Неосознаваемые поведения человека

Теория установки. Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950)

Выдающийся грузинский философ и психолог Д.Н. Узнадзе подтвердил старинный принцип: гениальная мысль основывается на простом наблюдении и на элементарном эксперименте. В основу его теории установки лег следующий психологический эксперимент. Испытуемому предлагают два предмета, отличающиеся по объему, например, меньший шар в правую руку, а больший — в левую. После 10-15 воздействий подопытный получает равные по объему шары и должен сравнить их между собой. Оказывается, что он не замечает их равенства: большим ему кажется шар в той руке, в которую в предыдущих опытах он получал меньший шар.

Дмитрий Николаевич Узнадзе получил образование в Лейпцигском университете (1909), где занимался у В. Вундта, И. Фолькельта, П. Барта. В 1913 году экстерном окончил историко-филологический факультет Харьковского университета. Он учился именно в то время, когда там царила лингвистическая школа А.А. Потебни. Впоследствии это произвело серьезное влияние на лингвистические исследования Узнадзе с позиции теории установки. В частности, он написал специальную работу, посвященную внутренней форме слова.

Узнадзе изначально отвергает традиционную точку зрения на психологию как науку о сознании. Если считать, что познание, чувство и воля являются сознательными актами, тогда переход от телесных процессов к субъективно психическим будет совсем непонятным, а вопрос об отношении телесного и субъективного окажется неправильно поставленным.

Психолог вынужден будет признать параллелизм тела и души, потому что никакого перехода от телесного до психического в плане традиционной психологии представить нельзя. Отвергая идею параллелизма, Узнадзе отрицает возможность отождествления психического и сознания. Идя дальше, он признает необходимость предположить наличие какой-то формы психического, которая не совпадает с сознательной формой его существования и даже предшествует ей.

Он отвергает также фрейдистскую «психологию бессознательного», которая не понимает того важного факта, что бессознательная и сознательная психическая жизнь — это лишь две последовательные формы развития единой психики. Психоанализ не дает положительной характеристики бессознательного. Проблема развития психики по сути выпадает.

Узнадзе делает упрек той психологии, которая не интересовалась проблемой возникновения психического как бессознательного процесса, не исследовала, как возникает этот процесс и как происходит его переход в активное состояние. Вопрос о связи сознательного и бессознательного, считает ученый, ставится впервые в научной школе, связанной с его именем. «Уровню сознательных психических процессов с необходимостью предшествует активность психики, протекающая без какого-либо участия сознания; существует… досознательный уровень развития психики… Уровнем развития психики, предшествующего сознанию, является установка».

Установка по Узнадзе:

— означает неосознаваемую готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении;

— возникает при наличии потребности и ситуации ее удовлетворения, при взаимодействии субъекта со средой.

В работе «Экспериментальные основы психологии установки» Узнадзе определяет установку следующим образом: «В результате предыдущих исследований у подопытного создается определенное специфическое состояние, которое не может быть охарактеризовано как явление сознания. Особенностью этого состояния является то, что оно предшествует появлению определенных фактов сознания… Это состояние, не будучи сознательным, все же составляет своеобразную тенденцию к определенному содержанию сознания. Правильнее всего следовало бы назвать это состояние установкой субъекта. Почему? Во-первых, это не отдельное содержание сознания, которое противопоставляется другим смыслам сознания и вступает с ним в взаимоотношения, а определенное целостное состояние субъекта. Во-вторых, это не просто какой-нибудь смысл его психической жизни, а момент его динамической определенности. И, наконец, это не какой-либо определенное, отдельное содержание состояния субъекта, а целостная направленность его в определенную сторону на определенную активность. Словом, это, скорее, установка субъекта как целого, чем какое-либо из его отдельных переживаний — его основная, его первичная реакция на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи».

Так, если дать испытуемому читать текст, скажем, на латинском языке, а потом, когда он привыкнет к этому тексту, предложить ему какие-либо русские слова, составленные из букв, имеющих общее начертание с латинскими, то подопытный в течение некоторого времени и эти слова будет читать как латинские.

Для возникновения установки, как показали опыты Узнадзе, достаточно двух элементарных условий — какой-либо актуальной потребности у субъекта и ситуации ее удовлетворения. То или иное состояние сознания, его определенное содержание вырастают только на основе этой установки. Установка не связывается с содержанием сознания, поэтому характеризовать ее в терминах сознания невозможно.

Исходя из таких теоретических основ, Узнадзе отвергает ряд «догматических» предпосылок традиционной психологии.

Сначала он подвергает критике постулат непосредственности, который без каких-либо оснований был перенесен в психологию из физики. Согласно ему причины изменений в мире психических явлений следует искать в них самих, то есть психические явления обусловлены психическими же причинами. Наибольшей критике со стороны Узнадзе подверглась ассоциативная психология, мыслящая связь между элементами чисто психологически. Этот же недостаток он предъявляет гештальтпсихологии.

Согласно второму эмпирическому постулату, который тоже, по Узнадзе, является ошибочным, условия и образ жизни животных на той или иной степени их развития представляют собой продукт длинного ряда «проб и ошибок», которые были осуществлены в не менее длинной череде предыдущих поколений. Правда, уже гештальтпсихологи отрицали концепцию «проб и ошибок» и выдвинули идею озарения (инсайта). Узнадзе же, анализируя его структуру, сводит ее к структуре установки.

Хотя представители гештальтпсихологии и К. Левин с его «теорией поля» и разрабатывали тематику потребностей и ситуации деятельности, они оставались на уровне абстрактного рассмотрения этих проблем. Факты, вскрытые этими исследователями, Узнадзе перетолковывает согласно своей концепции гештальтпсихологии. Если нет ситуации, нет и установки. Без наличия общего и согласованного воздействия ситуации и потребности нет основы для того, чтобы у субъекта образовалась установка и чтобы он был готов к действию. Узнадзе соглашается с Левиным в его идее о «возбуждающем характере определенного круга представлений».

Последовательно раскрывая свойства установки (иррадиация, перенос с одной чувственной области в другую, генерализация), Узнадзе не забывает подчеркивать, что «установка не является феноменом сознания». Кроме того, она не является специальной функцией органов восприятия, а общим состоянием индивида. Именно факты ее широкой иррадиации и генерализации подтверждают это положение. «У нас, — отмечает Узнадзе, — существует определенное состояние, которое, само не будучи содержанием сознания, имеет, однако, силу на нее влиять. В наших опытах это состояние воспроизводится в результате действия учредительных экспозиций, и факт восприятия одинаковых по объему шаров неодинаковыми является закономерным результатом активности этого — бессознательного — состояния».

Критику традиционной психологии Узнадзе направлял против ее тенденции связывать элементы психического в рамках сознания непосредственно, без учета бессознательного влияния, а именно — установки. Он подчеркивал, что связь происходит опосредованно через установку как глубинную психическую базу. Вместе с тем, раскрыв качества установки, он отвергает как ненужное понятие бессознательного вообще и понятие бессознательного в психоаналитическом толковании особенно. Слабую сторону теории Фрейда Узнадзе видит в том, что тот внес антагонизм между сознательным и бессознательным. Согласно теории установки, сознательные и бессознательные процессы по своей природе и структуре одинаковы.

Осветив психологический механизм установки, Узнадзе исследует ее фиксированность, прочность, динамичность, статичность, пластичность, грубость, иррадиированность, генерализованность, константность, вариабельность, стабильность, лабильность, интермодальнисть. На основе многочисленных экспериментов он создает последовательную теорию толкования структуры психического.

Возникновению сознательных психических процессов предшествует состояние, которое Узнадзе не считает непсихическим. Называть это состояние только физиологическим было бы недостаточно. В равной степени оно является психическим. Именно такое положение называется установкой, причем имеется в виду готовность индивида к определенной активности. Возникновение этой активности зависит от потребности, актуально действующей в данном организме, и от объективной ситуации, в которой удовлетворяется потребность. Но в отношении к ситуации и необходимости установка оказывается первичной, она является целостным, недифференцированным состоянием.

В своей начальной фазе установка обычно проявляется в форме диффузного, недифференцированного состояния. Чтобы получить определенную дифференцированную ее форму, необходимо прибегнуть к повторному воздействию ситуации. В результате установка фиксируется. Возникает ее своеобразная форма — фиксированная установка.

Установка, созданная Узнадзе в различных условиях, показывала одинаковые закономерности. В связи с этим ученый установил целый ряд характеристик установки, в том числе индивидуальных различий. Он выделил:

  • статическую и динамическую установку;
  • жесткую и пластичную;
  • лабильную и стабильную;
  • константную и вариабельную.

Исследуя закономерности установки не только на людях, но и на животных, Узнадзе делает вывод о том, что способность реагировать на окружение в форме той или иной установки является наиболее характерной особенностью любого живого организма, на какой бы ступени развития он стоял. Установка является примитивной, но и существенной формой реакции живого организма на воздействия среды.

Исходя из этого Узнадзе пытается свести к установке все проблемы поведения и все психические процессы. «Все поведение, как бы и где оно не возникало, определяется влиянием окружающей действительности не напрямую, а прежде всего — опосредованно — через целостное отражение этой последней в субъекте деятельности, то есть через его установку. Отдельные акты поведения и вся психическая деятельность — явления вторичного происхождения».

В частности, таким вторичным явлением выступает внимание. Старая психология сознания видела в виду отдельную функцию. Узнадзе переосмысливает внимание в плане своей теории. «В каждый данный момент в психику действующего в определенных условиях субъекта входит по окружающей среде и переживается им с достаточной ясностью лишь то, что имеет место в русле его актуальной установки. Это означает, что то, чего не может сделать внимание, что мыслится как формальная сила, становится функцией установки, оказывается, таким образом, не только формальным, но и чисто смысловым понятием».

Установка, по Узнадзе, включает акт объективации, опредмечивая объективный мир. Объективацией называется специфический акт, который на основе деятельности человека превращает предмет или явление на специальный самостоятельный объект наблюдения. При этом объективация не создает объекты — они существуют в объективной действительности независимо от наших актов. Объективация превращает имеющиеся объекты в предметы, на которых человек концентрирует свое внимание, или, точнее говоря, объективирует их.

Термин «объективация» Узнадзе принимает в своеобразном значении: не как переход внутреннего во внешнее, из субъекта в объект, а как результат этого процесса, как создание объекта, с которым взаимодействует человек. Выделение объекта из круга первичных восприятий на основе установки и является актом внимания.

Тот или иной уровень установки он считает специфическим для любого живого существа. Психический уровень объективации присущ человеку как такому существу, которое мыслит, строит основы культурной жизни и выступает создателем культурных ценностей.

Жизнь на уровне установки Узнадзе рисует как непрерывный поток изменений, непрерывное становление нового: установка не знает ничего повторяющегося, ничего тождественного. «Здесь, в плане установки, основным принципом действительности является принцип становления, который исключает всякую мысль о неизменном тождестве явлений. Действительность отражается в психике только в тех своих отрезках, которые необходимы для развития потока деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей живого организма. Сама же эта действительность или какая-либо из ее сторон остается полностью за пределами внимания субъекта, она не является его объектом, не является тем предметом, который специально привлекает к себе его внимание.

Именно на этой основе вырастают мыслительные действия, направленные, по возможности, на всестороннее отображение объективированной таким образом действительности. В духе теории установки Узнадзе интерпретирует все другие психические процессы и свойства. При этом иногда используются положительные достижения рефлексологии. Так, он отмечает, что при затрудненном действии возникают интеллектуальные процессы.

Ученый выделяет два уровня психической активности: уровень установки, где можно, кроме аффективных, найти и ряд малодифференцированных перцептивных и репродуктивных элементов, и уровень объективации, где имеем дело с активными формами психической деятельности — мышлением и волей.

Уровень установки лежит в обычных актах обыденного поведения. До уровня объективации приходится подниматься только в тех случаях, когда перед человеком встает какое-нибудь новое задание, которое требует соответственно нового решения. Тогда необходимо сначала обратиться к акту объективации, а затем на его основе — к мыслительным процессам, которые призваны найти установку, реализация которой возлагается на нашу волю. Эта противоположность установки и объективации была бы определена более четко, если бы понятие «объективация» не имело многозначных интерпретаций не только у самого Узнадзе, но и в многочисленных философски мыслящих психологов.

И все же проблема установки и объективации оказывается центральным пунктом психологической теории Узнадзе. Эти понятия должны выражать противоречивый характер человеческой психики. Так, способность к объективации освобождает человека от прямой зависимости от природных установок, открывает ему путь к независимой объективной деятельности, дает ему силу самостоятельного, объективно обоснованного влияния на обстоятельства и управление ими.

Узнадзе, впрочем, отмечает, что природные особенности человека, особенности его установки продолжают в нем существовать в «снятом» виде и, следовательно, ведущего значения в деятельности человека больше нет. Здесь он не совсем четко объясняет «снятия» как существенный диалектический акт. Снятие «в диалектике означает сохранение положительного. Поэтому идея взаимоотношения природного и культурного, животного и чисто человеческого не раскрывается до логического конца: естественное и культурное остаются в определенной степени разорванными через различные сферы человеческого существования.

Узнадзе утверждает, что на уровне объективации человек становится как бы независимым от своей природы и начинает управлять обстоятельствами в соответствии с их объективным характером. Правда, он оставляет свою прямолинейность, когда признает, что естественная установка все же чувствуется в действиях человека культурного уровня. Эта установка находит свое выражение в личных переживаниях субъекта и влияет на него в определенном, соответствующем ей направлении.

Различение установки и объективации, заключается в том, что первая имеет бессознательный характер, а вторая связывается с сознательными процессами. Между прочим, эти поляризованные понятия свидетельствуют о том, что категориальный строй психологической системы не может основываться только на одной категории. Они выступают парами, а то и целыми группами.

Узнадзе отмечает, что субъект обращается к объективации только в том случае, когда в этом возникает необходимость, например, когда поставлена задача, которая не поддается решению под непосредственным руководством установки. Однако если задачу можно решить непосредственно на базе установки, субъект удовлетворяется лишь мобилизацией соответствующих установок.

Установка порождает объективации, объективация наполняет содержанием установку. В связи с этим Узнадзе указывает, что расширение сферы человеческих установок в принципе не имеет границ. Сюда входят не только установки развивающихся непосредственно на базе актуальных проблем и ситуаций их удовлетворения, но и те, что возникли когда-то на основе лично актуализированных объективаций или были косвенные при содействии образования — изучение данных науки и техники.

Объективация возникает именно на человеческом уровне развития психики. Когда человек сталкивается с трудностями, он прекращает активность в знакомом направлении и сосредоточивается на анализе этого затруднения. Человек удерживает обстоятельства в своем воображении, чтобы иметь возможность их повторно пережить, объективирует их, чтобы, наблюдая за ними, решить, наконец, вопрос о характере продолжение активности. Здесь объективировать — значит делать предмет объектом познания. В объективации мы осознаем, как кое-что остается тождественным самому себе, и мы можем переживать эту действительность сколько угодно раз. Именно это создает в условиях общественной жизни психологическую предпосылку того, чтобы объективирован, следовательно и тождественную себе действительность обозначить определенным наименованием. Поэтому возникает возможность зарождения и развития языка.

На ХVIII Всемирном конгрессе психологов в Москве Пиаже, отмечая значительные достижения психологической школы Узнадзе, предложил ввести в психологию понятие «феномен Узнадзе». Советские психологи не остались в долгу, предложив термин «феномен Пиаже».

Теорию установки очень высоко оценил С.Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» (1940, 1946). Однако Рубинштейн переносит центр тяжести с бессознательных компонентов на сознательные, личностные. Согласно его мнению, установка личности — это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к целям или задачам, которые стоят перед ней. что выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление.

Установка личности в широком, общем смысле имеет в себе такое же избирательное отношение к чему-то значимому для нее и приспособление к соответствующей деятельности или способу действия уже не отдельного органа, а личности в целом, включая весь ее психофизический строй. Рубинштейн в определенном смысле сближает установку с апперцепцией. Речь идет об апперцепции не одних только представлений, а всего реального бытия личности.

Явления неосознаваемой установки. Д.Н.Узнадзе.

Установка– готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Речь идет о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка – к периоду, который ему предшествует.

Примеры: моторная установка: преднастройка позы руки, спринтер на старте, готовый к рывку; перцептивная установка: ожидание угрозы – слышатся шаги, шорохи; умственная установка – пример в тригонометрических символах – решать при помощи тригонометрических формул.

Состояние установки имеет важное функциональное значение: субъект подготовлен к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, т.е. более эффективно.

Но могут быть ошибки установки.

Эксперименты Узнадзе: иллюзии объема, зрения, силы давления, слуха, освещения, количества, веса. Обнаружились

контрастные иллюзии установки и ассимилятивные иллюзии установки.

Попытка объяснить: Мюллер – мускульный импульс; теория обманутого переживания.

Но Узнадзе доказал, что эта установка неосознаваема – опыты под гипнозом.

Не имеет никакого значения, знает испытуемый что-нибудь о предварительных опытах или он ничего о них не знает: и втом и в другм случае в нем создается какое-то состояние, которое в полной мере обуславливает результаты критических опытов (состояние, которое нельзя назвать сознательным, но оно вполне действенно направляет и определяет содержания нашего сознания).

Внесознательный психический процесс, оказывающий решающее влияние в данных условиях на содержание истечения сознательной психики. Но это не бессознательное, которое характеризуется неотличимостью от процессов сознания и потенциальностью стать сознательным.

Здесь две различные области психической жизни, из которых каждая представляет собой особую, самостоятельную ступень развития психики и является носительницей специфических особенностей (ранняя досознательная ступень психического развития). Особенность этого состояния – оно предваряет появление определенных фактов сознания или предшествует им. Это состояние, не будучи сознательным, все же представляет своеобразную тенденцию к определенным содержаниям сознания.

Установка:

1. Это не частичное содержание сознания, не изолированное психическое содержание. Которое противопоставленно другим содержаниям сознания и вступает с ними во взаимоотношения, а некоторое целостное состояние субъекта;

2. Это не просто какое-нибудь из содержаний психической жизни, а момент ее динамической определенности;

3. Это не какое-нибудь определенное частичное содержание сознания субъекта, а целостная направленность его в определенную сторону на определенную активность.

Установка– основная изначальная реакция на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и разрешать задачи. Это целостное состояние ложится в основу совершенно определенных психических состояний, возникающих в сознании. Она не следует в какой-нибудь мере за этими психическими явлениями, а наоборот предваряет их, определяя состав и течение этих явлений.

Критические опыты – вариации материала установочных и критических проб.

Неосознаваемые психические явления и поведение человека.

Сознание и его характеристики.

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “ я ” человека и его ” не — я ”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом.

Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д.

Наконец, четвертая характеристика сознания — включение в его состав определенного отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета. Оставаясь психическим, бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличии от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.

Неосознаваемые психические явления и поведение человека.

Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.

Сознание — единство субъективного и объективного. Отсюда становится ясным истинное взаимоотношение сознательного и бессознательного, которое разрешает парадокс бессознательной психики.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, про-приоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знаковости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.

Психическое явление у человека редко бывает вовсе вне сознания. Но возможно неосознанное переживание, в котором не осознан предмет, его вызывающий. Неосознанно является связь переживания с тем, к чему оно относится. Психическое явление может быть осознано самим субъектом лишь через то, переживанием чего оно является.

Можно сильно переживать какое-либо чувство и не осознавать его. Неосознанное чувство — то, в котором переживание не соотнесено или неадекватно соотнесено с объективным миром. Аналогично и настроение часто создается вне контроля сознания.

Существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания, т.е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем регуляции поведения, чем сознание. Таковы бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки.

| следующая лекция ==>
Малая группа. Качественные и количественные признаки малой группы. Формальные и неформальные малые группы. Временные, стабильные, открытые и закрытые малые группы. | Установите соответствие между механизмами восприятия другого человека и их характеристиками.

Дата добавления: 2016-12-18; просмотров: 482 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Бессознательное поведение

У любого человека есть сознательное поведение и бессознательное, инстинктивное, причины которого ему не ясны. Это зависит от той информации, которая заложена в этих двух областях, и соответственно от интеллектуального развития человека. Понятное дело, что человек который задумывается над своими поступками и желаниями, находит их причину и следствие, он понимает, почему он поступил так а не иначе, и понимает к чему это может привести. Интеллектуально развитый человек, мыслит преимущественно на уровне сознания. То есть, говоря об истинном интеллекте, мы говорим не просто о знаниях в виде ума, в котором эти знания хранятся, а о понимании человеком этих знаний и о разуме, то есть об умении их использовать. И это безусловно очень хорошо.

Но мы с вами, в основном своем большинстве, далеко не Будды, это надо признать, ведь для полного понимания всего и вся, нужны немалые усилия, направленные в первую очередь на очищение своего ума от того мусора, которым нам забивали голову с детства, рисуя в нашей голове ненастоящую картину мира. Так что придется хорошенько поработать над собой, чтобы полностью просветится, понять всю природу вещей и суть собственного поведения. А пока, мы все подвержены бессознательному поведению, в определенных пропорциях, и именно бессознательное поведение, делает нас такими неразумными существами, которые постоянно сталкиваются с различными социальными проблемами, возникающими порой на ровном месте.

Конечно хорошо, когда сознательная пропорция существенно превосходит бессознательную, но согласно моей статистике, да и не только моей, большая часть людей на нашей планете, действуют бессознательно. Сложно быть полностью просветленным, ибо скорость мысли в таком случае должна быть очень большой. Вы только представьте себе, что на любое слово или действие, вы отвечаете моментально, но при этом успев обдумать причину того что вам сказали или сделали, побудительный мотив для этого, ожидание с вашей стороны, и собственно ваша реакция, которую вы также должны успеть обдумать и принять объективное решение. Согласитесь, это не просто, и в реальной жизни требует определенного количества времени, и если вы будете пытаться так сделать, то определенно начнете тормозить. Так что приходится действовать бессознательно, опираясь на инстинкт или заложенную в подсознание информацию, которая подбирает нам наиболее приемлемый вариант ответа.

Вот этим-то и пользуются манипуляторы общественным сознанием, на это и рассчитана реклама. Она всячески старается запихнуть нам в подсознание различные варианты поведения, и вызывать тем самым у нас ложные желания. Вы только думаете, что если не обращать внимания на рекламу и не воспринимать ее всерьез, вы не будете подвержены ее влиянию. Вы думаете те, кто платят за нее большие деньги, и тем более те, кто ее создают, не знают психологии поведения человека? Никто не стал бы платить за то, что не приносит результат, а реклама воздействуя на подсознание человека, дает очень большой результат. Представьте себе ситуацию, когда вы вошли в магазин, и увидели перед собой две бутылки минеральной воды, одну из которой вы видели в рекламе, а другую нет, при этом цена у них одинаковая.

Какую бутылку вы возьмете, которую рекламировали, или которую вы видите впервые? Больше тут добавить нечего, очень многое из нашего с вами поведения, программируется теми, кому это выгодно, очень много чего люди делают, совершенно не задумываясь над причиной своих действий. Первым шагом на пути к сознательности и расширению своего сознания, можно назвать постоянное обдумывание своих действий. Достаточно лишь задавать себе вопросы, почему я так поступил, почему я это хочу, почему я так на это реагирую, и главное должен ли я на самом деле все это делать? Психоаналитик может этим заниматься, но ведь он не может быть постоянно рядом с вами, так почему бы, не научится самому себя анализировать.

Вы будете замечать очень много допущенных ошибок со своей стороны, будете видеть их причину, вы станете более объективны в отношении себя. Осознанное поведение, в отличии от бессознательного, всегда ведет к предсказуемым результатам, вам не надо экспериментировать с собой, сначала сделать, а потом посмотреть что получится. На сознательном уровне, вы будете знать следствие всех своих действий, и соответственно сможете ими управлять. Поэтому крайне важно, сделать свое поведение более осознанным, ибо бессознательное поведение, сделает вас жертвой обстоятельств, я бы даже сказал рабом обстоятельств и окружения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *