Основные функции философии в культуре

Вопрос № 2 роль философия в системе культуры.

Философия является теоретическим фундаментом культурыи в то же самое время — ее, культуры, наивысшим осознанным выражением. Не случайно Гегель, а за ним и Карл Маркс называли философию «цветком культуры нации».

Философия, конечно, входит в состав культуры, сама является элементом культуры, но в тоже время выполняет в ней, в культуре, роль дрожжей, которые своим брожением подготавливают из теста национальных духовных элементов годный для выпечки и употребления хлебы культуры — произведения искусства, научные открытия, моральные кодексы и все другое, что служит духовной пищей человечеству.

В философии раскрываются общезначимые (природные и социальные) условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностных сил личности.

Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощения государством, обществом, собственными пороками. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ: —Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик.—Гуманистическая функция философии также проявляется очень ярко, реализуется она в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому достоинству.- Практическая функция философии состоит, прежде всего, в ее заботе о благе людей.-Методологическая функция философии состоит в определении способов достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением.Прогностическая функция философии заключается в выдвижении гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку. –Критическая функция философии. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. -Аксиологическая функция или ценностная. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т. п.

Вопрос № 3 .Проблемное поле философии. Формирование системы современного философского знанияВсе проблемы философии науки можно разделить на три подвида. К первымотносятся проблемы, вектор направленности которых отталкивается от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, эти интенции наследует и философия науки. Она рассматривает науку в ее глубинной сущности и подлинных основах. Здесь в полной мере используется концептуальный аппарат философии. При этом предполагается наличие определенной мировоззренческой позиции. Вторая группа проблем возникает внутри самой науки и нуждается в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. Это в основном проблемы познавательной деятельности: теория отражения, когнитивные процессы и собственно «философские подсказки» решения парадоксальных проблем. К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и неразрывных связей во всех возможных плоскостях. Исследования по истории науки показали, какую огромную роль играет философское мировоззрение в развитии науки. Особенно заметно влияние философии в эпохи так называемых научных революций. Это в частности: эпоха возникновения античной математики и астрономии; коперниканский переворот — рождение гелиоцентрической системы Коперника; эпоха становления классической научной картины мира, связанная с физикой Галилея–Ньютона; революционный период в естествознании на рубеже XIX–XX вв. В таком разрезе философия науки включает в себя эпистемологию, методологию и социологию научного познания, хотя такие ее границы следует рассматривать не как окончательные, а как имеющие тенденцию к уточнению и изменению. Типологияпредставлений о природе философии науки предполагает различение той или иной ее ориентации, к примеру, онтологически ориентированной (А. Уайтхед) или методологически ориентированной философии науки (критический рационализм К. Поппера).
Структура: 1.Историко-философский раздел – содержит определённую трактовку возникновения и развития философии как формы общественного сознания, историю формирования ее предмета и способов философствования на материале конкретных наиболее оригинальных философских школ и течений. 2.Онтология– учение о бытии как основных формах существования природной, социальной и духовной реальности, содержании категориальной системы и наиболее общих законах, воспроизводящих ее структуру и динамику. 3.Философская антропология – учение о человеческом бытии, о человеке как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности. 4.Гносеология (теория познания) – раздел ф-ии, содержащий определённую трактовку предпосылок и сущности, возможностей и путей человеческого познания отношения знания к реальности и условий его истинности. 5.Социальная ф-я – раздел ф-ии, предмет которого составляют структура, законы функционирования и развития общества как целостной саморазвивающейся системы.

Структурообразующим ядром является онтология, которая присутствует во всех философских системах. Основные направления в современной философии:-экзистенциализм (предметом является проблема существования человека); — феноменология (предметом явл-ся сознание, его структура);-герменевтика (предметом явл-ся особенности социального и гуманитарного познания, точнее, проблемы понимания); -неопозитивизм (философия науки);-неотомизм (философия католической церкви); -философия экологии; — философия постмодернизма и др

Вопрос №4.Специфика философского мышления заключается в том, что:

— оно имеет очень широкий уровень обобщения (категории, принципы), что выходит за пределы бытия и небытия;- оно является формой человеческого самоосмысления с точки зрения человека, его жизненного выбора;- философское мышление может обозначать действительность не такой, какая она есть, а такой, какой она должна быть;- философское мышление выступает одновременно как мышлением о реальности, так и мышлением о само мышление;- оно оказывается взаимосвязанным, логически последовательным, аргументированным и обоснованным;- при этом философское мышление всегда старается поставить и решить судьбоносные, абстрактные проблемы человеческого бытия;- оно представляет собой рефлексию человека, то есть взгляд на себя со стороны, сквозь призму своих ценностей и интересовПриведенные черты философского мышления резюмируются тем, что именно в философии и с помощью философии человек заявляет о своем желании взять на себя самую ответственность за сознательное решение своей жизненной вой судьбы В этом разумении философия выступает как интеллектуальное просветление своей жизненной ситуации, осмысление стратегии и тактики своей самореализации.Основные типы философского мировоззрения. Можно выделить различные типы философских систем, положив в их основу различные основания классификации.По отношению к научному знанию можно выделить натурфилософский и позитивистский типы мировоззрения (см. выше). Может быть религиозная, а может быть и светская, атеистическая философия в зависимости от того, как решается в той или иной философской системе вопрос о божественном бытии. Возможны варианты художественного философствования, подчас со зримыми проявлениями иррационализма, как это было свойственно, скажем Ф.Ницше, и, наоборот, подчеркнуто рационалистические доктрины типа гегелевской философской системы.В русле онтологических исканий можно выделить идеалистические и материалистические философские системы в зависимости от природы начала, полагаемого в фундамент бытия. Попытки избегнуть жесткой конфронтации между материализмом и идеализмом приводят к дуалистическим, когда в основе мира постулируется наличие двух диаметрально противоположных начал (Р.Декарт), или пантеистическим, когда материя и дух сливаются в единой субстанции (Б.Спиноза), философским системам. В зависимости от числа начал, полагаемых в основу существующего, могут быть монистические (одно начало), дуалистические (два противоположных начала), и плюралистические (множество начал) разновидности философских систем. В русской философии была предпринята попытка синтезировать позитивные элементы монистического, пантеистического и дуалистического онтологического подходов в рамках концепции монодуализма (С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, С.Я.Грот), когда два противоположных начала (дуализм) образуют нерасторжимое единство (монизм) и нуждаются друг в друге для своего органического проявления.Во взглядах на природу и характер связей мирового целого можно выделить детерминизм, признающий закономерную упорядоченность сущего и индетерминизм разных видов, где эта упорядоченность подвергается сомнению.

.

Роль философии в системе культуры. Функции философии.

Стр 1 из 17

Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение – система представлении о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира человеком, в единстве теоретического и практического подхода к действительности. Следует выделить три основных типа мировоззрения:

— житейское (обыденное) порождается непосредственными условиями жизни и передающимся с поколениями опытом,
— религиозное – связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в эмоционально-образной форме,
— философское – выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

Структура мировоззрения включает в себя:

1)Знания — совокупность сведений об окружающем мире. Они являются исходным звеном, «клеточкой» мировоззрения. Знания бывают научными, профессиональными (военными), повседнев­но-практическими.

2)Ценности — это особое отношение людей ко всему происходяще­му в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни.

3)Эмоции — это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений, проявляющихся в виде удо­вольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.

4)Воля — способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления.
Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.
5)Убеждения — взгляды, активно принимаемые людьми, соответс­твующие их жизненным интересам. Во имя убеждений люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть — так велика их побу­дительная сила.

6)Вера — это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний. Диапазон человеческой веры весьма широк. Он простирается от практической очевидности до религиозных ве­рований или даже легковерных принятий нелепых вымыслов.


7)Сомнение — критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям.

Сомнение — обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие ка­ких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом.

Сущность мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия.

Мифология — мироощущение человека, воспроизведение … действительности. Мифы заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении и устройстве мира, о возникновении явлений природы и многое другое. Человек не мог найти логического объяснения всем этим явлениям, поэтому в мифах боги были причиной всех явлений на земле. Много внимания в мифах уделялось происхождению людей, рождению, смерти. Религия — форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через земной и небесный мир. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил. Внешней формой веры является культ — система ритуалов. Религиозно настроенные люди черпают моральные установки из церковных источников.Философия выносит на первый план интеллектуальные аспекты, знания, разум человека. Философия (любовь к мудрости). Появление философии связано с разделением труда в обществе на материальный и духовный. Источниками формирования философии являлись первоначальные наблюдения за природой и обществом. Философия — система общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека и т.д. В отличие от мифологии и религии философия избрала в качестве своего ориентира не слепую веру, не сверхъестественное объяснение явлениям окружающего мира, а свободное размышление о мире и человеке, основанное на принципах логики и разума. Философия — наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого.

две основных функциях: 1) аксиологической (ценностной) — задает в системе деятельности исходные ценности и отвечает на ряд вопросов: Во имя чего осуществляется эта деятельность? Какие цели преследуются? Какими мотивами руководствуются?; 2) ориентационной — определяет стратегию движения к цели и выясняет, каким путем ее можно достичь. Главная суть мировоззрения, как полагал И. Кант, состоит в том, чтобы научить человека, «как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком»

Роль философии в системе культуры. Функции философии.

Все явления культурной жизни произрастают на почве мировоззрения. Еще большее значение, чем просто мировоззрение, занимает в культуре философия, как система теоретических и осознанных (продуманных, проанализированных) элементов мировоззрения.

Философия является теоретическим фундаментом культуры и в то же самое время — ее, культуры, наивысшим осознанным выражением. В философии раскрываются общезначимые (природные и социальные) условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностных сил личности.

Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощения государством, обществом, собственными пороками. Философия, используя аксиологический, т.е. ценностный подход, раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировоззренческих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образцов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления подлинной сущности, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития.

Выработанная в философии и культурологии категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определенную систему способов и средств, методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория культуры и культурного развития исходит из того, что это – бесценный источник прогресса социума и человека.

Возникновение философии стало переворотом в духовном мире общества. Человек за всю свою историю сделал попытку подойти к пониманию мира таким, каким он существует сам по себе. С возникновением философии формируется самосознание человечества.

+посмотреть функции в конспекте

Философия как культурно-историческое явление выполняет три основных функции:1. Мировоззренческую. Эта функция предполагает разработку системы взглядов на мир, дающее единое понимание происходящих в мире явлений, определяющий место человека в мире и взаимосвязь с миром.2. Гносеологическую. Касается научного познания, отношение знания к действительности, возможность познания мира человеком, критерий истинности и достоверности знания, выявления закономерностей его возникновения и развития.3. Методологическую. Разрабатывает мировоззрение-целостную систему взглядов на мир, дающий понимание происходящих в нем явлений и теорию познания.

3. Проблемное поле философии. Формирование системы современного философского знания.+посмотреть в конспекте

Мы обозначили отдельные контуры проблемного поля философского знания, позволяющего проследить динамику и отметить многообразие предмета и структуры философии. Все это находило отражение в структуре философского знания, которое включает в себя следующие разделы:

— Онтология — учение о бытии, о первоначалах всего сущею, об общих принципах и закономерностях существования природы, общества и человека.

— Гносеология — раздел философского знания, в кот ором изучаются особенности процесса познания человеком внешнего мира, проблемы природы познавательного процесса и его возможности, проблема соотношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания.

— Аксиология — философская дисциплина, занимающаяся исследованием природы ценностей, их иерархии, структуры, взаимосвязи, а также их места в человеческом бытии.

— Философская антропология — философское учение о человеке в многомерности его существования. Философия рассматривает человека как особый род сущего, отличный от всех других существ. Философская антропология исходит из того, что помимо социальных характеристик, порождаемых особенностью социальной среды и эпохи, а также биологических и других природных качеств, в человеке заключено то, что можно назвать собственно человеческим. Это означает, что человек и жизнь человека обладают характеристиками универсального характера, приложимыми к любой эпохе, к человеческому бытию в различных социальных и природных условиях, независимо от их конкретных особенностей.

— История философии. Рассматривает историческое развитие философии. Она изучает философское наследие мыслителей прошлого, а также современных авторов. В задачу истории философии входит также сопоставление различных учений, выявление того, что в них может представлять ценность для современности и будущего.
— Этика — философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, исследует ее генезис, природу и внутреннюю структуру. Главные темы размышлений этической теории: что такое добро и зло, свобода человека, счастье, справедливость и т.д.
— Эстетика учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышления эстетики — прекрасное и безобразное. В число эстетических категорий входят также возвышенное и низменное, комическое, трагическое, драматическое и т.д. Эстетика осмысливает проявление эстетического в жизни и в искусстве. Она тесно связана с философией искусства и искусствоведением.

— Социальная философия — раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории, исследует проблемы ее движущих сил.

— Логика — наука о формах, законах и методах познавательной деятельности.

Функции философии в культуре

Философия является особым видом духовной деятельности человечества. Она способствует формированию человеческой культуры, активно влияя на общественно-историческую практику людей, выполняя многообразные функции. Можно выделить две большие группы функций философии:

1) Мировоззренческая функция, которая подразделяется на:

а) гуманистическую, т.е. относящуюся к острым для каждого человека вопросам, например, вопросам жизни и смерти, свободы и др.;

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

  • Аудирование
  • Грамматика
  • Речь
  • Письмо

Проверить

б) социально-аксиологическую функцию. Основная цель этой функции – разработка представлений о ценностях (аксио) человечества, уяснение принципов нравственности и эстетики, анализ их изменчивости и жизнеспособности, а также адаптация данных представлений к конкретной исторической ситуации. Социально-аксиологическая функция, в свою очередь, расчленяется на подфункции;

— конструктивно-ценностную;

— интерпретаторскую;

— критическую.

в) культурно-воспитательную функцию, призванную включать человека в процессе общественных отношений;

г) объяснительно-информационную, которая корректирует мировоззрение человека, приводя его в соответствие с уровнем современного научного понимания мира.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут. Скидка на первый заказ 100 рублей!

2) Методологическая функция философии, которая делится на:

а) эвристическую – направленную на приобретение новых знаний об окружающем мире и являющуюся фундаментом для будущих новых научных открытий;

б) координирующую – способствующую координации (сопоставлению, соотнесению) различных научных исследований между собой;

в) интегрирующую функцию, направленную на сведение знаний различных наук в русло общечеловеческого знания. Значение данной функции дает общую эпистемологическую (episteme – знание) окраску научному познанию человечества и тем самым стимулирует рост в культуре вообще знания о мире;

г) логико-гносеологическую (gnosis – познание) функцию философии, которая предлагает пути логического понимания мира.

Перечисленные функции философии направлены на поиск истины как главной ценности всякого научного знания. В данном случае не имеет значения, идет ли речь об истине происхождения мира или истинности существования человека, его бытия. Важно, чтобы при поиске истины присутствовали наиболее ценные составляющие всякого научного знания. Этими составляющими являются систематичность, доказательность и применимость на практике получаемого знания. Долгое время длятся дискуссии на тему, является ли философия наукой. Отвечая на этот вопрос, необходимо помнить об основных функциях философии, предлагающих доказательную базу в определении всякого философского знания. Эти же функции позволяют включить новое знание в систему взаимосвязанных научных теорий, подвергая новое знание практической проверке. Поскольку философия в поисках истины руководствуется теми же важными составляющими, что и всякое знание, то очевидно, что она является одной из ветвей науки.

История философии насчитывает уже более 2,5 тыс.лет. За это время появлялось и исчезало множество философских течений, решающих проблемы онтологического и гносеологического свойства, а также дающие ответы на экзистенциональные (ex(s)istentia – существование) вопросы. Каждая теория в философском течении, каждая вновь возникшая проблема «продвигала» человечество в направлении позитивного, взвешенного понимания окружающего мира. При этом всякое знание представляло собой звено общей картины мира. Каждое такое звено, каждое философское течение, включенное в общий процесс накопления человечеством знаний, должно быть всесторонне исследовано. Опыт этих течений послужит основой для последующих философских направлений.

Что же такое история философии? Г.В.Ф.Гегель вывел три ценностные составляющие историко-философского процесса:

1) Историко-философский процесс есть закономерное поступательное развитие, в котором все философские системы оказываются внутренним образом связанными между собой.

2) Каждая философская система является самосознанием исторически конкретной эпохи, отсюда существует связь между философией и историей человечества, с одной стороны, и историей отдельного общества или государства, с другой.

3) Философские системы прошлого не умирают и не игнорируются последующими философскими направлениями, а входят в их основу.

На основании предложенных Гегелем составляющих можно дать определение тому, что же такое история философии.

История философии представляет собой теоретическую реконструкцию, интерпретацию и критическое осмысление философского знания, выявление внутренней связи и взаимообусловленности его составляющих, представленных различными философскими течениями, школами и направлениями, а также выявление их социокультурной обусловленности

Можно вывести следующие исторические типы философии:

  • философия Древнего Востока (древнеиндийская и древнекитайская);
  • античная философия;
  • философия Средних веков;
  • философия эпохи Возрождения;
  • философия Нового времени;
  • современная философия;
  • русская философия.

Каждый из этих типов отличался рядом особенностей, связанных с условиями общественно-исторического развития человечества. Поэтому каждый тип представляет собой веху человеческой мысли на определенном рубеже истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *