Условия возникновения и сущность рынка

Условия возникновения и сущность рынка

Рынок – понятие историческое. Он возник на определенном этапе соц.-эк. развития и с тех пор претерпел существенные качественные и количественные изменения.

Первоначально рынок действительно возник и определялся как какое-либо физическое место (городская или сельская базарная площадь), где совершались акты купли-продажи товаров. В таком понимании рынок существует и сегодня, однако его роль в современной экономике незначительна. По мере развития и углубления общественного разделения труда и специализации границы рынка расширялись, а вместе с ними изменялись его содержание и функции. Еще в прошлом веке P. Бapp писал, что экономисты “понимают под рынком не какое-то определенное место, где осуществляются продажи и покупки, а всю территорию, части которой связаны отношениями свободной торговли т.о., что цены быстро и легко выравниваются”.

В настоящее время под рынкомпонимается определенная форма организации общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен. “Механизм цен является ключевым звеном рыночных отношений, так как именно он обеспечивает связь между производителями и потребителями, продавцами и покупателями, уравновешивая предложение товаров и услуг и спрос на них”.

Говоря о ценах, мы имеем в виду именно рыночные цены, к-рые устанавливаются не внешними по отношению к рынку силами (например, гос-вом или церковью, как это было в средневековой Европе), а самими продавцами и покупателями, их свободным волеизъявлением.Рын. экономика – это эк. система, которая контролируется, регулируется и управляется рыночными, т.е. свободными, ценами. Модель экономики такого типа базируется не только на системе общественного разделения труда и специализации, но и на праве частной собственности субъектов рыночных отношений. Рассмотрим подробнее условия возникновения рынка.

1- общественное разделение труда и специализация или, другими словами, техническая обособленность участников хоз. деятельности. Она свидетельствует о том, что каждый из них занимается производством каких-то конкретных товаров и услуг, работая непосредственно для удовлетворения не своих потребностей в этих благах, а потребностей других людей. Для удовлетворения же общих потребностей всех участников общественного разделения труда им необходимо вступить в обмен между собой. Но сам по себе обмен не равносилен существованию рынка, так же как и общественное разделение труда – достаточному условию его развития. Обмен имеет место во всех экономических системах, где есть разделение труда и специализация. Существовал он и в советском плановом хозяйстве, которое, однако, не было рыночным, так как условия производства и обмена (что и сколько производить, кому и по какой цене продавать) определялись не самими производителями, а государством в лице Госплана и отраслевых министерств. Отсюда следует, что общественное разделение труда – необходимое (без него не может быть обмена), но недостаточное условие существования рынка (отношений купли-продажи с помощью механизма цен).

2- эк. обособленность субъектов хоз. деятельности, которая может существовать лишь тогда, когда все они независимы, автономны в принятии решений относительно того, что, как и для кого производить, сколько, кому и по какой цене продавать. Экономическая обособленность возникает на базе частной собственности, затем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, АО). По сути своей эк. обособленность означает, что производитель полностью отвечает за результаты своего труда, что его благосостояние зависит от соотношения выгоды, полученной от реализации созданного блага, и затрат на его производство. Для существования такого хозяйственного порядка необходимо, чтобы собственность на средства производства и результаты труда находилась не у государства, а у самих производителей, т.е. чтобы она носила частный характер. Т.о., право частной собственности является обязательным условием формирования, развития и совершенствования рыночных отношений.

3- самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Т.о., рыночная система характеризуется господством частной собственности, общественным разделением труда, широким развитием обменных отношений, в ней действуют специфические принципы и стимулы хозяйствования, основанные на свободе предпринимательства, свободе выбора профессиональной деятельности для каждого желающего работать, свободе потребительского выбора для каждого покупателя.

Роль и функции рынка. Как мы уже выяснили, рынок – это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд в общественном транспорте.

Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмотреть его в рамках более широкой системы. Такой системой является товарно-рыночное хозяйство, состоит из 2 относительно сам-ных подсистем: 1- товарного производства и 2- рынка, т.е. отношений обмена. Эти подсистемы неразрывно воссоединяются с помощью прямых и обратных связей.

Исходное звено общей системы – товарное производство – оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям: 1- в сфере производства постоянно создаются полезные продукты, которые столь же регулярно становятся объектами рыночных сделок; 2- одновременно с изготовлением товаров создаются потенциальные доходы всех агентов товарного хозяйства, которые подлежат реализации в рыночном обмене; 3- в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создается необходимость самого рыночного обмена продуктами. В свою очередь рынок оказывает во многом определяющее обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные эк. связи и составляют особые функции рынка, выражающие его сущность.

1– интеграционная – рынок интегрирует (соединяет) сферу производства (тем самым производителей) и сферу потребления (потребителей) в общий процесс активного обмена продуктами и услугами. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, а сфера потребления окажется без благ, удовлетворяющих потребности людей.

2 – информационная — через постоянно меняющиеся цены, % ставки за кредит рынок дает участникам производства информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг.

3- регулирующая -рынок дает ответы на вопросы, что, как, и для кого производить. Он является главным контролером конечных результатов производства. При этом в рын. обмене непосредственно выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствуют качество и количество созданных продуктов.

4- посредническая – рынок выступает посредником м/д производителем и потребителем. Взаимосвязь этих интересов строится на принципе, который четко сформулировал А. Смит: “Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…”.

5- ценообразующая. – цена складывается на рынке на основе в/действия спроса и предложения, с учетом конкуренции.

6- санирующая. Рыночный механизм – это не благотворительная система. Она жесткая и даже жестокая. Ей присуще соц.-имущ. расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от эк. неустойчивых, нежизнеспособных хоз. единиц и дает “зеленый свет” более предприимчивым и эффективным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *