Спецсредства ведомственной охраны

Статья 15. Применение специальных средств

Статья 15. Применение специальных средств

Работники ведомственной охраны имеют право на применение специальных средств в случаях:

1) отражения нападения на охраняемые объекты;

2) отражения нападения на работников ведомственной охраны или лиц, находящихся на охраняемых объектах;

3) пресечения сопротивления, оказываемого правонарушителем работникам ведомственной охраны при исполнении возложенных на них должностных обязанностей;

4) задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на охраняемых объектах, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;

5) оказания противодействия работникам ведомственной охраны при доставлении задержанных лиц в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел;

6) необходимости остановить на охраняемых объектах транспортное средство, водитель которого не выполнил требования работников ведомственной охраны.

В качестве специальных средств работниками ведомственной охраны могут применяться:

резиновые палки — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3 части первой настоящей статьи;

слезоточивый газ — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 4 части первой настоящей статьи;

наручники — в случаях, предусмотренных пунктами 3 — 4 части первой настоящей статьи;

средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктом 6 части первой настоящей статьи;

служебные собаки — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части первой настоящей статьи.

ГАРАНТ:

См. Инструкцию по приобретению и содержанию служебных собак ведомственной охраной Минтранса России, утвержденную приказом Минтранса России от 28 апреля 2016 г. N 120

Все перечисленные специальные средства могут применяться также в случаях, предусмотренных частью первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости работники ведомственной охраны при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые приемлемые подручные средства.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 1999 г. N 1436

О СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ И ОГНЕСТРЕЛЬНОМ ОРУЖИИ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНОЙ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.02.2003 N 87)

Во исполнение статьи 9 Федерального закона «О ведомственной охране» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 16, ст. 1935) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить:

перечень специальных средств, видов, типов и моделей служебного огнестрельного оружия, патронов к нему и нормы обеспечения ими работников ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее создание;

перечень отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, которые могут быть получены в органах внутренних дел федеральными органами исполнительной власти во временное пользование, и нормы обеспечения ими работников ведомственной охраны.

2. Установить, что:

боевое ручное стрелковое оружие, получаемое в органах внутренних дел во временное пользование федеральными органами исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны, для обеспечения работников ведомственной охраны (далее именуется — боевое оружие), используется указанными работниками ведомственной охраны для защиты охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью, а также объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

боевое ручное стрелковое оружие, приобретенное в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона «Об оружии» федеральными органами исполнительной власти, за исключением государственных военизированных организаций, для обеспечения работников ведомственной охраны (далее именуется — ранее приобретенное боевое оружие), учитывается на балансе Министерства внутренних дел Российской Федерации, является федеральной собственностью и считается полученным федеральными органами исполнительной власти во временное пользование;

плата за временное пользование боевым оружием и ранее приобретенным боевым оружием с федеральных органов исполнительной власти не взимается;

расходы Министерства внутренних дел Российской Федерации, связанные с приобретением боевого оружия, его транспортировкой, хранением, ремонтом и техническим обслуживанием, возмещаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с договорами, заключенными с Министерством внутренних дел Российской Федерации. При этом расходы по транспортировке, хранению, ремонту и техническому обслуживанию оплачиваются со дня заключения договоров исходя из норм (расчетов), действующих в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

3. Министерству внутренних дел Российской Федерации:

разработать в 2-месячный срок типовую программу подготовки работников ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти к действиям в условиях, связанных с применением служебного огнестрельного и боевого оружия, специальных средств и физической силы, а также определить порядок проведения органами внутренних дел проверки указанных работников на пригодность к выполнению соответствующих действий;

утвердить в 3-месячный срок порядок проведения инвентаризации и проверки условий хранения боевого оружия;

осуществить проверку технического состояния ранее приобретенного боевого оружия, принять его на свой баланс и оформить во временное пользование федеральными органами исполнительной власти для обеспечения работников ведомственной охраны.

4. Федеральным органам исполнительной власти, имеющим право на создание ведомственной охраны:

утвердить по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации инструкции о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки ведомственной охраной специальных средств, служебного огнестрельного и боевого оружия, а также программы подготовки работников ведомственной охраны к действиям в условиях, связанных с применением служебного огнестрельного и боевого оружия, специальных средств и физической силы;

провести инвентаризацию ранее приобретенного боевого оружия и передать его на баланс Министерства внутренних дел Российской Федерации;

обеспечить подготовку работников ведомственной охраны к действиям в условиях, связанных с применением служебного огнестрельного и боевого оружия, специальных средств и физической силы;

создать при необходимости в федеральных органах исполнительной власти подразделения для учета и технического обслуживания специальных средств, служебного огнестрельного и боевого оружия;

привести ведомственные нормативные акты в соответствие с Федеральными законами «О ведомственной охране», «Об оружии» и настоящим Постановлением.

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН

Утвержден

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 30 декабря 1999 г. N 1436

ПЕРЕЧЕНЬ

СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ, ВИДОВ, ТИПОВ И МОДЕЛЕЙ

СЛУЖЕБНОГО ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ, ПАТРОНОВ К НЕМУ

И НОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИМИ РАБОТНИКОВ ВЕДОМСТВЕННОЙ

ОХРАНЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ВЛАСТИ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ЕЕ СОЗДАНИЕ

I. Специальные средства, виды, типы и модели

служебного огнестрельного оружия

1. Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению гражданами в целях самообороны.

2. Палка резиновая специальная:

Пр-73, Пр-73М ТУ АНВЯ6 354.031

Пр-89 ТУ АНВЯ6 354.032

Пр-90 ТУ АНВЯ6 354.038.

3. Наручники ТУ 87.2.026-88.

4. Средства принудительной остановки транспорта:

устройство остановки автотранспорта «Диана» ТУ5212-017-8594016-94;

средство принудительной остановки транспорта автозаградитель «Гарпун» ТУ АВЮЛ 240100.00-01.

5. Бронежилеты, защитные каски и иные средства индивидуальной защиты, которые не подлежат ограничению в приобретении и использовании гражданами и организациями.

6. Пистолет ИЖ-71 калибра 9 х 17, револьвер РСЛ-1 калибра 9 х 17 и патроны к этому оружию.

7. Огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие калибров 12/70, 12/76, 16/70, 16/76, 20/70, 20/76, 410/76, разрешенное к обороту на территории Российской Федерации, пулевые патроны и патроны с резиновой картечью к этому оружию.

8. Электрошоковые устройства российского производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам Минздрава России для гражданского оружия самообороны, и огнестрельное бесствольное оружие самообороны.

II. Нормы обеспечения специальными средствами, видами,

типами и моделями служебного огнестрельного оружия,

патронами к нему

1. Специальные средства и индивидуальные средства защиты:

устройства, снаряженные слезоточивыми раздражающими веществами, палки резиновые, наручники, жилеты и шлемы защитные, и индивидуальные средства защиты приобретаются из расчета обеспечения работников суточной смены группы сопровождения грузов;

средства принудительной остановки автотранспорта приобретаются из расчета на каждый пост, осуществляющий пропускной режим автотранспорта, или заграждение.

2. Служебное огнестрельное оружие:

огнестрельное бесствольное оружие самообороны приобретается из расчета обеспечения работников суточной смены, группы сопровождения грузов;

пистолеты, револьверы и длинноствольное гладкоствольное оружие приобретаются по следующим нормам:

┌──────────────────────────────────────┬─────────┬───────────────┐

│ Наименование должности │Пистолет,│Длинноствольное│

│ работника ведомственной охраны │револьвер│гладкоствольное│

│ │ (штук) │ оружие (штук) │

└──────────────────────────────────────┴─────────┴───────────────┘

Начальник (заместитель начальника) 1 —

ведомственной охраны

Начальник (заместитель начальника) 1 —

регионального и территориального

подразделения ведомственной охраны

Начальник смены (отдела, караула), 1 —

заместитель начальника

Дежурный (помощник дежурного) по 1 —

подразделению ведомственной охраны

Работник, обеспечивающий пропускной и 1 —

внутриобъектовый режимы на охраняемом

объекте

Работник, обеспечивающий охрану 1 или 1

объекта на наружных (внешних) постах

Работник, обеспечивающий охрану груза 1 или 1

в пути следования, сопровождения

3. Патроны к служебному огнестрельному оружию приобретаются по следующим нормам:

┌────────────────┬───────────┬───────────────────────────────────┐

│ Наименование │Неснижаемый│ Расход патронов (штук) │

│ оружия │запас ├────────────┬──────────┬───────────┤

│ │патронов │на проверку │на учебную│для прове- │

│ │на единицу │боя оружия │ стрельбу │дения конт-│

│ │оружия │и приведение│(на каждо-│рольного │

│ │ │его к нор- │го работ- │отстрела │

│ │ │мальному бою│ника │(на каждую │

│ │ │(на каждую │в год) │единицу │

│ │ │единицу ору-│ │оружия │

│ │ │жия 2 раза │ │1 раз │

│ │ │в год) │ │в пять лет)│

└────────────────┴───────────┴────────────┴──────────┴───────────┘

Пистолет по 2 8 80 5

ИЖ-71 снаряженных

магазина

Револьвер по 2 8 80 5

РСЛ-1 снаряженные

обоймы

Длинноствольное 40 10 200 —

гладкоствольное

оружие

Огнестрельное 10 — 2 —

бесствольное

оружие

самообороны

Примечания. 1. Перечень работников ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, выполняющих обязанности должностных лиц, указанных в настоящем перечне, и подлежащих обеспечению служебным огнестрельным оружием и специальными средствами, за исключением работников ведомственной охраны государственных военизированных организаций, устанавливается федеральными органами исполнительной власти по согласованию с МВД России.

2. Начальник (заместитель начальника) ведомственной охраны, начальник (заместитель начальника) регионального и территориального подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти обеспечиваются короткоствольным огнестрельным оружием при непосредственном выполнении ими обязанностей по защите охраняемых объектов.

Утвержден

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 30 декабря 1999 г. N 1436

ПЕРЕЧЕНЬ

ОТДЕЛЬНЫХ ТИПОВ И МОДЕЛЕЙ БОЕВОГО РУЧНОГО

СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ И ПАТРОНОВ К НЕМУ, КОТОРЫЕ МОГУТ

БЫТЬ ПОЛУЧЕНЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ

ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ВО ВРЕМЕННОЕ

ПОЛЬЗОВАНИЕ, И НОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИМИ

РАБОТНИКОВ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.02.2003 N 87)

I. Отдельные типы и модели боевого ручного

стрелкового оружия и патроны к нему

1. 9 мм пистолет ПМ.

(п. 1 введен Постановлением Правительства РФ от 11.02.2003 N 87)

2. 9 мм пистолет — пулемет ПП-91 «Кедр».

3. 9 мм пистолет — пулемет ПП-93.

4. 9 мм пистолет — пулемет ОЦ-2 «Кипарис».

5. 9 мм пистолет — пулемет «Бизон-2».

6. 7,62 мм автомат АКМ.

7. 7,62 мм автомат АКМС.

8. Учебные образцы боевого ручного стрелкового оружия, указанного в пунктах 1 — 7 настоящего перечня, и учебные патроны к нему.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.02.2003 N 87)

9. Патроны с обыкновенной пулей к боевому ручному стрелковому оружию, указанному в пунктах 1 — 7 настоящего перечня, и холостые патроны к нему.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.02.2003 N 87)

10. Патроны с обыкновенной пулей и холостые патроны для 7,62 мм пистолета ТТ, 7,62 мм револьвера системы «наган», 7,62 мм карабина Симонова, 5,45 мм автомата АКМ.

II. Нормы обеспечения отдельными типами и моделями

боевого ручного стрелкового оружия и патронами к нему

1. Боевое ручное стрелковое оружие

┌──────────────────────────────────────┬──────────┬──────────────┐

│ Наименование должности │Пистолет -│ Автомат │

│ работника ведомственной охраны │ пулемет │ │

└──────────────────────────────────────┴──────────┴──────────────┘

Начальник смены (заместитель 1

начальника смены)

Дежурный (помощник дежурного) по 1 или 1

подразделению для хранения и

усиления охраны дежурных помещений

ведомственной охраны и места

хранения оружия

Работник, включенный в состав 1 или 1

резервной группы <*> по поиску и

задержанию лиц, совершивших

преступление на охраняемом объекте,

или отражению вооруженного нападения

(на каждого работника, включенного

в резервную группу)

Работник, включенный в состав из расчета

резервной группы по усилению постов, 1 ед.

обеспечивающих пропускной и на пост

внутриобъектовый режим на охраняемом

объекте

Работник, включенный в состав из расчета

резервной группы по усилению постов, 1 ед.

обеспечивающих охрану объекта на на пост

наружных (внешних) постах

Работник, обеспечивающий пропускной и из расчета

внутриобъектовый режим на внутренних 2 ед.

постах на охраняемом объекте на пост

Работник, обеспечивающий пропускной и из расчета

внутриобъектовый режим на наружных 2 ед.

(внешних) постах на охраняемом на пост

объекте

Резерв боевого оружия, создаваемый в из расчета

ведомственной охране для усиления 1 ед. на 10

наружных (внешних) постов <**> работников

ведомственной

охраны,

допущенных к

использованию

оружия

<*> Создаются согласно структуре ведомственной охраны, предусмотренной положением о ведомственной охране федерального органа исполнительной власти. Количество работников, включаемых в ежесуточный состав резервной группы, устанавливается по согласованию с органом внутренних дел.

<**> По согласованию с МВД России для охраны особо важных объектов указанный резерв боевого оружия, создаваемый в ведомственной охране, может быть увеличен по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, но не более чем в 3 раза установленной нормы.

2. Патроны к боевому ручному стрелковому оружию

┌──────────────┬───────────┬─────────────────────────────────────┐

│ Наименование │Неснижаемый│ Расход боеприпасов │

│ оружия │запас пат- ├────────────┬───────────┬────────────┤

│ │ронов (на │на проверку │на учебную │для проведе-│

│ │единицу │боя оружия │ стрельбу │ния конт- │

│ │оружия) │и приведение│(на каждого│рольного от-│

│ │ │его к нор- │работника в│стрела (на │

│ │ │мальному бою│ год) │каждую еди- │

│ │ │(на каждую │ │ницу оружия │

│ │ │единицу ору-│ │1 раз в пять│

│ │ │жия — 2 раза│ │лет) │

│ │ │в год) │ │ │

└──────────────┴───────────┴────────────┴───────────┴────────────┘

Пистолет — по 2 12 120 3

пулемет снаряженных

магазина

Автомат по 2 12 120 3

снаряженных

магазина

Примечания. 1. Боевое ручное стрелковое оружие выдается органами внутренних дел во временное пользование без входящего в комплект боевого холодного оружия. Иные принадлежности, а также запасные части, инструменты и приспособления выдаются по требованию.

2. Получение федеральными органами исполнительной власти в органах внутренних дел и использование видов и моделей боевого ручного стрелкового оружия, не включенных в настоящий перечень, но необходимых для обеспечения защиты особо важных объектов, может осуществляться в соответствии с положением о ведомственной охране федерального органа исполнительной власти. Перечень видов и моделей боевого ручного стрелкового оружия, не включенных в настоящий перечень, а также порядок их использования при охране конкретного особо важного объекта включаются в положение о ведомственной охране федерального органа исполнительной власти по согласованию с МВД России.

3. Работники ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти могут использовать до вывода из эксплуатации по техническому состоянию 9 мм пистолеты ПМ, 7,62 мм пистолеты ТТ, 7,62 мм револьверы системы «наган», боевые карабины калибров 7,62 мм, 5,45 мм автоматы АКМ, иное ранее приобретенное в установленном порядке боевое ручное стрелковое оружие, не включенное в настоящий перечень. При этом работники ведомственной охраны обеспечиваются:

9 мм пистолетами ПМ, 7,62 мм пистолетами ТТ, 7,62 мм револьверами системы «наган» и патронами к данному оружию — по нормам обеспечения служебным огнестрельным короткоствольным оружием и патронами к нему;

боевым огнестрельным длинноствольным нарезным оружием и патронами к такому оружию — по нормам обеспечения длинноствольным неавтоматическим оружием и патронами к нему.

4. Перечень работников ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, выполняющих обязанности должностных лиц, указанных в настоящем перечне, и подлежащих обеспечению отдельными типами и моделями боевого оружия, определяется федеральным органом исполнительной власти, имеющим право на создание ведомственной охраны, по согласованию с МВД России.

Тема № 9. Применение работниками военизированной охраны филиала специальных средств раздражающего действия

Работники военизированной охраны филиала ФГУП «Охрана» МВД России в соответствии со ст. 15 Закона от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране» имеют право на применение специальных средств раздражающего действия в следующих случаях:

1) отражения нападения на охраняемые объекты;

2) отражения нападения на работников военизированной охраны или лиц, находящихся на охраняемых объектах;

3) пресечения сопротивления, оказываемого правонарушителем работникам военизированной охраны при исполнении возложенных на них должностных обязанностей;

4) задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на охраняемых объектах, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам военизированной охраны.

Специальные средства раздражающего действия запрещается применять в отношении женщин с видимыми признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей. Кроме того, специальные средства раздражающего действия запрещается применять в следующих случаях:

— в помещениях имеющих малую площадь;

— при направлении ветра в сторону работника военизированной охраны.

Тема № 10. Порядок заряжания (разряжания) оружия.

Заряжание и разряжание оружия производится в отдельном помещении или специально отведенном месте, оборудованном пулеуловителем. Ствол оружия должен быть направлен в пулеуловитель. Заряжание и разряжание оружия производится только под непосредственным наблюдением представителя командного состава военизированного подразделения (начальник отряда, начальник команды, начальник группы, начальник караула и их заместители) и по его команде.

Оружие заряжается непосредственно перед выходом (выездом) на объекты по правилам, указанным в наставлениях по стрелковому делу для соответствующих видов оружия

При заряжании представитель командного состава военизированного подразделения проверяет правильность заряжания оружия каждым работником охраны, обращая особое внимание, чтобы патрон в патронник не досылался и оружие было поставлено на предохранитель.

В соответствии п. 17.12 приказа МВД РФ от 27.04.2007 № 383 «Об утверждении Наставления по организации службы военизированных и сторожевых подразделений федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации» при отсутствии в месте заряжания (разряжания) пулеуловителя ствол оружия должен быть направлен вверх (под углом 45-60 градусов) и в сторону от окружающих жилых помещений.

В исключительных случаях, по распоряжению директора филиала допускается прием-передача оружия и спецсредств постовыми непосредственно на посту, с соблюдением требований безопасности и правил, указанных в наставлениях по стрелковому делу для соответствующих видов оружия, под роспись в постовом журнале.

З А П Р Е Щ А Е Т С Я :

Направлять оружие на человека, даже если оно не заряжено, либо в сторону людей, домашних животных, зданий и сооружений, за исключением самообороны.

Досылать патрон в патронник ствола.

Стрелять из неустойчивых положений или одновременно из двух стволов двуствольного ружья.

Применять патроны, не предназначенные для стрельбы из данного образца оружия.

Самостоятельно производить ремонт основных узлов и механизмов оружия, вносить в них конструктивные изменения.

Хранить оружие и патроны в одном помещении с горючими, легковоспламеняющимися и химически агрессивными материалами.

Тема № 11. Контрольно-пропускной режим на охраняемых объектах. Порядок допуска на охраняемый объект нарядов полиции, бригад аварийных служб и скорой помощи.

Пропускной режим — порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов.

Организация пропуска на охраняемый объект сотрудников, посетителей, представителей контрольных и правоохранительных органов.

Проход сотрудников и посетителей на территорию объекта в категорированные подразделения и обратно осуществляется по установленным на объекте пропускам, через контрольно-пропускные пункты. Пропуск должен являться основным документом, дающим право на проход.

Допуск командированных (посетителей) производится по временным, разовым пропускам в установленные и указанные в пропуске часы, в исключительных случаях — по утвержденным руководителем объекта спискам.

Представители средств массовой информации допускаются на объект на общих основаниях в сопровождении представителей администрации.

В нерабочее время, выходные и праздничные дни допуск сотрудников на объект должен быть ограничен и производиться по предварительным заявкам (спискам) руководителей подразделений, утвержденным руководителем объекта, с предъявлением постоянного пропуска. На предприятиях со сменным режимом работы к пропуску могут выдаваться специальные вкладыши сменности.

Дежурные специальных служб объекта (электрики, сантехники, работники связи и т.д.), работающие посменно, допускаются на территорию объекта в нерабочее время, в выходные и праздничные дни по спискам, подписанным начальниками соответствующих служб и утвержденными руководителем объекта.

На основании действующего законодательства и решения администрации отдельные категории лиц пользуются правом прохода на объект без пропуска, при предъявлении служебного удостоверения. К ним относятся:

— работники прокуратуры и ФСБ при исполнении обязанностей;

— работники полиции при исполнении обязанностей;

— инспектор труда, котлонадзора, энергонадзора по территориальности;

должностные лица и отдельные категории работников санитарно-эпидемической службы органов здравоохранения, осуществляющие санитарный надзор.

Категории лиц, имеющих право прохода на объект без пропуска (по служебным удостоверениям), отражаются в инструкции о контрольно-пропускном режиме.

В целях осуществления пропускного режима на территории объекта и в его структурных подразделениях приказом начальника предприятия утверждается перечень категорированных подразделений (помещений), хранилищ. В этих помещениях устанавливаются специальный режим и повышенная ответственность за его соблюдение работниками этих подразделений.

Порядок допуска на охраняемый объект нарядов полиции, бригад аварийных служб и скорой помощи.

При авариях, пожаре и других стихийных бедствиях работник военизированной охраны для обеспечения своевременной помощи гражданам, скорейшей ликвидации последствий пожара или стихийных бедствий обязан пропускать наряды полиции, пожарные расчёты, бригады аварийных служб и скорой помощи на территорию объекта беспрепятственно, осуществляя контроль за их действиями и сохранностью имущества объекта.

Текст книги «Комментарий к Федеральному закону «О ведомственной охране» (постатейный)»

Статья 12. Обязанности работников ведомственной охраны

Работники ведомственной охраны обязаны:

обеспечивать защиту охраняемых объектов от противоправных посягательств;

осуществлять мероприятия по предупреждению нарушений пропускного и внутриобъектового режимов;

пресекать преступления и административные правонарушения на охраняемых объектах;

осуществлять поиск и задержание лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты;

участвовать в установленном порядке в осуществлении контроля за соблюдением противопожарного режима, тушении пожаров, а также в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций на охраняемых объектах;

участвовать в проведении мероприятий по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

оказывать в пределах своей компетенции содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.

Настоящей статьей определены обязанности работников ведомственной охраны:

обеспечивать защиту охраняемых объектов от различного рода противоправных посягательств разрешенными законом способами, в том числе и с применением специальных средств и оружия;

осуществлять мероприятия по недопущению и пресечению нарушений пропускного режима и внутриобъектового режима посредством выдачи пропусков, осмотра территории охраняемого объекта, досмотр транспортных средств и других мер;

пресекать преступления и административные правонарушения на охраняемых объектах посредством задержания, досмотра и доставления правонарушителя в органы внутренних дел;

разыскивать и задерживать лиц, незаконно находящихся на территории охраняемого объекта, в числе и с применением служебных собак, технических средств;

принимать участие в контроле соблюдения противопожарного режима, тушении пожара, ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций на охраняемых объектах;

принимать меры по обеспечению тайны сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

оказывать возможную помощь и содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.

Глава IV
Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия работниками ведомственной охраны

Статья 13. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия работниками ведомственной охраны

Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия на охраняемых объектах, а также вне охраняемых объектов при преследовании лиц, совершивших преступление или административное правонарушение на охраняемых объектах.

При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия работники ведомственной охраны обязаны:

стремиться в зависимости от характера и степени опасности преступления или административного правонарушения, степени опасности лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой вред, причиняемый при этом, был минимальным;

предупредить о намерении применить их, а в исключительных случаях, когда промедление с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья граждан либо работников ведомственной охраны или может повлечь иные тяжкие последствия, действовать без предупреждения;

обеспечить лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь;

доложить по подчиненности о каждом случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Соответствующие должностные лица органов ведомственной охраны обязаны незамедлительно уведомить орган внутренних дел и прокурора о каждом случае ранения или смерти в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Превышение полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Настоящей статьей определено право работников ведомственной охраны на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия против лиц, совершивших преступление или административное правонарушение на охраняемых объектах, при их преследовании как на территории охраняемого объекта, так и за ее пределами. В исключительных случаях, когда промедление с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья граждан либо работников ведомственной охраны или может повлечь иные тяжкие последствия, работники ведомственной охраны, преследующие правонарушителя, могут их применять без предупреждения.

Применение работниками ведомственной охраны физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия ограничивается обязанностью:

стремиться свести к минимуму любой вред от своих действий, в том числе причинение вреда здоровью и имуществу задерживаемого, с учетом характера и степени опасности преступления или административного правонарушения, степени опасности лиц, его совершивших, силы противодействия, оказываемого работникам ведомственной охраны;

предупредить голосом или выстрелом вверх задерживаемое лицо о намерении применить для его задержания физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие;

оказать лицу, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, доврачебную медицинскую помощь, при необходимости обеспечить его доставление в лечебное медицинское учреждение;

докладывать в письменной форме своему непосредственному начальнику о каждом случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

О каждом случае смерти или ранения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия соответствующие должностные лица ведомственной охраны обязаны незамедлительно уведомить орган внутренних дел и прокурора.

Превышение полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет уголовную ответственность согласно ст. 286 «Превышение должностных полномочий» УК РФ.

Статья 14. Применение физической силы

Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы для пресечения преступлений или административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, пресечения сопротивления законным требованиям работников ведомственной охраны, если иные способы не обеспечивают исполнения возложенных на них должностных обязанностей.

Настоящей статьей более конкретно по сравнению с предыдущей статьей определено, что для выполнения возложенных на ведомственную охрану обязанностей по защите охраняемых объектов от противоправных посягательств ее сотрудники имеют право применять физическую силу. Закрепление данного права за сотрудниками ведомственной охраны обусловлено тем, применение физической силы является действенным средством защиты прав и законных интересов работников охраняемых объектов и сотрудников ведомственной охраны от общественно опасных посягательств со стороны правонарушителей.

В данной статье не раскрываются порядок, способы и пределы применения сотрудниками ведомственной охраны физической силы, как и в Законе Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», в котором имеется специальная статья.

Статья 13. Применение физической силы

Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения на милицию обязанностей.

Нормы о применении сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия соответствуют:

Основным принципам применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, которые приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1985 г. в Гаване;

Кодексу поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 г. резолюцией 34/169.

Основные положения названных международно-правовых договоров состоят в том, что должностные лица по поддержанию правопорядка:

вправе применить физическую силу только в случае крайней необходимости в той мере, в какой это необходимо для выполнения их обязанностей при надлежащем уважении прав человека и гражданина;

перед вынужденным применением силы или огнестрельного оружия должны использовать, по возможности, ненасильственные средства;

огнестрельное оружие могут применять только в тех случаях, когда другие средства являются неэффективными;

когда применение физической силы или огнестрельного оружия неизбежно, то должна быть проявлена сдержанность в таком применении;

должны способствовать сведению к минимуму возможности причинения ущерба и нанесения ранений и охране человеческой жизни, а также предоставлению неотложной медицинской и другой помощи любым раненым и пострадавшим лицам.

Под пределами применения физической силы следует понимать законодательно установленные границы применения ведомственной охраной физической силы, выход за которые влечет дисциплинарную либо уголовную ответственность.

Работники ведомственной охраны обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, в которых может потребоваться применение физической силы.

Случаями, в которых возможно незамедлительное применение физической силы, являются внезапное нападение; вооруженное нападение; нападение с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов на охраняемый объект.

Под непосредственной опасностью понимается угроза, исходящая от правонарушителя, которая может быть им исполнена без каких-либо колебаний и немедленно.

Предупреждение о намерении применить физическую силу работник ведомственной охраны может сделать голосом, в том числе через громкоговоритель, понятными жестами, письменно или устно через посредника. Предупредив правонарушителя о своем намерении применить физическую силу, работнику ведомственной охраны следует потребовать от правонарушителя выполнить его законные требования, например выйти из укрытия, не приближаться ближе указанного расстояния.

Работник ведомственной охраны, применивший физическую силу, обязан безотлагательно оказать пострадавшему лицу доврачебную медицинскую помощь, а также принять меры по его доставлению в лечебное учреждение. Медицинская помощь должна быть оказана всем лицам, пострадавшим в результате применения физической силы, вне зависимости от того, правомерно или неправомерно она применялась.

Незаконное применение физической силы может повлечь привлечение к уголовной ответственности:

по ст. 108 «Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление» УК РФ;

по ст. 114 «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление» УК РФ.

Поскольку в законодательстве не раскрывается понятие физической силы, то под ней можно понимать физические действия, совершаемые в отношении правонарушителя, направленные на сковывание его движений.

Боевые приемы борьбы, применяемые сотрудниками органов внутренних дел и работниками ведомственной охраны как разновидность физической силы, – это приемы самбо, дзюдо, каратэ, айкидо, бокса, или любого иного вида рукопашного боя либо не относящиеся к ним вообще.

Если последствия, наступившие в результате применения физической силы, соразмерны характеру и степени опасности, исходящей от правонарушителя, и совершенного им правонарушения, то юридическая ответственность за их причинение не наступает.

Статья 15. Применение специальных средств

Работники ведомственной охраны имеют право на применение специальных средств в случаях:

1) отражения нападения на охраняемые объекты;

2) отражения нападения на работников ведомственной охраны или лиц, находящихся на охраняемых объектах;

3) пресечения сопротивления, оказываемого правонарушителем работникам ведомственной охраны при исполнении возложенных на них должностных обязанностей;

4) задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на охраняемых объектах, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;

5) оказания противодействия работникам ведомственной охраны при доставлении задержанных лиц в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел;

6) необходимости остановить на охраняемых объектах транспортное средство, водитель которого не выполнил требования работников ведомственной охраны.

В качестве специальных средств работниками ведомственной охраны могут применяться:

резиновые палки – в случаях, предусмотренных пунктами 1—3 части первой настоящей статьи;

слезоточивый газ – в случаях, предусмотренных пунктами 1—4 части первой настоящей статьи;

наручники – в случаях, предусмотренных пунктами 3—4 части первой настоящей статьи;

средства принудительной остановки транспорта – в случаях, предусмотренных пунктом 6 части первой настоящей статьи;

служебные собаки – в случаях, предусмотренных пунктами 1—5 части первой настоящей статьи.

Все перечисленные специальные средства могут применяться также в случаях, предусмотренных частью первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости работники ведомственной охраны при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые приемлемые подручные средства.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

Настоящей статьей определено случаи, когда работники ведомственной охраны могут реализовывать свое право на применение специальных, а также любых подручных средств.

Применение названных в статье специальных средств запрещается в отношении женщин с видимыми признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних. Исключение составляют случаи оказания ими вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

Статья 16. Применение огнестрельного оружия

Работники ведомственной охраны в качестве крайней меры имеют право на применение огнестрельного оружия в случаях:

1) защиты лиц, находящихся на охраняемых объектах, от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;

2) отражения нападения на работников ведомственной охраны, угрожающего их жизни или здоровью, а также пресечения попытки завладеть их огнестрельным оружием;

3) задержания лиц, застигнутых на охраняемых объектах при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против личности, охраняемых объектов и пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;

4) отражения вооруженного или группового нападения на охраняемые объекты, когда иными средствами отразить указанное нападение невозможно;

5) предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

6) остановки транспортного средства путем повреждения, если его водитель создает реальную опасность для жизни или здоровья работников охраняемых объектов либо лиц, находящихся на охраняемых объектах, а также при указанных условиях отказывается остановиться либо пытается въехать на охраняемые объекты или выехать с охраняемых объектов, несмотря на законное требование работников ведомственной охраны.

Запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица, а также в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен работникам ведомственной охраны, за исключением случаев, когда перечисленные лица:

оказывают вооруженное или групповое сопротивление работникам ведомственной охраны;

совершают вооруженное или групповое нападение на охраняемые объекты, угрожающее жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

Настоящей статьей определено право работников ведомственной охраны в качестве крайней меры применять огнестрельное оружие для защиты лиц, находящихся на охраняемых объектах, от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, отражения нападения на работников ведомственной охраны, угрожающего их жизни или здоровью, задержания лиц, застигнутых на охраняемых объектах при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против личности, и в других указанных в ней случаях.

Применение огнестрельного оружия запрещается:

при значительном скоплении людей, так как могут пострадать посторонние лица;

в отношении женщин и лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, если их возраст очевиден или известен работникам ведомственной охраны.

Исключение составляют те случаи, когда названные лица: оказывают или пытаются оказать вооруженное или групповое сопротивление работникам ведомственной охраны;

совершают или пытаются совершить вооруженное или групповое нападение на охраняемые объекты, угрожающее жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

Статья 17. Гарантии личной безопасности работников ведомственной охраны

Работники ведомственной охраны вправе привести в готовность к стрельбе огнестрельное оружие, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 16 настоящего Федерального закона.

Попытки лица, задерживаемого работниками ведомственной охраны с приведенным в готовность к стрельбе огнестрельным оружием, приблизиться к работникам ведомственной охраны, сократив при этом указанное ими расстояние, или прикоснуться к их оружию предоставляют указанным работникам право на применение огнестрельного оружия в соответствии с п. 2 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

Настоящей статьей определено право работника ведомственной охраны:

приводить огнестрельное оружие в состояние непосредственной готовности к производству выстрела, если он обоснованно полагает, что возникли основания для его применения;

применить огнестрельного оружия в соответствии с п. 2 части 1 ст. 16 Закона при попытке задерживаемого лица приблизиться к нему, когда оружие приведено в готовность к стрельбе, сократив при этом указанное ему расстояние, или прикоснуться к оружию.

Глава V
Гарантии правовой и социальной защиты работников ведомственной охраны

Статья 18. Обязательность исполнения законных требований работников ведомственной охраны

Законные требования работников ведомственной охраны при исполнении ими должностных обязанностей обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

Неисполнение законных требований работников ведомственной охраны и действия, препятствующие исполнению ими должностных обязанностей, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Работники ведомственной охраны не несут ответственность за моральный, физический или имущественный вред, причиненный ими правонарушителю в связи с применением в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны, а также в условиях крайней необходимости. В иных случаях ответственность наступает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Настоящей статьей определена обязанность должностных лиц и граждан выполнения законных требований работников ведомственной охраны. В противном случае, а также за совершение действий, препятствующих исполнению работниками ведомственной охраны должностных обязанностей, граждане и должностные лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Данной статьей также предусматривается освобождение работников ведомственной охраны от ответственности за моральный, физический или имущественный вред, причиненный ими правонарушителю при законном применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия. Освобождение от юридической ответственности возможно лишь при условии, что не было допущено превышение пределов необходимой обороны, а также если вред был причинен в условиях крайней необходимости. В противном случае ответственность работника ведомственной охраны наступает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *