Источник философского знания по сократу

История философии. 1. Что является источником философского знания, согласно Сократу?

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11

1. Что является источником философского знания, согласно Сократу?
а) постоянная духовная неудовлетворенность;

б) знание о неизбежности смерти;

в)процесс познания мира;

г) жизнь человека в обществе.

2. Каким историко-философским традициям соответствует следующая трактовка бытия:
а) «единое под разными именами; ни сущее, ни не-сущее; существовавшее до мироздания и богов; порождающее и поглощающее все видимые вещи и явления»;

б) брахманизм; в) леаты; г) атомисты; д) даосизм.

3. Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего знание, «Я – человек», сделайте умозаключение:
а) все люди похожи на меня; б) животные тоже мыслят; в) я отношусь ко всем людям; г) я мыслю.

4. Идея философии Возрождения, которая в первую очередь делала акцент на человека как центр мироздания
а) гуманизм; б) христианская идея в) антропоцентризм г)эстетическое понимание действительности;

д) антисхоластика.

5. Человек, который, по словам Пушкина, был «величайшим умом новейших времен, произведшим в науках сильнейший переворот и давшим им то направление, по которым текут они сейчас»:

а) Кант; б) Эйлер; в) Петр I; г) Ломоносов; д) Ньютон; е) Лейбниц.

6.Какая из идей русской религиозной философии XX века отсутствует в следующем перечне: соборность, …, абсолютная ценность человека, богочеловечество?

конечная цель – добро

а) всеединство; б) закономерность; в) целесообразность; г) конечная цель – добро.

7.Какая черта отражает особенность развития марксизма в России?

а) преобладание космологической тематики;

б) практическая направленность на решение задач, связанных с изменением общественно-политического строя;

в) анализ смысла жизненных ценностей человека, его бытия и небытия;

г) анализ соотношения философского и религиозного в сознании российского общества.

8.Какая из черт, характеризующая русскую философию XX века, является лишней в представленном списке?

а) возникновение философских систем;

б) религиозный характер философии;

в) постановка в философии проблем значимых для русского самосознания и культуры;

г) интерпретация текста.

9.Как относился Ницше к сильным личностям?

а) их деятельность непоследовательный и противоречивый характер;

б) они не оказывают никакого влияния на развитие общества;

в) своими необдуманными поступками разрушают общество;

г) только они способны вести общество к прогрессу.

⇐ Предыдущая234567891011

Date: 2015-12-12; view: 1599; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Что является источником философского знания, согласно Сократу?

а) процесс познания мира;

б) жизнь человека в обществе;

в) знание о неизбежности смерти;

г) постоянная духовная неудовлетворенность.

6. Карма в древнеиндийской философии – это:

а) закон вечного круговорота бытия;

б) понятие долга и предназначения;

в) закон воздаяния;

г) выход за пределы круга перевоплощений.

7. Для Платона мир нереальный и недействительный – это мир:

а) первоматерии;

б) эйдосов;

в) множества конкретных предметов и вещей;

г) представлений.

8. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:

а) атомизмом;

б) томизмом;

в) августинизмом;

г) папизмом.

9. Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это:

а) анализ;

б) синтез;

в) дедукция;

г) индукция.

10. Фейербах называл способ иллюзорного, мнимого удовлетворения человеком своих потребностей (в тех объективных условиях, когда его активность не приводит к реальным последствиям):

а) политикой;

б) философией;

в) наукой;

г) религией.

11. Согласно М. Хайдеггеру и Ж. П. Сартру, бытие, на­правленное к ничто и сознающее свою конечность, – это:

а) мышление;

б) переживание;

в) экзистенция;

г) научный факт.

12. Реализм как течение средневековой философии представляет собой:

а) учение о реальном существовании единичных вещей;

б) учение о реальном существовании общих понятий;

в) учение о реальности окружающего мира;

г) учение о реальности существования Бога.

Кто из русских философов является автором «философии всеединства»?

а) Н.Бердяев;

б) Н.Лосский;

в) В.Соловьев;

г) Ф.Достоевский.

14. Течение русской философии, утверждающее особый самобытный характер развития России:

а) западничество;

б) евразийство;

в) славянофильство;

г) местничество.

15. С точки зрения Ф.М. Достоевского, путь к мировой гармонии (обществу без зла) – это:

а) революционные преобразования;

б) нравственное самосовершенствование;

в) экономические реформы;

г) такой путь не возможен вообще.

16. Философия «серебряного века» была:

а) диалектико-материалистической;

б) позитивистской;

в) сциентистской;

г) религиозно-идеалистической.

17. » Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами» – писал автор «Философических писем», осмелившийся сказать горькую правду об исторической судьбе Росси:

а) Герцен,

б) Чернышевский,

в) Белинский,

г) Чаадаев.

Согласно В.С. Соловьеву, три абсолютные ценности- благо, истина и красота – всегда образуют единство, смыслом которого являются


а) любовь,

б) счастье,

в) мудрость,

г) бессмертие.

19. Учение о всеобщей закономерной связи и взаимной обусловленности всех явлений – это:

а) детерминизм;

б) индетерминизм;

в) диалектика;

г) синергетика.

20. К атрибутам материи относится:

а) движение;

б) мышление;

в) человек;

г) жизнь.

21. Форма бытия, являющаяся главной в экзистенциализме – бытие:

а) неживой природы;

б) живой природы;

в) человека;

г) социальное.

22. Теория самоорганизации сложных систем называется …

а) этика;

б) синергетика;

в) эстетика;

г) диалектика.

23. Какая из перечисленных идей является центральной, основной в умопостигаемом мире по Платону:

а) истина;

б) благо;

в) красота;

г) справедливость.

24. «Пограничная ситуация» в экзистенциализме — это:

а) бытие между свободой и необходимостью,

б) бытие между добром и злом,

в) бытие между любовью и ненавистью,

г) бытие между жизнью и смертью.

25. Умозаключение, в котором переход от общего знания к частному является логически необходимым, называется:

а) аналогией,

б) дедукцией,

в) индукцией,

г) традукцией.

26. К формам чувственного познания относится:

а) факт,

б) восприятие,

в) проблема,

г) гипотеза.

Относительная истина – это

а) неполное знание об объекте, которое впоследствии уточняется;

б) относительно точное знание об объекте;

в) истина, которая впоследствии может быть пересмотрена;

г) знания, отражающие относительно малую часть свойств объекта.

28. Критерием истины является:

а) суждение;

б) опыт;

в) практика;

г) абсолютная идея.

На самых ранних этапах человеческой истории на процесс познания наибольшее влияние оказала такая форма мировоззрения, как

а) научное;

б) религиозное;

в) мифологическое;

г) философское;

30. В основе какой концепции истины лежит принцип соответствия знания об объекте самому объекту:

а) классической,

б) прагматической,

в) конвециалистской,


г) герменевтической.

Основные этапы философии Сократа

Сократ – афинянин, родившейся в простой семье, стал самым известным древнегреческим мыслителем своего времени. В чем заключалась философия Сократа, биография и высказывания в материале статьи.

Биография Сократа

Сократ родился в обычной семье в 5 веке до н.э. Отец работал скульптором, а мать – повитухой. Будущий философ учился самостоятельно. От отца перенял умение скульптора. Он собирал молодых людей, которые жаждали получить новые знания. Проводил беседы на прогулках, площадях, оказывая влияние на окружение. Выступая, как учитель, не брал денег за беседы, считая недопустимым торговлю мудростью. Его жизнеописание велось слушателями, учениками и друзьями, поскольку сам он ничего не записывал. Философия изложена в трудах Ксенафонта и Платона. Но Платон вставлял собственные рассуждения в записи, представляя их в виде дискуссий между Сократом и участниками беседы.

Личность Сократа привлекательна для современников. Они образовали другие философские школы. Каждая продолжала его учение. В нем видели основателя новой философии. Он был учитель, образец ясного ума и внутреннего спокойствия. Его внешняя заурядность опровергала укоренившиеся представления греков о том, что красивая душа находится только в красивом теле. Нос мудреца был приплюснут, ноздри – широкими и вздернутыми.

Он беседовал с людьми, из разных социальных классов, и для каждого стремился так поставить вопрос, чтобы собеседник смог правильно понять смысл сказанного Вопросы заставляли собеседника думать. Беседы с желающими привели его в темницу. Ему было предъявлено обвинение в антигосударственной деятельности и служении демону. Демоном назывался внутренний голос, подсказывающий философу рассуждения и мысли. Он отказался бежать из тюрьмы, несмотря на план побега, организованный его учениками и соратниками. Весной 399 года до н.э. философ выпил из кубка, в котором был яд, парализующий дыхание. До последнего дня он был спокоен и продолжал философские беседы и рассуждения с самим собой.

Значение философии Сократа

Сократ запомнился истории реформатором теоретической и практической философии. Аристотель отметил, что именно Сократ основал научную методологию в форме индуктивного рассуждения и определения.

Сократический метод

Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. Из него пошла идеалистическая диалектика. Диалектика – искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в рассуждениях собеседника и их преодоление. Метод основан на двух частях:

  1. Иронии.
  2. Майевтике.

Сократический метод основан на систематических вопросах, задаваемых собеседнику, целью которых было привести его к пониманию собственной невежественности. Это ирония. Но ироническое представление противоречий не является сутью метода. Главное в нем – найти истину через раскрытие противоречий. Майевтика продолжает и дополняет сократический метод.

Сам мыслитель говорил, что его метод, подобно повитухе помогает рождать истину. Мысль разделяется на звенья. Из каждой формируется вопрос, на который есть короткий, или заранее понятный ответ. Говоря проще, это диалог с перехватом инициативы.

Перечислим достоинства сократического метода:

  1. Внимание собеседника сосредоточено и не рассеивается.
  2. Нелогичность в цепочке рассуждений быстро замечается.
  3. Участники спора находят истину.
  4. В цепочке рассуждений разрешаются другие вопросы, не имеющие отношения к первоначальной теме.

Учение Сократа о добре

Рассмотрим, как Сократ понимал добро. Улучшение условий воспитания – священный долг людей. Самое важное – образование как личное, так и других людей. Высшая человеческая мудрость в умении отличить доброе от злого. Каждый человек должен руководствоваться справедливостью в поступках. Тому, кто следит за здоровьем, врач не даст полезный совет. Знание – есть единственное благо, а невежество – единственное зло. Тот, кто идет на поводу своих удовольствий не сможет сохранить чистыми тело и душу. Кто хочет сдвинуть мир, тот должен сначала сдвинуть себя.

Женская любовь страшнее мужской ненависти. Это яд, опасный сладостью. Миром и небом правит мудрость. Пьянство обнаруживает порок, а счастье не меняет характер. Умение радоваться малому – признак богатой натуры. Зло возникает, когда человек не познал добро.

Об истине

Мнение других не имеет значения. Побеждает не решение большинства, а единственного человека.

Учение Сократа о Боге

Богословие стало завершением философии мудреца. Он утверждает, что люди не способны к пониманию истины, все знает только Бог. Афинский философ не испытывал страха перед смертью, поскольку не знал является ли она добром, злом, или высшим благом, и говорил, что человек перед лицом смерти может прорицать. Знамение не оставляет его по дороге в суд и выходящего из зала суда, все происходит так, как нужно. В противном случае, его остановили бы знамением. Хорошего человека Боги оберегают при жизни и после смерти, заботясь о его делах. О Боге Сократ говорил так: «Я знаю, он есть и знаю чем он является». Материя в его определении – выражение божественных мыслей. Отвергал изучение природы, считая это вмешательством в дела богов.

Люди совмещают в себе две противоположности – душу и тело, из которых они состоит. Душа стремиться познать знание и добродетель, тело стремиться к комфорту и низменным желаниям. Различие целей предполагает конфликт между душой и телом. Нужно проявить заботу о душе, а телесные потребности игнорировать. Идеал выше блага даже под угрозой жизни и здоровья.

Нравственный характер разума ставит его выше тела. Разум обладает сверхличной универсальной частью. Эта часть – Вселенский разум, или Бог.

Философ ставил единого Бога выше признанных греческих. Божественное проявляется в душе человека, а истина спрятана внутри него. Бог – не человек, а мироустройство, наделенное разумом. Мудрость человека не стоит ничего.

Этика

В чем заключается этика Сократа? Этический смысл в его философии – добродетель, знание добра и поступки, в соответствии с этим знанием. Храбрый человек знает правильное действие и совершает его. Справедливый – тот кто знает, как поступить в государственных делах и поступает. Благочестивый человек знает религиозные обряды и соблюдает их. Сократ говорил о неразделимости добродетели и знания. Поступая безнравственно, люди заблуждаются и страдают от непонимания добра и зла.

Добродетель достигается только благородными людьми. Среди о добродетелей философ выделил:

  1. Сдержанность – способность совладать со страстью.
  2. Мужество – способность преодолевать опасность.
  3. Справедливость – соблюдение закона людей и бога.

Добродетели философ считал неизменными и вечными.

Рассмотрим философскую этику Сократа:

Познание космоса невозможно, человек не найдет выход из противоречий. Он в состоянии познать то, что ему принадлежит – собственную душу. Отсюда вышло требование философа «Познай самого себя». Цель познания в направлении человека в жизни. Ценность познания явлений в умении жить разумно.

Цитаты Сократа

Его высказывания совмещают мудрость и простоту. Приведем высказывания древнего философа:

  1. «Брак – необходимое зло».
  2. «Женись. Хорошая жена сделает тебя исключением, с плохой – станешь философом».
  3. «Работа без цели лучше бездействия».
  4. «Сила не сохраняет дружбу». Друзья – ловятся и приручаются через любовь и доброту».
  5. «Ешьте, чтобы жить, не живите чтобы есть».

Философия у Сократа – попытка познания себя и других людей своей эпохи. Тема человеческой личности впервые стала центральной за весь период развития философии как науки, который стал называться «Досократовским».

Человек становится единственной формой бытия. Прошлый период философии был сосредоточен на поиски бытия вне человека. Это стало коренным переворотом в разработке проблематики мировоззрения. Сократ первым формирует вопросы отношения субъекта и объекта, духа и природы, мышления и бытия. Философия рассматривает не разделение понятий между собой, а их соотношение друг с другом.

Сократ говорил об объективном характере познания, уделял значение человеку с точки зрения существа, обладающего нравственностью. Верил в родство духовного и божественного, размышлял о бессмертии души. Бог – источник добродетели и справедливости, нравственная, а не природная сила, как считали ранее.

Занимался укреплением и совершенствованием этического идеализма, но не ограничивался этим. Цель философского поиска Сократа – в понимании добродетели и следовании ей.

Сократ говорил, что отношения государства с человеком сравнимы с отношениями родителей и детей. Дети обязаны слушаться родителей, так и человек обязан выражать подчинение государству. Исходя из этого принципа, философ не стал избегать смертного приговора и не совершил побега из тюрьмы. Следование истине и справедливости стоило ему жизни, а смерть показала, что мудрец шел до конца в своих рассуждениях и жил в соответствии с ними.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *