Физкультминутки и физкультпаузы

Содержание

Для чего нужна физкультминутка? Кратко

Спробуй скласти Правила про те, як людина має ставиться до дерева​ Можно ли утверждать что в облике административного центра Краснодарского края переплились история и современность? Обоснуй свой ответ (можно до пяти п редложений максимум пожалуйста) Задание по природоведение. Для чего нужно менять органы? Назови известных людей,которые своими действиями и поступками доказали свой патриотизм и служение Родине? исторические личности;правители государства ;герои настоящего времени.хотяб по одной фамилии ,помогите))) Сообщение о профессии по ремонтно- строительным работам Подготовить рассказ какие профессии связанные с творчеством Пожалуйста Конспект «Связь времен в народном искусств» и конспект «Художественные материалы». Кто такой покупатель?его обязанности и являюсь ли я покупателем? 1 ВАРИАНТ 1.С какого года численность населения Ирк. обл. пошла на снижение? А)с 1991 Б)с 1990 В)с 1999 2.Какое место по численности населения занима ет Ирк. обл., в РФ? А)14 Б) 5 B)18 3.Какая национальность занимает 3 место по численности в Ирк. обл.? А) украинцы Б)буряты В)белорусы 4.Какая половая структура характерна для Ирк. обл.? А)мужчины-женщины Б) мужчины <женщины B) мужчины> женщины 5.В каком году была зафиксирована максимальная численность населения в Ирк. обл.? А)1995 Б)2003 В)1990 6.Какая религия в Ирк. обл., является преобладающей? А)католическая Б) мусульманская В) православная 7.Возрастная группа трудовых ресурсов А)16-60 лет Б)15-50 лет В)18-60 лет 8.Безработи з Ирк. обл. составляет А)около 70% ача, 50% В)около 75% 9.Какой народ относится к аборигенам Ирк. обл.? А)русские Б)якуты В)татары 10.За последнее 10тилетие уровень безработицы Ирк. обл. А)не изменился Б)понизился В)повысился Дописати речення. Тварини в природi мають таке значення: запилюють i поширюють рослини,

Подборка физминут и физпауз для дошкольников. Приложение к консультации «Физминутка — форма активного отдыха»

Галина Костюк
Подборка физминут и физпауз для дошкольников. Приложение к консультации «Физминутка — форма активного отдыха»

Любая непосредственно образовательная деятельность, которая не связана

с движением, для дошкольника является немалой нагрузкой, быстро приводящей к утомлению. Наиболее эффективный способ, который предупреждает утомление – физминутки. Физминутки и физпаузы проводятся не только с целью снижения утомления детей, но и с целью всестороннего развития. Несложные упражнения со стихами делают физминутки для дошкольников весёлыми, интересными, и полезными. Очень важно подобрать речевой материал соответственно возрасту детей. В данном приложении подобран материал для работы с детьми младшего возраста. Посредством физминут и физпауз можно решать различные задачи, например:

Закрепление двигательных умений (различные виды ходьбы и маршировки)

На занятиях по физической культуре, на прогулке при отработке различных видов ходьбы уместно использовать речевой материал, что позволит заинтересовать ребят, сделать занятия более разнообразными. На музыкальных занятиях необходимо использовать музыкальное сопровождение. Также воспитатель в группе может использовать данные упражнения как физпаузы и физминутки.

1. Ходьба на внутренней, внешней стороне стопы:

Лёд да лёд, лёд да лёд,

А по льду пингвин идёт.

Скользкий лёд, скользкий лёд,

Но пингвин не упадёт.

2. Ходьба на носках:

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Я её не разбужу.

3. Ходьба на пятках:

Тук, тук,тук, тук,

Моих пяток слышен стук.

Мои пяточки идут,

Меня к мамочке ведут.

4. С использованием спортивного инвентаря:

Я флажки в руках держу

И ребятам я машу.

Развитие чувства ритма

Следующие физминутки способствуют развитию чувства ритма у дошкольников. Их можно проводить как с музыкальным сопровождением, так и без него.

1. Весёлые ладошки

Хлоп! Раз! Ещё раз! 2 хлопка

Мы похлопаем сейчас, 2 хлопка

А теперь скорей, скорей, 4 хлопка

Хлопай, хлопай веселей! 4 хлопка

2. Весёлые ножки

Топ! Раз! Ещё раз!

Мы потопаем сейчас,

А теперь скорей, скорей,

Топай, топай веселей!

3. Паровоз (авторская)

— Паровоз, паровоз, 2 хлопка

Ты куда нас повезёшь? 2 хлопка

— Чу, чу, чу, 3 хлопка

Чу, чу, чу, 3 хлопка

Да-ле-ко вас у-ка-чу хлопки на каждый слог

Самомассаж, мышечное расслабление

Упражнения на релаксацию, самомассаж в забавной игровой форме – прекрасный способ для детей расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения.

1. Руки в стороны

Руки в стороны – в кулачок,

Разжимай – и на бочок

2. Сначала буду, маленький

Сначала буду, маленький и к полу я прижмусь; присесть

Потом я вырасту большой – до лампы дотянусь. потянуться вверх

3. Мельница

Быстро вертится крыло, круговые движения руками

Мелет мельница зерно,

А из смолотой муки «лепят пироги»

Испекут нам пироги.

4. Наши ручки (ножки)

Наши ручки не простые, поглаживают тыльную сторону кисти

Наши ручки золотые, растирают ладони

Смышленые, учёные, 3 хлопка

Замечательные.

Развитие звуковой культуры речи

С целью развития звуковой культуры речи, слухового внимания, можно

использовать различные короткие стихи со звукоподражаниями, чистоговорки.

1. Умывалочка

Надо, надо нам умыться, 4 хлопка

Где тут чистая водица? ладошки перед собой, повёрнуты вверх

Кран откроем: ш-ш имитация открывания крана

Руки моем: ш-ш потирают ладошки

Лобик, щёчки оботрём соотв. движения

И водичкой обольём. машут ладошками в лицо

2. Чистоговорка

Ак-ак-ак- вырос в поле мак. 3 хлопка, присесть

От-от-от- это бегемот. 3 хлопка, руки в стороны

Ук-ук-ук- вот ползёт паук. 3 хлопка, потянуться вверх

Ит-ит-ит- самолёт летит. 3 хлопка, руки в стороны.

Развитие правильного речевого дыхания и силы голоса

Упражнения на развитие дыхания помогают выработке правильного диафрагмального дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха. В упражнения включается материал, произносимый на выдохе: например, вдохнуть и на выдохе произнести звук У-У-У или слоги.

1. Самолёты

По команде воспитателя:

«заводятся моторы» — произносится на выдохе «в-в-в»

«летают самолёты» – «у-у-у»;

«садятся на посадку» – «ух-ух-ух».

2. Юла

Юла кружится, поет,

И гудит, как самолет: У-У-У…

Развитие слухового внимания, пространственной организации движений

Следующие физминутки можно условно назвать «на все случаи жизни». Благодаря своей краткости, простоте, игровому сюжету они легко запоминаются детьми. Могут применяться в различных видах деятельности. Движения подбираются соответственно тексту.

1. Мы играем на гармошке

Мы играем на гармошке,

Громко хлопаем в ладошки,

Головой слегка качаем,

Руки кверху поднимаем.

2. Блины

Мама нам печёт блины,

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной.

3. Киска (авторская)

Киска Мурочка проснулась,

Огляделась, потянулась.

Носик, глазки умывала,

Шёрстку киска причесала.

Мимо мышка пробегала,

Киска мышку доганяла.

4. За грибами (малиной, цветами)

Мы шли, шли, шли,

Грибочки нашли.

Нагнулись, сорвали,

В корзинку положили

И дальше пошли.

Посредством физминут и физпауз развивается внимание, память, наблюдательность детей; закрепляются навыки движений, которые становятся более точными и координированными; удовлетворяется потребность дошкольников в двигательной активности.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ, ФИЗКУЛЬТПАУЗЫ

В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

В настоящее время уровень экономического и социального развития общества, дальнейшее расширение научно-технического (прогресса), широкая автоматизация и компьютеризация производства неуклонно приводит с одной стороны, к интенсификации умственного труда, с другой -к естественному снижению мышечной работы человека. Наблюдаемое во всем мире явление гиподинамии становится характерной чертой жизни не только взрослого населения, но и детей, в том числе дошкольников.

Многие данные свидетельствуют о том, что дефицит двигательной активности оказывает отрицательное влияние на развитие организма, нередко способствует возникновению значительных нарушений со стороны различных органов и систем, особенно в детском возрасте (отклонения в состоянии ЦНС, нарушение осанки, зрения…). В результате может задержаться общее развитие ребенка, снижаться функциональные и адаптационные возможности еще недостаточно окрепшего организма, повышается заболеваемость. Поэтому особую значимость в детском саду приобретает четко организованный режим для дошкольников с правильным чередованием занятий и активного отдыха. Результаты экспериментальных исследований, а также опыт работы некоторых детских садов показывают: проводимые под медицинским контролем разные формы активного отдыха способствуют восстановлению ряда функций организма и укреплению здоровья ребенка.

Итак, движения помогают сохранению и укреплению здоровья ребенка путем «Догрузки» его организма необходимым по возрасту объемом мышечной (двигательной) деятельности, а также способствуют предупреждению невротических состояний, связанных с перенапряжением детского организма.

К формам активного отдыха дошкольников относятся: физкультминутки и физкультпаузы, физкультурные досуги, физкультурные дни здоровья и каникулы.

Итак, тема сегодняшнего урока «Физкультминутки и физкультурные паузы в работе с дошкольниками».

Физкультминутка — кратковременные перерывы на занятиях с целью выполнения физических упражнений.

Физкультпауза — более продолжительное по времени выполнение физических упражнений, проводимых между занятиями.

Значение физкультминуток заключается в смене характера деятельности и позы ребенка путем двигательной активности, вызывающей жизнедеятельность всего организма, и тем самым снимающей утомления; восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики.

Кроме того:

1) Они изменяют динамику корковых нервных процессов путем включения в работу обширной и мощной области анализаторов;.

2) Упражнения улучшают мозговое кровообращение;

3) Возникающее при выполнении упражнений эмоциональное состояние стимулирует адаптационно-профилактическое воздействие Н.С. на корковые нервные центры.

По данным исследований Н.Тереховой, М. Антроповой первые признаки утомления у детей средней группы появляются на 7-9 минуте занятия, старше- 10-12 мин., подготовительной — 12-14 мин., и именно в это время следует проводить физкультминутки.

Исследователь Аксарина выделяла следующие признаки утомления: прочтите:

-нарушение недавно сформированных умений;

-нарушение координации мелких движений, замедленность их;

-длительные отвлечения;

-примитивные манипуляции (накладывание, постукивание, бросание предметов и др.);

-появление раннее существовавших, но уже изжитых автоматических движений, например, сосание пальцев, раскачивание/; -повышенная раздражительность;

-зевота.

Но, обязательно ли проведение физкультминуток ?

Еврастова в результате своих исследований приводит следующие данные:

ИЗМЕНЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ПРОДУКТИВНОСТИ

НА ЗАНЯТИЯХ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕНТАХ

ПО ДАННЫМ ЕРАСТОВОЙ

Эти данные подтверждают важность и значимость физкультминуток, необходимость их использования в работе с детьми.

Основные требования к проведению физкультминуток:

-упражнения подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные;

-комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания.

Если упражнения даны в виде образов или заданий, и они связаны с содержанием занятия, то переход от занятия к физкультминутке, и наоборот, совершается легко. Например, на занятиях по развитию элементарных математических представлений: «Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов»: на занятиях по лепке: «Медвежата мед искали, дружно дерево качали» (наклоны вправо-влево), — отдается предпочтение упражнениям для утомленных групп мышц.

При подборе упражнений необходимо помнить об объеме и характере двигательной деятельности на занятии. Так, на занятиях по развитию математических представлений дети выполняют некоторые движения руками, раскладывая, переставляя мелкие предметы и пособия. На занятиях по изобразительной деятельности в напряжении находятся мелкие мышцы кистей и рук.

Почти отсутствуют движения на занятиях по развитию речи. В данном случае требуется введение интенсивных движений с большой амплитудой, а также энергичных движений кистей (сжимание, вращение), повышающих тонус коры в целом.

Необходимо обеспечить разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность.

Виды физкультминуток:

1. ОРУ подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики, целесообразно подбирать 3-4 упражнения, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где четко выделены структурные части;

2. Подвижные игры в качестве физкультминуток используются на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как могут быть проведены в любой части занятия, в любое, по усмотрению воспитателя время. (На занятиях по ознакомлению с животным миром интересны игры «Мышеловка», «Заинька серый умывается», /показ игры).

3. Дидактические игры с движениями в качестве физкультминуток хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математике. Например, игры: «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Вершки и корешки», «Где были мы не скажем, а что делали покажем», «Стоп! Палочка, остановись», «Живое домино», «Зажги фонарик», «Разноцветные обручи», «Подбери себе товарища», (показ игры).

4. Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятий под звукозапись, пение воспитателя или под песню самих детей. Под классическую мелодию дети могут произвольно изображать танец падающих листьев («Осень в лесу»), птиц («Танец аистов»), животных (танцуют лягушки, комарики и т.д.). Такие задания выступают двигательными компонентами общего содержания занятия. (Показ).

-5 Физкультминутки под стихотворные тексты в практике дошкольных учреждений используются чаще всего. При подборе их к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:

— стихотворные тексты должны быть высокохудожественными. Могут быть использованы стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки;

-преимущество следует отдавать стихам с четким ритмом, т.к. они дают возможность использовать разнообразные движения;

— содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программной задачей. Например, стихотворный текст на звукосочетание (ча-ча-ча печка стала горяча, са-са-са в лесу бегала лиса и т.д.). Однако следует отметить, что на некоторых занятиях по изобразительной деятельности дети бывают настолько увлечены, что отрывать их не целесообразно. Утомление проявляется лишь при нарушении осанки (низкий наклон головы, изгиб туловища в сторону и т.п.). В таких случаях достаточно дать одно-два упражнения, сидя на выпрямления корпуса.

В качестве физкультминуток могут быть использованы двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия. Так, отгадывать загадки, например, ребята могут быть не слова, а движениями изображать зайчика, медведя, лягушку, елку, грибы и т.д. Ценность таких отгадок в том, что ребенок ищет образ отгадки в движении, что заставляет его более активно вспоминать, думать, находить наиболее выразительные движения.

Можно использовать различные имитационные движения: изображение спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельные трудовые действия (рубим, заводим мотор, едем на машине) повадки животных (лиса крадется). Двигательную часть занятия можно провести в виде задания-загадки «Кто живет в лесу?» (на птичьем дворе, в болоте и т.д.). Одна из подгрупп договаривается, каких животных будет изображать, а затем, имитируя движения, другая подгруппа отгадывает, где исходят действия, называя животных.

На занятиях нужно использовать любую возможность, чтобы сменить позу детей, дать им возможность встать, пройти по группе.

Целесообразно строить отдельные занятия полностью на движениях. В качестве примера можно провести занятие по конструированию в старшей группе. Первая часть занятия: воспитатель предлагает вспомнить строительные работы, наблюдаемые на экскурсиях (мост, дом, театр). Дети разделяются на 3-4 подгруппы, каждая выбирает себе бригадира, обсуждает проект строительства; вторая часть занятия: каждая группа строит свой объект, выбирая самостоятельно место для строительства, материал, и распределив между собой обязанности. Для строительства используется вся групповая комната; третья часть- подведение итогов.

На занятиях по математике дети могут решать задачи на ориентирование в пространстве, знакомиться с геометрическими формами не за столами, а через двигательные задания в пространстве. Они могут играть в мяч, считая количество бросков; играть в подвижные игры типа «Найди свой дом» (домиком может быть числовая или геометрическая фигура), а дидактические игры с движениями типа «Два бассейна», «Найди столько, сколько» и т.д. Эти занятия проводятся не за столом. А в свободной части комнаты.

На занятиях такого типа нет необходимости регламентировать количество движений, их продолжительность, они органически сочетаются с содержанием занятий, являются средством обеспечения определенного результата.

Особо заслуживает внимание вопрос о физкультминутках на занятиях по изобразительной деятельности. Специальными исследованиями было установлено, что целесообразнее всего их проводить перед занятиями. Например, листочки, дети, кружатся с ними, подбрасывают их. Затем несколько листочков воспитатель прикладывает на мольберт и предлагает нарисовать их. Таким образом, дети действуют с другими предметами, которые будут рисовать: подбрасывают шарики, маршируют с флажками, играют с клубком ниток.

Непосредственно на занятиях по изобразительной деятельности физкультминутки неэффективны, т.к. отвлекают от творческого процесса.

Все занятия с детьми раннего возраста и младшего лучше всего строить на основе движений. Например, д/и с куклами целесообразно проводить таким образом. Чтобы каждый ребенок действовал со своей куклой. На занятиях по развитию речи нужно шире использовать имитационные движения, поиски предметов в пространстве, включать в занятия действия с куклами, элементами танцев.

Физминутки в детском саду

Физмунутка – неотъемлемый процесс в каждом дошкольном и школьном учреждении. Такое занятие позволяет детям отдохнуть физически и снять психологическую нагрузку. Для каждой возрастной группы предусмотрены определенные разминочные упражнения. Итак, какие физминутки можно проводить для малышей в детском саду.

Как правильно проводить физминутки

Чтобы занятие проходило слаженно, и детям было весело, физкультминутки должны сопровождаться стихотворениям. Ребятишки дошкольного возраста быстро запоминают стишки и с радостью их рассказывают. В процессе проведения разминки они не путаются, последовательно выполняют все движения.

Физкультминутки способствуют восстановлению умственной деятельности и эмоциональной разгрузке ребенка. Иными словами, они позволяют деткам отдохнуть, отвлечься, устранить усталость, активизировать мышление. Длительность упражнений составляет около 2-х минут.

Физкультминутка должна включать комплекс из 3-4 упражнений, которые задействуют различные группы мышц. Завершить разминку можно прыжками, бегом на месте, ходьбой. Если они сопровождаются стихами, то для этого подойдут загадки, потешки, считалки. Приветствуются стихи с четким ритмом. Текстовое содержание должно совпадать с темой программы.

Физминутки для детей 2-3 лет

Три медведя

Детки имитируют походку медведя и повторяют:

Три медведя шли домой.
Поднимают руки вверх и говорят:
Папа был вот такой!
Мамочка была поменьше
(На этом этапе детки вытягивают руки перед собой)
А сыночек небольшой (опускаются на корточки).
Больно крошечный он был.
Погремушки все носил.
(Поднимаются, машут руками и выговаривают звуки: трынь-трынь-трынь).

Сова

В лесу потемнело, спать все ложатся.
(Дети опускаются на корточки).
Сова на дереве сидит, потом летит, потом кричит
(Руки по сторонам).
Села совушка на ветку, головой все вертит (Дети изображают руками огромный круг, приседают и поворачиваются то вправо, то влево).
Все по сторонам глядит, потом вновь вдруг полетит. (Встают, машут руками, бегут на месте).

Маша растеряша

Наша Маша растеряша, потеряла вещи (Поворачиваются в разные стороны).
И на стуле нет (Поворачиваются в обратную сторону).
И под стулом нет.
Вот уж эта Маша (Дети делают наклоны в разные стороны, грозят пальцем).
Маша растеряша!

Ракета

  • На этом этапе детки становятся на носочки, ладошками имитируют купол ракеты

А сейчас давайте встанем. (Дети выпрямляются.)
И теперь все пошагаем. (Дети топчутся на месте).
Вверх потянемся (Тянутся руками вверх).
И назад мы все прогнемся (Прогибают спину),
А теперь мы все присядем. (Опускаются на корточки).
Вновь потом все дружно встанем (Встают).

Как правильно развивать ребенка физически пока он маленький?

Физминутки для детей в младшей группе (3-4 года)

Мартышки

Мы активные мартышки.
Играть любим громко мы.
Дружно топаем ногами (Ходят на месте).
Скачем на носочках.
Резко прыгнем к потолку (Прыгают активно).
Побежим мы к ручейку (Бегут на месте).

Часики

Тик-так, тик-так,
Кто же в доме может так?
Это маятник в часах,
Отбивает он свой такт (Дети делают повороты то в правую, то в левую сторону).
Там внутри сидит кукушка.
Видим, вот ее избушка (Дети приседают.)
Прокукует она время.
Опять прячется за дверью. (Дети приседают.)
Стрелки бегают по кругу (Бегут на месте).
Повернемся мы друг к другу
А часы идут, идут. (Ходят на месте).
А бывает отстают. (Медленно идут на месте)
Когда их не заведут.

Зайка серенький

Зайка маленький сидит, ушками все шевелит.
(Дети имитируют руками ушки зверька).
Зайке зябко так сидеть, срочно надо лапки греть
(Дети показывают, что зайчику холодно, трут обе ладошки).
Зайке холодно стоять.
(Поднимаются и показывают, что зайка замерз).
Срочно нужно поскакать
(Прыжки на месте).
Зайку мишка испугал – а он взял и ускакал.
(Детки разбегаются по сторонам).

По дорожке

По ровной дорожке, шагаем дружно мы.
(Детки идут на месте)
Раз-два, раз-два,
Вот попалась нам трава,
Теперь подпрыгнем мы немножко
(Прыгают на месте)

Ягоды

Растут ягодки в лесу.
Их я всех собрать хочу.
И малину, и чернику, можно даже голубику.
Только, чтобы их собрать, мне придется приседать.
(Детки опускаются).
Погуляю я в лесу, домой корзинку отнесу.
(Шагают на месте).

Как подготовить ребенка к школе? Что делать? Как заниматься?

Буратино

Буратино потянулся, смотрим, он уже нагнулся
(Дети наклоняются книзу).
Ручки в стороны развел, ключик свой он не нашел.
Знаем, как его достать, придется на носочки встать.

Физминутки для детей в старшей группе (5-6 лет)

Снежинки

Маленькие мы снежинки, мы пушинки, невидимки.
Очень любим мы кружиться.
(Детки крутятся на месте).
Выглядим, как балеринки, и танцуем без конца (Детки танцуют).
Но как встанем мы в кружок
(Дети должны встать в круг и взяться за руки),
то получится снежок.(Все дружно приседают).

Капуста

Рубим мы капусту
(Детки делают резкие движения руками).
А потом все мнем
(Разминают пальцы).
Солим мы капусту.
Жмем ее все дружно (сжимают и разжимают кулаки).

Не знаете, что можно приготовить на стол в детский праздник? Читайте в нашей статье «ЧТО ПРИГОТОВИТЬ РЕБЕНКУ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Физминутки для детей в подготовительной группе (6-7 лет)

Мы устали

Слишком долго мы писали,
Глазки наши так устали (Моргают глазами).
И посмотрим мы в окно.
(Смотрят то влево, то вправо).
Ой, так солнце высоко (Смотрят вверх).
Глазки мы свои закроем
(Прикрывают глаза ладошками).
Дружно радугу построим.
Вверх по ней мы все пойдем
(Смотрят по дуге вверх вправо и вверх в левую сторону).
Вправо, влево повернем.
А потом мы вниз помчимся.
(Смотрят вниз).
Жмурься сильно, но крепись.
Поднимите плечики, будто вы кузнечики
(Делают активные движения).
Прыгайте кузнечики,
(Подпрыгивают вверх).
Скок-скок, скок- скок.
Отдыхайте, кушайте, музыку послушайте
(Опускаются на корточки).
Выше, выше, высоко.
Прыгай-прыгай ты легко.
(Прыгают на месте)

Физминутки про космос

Полетели

Раз, два, три, четыре, пять.
Полетели дружно в космос (Дети тянут руки вверх).
Оторвемся от Земли (Делают прыжок на месте).
Долетим мы до Луны (Руки по сторонам).
На орбите повисим и назад все прилетим (Руки по сторонам и делают повороты).

Космонавт

Не зевай по сторонам (Делают повороты по сторонам).
Ты сегодня – космонавт!
Ну, начнем мы тренировку!
Станешь сильным ты и ловким (Наклоняются в разные стороны).
Заждалась уже ракета
Полетим мы на планету (Руки по сторонам).
Попадем мы все на Марс, звезды будут вокруг нас (Кружатся).

Физминитки про насекомых

Сороконожка

Брела сороконожка
(Дети медленно идут на месте, немного пружиня)
По сухой дорожке.
Вдруг начался дождик
(Дети приседают).
Ой, промокнут лапки.
Кашлять не хочу, лужи обойду!
(Дети встают, продолжают ходьбу на месте, но высоко поднимают колени, словно переступают через лужи).
Грязь я в дом не принесу. Лапки все я отрясу.
(Дети останавливаются, начинают трясти каждой ножкой).
Побреду я в дом родной, крыша там над головой (детки складывают руки над головой).

Видеозарядка «Сороконожка

Физминутки по ПДД

Физкультминутка, посвященная ПДД, учит детей с раннего возраста быть аккуратным на дорогах.

Пешеходы

Постовой стоит уперто (Дети ходят на месте).
Машет людям: Не ходи! (Дети размахивают руками по сторонам).
Тут машины едут прямо (Руки вытягивают перед собой)
Пешеход, не торопись!
Наконец-то улыбнулся (Дети кладут руки на пояс и улыбаются).
Разрешает нам идти (Шагают на месте).
Эй, машины, вы постойте (Хлопают в ладоши).
Теперь дайте нам пройти! (Ритмично шагают на месте).

Светофор

Воспитатель демонстрирует детям разные цвета светофора.
Красный свет предупреждает:
Стой! Не вздумай, не ходи! (Дети стоят на месте)
Желтый свет напоминает:
Жди сигнала, не иди. (Дети хлопают в ладоши).
Вот зеленый появился, он открыл дорогу нам:
Двигайтесь вперед, ребята! (Дети шагают на месте).

Сказочные физминутки

Физкультразминка на тему сказок предназначена для деток дошкольного возраста. Для чтения могут использоваться сказки любого жанра: волшебные, народные, русские.

Капельки: танцевальная физминутка

Колобочек, колобок, круглый и румяный
(Дети наклоняются в разные стороны).
Прыгает он все вперед, а куда не знает
(Прыгают на месте).
Вот направо повернул, а потом налево
(Делают повороты по сторонам).
Вот на месте покрутился (Крутятся на месте).
То с зайчонком подружился (Опускаются на корточки).
Покатился дальше он (Медленно передвигаются вперед).

Мультзарядка

Терем, терем, теремок.
Ты не низок, не высок
(Дети сперва опускают, потом поднимают руки кверху).
В нем лягушка прыгает (Прыгают на месте).
Курочка кудахчет (Размахивают руками).
Мышка весело танцует (Пританцовывают).
Ежик двери запер, сторожит наш теремок
(Детки хлопают в ладошки).

Видеоразминка «Капитан Краб

Я спортсменом буду

Быть спортсменом я хочу.
На скакалке поскачу.
Я на стадион пойду, очень быстро побегу.
(Бегут на месте)
Я до пола дотянусь, обязательно коснусь
Аккуратно распрямлюсь.
Руки вверх я подниму (Дети поднимают руки вверх).
Где же небо – не пойму!
Я зажмурюсь и руками стану играть облаками.
Раз присяду, два присяду.
(Приседают).
И зарядку каждый день, буду делать, мне не лень.

Веселая зарядка (видео)

Физкультминутки , формируют положительное отношение к разным ситуациям, которые могут возникнуть в коллективе (как в саду, так и в школе). К примеру, если во время перерыва между детьми случилась потасовка, чтобы переключить внимание детей от произошедшего, помирить их и подготовить к уроку, нужно провести разминку в игровой форме.

С такой задачей отлично справляются физминутки. Несомненно, физическое утомление, возникшее от малоподвижной деятельности, также, помогут исправить физминутки. Согласно СанПиНам, непрерывная образовательная деятельность дошкольников может колебаться от 10 мин (младшие дошкольники) до 25 минут (подготовительная группа). И в перерыве необходимо делать физическую разминку. Уделять им время нужно в середине занятия и в конце, когда дети слишком устали.

Здоровья Вам и Вашим деткам! Наталья Белокопытова.

Сходства и различия физкультурных минуток и физкультурных пауз

Надежда Михелева
Сходства и различия физкультурных минуток и физкультурных пауз

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, который отличается разнообразием форм физического воспитания. Среди множества таких форм можно выделить физкультурные минутки и физкультурные паузы, использующиеся для снижения умственного утомления и статического перенапряжения.

Физкультурная минутка и физкультурная пауза являются формой активного отдыха и широко применяются в работе с детьми дошкольного возраста, особенно во время малоподвижных, продуктивных видов деятельности, таких как рисование, лепка, аппликация, работа со счетным материалом и др.

Организация и проведение физкультурных минуток и физкультурных пауз преследует общие цели:

1. Повысить или удержать умственную работоспособность детей во время малоподвижных занятий.

2. Обеспечить кратковременный отдых для снижения нагрузки на органы зрения, слуха.

3. Снять статическое напряжение мышц туловища, особенно спины (профилактика искривления осанки, мышц кисти работающей руки.

Различия проявляются в длительности и содержании. Так, для физкультурной минуты составляется комплекс из 3 – 4 простых упражнений для больших групп мышц: плечевого пояса, рук, туловища, ног. Данные упражнения активизируют дыхание и кровообращение.

В физкультурной паузе количество упражнений в комплексе увеличивается до 5 – 8, кроме того, в паузу можно также включать малоподвижные игры, развлечения. Продолжительность физкультурной паузы несколько дольше 1,5 – 2 минут, характерных для физминутки.

Используемые в процессе активного отдыха упражнения и игры должны быть хорошо знакомы детям. Хорошо, если содержание физминуток и особенно физкультурных пауз строится на программном материале, т. к. это способствует подготовке нового двигательного действия.

Для повышения эффективности действия физкультурных минуток и пауз, поддержания интереса к ним, следует, во-первых, подбирать содержание соответственно возрасту дошкольников. Первоначально для детей раннего и младшего возраста упражнения должны носить подражательно-имитационный характер («птички пьют воду», «кружатся снежинки» и т. д.).

Во-вторых, комплексы упражнений должны еженедельно изменяться частично или полностью, при этом могут использоваться упражнения с пособиями или инвентарем (с флажками, ленточками, листочками, кубиками и др.).

Следующим важным моментом является музыкальное сопровождение. Это может быть бубен, аудиозапись, живая игра на фортепиано. Активный отдых с музыкальным сопровождением неизменно оставляет в памяти детей неизгладимые яркие впечатления. При отсутствии музыкального сопровождения большую роль может сыграть живость, эмоциональность взрослого, выполняющего движения вместе с детьми.

Отдельно следует сказать о важности правильно принятого исходного положения. Здесь также нужно исходить из возраста дошкольников. Для детей младшего возраста наиболее удобное исходное положение – стойка, ноги на ширине плеч, ступни параллельно; для детей старшего возраста можно использовать разные исходные положения.

В заключение можно сказать о том, что физкультурные минутки и физкультурные паузы необходимо активно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста для предупреждения умственного и физического переутомления.

Литература

Ковалько, В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2011. – 176 с.

Динамика общей работоспособности человека в режиме дня. Особенности ее регулирования средствами физической культуры (физкультпаузы, физкультминутки)

Общая работоспособность человека в течение дня имеет волнообразную динамику, которая зависит как от биологического ритма организма, так и от особенностей жизнедеятельности чело­века, характера и содержания его трудовой деятельности, режима дня, устойчивости организма к внешним воздействиям, к физиче­ским и психическим напряжениям.

Как правило, у большинства людей в начале дня (после сна) общая работоспособность относительно небольшая. Затем она увеличивается к середине дня к 12-14 часам, после чего снижается и вновь увеличивается к 16-17 часам, но уже не настолько, как в середине дня. Затем к 19-20 часам она вновь начинает снижаться, и к моменту засыпания человека общая работоспособность минимальная.

Для поддержания общей работоспособности в течение всего дня на достаточно высоком уровне человека, необходимо организовать свой режим (т.е. чередование форм и видов деятельности, нагрузки и отдыха). Для этого используют физкультминутки и физкультпаузы.

Физкультурная минутка – это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, которая проводится, чтобы локально воздействовать на утомленную группу мышц. Она состоит из 2-3 упражнений и проводится в течение рабочего дня несколько раз по 1-2 минуты. Работающий человек имеет возможность выполнять физические упражнения именно тогда, когда ощущает потребность в кратковременном отдыхе в соответствии со спецификой утомления в данный момент.

Физкультурная пауза — проводится для того чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7-8 упражнений, повторяемых несколько раз в течении 5-10 минут. Место физкультпаузы и количество повторений зависит от продолжительности рабочего дня и динамики работоспособности.

В физкультпаузу целесообразно включать динамические упражнения с элементами расслабления и пружинности, выполняемые с широкой амплитудой движений, в физкультминутки — упражнения с элементами статического напряжения, выполняемые в более быстром, чем упражнения физкультпауз, темпе.

Комплексы физкультпауз и физкультминуток целесообразно изменять не чаще чем через 5—7 недель занятий. Упражнения, входящие в комплексы, не должны требовать интенсивного внимания при их изучении и освоении.

Физическая культура. 5 класс

Физическая культура, 5 класс

Урок № 10. Физкультминутки и физкультпаузы в течение учебных занятий

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: Данный урок посвящен физкультминуткам и физкультпаузам, которые необходимо делать во время учебной деятельности, особенностям их комплексов и проведения.

Глоссарий:

Физкультминутка – это кратковременные физические упражнения, проводимые во избежание утомления детей, для восстановления умственной деятельности, Физкультминутки улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. В начальных классах физкультминутки проводятся 3—4 раза в день по 5 минут, в 5—8 классах – по 2—3 раза.

Физкультпауза – кратковременные физические упражнения, проводимые для подростков и взрослых людей для расслабления, восстановления дыхания, переключения работы мышц, занятых в производстве. Проводится 1-2 раза за рабочий день. Её длительность составляет 5-10 минут в зависимости от интенсивности трудовой деятельности.

Профилактика – комплекс мероприятий, направленный на предотвращение травм, возникновение заболеваний и т.д.

Двигательный режим – совокупность двигательной активности человека за определенный период времени.

Основная литература:

Дополнительная литература:

  • Погадаев Г. И. Физическая культура. Базовый уровень. 10–11 кл.: учебник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 271, с.

Интернет-ресурсы:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Вы согласитесь, что учение – дело трудное. На всех уроках нужно быть внимательным и сосредоточенным. Приходится много слушать, читать, писать. Напрягаются мышцы, затекают ноги. Вот уже урок, казавшийся увлекательным вначале, начинает казаться непонятным и трудным. Ученик сильнее облокачивается на парту, забывая о необходимости поддерживать осанку, меняет угол зрения. Если ничего не предпринимать, то вместе с дипломом об окончании школы можно получить сколиоз, лордоз, кифоз, близорукость и другие заболевания, связанные с переутомлением и длительным нахождением в неудобной позе. Что же делать? Нужно регулярно проводить физкультминутки! Всего 3—4 минуты помогут вернуть внимание и интерес к уроку, а также сохранить здоровье.

Кроме того, каждый ученик должен соблюдать режим двигательной активности, который включает не только уроки физкультуры, но и занятия в секциях, спортивных школах, динамические паузы в школе и дома. Ученики 11-14 лет, по расчетам ученых, должны в сутки делать 20-25 тысяч шагов, находиться в движении 3.5-4.5 часа и сжигать 3000-3500 калорий. Физкультминутки тоже включаются в режим двигательной активности.

Как же должны быть организованы физкультминутки, и какие упражнения лучше выполнять на уроках и дома?

Физкультминутки проводятся во время учебных занятий. Учитель может специально отвести на уроке 2—3 минуты, чтобы ученики могли сделать короткую передышку. Можно использовать время перемены или динамической паузы.

Физкультминутку может проводить и сам учитель, и подготовленный ученик. Ученики могут проводить физкультминутки по очереди.

Дома Вы сами можете отложить ручку, книжку, встать из-за письменного стола и сделать несколько несложных упражнений. Прерываться нужно через каждые 40—45 минут занятий.

Упражнения для кистей рук можно делать, не вставая из-за стола. Всем вам известно упражнение, которое вы делали в начальной школе. «Мы писали, мы писали наши пальчики устали. Мы немного отдохнём и опять писать начнём». Под ритм этого стихотворения нужно сжимать и разжимать пальцы рук, расслабляя мышцы. Можно затем сжать пальцы в кулак и покрутить руками вправо и влево. Затем отвести в сторону только большие пальцы рук и сделать только ими круговые движения. Можно сжать пальцы в кулак и поочередно разгибать пальчик за пальчиком.

Теперь сделаем упражнения для шеи. Плавно наклоните голову вперед, затем немного назад. Помните, что когда вы выполняете упражнения для мышц шеи, вы не должны делать резких и быстрых движений! Также медленно поверните голову сначала направо, затем налево. Можно добавить руки. Махом занесите правую руку через левое плечо и осторожно поверните голову налево, затем левую руку к правому плечу и поверните голову направо. Такое упражнение может улучшить мозговую деятельность.

Вот мы и провели гимнастику, не вставая из-за стола.

В физкультминутки могут быть включены упражнения для суставов и связок – коленных, голеностопных, лучезапястных, плечевых. Это упражнения на вращение, отведение и приведение, напряжение и расслабление.

Встаньте из-за стола, глубоко вдохните и выдохните. Положите кисти рук на плечи, сделайте вращательные движения локтями вперёд и назад по 4–5 раз в медленном темпе.

Вытяните сначала одну руку вперед, затем другую. Расслабленно опустите их вниз, встряхните кистями.

Поставьте ноги на ширине плеч, заведите руки за голову, сделайте круговые движения тазом сначала в одну сторону, потом в другую. Сделайте наклоны в стороны.

Можете сделать неглубокие приседания и несколько шагов на месте.

Теперь можно опять вернуться к занятиям.

Очень полезно делать паузы для гимнастики глаз. Нужно поднять глаза вверх и представить, что из одного конца класса в другой летит бабочка. Нужно проследить глазами за её воображаемым полетом, не поворачивая головы. Двигаться должны только глаза.

Также полезно закрыть глаза и посчитать до пяти.

Можно крепко зажмурить глаза, открыть их и посмотреть вдаль.

Сделать 3—4 круговых движения глазными яблоками в правую, а затем в левую сторону. Расслабить глазные мышцы и посмотреть вдаль. Все упражнения нужно повторять 3—4 раза.

Если ваш класс дружный, то физкультминутки проходят весело и задорно, принося много пользы.

При подготовке к сдаче норм ГТО можно использовать специальный комплекс упражнений, который проводится в любое свободное время – перед уроками и во время динамической паузы. Регулярные физкультпаузы помогут существенно улучшить не только спортивные, но и учебные достижения.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

  1. Физическая активность в течение дня

Расставьте по временной шкале очередность физической активности в течение дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *