Официальное и неофициальное общение

Разговорная и книжная речь

Введение:

Послушайте тексты и определите, о чём в них говорится и как говорится – одинаково или по-разному?

1. В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днём плюс 15–17.°

2. Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.

В этих текстах говорится о погоде, но говорится по-разному.

Первый текст можно передать по радио или телевидению, чтобы сообщить точные сведения о погоде.Это книжная речь.

Второе высказывание можно использовать в домашнем разговоре с мамой, бабушкой. Задача этого высказывания -– поделиться впечатлениями о погоде.Это разговорная речь.

Тема урока: «Разговорная и книжная речь».

От чего зависят наши высказывания:

Наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем, то есть от речевой ситуации.

Где мы говорим (в официальной обстановке или в неофициальной),

с кем говорим (с одним человеком, со многими людьми),

с какой целью (общение с кем-то, сообщение информации, воздействие на кого-либо).

Как понимать выражение официальная и неофициальная обстановка?

1.Официальная – деловая, строгая.

2.Неофициальная обстановка – домашняя, непринуждённая.

Сгруппируем примеры.

Дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке в лесу, в магазине, в поликлинике, в общественном транспорте, в гостях у знакомых, на собрании.

1. Официальная обстановка: на работе, в школе на уроке, на экскурсии в музее, на собрании.

2. Неофициальная обстановка: дома, в школе на перемене, на прогулке в лесу, в магазине, в транспорте, в поликлинике, в гостях у знакомых.

Какую речь называют разговорной, а какую – книжной:

Разговорная речь.

Женя помолчала и опять спросила:

– Оля, а кто такой Тимур?

– …Это один царь такой, – намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга, – злой, хромой, из средней истории. (А.Гайдар)

Книжная речь.

Тимур (Тамерлáн), годы жизни 1336–1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покорённого населения и беспощадным разорением целых стран.

(Энциклопедический словарь)

1. Сравним содержание текстов.

В тексте из энциклопедического словаря мы находим точные сведения о Тимуре. Задача речи – сообщить сведения об этой исторической личности.

Первый текст из повести А. Гайдара «Тимур и его команда». Женя заводит разговор с сестрой о Тимуре, так как ей не терпится поделиться впечатлениями о встрече с таинственным, незнакомым мальчиком.

2. Сравним тексты ещё раз.

Найдём в первом тексте слова и выражения непринуждённые (разговорные): это один царь такой, злой, хромой, из средней истории.

А во втором тексте найдём слова и выражения официальные (книжные):

годы жизни, среднеазиатский полководец и завоеватель, предпринял ряд походов, завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением и беспощадным разорением.

3. В первом тексте использованы:

диалогическая речь (беседуют сёстры);

обращение (Женя обращается к Оле);

вопросительные предложения.

Как вы думаете, почему?

Эта речь используется в домашней обстановке. Женя задаёт вопросы своей сестре.

Речь делится на разговорную и книжную. Разговорная речь используется в непринуждённых беседах знакомых людей обычно в домашней, неофициальной обстановке.

Книжная речь обращена ко многим людям, ко всем желающим знать о предмете речи. Она используется в книгах, газетах, на радио и телевидении, в официальных выступлениях и беседах.

Учимся определять, где разговорная речь, где книжная:

1. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застукали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. (И. Тургенев)

– Ну и гроза! Страшно к окну подходить.

– Да, такой грозы давно не было.

– Представляешь, в такую грозу очутиться в поле…

В 1-м отрывке автор нарисовал картину наступления грозы. Это книжная речь.

Во 2-м отрывке обмениваются мнением о погоде. Это разговорная речь.

В Русском музее Санкт-Петербурга есть коллекция глиняных игрушек из села Филимоново. В одном тексте описывает игрушку экскурсовод, а в другом – делятся впечатлениями дети (см. Рис. 1).

Рис. 1. Филимоновская игрушка (Источник)

– Какая яркая игрушка! Раскрашена малиновым, жёлтым, зелёным цветом.

– А лицо белое. Точками нарисованы глаза и рот.

– На юбке, посмотри, какие красивые ёлочки и солнышки!

– В руках держит птичку.

Чудеса из глины.

Почти все филимоновские игрушки – свистульки. Считалось, что они отгоняют злых духов. Прообразом филимоновской барыни с курочкой-свистком в руках было языческое женское божество, олицетворявшее плодородие. Это оно изображается на вышитых полотенцах в окружении птиц, означавших тепло, и коней, в которых наши давние предки видели Солнце. Славянская богиня, путешествуя сквозь времена, старалась не отставать от моды. В XIX веке барыньки принарядились в юбки колоколом и модные шляпки с пером.

1-й отрывок – это диалог, разговорная речь. Для него характерны короткие фразы, эмоциональность.

2-й отрывок – подготовленный монолог, книжная речь.

Докажите, что отрывок написан в разговорном стиле

…Прихожу домой, а мама спрашивает:

– Как дела? Что сегодня получил?

– Двойку, – говорю, – получил, вот что!

Посмотрела на меня мама и пальцем погрозила:

– Ах, хитрец, знаешь, что сегодня первое апреля, вот и разыгрываешь. Показывай скорее дневник, – и засмеялась.

Мне совсем не до смеха стало. Какой смех, если вышло так, что я сам себя разыграл… (Ю. Ермолаев)

Беседуют мать и сын в неофициальной обстановке.

Определите стиль речи. Найдите слова и выражения, характерные для этого стиля.

– А какая Италия?

Это разговорная речь. Характеризуется непринуждённостью беседы, использованием обиходно-бытовой лексики: Италия хорошая, жарко там, фрукты всякие, чёрные от солнца, вовсе нет.

Составляем два текста:

Представьте, что в субботу ваш класс идёт в музей. Вам нужно, во-первых, объявить об экскурсии ученикам класса, во-вторых, сказать о ней своим родителям.

Составьте два текста.

В каком из них вы воспользуетесь разговорной речью, а в каком – книжной?

Книжная речь.

Внимание! В субботу учащиеся 3 класса приглашаются на экскурсию в Русский музей. Начало экскурсии в 12 часов. Тема: «Русские художественные промыслы». Вы познакомитесь с прекрасными произведениями старых народных мастеров. Экскурсовод расскажет об истории возникновения, о пути развития и о традициях каждого промысла.

Разговорная речь.

Мама, наш класс собирается на экскурсию в Русский музей в субботу. Я очень хочу пойти. В прошлый раз мне понравились игрушки из села Филимоново. Мне интересно посмотреть на другие изделия из глины и дерева.

Заключение:

На уроке вы узнали, что наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем, то есть от речевой ситуации. Речь делится на разговорную и книжную. Разговорная речь используется в непринуждённых беседах знакомых людей обычно в домашней, неофициальной обстановке.

Книжная речь обращена ко многим людям. Она используется в книгах, газетах, на радио и телевидении, в официальных выступлениях и беседах.

Список литературы

Домашнее задание

  1. Прочитайте тексты. Определите, где разговорная речь, где книжная.

    Вместе с сыростью пришла и пора грибов. Они виднелись повсюду в изобилии… Их причудливые очертания напоминали какой-то фантастический, неземной мир. Казалось, не будет конца разнообразию форм и цветов. Грибы розовые, как сахарная глазурь, серые и шелковистые, как шкурка котика, грибы со шляпками, загнутыми кверху и выставившими напоказ свои пластинки, словно страницы книги, или похожие на вывернутые ветром наизнанку зонты… (Дж. Даррел)

    Как я люблю бродить по лесу! Ой, смотри! В траве спрятался боровичок. Шляпка у него тёмно-коричневая. Ножка толстенькая, светлая. Какой красавец! Такой гриб жалко и срезать! Давай его сначала сфотографируем!

  2. Прочитайте текст. А как эту тему вы могли бы обсуждать со своим другом? Составьте текст в разговорном стиле.
    Знаете ли вы, что однажды в Мещёрах пролился невиданный дождь из серебряных монет, а в 1904 году над Испанией пронёсся ураган с дождём из пшеницы? В разное время жители планеты наблюдали дожди из медуз, лягушек и т. п.
  3. Представьте, что вы с классом пошли на экскурсию в музей. Теперь вы должны описать экспонат сначала с позиции экскурсовода, а потом поделиться впечатлением с другом. Как вы думаете, какого стиля будет первый текст? Это будет монолог или диалог? А второй текст? Найдите информацию и составьте тексты.

Речевая ситуация и ее составляющие

Понятие «речевая ситуация» является базовым понятием лингвопрагматики — науки, изучающей, как человек использует язык для воздействия на адресата (воспринимающего речь) и как ведет себя в процессе речевого общения.

От чего зависят особенности речи я речевого поведения человека? Как оказалось, от многих причин и факторов. Совокупность этих фак­торов и называется речевой ситуацией. Основными компонентами ее являются внешние и внутренние условия общения, участники обще­ния, их отношения.

Общую схему речевой ситуации можно представить следующим образом.

Кроме выделенных в данной схеме основных факторов, влияющих на особенности деловой речи и речевого поведения коммуникантов, можно выделить и такие факторы, как степень знакомства, степень удаленности коммуникантов друг от друга, наличие наблюдателей и т.д. Однако эти факторы определяют качества деловой речи не в той степени, что основные факторы, или составляющие речевой ситуации.

Рассмотрим их. Официальная обстановка предполагает особую юридическую значимость делового общения. Это обусловлено тем, что конкретные люди — физические лица — не только представляют инте­ресы юридических лиц (фирм, предприятий), но и выступают от имени юридических лиц на деловых переговорах, в процессе деловых встреч.

Официальное общение протекает в служебном помещении — офисе, приемной, конференц-зале и т.д.

Официальное общение может быть и внутрикорпоративным, на­пример, протокольное деловое общение, представленное жанрами со­брания, совещания, совета руководителей.

Официальная обстановка требует соблюдения соответствующих этикетных норм речевого поведения:

• обязательного двустороннего Вы-общения по отношению к со­беседнику любой возрастной группы и любого социального положе­ния;

• строгого соблюдения этикетной рамки общения (слов приветст­вия и прощания);

• использования этикетных стандартных формул вежливости («будьте добры», «будьте любезны», «разрешите мне …»т.п.).

Официальная обстановка предъявляет требования к лексическому составу речи, в который не должны входить бранные, жаргонные, про­сторечные слова и диалектизмы.

Существуют требования, касающиеся произношения слов. Офи­циальная обстановка обусловливает выбор литературного типа произ­ношения, а не бормотания, не скороговорки или небрежного фонети­ческого оформления речи. Не , а , не , а .

Основной тон при строгих официальных отношениях — спокой­ный, сдержанный, при менее строгих официальных отношениях — спокойный, доброжелательный, приветливый.

В неофициальной обстановке проходят презентации, юбилеи, де­ловые встречи за стенами учреждения или офиса, например в рестора­не, в домашней обстановке, повседневное общение в трудовом коллек­тиве. В такой обстановке собеседники чувствуют себя гораздо свобод­нее в выборе речевых средств, нежели в официальной обстановке. Это значит, что говорящие руководствуются теми же правилами и норма­ми речевого поведения, что и в повседневной жизни:

• выбирается Ты- или Вы-общение в зависимости от степени зна­комства, возраста и положения собеседника;

• используются слова приветствия и прощания;

• использование этикетных формул может быть сведено к мини­муму.

Менее строгие требования лексического отбора не исключают, од­нако, нежелательности использования тех же лексических пластов, ко­торые нежелательны и в официальном общении.

То же можно сказать и в отношении произносительных норм.

Определяющим фактором в неофициальной обстановке является степень знакомства. Беседа с незнакомым или малознакомым челове­ком накладывает по сути те же требования этикетного характера, что и официальное общение. Даже присутствие «постороннего» человека (посетителя, клиента) требует от людей, находящихся с ним в одной комнате, переключиться на правила официального общения.

Исключение составляют муниципальные служащие всех рангов, работники министерств и ведомств. Для работников перечисленных специальностей официальное общение является единственным типом делового общения. Корпоративная культура представителей власти, силовых ведомств и министерств не предусматривает неофициальной обстановки делового общения в качестве рабочей обстановки. Строгость иерархических отношений не предусматривает возможности исполь­зования Ты-общения в рабочее время.

Факторадресата в деловом общении не менее важен, чем условия общения.Адресат — человек, к которому обращена (адресована) речь. От того, в какие ролевые и коммуникативные отношения вступа­ет с ним говорящий или пишущий (адресант), будет зависеть комму­никативная тактика и выбор этикетных средств.

Сферы реализации менеджмента предполагают выполнение ме­неджером различных социальных ролей, которые определяются:

• внешними производственными отношениями фирмы (органи­зации);

• административной деятельностью;

• коммерческими отношениями.

Целевые установки определяются и группируются в зависимости от того, каким избирается ведущий принцип общения в той или иной сфере (профессиональной сфере менеджмента). В настоящее время приоритетными являются принципконсенсуса в партнерских отно­шениях,отзывчивости в рыночных отношениях иравенства в кор­поративных отношениях.

Менеджер должен быть убедительным в рекламе, вежливым в переговорах с клиентом, должен уметь найти общий язык с партнера­ми и поставщиками.

Общий принцип вежливости не исключает богатства конкретных ситуаций, в которых приходится дифференцировать речевые средства. При выборе обращения, например, важнейшим критерием является социальный статус адресата.

Уважаемый Николай Степанович!

Многоуважаемый господин Кутю!

Глубокоуважаемый АлександрСергеевич!

Обозначение социального статуса адресата может быть вербаль­ным и невербальным (обозначаемым при помощи интонации).

Индексами социального статуса являются служебное положение, об­щественное положение, материальное положение, заслуги. Согласно рус­ской традиции в деловом общении половые различия не акцентируются, т.е. женщина обладает при равном социальном статусе теми же пре­имуществами, что и мужчина.

За годы советской власти сложилась традиция пиететного отноше­ния к «начальству». Высокое служебное положение обеспечивало заис­кивание и даже раболепие со стороны подчиненных или людей более низкого положения. Служебное положение и сегодня является глав­ным при определении социального статуса, однако тональность отно­шения к высокопоставленным чиновникам сегодня меняется. Безус­ловно, учитываются и личные заслуги адресата peчи.

Социальный статус и социальная роль человека могут не совпа­дать. В эпоху рыночных отношений нередко в качестве партнеров вы­ступают находящиеся в иерархических отношениях организации, на­пример материнская и дочерняя фирмы.

Социальная роль во многом определяет характер коммуникатив­ного ожидания собеседника, который нельзя не учитывать. Если вы начальник, подчиненный во время общения с вами ожидает от вас кор­ректности, вежливости, заботливости, иногда покровительства и всег­да уважения. Агрессия, желание отнести просчеты и ошибки на счет подчиненного являются нарушением нормы речевого поведения ме­неджера. Такие симптомы невладения социальной ролью руководите­ля, к сожалению, еще не изжиты до конца.

Общение «на равных» с подчиненным — необходимое условие для создания сплоченной команды, которая способна выжить в условиях конкуренции.

Коммуникативные роли, в отличие от социальных, переменчивы. Одно и то же лицо в процессе диалога (полилога) выступает в качест­ве адресанта, адресата и наблюдателя.

Адресант — инициатор диалога, говорящий, пишущий, активный коммуникант. Это, безусловно, тактически выигрышная роль. Адре­сант задает тон, темп и тематическую программу общения. Недаром во всем мире ценится речевая активность менеджеров, умение на­правлять беседу и регулировать, что особенно важно, ее временные рамки.

Инициатор речи обладает недекларируемыми правами «режиссера» общения. Как правило, он его и заканчивает. Это не означает, однако, что позиция адресата — это пассивная позиция в диалоге. Деловое об­щение предполагает не только повышенное внимание к сообщаемому, но и целый ряд обязательных речемыслительных операций в процессе восприятия речи: 1) контроль объема сообщаемого; 2) контроль пони­мания; 3) резюмирование; 4) дефинирование; 5) корректировку пози­ций. Все эти операции реализуются при помощи реактивных реплик: — Да; — Так-так; — Разумеется; — Если я правильно вас понял…; — Что вы имеете в виду?; — Иными словами, вы считаете, что…? и т.п.

При помощи этих же обязательных в диалоге реактивных реплик ад­ресат может перехватить речевую инициативу, изменив коммуникатив­ную роль на роль адресанта. Подробнее об этом — в главе IV книги.

Позиция наблюдателя — это тоже позиция активного участника общения. Даже не участвуя в диалоге, наблюдатель влияет на его ход.

Так, наличие в кабинете посетителя предполагает, что рабочие внутрикорпоративные вопросы решаются быстро, без излишней дета­лизации.

Таким образом, пассивных участников коммуникативного процес­са в деловом общении просто не существует. Слушание же, как счита­ют психолингвисты, процесс более интеллектуально интенсивный, чем говорение. Поэтому в лекционных расписаниях предусмотрены перерывы, а опытный лектор знает, что через пятнадцать минут в про­цессе самой лекции необходимо делать «разрядки», чтобы не потерять контакт с аудиторией.

Говоря о коммуникативных отношениях, нельзя не отметить важ­ность личностно-субъективного фактора. Общаясь, мы передаем не только объективную информацию, но и свое отношение к ней и собе­седнику. Эта последняя в большей мере и обусловливает реакцию со­беседника на те или иные речевые действия. Спрос на коммуникабель­ных, приятных в общении менеджеров, рекламных агентов — это эко­номическая стратегия и политика в современном бизнесе.

Факторцели связывает позиции говорящего и слушающего в еди­ном коммуникативном процессе.

В деловом общении цели могут быть срочными и перспективны­ми, реализующимися в планах перспективного сотрудничества.

Поддержание деловых контактов, информирование и воздействие на адресата с целью принятия какого-то конкретного решения — вот основные виды целей, преследуемых адресантами в сферах бизнеса и управления.

Поддерживать деловые контакты, т.е. конструктивные деловые от­ношения, можно только на основе положительных взаимных эмо­ций — доверия, сочувствия, доброжелательности, уважения и т.д. С этой целью рассылаются поздравления, соболезнования, приглашения на торжества, благодарственные письма и т.п.

Информативные письма, звонки, факсовые отправления, отсылка каталогов, прайс-листов, образцов товара, отчетов реализуют второй тип целей — информировать адресата о положении дел, о возможнос­тях и условиях сделки и т.д.

Инструкции, правила, приказы, распоряжения, требования, рекла­мации, просьбы как в письменной, так и в устной форме реализуют цель воздействияна адресата и побуждения его к совершению того или иного поступка.

Нередко перечисленные цели сочетаются в пределах одного текс­та, например письма-просьбы, которое начинается с описания положе­ния дел, т.е. с информирования, а заканчивается просьбой.

Конкретных речевых ситуаций может быть бесконечное множест­во, но есть их типичные особенности, зная которые можно легко ори­ентироваться в любой из них и выбирать необходимые речевые сред­ства для достижения цели общения.

Особенности речевых ситуаций в сфере деловых отношений за­крепляются за жанрами устной речи (деловые переговоры, рабочее со­вещание, телефонные сообщения и т.п.) и за жанрами письменной речи (контракт, деловое письмо, лицензия, правила и т.п.). В каждом из жанров использование языка имеет свои особенности, но карди­нальные различия связаны со сменой формы языкового выражения, поэтому мы считаем, что информацию письменной деловой речи нужно «переводить» на устную речь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *