональной семье развитие каждого из ее членов является приоритетным. Муж поддерживает жену в ее начинаниях, она его. Важный момент, в функциональной семье самые сильные эмоциональные связи располагаются по горизонтали: между мужем и женой, между братом и сестрой. Вертикальные эмоциональные связи, например, между мамой и сыном, должны быть на втором месте. Поэтому, распространенная гордость мамы, что она «всю себя посвятила детям» – это признак дисфункциональной семьи, которая может развалиться при ближайшем кризисе.

В функциональной семье используются функциональные стабилизаторы. Стабилизаторы семейной системы – это определенные стереотипы взаимодействия, которые приводят семью к равновесию. Функциональные стабилизаторы – это общие интересы, досуг, благополучные дети и их развитие.

В дисфункциональной семье все по-другому. Эмоциональные связи между супругами часто стоят на втором, а то и последнем месте. Часто мать, недовольная своим мужем, всю себя посвящает детям. Дети и их проблемы, обычно выступают негативным стабилизатором во взаимоотношениях. Вообще, детские трудности, страхи, болезни – это не проблемы детей, а проблемы взаимоотношений.

Дети очень чувствительны к невысказанным сложностям семьи и бессознательно сами играют ту роль, которую от них требует поддержание семейного гомеостаза. Например, родители все время ссорятся о том, как им воспитывать сына, который не хочет в школу. Если убрать все эти ссоры вокруг ребенка, то часто оказывается, что и поговорить то им больше не о чем. Другой вариант, у ребенка детская астма. Мама с папой постоянно ругаются и замолкают только тогда, когда у ребенка приступ. Так болезнь ребенка позволяет сохранить равновесие в семье.

Алкоголизм – это, обычно, семейная проблема. Ссоры вокруг пьянства часто служат способом выпустить пар и не касаться реальных сложностей во взаимоотношениях. Муж в этом случае часто проявляет пассивную агрессию. Классическая ситуация, он в трезвом виде молча терпит недовольство жены, а тут напьется и…понеслось. В этом случае важно, чтобы жена проявляла крайнюю нетерпимость к алкоголю. В моей практике был случай, когда на прием явились теща с новоиспеченной женой и начали сетовать на алкоголизм молодого мужа. Выясняется, что муж позволяет себе бутылку пива по выходным. Я спрашиваю: «Это которая полтора литра?». «Нет, — отвечают, обычная, ноль пять». Вот так мужья и становятся алкоголиками. Это конечно, утрированный случай, но жизненный.

Следующий признак дисфункциональной системы – это незавершенные эмоциональные связи вне текущей семьи. Главное правило гласит – эмоциональные отношения в текущей семье важнее всех предыдущих. Поэтому мамы, папы, бывшие жены и даже дети от бывших жен должны оставаться на втором месте. Если у мужа или жены сильная эмоциональная связь с матерью, она каждый день звонит и интересуется, то эта связь будет растягивать новую пару подобно магниту.

В отношениях со свекровью и тещей все тоже достаточно просто. Если, например, свекровь наседает на невестку, то это потому и только потому, что муж не дает матери прямого указания: » Мама, это моя женщина, я ее люблю и я хочу, чтобы ты к ней относилась доброжелательно и уважительно». Напротив, такой муж осознанно или неосознанно поддерживает соперничество между двумя важными для него женщинами. То же самое справедливо и для тещи и бывших супругов.

Часто бывает, что жена во время ссор переезжает к родителям. Это тоже признак нестабильной семьи и делать этого не следует. Если семья сможет перенести все свои сложности без пространственного разрыва, то это даст ей шанс для гармоничного существования в будущем и воспитания здоровых детей.

Перевести семейную систему из дисфункционального состояния в функциональное можно, хотя и сопряжено с рядом трудностей. Главное, на мой взгляд, желание договариваться, возможность принятия собственных ошибок и работа над патогенными стереотипами взаимодействия. Часто появляется борьба за то, кто должен сделать первый шаг, т.е. озвучить проблему и начать поиск ее решения.

С одной стороны, мужчины чаще обращаются на терапию с семейными трудностями, когда ощущают себя «главой семьи», а глава семьи это не тот, кто больше зарабатывает, а тот, кто себя осознает ответственным за семью, ее существование и развитие. С другой стороны, у женщин, в силу психологических особенностей гораздо больше возможностей для эмоционального принятия и примирения. Так что, если действовать сообща, то результат не заставит себя долго ждать.

1 – стадия монады – добрачная стадия. Представлена индивидуальной жизнью каждого из людей, которые потом создадут семью. Молодой человек взрослеет, реализует правилами родительской семьи. Аналогичное с женской части.

2 стадия – стадия диады. Пара начинает жить вместе и сталкивается с проблемами. Она должна договориться, по каким правилам будут строить свою систему. Закон развития будет реализовываться, если произойдёт распределение обязанностей.

Здесь важно помнить, что есть правила лёгкие – внешние правила жизни и трудные правила, которые относятся к плохо осознаваемым правилам или правилам связанным с самооценкой. Пример, ситуации когда муж работает а жена нет – вопрос – как ей будут доставаться финансы или когда жена сталкивается с правилами семьи мужа (отмечать дни рождения бурно по понятиям жены и противоположное по мужу).

Дистанция между двумя в диаде очень близкая

3-я стадия – триады, когда появляется ребёнок. Это делает семейную структуру более устойчивой. С другой стороны триада отделяет супругов – дистанцирование, за счёт большего внимания к ребёнку. Говорят что появление ребёнка – это символический развод с мужем. Возникновение ребёнка изменяет функции, права и обязанности членов семьи. Нужно договориться о правилах новой жизни.

4-я стадия – квадрата, появление 2-го ребёнка. Новый член семьи выталкивает 1-го ребёнка. Синдром детронизации – младший свергает с трона старшего, лишая его полномочий единоличного обладания папой и мамой. Порождается сильная ревность, зависть и напряжение в семьях. Старший оказывается перед ситуацией, когда младшему всё а мне ничего. Здесь надо вновь договориться кто кого воспитывает и о том, что старший должен быть не забыт, распределение сил и средств и прийти к новым договорам.

5-я стадия выхода детей во внешний мир. Она начинается, когда в семье появляется первоклассник. Это серьёзная стадия, т.к. происходит проверка семьи как системы на эффективность использованных правил воспитания. Закономерность: если в течение всего 1-го класса ребёнок попадая в школу справляется с предъявляемыми требованиями, то это означает, что семья на данном этапе является функциональной. И наоборот, если в первом классе появляются проблемы, это говорит о дисфункциональности семьи. Важно помнить, что функциональность или дисфункциональность семьи не продолжается весь жизненный цикл. Она может быть функциональной на стадии диады и стать дисфункциональной на фоне триады.

Выход в школу оказывается проверкой для гиперсоциализированных семей также, т.е. семей которые живут по социальным правилам как все. Когда поведение ребёнка становится не стандартным, то он легко может превратиться в так называемый позор семьи. Обычно это связано с теми желаниями, которые оказались неисполненными у самих родителей. Ребёнком пытаются восполнить то, чего сами не могли иметь. Отношения в семье – отношения фрустрации. Благие побуждения не срабатывают.

6-я стадия взрослеющих детей подросткового возраста. Закон гомеостаза очень сильно расходится с законом развития. Семья пытается сохранить прежний статус, но сильными являются центробежные силы. Ребёнок ищет себё, становится взрослым, с другой стороны семья пытается сохранить его статус члена семьи. Возникает мораторий на идентичность, когда с помощью семьи ребёнок прекращает искать свою идентичность. Чтобы преодолеть эту стадию, важно изменить отношение к этому элементу. Семья – реанимобиль – это функциональная модель. Семья где есть подросток должна отпускать его во внешний мир, но при этом оставаться для него надёжным тылом, где он может залечить свои раны, рассказать обо всём. Если в семье есть коалиция мамы и сына против папы, она его не отпустит из семьи и т.п., то создать семью как надёжный тыл не удастся.

Также кризис подростков сочетается с кризисом 30-летних или 40-летних. Все элементы системы переживают нормативный кризис. Это стадия множественного кризиса системы. Семья считается функциональной, если после её прохождения происходит сепарация ребёнка от семьи. Полная сепарация является функциональной и частичная, когда остаётся зависимость от семьи.

7-я стадия – пожилой диады – все дети вышли из семьи (синдром пустого гнезда)

8-я стадия – пожилой монады – после смерти одного из супругов.

Семья как живая система

На сегодняшний день семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия родителей между собой отражаются на воспитании детей.

На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам создания и функционирования семьи. В 50-х гг. XX в. стала развиваться психология семьи, появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и детско-родительских отношений, причины семейных конфликтов и разводов. Возникла необходимость привлечения семьи при решении медицинских, педагогических, социальных задач, что повысило роль семьи в успешном и эффективном функционировании в соответствующих областях.

Согласно закону развития, каждая семья проходит свой жизненный цикл — последовательность смены событий и стадий. Проходит стадии своей трансформации от возникновения (рождения) до прекращения жизнедеятельности (смерти). В литературе описываются системы периодизации развития семьи с различными стадиями жизненного цикла.

Семья представляет собой систему, элементы которой взаимодействуют друг с другом и с окружающими системами. Вследствие действия «прямых и обратных связей» с внешними биологическими и социальными системами семья является постоянно развивающейся. Внешние силы могут оказывать положительное или отрицательное влияние на семью, в свою очередь, последняя воздействует аналогичным образом на другие системы. Таким образом, семейная система стремится, с одной стороны, к сохранению сложившихся связей, с другой — к развитию и переходу на более высокий уровень функционирования (отношений внутри семьи).

Семья представляет собой также гибкую систему, реагирующую на внешние и внутренние воздействия структурно-функциональными изменениями. Без этих изменений функционирование семьи является дисгармоничным, препятствующим личностному росту членов семьи, компенсирующим возникающее напряжение появлением и закреплением симптомов.

В случае гармоничного развития семьи формируется адекватный образ «Мы», включающий определение супружеских отношений, согласованное ролевое поведение и стиль жизни семьи. Источником формирования образа «Мы» является совместная деятельность и внутрисемейное общение.

Важным условием развития сплочённости семьи является гармоничность сочетания образа «Мы» (семья) и образа «Я».

Семья как система имеет жёсткие внешние границы с окружением и слабые внутренние границы между подсистемами и индивидуальностями. Энергия людей сфокусирована в основном внутри семьи или отдельной её подсистемы.

Поскольку семья — это система, то не так важно, какой из её элементов изменяется. На практике изменения в поведении любого из членов семьи влияют на неё и другие входящие в неё подсистемы (других членов семьи) и одновременно испытывают воздействие с их стороны.

Что же понимается под системой?

Система — выделенное из среды множество элементов, организованных в единое целое.

Живая система — саморазвивающаяся структура, обладающая возможностью самотрансценденции.

Живые системы имеют определённые границы, отделяющие взаимодействующие друг с другом элементы от элементов внешней среды. Границы системы задают её структурные рамки, которые помогают поддерживать связь между элементами системы и делают её единым целым.

Понятие границ позволяет лучше понять функционирование семьи. В соответствии с системными представлениями любая система обладает определёнными, непрерывно расширяющимися границами. Каждая система, существующая во Вселенной, включена в систему более высокого порядка (суперсистему) и состоит из систем более низкого порядка (подсистем). Понятие границ помогает осмыслить особенности той или иной системы. Без этого наше представление о строении любого объекта было бы затруднено, и мы не могли бы выделить его из множества систем разного уровня сложности. Лишь, после того как границы определены, можно разобраться в том, из чего состоит сама система.

При работе с семьями психотерапевт должен понимать, где пролегают границы семьи. Анализируя структурные элементы семьи, он может определить различные подсистемы, включённые в общую границу. Таким образом, он может понять, из кого состоит семья. Было бы ошибочно предполагать, что она состоит просто из людей, живущих под одной крышей. Члены семьи могут порой находиться за сотни километров друг от друга и при этом составлять единый «живой» организм. Письма, телефонные звонки и визиты тех, кто составляет расширенную семью, могут как ослаблять, так и укреплять нуклеарную семью.

Определение психотерапевтом семейных границ связано с оценкой характера взаимодействия и степени взаимной зависимости, характеризующих отношения членов семьи. Это связано с оценкой того, кто из них находится друг с другом в более тесном контакте. Психотерапевт должен при этом принять во внимание всех значимых лиц и их места по отношению к границам семьи, а также взаимодействие между её членами.

Границы системы со временем могут изменяться, и сама система не стоит на месте, а развивается, подчас это может затруднять процесс определения её границ. Поэтому необходимо принимать во внимание особенности развития семейной системы.

Границы семьи всегда в той или иной степени проницаемы, благодаря чему она может расти и развиваться. Чем больше закрыта семейная система для поступления новой энергии и информации, тем меньше её ресурсы, необходимые для удовлетворения её постоянно растущих потребностей. Оценка степени открытости семьи сопряжена с определением возможности её роста и удовлетворения потребностей её членов, а также её следования внешним требованиям. Подобная оценка предполагает получение сведений о том:

  • Насколько гибкими являются границы семьи;
  • Каким образом осуществляется «фильтрация» информации — как входящей в семью, так и из неё исходящей;
  • Кто из членов семьи является источником новой информации или занимается её обработкой и передачей;
  • Каким образом семья поддерживает свою целостность.

Семья рассматривается как целостная система — вся семья, вся семейная система. Эта система имеет такие признаки:

  1. система как целое больше, чем сумма её частей;
  2. что-либо, затрагивающее систему в целом, влияет на каждый отдельный элемент внутри системы;
  3. расстройство или изменение в состоянии одной части системы влечёт изменение других частей и системы в целом.

До настоящего времени ещё не выработана общая теория, которая могла бы стать основой для изучения семьи. Имеется значительное количество школ, течений и направлений с различными, нередко трудно сопоставимыми подходами к изучению семейной проблематики и к семейной психотерапии. Особенно это характерно для нашей страны, в которой психология и психотерапия семьи находятся на начальном этапе развития. Отсутствие единого подхода к исследованию семьи и понимания её сущности.

Несмотря на многообразие подходов изучения семейных отношений и инструментов решения вопросов семьи, всегда есть основа, которая является отправной точкой любого процесса. И если рассматривать вопросы семейной проблематики с точки зрения её основы, исходя из того, что семья — это живая система, а любая система состоит из элементов, то получается, что взаимодействие элементов системы отражает уровень этой системы.

Например:

  • взаимодействие между элементами системы отличное или хорошее — тогда перед нами система способная саморазвиваться, у этой системы есть внутренняя энергия для развития, совершения и совершенствования, элементы системы находятся в резонансе на одной волне высокой частоты и получают удовольствие от взаимодействия друг с другом, им радостно и хорошо внутри системы, которую они образовали, т.е. живая система;
  • взаимодействие между элементами системы удовлетворительное (пассивное, вялотекущее) — перед нами система с более низкой частотой взаимодействий между элементами, резонанс между элементами встречается, но редко, живая система в данном случае не обладает той энергией для саморазвития, такая система находится ниже по уровню взаимодействия — это просто система;
  • взаимодействие между элементами системы неудовлетворительное — такая система перестаёт существовать как система, у неё нет энергии жизни, которая образуется от взаимодействия элементов, т.к. элементы системы не взаимодействуют друг с другом.

Таким образом, каждый человек может провести анализ отношений и определить, к какой системе относится его семья, и при осознании проблематики и наличия желания перевести эти взаимодействия на другой, более высокий уровень.

Источники и литература:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *