Диагностика мотивационной структуры личности

Назначение теста

Методика позволяет диагностировать мотивационный (МП) и эмоциональный (ЭП) профили личности.

Инструкция к тесту

Перед вами 14 утверждений, касающихся ваших жизненных стремлений и некоторых сторон вашего образа жизни. Просим вас высказать отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов (а, b, c, d, e, f, g, h), проставив в соответствующих клетках бланка ответов одну из следующих оценок каждого утверждения:

  • «++» – да, согласен,
  • «+» – пожалуй согласен,
  • «=» – когда как, согласен в некоторой степени,
  • «-» – нет, не согласен,
  • «?» – не знаю.

Старайтесь отвечать быстро, не задумывайтесь долго над ответами, отвечайте на вопросы последовательно, от 1а до 14h. Следите за тем, чтобы не путать клетки. На всю работу у вас должно уйти не более 20 минут.

Тестовый материал

Вариант для учащихся

  1. В своем поведении в жизни нужно придерживаться следующих принципов:
    1. «Главное – здоровье». Нужно делать все, чтобы беречь его.
    2. «Время – деньги». Нужно стремиться больше заработать.
    3. Свободное время нужно отдавать своим друзьям.
    4. Никогда не сидеть без дела; а если его нет, то нужно искать.
    5. Нужно постоянно делать добро, и тогда, когда это нелегко.
    6. Нужно постоянно стремиться быть впереди других.
    7. Нужно стремиться понимать искусство, приобретать больше разных знаний.
    8. Нужно стремиться открыть что-то новое, что-то изобрести, создать.
  2. В своем отношении к работе и учебе нужно придерживаться следующих принципов:
    1. Работа – это вынужденная необходимость; если есть возможность, то лучше не работать.
    2. Если в группе возникает конфликт, то лучше не вмешиваться.
    3. Я бы хотел, чтобы не месте учебы и на работе было как дома, удобно и красиво.
    4. Главное – завоевывать авторитет и признание.
    5. На работе нужно активно стремиться к продвижению, росту.
    6. Нужно приобретать больше знаний и умений, чем это требуется учебной программой.
    7. В учебе всегда можно найти интересное, то, что может увлечь.
    8. Нужно не только увлечься самому, но и увлечь других.
  3. Среди моих дел в свободное от института время большое место занимают следующие:
    1. Текущие домашние дела, помощь в семье.
    2. Отдых и развлечения (телевизор, кино, прогулки и пр.).
    3. Встречи с друзьями и знакомыми.
    4. Общественные дела (напишите какие именно).
    5. Занятия с детьми (не обязательно с собственными).
    6. Учебные занятия.
    7. Увлекающее меня занятие – «хобби» (напиши, что именно).
    8. Занятие, которое дает мне возможность заработать.
  4. В институте у меня много времени занимают следующие дела:
    1. Непосредственные учебные занятия (лекции, семинары, практикум и пр.).
    2. Общение по делам (переговоры, выступления и пр.).
    3. Разговоры, не связанные с учебой и институтскими делами.
    4. Общественная работа (напишите, какая именно).
    5. Самостоятельные занятия.
    6. Занятия в кружках, секциях, обществах (напишите, в каких именно).
    7. Помощь другим студентам в учебе и других делах.
    8. Свободное время, когда можно отдохнуть, погулять, поболтать.
  5. Если бы пятница стала неучебным днем, я бы потратил этот день на то, чтобы:
    1. Отдыхать.
    2. Проводить время с друзьями и знакомыми.
    3. Развлекаться.
    4. Помогать в семье в различных домашних делах.
    5. Участвовать в общественных мероприятиях (напишите, в каких именно).
    6. Все равно заниматься учебой.
    7. Читал бы художественную литературу.
    8. Заниматься своим увлечением – «хобби».
  6. Если бы мне разрешили заниматься полностью по свободной программе, я бы основное время посвятил:
    1. Занятиям на лекциях, семинарах и практических занятиях в том же объеме, но по своему выбору.
    2. Свободному обсуждению различных учебных тем с теми преподавателями и студентами, которых сам бы для этого выбрал.
    3. Слушал бы, что придется и обсуждал все это.
    4. Общественной работе (напишите, какой именно).
    5. Самостоятельным занятиям по повышенной программе (напишите, чем именно).
    6. Занятиям в кружках и секциях (напишите, в каких именно).
    7. Помощи другим студентам в учебе и других делах.
    8. Больше времени посвящал бы отдыху на свежем воздухе.
  7. Я часто разговариваю с друзьями и знакомыми на такие темы:
    1. О том, как интересно и приятно провести время.
    2. Об общих знакомых.
    3. О том, что слышу вокруг от окружающих.
    4. О том, как пробиться в жизни, не быть хуже других.
    5. Об учебных делах и увлечениях.
    6. О своих увлечениях – «хобби».
    7. О том, чтобы придумать что-нибудь возбуждающее, требующее усилий.
    8. О жизни, книгах, искусстве.
  8. Благодаря институту я сейчас имею в своей жизни:
    1. Привычную обстановку в которой мне нравится бывать.
    2. Уважение среди окружающих.
    3. Хороший коллектив, дружеские взаимоотношения.
    4. Постоянно узнаю что-то новое, интересующее меня.
    5. Чувство, что я могу приносить пользу.
    6. Возможность развивать свои способности.
    7. Полезные для жизни умения.
    8. Возможности для получения перспективной работы.
  9. Больше всего мне хочется бывать в таком обществе:
    1. Где шумно и весело.
    2. Где красиво, уютно, приятно.
    3. Где можно решить какие-то дела.
    4. Где тебя уважают, признают лидером.
    5. Где можно приобрести новых друзей.
    6. Где бывают известные люди.
    7. Где занимаются каким-то общим делом: что-то создают, изучают и т.п.
    8. Где можно показать свои способности: артистические, художественные, свои знания и т.д.
  10. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Войти через ВКонтакте

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23” или “Мужчина, 31“.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей” и “Доступ в любое время” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете согласие на обработку персональных данных.

Вариант для взрослых

  1. В своем поведении в жизни нужно придерживаться следующих принципов:
    1. «Время – деньги». Нужно стремиться их больше зарабатывать.
    2. «Главное – здоровье». Нужно беречь себя и свои нервы.
    3. Свободное время нужно проводить с друзьями.
    4. Свободное время надо отдавать семье.
    5. Нужно делать добро, даже если это дорого обходится.
    6. Нужно делать все возможное, чтобы завоевать место под солнцем.
    7. Нужно приобретать больше знаний, чтобы понять причины и сущность того, что происходит вокруг.
    8. Нужно стремиться открыть что-то новое, создать, изобрести.
  2. В своем поведении на работе нужно следовать таким принципам:
    1. Работа – это вынужденная жизненная необходимость.
    2. Главное – не допускать конфликтов.
    3. Нужно стремиться обеспечить себя спокойными, удобными условиями.
    4. Нужно активно стремится к служебному продвижению.
    5. Главное – завоевать авторитет и признание.
    6. Нужно постоянно совершенствоваться в своем деле.
    7. В своей работе всегда надо найти интересное, что может увлечь.
    8. Нужно не только увлечься самому, но и увлечь работой других.
  3. Среди моих дел в свободное время большое место занимают следующие дела:
    1. Текущие, домашние.
    2. Отдых, развлечения.
    3. Встречи с друзьями.
    4. Общественные дела.
    5. Занятия с детьми.
    6. Учеба, чтение необходимой для работы литературы.
    7. Хобби.
    8. Подрабатывание денег.
  4. Среди моих рабочих дел много места занимают:
    1. Деловое общение (переговоры, выступления, обсуждения и т. д.).
    2. Личное общение (на темы, не связанные с работой).
    3. Общественная работа.
    4. Учеба, получение новой информации, повышение квалификации.
    5. Работа творческого характера.
    6. Работа, непосредственно влияющая на заработок (сдельная, дополнительная).
    7. Работа, связанная с ответственностью перед другими.
    8. Свободное время, перекуры, отдых.
  5. Если бы мне добавили выходной день, я бы скорее всего потратил его на то, чтобы:
    1. Заниматься текущими домашними делами.
    2. Отдыхать.
    3. Развлекаться.
    4. Заниматься общественной работой.
    5. Заниматься учебой, получением новых знаний.
    6. Заниматься творческой работой.
    7. Делать дело, в котором чувствуешь ответственность перед другими.
    8. Делать дело, дающее возможность заработать.
  6. Если бы у меня была возможность по-своему планировать рабочий день, я бы стал скорее всего заниматься:
    1. Тем, что составляет мои основные обязанности.
    2. Общением с людьми по делам (переговоры, обсуждения).
    3. Личным общением (разговорами, не связанными с работой).
    4. Общественной работой.
    5. Учебой, получением новых знаний, повышением квалификации.
    6. Творческой работой.
    7. Работой, в которой чувствуешь пользу и ответственность.
    8. Работой, за которую можно больше получить.
  7. Я часто разговариваю с друзьями и знакомыми на такие темы:
    1. Где что можно купить, как хорошо провести время.
    2. Про общих знакомых.
    3. О том, что вижу и слышу вокруг.
    4. Как добиться успеха в жизни.
    5. О работе.
    6. О своих увлечениях
    7. О своих успехах и планах.
    8. О жизни, книгах, кинофильмах, политике.
  8. Моя работа дает мне прежде всего:
    1. Достаточные материальные средства для жизни.
    2. Общение с людьми, дружеские отношения.
    3. Авторитет и уважение окружающих.
    4. Интересные встречи и беседы.
    5. Удовлетворение от работы.
    6. Чувство своей полезности.
    7. Возможность повышать свой профессиональный уровень.
    8. Возможность служебного продвижения.
  9. Больше всего мне хочется бывать в таком обществе, где:
    1. Уютно, хорошие развлечения.
    2. Можно обсудить волнующие тебя рабочие темы.
    3. Тебя уважают, считают авторитетом.
    4. Можно встретиться с нужными людьми, завязать полезные связи.
    5. Можно приобрести новых друзей.
    6. Бывают известные заслуженные люди.
    7. Все связаны общим делом.
    8. Можно проявить и развить свои способности.
  10. Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Войти через ВКонтакте

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23” или “Мужчина, 31“.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей” и “Доступ в любое время” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете согласие на обработку персональных данных.

Обработка результатов теста

Ответы испытуемого переводятся в баллы:

  • «++» – 3 балла,
  • «+» – 2 балла,
  • «=» – 1 балл,
  • «–» или «?» – 0 баллов.
Ключ к тесту

Вариант для учащихся

7 8 9 10 11 12 13 14
a К К К О П,Д аст аст
b О С К О К К аст аст
c С,О О П ОД К О аст аст
d Сид ДР С П О ДР аст аст
e Д,ОД ОД О С С С ст ст
f ДР ДР С П,С С СОж ст ст
g Д П Д,ОД ДР ОД* С ст ст
h ДР С О,ДР П,ДР* П,Д ст ст
Ожре Рбре Ожид Рбид Ожре Рбре Э Ф

Вариант для взрослых

7 8 9 10 11 12 13 14
a К П К К,О П П аст аст
b О О Д ОД К К аст аст
c С С С П,Д К К,О аст аст
d Сид О С С О ДР* аст аст
e П,Д ДР О П С,О С* ст ст
f ДР ОД Сре ОД С,ОД С ст ст
g ДР ДР Д,ОД ДР ОД ОД ст ст
h Оид С К,О* ДР* П,Д ст ст
Ожре Рбре Ожид Рбид Ожре Рбре Э Ф

Примечание:

* – звездочкой отмечены пункты методики, входящие в шкалу коррекции.

Описание шкал теста

Шкалы мотивационного профиля:

  • П– поддержание жизнеобеспечения,
  • К – комфорт,
  • С – социальный статус,
  • О – общение,
  • Д – общая активность,
  • ДР – творческая активность,
  • ОД – общественная полезность.

Каждая из семи мотивационных шкал представлена в четырех подшкалах:

  • Ож – общежитейская, относящаяся ко всей сфере жизнедеятельности,
  • Рб – рабочая (учебная), относится только к рабочей или учебной сфере;
  • ид – «идеальное» состояние мотива, уровень побуждения, устремления;
  • ре – «реальное» состояние то, насколько испытуемый расценивает данный мотив удовлетворенным в настоящее время, а так же то, сколько им для этого затрачивается усилий.

Шкалы эмоционального профиля:

  • Эст – направленность на эмоциональные переживания стенического типа;
  • Эаст – направленность на эмоциональные переживания астенического типа;
  • Фст – стенический тип переживания и поведения в состоянии фрустрации;
  • Фаст – астенический тип переживания фрустрации.

После обработки результаты каждого респондента могут быть представлены в следующей таблице:

П К С О Д ДР ОД Э Ф
Ожид
Ожре
Рбид
Рбре

Шкала коррекции

Для построения проверочной шкалы, «шкалы коррекции» в ряде пунктов, по которым существует вероятность для заполняющего приукрасить свой портрет, предусмотрена просьба уточнить свой ответ конкретными данными.

Например, если испытуемый положительно ответил на вопрос 3g – о «хобби», то в соответственном месте бланка заполнения он должен уточнить, в чем именно оно состоит. Если он этого не делает, или делает неубедительно, то оценка данного ответа корректируется экспериментатором: вместо 3 или 2 баллов ставится 1 или 0. Ответы по этой шкале, кроме возможностей проверки и коррекции, несут в себе также дополнительную информацию об испытуемом.

Интерпретация результатов теста

На основе соотношения показателей всех шкал, выводимых в результате тестирования можно выделить определенные типы мотивационного и эмоционального профиля.

Типы мотивационного профиля:

Прогрессивный – характеризуется заметным превышением уровня развивающих мотивов над уровнем мотивов поддержания: (Д+ДР+ОД) – (П+К+С) >= 5 баллов. Данный тип преобладает у лиц, добившихся успеха в работе или учебе. Так же характерен для личности с социально направленной позицией.

Регрессивный – противоположен прогрессивному и характерен превышением общего уровня мотивов поддержания над развивающими мотивами. В наиболее отчетливом виде отражается в последовательном снижении профильной линии слева направо. Часто встречается среди плохо успевающих школьников.

Импульсивный – характеризуется резкими перепадами профильной линии с тремя выраженными пиками, чаще всего по шкалам «К», «О», «ДР», но могут быть и друге соотношения. Критерий пика – количественное значение данной шкалы на 2 или более баллов превышает соседние с ним; если это крайняя шкала («П» или «ОД»), то для того чтобы считаться пиком он должна превышать соседнюю («К» или «ДР») не меньше, чем на 4 балла. Наиболее характерен для школьников и студентов. Отражает значительную дифференциацию и, возможно, конфронтацию различных мотивационных факторов внутри общей структуры личности.

Экспрессивный – характеризуется заметными перепадами профильной линии с наличием двух пиков: чаще других встречаются сочетания пиков по шкалам «К» и «ДР». В этом типе отражается определенная выборочная дифференциация мотивационных факторов раздельно по группам поддерживающих (П, К, С) и развивающих (Д, ДР, ОД) мотивов. Назван так в связи с тем, что обнаруживает определенную корреляцию с экспрессивным типом акцентуации личности (по Л.А.Гройсману), т.е. со стремлением субъекта через повышение уровня самоутверждения.

Уплощенный – характеризуется достаточно плоским, маловыразительным профильным рисунком без отчетливых подъемов и спусков; наличие одного пика в этом случае не меняет уплощенного характера профиля в целом. Отражает недостаточную дифференцированность мотивационной иерархии личности, ее бедность. Чаще встречается у школьников, особенно – плохоуспевающих. Заметна тенденция его уменьшения с возрастом.

Типы эмоционального профиля:

Стенический – характеризуется доминированием стеничности как в эмоциональных предпочтениях (Эст выше Эаст), так и в фрустрационном поведении (Фст выше Фаст). Отражает склонность субъекта к активным, деятельным эмоциональным переживаниям и устойчивую, конструктивную, управляемую позицию в трудных ситуациях. Отчетливо коррелирует с «прогрессивным» мотивационным профилем и успешностью в деятельности. Больше выражен у мужчин в сравнении с женщинами.

Астенический – характеризуется превышением астеничности в показателях и эмоционального предпочтения (Эаст выше Эст), и фрустрационного поведения (Фаст выше Фст). Отражает склонность субъекта к гомеостатическому комфорту, эмоциональным переживаниям гедонистического типа, а так же – неумение управлять собой в трудных ситуациях, раздражительность, склонность к проявлению разного рода защитных механизмов. Отчетливо коррелирует с «регрессивным» мотивационным профилем. Часто встречается у женщин и плохоуспевающих школьников.

Смешанный стенический – характеризуется стеничностью фрустрационного поведения (Фст выше Фаст) и астеничностью эмоциональных предпочтений (Эаст выше Эст). Выражает определенную разнонаправленность внутри эмоциональной сферы. Наиболее характерен для молодежи. Коррелирует с характеристиками «импульсивного» мотивационного профиля.

Смешанный астенический – характеризуется стенической эмоциональностью (Эст выше Эаст) и одновременно астеническим фрустрационным поведением (Фаст выше Фст). Встречается редко. Характерен для пятиклассников: они эмоционально стеничны, но еще не научились управлять собой в трудных ситуациях.

При интерпретации результатов обычно строится два профиля: для общежитейской мотивации и для рабочей.

Пример. «Идеальный» профиль «Ж» имеет отчетливую тенденцию снижения от П к ОД, то есть имеет место превышение в общежитейской сфере поддерживающих мотивов над развивающими. И хотя сам учащийся поставил себя по ОД – общественной полезности – очень высоко, при обработке этот показатель пришлось скорректировать с 9 баллов до 4, так как по шкале коррекции он дал только один неубедительный ответ. Обращает внимание сильное недонасыщение по шкале «П» – поддержание жизнеобеспечения. При высоком «идеальном» показателе, отражающем выраженную прагматическую жизненную установку, очень низок «реальный» показатель, означающий, что сам учащийся не прилагает в этом отношении никаких усилий. Высок показатель «К» – стремление к комфорту, – при этом «идеальное» значение совпадает с «реальным», что означает гармоничное насыщение.

Профиль, характеризующий учебную сферу («Р») имеет отчетливо сглаженный, упрощенный характер, при этом, по результатам шкалы коррекции показатель ДР здесь скорректирован с 7 до 4, а показатель ОД с 6 до 3. обращает на себя внимание пик на показателе «СР», что означает высокую самооценку школьника по своему реальному школьному статусу. Существенное различие между характером общежитейского («Ж») и учебного («Р») профилей говорит об определенной дисгармоничности, неравноценности мотивационной сферы личности в целом. Характерно, что при суммировании соответствующих профилей, обобщенный профиль сходен с общежитейским в части П, К, С и с рабочим – в части Д, ДР, ОД. Это можно интерпретировать так, что общежитейская сфера играет ведущую роль в формировании поддерживающих, потребительских мотивов, а рабочая – в формировании развивающей части профиля, хотя эта часть имеет вполне бесцветный характер.

В эмоциональном профиле показатели астеничности превышают показатели стеничности по обеим шкалам – Э и Ф, что характеризует учащегося как эмоционально пассивного, с тенденцией к фрустрационной неустойчивости.

Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман)

Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман)

Шкалы: жизнеобеспечение, комфорт, общение, общая активность, творческая

Назначение теста

Методика позволяет диагностировать мотивационный (МП) и эмоциональный (ЭП) профили личности.

Инструкция к тесту

Перед вами 14 утверждений, касающихся ваших жизненных стремлений и некоторых сторон вашего образа жизни. Просим вас высказать отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов (а, b, c, d, e, f, g, h), проставив в соответствующих клетках бланка ответов одну из следующих оценок каждого утверждения:

  • «++» – да, согласен,

  • «+» – пожалуй согласен,

  • «=» – когда как, согласен в некоторой степени,

  • «-» – нет, не согласен,

  • «?» – не знаю.

Старайтесь отвечать быстро, не задумывайтесь долго над ответами, отвечайте на вопросы последовательно, от 1а до 14h. Следите за тем, чтобы не путать клетки. На всю работу у вас должно уйти не более 20 минут.

Тестовый материал

Вариант для учащихся

  1. В своем поведении в жизни нужно придерживаться следующих принципов:

    1. «Главное – здоровье». Нужно делать все, чтобы беречь его.

    2. «Время – деньги». Нужно стремиться больше заработать.

    3. Свободное время нужно отдавать своим друзьям.

    4. Никогда не сидеть без дела; а если его нет, то нужно искать.

    5. Нужно постоянно делать добро, и тогда, когда это нелегко.

    6. Нужно постоянно стремиться быть впереди других.

    7. Нужно стремиться понимать искусство, приобретать больше разных знаний.

    8. Нужно стремиться открыть что-то новое, что-то изобрести, создать.

  1. В своем отношении к работе и учебе нужно придерживаться следующих принципов:

    1. Работа – это вынужденная необходимость; если есть возможность, то лучше не работать.

    2. Если в группе возникает конфликт, то лучше не вмешиваться.

    3. Я бы хотел, чтобы не месте учебы и на работе было как дома, удобно и красиво.

    4. Главное – завоевывать авторитет и признание.

    5. На работе нужно активно стремиться к продвижению, росту.

    6. Нужно приобретать больше знаний и умений, чем это требуется учебной программой.

    7. В учебе всегда можно найти интересное, то, что может увлечь.

    8. Нужно не только увлечься самому, но и увлечь других.

  1. Среди моих дел в свободное от института время большое место занимают следующие:

    1. Текущие домашние дела, помощь в семье.

    2. Отдых и развлечения (телевизор, кино, прогулки и пр.).

    3. Встречи с друзьями и знакомыми.

    4. Общественные дела (напишите какие именно).

    5. Занятия с детьми (не обязательно с собственными).

    6. Учебные занятия.

    7. Увлекающее меня занятие – «хобби» (напиши, что именно).

    8. Занятие, которое дает мне возможность заработать.

  1. В институте у меня много времени занимают следующие дела:

    1. Непосредственные учебные занятия (лекции, семинары, практикум и пр.).

    2. Общение по делам (переговоры, выступления и пр.).

    3. Разговоры, не связанные с учебой и институтскими делами.

    4. Общественная работа (напишите, какая именно).

    5. Самостоятельные занятия.

    6. Занятия в кружках, секциях, обществах (напишите, в каких именно).

    7. Помощь другим студентам в учебе и других делах.

    8. Свободное время, когда можно отдохнуть, погулять, поболтать.

  1. Если бы пятница стала неучебным днем, я бы потратил этот день на то, чтобы:

    1. Отдыхать.

    2. Проводить время с друзьями и знакомыми.

    3. Развлекаться.

    4. Помогать в семье в различных домашних делах.

    5. Участвовать в общественных мероприятиях (напишите, в каких именно).

    6. Все равно заниматься учебой.

    7. Читал бы художественную литературу.

    8. Заниматься своим увлечением – «хобби».

  1. Если бы мне разрешили заниматься полностью по свободной программе, я бы основное время посвятил:

    1. Занятиям на лекциях, семинарах и практических занятиях в том же объеме, но по своему выбору.

    2. Свободному обсуждению различных учебных тем с теми преподавателями и студентами, которых сам бы для этого выбрал.

    3. Слушал бы, что придется и обсуждал все это.

    4. Общественной работе (напишите, какой именно).

    5. Самостоятельным занятиям по повышенной программе (напишите, чем именно).

    6. Занятиям в кружках и секциях (напишите, в каких именно).

    7. Помощи другим студентам в учебе и других делах.

    8. Больше времени посвящал бы отдыху на свежем воздухе.

  1. Я часто разговариваю с друзьями и знакомыми на такие темы:

    1. О том, как интересно и приятно провести время.

    2. Об общих знакомых.

    3. О том, что слышу вокруг от окружающих.

    4. О том, как пробиться в жизни, не быть хуже других.

    5. Об учебных делах и увлечениях.

    6. О своих увлечениях – «хобби».

    7. О том, чтобы придумать что-нибудь возбуждающее, требующее усилий.

    8. О жизни, книгах, искусстве.

  1. Благодаря институту я сейчас имею в своей жизни:

    1. Привычную обстановку в которой мне нравится бывать.

    2. Уважение среди окружающих.

    3. Хороший коллектив, дружеские взаимоотношения.

    4. Постоянно узнаю что-то новое, интересующее меня.

    5. Чувство, что я могу приносить пользу.

    6. Возможность развивать свои способности.

    7. Полезные для жизни умения.

    8. Возможности для получения перспективной работы.

  1. Больше всего мне хочется бывать в таком обществе:

    1. Где шумно и весело.

    2. Где красиво, уютно, приятно.

    3. Где можно решить какие-то дела.

    4. Где тебя уважают, признают лидером.

    5. Где можно приобрести новых друзей.

    6. Где бывают известные люди.

    7. Где занимаются каким-то общим делом: что-то создают, изучают и т.п.

    8. Где можно показать свои способности: артистические, художественные, свои знания и т.д.

Вариант для взрослых

  1. В своем поведении в жизни нужно придерживаться следующих принципов:

    1. «Время – деньги». Нужно стремиться их больше зарабатывать.

    2. «Главное – здоровье». Нужно беречь себя и свои нервы.

    3. Свободное время нужно проводить с друзьями.

    4. Свободное время надо отдавать семье.

    5. Нужно делать добро, даже если это дорого обходится.

    6. Нужно делать все возможное, чтобы завоевать место под солнцем.

    7. Нужно приобретать больше знаний, чтобы понять причины и сущность того, что происходит вокруг.

    8. Нужно стремиться открыть что-то новое, создать, изобрести.

  1. В своем поведении на работе нужно следовать таким принципам:

    1. Работа – это вынужденная жизненная необходимость.

    2. Главное – не допускать конфликтов.

    3. Нужно стремиться обеспечить себя спокойными, удобными условиями.

    4. Нужно активно стремится к служебному продвижению.

    5. Главное – завоевать авторитет и признание.

    6. Нужно постоянно совершенствоваться в своем деле.

    7. В своей работе всегда надо найти интересное, что может увлечь.

    8. Нужно не только увлечься самому, но и увлечь работой других.

  1. Среди моих дел в свободное время большое место занимают следующие дела:

    1. Текущие, домашние.

    2. Отдых, развлечения.

    3. Встречи с друзьями.

    4. Общественные дела.

    5. Занятия с детьми.

    6. Учеба, чтение необходимой для работы литературы.

    7. Хобби.

    8. Подрабатывание денег.

  1. Среди моих рабочих дел много места занимают:

    1. Деловое общение (переговоры, выступления, обсуждения и т. д.).

    2. Личное общение (на темы, не связанные с работой).

    3. Общественная работа.

    4. Учеба, получение новой информации, повышение квалификации.

    5. Работа творческого характера.

    6. Работа, непосредственно влияющая на заработок (сдельная, дополнительная).

    7. Работа, связанная с ответственностью перед другими.

    8. Свободное время, перекуры, отдых.

  1. Если бы мне добавили выходной день, я бы скорее всего потратил его на то, чтобы:

    1. Заниматься текущими домашними делами.

    2. Отдыхать.

    3. Развлекаться.

    4. Заниматься общественной работой.

    5. Заниматься учебой, получением новых знаний.

    6. Заниматься творческой работой.

    7. Делать дело, в котором чувствуешь ответственность перед другими.

    8. Делать дело, дающее возможность заработать.

  1. Если бы у меня была возможность по-своему планировать рабочий день, я бы стал скорее всего заниматься:

    1. Тем, что составляет мои основные обязанности.

    2. Общением с людьми по делам (переговоры, обсуждения).

    3. Личным общением (разговорами, не связанными с работой).

    4. Общественной работой.

    5. Учебой, получением новых знаний, повышением квалификации.

    6. Творческой работой.

    7. Работой, в которой чувствуешь пользу и ответственность.

    8. Работой, за которую можно больше получить.

  1. Я часто разговариваю с друзьями и знакомыми на такие темы:

    1. Где что можно купить, как хорошо провести время.

    2. Про общих знакомых.

    3. О том, что вижу и слышу вокруг.

    4. Как добиться успеха в жизни.

    5. О работе.

    6. О своих увлечениях

    7. О своих успехах и планах.

    8. О жизни, книгах, кинофильмах, политике.

  1. Моя работа дает мне прежде всего:

    1. Достаточные материальные средства для жизни.

    2. Общение с людьми, дружеские отношения.

    3. Авторитет и уважение окружающих.

    4. Интересные встречи и беседы.

    5. Удовлетворение от работы.

    6. Чувство своей полезности.

    7. Возможность повышать свой профессиональный уровень.

    8. Возможность служебного продвижения.

  1. Больше всего мне хочется бывать в таком обществе, где:

    1. Уютно, хорошие развлечения.

    2. Можно обсудить волнующие тебя рабочие темы.

    3. Тебя уважают, считают авторитетом.

    4. Можно встретиться с нужными людьми, завязать полезные связи.

    5. Можно приобрести новых друзей.

    6. Бывают известные заслуженные люди.

    7. Все связаны общим делом.

    8. Можно проявить и развить свои способности.

Обработка результатов теста

Ответы испытуемого переводятся в баллы:

  • «++» – 3 балла,

  • «+» – 2 балла,

  • «=» – 1 балл,

  • «–» или «?» – 0 баллов.

Ключ к тесту

Вариант для учащихся

1

П

П

П

П

К

Д

П,ПР

К

К

О

О

О,Д

О

К

О

К,О

К

К,О

Д

С

ОД*

Д,ОД*

П,ОД

Д,ОД*

ОД

С

П,ОД

ДР

ОД*

ДР*

С

ДР

ДР

Д, ОД*

Д

Д*

ДР

ДР

Д*

ОД

ДР

ОД

ДР

ОД

П,Д

К

Д*

К

Ожид

Рбид

Ожре

Рбре

Ожид

Рбид

К

К

К

О

П,Д

аст

аст

О

С

К

О

К

К

аст

аст

С,О

О

П

ОД

К

О

аст

аст

Сид

ДР

С

П

О

ДР

аст

аст

Д,ОД

ОД

О

С

С

С

ст

ст

ДР

ДР

С

П,С

С

СОж

ст

ст

Д

П

Д,ОД

ДР

ОД*

С

ст

ст

ДР

С

О,ДР

П,ДР*

П,Д

ст

ст

Ожре

Рбре

Ожид

Рбид

Ожре

Рбре

Э

Ф

Вариант для взрослых

1

П

П

П

Д

П

Д

П

К

К

К,О

К

О,Д

О

К

О

Д,ОД*

К*

К,О

Д

С

Д,ОД*

Д

ОД*

С,Д*

ОД

С,О

ОД

ДР*

ДР*

С

ДР

П

ДР

ДР*

ДР

ДР

Д,ДР*

ОД

ОД

ОД

ДР

ОД

П,Д

К

П,Д

П

Ожид

Рбид

Ожре

Рбре

Ожид

Рбид

К

П

К

К,О

П

П

аст

аст

О

О

Д

ОД

К

К

аст

аст

С

С

С

П,Д

К

К,О

аст

аст

Сид

О

С

С

О

ДР*

аст

аст

П,Д

ДР

О

П

С,О

С*

ст

ст

ДР

ОД

Сре

ОД

С,ОД

С

ст

ст

ДР

ДР

Д,ОД

ДР

ОД

ОД

ст

ст

Оид

С

К,О*

ДР*

П,Д

ст

ст

Ожре

Рбре

Ожид

Рбид

Ожре

Рбре

Э

Ф

Примечание:

* – звездочкой отмечены пункты методики, входящие в шкалу коррекции.

Описание шкал теста

Шкалы мотивационного профиля:

  • П– поддержание жизнеобеспечения,

  • К – комфорт,

  • С – социальный статус,

  • О – общение,

  • Д – общая активность,

  • ДР – творческая активность,

  • ОД – общественная полезность.

Каждая из семи мотивационных шкал представлена в четырех подшкалах:

  • Ож – общежитейская, относящаяся ко всей сфере жизнедеятельности,

  • Рб – рабочая (учебная), относится только к рабочей или учебной сфере;

  • ид – «идеальное» состояние мотива, уровень побуждения, устремления;

  • ре – «реальное» состояние то, насколько испытуемый расценивает данный мотив удовлетворенным в настоящее время, а так же то, сколько им для этого затрачивается усилий.

Шкалы эмоционального профиля:

  • Эст – направленность на эмоциональные переживания стенического типа;

  • Эаст – направленность на эмоциональные переживания астенического типа;

  • Фст – стенический тип переживания и поведения в состоянии фрустрации;

  • Фаст – астенический тип переживания фрустрации.

После обработки результаты каждого респондента могут быть представлены в следующей таблице:

П

К

С

О

Д

ДР

ОД

Э

Ф

Ожид

Ожре

Рбид

Рбре

Шкала коррекции

Для построения проверочной шкалы, «шкалы коррекции» в ряде пунктов, по которым существует вероятность для заполняющего приукрасить свой портрет, предусмотрена просьба уточнить свой ответ конкретными данными.

Например, если испытуемый положительно ответил на вопрос 3g – о «хобби», то в соответственном месте бланка заполнения он должен уточнить, в чем именно оно состоит. Если он этого не делает, или делает неубедительно, то оценка данного ответа корректируется экспериментатором: вместо 3 или 2 баллов ставится 1 или 0. Ответы по этой шкале, кроме возможностей проверки и коррекции, несут в себе также дополнительную информацию об испытуемом.

Интерпретация результатов теста

На основе соотношения показателей всех шкал, выводимых в результате тестирования можно выделить определенные типы мотивационного и эмоционального профиля.

Типы мотивационного профиля:

Прогрессивный – характеризуется заметным превышением уровня развивающих мотивов над уровнем мотивов поддержания: (Д+ДР+ОД) – (П+К+С) >= 5 баллов. Данный тип преобладает у лиц, добившихся успеха в работе или учебе. Так же характерен для личности с социально направленной позицией.

Регрессивный – противоположен прогрессивному и характерен превышением общего уровня мотивов поддержания над развивающими мотивами. В наиболее отчетливом виде отражается в последовательном снижении профильной линии слева направо. Часто встречается среди плохо успевающих школьников.

Импульсивный – характеризуется резкими перепадами профильной линии с тремя выраженными пиками, чаще всего по шкалам «К», «О», «ДР», но могут быть и друге соотношения. Критерий пика – количественное значение данной шкалы на 2 или более баллов превышает соседние с ним; если это крайняя шкала («П» или «ОД»), то для того чтобы считаться пиком он должна превышать соседнюю («К» или «ДР») не меньше, чем на 4 балла. Наиболее характерен для школьников и студентов. Отражает значительную дифференциацию и, возможно, конфронтацию различных мотивационных факторов внутри общей структуры личности.

Экспрессивный – характеризуется заметными перепадами профильной линии с наличием двух пиков: чаще других встречаются сочетания пиков по шкалам «К» и «ДР». В этом типе отражается определенная выборочная дифференциация мотивационных факторов раздельно по группам поддерживающих (П, К, С) и развивающих (Д, ДР, ОД) мотивов. Назван так в связи с тем, что обнаруживает определенную корреляцию с экспрессивным типом акцентуации личности (по Л.А.Гройсману), т.е. со стремлением субъекта через повышение уровня самоутверждения.

Уплощенный – характеризуется достаточно плоским, маловыразительным профильным рисунком без отчетливых подъемов и спусков; наличие одного пика в этом случае не меняет уплощенного характера профиля в целом. Отражает недостаточную дифференцированность мотивационной иерархии личности, ее бедность. Чаще встречается у школьников, особенно – плохоуспевающих. Заметна тенденция его уменьшения с возрастом.

Типы эмоционального профиля:

Стенический – характеризуется доминированием стеничности как в эмоциональных предпочтениях (Эст выше Эаст), так и в фрустрационном поведении (Фст выше Фаст). Отражает склонность субъекта к активным, деятельным эмоциональным переживаниям и устойчивую, конструктивную, управляемую позицию в трудных ситуациях. Отчетливо коррелирует с «прогрессивным» мотивационным профилем и успешностью в деятельности. Больше выражен у мужчин в сравнении с женщинами.

Астенический – характеризуется превышением астеничности в показателях и эмоционального предпочтения (Эаст выше Эст), и фрустрационного поведения (Фаст выше Фст). Отражает склонность субъекта к гомеостатическому комфорту, эмоциональным переживаниям гедонистического типа, а так же – неумение управлять собой в трудных ситуациях, раздражительность, склонность к проявлению разного рода защитных механизмов. Отчетливо коррелирует с «регрессивным» мотивационным профилем. Часто встречается у женщин и плохоуспевающих школьников.

Смешанный стенический – характеризуется стеничностью фрустрационного поведения (Фст выше Фаст) и астеничностью эмоциональных предпочтений (Эаст выше Эст). Выражает определенную разнонаправленность внутри эмоциональной сферы. Наиболее характерен для молодежи. Коррелирует с характеристиками «импульсивного» мотивационного профиля.

Смешанный астенический – характеризуется стенической эмоциональностью (Эст выше Эаст) и одновременно астеническим фрустрационным поведением (Фаст выше Фст). Встречается редко. Характерен для пятиклассников: они эмоционально стеничны, но еще не научились управлять собой в трудных ситуациях.

При интерпретации результатов обычно строится два профиля: для общежитейской мотивации и для рабочей.

Пример. «Идеальный» профиль «Ж» имеет отчетливую тенденцию снижения от П к ОД, то есть имеет место превышение в общежитейской сфере поддерживающих мотивов над развивающими. И хотя сам учащийся поставил себя по ОД – общественной полезности – очень высоко, при обработке этот показатель пришлось скорректировать с 9 баллов до 4, так как по шкале коррекции он дал только один неубедительный ответ. Обращает внимание сильное недонасыщение по шкале «П» – поддержание жизнеобеспечения. При высоком «идеальном» показателе, отражающем выраженную прагматическую жизненную установку, очень низок «реальный» показатель, означающий, что сам учащийся не прилагает в этом отношении никаких усилий. Высок показатель «К» – стремление к комфорту, – при этом «идеальное» значение совпадает с «реальным», что означает гармоничное насыщение.

Профиль, характеризующий учебную сферу («Р») имеет отчетливо сглаженный, упрощенный характер, при этом, по результатам шкалы коррекции показатель ДР здесь скорректирован с 7 до 4, а показатель ОД с 6 до 3. обращает на себя внимание пик на показателе «СР», что означает высокую самооценку школьника по своему реальному школьному статусу. Существенное различие между характером общежитейского («Ж») и учебного («Р») профилей говорит об определенной дисгармоничности, неравноценности мотивационной сферы личности в целом. Характерно, что при суммировании соответствующих профилей, обобщенный профиль сходен с общежитейским в части П, К, С и с рабочим – в части Д, ДР, ОД. Это можно интерпретировать так, что общежитейская сфера играет ведущую роль в формировании поддерживающих, потребительских мотивов, а рабочая – в формировании развивающей части профиля, хотя эта часть имеет вполне бесцветный характер.

В эмоциональном профиле показатели астеничности превышают показатели стеничности по обеим шкалам – Э и Ф, что характеризует учащегося как эмоционально пассивного, с тенденцией к фрустрационной неустойчивости.

Мильмана «Диагностика мотивационной структуры личности»

Мильмана

«Диагностика мотивационной структуры личности»

Инструкция:

Перед Вами 12 утверждений. Оцените свое отношение к ним по каждому из 8 вариантов (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З) проставив оценки в соответствующих клетках на бланке.

«+» — согласен

«=» — когда как

«—» — нет, не согласен

«?» — не знаю

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

1. В жизни нужно придерживаться следующих принципов:

А) «время-деньги». Нужно зарабатывать их больше

Б) «главное – здоровье». Нужно беречь себя и свои нервы

В) свободное время нужно проводить с друзьями

Г) свободное время нужно отдавать семье

Д) нужно делать добро, даже если это дорого обходится

Е) нужно делать все возможное, чтобы завоевать место под солнцем

Ж) нужно каждый день узнавать что-то новое, чтобы понимать то, что происходит вокруг

З) нужно стремиться создать, изобрести что-то новое

2. В своем поведении на новом рабочем месте следует соблюдать принципы:

А) работа – это вынужденная жизненная необходимость

Б) главное – не допускать конфликтов

В) нужно обеспечить себе спокойные и удобные условия

Г) нужно активно стремиться к служебному продвижению

Д) главное завоевать авторитет и признание

Е) нужно постоянно совершенствоваться в своем деле

Ж) в работе всегда можно найти что-то интересное, что может увлечь

З) нужно не только увлечься самому, но и увлечь других

3. Когда я работаю, то в свободное от работы время предпочитаю дела:

А) текущие, домашние

Б) отдых и развлечения

В) встречи с друзьями

Г) общественные дела (участие в общественной организации, помощь людям на добровольных началах)

Д) занятия с детьми

Е) чтение профессиональной литературы, учеба

Ж) «хобби»

З) подрабатывание денег

4. Мне бы хотелось, чтобы среди моих рабочих дел много места занимали:

А) деловое общение (переговоры, выступления, обсуждения и т. д.)

Б) личное общение (на темы не связанные с работой)

В) общественная работа (выполнение общественных дел, улучшение климата
в коллективе)

Г) учеба, повышение квалификации, получение новой информации

Д) работа творческого характера

Е) работа, непосредственно влияющая на заработок (сдельная, дополнительная)

Ж) работа, связанная с ответственностью перед другими

З) свободное время, перерывы, отдых

5. Если бы мне на работе добавили дополнительный выходной день, я бы потратил его на:

А) текущие домашние дела

Б) отдых

В) развлечения

Г) общественную работу

Д) занятия учебой, получение новых знаний

Е) творчество

Ж) дело, в котором можно взять на себя ответственность

З) возможность дополнительно заработать

6. Если бы у меня была возможность полностью по-своему планировать рабочий день,
я бы скорее всего:

А) занимался своими основными обязанностями

Б) общался по рабочим вопросам

В) общался по делам, не связанным с работой

Г) занимался общественной работой

Д) получал новые знания, занимался учебой, повышением квалификации

Е) занимался творческой работой

Ж) занимался работой, в которой чувствуешь пользу и ответственность

З) занимался зарабатыванием денег

7. Я часто разговариваю с друзьями и знакомыми на такие темы:

А) где что можно купить, как хорошо провести время

Б) об общих знакомых

В) о том, что вижу и слышу вокруг

Г) как добиться успеха в жизни

Д) о работе

Е) о своих увлечениях (хобби)

Ж) о своих успехах и планах

З) о жизни, фильмах, политике, книгах

8. Я бы хотел, чтобы моя работа давала мне, прежде всего:

А) достаточные материальные средства для жизни

Б) общение с людьми, дружеские отношения

В) авторитет и уважение окружающих

Г) интересные встречи и беседы

Д) удовлетворение непосредственно от самой работы

Е) чувство своей полезности

Ж) возможность повышать свой профессиональный уровень

З) возможность служебного продвижения

9. Больше всего мне хочется бывать в таком обществе, где:

А) уютно, хорошие развлечения

Б) можно обсудить волнующие тебя рабочие вопросы

В) тебя уважают, считают авторитетом

Г) можно встретиться с нужными людьми, завязать полезные связи

Д) можно приобрести новых друзей

Е) бывают известные заслуженные люди

Ж) все связаны общим делом

З) можно проявить и развить свои способности

10. Я хотел бы работать рядом с такими людьми:

А) с которыми можно поговорить на разные темы

Б) которым можно передать свой опыт и знания

В) с которыми можно больше заработать

Г) которые имеют авторитет и вес на работе

Д) которые могут научить чему-нибудь полезному

Е) которые заставляют тебя быть более активными на работе

Ж) которые имеют много знаний и интересных идей

З) которые готовы поддержать тебя в разных ситуациях

11. К настоящему времени я имею в достаточной степени:

А) материальное благополучие

Б) возможность интересно развлекаться

В) хорошие условия жизни

Г) хорошую семью

Д) возможности интересно проводить время в обществе

Е) уважение, признание и благодарность других

Ж) чувство полезности для других

З) ощущение чего-то созданного ценного и полезного

12. Занимаясь своей работой, я хотел бы иметь в достаточной степени:

А) хорошую зарплату, материальные блага

Б) хорошие условия работы

В) хороший коллектив, дружеские отношения

Г) творческие достижения

Д) хорошую должность

Е) самостоятельность и независимость

Ж) авторитет и уважение коллег

З) высокий профессиональный уровень

Процедура подсчета баллов:

Ответы переводятся в баллы:

«+» — 2 балла, «=» — 1 балл, «-» — 0 баллов, «?» — 0 баллов

Баллы суммируются по следующим шкалам:

«Жизнеобеспечение» (Ж)–1А, 2А, 3А, 3з, 4Е, 5А, 6з, 8А, 10В, 10Д, 11А, 12А.

«Комфорт» (К) – 1Б, 2В, 3Б, 4з, 5Б, 5В, 7А, 9А, 10з, 11Б, 11В, 12Б.

«Социальный статус» (С) – 1Е, 2Г, 2Д,7Г, 8В, 8з, 9В, 9Г, 9Е, 10Г, 11Д, 12Д, 12Е.

«Общение» (О) – 1В,2Б, 3В, 3Д, 4Б, 6В, 7Б, 7В, 7з, 8Б, 8Г, 9Д, 10А, 11Г, 12В.

«Общая активность» (Д) – 1Г, 2Е, 4А, 4Г, 5з, 6А, 6Б, 7Д, 9Б, 10Б, 12з.

«Творческая активность» (ДР)– 1Ж, 1з,2Ж, 3Е, 3Ж, 4Д, 5Д, 5Е, 6Д, 6Е, 7Е, 7Ж, 8Д, 8Ж, 9з, 10Ж, 11з, 12Г.

«Социальная полезность» (ОД)– 1Д, 2з, 3Г, 4В, 4Ж, 5Г, 5Ж, 6Г, 6Ж, 8Е, 9Ж, 10Е, 11Е, 11Ж, 12Ж.

Общая мотивация (ОМ) — сумма баллов в шкалах — ж, к, с, о

Рабочая мотивация (РМ) — сумма баллов в шкалах — д, др, од

Сравните эти два показателя, чтобы констатировать наличие (если рабочая мотивация выше, чем общая мотивация) или отсутствие (если общая мотивация выше, чем рабочая мотивация) трудовой мотивации у о гражданина.

Чтобы прояснить причины отсутствия трудовой мотивации нужно проанализировать каждую шкалу, и узнать какие конкретные мотивы, с какой силой и в какой последовательности движут поведением гражданина в настоящее время.

Интерпретация шкал:

РМ выше, чем ОМ – показатель готовности к трудовой деятельности. ОМ выше, чем РМ– трудовая деятельность в данный период для испытуемого не является приоритетной. «Жизнеобеспечение» — показывает актуальность потребностей поддержания жизнедеятельности организма. Гражданин с высоким показателем по данной шкале больше ориентирован на решение своих бытовых, семейных проблем. Часто для них самым важным критерием будут уровень заработной платы и возможность дополнительного заработка. «Комфорт» — показывает актуальность потребности в отдыхе, физическом и психологическом комфорте. Гражданин с высоким показателем только по одной данной шкале, в ближайшее время может вообще не стремится трудоустраиваться. Если же у гражданинанаряду с высоким показателем по этой шкале в целом преобладает высокая рабочая мотивация, то очевидно, что при поиске места работы он больше будет ориентироваться на условия труда на предприятии, благоприятный климат в коллективе. «Социальный статус» — высокий показатель по данной шкале в большей степени свойственен молодым людям и квалифицированным специалистам с большим опытом работы. Для них характерны завышенный уровень притязаний, высокая самооценка, не всегда адекватная оценка ситуации на рынке труда, потребность в признании, уважении, авторитете. Стремится к должностному росту, высокой заработной плате даже при низкой конкурентоспособности. «Общение» — отражает потребность гражданина в личностно-значимых социальных контактах, стремление устанавливать отношения привязанности с другими, например в своей семье, со своими знакомыми. Плохо переносят изоляцию и одиночество. Стремятся достичь понимания от окружающих людей. «Общая активность» — выявляет уровень активности человека. Низкий показатель по данной шкале может говорить о пассивной позиции гражданина в отношении поиска работы, а также о наличии какого-либо заболевания и пониженным в связи с этим жизненным тонусом. «Творческая активность» — высокий показатель по данной шкале свидетельствует об актуализации творческих и познавательных потребностей. Граждане с высоким результатом стремятся к новым знаниям, впечатлениям, следовательно, они готовы к обучению и переобучению, желают повышать свой профессиональный уровень, их привлекает работа, требующая творческого подхода к делу, занимаясь которой они могли бы раскрыть свои способности. В большей степени они ориентируются на сам процесс труда. «Социальная полезность» — человек с высоким показателем по данной шкале больше ориентирован на результаты своего труда. Для него важно ощущение собственной полезности, сопричастности к общественному процессу. Он стремится не только увлечься сам, но и увлечь за собой других. Его привлекает работа, связанная с ответственностью перед другими. Очень часто граждане имеют очень низкий балл по данной шкале.

Мотивация и мотивы (121 стр.)

14. Вам часто удается довести начатое дело до конца?

15. Бывает ли, что, увлекаясь деталями, вы не можете закончить начатое дело?

16. Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?

17. Вы часто загружаете свои выходные дни или отпуск работой из-за того, что нужно что-то сделать?

18. Вы считаете, что главное в любом деле результат?

19. Соглашаясь на какое-либо дело, вы думаете о том, насколько оно для вас интересно?

20. Стремление к результату в любом деле — ваша отличительная черта?

Обработка результатов и выводы

За каждый положительный ответ на вопрос опрашиваемый получает 1 балл. Сумма баллов за положительные ответы на нечетные вопросы (1,3, 5, 7 и т. д.) будет отражать ориентацию субъекта на процесс деятельности, а сумма баллов за ответы на четные вопросы — ориентацию субъекта на результат.

Методика «Ценностные ориентации»

Адаптированный вариант методики, разработанной М. Рокичем, служит для исследования системы ценностей личности. Автор делит эти ценности на терминальные, или ценности-цели, и инструментальные, или ценности-средства. Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности он определяет как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является и с личной, и с общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Инструкция

Испытуемому предлагается разложить по ранжиру карточки из плотной бумаги размером 150 х 50 мм с наименованием ценностей и обозначением на обратной стороне «Т» (терминальные ценности) или «И» (инструментальные ценности). Карточки с наименованием ценностей предлагаются общим набором в беспорядке, сначала- 18 карточек «Т», а затем — 18 карточек «И». Ранжируются последовательно первые, а затем — вторые. По окончании работы с карточками «Т» респондента просят сделать на специальном бланке с делениями от 50 до 100 отметку, характеризующую степень его уверенности в том, что при повторном опыте порядок карточек остался бы тем же. Затем проводится ранжирование карточек «И» и опять делается отметка уверенности.

Наименование ценностей (используются при изготовлении карточек)

Анализ результатов и выводы

Доминирующая направленность ценностных ориентации дает возможность определить вовлеченность либо в сферу труда, либо в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов дает возможность оценить идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей, которые человек рассматривает как нормы поведения.

Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах»

Методика разработана Е. Б. Фанталовой и предназначена для распознавания внутренних конфликтов, вызванных расхождением желаемого и доступного. Использованы терминальные ценности, выделенные М. Рокичем.

Инструкция

На специальном бланке предлагаются 12 понятий, означающих различные жизненные ценности. Вы должны дважды произвести попарное сравнение (попарное ранжирование) этих понятий на специальных матрицах регистрационного бланка: первый раз — по «ценности» (матрица 1) и второй раз — по доступности (матрица 2).

Примечание. Процедуру исследования можно упростить и проводить не методом парного ранжирования, а методом субъективных оценок «ценности» и «доступности», например, по 10-балльным шкалам. «Ценность» и «доступность» можно заменить на «важность» и «реальность» или «необходимость» и «возможность».

Перечень 12 понятий — общечеловеческих ценностей

1. Активная, деятельная жизнь.

2. Здоровье (физическое и психическое).

3. Интересная работа.

4. Красота природы и искусства (переживание прекрасного).

5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

6. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).

7. Наличие хороших и верных друзей.

8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).

9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие).

10. Свобода как независимость в поступках и действиях.

11. Счастливая семейная жизнь.

12. Творчество (возможность творческой деятельности).

На регистрационном бланке две матрицы. В них записаны пары цифр. Каждой цифре соответствует понятие-ценность, которое стоит под этим номером в списке. Заполнение начинайте с матрицы 1.

Сравнение в матрице 1 производится на основании того, что представленные в этом списке ценности имеют для вас разную значимость, разную степень привлекательности. Вы выбираете из двух ценностей ту, которая кажется вам в этой паре более важной. Ее вы обводите кружком. Обводить можно только одну цифру из пары. Пропускать пары нельзя. Отвечать старайтесь быстро, по первому побуждению. Закончив заполнение матрицы 1, переходите к матрице 2. В ней сравнение производится на основании того, что некоторые из представленных ценностей являются для вас более доступными в жизни по сравнению с остальными. Вы выбираете из пары ту ценность, которая легче достигается вами.

Регистрационный бланк

Матрица 1. Сравните понятия-ценности на основе их большей значимости для вас, большей привлекательности.

Матрица 2. Сравните понятия-ценности на основе их более легкой достижимости для вас.

Обработка результатов

Экспериментатор подсчитывает, сколько раз каждое понятие было преобладающим по «ценности» (Ц) и сколько раз по «доступности» (Д). Затем все «ценности» и «доступности» ранжируются отдельно друг от друга. После этого происходит сравнение рангов Ц и Д и определяются величины расхождений между каждой Ц и Д. В итоге подсчитывается интегральный показатель методики, равный сумме расхождений по модулю для всех 12 понятий: Ц-Д.

Выводы

Чем больше сумма расхождений между Ц и Д, тем больше выражен внутренний конфликт у обследованного вследствие неудовлетворения жизненных ценностей.

Методика «Диагностика мотивационной структуры личности»

Автор В. Э. Мильман. Методика позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечению комфорта и социального статуса и др. На основе всех ответов можно составить суждение о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности.

Инструкция

Бланк для ответов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *