Этапы становления профессиональной этики

Содержание

История формирования профессиональной этики

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

История формирования профессиональной этики

Введение

Профессиональная этика на сегодняшний день является, пожалуй, самым активно обсуждаемым и популярным разделом этики. Это связано, прежде всего, с бурным развитием целого ряда профессий, где вопросы этического плана составляют самую сущность профессиональной деятельности, определяют ее характер и соответствующие перспективы на будущее самих профессионалов, работающих в той или иной сфере.

В силу определенных обстоятельств в России (и не только) словосочетания «этика PR», «этика рекламы», «этика банкира», «этика риэлтора» и ряд других, у многих людей вызывает неоднозначную (от улыбки до гнева), но практически всегда негативную реакцию.

Вследствие такой конкретизации профессиональная этика стоит несколько обособленно в теоретической этике как науки о морали, принадлежа, главным образом, специальным областям знания или конкретным профессиям.

1. Понятие этики

Термин этика происходит от древнегреческого слова «этос» — дом, гнездо. Позднее оно стало обозначать характер явления, его природу. Аристотель ввел термин «этический» для обозначения душевных качеств, свойств характера человека — этических добродетелей.

Латинские аналоги греческих терминов:

* Moralis — моральный (этический)

* Moralitas — мораль (этика)

* Моральная философия (этика как область знания)

Важнейшим условием выживания человечества является саморегуляция общества, которая заключается в:

a) согласовании интересов людей, их действий

b) определение обязанностей людей перед другими членами общества

c) соблюдение определенных норм поведения и т.д.

В процессе исторического развития взаимные обязанности членов общества осмысливались людьми (развивалось моральное сознание) и получали теоретическое обоснование.

2. Структура этики

Этика — область философского знания. Ее содержание задано самим предметом исследования и включает в себя две основные составляющие. Одна из них связана с изучением и теоретическим обоснованием происхождения и исторического развития морали, с осмыслением различных форм и направлений этических учений. Другая — охватывает весь спектр проблем, составляющих содержание этики или общей теории морали. Это систематизированное философское понимание сущности морали, законов ее функционирования и развития, роли в жизни человека и общества. При всем качественном своеобразии ее исторических типов, множественности этических учений, развитие морали целостно и преемственно в едином историческом процессе.

В зависимости от приверженности той или иной этической школе, от задач, стоящих перед этикой как наукой и учебной дисциплиной, этика структурируется по-разному. Выделяют ряд блоков:

* история этики и морали, описывающая процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с глубокой древности до наших дней; здесь можно выделить также дескриптивную этику, выявляющую социально-исторические типы морали (рыцарская мораль, буржуазная мораль и др.);

* теория морали — учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющее эволюцию и механизм действия морали;

* нормативная этика — обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируются на высших моральных ценностях и предписывают человеку с позиций долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей, помогая ему выработать общую стратегию «правильной жизни»

* прикладная этика — совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению.

* экологическую этику, рассматривающую нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде;

* этику гражданственности, разрабатывающую нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу;

* ситуативную этику, в которой разрабатываются практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности — как к публичным (этика политических действий), так и к интимным (этика семейных отношений);

* профессиональные этики — системы моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации;

* этику делового общения, выступающую как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве ситуативного элемента этики других профессий (педагога, юриста, инженера).

Структура этического знания определяется совокупностью основных теоретических понятий, которыми оперирует этика. Эти предельно общие понятия называются в этике, как и в любой науке, категориями. Системообразующий элемент, его движение в различных системах этика — мудрость — на которой основывается этика, носит исторический характер. Это делает этические знания специфическими. Соотносящиеся со свободной творческой деятельностью человека, по-разному проявляются в разное историческое время. Это внутреннее противоречие этики пытались и пытаются преодолеть. Добро только называется одинаково, а означает разные вещи.

этика философский профессиональный

3. История развития профессиональной этики

Профессиональная этика формировалась стихийно, на основе представлений об этике самих профессионалов, весьма далеких от философской теории морали, а также на основе собственного, более или менее обобщенного опыта специалиста в той или иной профессии.

История документально подтверждаемого развития профессиональных союзов дает нам примеры того, что профессиональная деятельность всегда в силу внутренних потребностей стремилась к нормативному упорядочению. Первые оформленные профессионально-этические кодексы относятся к ХII — XIII вв. — периоду становления средневековых ремесленных цехов. Своего расцвета они достигли в XIV-XV вв. Так, например, до периода Реформации только в Дании документально подтверждается существование 62 цехов мастеров. Большинство упоминаний принадлежит к XV-XVI в. Средневековые своды цеховых правил дошли до нашего времени частично в виде оригиналов, имеющих форму пергаментных кодексов разного формата или свитков, частично в виде списков XV-XVII вв., большинство из которых было включено в так называемые городские книги.

Эти уставы отражали многообразные функции ремесленной ассоциации: отношения ремесленников между собой, с покупателями и властями, в области производства и сбыта, найма, обучения и использования работников, низшей юрисдикции, религиозных отправлений, благотворительности и т.д. Поэтому цеховой устав выглядит не только как должностная инструкция, но и как моральный кодекс городских ремесленников. Так, например, одним из исходных условий статуса мастера в цеховых уставах средневековой Швеции являлась его хорошая репутация, включавшая законность рождения, добропорядочность, личную честность, христианские добродетели, в частности несклонность к склокам. Наличие этих характеристик у претендента удостоверялись документами и устными свидетельствам. Таким образом, уставы средневековых гильдий уже можно было бы рассматривать как протоформы профессиональной этики, где к представителю профессии предъявлялись не только профессиональные, но и общие нормативно-нравственные требования.

Профессиональная этика того времени формировалась в условиях явного недостатка юридических норм, которые могли бы быть применены для всестороннего и эффективного регулирования профессиональных взаимоотношений, с одной стороны, а с другой — в условиях достаточно сильной ригидности древних и средневековых сообществ по отношению ко всему новому. Поэтому можно говорить о том, что именно обособление профессии, обоснование ее исключительности и нормативной регуляции, со всеми прилагающимися в таком случае привилегиями, — основной фактор возникновения первых средневековых профессионально-этических кодексов. Эти кодексы, в свою очередь, помогали профессиональным объединениям выживать в условиях конкуренции, а с другой, путем предъявления набора определенных требований, сужали круг профессионалов, повышая качественность труда и приводя к корпоративной обособленности. Достаточно четкий элемент обособления вносится и «Клятвой Гиппократа»: «наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому», да и концовка текста «Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена» позволяет врачу прямо заявить: «Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств».

Вообще средневековое общество было буквально «пронизано» разнообразными общественными союзами. Помимо корпораций ремесленников существовали общие и купеческие гильдии, чья деятельность носила главным образом социальный характер, клерикальные гильдии с чисто духовными задачами и другие, как сказали бы наши современники, «общественные организации». Их внутренняя жизнь регулировалась нормами, восходящими к правовой самостоятельности родового общества. Они оказывали своим членам правовую, а в случае необходимости и физическую защиту, осуществляли принцип взаимопомощи в нужде, объединяли людей «по интересам», собирая, в том числе, и для совместных пиров. Постепенно, в рамках перехода от ранних этапов Средневековья к более поздним, с развитием административных органов городского самоуправления и по мере создания правового поля профессиональной деятельности, профессиональные союзы теряют часть властных функций и перерождаются в чисто социальные или профессиональные организации и учреждения. Эти организации также имели свои уставы, влияние которых заметно в профессиональных и других специальных уставах периода так называемого «высокого Средневековья».

4. Этика профессиональная и этика как наука

Самобытность, отсутствие или недостаточность этической теоретической базы привели к невозможности бесконфликтной «стыковки» множества профессиональных этик не только с «этикой как наукой», но и с общественными этическими нормами. Это повлекло конфликты не только профессиональные, но и внутри самого общества, между отдельными социальными группами

Новые условия ставят перед современной профессиональной этикой несколько иные цели. Общая задача регулирования остается, но основания и способы регулирования разрабатываются другие. Это связано, в первую очередь, с общим изменением социальной организации и демократизации общественной жизни в современном западном обществе. Развитие профессиональной этики сегодня связано с небывалым, по сравнению со средневековыми формами профессиональной этики, ростом личной ответственности профессионала за свои действия.

Сегодня, как уже отмечалось, профессиональная этика, по мнению большинства специалистов, представляет собой конкретизацию общей морали применительно к специфике профессии и занимается главным образом нормами, правилами поведения специалиста-профессионала. Как и в средние века, в наше время «конкретизация» решает те же две основные задачи: с одной стороны она служит институализации профессии, систематизирует и нормирует ее взаимоотношения с социумом и другими профессиями, а с другой — обособляет профессию, обосновывает ее исключительность, легитимизует профессиональные нормы, которые не соответствуют (или не совсем соответствуют) общепринятым.

Размещено на Allbest.ru

История развития этики

Первоначально попытки осмысления фундаментальных нравственных ценностей осуществлялись в лоне философии, то есть этика была слита с философией. Процесс формирования этики относится к середине I тысячелетия до и. э., он происходил практически одновременно в Древней Греции, Индии и Китае.

В восточной и античной мысли этика была слита воедино с философией и правом и была практическим нравоучением, преподающим телесную и психическую гигиену жизни.

В рамках античной этики сформировались две противоположные теории морали — софистическая и классическая. Софисты отрицали обязательность нравственных требований и сводили сферу влияния морали главным образом к регуляции поведения индивидов. Считалось, что нормы нравственности различны в каждом человеческом обществе, они меняются в разные эпохи, и поэтому даже важнейшие этические понятия, такие как добро и зло, являются относительными. В противоположность этому классическая теория морали, сформировавшаяся в учениях мыслителей Древней Греции (Сократа, Платона и Аристотеля), заложила основы этики как науки о нравственности.

Средневековая этика представляет собой объединение идей античной философии и религии при доминирующем влиянии религиозных положений. Ее отличительной особенностью является геоцентризм, проявившийся в том, что важнейшей регулятивной идеей средневековой этики стала идея Бога. В средневековой этике в качестве основы и источника морали выдвигаются божественные заповеди, обязательные для исполнения верующими. Это хорошо представлено в разработанной Фомой Аквинским особой теории закона.

Основополагающие особенности этики эпохи Возрождения:

  • 1) антропоцентризм — в основе моральных концепций того времени лежала человеческая деятельность и ее мотивация;
  • 2) гуманизм, основанный на признании ценности человека как личности, утверждении его прав на свободу, счастье, равенство, справедливость, рассмотрении блага человека в качестве критерия оценки социальных институтов и отношений;
  • 3) индивидуализм, проявляющийся в утверждении самой ценной, свободной и неповторимой творческой личности (возникает понятие индивидуальности, неповторимого авторского своеобразия, творческой новизны).

В эпоху Просвещения широкое распространение получили идеи И. Канта, согласно которым в поведении человек должен руководствоваться не только своими желаниями, но и общечеловеческими правилами, являющимися для него категорическим императивом (безусловным повелением). Суть категорического императива И. Кант формулирует следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения, на основе твоей воли, могла стать общим естественным законом». Категорический императив, по Канту, является внеэмпирическим, так как он не возникает в результате обобщения человеческого поведения, «он касается того, что должно быть, а не того, что есть», и априорным. Кант вырывает мораль из многообразия жизненных связей, он возвышает ее над миром и противопоставляет ее реальному миру. Таким образом, Кант впервые отделил этику от философии как самостоятельную отрасль, выявив тем самым то, что этика имеет огромное значение для государства и политики наряду с правом. В отличие от предшествующих теорий, усматривающих основу нравственности только в счастье или пользе человека, И. Кант подобную основу видит прежде всего в требовании нашего разума.

Основателем юридической (судебной) этики — профессиональной науки юристов о нравственных основах осуществления правосудия — считается А. Ф. Кони (1844-1927). Он внес большой вклад в область уголовного права, уголовного процесса и судоустройства. Свои взгляды на роль судебной (юридической) этики он изложил в работе «Нравственные начала в уголовном процессе (общие черты судебной этики)», написанной им в 1901 г.14

Центральное место А. Ф. Кони отводил личности юристов, проблеме внутреннего убеждения, судейской независимости, недопустимости автоматического применения закона, уважению к человеческому достоинству, ораторскому искусству.

В советский период юридической этике практически не уделялось никакого внимания. Вопросы нравственного воспитания личности долгое время оставались либо вообще в тени, либо разрешались однобоко с позиции приоритетного служения государственным интересам.

Вопросы юридической (судебной) этики стали предметом пристального внимания ученых-юристов в конце 60-х — начале 70-х гг. XX столетия, в период интенсивного исследования в области судебной психологии.

Развернувшиеся в это время острые дискуссии о природе этики и ее социальном назначении опровергли утверждение А. Я. Вышинского и других апологетов сталинизма о существовании в Советском Союзе общей для всех социалистической морали, а следовательно, и единого учения о ней. Были приведены убедительные аргументы в пользу необходи- 14 Кобликов А. С. Юридическая этика: учебник для вузов. — М: Норма, 2000. — С. 13-21.

мости выделения профессиональной этики, одной из разновидностей которой и является юридическая этика, представляющая собой учение о нравственных основах трудовой деятельности юриста и предъявляемых к нему моральных требованиях.

Первые попытки комплексного рассмотрения вопросов юридической этики были предприняты учеными юридического факультета Воронежского госуниверситета профессорами Г. Ф. Горским, Л. Д. Кокоревым и Д. П. Котовым, издавшим в 1973 г. монографию «Судебная этика». В 1974 г. Институт государства и права АН СССР издал под редакцией члена-корреспондента АН СССР М. С. Строговича коллективную монографию «Проблемы судебной этики». Несмотря на такое название работа посвящена применению и преломлению общих норм нравственности в деятельности суда, прокуратуры, органов следствия и адвокатуры.

После этих двух изданий наступило тридцатилетнее «затишье» в исследованиях по судебной этике. Только в 1999 г. издательская группа НОРМА-Инфарм выпустила учебник для вузов «Юридическая этика» профессора А. С. Кобликова, в котором впервые в систематизированном виде исследованы основные понятия и категории юридической этики как вида профессиональной этики.

  • Васильева Г. А. Профессиональная этика юриста. — Челябинск, 2005. — С. 11-22.

Вопрос № 2. Профессиональная этика: становление и развитие.

Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности, возникла в глубокой древности. Нормы профессиональной морали вырабатывалась постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей. Первые этические требования к действиям специалиста отражены еще в древнеегипетском манускрипте «Наставления начальника города и визиря Птаххеттепа», датируемом III тыс. до нашей эры. В процессе систематизации накопленного опыта происходило обобщение и совершенствование профессиональных видов практик. Нормы профессиональной этики стали распространяться на социальные группы, к которым общество предъявляло наиболее высокие нравственные требования. Осознание, осмысление и обобщение практики профессиональной деятельности позволило сформулировать этические стандарты поведения, отражающие этические требования к содержанию, результатам деятельности, отношениям, возникающим в процессе деятельности.Оформлению профессиональной этики предшествует систематизация научных знаний о специфике профессиональной деятельности. Как обособленная отрасль этики профессиональная этика оформляется только в ХХ веке. С древнейших времен происходило формирование совокупности представлений об этических нормах деятельности. Так, философы указывали на взаимосвязь разделения общественного труда с моральными принципами общества. Мыслители отмечали, что общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей. В обыденной жизни под профессиональной этикой понимается совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью.

В научной литературе одни специалисты отождествляют прикладную и профессиональную виды этики. Другие – рассматривают профессиональную этику как составную часть прикладной этики, Так, по мнению видного специалиста А. А. Гусейнова профессиональная этика призвана конкретизировать общие моральные требования применительно к своеобразию соответствующей профессии и занимается преимущественно нормами, правилами поведения». Третьи – видят в ней самостоятельную область этических знаний, характеризующейся собственным объектом, предметом изучения, структурой и отраслями профессиональных этических знаний. Например, согласно Р. Г. Апресняну профессиональная этика представляет собой систему моральных норм профессиональной деятельности.


В самом широком смысле слова профессиональная этика – отрасль этики, научная дисциплина, изучающая специфику проявлений морали в различных видах профессиональной деятельности. Можно согласиться с мнением авторов курса лекций «Профессиональная этика (С.В.Егорышев, А. Н. Ротовского и Т.Ф.Сулейманова), полагающих, что профессиональная этика — это часть этики, изучающая и разрабатывающая в более конкретизированной форме нормы морали и нравственности применительно к конкретной профессии, а также к исполнению специфических общественных функций.Особенность профессиональной этики проявляется в наличии механизмов и способов санкционирования поведения индивидов, профессиональных ассоциаций и общества в целом. В качестве объекта одни специалисты рассматривают деятельность профессионалов. Другие, объектом изучения выделяют специфические требования нравственности, связанные с особенностями различных профессий. Предметную область профессиональной этики образуют профессиональная мораль и нравственные аспекты профессиональной деятельности.В профессиональной этике в качестве субъекта анализа предстают профессиональные объединения. В периодизации профессиональной этики можно условно выделить ряд этапов. Начало становления норм профессиональной этики приходится на период рабовладельческого общества, в котором стали выделяться массовые профессии. В ранних письменных источниках есть свидетельства того, что уже более 4000 лет тому назад люди осознали необходимость предъявления нравственных требований к ряду профессий. В древних трактатах отмечалось, что принадлежность к определенной профессии может формировать у людей как положительные, так и отрицательные нравственные качества.

Профессиональная мораль первоначально складывается в среде профессий, представители которых при выполнении своего профессионального долга непосредственно соприкасались с людьми: врачи, учителя, воспитатели, политики, писцы, жрецы, служители при храмах и т.п. В процессе взаимодействия они могли оказывать воздействие на физическое и моральное состояние людей, причинить им вред, дестабилизировать общественную обстановку. Например, в Древнем Вавилоне, согласно законам Хаммурапи (XVIII век до н.э.), хирургу, разрезавшему руку больного и не излечившего от болезни, отрубали его собственную, или же налагали огромный штраф.


Концентрированно требования, предъявляемые к профессиональной морали, получают оформление в кодексах. В социально дифференцированном обществе профессиональные моральные кодексы находятся в тесном единстве с общей моральной системой. Они в более конкретизированной форме отражают общие принципы и требования общечеловеческих норм морали. Оформление нравственных профессиональных кодексов становится одним из важнейших признаков социального прогресса и постепенной гуманизации общества.

Первые прообразы будущих профессиональных моральных кодексов начали складываться в Древней Греции. Многие постулаты клятвы Гиппократа являются базовыми в современных законах и конвенциях, регламентирующих действия и профессиональное поведение медиков. Обязуясь действовать, «воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости», врач должен был руководствоваться принципом «не навреди», понимать, что несправедливость во врачебном деле недопустима. В Древней Греции и Древнем Риме воздвигались памятники замечательным врачам. Одним из старейших кодексов этики является «Афинская клятва»:

· «Мы никогда не покроем позором наш город, совершив бесчестный или трусливый поступок, никогда не покинем товарищей по оружию в беде.

· Мы будем сражаться за идеалы и святыни города все вместе и каждый в отдельности.

· Мы будем чтить и выполнять законы города и сделаем все возможное, чтобы заставить относиться к ним с таким же уважением и благоговением тех, кто с ними не считается.

· Мы будем непрестанно бороться, чтобы оживить в обществе чувство гражданского долга».

В античности профессиональные кодексы были небольшими по объему, нравственные нормы касались общих норм жизнедеятельности и имели описательный характер. Только в поздних кодексах они приобретали высокую степень абстракции.

Второй этап в развитии профессиональной морали связан с эпохой средневековья. Средневековый Запад к XIV веку приобрел свои классические черты. Нормативность проникла во все стороны социальной практики. Корпоративность, сословность, строгая иерархия, пронизывали общество снизу доверху. Крестьяне должны были пахать землю, добывают хлеб в поте лица и быть покорными, Монахи и священники обязаны были молиться во спасение души, рыцари защищают от завоевателей и врагов.

Яркой страницей средневековья стал моральный кодекс рыцарей. По рыцарскому кодексу чести пленника нельзя было убивать, следовало заботиться о его жизни, при ведении боевых действий необходимо было придерживаться установленных правил и т.д. Окончание крестовых походов стало знаковым в крушении системы ценностей средневековья.

В средневековье происходит оформление закрытых обществ, деятельность которых была строго регламентирована. Ярким примером является основанный И. Лойола орден иезуитов (1540 г.), организованный по принципу строгой централизации, жесткой дисциплины и беспрекословного подчинения. Орден стал главным орудием Контрреформации, участвовал в деятельности инквизиции, вел борьбу с народными антифеодальными движениями.

В средневековье возникновение первых профессионально-этических кодексов относится еще к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Понятие «кодекс» указывает на взаимосвязь правовых и моральных норм. Словосочетание «этический кодекс» подчеркивает, что это свод норм и правил, призван определять и регулировать нравственные отношения конкретной профессиональной группы в рамках профессиональной морали.Причиной оформления профессиональных кодексов стали:- процесс дифференциации и установление моральных норм, сопровождавшаяся утверждением наиболее значимых социальных институтов (армия, церковь, медицина, право и др.), что усиливало их влияние на общественные отношения;– бурный рост городов, способствовавший обособлению профессий, обслуживающих население и поставивший людей в зависимость от труда друг друга;– расширение профессиональных объединений, способствовавший оформлению кодексов ремесленных цехов (уставов), включавших в себя требования к выполнению определённых нравственных обязательств;

– разделение профессиональных нравственных кодексов на нормы и принципы, определяющих общение и взаимоотношения внутри профессии, и нормы, регламентировавшие отношения представителей профессии с остальным населением.

Новые моральные нормы были обращены на обеспечение должного качества труда и производимых изделий всеми членами профессионального братства. Ряд норм определял специфику общения между людьми одной профессии, для создания благоприятной обстановки в труде и в реализации результатов своего труда всеми членами профессионального сообщества. Ремесленники одной профессии жили на одних улицах (например, улица гончаров, сапожников, и т.д.). Им было строго запрещено завлекать клиента, с которым уже договаривается их коллега. На витрине следовало рекламировать только собственную продукцию.Третий период в развитии профессиональной этики наступает во второй половине XX века. Бурное развитие науки, формирование единой мировой системы хозяйства и мировых систем коммуникаций, высочайший уровень кооперации в процессе производства и т.д. способствовали тому, что практически не осталось профессий, которые не имели бы в рамках своей деятельности специальных нравственных требований. Все люди, так или иначе, оказываются в зависимости от результатов труда каждого.Сегодня в области профессиональных этических требований происходят два взаимно связанных процесса. Во-первых, дифференциация норм нравственности охватывает не только профессиональную принадлежность, но и специализацию. Например, составной частью врачебной этики стали этика хирурга, анестезиолога, домашнего врача. Во-вторых, наблюдается процесс объединения норм профессиональной морали близких по функциям профессий или групп профессий, объединённых работой на конечный результат. Так, многочисленные частные кодексы профессий в сфере оказания лечебных услуг сливаются в кодекс медицины, а многочисленные профессиональные кодексы в сфере научной деятельности образуют единую этику науки.

Содержание профессиональных видов практики все более получает отражение в кодексах поведения, предписывающих определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способов обоснования данных кодексов, отношения в трудовых коллективах вообще, и каждого специалиста, в отдельности; нравственные качества личности специалиста, способствующие исполнению профессионального долга; взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии. Так, нравственно-этические требования к профессиональной деятельности врачей изложены в «Этическом кодексе Российского врача», принятом в 1994 г. Ассоциацией российских врачей. Ранее, в 1971 г., была создана присяга врача Советского Союза.

В нашей стране продолжается процесс разработки и принятия кодексов этики юридических профессий. В 2003 году на Всероссийском съезде адвокатов был принят Кодекс профессиональной этики адвоката, а в 2004 году на VI Всероссийском съезде судей – Кодекс судейской этики. В 2008 году – Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (в настоящее время отменен). Еще нельзя назвать безупречными действующие кодексы. Некоторые из них не в полном объеме отражают реальные проблемы и стандарты поведения профессионалов. Другие – не совсем конкретны, не содержат положений, регламентирующие выполнение предусмотренных в них требований и принципов и др. Важной задачей развития юридической профессии в целом становится принятие и совершенствование кодексов профессиональной этики конкретных юридических профессий.

Становление и развитие различных профессиональной видов этики так же обусловлено особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

Исходя из исторически сложившегося разделения труда, принято выделять этику ученого, актера, художника, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали. В профессиональных этиках присутствуют специфическими требованиями в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научная добросовестность, ответственность, личная честность. Судебная этика требует честности, справедливости, гуманизма (даже к подсудимому), верности закону.Профессиональная этика имеет общие и специфические особенности проявления. Общность профессиональных видов этики проявляется в следующем:1) высшие моральные ценности, сохраняя общечеловеческое значение, приобретают свои конкретные черты. Например, в юридической практике специфично понимаются и проявляются понятия «добро» и «зло». 2) специальные профессиональные моральные нормы и ценности расширяют диапазон воздействия на социальную практику. В частности, принцип справедливости, первоначально применявшийся в процессе межличностных «разборок», затем в юриспруденции, приобрел общечеловеческую ценность;3) неравенство и зависимость сторон в профессиональной коммуникации обуславливают оформление профессиональной деонтологии (этические критерии, предписания, правила поведения). Например, основой медицинской деонтологии стала клятва Гиппократа. В правоохранительной деятельности соотносительно проявляются принцип презумпции невиновности и «опережающая подозрительность»;4) отражением групповых интересов в системе моральных норм становится формирование «корпоративной морали», «цеховой солидарности», профессиональных символов и т.д.;5) действием факторов, стимулирующих трудовую активность. Добросовестность и исполнительность в выполнении профессиональных функций мотивируют специалиста на достижение признания и ориентацию на успех.Частные особенности профессиональной этики вытекают из конкретных условий, содержания и специфики профессиональной деятельности. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Так, воинская этика требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине. Этика государственной службы также имеет в себе подсистемы моральных требований, соответствующих специфическим обязанностям государственных служащих, уровням управления или формам организации труда.

Профессиональная этика обладает собственным понятийным аппаратом и включает в себя определенные принципы, составляющие основу деятельности профессионалов, моральные качества, которыми они должны обладать, нравственные нормы, регламентирующие их служебную деятельность, и ряд других моральных аспектов профессиональной деятельности.

Ряд профессиональных требований на современном этапе могут рассматриваться как заказанные собственно уровнем развития техники, периодами смены её поколений, характером развития информационных технологий. Так, практически во всех без исключения отраслях техники, предъявляются повышенные требования к уровню ответственности, дисциплинированности, строгому соблюдению функциональных обязанностей и предписанной дисциплины. Во многом это определяется тем фактом, что практически на каждом рабочем месте человек может быть причиной техногенных аварий и катастроф: от сантехника, вовремя не заменившего неисправное оборудование, в результате чего под напором происходит срыв крана и затопление нескольких этажей; прораба, не выполнившего все технологические правила возведения дома, в результате чего происходит обрушение построек, до оператора атомной электростанции, не выполняющего предписанный технологическими правилами порядок выведения реакторов из работающего состояния, что достаточно часто приводит к утечке радиации.

Специфика ответственности на современном уровне развития кооперации труда заключается в том, что достижение конечного результата немыслимо, если где-то на промежуточных этапах допускается сбой и некачественный труд. При этом может оказаться совершенно неважным как уровень квалификации, так и должностные функции. Труд целого коллектива медицинских работников «с равным успехом» могут загубить как непрофессиональный хирург, так и нерадивая послеоперационная сестра – сиделка, не внимательный анестезиолог или фармацевт, приготовивший некачественный лечебный препарат. Гибель самолёта может быть как результатом ошибки в расчётах разработчиков, так и следствием ошибки в пилотировании или нерадивости техников, не проверивших качество заливаемого горючего.Достаточно сложной проблемой является формирование в профессиональной морали требуемого уровня ответственности за результат своего труда, особенно у рядовых сотрудников разных сфер деятельности. Это является следствием того, что конечный результат труда отдалён от работника как во времени, так и в пространстве. В результате личная причастность к такому результату осознаётся с большим трудом. Раньше весь предшествующий опыт был связан со зримым осознаваемым результатом деятельности. В структуре профессиональной этики принято выделять профессиональные отраслевые виды этики, в которых отражаются специфические особенности профессиональной деятельности, направленные непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Основными видами профессиональной этики являются: педагогическая, юридическая, врачебная, воинская, конфессиональная этика и т.д.Педагогическая этика изучает особенности педагогической морали, обосновывает ее принципы, выясняет специфику реализации принципов общей морали в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания этических категорий, Кроме того, педагогическая этика изучает содержание нравственной деятельности педагога в целом, включая нравственные отношения в педагогической среде. Педагогическая этика разрабатывает основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в педагогической среде специфических правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения.

Общими целями и задачами юридической деятельности являются: обеспечение личной безопасности граждан, предупреждение и пресечение преступлений, их раскрытие, охрана общественного порядка, оказание помощи гражданам, должностным лицам, частным и государственным предприятиям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Общие цели юридической этики:

Во-первых, предназначением юридической этики является обеспечение высоких нравственных начал делового по сути общения юриста с его клиентом, а также с представителями собственной и других юридических профессий.

Во-вторых, юридическая этика обеспечивает внутренний контроль нравственного облика юриста, то есть позволяет ему оценить свою деятельность не с позиции «законно – незаконно», а с точки зрения моральных категорий «справедливо – несправедливо». Идеальное соотношение этих двух позиций самооценки выражается в понимании неразрывной взаимосвязи юридической категории «законность» и моральной категории – «справедливость».

В-третьих, с помощью этических принципов, общих для представителей юридической профессии, облеченных властью (должностных лиц государственных органов), и для «самозанятых» юристов (адвокатов) или работающих в юридических службах организаций и предприятий, обеспечивается следование единым нравственным ценностям. То есть наличие или отсутствие какого-либо объема публичной власти у представителя юридической профессии не освобождает его от обязанности подчиняться общим принципам и правилам юридической этики. Здесь скорее имеет место обратное: представители власти должны подчиняться еще большему количеству строгих этических правил. В этой сфере действует так называемая деонтологическая этика (этика долга).

В-четвертых, юридическая этика обеспечивает высокий авторитет юридической профессии. Нравственный облик юриста, должен быть связан в представлении обывателя не с образом ловкого «толмача» малопонятных простому человеку текстов правовых актов, а являть собой образ правозащитника, чья деятельность, направленная на укрепление правопорядка и законности, служит укреплению авторитета права как такового. Достижение данной цели предполагает знание и понимание принципов и правил юридической этики не только самими юристами, но и всем обществом, которое является пользователем юридических услуг. Только в таком случае может осуществляться общественный контроль за соблюдением представителями юридических профессий требований профессиональной этики.

Сегодня наблюдается процесс оформления новых видов профессиональной этики. Так, одним из важных и массовых видов профессиональной этики является инженерная этика. Как совокупность норм, регулирующих поведение инженера, она начала формироваться давно. К числу ее норм можно отнести такие, как необходимость добросовестно исполнять свою работу; создавать устройства, которые приносили бы людям пользу и не причиняли бы вреда; ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; определение формы отношений (обычаи и правила, регулирующие отношения) инженера с другими участниками процесса создания и использования техники.Профессиональная этика журналиста, подобно другим видам профессиональной этики, начала формироваться непосредственно в трудовой деятельности. Она проявила себя в ходе кодификации тех профессионально-нравственных представлений, которые стихийно сложились в рамках способа журналистской деятельности и так или иначе были зафиксированы профессиональным сознанием журналистского сообщества. Появление первых кодексов означало завершение длительного процесса формирования профессиональной журналистской морали и одновременно открыло новый этап в ее развитии.Общественная полезность, а значит и нравственный характер, деятельности сотрудников органов внутренних дел, также как и представителей любой другой профессиональной сферы, определяется ее целями, средствами и результатом.Мораль сотрудников органов внутренних дел — это один из видов профессиональной морали, которая, с одной стороны, является составной частью общей морали, а с другой — имеет свою специфику и обладает лишь относительной самостоятельностью, так как представляет собой единство общечеловеческих и специфически профессиональных нравственных требований.Важно подчеркнуть определяющую роль общей морали по отношению к профессиональной, которая выражается в том, что:а) общественные нравственные отношения и сознание определяют нравственное содержание профессиональной деятельности (её цели, задачи, средства и результаты), они являются главным побудительным мотивом этой деятельности, критерием оценки её результата;б) общая структура морали (нравственная деятельность, сознание, отношения) определяет и структуру профессиональной морали, в которой эти элементы наполняются специфическим содержанием в зависимости от общественного назначения этой деятельности;в) общие функции морали (регулятивная, ценностно-ориентирую-щая, познавательная, воспитательная и др.) присущи и профессиональной морали.Особенность профессиональной морали сотрудников органов внутреннихдел является результатом специфического преломления общих принципов и норм морали в их служебной деятельности и внеслужебном поведении и выражается в следующих чертах:во-первых, специфика труда сотрудников органов внутренних дел обусловливает детальную регламентацию всех сторон их жизни и быта, ни в какой другой области жизни нормы поведения, морали не являются в максимальной степени обязательными и определенными;во-вторых, моральные нормы в условиях службы в органах внутренних дел юридически оформлены, подкрепляются твердыми законоположениями, установленными государством (сотрудники полиции принимают Присягу и несут ответственность за нарушение этических норм);в-третьих, нормы и принципы профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел носят повелительный характер, что обусловлено необходимостью особой четкости, быстроты, исполнительности, обязательности в выполнении приказов и своих обязанностей каждым из них;в-четвертых, действия сотрудников органов внутренних дел при всей их строгости и решительности должны быть справедливыми и понятными окружающим людям, не унижающими человеческого достоинства, непримиримыми к нарушениям законности и антигуманности;в-пятых, при обращении сотрудников органов внутренних дел с людьми нередко происходит проникновение в подробности их духовной и личной жизни, что требует особенно тонких средств индивидуального подхода к людям, наличия определенной внутренней культуры и такта;в-шестых, сотрудник органов внутренних дел должен обладать в максимальной степени объективностью, т.е. при применении права он должен смотреть на то или иное событие с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий.Глобализационные процессы формируют единство требований к целому ряду отраслей человеческой деятельности, независимо от традиций государства, специфики образования, этических подходов к трудовой деятельности, так как в глобальной экономике взаимодействуют люди с очень разными этическими системами. Эти требования становятся всё более сложными. Общество уже не может полагаться только на традиционные механизмы их усвоения. Поэтому создаются этические ассоциации, получают распространение практика разработки разнообразных инструкций, памяток, в которых обращается внимание на возможные отступления от этических стандартов. Происходит постепенная дифференциация и специализация практических видов этики – от врачебной этики, до этики медицинских сестер, от профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел, до профессиональной этики сотрудника ГИББД. Вывод: Таким образом, профессиональная этика– это область этической науки, изучающая систему моральных норм и принципов, действующих в специфических условиях взаимоотношений людей в сфере определенной профессии; это специфическое действие как общеэтических норм, так и особых норм профессиональной морали, носящих аналитически-рекомендательный характер, возникающих и бытующих в данной профессиональной группе.

1.2 Первый этап становления профессиональной этики

Похожие главы из других работ:

Взаимосвязь между профессиональной компетентностью продавцов и их потребностью в профессиональной самореализации

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПОТРЕБНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Влияние личностных аспектов работников гостиницы на их взаимодействие с профессиональной средой

1.2 Самореализация личности работника в профессиональной деятельности как предпосылка успешного взаимодействия с профессиональной средой

Проблема максимального использования человеком собственного потенциала актуальна во все времена. Ещё Аристотель указывал, что счастье как высшая цель жизни человека возможно лишь при условии совершенствования «функций и способностей…

Духовно-нравственные основы профессиональной деятельности государственного служащего

Глава 2. Государственная политика в сфере регулирования этики профессиональной деятельности государственных служащих

История профессиональной этики

1. История становления профессиональной этики

История профессиональной этики

1.3 Второй этап развития профессиональной морали

Второй этап в развитии профессиональной морали наступает в эпоху позднего средневековья, чему было несколько причин. Прежде всего укрепление государственности и формирование норм абсолютистской власти…

Контроль как функция управления

2.1 Первый этап процесса контроля. Установка стандартов

Установление стандартов. Первый этап процедуры контроля (рис. 3) демонстрирует, насколько близко, в сущности, слиты функции контроля и планирования. Стандарты — это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддаётся измерению…

Модель жизненного цикла организации Л. Грейнера

2.1 Этап первый: рост через творчество

Происходит рождение организации. На данной стадии все держится на новых идеях, упор делается на реализацию творческого потенциала основателей. Компания создает новый продукт и определяет границы своего рынка…

Научно-практические аспекты принятия вариативных инвестиционных решений

а) Первый этап

Рейтинг составлялся для четырех цифровых видов экономической деятельности, входящих в состав пищевой промышленности. Результаты верхней части рейтинга оценки СЭ отраслей пищевой промышленности Украины отражены в таблице 1…

Организационная культура: особенности применения этического кодекса в организации

1.1 Сущность управленческой этики и основные принципы этики управления

Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно, этика организации выделяет одну из сфер общественной жизни…

Прикладной системный анализ

2.1 Этап первый. Фиксация проблемы

Проблема состоит в том, что цены на хлебные изделия состоят из многих показателей. Именно поэтому при повышении цены на какой-либо входящий ресурс, цена на х/б меняется…

Проблемы безопасности структурного подразделения ОАО «Газпром» в работе с персоналом

3.1. ПЕРВЫЙ ЭТАП. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ

В этой фазе осуществляется предварительная беседа, которая реализуется в нескольких вариантах и может носить как относительно поверхностный, так и весьма углубленный характер. В первом случае в основном ограничиваются уточнением отдельных…

Проблемы формирования этических норм муниципального служащего

1.1 Управленческая этика как разновидность профессиональной этики

Развитие общества неизбежно связано с разделением труда и появлением множества профессий. В зависимости от рода деятельности, используемых при этом приемов и решаемых проблем возникает своеобразие ситуаций…

Профессиональная этика и организационная культура менеджмента

1.2 Происхождение профессиональной этики

Выяснить происхождение профессиональной этики — это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм…

Риски в управлении прибылью организации

2.1 Оценка финансового состояния организации как первый этап финансового планирования

Ликвидационная стоимость организации определяется по формуле Уилкокса, которая принята в практике развитых западных стран. Под ликвидационной стоимостью в данном случае принимают стоимость активов…

Стандарты управления проектами

2. Классификация проектов как первый этап создания стандарта

Ключевым моментом в создании стандарта управления проектами является осмысление того, какие проекты выполняются на предприятии, каковы их отличия, что между ними общего…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *