Нарушения мышления по зейгарник

3. Классификация нарушений мышления по б.В.Зейгарник.(74)

  • •Билет № 1
  • •1. Особенности развития социальной психологии в России (дискуссии о предмете). (8)
  • •2. Нарушения умственной работоспособности при психической патологии. (69)
  • •3. Основные принципы выстраивания образовательной программы. (112)
  • •Билет № 2
  • •1. Место социальной психологии в системе научного знания. (11)
  • •2. Особенности инновационных процессов, происходящих в системе дошкольного, школьного, средне-профессионального и профессионального образования.(113)
  • •3. Невербальная коммуникация. (12)
  • •1. Общение и деятельность. Структура общения. (3)
  • •2. Проблема группы в социальной психологии. (32)
  • •3. Основные принципы мониторингового сопровождения становящейся деятельности. (116)
  • •Билет № 4
  • •2. Речь как средство коммуникации. (19)
  • •3. Особенности выстраивания проектной деятельности в образовательном пространстве. (115)
  • •Билет № 5
  • •1. Социальная психология в условиях радикальных преобразования российского общества.(59)
  • •2. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность.(120)
  • •3. Общение как взаимодействие. (7)
  • •Билет № 6
  • •1. Давление группы на индивида. Феномен конформизма.(60)
  • •2. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.(35)
  • •3. Психологическая коррекция в клинической психологии.(72)
  • •Билет № 7
  • •1. Методики оценки мышления в клинической психологии.(80)
  • •2. Определение малой группы и ее границы.(39)
  • •3. Основные цели и задачи проведения развивающего тренинга. (118)
  • •Билет № 8
  • •Билет № 9
  • •2. Определение и классификация потребностей.(45)
  • •3. Диагностика нарушений мышления при аномальном развитии.(64)
  • •Билет № 10
  • •1. Социальная установка и реальное поведение.48)
  • •2. Метод интроспекции и его значение в развитии психологии.(1)
  • •3. Использование проективных методов в клинической психологии.(65)
  • •Билет № 11
  • •1. Нарушения восприятия при психических расстройствах.(66)
  • •2. Бихевиоризм и его значение в изучении поведения.(2)
  • •Необихевиоризм
  • •3. Основные подходы к теории и практике командообразования.(103)
  • •Билет № 12
  • •1. Роль клинической психологии в решении общих проблем психологии. Основные разделы и новые направления практической деятельности в клинической психологии.(62)
  • •2. Учение з.Фрейда и его значение для развития психологии. (5)
  • •3. Современные представления о предмете социальной психологии (американская и европейская традиции). (15)
  • •Билет № 13
  • •2. Гештальтпсихология: идеи и факты. (6)
  • •Билет № 14
  • •1. Самообучающаяся организация как альтернатива традиционной модели организации.(110)
  • •2. Уровень притязаний и мотивация достижений.(53)
  • •3. Стихийные группы и массовые движения.(28)
  • •Билет № 15
  • •1. Понятие лидерства и руководства: сходство и различие. (107)
  • •2. Высшие психические функции человека: их строение, свойства и происхождение (10)
  • •3. Классификация нарушений мышления по б.В.Зейгарник.(74)
  • •1) Нарушение операциональной стороны мышления
  • •2) Нарушение динамики мыслительной деятельности
  • •3) Нарушение личностного компонента мышления
  • •Билет № 16
  • •1. Психология управления: объект, предмет, задачи. Основные теоретические школы менеджмента. (98)
  • •2. Развитие поведения и психики в филогенезе. (13)
  • •3. Основные принципы выстраивания экспертизы проектной деятельности.(117)
  • •Билет № 17
  • •1. Социально-психологический портрет современного руководителя.(99)
  • •2. Сознание как предмет психологического анализа. (14)
  • •3. Особенности организации и проведения развивающего тренинга. (119)
  • •Билет № 18
  • •1. Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства.(51)
  • •2. Психологическая теория деятельности. (17)
  • •3. Психология межгрупповых отношения (основные подходы и исследования). (36)
  • •Билет № 19
  • •1. Этноцентризм как социально-психологическое явление. (124)
  • •2. Нарушения памяти.(79)
  • •3. Основные направления исследований малых групп. Типы малых групп.(44)
  • •Билет № 20
  • •1. Психологические защитные механизмы в этнических группах.
  • •2. Психофизиологическая проблема. (22)
  • •3. Основные направления прикладных исследований в социальной психологии.
  • •Билет № 21
  • •1. Этнические различия и особенности личности.(128)
  • •2. Свойства восприятия. (26)
  • •3. Основные проблемы, возникающие в исследовательской деятельности социального психолога.(95)
  • •Билет № 22
  • •1. Этническая идентичность: общее описание, структура, становление и формирование, изменения этнической идентичности (модель Дж.Берри). (129)
  • •2. Воображение и его связь с другими психическими процессами. (29)
  • •3. Способы регуляции и разрешения конфликтов. Роль посредника в разрешении конфликтов. (101) билет № 23
  • •1. Общие тенденции в развитии психологии и ее различных отраслей. (84)
  • •2. Когнитивные теории восприятия (по у.Найсеру и Дж.Брунеру).(30)
  • •3. Основные техники командной работы. Перечислите признаки, характеризующие эффективную управленческую команду. (102) билет № 24
  • •1. Основные научно-теоретические направления психологии.(85)
  • •2. Определение, виды и свойства внимания. (33)
  • •3. Основные направления деятельности психолога в системе управления человеческими ресурсами. (105)
  • •Билет № 25
  • •1. Основные отрасли психологии.(86)
  • •2. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. (34)
  • •3. Социально-психологические проблемы отбора и подбора персонала в организации. Основные методы диагностики персонала в организации. (106) билет № 26
  • •1. Понятие роли, основные компоненты и характеристики. (96)
  • •2. Темперамент, характер, личность. (37)
  • •3. Основы организации взаимодействия психолога с администрацией, с сотрудниками и персоналом организации, со смежными специалистами и коллегами. (88)
  • •Билет № 27
  • •1. Основные этические противоречия в психологической помощи человеку.(87)
  • •2. Я-концепция: структура и основные функции.(38)
  • •3. Профессиональная карьера: понятие, этапы, психологическое обеспечение планирования карьеры. (109) билет № 28
  • •1. Культура, законы ее функционирования, типология культур.(135)
  • •2. Структура и типы характера.(41)
  • •3. Проблема оценки эффективности психологической помощи.(90) билет № 29
  • •1. Задачи и специфика экспериментально-психологического исследования в клинической психологии.(61)
  • •2. Общие и специальные способности и их задатки.(42)
  • •3. Общее представление о практической психологии. (82) билет № 31
  • •1. Межличностная аттракция.(23)
  • •2. Определение, классификация и функции эмоций.(46)
  • •3. Основные направления психологической науки и практики.(83) билет № 32
  • •1. Общение как познание людьми друг друга.(24)
  • •2. Понятие мотива и мотивации.(49)
  • •3. Психодиагностика в работе практического психолога.(92) билет № 33
  • •1. Этнические различия их психологическая природа, влияние на познавательные процессы.(127)
  • •2. Определение и классификация видов памяти.(50)
  • •3. Психологическое консультирование как сфера деятельности практического психолога.(93) билет № 34
  • •1. Нарушения мотивации при психических расстройствах.(75)
  • •2. Общая характеристика процессов групповой динамики. (40)
  • •3. Особенности межкультурной коммуникации, развитие культурной сензитивности Беннета.(130) билет № 35
  • •1. Методы клинической психологии.(77)
  • •2. Основные процессы памяти и методы их изучения. (54)
  • •3. Причины, профилактика и урегулирование этнического конфликта. (134) билет № 37
  • •1. Типы взаимодействия: психологическая характеристика кооперации и конкуренции. (20)
  • •2. Язык и речь. Виды и функции речи.(58)
  • •3. Этническая идентичность и ее влияние на межэтнические процессы.(129)
  • •Билет № 39
  • •1. Межэтнические отношения: общее описание.(132)
  • •2. Понятие социальной идентичности.(52)
  • •3. Психотерапия личностных расстройств.(68)
  • •Билет № 40
  • •1. Этноцентризм и этнические стереотипы, механизм возникновения этнических стереотипов.(133)
  • •2. Виды классификаций дизонтогенеза.(63)
  • •3. Действия, цели и операции. (21)
  • •Билет № 43
  • •1. Отличие научной психологии от житейской.(89)
  • •2. Психологическая экспертиза в клинической психологии: виды и задачи.(67)
  • •3. Понятие ролевого конфликта, типы ролевых конфликтов.(97) билет № 44
  • •1. Предмет и задачи клинической психологии.(71)
  • •2. Специфика понятия «социальная перцепция».(27)
  • •3. Ощущение. Виды и свойства. (25)
  • •Билет № 45
  • •1. Личность и ее изменения и аномалии.(73)
  • •2. Традиционные концепции и инновационные подходы к проблеме организационного лидерства.(104)
  • •3. Современные особенности деятельности социального психолога-практика.(94)

Нарушение мышления по Зейгарник

Несмотря на то, что нарушение мышления является наиболее часто встречающимся симптомом при нервно-психических заболеваниях, однако единой квалификации или единого принципа анализа этих нарушений нет. Потому что исследования базировались на различных психологических теориях и на различных философско-методологических положениях. Зейгарник, проанализировав все положения и теории, касающиеся нарушения мышления, пришла к выводу, что мышление является деятельностью, которая опирается на систему понятий, направленные на решение задач. Система подчинена цели, учитывая условия, в которых эта задача осуществляется. Поэтому для успешного выполнения задания необходимо удерживать эту цель, осуществлять программу операций и алгоритмом, а также сопоставлять ход выполнения заданий с ожидаемым результатом. На основе этого сравнения и происходит коррекция неправильных ходов. Зейгарник выделила следующие виды нарушения мышления:

1)Нарушение операционной стороны мышления

2)Нарушение динамики мышления

3)Нарушение мотивационного компонента мышления

4)Нарушение критичности мышления

1)Нарушение операционной стороны мышления. Мышление опирается на известную систему понятий, которые дают возможность отразить действие в обобщённых и отвлечённых формах (или в формах обобщения и исключения). При некоторых психических заболеваниях больные не могут использовать систему операций обобщения и исключения, а нарушение операционной стороны мышления сводятся к двум крайним вариантам:

· Снижение уровня обобщения. Состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, а оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. При выполнении экспериментального задания больные не в состоянии из множества признаков отобрать те, которые наиболее полно раскрывают понятие. Особенно ярко такой вид патологии мышления выявляется при выполнении больным методики «классификация предметов». Частные признаки предметов, например, живёт в лесу, в доме, больше определяют суждения больных, чем общий признак, например животные, растения. Иногда больные создают большое количество мелких групп на основании чрезвычайно конкретной предметной связи между ними. В некоторых случаях больные объединяют предметы как элементы какого-нибудь сюжета, но классификацию не производят. Такого рода решения обозначаются как конкретные ситуационные сочетания и наблюдаются у больных с эпилепсией, с органическими нарушениями головного мозга и у олигофренов. У этих больных такой психотической симптоматики как бреда, галлюцинации и расстройств сознания не наблюдается, но им трудно выполнить операции классификации, где лежит выделение обобщенного свойства предмета, а также отвлечения от множества других конкретных свойств и особенностей. Иногда больные подходят к изображённым предметам с точки зрения их жизненной пригодности и не понимают того теоретического действия или той условности, которая скрыта в задании. То есть в заключении можно сказать, что у таких больных нарушено умение абстрагироваться от конкретных деталей.

· Искажение процесса обобщения. Чаще всего наблюдается у больных простой вялотекущей и галлюцинаторно-параноидной формой шизофрении. Если при снижении процесса обобщения больные не выходят за пределы частных единичных связей, то у больных с искажением процесса обобщения суждения отражают лишь случайную сторону явления, а не существенные отношения. Это видно при выполнении больными экспериментальных заданий, где наблюдается актуализация случайных ассоциаций и конкретный опыт больного не используется в данном случае. Поэтому связи, которыми оперирует больной, не отражают ни содержание явлений, ни смысловых отношений между ними. Например, при выполнении ними методики «классификация предметов» больные объединяют вилку, стол, лопату по принципу твёрдости, а грибы, лошадь и карандаш по принципу связи органического и неорганического. При выполнении методики пиктограмм для запоминания словосочетания «тёплый ветер» рисует 2 треугольника, а вкусный ужин – «два кружочка», а на слово «сомнение» рисует рыбу сома.Еслидля больных со снижением уровня обобщения выполнение методики пиктограмм представляло трудности в силу того, что им сложно отвлечься от отдельных конкретных значений слова, то больные шизофренией выполняли перечисленные выше задания с большой лёгкостью, потому что они образовывали связи, не соотнося с поставленную перед ними задачу с содержанием. И поэтому рисунки у них не отражали ни реального содержания слова, ни словосочетания. Таким образом, мышление больных с шизофренией характеризуется искажением процесса обобщения.

2)Нарушение динамики мышления (мыслительной деятельности). Известно, что мышление – это процесс, состоящий из мыслей, которые имеют начало, течение и конец, то есть обладают динамикой. Одним из видов нарушения динамики мыслительной деятельности является непоследовательность суждений, характерной особенностью которого является неустойчивость способов выполнения задания. Так больные с органическим поражением головного мозга, последствием ЧМТ, атеросклероз, эти больные легко усваивают инструкцию (методика «классификация предметов»). Начинают раскладывать карточки по обобщённому признаку, но через короткий промежуток времени оставляет правильный путь выполнения задания и переходят на путь случайных сочетаний. Можно наблюдать чередование обобщённых и конкретно ситуационных сочетаний. При этом начинает образовываться большое количество разных групп. Если больному дать возможность отдохнуть и переключится на что-то другое, то через некоторое время больной снова начинает правильно выполнять задания. Это говорит об истощении корковой нейродинамики больных. Вторая характеристика этих больных – лабильность мышления. Это наблюдается у больных с ЧМТ, атеросклерозом, биполярное-аффективное расстройство (маниакально-депрессивных психоз) в маниакальной фазе. Лабильность мышления – нарушение динамики мышления, которое выражается в чередовании адекватных и неадекватных решений. Ошибки больных при выполнении заданий состояли в том, что логические связи подменялись случайными ассоциациями, больные объединяли в одну группу предметы, потому что карточки оказались рядом. Иногда больные замечали ошибки, исправляли их. Такое чередование адекватных и неадекватных решений (нарушение динамики) не приводило к грубым нарушениям построение мышления, но нарушало умственную работоспособность в целом. Третья характеристика – инертность мышления (ригидность мышления). У больных с эпилепсией, последствиями ЧМТ, у олигофренов. В основе этого нарушения лежит инертность связи прошлого опыта, то есть это когда больным сложно менять избранный способ выполнения работы, а также изменять ход своих суждений, а также переключатся из одного вида деятельности на другой. Интеллектуальные процессы характеризуются у них тугоподвижностью, медлительностью и состояние таких больных в общем-то можно назвать декомпенсированным. Например, выполняя методику «классификация предметов», они могли правильно выделить основной признак предмета, но допускали ошибки из-за того, что нужно переключится на новый способ решения задания. Выполняя методику «пиктограммы», больные сразу рисовали рисунок, условное обозначение, если для опосредования можно было нарисовать человека. Но как только человека там нарисовать невозможно, они не могли условно отобразить слово или слова. Выполняя методику «классификация предметов», они не только не объединяли в одну группу диких и домашних животных, но и каждое и этих животных выступало у них как единичный экземпляр. В результате, само задание «классификация предметов» не выполняется даже на конкретном уровне. Потому что процесс классификации, сортировки, переключения для них затруднён. Сложности при выполнении методики «исключение лишнего». У этих больных конкретные связи прежнего опыта инертно доминируют в их мыслительной деятельности и поэтому определяют весь дальнейший ход суждений. У больных эпилепсией, которые стремятся всё уточнить, исчерпываются в результате все гипотезы связи между предметами и это является предпосылкой или основанием для возникновения эпилептического резонёрства, которое характеризуется обстоятельностью и излишней детализацией. Другими словами это называется вязкостью мышления. Полноценность мыслительной деятельности заключается не только в том, что человек в состоянии выполнить ту или иную мыслительную операцию, проанализировать или синтезировать материал, выделить существенное, но и в том, что эта способность к правильным операциям является устойчивым способом действия. Это говорит о том, что в мышлении должна быть сохранена не только операционная сторона, но и его динамика.

3)Нарушение мотивационного компонента мышления. Известно, что мышление – это деятельность, которая характеризуется целью и поставленной задачей. Утеря целенаправленности мышления приводит не только к поверхности и незавершённости суждений, но и к тому, что мышление перестаёт быть регулятором действий человека. Действия человека подчинены потребностям и поэтому для того, чтобы мышление могло регулировать поведение, оно должно быть целенаправленным, критичным и личностно мотивированным. Связь нарушения мышления с изменением мотивационной сферы наблюдается при различных формах психозов или душевных болезней. Это в основном те больные, у которых было замечено искажение процесса обобщения. Эти больные при выполнении «классификации предметов» показали, что у них нарушалась устойчивость объективного значения вещей, например: ложка и автомобиль объединялись по общему признаку движения. То единство, которое включало значение предметов и смысловые отношения к нему терялось из-за изменения в сфере мотивов и установок. А нарушение личностного компонента (или мотивационного) видно в таком феномене, расстройстве как разноплановость мышления – заключается в том, что суждения больных о каком-либо явлении протекает в разных плоскостях. То есть больной выделяет группы («классификация предметов») то на основании обобщённого признака (животные посуда мебель), то на основании материала, то цвета. Ни одному из этих признаков они не отдавали предпочтения. А некоторые больные руководствовались личными вкусам или обрывками воспоминаний. В результате различных подходов к выполнению задания, суждения определения и выводы больных не представляли собой планомерного и целенаправленного выполнения задания. А в мыслительной деятельности больных переплетались логические суждения и обрывки представлений, воспоминаний, желаний. Характерным для таких больных является и резонёрство – это склонность к бесплодному мудрствованию, которое ведёт к непродуктивным многоречевым рассуждениям. Резонёрство у этих больных не столько говорит об их нарушении интеллекта, сколько о повышенной аффективности, неадекватном отношении и стремлении подвести любое явление под какую-то концепцию. Главным является то, что попытка экспериментатора вмешаться, помочь больному правильно выполнить задание ни к чему не приводит и классификация остаётся незаверёшнность. И резонёрство, и разноплановость мышления больных находит своё отражение и в их речи, которая приобретает характер разорванности.

4)Нарушение критичности. Больные с шизофренией, органическими поражениями ГМ и прогрессирующим параличом. С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что только в процессе мышления, при котором субъект более или менее сознательно соотносит результаты мыслительного процесса с объективными данными, возможность ошибок и возможность осознавать ошибку является привилегией мысли. В психопатологии критичность мышления означает: критичное отношение к бреду, галлюцинациям и другим болезненным переживаниям (симптомам). Вышеперечисленные больные при выполнении методики классификации предметов чаще всего безразлично относятся к своим ошибкам и такое же отношение у них при выполнении других методик. Замечания экспериментатора по-разному отражаются на отношение к работе испытуемых. Если взять 2 группы испытуемых – здоровая (контрольная группа): внимательно относилась к выполнению задания, проверяли и исправляли ошибки в течении всего процесса выполнения заданий. Та же часть больных, у которых критичность в какой-то степени была сохранена, тоже исправляли ошибки, а некоторые так переусердствовали в исправлении ошибок, что это приводило к появлению новых ошибок. Из-за ригидности мышления. Анализируя выполнения задания разными группами испытуемых, можно сказать, о том, что у некоторых испытуемых нарушение критичности мышления выходят за пределы нарушений познавательной деятельности и характеризуется невозможностью осознать и оценить своё поведение в целом, также у больных наблюдается некритичность к своей личности. И всё это является следствием нарушения подконтрольности поведения в широком смысле этого слова.

15.Классификация нарушения мышления по б.В.Зейгарник.

Нарушение операциональной стороны мышления -Снижение уровня обобщения: в суждениях доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных связей между предметами. Больным становятся недоступны задачи на классификацию. (эпилепсия, энцефалит, олигофрения) -Искажение процесса обобщения: суждения отражают случайную сторону явлений, существенные отношения между предметами не принимаются во внимание. Речь носит вычурный характер. (шизофрения, сосудистые заболевания мозга, психопатии)

Нарушение личностного компонента

-Разноплановость мышления: суждения о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях. Правильно усваивают инструкцию, могут обобщить предлагаемый материал; знания о предметах могут быть адекватными; они сравнивают объекты на основании существенных свойств. Но не выполняют задания в требуемом направлении: суждения протекают в разных руслах.

Нарушение динамики мышления

-Лабильность мышления: заключается в неустойчивости способа выполнения задания. Уровень обобщения не снижен; правильно обобщают материал; операции сравнения, переноса не нарушены. Однако адекватный характер суждений не устойчив.

16.Пограничные формы интеллектуальной недостаточности.

Г.Е.Сухарева

Интеллектуальная недостаточность в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания: семьи умственно отсталых родителей, родителей-алкоголиков, дети ростущие на улице.

Интеллектуальная недостаточность в связи с патологией поведения: дети с акцентуациями характера, отсутствие интереса и мотивации ведет к недостатку знаний.

Снижение интеллекта при длительных соматических заболеваниях: в связи с болезнями повышается истощаемость.

Интеллектуальная недостаточность в связи с дефектами зрения, слуха и речи.

Интеллектуальная недостаточность при психическом инфантилизме (ЗПР).

17.Нарушения речи как средства общения.

Патопсихологические речевые нарушения связа­ны с патологией высших психических функций, сознания и личности, которые имеют место при психических заболеваниях.

Прогрессивный паралич — невнятность произношения из-за нарушений артикуляции, позднее появляется интонационная немодулированность речи, неспо­собность понимания переносных значений пословиц, слов.

Корсаковский синдром — отражается в речи, особенно в форме пара­фазии.

Атрофические процессы мозга — стереотипность речи, высказывания больных состоят из одних и тех же слов и словосочетаний, которые произносятся с одинако­вой интонацией. При нарастании слабоу­мия — бедность словаря.

Эпилепсия — речь неясная, замедленная, «вязкая», с тенденцией к персеверации (повтору), характерна стереотипность и витиеватость речи с обилием уменьшительных форм слов, детализацией.

Маниакально-депрессивный психоз— при повышенном настроении речь громкая, торопливая, неумолкающая ни на минуту, скачки идей, отвлекаемость. Возникновение большого числа ас­социаций по созвучию, отсюда изобилие рифмующихся слов.

Шизофрения — характерны преднамеренные искажения слов и «словотворчество», замена кон­кретных понятий абстрактными и наоборот. Речь обстоятельная и резонерская, встречается семантическая разорванность или бессмыс­ленность того или иного предложения при грамматической его целост­ности. Речь однотонная или больные иногда усиливают интонацию на второстепенной, вспомогательной части высказывания в ущерб основ­ной смысловой части. Эхолалия — повторение слов собеседника или вербигерация — бессмысленное выкрикивание одного и того же слова или высказывания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *