Советское государственное право

п. Советское право в 1954–1991 гг.

5 марта 1953 года умер Иосиф Сталин. На протяжении многих лет он занимал пост Генерального секретаря Центрального комитета Коммунистической партии. С мая 1941 года возглавлял Совет народных комиссаров (после войны он стал называться Советом министров). Но в условиях общественного строя, который сложился в СССР в 1930-е годы, Сталин был гораздо более значимой фигурой, чем глава правительства и партийный лидер. Он был вождём, сосредоточившим в своих руках практически неограниченную власть. Не ограниченную ни какими-либо государственными органами, ни законом. Довольно часто у политических лидеров подобного типа не бывает преемника. Ведь он должен быть достаточно сильной фигурой, а значит и опасным конкурентом.

В борьбе за лидерские позиции в партии и в государстве победил Никита Хрущёв. С его именем связывают начало нового периода в советской истории – «оттепели».

Оттепель и весна – разные вещи. Весна – это новый сезон, иное состояние природы. Оттепель – лишь временное отступление суровых зимних морозов, которые ещё могут вернуться.

Хрущёвская «оттепель» – частичная либерализация советского политического режима, отказ от использования наиболее жёстких методов управления обществом. Суть же политической системы не изменилась. Она оставалась однопартийной диктатурой. После отставки Хрущёва в 1964 году консервативная тенденция в управлении страной стала преобладать. К сталинским методам руководства возврата не произошло, но от дальнейшей демократизации общественной жизни власти отказались. В Конституции СССР 1977 года (и принятой вслед за ней Конституции РСФСР 1978 года) юридически закреплялась доминирующая роль КПСС.

Её шестая статья гласила: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. <…> Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР <…>».

В конце 1950-х годов много говорилось о необходимости усилить роль Советов в жизни общества. Но выборы в них вплоть до конца 1980-х проходили на безальтернативной основе – «выборы без выбора». О реальной роли высшего (согласно Конституции) органа власти СССР – Верховного Совета – свидетельствует поразительное единодушие при принятии решений. С 1938 по 1986 год ни один из его депутатов не выступил против принятия законов, декретов и постановлений, передаваемых из ЦК КПСС в «советский парламент». «Ведомости Верховного Совета СССР» регулярно публиковали стенограммы его заседаний. Сообщения о результатах голосования (единогласно «за») всякий раз сопровождались пометками о «бурных и продолжительных аплодисментах».

Неизменным оставался и экономический строй советского государства. Его фундаментом была командная экономика, государственная и колхозно-кооперативная собственность. Было бы неправильно считать, что частная собственность абсолютно отсутствовала. Вот выдержка из Конституции СССР 1977 года: «В личной собственности могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. <…>».

Но при этом особо подчёркивалось, что «имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов». Исключалось предпринимательство, использование наёмного труда. Спекуляция – извлечение доходов из перепродажи товаров – относилась к уголовным преступлениям. За хищение государственной собственности, предпринимательскую деятельность, валютные операции, взятки в крупных размерах суд мог приговорить к смертной казни.

Крупный размер – это более 100 тысяч советских рублей. Чтобы было понятно, что собой представляла эта сумма, приведём некоторые данные.

Средняя зарплата в СССР в середине 1970-х – начале 1980-х годов составляла около 200 рублей. Проезд в метро стоил 5 копеек. Самый дорогой отечественный автомобиль – ГАЗ-24 «Волга» – можно было купить за 9200 рублей (разумеется, если покупать его официально).

Жёсткие наказания за экономические преступления не остановили их. В теневой бизнес втягивались работники силовых структур, государственные чиновники самого высокого ранга. За покровительство, создание благоприятных условий для деятельности они получали, как теперь принято говорить, солидные «откаты».

В качестве примера можно привести «хлопковое дело». Это была серия уголовных дел об экономических злоупотреблениях и коррупции в Узбекской ССР. Расследование началось ещё в конце 1970-х годов, но особый размах приобрело после смерти Леонида Брежнева и прихода к власти Юрия Андропова. Было возбуждено около 800 уголовных дел.

К разным срокам лишения свободы суды приговорили более 4 тысяч человек. В их числе были первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана Усманходжаев, первые секретари обкомов партии, бывший председатель Совета министров республики Худайбердыев, генералы Министерства внутренних дел. Бывшего министра хлопкоочистительной промышленности и начальника ОБХСС Бухарской области суд приговорил к смертной казни. Поясним, что ОБХСС – отдел борьбы с хищениями социалистической собственности – как раз и был создан для расследования экономических преступлений.

Но вернёмся к тем изменениям в политико-правовой системе, которые свидетельствуют об относительной демократизации общественного строя.

В 1956 году на закрытом заседании ХХ съезда КПСС Никита Хрущёв выступил с докладом «О культе личности и его последствиях».

Доклад основывался на выводах комиссии, несколько месяцев изучавшей массовые репрессии против партийно-советского руководства. Коллективизация и «раскулачивание», проблемы советских военнопленных, репрессированных после возвращения из немецких лагерей, и многие другие политические кампании в выводах комиссии никак не были отражены. Но и без этого получалось, что в 1937–1938 годах репрессиям подверглось около 1,5 миллионов человек (партийных и советских руководителей разного уровня), из них 680 тысяч было расстреляно.

Основное содержание доклада Хрущёва довольно быстро стало широко известно в стране и за рубежом, хотя официально он был впервые опубликован лишь в 1989 году. Партийное руководство не желало широкого обсуждения проблемы массовых репрессий. Даже делегатам ХХ съезда было предложено воздержаться от вопросов к докладчику.

Тем не менее процесс реабилитации жертв политических репрессий был запущен. Создавались специальные комиссии по пересмотру дел обвиняемых в антисоветской и контрреволюционной деятельности. Всего, по подсчётам историков, за 1954–1980 годы было реабилитировано более 415 тысяч человек. Эта цифра незначительна в сравнении с более поздним периодом. С начала 1960-х годов процесс реабилитации был практически свёрнут. Возвращение к решению этой проблемы произошло лишь во время «перестройки». В Российской Федерации закон «О реабилитации жертв политических репрессий» был принят в октябре 1991 года.

Во второй половине 1950-х – начале 1960-х годов был принят ряд мер по укреплению законности. Была проведена реорганизация правоохранительной системы. Ещё в сентябре 1953 года отменялся внесудебный порядок рассмотрения дел, ликвидировалось Особое совещание МВД. В отдельную структуру выделялись органы госбезопасности. Усиливалась роль прокуратуры как надзорного органа.

Отменялась уголовная ответственность рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и за прогул без уважительной причины. Произошла частичная реабилитация репрессированных народов. Калмыки, чеченцы, ингуши, карачаевцы и балкарцы могли вернуться на свою историческую родину. Восстанавливались национальные автономии этих народов.

Были пересмотрены или приняты новые кодексы уголовного, гражданского, семейного, трудового права. Положение с правами граждан в СССР было противоречивым. Исследователи, как отечественные, так и зарубежные, отмечают достаточно высокий уровень защиты социально-экономических прав.

Кодекс законов о труде ограничивал длительность рабочей недели 41 часом. Минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск составлял 24 дня. Профсоюзы брали на себя значительную часть расходов на оплату путёвок в пансионаты, санатории, детские оздоровительные лагеря. При всех существующих недостатках советская система образования и медицинского обслуживания была доступной для всех слоёв населения и признавалась одной из лучших в мире. Значительные средства вкладывались в жилищное строительство, хотя этот вопрос так и не удалось окончательно решить.

В то же время осуществить гражданские права было весьма затруднительно.

Мы уже говорили о фактическом запрете предпринимательской деятельности. Следует добавить также и то, что труд был не только правом, но и обязанностью граждан. За тунеядство – неучастие в общественно полезном труде – следовало административное и уголовное преследование.

Так, Иосиф Бродский, будущий лауреат Нобелевской премии по литературе, в 1964 году был приговорён к пяти годам труда в отдалённой местности по этой статье.

Свобода передвижения граждан внутри страны ограничивалась институтом прописки. Для выезда за рубеж нужно было получить не только въездную, но и выездную визу. В 1970-е годы появились целые группы «отказников». В основном это были евреи и немцы, которые желали отказаться от советского гражданства и выехать в Израиль и Германию. Разрешения на это они не могли добиться годами.

Бегство за границу или отказ от возвращения на Родину приравнивались к государственной измене. Суд мог назначить за них 10–15 лет тюрьмы с конфискацией имущества или даже смертную казнь.

В то же время практиковалось лишение гражданства СССР, в основном за проявление инакомыслия. Это коснулось, например, таких известных людей, как Александр Солженицын, Галина Вишневская, Мстислав Ростропович, Василий Аксёнов, Виктор Корчной, Юрий Любимов и других.

Свобода совести, декларируемая конституцией, также была значительно ограничена. Новое наступление на церковь началось с конца 1950-х годов. Советское общество должно было семимильными шагами идти к коммунизму, религии в нём не было места. Речь, разумеется, уже не шла об уголовных преследованиях за веру. Но происходило изъятие церковных зданий и имущества, усиление атеистической пропаганды в учреждениях образования и средствах массовой информации.

Что касается политических прав граждан, то их осуществление происходило под бдительным контролем государства. Массовое участие в выборах, митингах, демонстрациях было проявлением не политической воли населения, а лояльности к существующему строю.

Публикации в прессе, телевизионные передачи, произведения искусства подвергались цензуре. После временного её ослабления во второй половине 1950-х годов гайки вновь были закручены. Осуществлять абсолютный контроль в этой сфере было уже невозможно. Запрещённые к печати статьи и книги распространялись через самиздат и тамиздат.

Песни и фильмы тиражировались с помощью магнитофонов. Но превзойти по масштабам официальную пропаганду это, конечно, не могло. Подавление свободы мысли на протяжении нескольких поколений привело к формированию «самоцензуры» – боязни открытого выражения своих взглядов.

Тем более, что статьи за «антисоветскую агитацию и пропаганду» и «подрыв советского государственного строя» в уголовном кодексе оставались. Для борьбы с инакомыслием использовалась и психиатрия. Заявления о несогласии с проводимой политикой, призыв к серьёзным реформам, жалобы на нарушение прав и попытки их защитить объявлялись проявлениями «вялотекущей шизофрении» или «сутяжно-паранойяльного развития личности».

Ответом на насилие со стороны режима стало диссидентское и правозащитное движение в СССР. Оно не было массовым, организованным в общегосударственном масштабе. О формах, организациях, отдельных представителях этого движения попробуйте узнать самостоятельно.

А мы подведём итог и выделим основные тенденции развития советского государства и права во второй половине 1950-х – начале 1990-х годов.

Советское государство и право во второй половине XX в. (1954-1991 гг.)

Государственный аппарат 1954-1977 гг.

После смерти И.В. Сталина в 1953 году во главе правительства и партии стал Н.С. Хрущев. Внешняя и внутренняя политика советского государства, принципы и некоторые отрасли права частично изменились, началась борьба с культом личности Сталина. Началась перестройка государственного аппарата, что было обусловлено стремлением демократизировать государственную структуру и уйти от чрезмерного централизма.

В результате принятых мер в конце 50-х гг. деятельность Советов активизировалась:

  • стали более регулярно созываться сессии, на которых решались вопросы развития народного хозяйства и культуры;
  • укреплялась связь руководства с населением;
  • активизировалась работа постоянных комиссий.

Не всегда реорганизация управления экономикой проходила удачно. Разделение в конце 1962 года районных, областных и краевых Советов депутатов и партийных комитетов на сельские и промышленные привело к нарушению единства власти, в управленческих структурах началась неразбериха.

В этот период значительно обострились вопросы повышения эффективности управления хозяйством. Отраслевой принцип управления строительством и промышленностью заменился территориальным. Упразднились отдельные союзно-республиканские и общесоюзные министерства. Значительно тормозило развитие экономики и сковывало инициативу предприятий централизованная административно-командная система. В 1957 году вся страна была поделена на 105 экономических административных районов, каждый из которых имел свой Совет народного хозяйства. Совет обладал правом руководить всеми предприятиями и стройками.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В области законодательства и правосудия расширились права союзных республик. В феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял закон, в соответствии с которым решение вопросов административно-территориального, краевого и областного устройства переходило в ведение союзных республик. За центром сохранилось право на утверждение новых национальных округов, автономных областей и автономных республик.

В марте 1954 г. при Совете Министров СССР выделился Комитет государственной безопасности (из состава МВД). В 1960 г. прошла ликвидация МВД СССР. Однако это привело к тому, что усложнилась координация работы органов охраны общественного порядка союзных республик.

В 1956 году были упразднены министерства юстиции республик, Министерство юстиции СССР. Их функции были переданы Верховному суду СССР и Верховным судам союзных республик.

В ноябре 1964 г. восстановилась единая система партийных комитетов и Советов. Объединялись промышленные и сельские Советы и парткомы в краях и областях. В 1965 году начали восстанавливаться союзно-республиканские и общесоюзные министерства.

В июле 1966 г. образовалось союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР, которое в ноябре 1968 г. было преобразовано в МВД СССР.

Конституция СССР 1977 г.

7 октября 1977 г. была утверждена новая Конституция СССР, которая состояла из преамбулы и 21 главы, включающей 174 статьи. Впервые составной частью Конституции стала преамбула, в которой был отображен исторический путь развития советского общества. В преамбуле была дана характеристика основных признаков нового социалистического общества.

В Конституции 1977 года был расширен круг вопросов, которые касались экономической и политической систем:

  1. Советское государство было представлено, как общенародное и социалистическое, которое выражало интересы и волю рабочих, крестьян и интеллигенции.
  2. Советы народных депутатов закреплялись в качестве политической основы.
  3. Экономической основой выступала социалистическая собственность.
  4. Верховный Совет СССР был высшим законодательным органом страны и состоял из двух палат — Совета Национальностей и Совета Союза. Совет Министров СССР являлся высшим исполнительным и распорядительным органом.
  5. Верховный Суд обладал высшей судебной властью, он избирался Верховным Советом СССР.
  6. Граждане приобрели дополнительные права и свободы: на охрану здоровья, на жилище, право на участие в управлении общественными и государственными делами, на пользование достояниями культуры, вносить предложения в государственные органы, право обжаловать в суде действия должностных лиц.
  7. Были закреплены новые формы демократии: референдум и всенародное обсуждение.

Конституция 1977 г. оказала огромное влияние на развитие государственного аппарата: были изменены сроки полномочий Верховного Совета и местных Советов. В каждой палате Верховного Совета функционировало 16 постоянных комиссий (законодательных предположений, мандатная, планово-бюджетная, по сельскому хозяйству, промышленности, науке и технике, транспорту и связи и др.).

Изменение государственного устройства СССР в конце XX века

Во внутриполитической жизни СССР с 1989 г. одним из главных стал национальный вопрос, что стало следствием накопившихся проблем. К осени 1988 г. оформились «народные фронты», которые опирались на сепаратистские массовые настроения титульного населения. 12 июня 1990 г. была утверждена Декларация «О государственном суверенитете РСФСР». В октябре 1990 года Верховный Совет издал закон, который предоставлял право органам власти приостанавливать действие союзных актов, если они нарушали суверенитет России. Постепенно начали создаваться параллельные союзным органам государственные институты и структуры.

Страна вступила в кризисную фазу своего развития. В экономике страны стали проявляться негативные тенденции, которые приобрели обвальный характер и способствовали разрушению государственного организма. Параметры хозяйственного развития обладали отрицательной динамикой, росла инфляция, снизился жизненный уровень населения.

Замечание 1

Конфликты на межнациональной основе приобрели угрожающий характер. Межэтническая нестабильность стала причиной значительных эмиграционных потоков из СССР.

События 19–21 августа 1991 г. были последней попыткой противостоять распаду Советского Союза. Был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению, призванный следить за соблюдением Конституции и законодательства СССР. Решения данного комитета были обязательными для исполнения на всей территории страны. Путч был провален, а члены Государственного комитета арестованы. Указом от 25 августа был ликвидирован Совет Министров, прекратили свою деятельность Верховный Совет, Съезд народных депутатов, Президиум Верховного Совета.

Замечание 2

Окончательно судьба СССР была решена на Беловежской встрече, после подписания Соглашения о создании СНГ. Распад СССР был признан свершившимся фактом 21 декабря 1991 г. на встрече президентов в Алма-Ате.

Развитие советского права в 1964-1985 гг.

Правотворческая деятельность в период развитого социализма характеризовалась следующими основными моментами.

1. Правотворческая деятельность осуществлялась по преимуществу в форме указов Президиума Верховного Совета СССР и нормативных правовых актов Совета министров СССР (так, в 1978 г. было принято 505 нормативных правовых актов, в том числе: 10 законов, 35 указов Президиума Верховного Совета СССР, 216 постановлений и 244 распоряжения Совета министров СССР).

2. К концу 1970-х годов была завершена работа по кодификации основных отраслей права (всего было принято 15 Основ общесоюзного законодательства, на основе которых в союзных республиках были приняты свои кодексы и законы), что привело к относительной стабильности в нормативно-правовом регулировании общественных отношений.

3. Была возрождена практика всенародных обсуждений важнейших законопроектов (на всенародное обсуждение выносились проекты конституций СССР и РСФСР, проекты кодекса законов о труде, брачно-семейного кодекса, закона о трудовых коллективах).

4. Была проведена работа по систематизации законодательства: (1) предпринималось издание Собрания действующего законодательства СССР, включавшего более 9000 актов (издавалось с грифом «ДСП») и планировалось издание Свода законов СССР (было издано 11 томов); (2) проводилась работа по подготовке и изданию Свода законов РСФСР (в 1984-1986 гг. было издано восемь томов СЗ РСФСР); (3) было подготовлено Хронологическое собрание законодательства РСФСР, а на его базе — Систематическое собрание законодательства РСФСР.

5. Внедрялись плановые начала в законотворческую деятельность высших органов государственной власти и управления СССР: (1) ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет министров СССР утвердили План приведения законодательства СССР в соответствие с Конституцией СССР; (2) также был утвержден План подготовки законодательных актов СССР и постановлений Правительства СССР на 1983—1985 гг.

Гражданское право. Совершенствование норм гражданского права обусловливалось поиском оптимальных путей создания хозяйственного механизма, обеспечивающего деятельность народного хозяйства.

Для преодоления устаревших методов управления экономикой сентябрьский (1965) Пленум ЦК КПСС принял решение о проведении экономической реформы в стране. Задачи реформы сводились к обеспечению сочетания централизованного планирования с хозяйственной инициативой предприятий и усилением экономического стимулирования производства, развитию постоянных прямых связей между предприятиями-изготовителями и предприятиями- потребителями.

С учетом этих задач 4 октября 1965 г. Совет министров СССР утвердил Положение о социалистическом государственном производственном предприятии (его действие было также распространено на научно-исследовательские, проектно-конструкторские институты, театрально-зрелищные предприятия). Положение расширяло права предприятия во всех основных сферах их хозяйственной деятельности — планировании, капитальном строительстве, реализации продукции и приобретении материальных ценностей, заработной платы и финансов. Вышестоящие организации утверждали предприятиям лишь исчерпывающий перечень титановых показателей.

В целях усиления значения прибыли в экономическом стимулировании предприятий и повышения материальной заинтересованности коллективов в достижении высоких производственных показателей на предприятиях образовывались фонды материального поощрения, социально-культурных мероприятий и развития производства. Распоряжение этими фондами осуществлял директор совместно с профсоюзной организацией и под контролем всего коллектива предприятия.

И после этого неоднократно предпринимались дополнительные меры по расширению прав предприятий, развитию хозрасчета и усилению экономических стимулов, но все ограничивалось полумерами, не обеспечивающими эффективной деятельности предприятий и народного хозяйства СССР в целом (самостоятельность предприятий не укладывалась в административно-хозяйственную систему управления).

В целях преодоления негативных моментов в экономике на основании постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 14 июля 1983 г. «О дополнительных мерах по расширению прав производственных объединений (предприятий) промышленности в планировании и хозяйственной деятельности и по усилению их ответственности за результаты работы» начался эксперимент, который заключался в максимальном предоставлении производственным объединениям (предприятиям) прав в планировании и хозяйственной деятельности. Итоги этого эксперимента через два года были положены в основу очередной экономической реформы, проводимой уже в период перестройки.

Важным событием в области гражданского права было принятие Верховным Советом СССР 24 июля 1981 г. Основ машинного законодательства Союза ССР и союзных республик, на базе которых Верховный Совет РСФСР 24 июня 1983 г. принял Жилищный кодекс

РСФСР. Тем самым впервые на уровне законов получили летальное правовое регулирование отношения, связанные с реализацией конституционного права граждан СССР на жилище.

Жилищный кодекс РСФСР закрепил демократический порядок получения гражданами жилища бесплатно, за счет общественных фондов потребления. Все граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могли беспрепятственно встать на учет по месту жительства в исполкоме местного Совета, а также по месту работы на предприятии, в учреждении или организации.

В целях создания надежных гарантий прав граждан на занимаемое ими жилое помещение Жилищный кодекс детально определял права и обязанности нанимателя и членов его семьи, условия сохранения жилого помещения за временно отсутствующими жильцами, условия обмена и поднайма жилых помещений. Также Кодекс устанавливал исчерпывающий перечень оснований выселения граждан из жилых домов государственного и общественного жилого фонда.

Трудовое право. Важным этапом в развитии советского трудового права явилось принятие Верховным Советом СССР 15 июля 1970 г. Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, на базе которых в декабре 1971 г. был утвержден новый Кодекс законов о труде РСФСР (КЗоТ).

Он состоял из Преамбулы, 24 глав и 256 статей. В него вошли многие нормы ранее действовавшего КЗоТ, но было внесено и много новых норм, направленных на охрану и защиту трудовых прав рабочих и служащих, укрепление трудовой и производственной дисциплины. Так, в целях обеспечения гарантий трудовых прав работников новый КЗоТ: (1) разрешил заключать трудовой договор как в устной, так и в письменной форме; (2) установил обязанность администрации предприятия объявлять работнику под расписку приказ о его принятии на работу; (3) установил, что фактическое допущение работника к работе рассматривается как заключение трудового договора.

КЗоТ более точно определил порядок расторжения трудового договора по инициативе работника: администрация предприятия не мола уволить работника ранее двухнедельного срока со дня подачи заявления об увольнении без его согласия; по истечении этого срока администрация не могла задерживать расчет с работником и отказывать в выдаче трудовой книжки (в противном случае работник мог обратиться с заявлением в суд, по решению которого администрация должна была выплачивать работнику среднюю зарплату за время удержания трудовой книжки).

КЗоТ содержал специальную главу, посвященную регулированию труда женщин, устанавливая для них ряд льгот: ограничивался

труд женщин в ночное время; запрещалось привлекать беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до двух лет, к сверхурочным работам и направлять в командировки; матерям, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения зарплаты. Кодекс содержал главу, регулирующую труд молодежи; так, для работающих подростков возрасте до 18 лет предусматривалось сокращение рабочего времени, предоставление отпуска продолжительностью один календарный месяц в летнее время, ежегодные медицинские осмотры и др. Были введены льготы. Для работников, совмещающих работу с обучением: предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска, бесплатный проезд к месту нахождения образовательного учреждения и обратно, сокращение рабочего времени.

Можно утверждать, что трудовое законодательство было одной из немногих отраслей, которое не только закрепляло демократические права, но и содержало действенные гарантии их реализации, позволяло гражданину бороться с любыми не основанными на законе решениями администрации предприятий.

Земельное право. Новый этап в развитии земельного права был связан с принятием Верховным Советом СССР 13 декабря 1968 г. Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, в соответствии с которыми Верховный Совет РСФСР 1 июля 1970 г. принял Земельный кодекс РСФСР. Согласно новому Кодексу единый государственный земельный фонд состоял из земель шести категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения; земли государственного лесного фонда; земли государственного водного фонда; земли государственного запаса.

Для каждой категории земель был установлен особый правовой режим, включающий особый порядок предоставления их в пользование, условия землепользования и правовой охраны.

Земельные участки предоставлялись в пользование решениями советов министров союзных республик, советов министров автономных республик, исполкомами местных Советов. Эти же органы принимали решения об изъятии земельных участков для государственных или общественных нужд, а также в случаях неосвоения земельного участка в течение двух лет подряд либо использование его не в соответствии с целевым назначением.

В качестве обязательного условия землепользования Кодекс называл пользование земельным участком в тех целях, для которых он был предоставлен.

Как и прежде, земля предоставлялась колхозам, совхозам, другим предприятиям и организациям и гражданам СССР в бесплатное пользование на срок до 10 лет или бессрочно.

Большое внимание в Кодексе уделено регулированию землепользования граждан, которым земельные участки предоставлялись в двух целях — для получения сельскохозяйственной продукции и индивидуального жилищного строительства.

Таким образом. Земельный кодекс РСФСР последовательно проводил в жизнь социалистические принципы землепользования, исключая возможность возникновения каких-либо частнособственнических отношений.

Колхозное право. Третий Всесоюзный съезд колхозников (ноябрь 1969 г.) принял новый Примерный устав колхоза, который был утвержден постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 28 ноября 1969 г. В марте 1980 г. Всесоюзное собрание представителей советов колхозов внесло существенные изменения в Примерный устав колхоза.

Следует выделить следующие основные направления развития в этот период правового положения и деятельности колхозов. Были приняты Примерные правила внутреннего распорядка колхозов, Положение о порядке назначения и выплаты колхозникам пособий по временной нетрудоспособности. В краях, областях и районах РСФСР (как и в других союзных республиках) были созданы соответствующие советы колхозов — для дальнейшего развития колхозной демократии, коллективного обсуждения наиболее важных вопросов жизни и деятельности колхозов и выработки соответствующих рекомендаций колхозам и государственным органам. Колхозы признавались социалистическими сельскохозяйственными предприятиями со всеми правами юридического лица, могли иметь в собственности средства производства: трактора, комбайны, автомашины, иное имущество, необходимое для выполнения уставных задач. Они самостоятельно разрабатывали пятилетний и годовые планы развития своего хозяйства (правда, эти планы должны были формироваться исходя из обязательного условия выполнения государственных плановых заданий по закупкам сельскохозяйственной продукции). Колхозам предоставлялись широкие права по распоряжению полученными доходами: им предоставлялось право иметь основные и оборотные фонды, создавать фонды социального обеспечения, социального страхования, материальной помощи колхозникам и др.; колхозам разрешалось часть продукции реализовывать через систему потребительской кооперации или на колхозных рынках.

Примерный устав колхоза предусматривал предоставление всем членам колхоза выходных дней еженедельно, а в случае производственной необходимости — с перенесением их на более свободное время. Колхозникам, добросовестно работающим в общественном хозяйстве, предоставлялось право на ежегодный оплачиваемый отпуск, который с 1980 г. был установлен на уровне минимального отпуска рабочих и служащих. С 1971 г. на колхозников был распространен порядок исчисления пенсий, установленный для рабочих и служащих, а Законом ССССР от 6 июля 1978 г. «О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения колхозников» были повышены минимальные размеры колхозных пенсий.

Природоохранное право. В конце 1970-х были приняты законы СССР, которыми устанавливался правовой режим использования отдельных природных ресурсов. Этими законами и разработанными на их основе кодексами и законами союзных республик закреплялся комплекс мероприятий, которые должны проводиться природопользователями в целях охраны природных ресурсов, а также предусматривались меры ответственности за нарушение природоохранного законодательства.

10 декабря 1970 г. Верховный Совет СССР принял Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик, в соответствии с которыми 30 июня 1972 г. Верховный Совет РСФСР принял Водный кодекс РСФСР. Согласно Водному кодексу все воды РСФСР признавались собственностью государства. Разрешалось использование вод в следующих целях: для удовлетворения питьевых, бытовых, лечебных, оздоровительных и иных нужд населения; для орошения и обводнения засушливых земель, развития растениеводства и животноводства; для нужд энергетики и промышленности; для судоходства и рыбного хозяйства.

Водопользователи были обязаны рационально использовать водный объект или часть его, заботиться об экономном расходовании воды и принимать меры к полному прекращению сброса в водоемы загрязненных сточных вод, строить и содержать в исправном состоянии очистные сооружения. Предприятия и ведомства должны были осуществлять мероприятия по предупреждению наводнений, затоплений, засоления и заболачивания земель и иных негативных последствий, которые могли возникнуть в процессе водопользования в результате тех или иных воздействий на водный объект.

9 июля 1975 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, в соответствии с которыми 9 июля 1976 г. Верховный Совет РСФСР принял Кодекс о недрах РСФСР.

Законодательством предусматривалось использование недр для геологического изучения; добычи полезных ископаемых; строительства сооружений для подземного хранения нефти, газа, других веществ и материалов; для захоронения вредных веществ и отходов, сброса сточных вод; для иных государственных и общественных нужд. Недра, как правило, предоставлялись в пользование бесплатно. Недропользователи обязывались рационально, комплексно использовать недра в целях удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения, в том числе применять эффективные методы добычи основных и сопутствующих полезных ископаемых и не допускать их сверхнормативных потерь.

17 июня 1977 г. Верховный Совет СССР принял Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, в соответствии с которыми 8 августа 1978 г. Верховный Совет РСФСР принял Лесной кодекс РСФСР.

Согласно Лесному кодексу все леса делились на государственные и колхозные, то есть закрепленные за колхозами вместе с предоставленной им землей. Законодательством разрешалось использование лесов для следующих целей: для промышленной рубки в соответствии с планами экономического и социального развития страны; для ведения охотничье-промыслового хозяйства, охоты, воспроизводства животного мира, заготовки плодов, ягод, грибов и др.; для создания зон отдыха трудящихся.

В процессе лесопользования запрещалось производить рубку леса в неустановленных местах, засорять, захламлять лесные участки сучьями, другими отходами, нарушать пожарную безопасность лесных массивов.

25 июня 1980 г. Верховный Совет СССР принял Закон СССР «Об охране атмосферного воздуха», который закрепил меры по борьбе с загрязнением воздуха. В частности, Закон запрещал проектирование, строительство и ввод в действие предприятий и отдельных цехов без газопылеулавливающих установок, а также выброс загрязняющих веществ в атмосферу сверх установленных нормативов. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха возлагался на Советы народных депутатов и их исполкомы, Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды.

25 июня 1980 г. Верховный Совет СССР принял Закон СССР «Об охране и использовании животного мира», который закрепил мероприятия, направленные на охрану, использование и воспроизводство животного мира, оказание помощи животным в случае их заболевания или угрозы гибели, установил порядок ведения учета и кадастра животного мира.

За нарушение природоохранного законодательства виновные лица подлежали привлечению к уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности.

Семейное право. 30 июля 1969 г. Верховный Совет РСФСР принял новый Кодекс о браке и семье РСФСР.

К наиболее значительным новеллам Кодекса можно отнести:

(1) восстановление равенства правового положения лиц. рожденных в зарегистрированном браке, и внебрачных детей; (2) ликвидацию прочерка в свидетельстве о рождении детей, родившихся вне брака; (3) наряду с добровольным признанием отцовства закрепление возможности установления отцовства в судебном порядке: при этом суд мог принимать во внимание совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и предполагаемым отцом до рождения ребенка, письма и т.п., в которых имелись сведения о членах семьи, иные доказательства.

Вводилось внесудебный порядок расторжения брака, через органы загса — при наличии взаимного согласия супругов и отсутствии несовершеннолетних детей, а также по заявлению одного из супругов, если другой супруг осужден к лишению свободы на срок более трех лет, признан в установленном порядке недееспособным либо безвестно отсутствующим.

Устанавливала порядок признания брака недействительным: если при его заключении были нарушены условия вступления в брак — при отсутствии взаимного согласия, с нарушением условия о брачном возрасте или принципа единобрачия; если заключался фиктивно, без цели создания семьи.

Вносились изменения в институт усыновления.

Административное право. 23 октября 1980 г. Верховный Совет СССР принял первый советский кодифицированный акт в области административной ответственности — Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, в соответствии с которыми 20 июня 1984 г. Верховный Совет РСФСР принял Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (состоял из 5 разделов, 31 главы и 307 статей).

Согласно Кодексу административным правонарушением (проступком) признавалось противоправное виновное деяние, за которое законодательством предусматривалась административная ответственность. Советское государство придерживалось достаточно демократического подхода к трактовке оснований административной ответственности и порядка ее применения, а именно:

  1. административным проступком признавалось только виновное деяние (в форме умысла или неосторожности); при отсутствии вины противоправное деяние не считалось правонарушением;
  2. административный проступок выражался в нарушении конкретного запрета, установленного законодательством; действие, законом прямо не признаваемое административным проступком, не могло влечь административной ответственности.

Кодекс исчерпывающим образом определял перечень органов и должностных лиц, управомоченных разрешать дела об административных проступках и налагать административные взыскания: административные комиссии при исполкомах местных Советов народных депутатов, районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних, народные судьи, органы внутренних дел, органы государственных инспекций, другие уполномоченные органы и должностные лица.

Кодекс закреплял систему процессуальных гарантий защиты прав лица, привлекаемого к административной ответственности, в том числе: право вносить объяснения и замечания в протокол об административном проступке, право знакомиться со всеми материалами дела, право заявлять ходатайства о проведении дополнительных проверок и вызове свидетелей, право пользоваться услугами адвокатов и др.

Субъектами административной ответственности признавались граждане СССР, лица без гражданства, иностранные граждане, а также должностные лица. К административной ответственности привлекались лица, достигшие к моменту совершения проступка 16-летнего возраста.

За совершение административных правонарушений Кодекс устанавливал следующие взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискацию предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного правонарушителю (право управления транспортным средством, право на охоту); исправительные работы на срок до двух месяцев; административный арест на срок до 15 суток.

В 1969 г. был принят общесоюзный кодифицированный законодательный акт в области исполнения наказания — Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик.

18 декабря 1970 г. был утвержден Исправительно-трудовой кодекс РСФСР:

  1. устанавливал, что исполнение наказания не должно иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства;
  2. регулировал только исполнение наказаний в виде лишений свободы, исправительно-трудовых работ, ссылки, высылки и (с 1977 г.) условного осуждения и условного освобождения с обязательным привлечением к труду;
  3. учреждения, исполнявшие наказание в виде лишения свободы: исправительно-трудовые колонии (общего, усиленного, строгого и особого режимов), тюрьмы воспитательно-трудовые колонии (общего и усиленного режимов); с 1977 г. появился новый вид колоний — колонии-поселения для лиц, совершивших преступления по неосторожности, осужденных к лишению свободы на срок не свыше пяти лет;
  4. устанавливал, что каждый осужденный обязан трудиться; предусматривалось, что оплата труда осужденных осуществляется, как и во всем народном хозяйстве, в соответствии с его количеством и качеством по нормам и расценкам, существующим в соответствующих отраслях народного хозяйства, но с учетом частичного возмещения ими расходов по содержанию исправительно-трудовых учреждений
  5. .

Советское государственное право (1917-1991 гг.)

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 15

1. По Конституции РСФСР 1918 г. право издавать декреты имел(и):

1) только Съезд Советов;

2) Съезд Советов и ВЦИК;

3) Съезд Советов, ВЦИК и СНК;

4) ВЦИК и СНК;

5) СНК и ЦК РКП(б);

6) только СНК.

2. По Конституции РСФСР 1918 г. выборы Съезда Советов были:

1) многостепенными;

2) прямыми;

3) частично многостепенными, частично прямыми;

4) процедура выборов не была предусмотрена.

3. По Конституции СССР 1924 г. Совет народных комиссаров избирался:

1) Съездом Советов СССР;

2) Союзным Советом;

3) Советом Национальностей;

4) ВЦИК;

5) Президиумом ВЦИК.

4. По Конституции СССР 1924 г. решение союзных органов власти:

1) могли быть приостановлены на территории союзных республик;

2) не могли быть приостановлены на территории союзных республик;

3) вопрос не урегулирован Конституцией.

5. В соответствии с Конституцией СССР 1924 г. союзные республики имели своих представителей в:

1) ВЦИК СССР;

2) СНК;

3) Верховном Суде;

4) ВЦИК И СНК;

5) СНК И Верховном Суде СССР;

6) ВЦИК, СНК и Верховном Суде.

6. В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. Верховный Совет СССР формировался посредством:

1) многостепенных выборов;

2) прямых выборов;

3) частично многостепенных выборов, частично посредством прямых выборов;

4) институт выборов упразднялся.

7. По Конституции СССР 1936 г. издавать законы имел(и) право:

1) Верховный Совет СССР и СНК;

2) Верховный Совет и ЦК ВКП(б);

3) только Верховный Совет СССР;

4) только СНК;

5) только ЦК ВКП(б).

8. По сравнению с нормами, содержащимися в Конституции СССР 1924 г., Конституция СССР 1936 г.:

1) усилила права союзных республик во взаимоотношениях с союзными органами власти;

2) ослабила права союзных республик во взаимоотношениях с союзными органами власти;

3) оставила эти взаимоотношения без изменений.

9. По Конституции СССР 1936 г. местные органы власти стали называться:

1) Советами рабочих и солдатских депутатов;

2) Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов;

3) Советами депутатов трудящихся;

4) Советами народных депутатов.

10. По Конституции СССР 1977 г. любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР, мог быть принят к рассмотрению:

1) Верховным Судом;

2) Правительством;

3) Генеральным прокурором;

4) Верховным Советом;

5) ЦК КПСС.

11. В соответствии с Конституцией СССР 1977 г. постановление Совета народных депутатов могло быть отменено:

1) вышестоящим Советом;

2) исполнительным комитетом этого Совета;

3) вышестоящим исполнительным комитетом;

4) Правительством СССР;

5) только по решению суда;

6) органами прокурорского надзора;

7) ЦК КПСС;

8) вышестоящим Советом и вышестоящим исполнительным комитетом.

12. Согласно закону «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» от 1 декабря 1988 г. Съезд народных депутатов СССР состоял из:

1) 450 депутатов;

2) 750 депутатов;

3) 1500 депутатов;

4) 2250 депутатов;

5) 2500 депутатов;

6) 5000 депутатов.

13. В соответствии с законом СССР «О статусе судей в СССР», принятым в августе 1989 г., судьи районных (городских), краевых, областных и городских судов:

1) избирались соответствующими Советами;

2) избирались соответствующими вышестоящими Советами;

3) избирались гражданами города (района), области;

4) назначались Председателем Верховного Совета СССР;

5) назначались Председателем Верховного Суда СССР;

6) назначались Председателем Комитета Конституционного контроля СССР.

14. Пост Президента СССР был учрежден:

1) 25 мая 1989 г.;

2) 14 марта 1990 г.;

3) 12 июня 1990 г.;

4) 24 апреля 1991 г.;

5) 8 декабря 1991 г.

15. Конституционный Суд в России был образован:

1) в 1906 г.;

2) в 1917 г.;

3) в 1990 г.;

4) в 1991 г.;

5) в 1993 г.

Список литературы

Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. 9-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2011.

Игнатов В.Г. История государственного управления в России. М., 2002.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *