Человек единственное существо способное

Что такое психология (16 стр.)

1. У человека врожденными формами поведения считаются
а) агрессивные действия;
б) доминирование;
в) половое поведение.
г) Все ответы неверны.
2. Дарвин создал свою теорию эволюции
а) после прочтения работы Уоллеса на эту тему;
б) с целью подтвердить тезисы креационистов;
в) чтобы объяснить разнообразие существующих видов;
г) с целью показать причину неизменяемости видов.
3. Теория эволюции в широком смысле
а) принимается в настоящее время подавляющим большинством ученых;
б) представляет собой уже не просто гипотезу, а установленный факт;
в) обогатилась данными генетики и открытием законов наследственности.
г) Верны все ответы.
4. Таксис — это реакция организма, которая
а) носит общий (нелокальный) характер;
б) является механической;
в) ориентирована относительно источника раздражения.
г) Верны все ответы.
5. Рефлексы
а) всегда врожденные;
б) встречаются только у низших животных;
в) имеют мало отношения к выживанию.
г) Все ответы неверны.
6. Инстинктивные формы поведения
а) запрограммированы от рождения;
б) менее сложны, чем рефлексы;
в) не могут изменяться в результате опыта;
г) у человека более многочисленны, чем у других видов.
7. Инстинктивное поведение преобладает главным образом у
а) насекомых;
б) рыб;
в) рептилий;
г) млекопитающих.
8. Импринтинг, например у гусенка,
а) может быть направлен на любой объект, подвижный или неподвижный;
б) создается в любом возрасте;
в) возникает благодаря скрещиванию.
г) Все ответы неверны.
9. Приобретенные формы поведения обеспечивают животному адаптацию
а) идеально соответствующую условиям среды;
б) к вполне определенному типу среды;
в) к различным средам.
г) Все ответы неверны.
10. Согласно эволюционной теории и палеонтологическим данным, человек
а) произошел от обезьяны;
б) имеет общего предка с шимпанзе и гориллой;
в) не происходит от животных.
г) Все ответы неверны.
11. Гоминизация тесно связана
а) с вертикальным положением тела;
б) с освобождением руки;
в) с развитием головного мозга;
г) Верны все ответы.
12. Наиболее прямые предки человека появились
а) 700 000 лет назад;
б) 200 000 лет назад;
в) 100 000 лет назад;
г) 40 000 лет назад.
13. Человек — единственное существо, способное
а) передавать информацию о прошлых и будущих событиях;
б) пользоваться орудиями;
в) жить в сообществах.
г) Верны все ответы.
14. Присущая человеку социальная структура дает детям возможность
а) получать очень хороший уход;
б) воспринимать социальные и культурные обычаи;
в) усваивать опыт предшествующих поколений.
г) Верны все ответы.
15. Агрессивность человека
а) представляет собой врожденное свойство;
б) может быть легко преодолена;
в) отсутствует у большинства народов.
г) Все ответы неверны.

Ответы на вопросы

Заполнить пробелы

Верно или неверно (В или Н)?

1 — Н; 2 — Н; 3 — Н; 4 — В; 5 — В; 6 — Н; 7 — Н; 8 — В; 9 — В; 10 — В.

Выбрать правильный ответ

1 — г; 2 — в; 3 — г; 4 — г; 5 — г; 6 — а; 7 — а; 8 — г; 9 — в; 10 — б; 11 — г; 12 — в; 13 — а; 14 — г; 15 — г.

Глава 2.Что такое психология?

Введение

Согласно Коппансу (Coppens, 1983), первые люди уже обладали многими из наших «качеств»: они ходили на двух ногах, были всеядными, умели приспосабливаться к обстоятельствам, владели ремеслами, вели общественный образ жизни, были хитрыми и осмотрительными, добросовестными и словоохотливыми. К этому можно добавить, что они были еще и любознательными.
Именно в силу этих качеств у первобытного человека возникало все больше и больше вопросов о том мире, в котором он жил. Он пытался понять сущность смены дня и ночи и времен года, снега и огня, туч, приносящих дождь, и молнии с громом. Но он искал также ответы на вопросы, касающиеся его самого: о переживаниях, которые ему приходится испытывать, о видениях, посещающих его во сне, о том, что с ним будет после смерти. Несомненно во всем этом следует искать корни религиозных правил и ритуалов, которые он создавал, чтобы защитить себя от неизвестного. Здесь же нужно искать корни философии — «матери всех наук», которая гораздо позднее породит физику, химию, биологию, астрономию… и, наконец, психологию.

Развитие психологии

Первые шаги

Человек приписывает свои мысли и желания, мотивирующие его поведение, прежде всего внешним силам.

«Тень» как место пребывания разума

Наши предки вначале пытались объяснить духовную деятельность, предполагая, что в теле человека заключено другое существо, занятое расшифровкой того, что видят его глаза, слышат уши и ощущает кожа.
Эту «душу», или «тень», наделяли способностью выходить на волю, пока человек спит, и жить собственной жизнью в его снах. Во сне охотник убивал желанную добычу, воин становился храбрым, влюбленный овладевал предметом своего вожделения и т. п. Полагали, что в момент смерти душа покидает тело навсегда, вылетая через рот (см. документ 2.1).
Это верование, распространенное среди древних греков (рис. 2.1), все еще сохраняется у многих народов, называемых «примитивными».

Рис. 2.1. После смерти воина его «тень» покидает его тело, приняв форму человека. Это одно из первых представлений о душе, которого придерживались еще древние греки.

Боги

Древние цивилизации придумали себе богов и богинь; им казалось, что Солнце, Луна и звезды наделены таинственной силой, которая дает им возможность перемещаться, а поэтому их следует считать бессмертными созданиями и люди должны их почитать.
Те мысли или поступки человека, которые древние не могли понять, они приписывали действию таинственных и могущественных сил, обитающих — в зависимости от данной культуры — на Олимпе, на небе или в аду. Есть боги и богини любви, войны, плодородия и даже бог вина (см. документ 2.2).
Таким образом, жизнь и смерть, любовь и ненависть, отвага и трусость и все остальные чувства, испытываемые смертными, зависят от настроения богов и от соперничества между ними.
За более чем 800 лет до н. э. греческий поэт Гомер описал в «Илиаде» и «Одиссее», каким образом боги вмешивались в жизнь людей, заставляли их влюбляться, придавали им смелость в бою или, напротив, отнимали ее, направляли их гнев или чувство мести (рис. 2.2).

Рис. 2.3. Греческий философ Платон (428-347 до н. э.). Платона называли «князем философии». Ему приписывают, в частности, учение об общих понятиях как неких совершенных абсолютных идеях, а также учение о бессмертной душе, претерпевающей последовательные перевоплощения.

Донаучная психология

Первые западные философы

Первые греческие философы, пытавшиеся в VI веке до н. э. понять природу человека, сознавали, что представление о мире, привлекающее богов и богинь, чтобы объяснить поведение людей, основано на мифах . Не более приемлемой они считали и примитивную идею о существе, заключенном в человеке и ответственном за его поведение.
Тем не менее они все еще были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющее ему думать, принимать решения, волноваться, владеть собой. Этот «дух» был, по их мнению, чем-то нематериальным, похожим на пламя или на дуновение. Например, согласно представлению Платона, дух, или «душа», обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в «мир идей».
Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к нему феномена. Согласно теории Аристотеля, душа, или «психе», — это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя . Центр «психе» находится в сердце, куда поступают впечатления, передаваемые от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, накапливаясь в течение всей жизни и сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение.

От конца античной культурыдо середины средневековья

Эмпатией

Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как:

Выберите один ответ:

адаптация

аккомодация

синестезия

сенсибилизация

Внимание — это направленность сознания на определенный предмет, который при этом представляется ясно и отчетливо. Это направленность:

Правильный ответ: избирательная

Всегда направлено на решение творческой или личностной задачи воображение:

Правильный ответ: активное

Целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу называется:

внушение

Развитие психики одного человека называется:

онтогенезом

Первая психологическая лаборатория была создана:

верны все ответы

Константность восприятия — это свойство:

приобретенное

К альфакторной системе невербального общения относятся:

запахи

Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в период их протекания или вслед за ним — это:

самонаблюдение

По отношению к образам ощущения образы восприятия:

вторичны

Опосредованная и непосредственная память различаются:

по использованию вспомогательных средств в процессе запоминания

Два явления, связанных во времени или в пространстве, объединяет ассоциация:

по смежности

Социальная роль — это:

нормативно одобренный образец поведения

Временные параметры длительности психической активности без отклонения от исходного, качественного уровня являются такой характеристикой внимания, как:

устойчивость

Член группы, который обладает наиболее сильным влиянием на сверстников, является для них олицетворением их группы, носитель ценностей этой группы является:

лидером группы

Теоретическое и эмпирическое мышление различают:

по характеру обобщений

Оценка других людей в дошкольном возрасте основывается на оценках:

взрослых

Психический процесс создания чего-то нового в форме образа представления или идеи называется:

воображением

Временной диапазон, наиболее чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека, принято называть периодом:

сензитивный

«Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется:

агглютинацией

Как решается вопрос о соотношении обучения и развития в отечественной психологии:

Обучение играет ведущую роль в развитии личности учащегося

Отражение реальной действительности в иных, неожиданных, непривычных сочетаниях и комбинациях — это:

фантазия

Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется:

механической

Понятие «сублимация» введено в научный словарь:

3. Фрейдом

Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем:

Дж. Морено

Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является:

постановка цели деятельности

Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:

индивида

Многие черты личности обусловлены половыми влечениями, подавляющимися в детстве, согласно:

психоанализу

Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого определенные выводы, принято называть исследованием:

лонгитюдное

Как показала Зейгарник, мы лучше помним какую-либо работу, если она:

осталась незаконченной

Ведущей деятельностью на протяжении периода младенчества выступает:

эмоционально-непосредственное общение ребенка и взрослого

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте:

игровая

Юношеский возраст можно охарактеризовать как процесс:

все ответы верны

Понятие психосоциальной идентичности используется в концепции:

Э. Эриксона

К основным процессам памяти не относится:

концентрация

Новообразование возраста — это то, что:

нет правильных ответов

Мышление в подростковом возрасте:

все ответы верны

В период ранней зрелости:

активно формируется профессиональный статус, создание семьи и определение своего пути в жизни

Субсенсорное восприятие — это одно из проявлений:

бессознательного

Совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества, называется:

социализация

Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира представляет:

ощущение

Интерактивная сторона общения состоит в:

в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями

Понятие «комплекс неполноценности» в научную терминологию ввел:

А.Адлер

Практическое мышление направлено:

на разрешение конкретных задач

В качестве движущих сил психического развития ребенка могут рассматриваться:

основные противоречия возраста

Сравнение индивидуального уровня развития с нормой позволяет произвести метод:

диагностики

Практическое мышление направлено:

на разрешение конкретных задач

Процесс неосознаваемого отождествления себя с другим человеком называется:

идентификацией

Публичная зона (согласно норм приближения человека к партнеру по общению) подразумевает расстояние, в сантиметрах:

Юношеский возраст можно охарактеризовать как процесс:

все ответы верны

Интерактивная сторона общения состоит в:

в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями

Два явления, связанных во времени или в пространстве, объединяет ассоциация:

по смежности

Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, — это порог ощущений:

нижний абсолютный

Закономерностью психического развития является:

гетерохронность

Член группы, который обладает наиболее сильным влиянием на сверстников, является для них олицетворением их группы, носитель ценностей этой группы является:

лидером группы

Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является:

предмет отражения

Групповая динамика — это:

совокупность динамических процессов, которые происходят в единицу времени и знаменуют собой движение группы от стадии к стадии

Рассмотрение общения как процесса обмена трансакциями, то есть действиями- стимулами и реакциями, которые по содержанию соответствуют трёхкомпонентной структуре личности, включающей позиции эмоционального «ребёнка», нормативного «родителя», рационального «взрослого» свойственно:

трансактному анализу

В течение четверти секунды функционирует память:

сенсорная

О возможности субъекта направлять и сосредоточивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как:

распределение

Суть проекции заключается:

в приписывании другим людям собственных чувств

Основанием разделения восприятия на произвольное и непроизвольное служит:

целенаправленность характера деятельности

Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как:

более продолжительное

Субсенсорное восприятие — это одно из проявлений:

бессознательного

Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является:

постановка цели деятельности

Как называется общая способность иметь ощущения:

чувствительность

Отражение реальной действительности в иных, неожиданных, непривычных сочетаниях и комбинациях — это:

фантазия

В период ранней зрелости:

активно формируется профессиональный статус, создание семьи и определение своего пути в жизни

Деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности, называется:

ведущей

К основным процессам памяти не относится:

концентрация

Сравнение индивидуального уровня развития с нормой позволяет произвести метод:

диагностики

Временной диапазон, наиболее чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека, принято называть периодом:

сензитивный

Осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, называется:

рефлексией

Эксперимент в дошкольном возрасте лучше всего проводить в форме:

игровой деятельности

Психический процесс создания чего-то нового в форме образа представления или идеи называется:

воображением

Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор, называется порогом ощущений:

верхний абсолютный

Ведущую роль в психическом развитии детей младшего школьного возраста играет:

учение

Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется мышлением:

наглядно-действенным

С чем связана мотивация игры младшего дошкольника:

с самим процессом игры

Свойство человека, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали, характеризует:

внимательность

Человек — единственное существо способное:

передавать информацию о прошлых и будущих событиях

Степень сосредоточенности сознания на объекте — это такой показатель внимания, как:

концентрация

Сущность процесса мышления состоит в установлении таких связей и отношений между предметами и явлениями, как:

причинно-следственные

Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в период их протекания или вслед за ним — это:

Самонаблюдение

Продолжительный период онтогенеза, который характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности, — это:

период зрелости

Автором теории развития, сложившейся на основе общебиологического понимания процесса развития как взаимосвязи ассимиляции и аккомодации, является:

Ж. Пиаже

Новообразование «чувство взрослости» возникает в возрасте:

подростковом

Выберите один ответ:

целенаправленность характера деятельности

Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и пониманием сущности предметов, называется:

осмысленностью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *