Эффективность использования транспортных средств

Показатели эффективности использования транспортных средств, методика их расчета

Транспортные средства и транспортные коммуникации характеризуются высокой капитальностью. Поэтому вполне справедливым является утверждение большинства ученых — экономистов, о том, что высокая инвестиционная составляющая по транспорту оправдывается только при эффективном его использовании .

Постоянный рост объемов перевозок товаров автомобильным транспортом, в том числе принадлежащим торговым организациям и предприятиям, вызывает необходимость более эффективного его использования. К числу факторов, определяющих более интенсивное использование автомобильного транспорта, относятся: улучшение использования грузоподъемности транспортных средств; повышение коэффициента сменности работы транспорта; сокращение простоев; улучшение использования пробега; ускорение погрузочно-разгрузочных работ .

Для оценки эффективности работы автомобильного транспорта используются технико-экономические показатели.

Так, использование парка подвижного состава можно оценить при помощи коэффициентов технической готовности и выпуска.

Коэффициент технической готовности (Кy) подвижного состава к работе определяется по формуле:

(1)

где АДг — автомобиле-дни в готовом для эксплуатации состоянии;

АДс — списочные автомобиле-дни подвижного состава в автохозяйстве.

Коэффициент выпуска подвижного состава можно определить по формуле:

(2)

где АДэ — число автомобиле-дней эксплуатации.

Указанные показатели можно улучшить за счет повышения уровня технической готовности автомобилей, постоянно обновляя парк подвижного состава, своевременно проводя профилактические и ремонтные мероприятия.

Для определения степени использования грузоподъемности транспортных средств можно применить статический и динамический коэффициенты.

Статический коэффициент (Кс) определяется отношением:

(3)

где Qa — количество фактически перевозочного груза;

Qn — номинальная грузоподъемность автомобиля.

Динамический коэффициент (Кд) определяется отношением:

(4)

где Рт.ф — фактическая транспортная работа, ткм; Рн — количество тонно-километров, которое можно было выполнить при полном использовании номинальной грузоподъемности автомобиля.

Улучшению использования грузоподъемности автотранспортных средств в значительной степени способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки.

К сожалению, многие авторы этими показателями и ограничиваются, что на наш взгляд, не способствует более широкой оценке уровня использованных автомобилей.

В данном случае из поля зрения выпадает такой фактор, который характеризует уровень организации перевозок. Ведь не секрет, что в ряде случаев автомобиль поехав за товаром, приезжает ни с чем, сделав холосто пробег. А в других случаях транспортировка организована так, что товар перевозится в обоих направлениях: в одну сторону для себя, в другую попутный груз сторонних организаций.

Даже перевозку собственных грузов в ряде случаев можно организовать так, что машина будет загружена в оба конца рейса.

Например, выезжая за товаром, автомобиль можно загрузить тарой освободившейся после реализации товара. Это позволит сократить транспортные расходы предприятия и в целом издержки обращения.

Поэтому мы предлагаем для оценки работы транспортных средств использовать и такой показатель, как коэффициент полезного пробега (Кп), который должен исчисляться по следующей формуле:

(5)

где Пn — пробег с грузом, км.

П — общий пробег, км.

И конечно же, для оценки работы транспортных средств следует использовать такой обобщающий показатель, как собственность одного тонно — километра. В нем заложены все факторы характеризующие уровень использования автомобиля.

В.С. Лукинский констатирует, что важное условие роста эффективности использования автотранспорта — повышение сменности его работы, чего можно добиться путем продления времени работы экспедиционных складов и диспетчерских служб, а также созданием условий для ночного завоза товаров в торговые предприятия .

При этом необходимо учесть, что эффективность перевозок зависит от большого количества факторов. Речь идет в первую очередь о том, что не все грузы в одинаковой степени используют грузоподъемность транспортных средств.

В этой связи все народно-хозяйственные грузы по степени использования грузоподъемности транспортных средств делятся на 4 класса. К первому классу отнесены грузы обеспечивающие загрузку транспорта на 100 %, ко второму — на 85 %, к третьему — на 63 % и наконец, к четвертому отнесены же грузы, которые обеспечивают использование грузоподъемности транспорта менее чем на 45 % .

Классификация всех народнохозяйственных грузов дана в экономических справочниках.

А так как торговые предприятия одновременно перевозят грузы различных классов, но нормативно для расчетов установлены применительно к конкретному классу грузов, то в практике планирования перевозок определяют средний класс перевозимых грузов по следующей формуле:

(6)

где К — средний класс перевозимых грузов;

01, 02, 03 — вес отдельных видов грузов, т.

К1, К2, К3 — класс отдельных видов грузов (берется из справочников)

Итак, в современных условиях транспортный комплекс определяет уровень экономической активности субъектов, выступая связующим звеном в процессе производства и распределения товаров, в осуществлении коммерческих связей.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Для грузовых перевозок в зависимости от специфики грузов и требований клиентуры, показателями качества являются: сохранность грузов в процессе транспортирования; регулярность поступления партий груза к получателям; максимальное сокращение времени доставки грузов; строгое соблюдение расписания отправления партий груза и гарантированное их прибытие к получателю в точно назначенные сроки; возможность перевозки крупногабаритных отправок без разборки их на части во избежание сборочных работ в пунктах получения.

Автомобильный транспорт по сравнению с другими видами транспорта имеет ряд преимуществ при перевозке грузов. К ним относятся: доставка грузов «от двери до двери»; сохранность грузов; сокращение потребности в дорогостоящей и громоздкой упаковке; экономия упаковочного материала; более высокая скорость доставки грузов автомобилями; возможность участия в смешанных перевозках; перевозки небольших партий груза, позволяющее предприятию ускорить отправку продукции и сократить сроки хранения груза на складах. Ввиду перечисленных выше преимуществ, автомобильный транспорт широко используется во всех областях экономики, в том числе и на предприятиях АПК. Он тесно взаимосвязан со всеми элементами производства. Поэтому выявление и использование имеющихся на автомобильном транспорте резервов позволяет увеличить объем транспортных услуг, предоставляемых предприятиями АПК, снизить их транспортные издержки, а соответственно и цены на сельхозпродукцию.

Показатели эффективности использования транспортных средств

Для характеристики использования транспорта применяются следующие наиболее важные технико-экономические показатели:

1. Коэффициент использования автомобилей в работе (Кр) равен числу автомобиле-дней в работе (Тр), деленных на число автомобилей – дней пребывания в хозяйстве (Тх):

;

где Ср гр – средняя грузоподъемность автомобиля, тонн;

Дгр – пробег с грузом, т.км.

3. Коэффициент полезного использования пробега равен пробегу с грузом (Дгр/в т/км), деленному на общий пробег (Добщ. в т/км) (Кпр)

4. Годовой пробег на автомобиль (Дгод) равен общему пробегу (Добщ), деленному на число автомобилей (П)

Степень использования подвижного состава характеризуют и такие показатели:

— коэффициент технической готовности подвижного состава автопарка); представляет собой отношение числа автомобиле-дней пребывания подвижного состава в технически исправном состоянии к общему числу автомобиле-дней пребывания в хозяйстве;

— коэффициент выпуска подвижного состава на линию; характеризует использование автомашин за любой данный период и рас­считывается как отношение количества автомобиле-дней в работе к автомобиле-дням в хозяйстве;

— производительность подвижного состава — количество груза; перевезенного одним автомобилем за рабочий день; определяется произведением числа ездок на количество груза, перевозимого за одну поездку;

— производительность транспортных средств — количество перевезенных грузов в тоннах или объем выполненных работ в тонно-километрах за единицу времени;

Производительность транспортных средств — важнейший обобщающий показатель, характеризующий уровень их использования.

Себестоимость 1 ткм рассчитывают путем деления всех эксплуатационных затрат на содержание грузового автотранспорта хозяйства (за вычетом, затрат на капитальный ремонт автомобилей) на объем выполненных работ в тонно-километрах. Этот показатель во многом определяется уровнем производительности транспортных средств, Значительное влияние на снижение себестоимость 1 ткм оказывает снижение эксплуатационных издержек (оплата труда водителей, расходы на текущий ремонт, топливо смазочные материалы).

Аналогичные показатели применяются при анализе использо­вания тракторов на транспортных работах.

Показатели использования машинно-тракторного парка

Эффективность использования машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве характеризуется рядом показателей, натураль­ных и стоимостных.

1. Сменная и дневная выработка в условных эталонных гектарах представляет собой отношение объема выполненных механизированных работ к количеству отработанных машино-смен или машино-дней.

2. Годовая выработка в эталонных гектарах на физический и условный эталонный трактор определяется как отношение объема механизированных работ к количеству физических или условных тракторов.

3. Коэффициент сменности работы тракторов характеризуется отношением количества машино-смен к количеству машино-дней или отношением дневной выработки (Вд) к сменной выработке (Вс):

4. Количество отработанных машино-дней и машино-смен физическим или эталонным трактором определяется как отношение общего количества отработанных машино-дней и машино-смен к числу тракторов.

5. Коэффициент использования тракторного парка (Кит) рассчитывается как отношение количества отработанных машино-дней одним трактором (МД) к годовому фонду рабочего времени (ФРВ):

6. Величина эксплуатационных затрат в расчете на условный эталонный гектар определяется путем деления эксплуатационных затрат на объем механизированных работ. Эксплуатационные затраты включают оплату труда механизаторов и вспомогательных рабочих, стоимость топлива и смазочных материалов, амортизационные отчисления по тракторам и сельскохозяйственным машинам, затраты на техническое обслуживание и текущие ремонты тракторов и машин, затраты на хранение машин.

7. Себестоимость условного эталонного гектара механизированных работ определяется отношением производственных затрат по эксплуатации техники к объему механизированных работ.

За единицу учета суммарных объемов тракторных работ прини­мается «условный эталонный гектар» (условно-натуральная единица), то есть объем работ, соответствующий вспашке 1 га в следующих (принимаемых за эталонные) условиях:

— удельное сопротивление 0,5 кг/см2 при скорости движения агрегата 5 км/ч;

— агрофон — стерня зерновых колосовых на почвах средней плот­ности по несущей поверхности (средние суглинки) с влажностью почвы до 20—22 %;

— глубина обработки 20-22 см (средняя 21 см); ровный рельеф (угол склона до Г); длина гона 800 м; высота над уровнем моря до 200 м; каменистость и препятствия отсутствуют. Перевод физического объема тракторных работ в условные эталонные гектары производится путем умножения количества выполненных сменных технически обоснованных норм выра­ботки трактором данной марки на его сменную эталонную выработку.

Использование комбайнов (зерноуборочных, картофелеуборочных, силосоуборочных и т. д.) определяют следующие показатели:

— сезонная выработка, га;

— дневная (суточная) выработка, га;

— число дней работы за сезон.

Роль транспорта в развитии сельскохозяйственного производства.

Транспорт является элементом инфраструктуры сельскохозяйственного производства, без его участия практически не осуществляется ни один вид хозяйственной деятельности.

Транспортные работы относятся к числу наиболее трудоемких и энергоемких процессов, на них приходится треть всех затрат труда при возделывании сельхоз культур, в себестоимости сельскохозяйственной продукции транспортные расходы составляют от 15 до 40%.

Основной вид транспорта в сельском хозяйстве – автомобильный, на его долю приходится до 80% объема грузоперевозок, тракторные перевозки составляют до 16%.

Роль и значение автотранспорта в сельскохозяйственном производстве определяется двумя основными факторами: огромным объемом перевозимых грузов и непосредственным участием в сельскохозяйственном производстве.

Сельское хозяйство имеет значительную номенклатуру перевозимых грузов (до 300 наименований) и их структура во многом определяет требования к составу транспортного парка.

Участвуя в производственных процессах, автомобильный транспорт перестает выполнять чисто транспортную функцию, а становиться транспортно-технологическим средством. Вместе с обслуживаемыми сельскохозяйственными машинами и агрегатами осуществляет процесс, состоящий из технологических, перевозочных и перегрузочных операций.

Другая особенность применения транспортных средств состоит в том, что он является связующим звеном любого производственного процесса и позволяет выполнять его по индустриальным схемам.

С ростом интенсификации сельскохозяйственного производства объем транспортных работ будет возрастать. Увеличатся перевозки готовой продукции, сырья, материалов при выполнении технологических процессов, а также минеральных и органических удобрений, кормов, строительных, топливно-смазочных и других материалов.

Многие сельскохозяйственные грузы требуют специализированного транспорта (рефрижераторы, молоковозы, скотовозы, изотермические фургоны и др.).

Определение эффективности использования транспорта (стр. 1 из 2)

Тема 1 Определение эффективности использования транспорта

Анализ использования грузового автотранспорта

Для оценки работы грузового автотранспорта применяется целая система частных и обобщающих показателей, которые позволяют оценить работы машин с точки зрения использования времени их работы, скорости движения, пробега, грузоподъемности и т.д., а также производительности работы машин и себестоимость перевозок.

Исходные данные для выполнения работы по варианту берутся из приложения 1. Порядок выполнения следующий.

Составляется таблица исходных данных по данному варианту согласно приложения 1.

Таблица 1

Исходные данные для использования автотранспорта

Показатели

Условное

обозначение

Отчетный

период

План Факт +,-
1 2
Среднее годовое количество машин, шт. А
Средний тоннаж машины, т q
Количество машино-дней пребывания в хозяйстве АДx
В т. ч. в работе АДр
Общий пробег машин, км Lобщ
В т. ч. с грузом, км Lгр
Перевезено грузов, т Q
Выполнено тонно-километров, т-км Р
Среднесуточный пробег одной автомашины, км Lсут
Средняя продолжительность рабочего дня, ч tсм
Затраты на работу грузового автотранспорта, тыс. руб. Зобщ

Методика расчета коэффициентов и показателей

использования грузового транспорта

Отработано одной машиной за отчетный период (месяц) дней

,

где АДр – количество машино-дней пребывания в работе, дней;

А – среднегодовое количество машин, шт.

Средняя техническая скорость, км/час

,

где Lсут – среднесуточный пробег одной автомашины, км;

Lсм – средняя продолжительность рабочего дня, час.

Время нахождения машины

а) в наряде; ч:

,

где АДХ – количество машино-дней нахождения в хозяйстве

б) в пробеге, ч.:

,

где АДр– количество машино-дней нахождения в работе.

Средняя загруженность машины, т

,

где Р – выполнено тонно-километров (грузооборот),т-км;

Lгр– общий пробег машин с грузом, км.

Коэффициент использования в работе:

,

Коэффициент использования пробега:

,

где Lобщ – общий пробег машин, км.

Коэффициент использования тоннажа

,

где q – средний тоннаж машины, т.

Себестоимость 1 т-км.

,

где Зобщ – затраты на работу грузового автотранспорта.

Себестоимость 1 км

.

Среднее расстояние перевозок

,

где Q– общий объем перевозок, т

Производительность на среднесписочную машино-тонну пребывания в хозяйстве

.

Месячная производительность на среднесписочную машину

.

Дневная производительность одного списочного автомобиля

.

Показатели использования подвижного грузового состава сводятся в таблицу 1.2, рассчитывая согласно методики расчета на основании данных таблицы 1.1.

По результатам расчета таблицы 1.2 необходимо провести анализ использования автомобилей по всем расчетным показателям и наметить пути по выявлению резерва улучшения использования автомашин как за счет экстенсификации увеличения занятости машин за отчетный период, так и за счет интенсификации. Наметить мероприятия и сделать заключение.

Далее из таблицы 1.1 необходимо установить, как изменяются плановые показатели по сравнению с фактическими и определить неиспользованные резервы увеличения объема грузооборота, проведя факторный анализ этого показателя.

Детерминированная модель факторной системы объема грузооборота имеет следующий вид:

.

Таблица 1.2

Эффективность использования автомобильного транспорта

Показатели

Услов-

ные обозначения

Отчетный период
План Факт +,-
1 2
Коэффициент использования пробега β
Коэффициент использования грузоподъемности γСТ
Коэффициент использования в работе Кр
Отработано одной машиной за отчетный период, дней Др
Среднее расстояние перевозок, км Lп
Средняя техническая скорость, км/ч VT
Время нахождения машины в наряде, ч. АЧН
Время нахождения машины в пробеге, ч. АЧР
Средняя загруженность машины, т qср
Производительность на среднесписочную машино-тонну нахождения в хозяйстве ,т Wп
т-км
Месячная производительность, т
т-км
Дневная производительность 1-го списочного автомобиля, т WДН
т-км
Себестоимость, руб. км Sкм
т-км Sт-км

Расчет влияния этих факторов на объем грузооборота можно выполнить с помощью способа абсолютных разниц:

; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; .

Выводы: * Необходимо сделать анализ влияния каждого фактора на увеличение или снижение объёма грузооборота и почему.

*Выявить на анализируемом предприятии используемые резервы увеличения объёма грузооборота за счёт сверхплановых целодневных и внутри-сменных простоев автомашин, а также сверхплановые холостые пробеги (таблица 1.1).

Определение структуры себестоимости перевозки грузов

Необходимо рассчитать структуру себестоимости 1 т. и 1 т. км. перевозки грузов заданного варианта.

Данные для исчисления структуры себестоимости берутся из приложения 2 (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Исходные данные для определения структуры

себестоимости 1 км и 1 т. км. перевозки грузов

Затраты на 1 т, т-км перевозки грузов определяется делением их суммы по отдельным статьям на величину перевезённых грузов и выполнено т-км. соответственно. Результаты расчётов приведены в таблицах 1.4 и 1.5.

Основные показатели эффективности использования автотранспортных средств

Для планирования, учета и анализа работы автомобильного транспорта существует система технико-эксплуатационных по­казателей. Приведем важнейшие из них.

Продолжительность работы автомобиля включает вре­мя нахождения на линии и время в наряде.

Время нахождения на линии — это время с момента выхода автомобиля из гаража до его возвращения без учета обеденного перерыва и отдыха шофера.

Время в наряде включает время на движение (с грузом или без него) и время предусмотренных простоев (погрузки, выгруз­ки и т.п.).

Более эффективного использования автомобилей во времени можно добиться путем:

уменьшения времени на погрузочно-разгрузочные опера­ции;

повышения уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ;

своевременной подготовки товаров и документов к перевозке;

применения рациональных графиков по приемке и отпуску товаров;

применения прогрессивных методов транспортировки.

Коэффициент использования грузоподъемности автомо­биля — это отношение фактически перевезенного груза к грузо­подъемности автомобиля (статический коэффициент). Можно применять также коэффициент динамического использования автомобиля, когда количество перевозимого груза учитывается не в тоннах, а в тонна-километрах, т.е. учитывается и масса, и расстояние. Коэффициент использования грузоподъемности можно определить по формулам:

К стат = Q/q

и

К дин = Г факт / Г возм

где Q — объем перевезенного груза за одну поездку; q —• грузоподъем­ность автомобиля, т; Г факт — фактический грузооборот, т/км; Гвозм — возможный грузооборот при полном использовании грузоподъемнос­ти, т/км.

Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля зависит от вида груза, его объемной массы, формы, вида упаков­ки и т.п. В зависимости от этого все грузы согласно прейскуранту 13-01-03 делятся на четыре класса: I класс —- 1,0; II — 0,71—0,99; III — 0,51—0,70; IV — 0,40—0,50.

Пути повышения использования грузоподъемности автомо­биля:

применение более рациональных способов укладки;

усовершенствование кузовов автомобилей;

использование прицепов и полуприцепов;

установление соответствия между формами и размерами ку­зова и транспортной тары и т.п.

Коэффициент использования пробега — это отношение производительного или полезного пробега (пробег с грузом) к об­щему пробегу (с грузом и без него). Составной частью пробега является непроизводительный пробег без груза, который вклю­чает нулевой пробег (от гаража до пункта первой погрузки и от пункта последней разгрузки в гараж) и порожний пробег (от пункта разгрузки до следующего пункта погрузки).

Пути повышения коэффициента:

снижение холостых пробегов за счет обратного вывоза тары из магазинов или товаров при междугородных перевозках;

рациональный выбор автотранспортных предприятий (бли­же к местам погрузки и обслуживаемой торговой сети);

выбор рациональных маршрутов движения и графиков заво­за товаров;

диспетчеризация движения транспорта и т.п.

Скорость движения, автотранспорта оказывает влияние на его производительность и себестоимость перевозок. Различают техническую и эксплуатационную скорость.

Техническая скорость устанавливается в зависимости от типа машин, состояния дорог, условий перевозок, с учетом необ­ходимых остановок (светофоров) и т.н.

Эксплуатационная скорость рассчитывается исходя из пробега автомобиля и общего времени его работы на линии, т.е. с учетом простоев.

Повышению эксплуатационной скорости способствует:

увеличение технической скорости;

устранение непроизводительных простоев;

сокращение времени на погрузочно-разгрузочные работы;

сокращение времени на техническое обслуживание и др.

Отношение эксплуатационной скорости к технической пред­ставляет коэффициент времени движения.

Время простоя под погрузкой и разгрузкой определяется по нормативам (прейскурант 13-01-03) исходя из грузоподъемнос­ти автомобиля, типа, кузова (фургон, самосвал, цистерна), степени механизации погрузочно-разгрузочных работ (ручные и ме­ханизированные). За простой автомобилей сверх норм предус­мотрены штрафные санкции.

Пути сокращения простоев автотранспорта:

разработка четких графиков завоза и отпуска товаров;

повышение уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ;

расширение прогрессивных технологий товароснабжения;

рационализация организации труда работников склада по приемке и отпуску товаров и др.

Использование парка подвижного состава характеризуется показателями технической готовности и выпуска.

Коэффициент технической готовности определяется как отношение автомобиле-дней парка в готовом для эксплуатации состоянии к списочному количеству автомобиле-дней нахожде­ния подвижного состава на предприятии.

Коэффициент выпуска подвижного состава — это отноше­ние количества автомобиле-дней эксплуатации автомобилей к списочному количеству автомобиле-дней нахождения их на предприятии.

Использование габарита — это отношение площади кузова к площади, занимаемой автомобилем. Чем выше этот коэффи­циент, тем больше легковесных грузов можно разместить в ку­зове автомобиля.

Экономичность автомобиля характеризуется топливной экономичностью, под которой понимается расход топлива на 100 т/км или 100 км пробега.

Производительность автомобиля измеряется количес­твом выполненных тонно-километров (грузооборот) или переве­зенных тонн товаров (объем перевозок) за определенное время.

Знание технико-экономических показателей работы автомо­билей, умение их расчета и анализа торговыми работниками — важнейший путь более эффективного использования транспор­тных средств в торговле и снижения издержек обращения, в ко­торых значительное место занимают транспортные расходы.

Введение. Эффективность использования автотранспортных средств зависит от совершенства организации транспортного процесса и свойств автомобилей сохранять в определенных

Эффективность использования автотранспортных средств зависит от совершенства организации транспортного процесса и свойств автомобилей сохранять в определенных пределах значения параметров, характеризующих их способность выполнять требуемые функции. В процессе эксплуатации автомобиля его функциональные свойства постепенно ухудшаются вследствие изнашивания, коррозии, повреждения деталей, усталости материала, из которого они изготовлены и др. В автомобиле появляются различные неисправности, которые снижают эффективность его использования. Для предупреждения появления дефектов и своевременного их устранения автомобиль подвергают техническому обслуживанию (ТО) и ремонту.

ТО – это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности автомобиля при использовании по назначению, при стоянке, хранении или транспортировании. ТО является профилактическим мероприятием и проводится принудительно в плановом порядке, через строго определенные периоды эксплуатации автомобиля.

Ремонт – это комплекс операций по восстановлению работоспособности и восстановлению ресурса автомобиля или его составных частей. Ремонт проводится по потребности, которую выявляют в процессе ТО.

Выполнение работ по ТО и ремонту автомобиля предшествует оценка его технического состояния (диагностирование). Диагностирование при ТО проводят для определения его необходимости и прогнозирования момента возникновения неисправного состояния путем сопоставления фактических значений параметров, измеренных при контроле, с предельными. Диагностирование при ремонте автомобиля заключается в нахождении неисправности и установлении метода ремонта и объема работ при ремонте, а также проверке качества выполнения ремонтных работ. Своевременное проведение ТО и текущего ремонта подвижного состава позволяет содержать автомобили в технически исправном состоянии.

Несвоевременное техническое обслуживание создает благоприятные условия для дорожно-транспортных происшествий и предельных износов и поломок узлов и деталей автомобилей. Наиболее часто отказы возникают по двигателю. По числу отказов на двигатель автомобиля приходится примерно половина всех отказов. Поэтому в данном проекте разработан участок текущего ремонта двигателей автомобилей.

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

ПЗ 2-37 01 06. 01 РПЗ

1. Общие сведенья

Городской автобус МАЗ-105 выпускается Минским автомобильным заводом (Минск, Беларусь) с 1997 года.

Годом рождения призводства автобусов на Минском автомобильном заводе можно считать 1992-й, когда был подписан лицензионный договор с фирмой Neoplan (Германия, ныне фирма принадлежит концерну MAN). В результате было построено всего пять лицензионных автобусов в «чистом виде» (их цена была запредельной, около $200000). А затем завод начал внедрять отечественные комплектующие, заодно приспосабливая конструкцию к нашим условиям. Например, заводу не удалось наладить выпуск портального ведущего моста — и потому пришлось делать мост более простым, а заодно на 8 см поднимать пол в задней части салона. Сегодня доля импорта — если не считать силового агрегата, — не превышает 8 процентов (это клей, лаки-краски, пластик, тормозная аппаратура, механизмы открывания дверей). Однако теперь цена низкопольных автобусов МАЗ-103 в базовой комплектации составляет около 40% от первоначальной.

Автобус МАЗ-105 является наиболее предпочтительным вариантом для внутригородских перевозок благодаря высокой пассажировместимости. Уровень пола – 580 мм, как на автобусах МАЗ-103 в районе задней двери. Автобус спроектирован с применением узлов и агрегатов, использующихся в моделях МАЗ-103 и МАЗ-104, имеет узел сочленения, спроектированный собственными силами заводчан.

Начиная с 2004 года АМАЗ перешел исключительно на выпуск модификаций 105.060/.065 оснащенной двигателями Mercedes и имеющих уменьшенный моторный отсек. Данный автобус представлен на рисунке 1.

Рисунок 1- Габаритные размеры МАЗ-105

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

ПЗ 2-37 01 06. 01 РПЗ

Кузов и салон автобуса

Кузов автобуса – цельнометаллический, вагонного типа, несущий. Боковины и крыша изготовлены из цельнотянутого стального оцинкованного листа, передняя часть – стеклопластиковая. Стекла – вклеенные, что положительно влияет на жесткость кузова. Имеет четыре двери сдвижного типа (для пассажиров три двустворчатые двери задняя половина передней двери, передняя половина передней двери – для водителя). Кабина водителя отгорожена от салона в стандартной комплектации. На автобусе предусмотрена блокировка движения при открытых дверях, которая отключается кнопкой с символом (В) на передней панели в кабине водителя.

МАЗ-105 – машина вполне современная, оснащена АБС, ПБС, тонированными стеклами, блинкерным табло (с двухцветными поворотными ячейками и светодиодами), бортовым компьютером и прочим.

С точки зрения пассажира можно отметить неплохой интерьер, невысокий уровень пола предоставляет пассажирам в городе максимальные удобства. Единственный недостаток – в некоторых местах поручни находятся слишком высоко. Проблему частично решают кожаные петли, подвешенные на поручнях. Центральный проход имеет ширину 790 мм, а проемы дверей – 1250 мм. Если вспомнить среднюю длину поездки пассажира в городе, то это весьма солидное преимущество низкопольной машины. Автобус имеет неплохую систему отопления, автоматическая коробка передач обеспечивает плавность разгона и торможения. Рабочее место водителя также удобно – хорошая обзорность, информативные приборы, а наличие дополнительной печки и автоматической коробки еще больше улучшает условия работы водителя.

Автобусы, кроме электронного маршрутоуказателя оснащаются также речевыми информаторами, а значит, независимо от ораторских качеств водителя, пассажир услышит нужную ему остановку, а водителю не придется напрягать свои голосовые связки. На минские автобусы устанавливаются информационные системы РИТМ и МЭМЗ.

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

ПЗ 2-37 01 06. 01 РПЗ

2 Технологический расчет проектируемого предприятия

2.1 Исходные данные для расчета

Исходные данные принимают в соответствии с заданием на курсовое проектирование.

Исходные данные:

Наименование проектируемого объекта – Агрегатный участок

Модель автомобиля – МАЗ-105

Количество автомобилей – 242

Условия эксплуатации:

-дорожное покрытие – асфальтобетонное

-условия движения – Большой город

-тип рельефа – Гористый

Климатические условия – холодный

Среднесуточный пробег – 154 км

Пробег с начала эксплуатации – 150…250 тыс. км

2.2 Расчет годовой производственной программы

2.2.1 Корректирование периодичности ТО и пробега автомобилей до списания

Нормативы для автомобиля МАЗ-105 принимают согласно “Положению о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта”:

= 6000 км = 2,13 чел-ч

= 25000 км = 18,72 чел-ч

= 360000 км = 57 чел-ч

= = 213 км = 15,2 чел-ч

где: , , — нормативный пробег автомобиля до списания и периодичность ТО-1 и ТО-2 соответственно, км.

, , , -нормативная трудоёмкость ЕО,ТО-1,ТО-2,ТР, чел-ч.

Периодичность ЕО ( ) принимается равной среднесуточному пробегу автомобиля ( ).

Выбранные нормативные значения периодичности ТО и пробега автомобилей до списания приводят к конкретным условиям эксплуатации подвижного состава с помощью коэффициентов, учитывающих категорию условий эксплуатации (К1), модификацию подвижного состава и организацию его работы (К2), природно-климатические условия (К3), пробег с начала эксплуатации (К4), продолжительность простоя на ТО и ТР (К4’), число обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей АТП и количество технологически совместимых групп (К5). Данные коэффициенты

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

ПЗ 2-37 01 06. 01 РПЗ

берутся согласно положению и сносим в таблицу 1.

Таблица 1 – Коэффициенты корректирования

Коэффициенты Периодичность ТО Трудоемкость ТО,ТР Пробег до КР
К1 0,8 1,2 0,8
К2 1,25 0,95
К3 0,9 1,2 0,8
К4 1,00
К5 0,95

К4’=0,8

ДНТО, ТР=0,7 дней/1000 км.

Где ДНТО, ТР- продолжительность простоя подвижного состава в КР, ТО и ТР,

дней/1000 км.

В общем случае скорректированный пробег автомобиля до КР и скорректированная периодичность ТО-1, ТО-2 будут равны:

=360000 · 0,8 · 0,95 · 0,8 = 218880 км (1)

=8000 · 0,8 · 0,9 = 5760 км (2)

=25000 · 0,8 · 0,8 = 18000 км (3)

Так как постановка автомобилей на обслуживание производится с учетом среднесуточного пробега ( ) через целое число рабочих дней, то пробег до ТО-1, ТО-2, списания должны быть кратны и между собой:

5760/154 = 37 (4)

ц.ч. = 154 · 25 = 5698 км (5)

18000/5698 = 3 (6)

ц.ч. = 5698 · 3 = 17094 км (7)

218880/17094 = 13 (8)

ц.ч. = 17094 · 13 = 222222 км, (9)

где — соответственно скорректированные и каратные значения пробегов между отдельными видами ТО и пробега до списания.

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

ПЗ 2-37 01 06. 01 РПЗ

2.2.2 Расчет годового пробега автомобилей

Годовой пробег автомобильного парка определяется по формуле:

(10)

где — списочное количество единиц подвижного состава.

— среднесуточный пробег автомобиля.

— количество дней работы подвижного состава на линии в течении года.

Принимаем согласно таблице 2. = 365 дней.

— коэффициент технической готовности парка.

, (11)

где: — коэффициент корректирования нормативов продолжительности простоя в ТО и ремонте в зависимости от пробега автомобильного парка с начала эксплуатации. Принимаем значение согласно .

= = 0,94

= 242 · 154 · 365 · 0,94 = 12786651 км

2.2.3 Расчет годовой производственной программы

Расчет годовой производственной программы по ТО

Число технических обслуживаний ЕО, ТО-1, ТО-2 определяется в целом по парку или по каждой группе автомобилей, имеющую одинаковую периодичность обслуживания:

(12)

(13)

(14)

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

ПЗ 2-37 01 06. 01 РПЗ

(15)

57,5 а/м

= 761 а/м

= 1438,6 а/м

=83030 а/м

Расчет годовой производственной программы по диагностированию

Диагностирование как отдельный вид обслуживания не планируется, и работы по диагностированию подвижного состава входят в объем работ по ТО и ТР. При этом в зависимости от метода организации, диагностирование автомобилей может проводиться на отдельных постах или быть совмещено с процессом ТО. Поэтому число диагностических воздействий определяется для последующего расчета постов диагностирования и его организации.

На АТП обычно предусматривается диагностирование Д-1 предназначено главным образом для определения технического состояния агрегатов, узлов и систем автомобиля, обеспечивающих безопасность движения. Д-1 проводиться, как правило, с периодичностью ТО-1.

Число автомобилей, диагностируемых при ТР, согласно опытным данным и нормам, принято равным 10% от программы ТО-1 за год.

, (16)

где: — соответственно числа автомобилей, диагностируемых при ТО-1, после ТО-2 и при ТР.

= 1,1 · 2459 + 761 = 2330 а/м

Диагностирование Д-2 предназначено для определения мощностных и экономических показателей автомобиля, а также для выявления объемов ТР. Д-2 проводится с периодичностью ТО-2 и в отдельных случаях при ТР. Число автомобилей, диагностируемых при ТР , принимается равным 20% от годовой программы ТО-2.

Исходя из этого, число Д-2 на весь парк, в год определяется:

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

ПЗ 2-37 01 06. 01 РПЗ

, (17)

где: — число автомобилей в год, диагностируемых перед ТО-2 и ТР.

= 1,2 ·761 =1726 а/м

2.2.4 Расчет суточной производственной программы

Определение суточной программы по ТО и диагностированию автомобилей является критерием выбора метода организации ТО (на универсальных постах или поточных линиях) и служит исходным показателем для расчета числа постов и линий ТО.

По видам ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2) и диагностированию (Д-1, Д-2) суточная программа определяется:

, (18)

где: — годовая программа по каждому виду ТО или диагностике в отдельности.

— годовое число рабочих дней поста/зоны, предназначенных для выполнения того или иного вида ТО и диагностирования. Выбирается согласно таблице 3.

, , , = 305 дней

= 365 дней

= = 228 а/м

= = 4,7 а/м

= = 2,5 а/м

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

ПЗ 2-37 01 06. 01 РПЗ

= = 7,7 а/м

= = 5,7 а/м

2.3 Расчет годового объема работ

2.3.1 Корректирование трудоемкости ТО и ТР

Годовой объем (трудоемкость) работ по АТП определяется в человеко-часах и включает объемы работ по ТО, ТР и вспомогательных работ.

Для расчета годового объема работ предварительно для подвижного состава проектируемого предприятия устанавливают нормативную трудоемкость ТО и ТР, а затем их корректируют с учетом конкретных условий эксплуатации.

Трудоемкость ЕО при применении механизированных моечных установок должна быть уменьшена за счет исключения из общей трудоемкости ЕО моечных работ, связанных с применением ручного труда. При механизации других видов работ, например обтирочных (за счет использования обдува воздухом), трудоемкость ЕО также соответственно уменьшается.

, (19)

где: — нормативная трудоемкость ЕО, чел.-ч. Принимается согласно .

— коэффициент корректирования нормативов ТО и ТР в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на АТП и количество технологически совместимых групп подвижного состава. Принимается согласно .

— коэффициент, учитывающий снижение трудоемкости за счет механизации работ ЕО.

(20)

где: М – доля работ ЕО, выполняемых механизированным способом, %.

Выбирается по таблице 4.

М = 55%

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

ПЗ 2-37 01 06. 01 РПЗ

= 0,45

=1,1 чел.-ч.

Расчетная нормативная скорректированная трудоемкость (ТО-1, ТО-2) для подвижного состава проектируемого АТП определяется:

, (21)

где: — нормативная трудоемкость ТО-1 или ТО-2, чел.-ч. Принимается согласно .

Удельная нормативная скорректированная трудоемкость текущего ремонта определяется:

, (22)

где: — нормативная удельная трудоемкость ТР, чел.-ч./1000км. Принимаем согласно .

— коэффициент корректирования нормативов удельной трудоемкости ТР. Принимаем согласно .

= 22,23чел.-ч.

=67,69чел.-ч.

= 26 чел.-ч.

2.3.2 Расчет годового объема работ по ТО, ТР, самообслуживанию

Расчет годового объема работ по ТО.

(23)

(24)

, (25)

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

ПЗ 2-37 01 06. 01 РПЗ

где: — соответственно годовое число ЕО, ТО-1 и ТО-2 на весь парк (группу) автомобилей одной модели.

— нормативная скорректированная трудоемкость соответственно ЕО, ТО-1 и ТО-2 чел.-ч.

83030 0.87 = 72236,1 чел.-ч.

= 31979,2 чел.-ч.

= 50632,12 чел.-ч.

Перечни операций сопутствующего ТР, рекомендуемые для совмещения ТО-2, приведены в приложениях, а также во вторых (нормативных) частях положений по маркам автомобилей.

Годовой объем работ ТО-2 с сопутствующим ТР определится из выражений:

, (26)

где: — годовой объем работ сопутствующего ТР при проведении ТО-2, чел.-ч.;

(27)

где: — доля сопутствующего ТР, зависящая от «возраста» автомобилей, принимается самостоятельно или по данным АТП.

= 10126,4

=60758,5

Расчет годового объема работ по ТР

Годовой объем работ ТР (в чел.-ч.) определяется:

, (28)

где: — годовой пробег парка подвижного состава, км.

— расчетная трудоемкость ТР на 1000 км пробега.

=332452,9 чел.-ч.

Годовой объем постовых работ ТР определится из выражения:

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

ПЗ 2-37 01 06. 01 РПЗ

, (29)

где: — суммарная доля постовых работ текущего ремонта, выполняемых в зоне ТР (сумма трудоемкостей контрольно-диагностических, регулировочных, крепежных и разборочно-сборочных работ, принимается из вторых (нормативных) частей положений по маркам автомобилей или из ).

= 85520,8 чел.-ч.

Расчет годового объема работ по самообслуживанию.

Годовой объем работ по самообслуживанию предприятия ( ) устанавливается в процентном отношении от годового объема вспомогательных работ ( ):

, (30)

где: — объем вспомогательных работ по предприятию, зависящих от количества автомобилей, обслуживаемых и рекомендуемых на данном АТП.

= 20…30% (при количестве от 100 до 200 автомобилей принимать большее значение , свыше 200 до 300 автомобилей среднее, свыше 300- меньшее).

=50639,7 чел.-ч.

Расчет годового объема работ в проектируемом подразделении

Годовой объем работ производственного отделения определяется по каждой марке автомобиля по формуле:

, (31)

где: — процент объема работ, выполняемых по ТР в данном отделении. Принимается согласно таблице 6.

— процент объема работ, выполняемых при ТО-2 и приходящихся на данное отделение. Суммарный объем этих работ составляет 5…10% и распределяются они равномерно по отделениям. =1,25…2,50%

= 34274,75

Т.к в агрегатном отделении объём выполняемых работ по агрегатам составляет 60% от общего объёма работ то получаем:

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

ПЗ 2-37 01 06. 01 РПЗ

=34274,75 0,6=20564,85

Расчет годового объема работ по диагностированию.

Объем работ по Д-1 ( ) определяется суммированием объема контрольно-диагностических работ ТО-1 и 50% объема контрольно-диагностических работ ТР. При определении объема работ Д-2 ( ) суммируется объем контрольно-диагностических работ ТО-2 и 50% объема контрольно-диагностических работ ТР:

(32)

(33)

где: — доля контрольно-диагностических работ в объеме ТР соответственно ТО-1, ТО-2 (берется из таблицы 6 и делится на 100).

— доля контрольно-диагностических работ в объеме ТР соответственно при общем (Д-1) и углубленном (Д-2) диагностировании (берется из таблицы 6 и делится на 100).

= 4220,6 чел.-ч.

= 5206,5 чел.-ч.

При организации работ по Д-1 и Д-2 на отдельных постах следует скорректировать годовые объемы работ ТО-1, ТО-2 путем исключения из них объемов диагностических работ, выполняемых при ТО-1( ), ТО-2 ( ):

(34)

(35)

где: — скорректированные годовые объемы работ по ТО-1, ТО-2 естественно, чел.-ч.

2.4 Расчет численности производственных рабочих

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

ПЗ 2-37 01 06. 01 РПЗ

Технологически необходимо (явное) число рабочих определяется:

, (36)

где: — годовой объем работ по зоне ТО, ТР или участку, чел.-ч.

— годовой фонд времени технологически необходимого рабочему при 1-сменной работе, ч.

Фонд определяется продолжительностью смены (в зависимости от продолжительности рабочей недели) и числом рабочих дней в году:

, (37)

где: — продолжительность работы (рабочее время) рабочего в течении недели, ч.

— число рабочих дней в неделе.

— число предпраздничных дней в году (продолжительность смены сокращается на 1ч.)

— число рабочих дней в году.

, (38)

где: — годовой фонд времени штатного производственного рабочего при 1-сменной работе, ч.

Годовой фонд штатного рабочего ( ) определяется:

, (39)

где: — продолжительность отпуска рабочего, дней. Принимаем из .

— число невыходов на работу по уважительным причинам.

= 9,9чел.

= 11,2

Принимаем численность производственных рабочих: 10 чел.

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

ПЗ 2-37 01 06. 01 РПЗ

3 Проектирование производственного подразделения

3.1Технологический процесс в подразделении

Агрегатный участок производит ремонт большинства агрегатов, причём в основном заменой неисправных деталей.

Технологический процесс ремонта включает: мойку агрегата; разборку в соответствии с объёмом работ; мойку снятых деталей и их дефектовку; сортировку деталей и их комплектовку после ремонта; сборку и испытание агрегата. Разборка-сборка производиться в основном на специализированных стендах, обеспечивающих возможность подхода к ремонтируемому агрегату с разных сторон, а также поворот и наклон агрегата для удобства работы.

Организация технологического процесс на предприятии представлена на схеме 1.

КТП

Зона ЕО

Зона ожидания

Зона ТР

Д-1

Д-2

Зона ТО-1

Зона ТО-2

Стоянка автомобилей

Схема 1- Организация технологического процесса на предприятии.

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

ПЗ 2-37 01 06. 01 РПЗ

Охрана туда.

Основная задача охраны труда– сведение к минимуму всех опасных и вредных производственных факторов воздействующих на рабочих, в целях предотвращения травм, увечий, профзаболеваний.

Управление охраной труда на агрегатном участке осуществляет начальник участка (мастер, бригадир) согласно нормативным документам по охране труда. Начальник участка должен решать следующие задачи:

· обучение работающих безопасности труда и пропаганда охраны труда (на основе ГОСТ 12.0.004 – 90 «Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения.»);

· обеспечение безопасности производственного оборудования (оборудование должно отвечать требованиям стандартов, норм и правил органов государственного надзора и должно поддерживаться в технически исправном состоянии);

· обеспечение безопасности производственных процессов;

· нормализация санитарно-гигиенических условий труда (устранение причин возникновения опасных и вредных производственных факторов);

· обеспечение работников АТП средствами индивидуальной защиты;

· обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работающих;

· организация лечебно – профилактического обслуживания работающих;

· оперативный контроль за состоянием охраны труда при выполнении работ на участке диагностики.

Ежедневно до начала работы мастер с инспектором по охране труда обходят все рабочие места. Они проверяют их чистоту, состояние оборудования, исправность инструмента и приспособлений.

При обнаружении каких-либо неисправностей, нарушений правил техники безопасности принимают меры по их устранению и производят запись в книге мастера. Затем мастер проводит короткий инструктаж с рабочими по технике безопасности, на котором информирует рабочих о результатах осмотра, принятых мерах и напоминает о необходимости соблюдения правил техники безопасности при проведении работ.

Начальник участка постоянно контролирует обучение работающих охране труда, проводит первичный инструктаж всех принятых на работу.

Проводятся обучения по безопасности труда при повышении квалификации.

Осуществляется пропаганда охраны труда: конференции, семинары, совещания, лекции и т.д.

К работам по эксплуатации производственного оборудования допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, обучение и проверку знаний безопасных приемов работы и проинструктированные по ТБ и производственной санитарии.

Обеспечение пожаробезопасных условий труда:

Необходимые средства пожаротушения на участке: воздушно-пенные огнетушители ОВП-10 и порошковые марки ОП-1; ящик с сухим песком; автоматическая установка пожаротушения пенная спринклерная.

Места размещения пожарной техники должны быть обозначены указательными знаками.

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

ПЗ 2-37 01 06. 01 РПЗ

На участке не разрешается хранить порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов. После окончания работы необходимо проводить тщательную уборку. Разлитое масло и топливо необходимо собирать при помощи песка, а использованные обтирочные материалы складывать в ящики для мусора.

После окончания смены все вышеперечисленные материалы выносить в специально отведенные и безопасные в пожарном отношении места. На участке вывешивать предупредительные таблички с надписью: «Не курить!»

Число первичных средств пожаротушения на участке принимается с учетом норм: пенные огнетушители вместимостью 10 л (ОВП-10) – 4 шт.;

Один раз в 10 дней необходимо производить внешний осмотр и очистку от загрязнения огнетушителей. На ящики с песком необходимо нанести надпись: «Песок на случай пожара!»

Ответственность за сохранность и готовность первичных средств пожаротушения несёт начальник участка.

3.2 Подбор технологического оборудования

Подбор технологического оборудования и оснастки осуществляется в соответствии с табелем технологического оборудования. Оборудование приведено в таблице 2, а оснастка в таблице 3.

Таблица 2 – Оборудование агрегатного отделения

Наименование оборудования Тип Модель Число единиц Габаритные размеры, мм Площадь, занимаемая оборудованием, м2 Мощность, кВт
Стеллаж ОРГ2324 1500×620 0,93
Стенд для разборки-сборки переднего моста 9695-3163 2300×600 1,84
Кран-балка Кр-n-1 3,5
Стенд для разборки и заднего мостов ОП4170-01 2300×800 2,76
Ларь для обтирочных материалов ТП-37 400*500 0,4
Слесарный верстак ОР2064 1300×780

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

ПЗ 2-37 01 06. 01 РПЗ

Продолжение таблицы 2

Ванна для мойки деталей ОРГ-629 1300×550 0,72 0,5
Пресс ПГ30 1600×750 1,17 1,9
Стенд для разборки-сборки редукторов 9695-2039 1310×990 1,3
Передвижной пост слесаря ОР 3753 880×500 1,2
Стенд для разборки –сборки КПП 9695-2873 980×1100 1,1
Ванночка 700х700

Таблица 3 – Оснастка агрегатного отделения

Наименование оборудования Тип Модель Число единиц Мощность, кВт
Набор инструментов
Тележка инструментальная
Ванночка
Шпилечный ключ

Общая площадь оборудования составляет 18,91 м2.

3.3 Расчет производственной площади

Площадь зоны участка определяется:

, (40)

— суммарная площадь оборудования в плане, расположенного вне площади, занятой автомобилями, м².

— коэффициент плотности расстановки постов и оборудования, зависящий от назначения производственного помещения.

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

ПЗ 2-37 01 06. 01 РПЗ

Для расчета производственной площади принимаем следующие значения:

= 18,91 м²

= 5

= 94,55 м²

Принимаем =100 м²

3.4 Планировка подразделения

Агрегатное отделение связано с остальными отделениями АТП по схеме 3.

Зона ТР

(снятие агрегатов, узлов)

Склад Агрегатное отделение Слесарно-механическое

(хранение отремонти- (разборка, мойка, сушка, (ремонт повреждённых

рованных агрегатов) сборка, регулировка) деталей)

Схема 3- Связь с остальными отделениями.

Проходы, проезды и расположение оборудования должны позволять проводить монтаж, демонтаж и ремонт оборудования, обеспечивать удобство подачи ремонтируемого объекта, инструмента, уборки отходов и безопасность работы. Расположение оборудования должно предусматривает возможность изменения планировки при использовании более прогрессивных технологических процессов.

Технологическое оборудование на плане изображаем упрощенными контурами с учетом крайних положений, перемещающихся частей, открывающихся дверей, откидных кожухов, а также с учетом крайних положений устанавливаемых на них объектов ремонта.

Все виды оборудования нумеруем сквозной порядковой нумерацией, обычно слева направо и сверху вниз, номер оборудования по спецификации указывают внутри контура и вне его в конце выносной линии. Вне контура дают условные обозначения подвода масла, эмульсии, воздуха и т.п., а также рабочего места.

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

ПЗ 2-37 01 06. 01 РПЗ

Расстановку оборудования выполняем с учетом существующих требований, норм расстояний между оборудованием и элементами зданий, норм ширины проездов расстояний между оборудованием.

Расстановку оборудования в агрегатном отделении производим согласно схемы технологического процесса, требования техники безопасности, научной организации труда. Планировку выполняем на формате А1.

Схема технологического процесса работы агрегатного отделения показана на рисунке 2.

Наружная мойка агрегатов

Разборка

Мойка деталей

Дефектация

Годные детали

Выбракованные детали

Детали, подлежащие ремонту

Новые детали

Сборка деталей

Ремонт деталей

Обкатка и контроль

Хранение

Слесарно-механическое отделение

Схема 2- Технологический процесс работы агрегатного отделения

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

ПЗ 2-37 01 06. 01 РПЗ

4 Организация производства

4.1 Организация управления

В целях совершенствования организации и структуры управления технической службы на АТП планируется внедрение централизованной системы управления процессом ТО и ТР.

Централизованная система управления производством базируется на технологическом принципе, сущность которого заключается в том, что в основе формирования производственных подразделений АТП лежат законченные технологические процессы технических воздействий на подвижной состав. Управление производством предприятия (ЦУП).

Подразделяются, выполняющие однородные виды воздействия, для удобства управления объединяются в производственные комплексы. Обмен информации между центром управления и всеми производственными подразделениями осуществляется комплексом технических средств связи: автоматической телефонной связью; производственной диспетчерской; распорядительно-поисковой; директорско

| следующая ==>
| Расписание детских групповых программ на ДЕКАБРЬ

Date: 2016-02-19; view: 1408; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *