Реабилитация лиц с ОВЗ

На сегодняшний день молодые люди с отклонениями в психическом развитии относятся к наиболее не защищенной социальной категории населения. Интеграция в общество молодых людей с ограниченными возможностями здоровья предполагает предоставление им не только прав, но и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни. Для достижения результата в развитии данного направления государство разрабатывает программы социальной реабилитации.

Основным понятием, которым принято называть лицо с ограниченными возможностями здоровья считают инвалид. Согласно закону ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» принято считать инвалидом — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты .

Инвалидность — социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Понятие социальная реабилитация характеризует в обобщенном виде это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений .

Одной из главных целей социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья является приспособление, адаптация к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.

Социальная реабилитация включает в себя следующие элементы:

1)Социально-психологический: психологическое консультирование у специалиста, психотерапевтические курсы, психологический патронаж семьи и различного рода тренинги.

2)Социально-педагогический: организация мер педагогической помощи в процессе социализации индивида;

3)Социально-бытовой: определение оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним лиц с ограниченными возможностями;

4)Социально-культурный: комплекс мероприятий и условий, направленных на восстановление культурного статуса инвалида как личности: возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих внутреннему росту, развитию, адаптации инвалидов в различных социокультурных ситуациях.

Процесс деятельности специалиста социальной работы в процессе реабилитации включает в себя, как показывает практика, пять взаимосвязанных этапов:

-диагностико-прогностический (определение из исходного реабилитационного потенциала, диагностика состояния, составление индивидуальной комплексной программы реабилитации);

-этап выбора (разработки) оптимальных технологий, форм, методов работы;

-этап непосредственной подготовки к реализации выбранных способов реабилитационной работы;

-реализационный (реализация комплексной программы реабилитации, коррекция, научно-методический контроль);

-экспертно-оценочный (систематизация, обобщение и контроль результатов реабилитации) .

Каждый из этих этапов имеет свое назначение, содержание и последовательность реализационных действий. В каждой конкретной ситуации специалисту необходимо уяснить цель, условия её реализации, особенности и возможности субъекта и объекта, особенности места реализации, возможные формы реализации и объекта.

Таким образом, можно сказать, что процесс социальной реабилитации является необходимым комплексом мер, которые в первую очередь направлены на обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности и интеграции личности в общество.

Список используемой литературы:

статья Реабилитация и абилитация детей с ОВЗ

Реабилитация является системой государственных, социально медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно-полезному труду. Реабилитация представляет собой сложный процесс, в результате которого у пострадавшего формируется активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное восприятие жизни, семьи и общества.

«Реабилитация — система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Реабилитация осуществляется с помощью психологических средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки. Задачи реабилитации решаются в системе специальных учебно-воспитательных учреждениях для разных категорий аномальных детей, где особенности организации учебного процесса определяются спецификой аномального развития».

Реабилитация — завершающий этап общего лечебного процесса, где весьма важно оценить эффективность лечения, воздействия на организм, прежде всего в плане восстановления личностного и социального статуса клиента.

Правильное, рациональное сочетание физических и психических методов воздействия на конкретного больного влияет самым непосредственным образом на успех в лечении распространенных тяжелых хронических заболеваний, в том числе в полном или частичном восстановлении трудоспособности.
Реабилитация включает профилактику, лечение, приспособление к жизни и труду после болезни, но, прежде всего — личностный подход к больному человеку. В настоящее время принято различать медицинскую, психологическую, профессиональную и социальную реабилитацию.

Рассматривая психологическую реабилитацию как функцию психотерапии и психологической коррекции, нам приходится говорить о ней как о психологическом (психотерапевтическом) вмешательстве.

Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по:

  • психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним;
  • конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей.

Основные принципы психологической реабилитации:

  • реабилитация детей должна начинаться на самых ранних стадиях развития;
  • процесс реабилитации должен осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций;
  • комплексный подход в осуществлении психореабилитационных мер;
  • разноплановость усилий – направленность реабилитационного процесса на различные сферы жизнедеятельности;
  • последовательность – создание “переходов” от одного реабилитационного мероприятия к другому;
  • принятие в единстве социально-психологических и биологических факторов развития в системе реабилитационного воздействия.

Для систематизации мер психологической реабилитации, обеспечение контроля за ходом реабилитационного процесса, возможности внесения корректив и т.д. индивидуальная комплексная программа реабилитации должна быть обличена в определенную форму. В этой форме должны быть отражены прежде всего основные аспекты (звенья) реабилитации, задача каждого аспекта, меры реабилитации, их объем, сроки проведения и контроля, а также методы психологической реабилитации. Необходимы также данные о реабилитационном потенциале, под которым понимается совокупность имеющихся психофизиологических, психических и физических особенностей и задатков, позволяющих при создании определенных условий в той или иной степени компенсировать или восстанавливать нарушенные сферы жизни и деятельности.

Социальная реабилитация — это система и процесс определения оптимальных режимов общественно и семейно — бытовой деятельности инвалидов в конкретно социально — средовых условиях и приспособлении их к потребностям инвалидов. Социальная реабилитация включает в себя адаптацию и приспособление инвалида и, охватывая все сферы жизнедеятельности инвалидов, ставит перед собой следующую цель: восстановление способностей инвалида к самостоятельной, общественной и семейно — бытовой деятельности.

В технологии социальной реабилитации можно выделить два направления:

1. социально — бытовая реабилитация; 2. социально — средовая реабилитация, которые будут осуществляться путем ориентации, образования и устройства в социальной среде.

Социальная реабилитация может достигаться только в результате совокупности действий всех направлений реабилитации, так как только в ходе их реализации возможно истинное и полноценное восстановление способностей индивида к социальному функционированию. Осуществление всех направлений медико — социальной реабилитации происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которая дает возможность учитывать физические и психологические особенности инвалида и связанный с ним реабилитационный потенциал.

Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Реабилитация — система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. У ребенка этого возраста еще не сформированы нормальный двигательный стереотип, гностико-праксические и речевые функции. Он не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни. О реабилитации следует говорить в тех случаях, когда больной уже имел опыт общественной жизни и общественно полезной деятельности. Абилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы детей младшего возраста; реабилитация предусматривает такие мероприятия в отношении детей старшего возраста и взрослых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *