Социальная модернизация Казахстана

Социальная модернизация общества и роль бюджетных средств в ее обеспечении

В рамках реализации Стратегии «Казахстан – 2050: новый политический курс состоявщегося государства» принимаются необходимые меры по совершенствованию бюджетной системы Республики Казахстан. Общеизвестно, что эффективность и результативность выполнения функции государства в основном зависит от построения соответствующей системы управления государственными финансами. Одна из главных задач управления государственными финансами – способствовать устойчивому и эффективному экономическому развитию страны посредством оптимизации бюджетирования. Актуальность исследования роли бюджетной системы в решении социально-экономических проблем в Республике Казахстан определяется тем, что ее функционирование в государстве непосредственно связано с реализацией социально-экономических интересов общества и ее граждан. Бюджетная система Казахстана имеет социальную направленность, однако, необходимо совершенствовать формы и методы государственного управления для достижения эффективности и целевого использования бюджетных средств. В статье рассмотрены основные направления социальной модернизации государства, проанализированы расходы государственного бюджета на социальную сферу, направления дальнейшего стимулирования финансирования социальных процессов Казахстана.

В течение более 20 лет Независимости Казахстана создана прочная основа экономического прогресса, позволяющая Казахстану уже к 2016 году войти в группу стран с высоким уровнем доходов, увеличив валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения до 15-ти тысяч долларов. Главным инструментом достижения этой цели является Программа форсированного индустриально-инновационного развития. Вместе с тем, все более очевидной становится проблема поиска оптимального баланса между экономическими успехами и обеспечением общественных благ.

За годы независимого развития Казахстана создана хорошая основа для проведения активной и эффективной социальной политики, которая является основным звеном системной трансформации общества в Казахстане.

Программная статья Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» ознаменовала начало нового очень ответственного этапа развития страны . Сочетание экономических преобразований с социальными процессами, построение социально ориентированной экономики – важнейший элемент стратегии реформ Лидера нации Н.А. Назарбаева, долгосрочной программы «Казахстан 2050». За годы независимого развития Казахстана создана хорошая основа для проведения активной и эффективной социальной политики, которая является основным звеном системной трансформации общества в Казахстане .

Социальная политика государства направлена на улучшение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками экономических процессов: государства, хозяйствующих субъектов, населеения.

Республика Казахстан входит в число наиболее динамично развивающихся экономик мира и даёт две трети совокупного дохода всей Центральной Азии, представляя только четверть её общего населения. Если в 1994 году объём ВВП на одного человека в Казахстане едва превышал 700 долларов, то в 2011 году он увеличился до 11 тысяч долларов. Вместе с тем масштабность и динамика происходящих перемен как в мире, так и в Казахстане требуют ускорения социальной модернизации. Социальная модернизация предполагает формирование открытого общества с динамичной социальной системой. Такое общество возникло и развивалось на основе рыночных отношений, правовой системы, регулирующей отношения собственников, и демократической системы, возможно, не достаточно совершенной.

Цель и значение социальной модернизации состоит в том, чтобы подготовить общество к жизни в условиях новой индустриально-инновационной экономики, найти оптимальный баланс между форсированным экономическим развитием Казахстана и широким обеспечением общественных благ, утвердить социальные отношения, основанные на принципах права и справедливости.

Для нового социального уклада необходимо в 4,5 раза увеличить показатель объема ВВП на душу населения – с 13 тыс. долларов до 60 тыс. долларов. Доля городских жителей должно вырасти с 55 до 70% всего населения. Утверждение здорового образа жизни и развитие медицины позволит увеличить продолжительность жизни населения до 80 лет.

На решение задач модернизационного процесса определены принципы, на которые должны ориентироваться государственные органы, имеющие в своей компетенции распределять и использовать бюджетные средства.

Во-первых, это принцип эволюционности. Все изменения социальной сферы должны соответствовать уровню развития и возможностям казахстанской экономики. Алгоритм модернизационного процесса должен базироваться на «подтягивании» отстающих сфер, регионов, отраслей, социальных групп к имеющимся стандартам и показателям социального развития.

Во-вторых, принцип общей ответственности. Не только государство, все его уровни управления, но и частные структуры, предприятия и бизнес должны разделить ответственность за ход и результаты социальной модернизации.

В-третьих, принцип партнерского участия. Финансовое регулирование экономики должно строиться на основе тесного взаимодействия государства, бизнеса и граждан. Задача государственных органов в том, чтобы обеспечивать рациональный баланс интересов государства, общества и личности. Важно активно развивать социальное партнерство, создавать условия для расширения участия негосударственного сектора в модернизации страны, прежде всего, социальной сферы.

В-четвертых, принцип стимулирования. Государство создает условия для того, чтобы население могло самостоятельно улучшать свое качество жизни. Государственная социальная поддержка направляется адресатам, чтобы побуждать их к трудовой, творческой и общественной активности.

В-пятых, принцип профессионализма. Все принимаемые решения должны быть досконально просчитаны, приниматься с учетом научно проработанной целесообразности на основе изучения мирового опыта .

Главные задачи, решаемые в рамках модернизационного процесса, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Задачи социальной модернизации

Социальная модернизация должна служить и приносить пользу каждому конкретному гражданину. Важны не просто «бездонные» финансовые вливания в социальную сферу. Нужны конкретные меры законодательного, организационного, мировоззренческого, информационного воздействия на общественные отношения с целью освобождения их от изживших себя наслоений, а также ложных социальных ориентиров.

Стандарты жизни казахстанцев неуклонно повышаются. Объективно Казахстан вплотную приблизился к качественному уровню социального развития среднеевропейских стран, но существенным вопросом является то, насколько эффективно население используют плоды стабильности и благополучия. Социальная модернизация требует сегодня ясного представления о возможных вызовах и рисках, в частности:

  • новые производства, новые системы образования и науки, развитие среднего класса, расширение социальных гарантий вызовут большие изменения в сознании населения, что будет требовать своевременной корректировки всей системы социальных отношений;
  • как показывает зарубежный опыт, процесс модернизации сопровождается усилением активности граждан, раскрытием их творческого потенциала. Поэтому будет расширяться стремление людей активнее защищать свои права и свободы, повысится степень самоорганизации общества;
  • в Казахстане государство – инициатор и главная движущая сила процесса социальной модернизации. Стратегия государства строится в направлении от социальной защиты к социальному прогрессу;
  • серьезным барьером на пути социальной модернизации является такое распространенное явление, как социальный инфантилизм, не предусматривающий мотивацию к труду, «навязанная» в переходный начальный период «дикого капитализма» 90-х годов;
  • социальная модернизация в Казахстане происходит на фоне интеграционных процессов в рамках единой экономической политики. За годы независимого развития по ряду параметров реформирования социальной сферы Казахстан успешно опередил страны СНГ и ушел дальше своих партнеров. Это касается пенсионной, банковской, кредитно-финансовой систем, ЖКХ, отчасти образования и здравоохранения, социальной защиты.

Социальная модернизация вызвана рядом внешних и внутренних причин.

Одной из основных внешних причин является то, что принял затяжной характер мировой финансово-экономический кризис. Его последствия становятся все более ощутимыми и для Казахстана, который в силу динамичного развития торгово-хозяйственных связей на региональном и глобальном уровнях вынужден учитывать вызовы и риски, формирующиеся вне пределов страны.

Реализация программы индустриально-инновационного развития немыслима без изменения подходов к решению социальных проблем. Новые производства, новые системы образования и науки, развитие среднего класса, расширение социальных гарантий потребуют внесения существенных корректив в систему социальных отношений.

Необходимость реализации новых подходов к решению социальных проблем обусловлена также предстоящим вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) и созданием Единого экономического пространства (ЕЭП) с рядом субъектов Содружества независимых государств (СНГ), одним из первых признаков чего является учреждение Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси.

Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

  1. На современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в своих руках денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса. Он играет важную роль в финансировании национального хозяйства, общереспубликанских программ социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований. Для финансирования этих общереспубликанских мероприятий в руках центральной государственной власти ежегодно должна концентрироваться значительная доля национального дохода.
  2. Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С помощью государственного бюджета осуществляется перераспределение национального дохода определяющего структуру общественного производства. В условиях хозяйственных реформ государство усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного воздействия на воспроизводство. Применяя формы прямого и косвенного воздействия на экономику, оно предоставляет хозяйствующим субъектам субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование отраслей, определяющих инновационный прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.
  3. Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы – просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. Усиление роли государственного бюджета в социальных процессах обусловлено ростом бюджетных средств и внебюджетных фондов, являющихся финансовой базой социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий материального расслоения граждан и повышения жизненного уровня населения страны.
  4. Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов. Бюджетное финансирование может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов (предприятий) культурно-бытового назначения магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.
  5. Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде для финансирования национального хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов.

Бюджет воздействует на экономику через бюджетный механизм. В этом проявляется роль бюджета как инструмента влияния на экономику в целом. Бюджетный механизм – это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета.

Таким образом, бюджет является важным средством реализации государством своих организаторских функции, а также действенный инструмент управления экономикой. Применение бюджета в качестве инструмента управления экономикой обусловлено важными характерными чертами: он имеет силу закона; в нем находят непосредственное отражение программы, направленные на развитие общественного производства, повышение его эффективности, удовлетворение потребностей членов общества.

Казахстан – социальное государство, и это из года в год подтверждают бюджетные параметры: доля расходов на социальную сферу в общем объеме государственного бюджета ежегодно составляет порядка 50%, в абсолютном выражении данные расходы выросли в 2012 году по сравнению с 2005 годом в 4 раза .

Стандарты жизни неуклонно повышаются, так же, как повышаются потребности наших граждан и соответствующие ожидания по дальнейшему расширению роли государства в повышении их благополучия. Сейчас мы достигли того уровня развития, когда речь должна идти не о дальнейшем наращивании социальных расходов, а об их структурном и идеологическом пересмотре: при сохранении достигнутого уровня поддержки уязвимых слоев населения необходимо создание условий для повышения главного ресурса страны – человеческого капитала.

Предоставить возможность для получения качественного образования, укрепления здоровья, повышения культурного уровня, обеспечить занятость и возможность профессионального роста, а также научить граждан эффективно использовать плоды стабильности и благополучия – это и есть первостепенная задача на перспективу.

Данной задачи Правительство придерживалось при формировании республиканского бюджета на предстоящий трехлетний период (2014– 2016 годы). Темпы роста расходов социального блока были стабилизированы по сравнению с 2005–2012 годами, при этом все социальные обязательства сохранены.

Так, расходы республиканского бюджета на социальную сферу в 2013 году составят 2 418,8 млрд. тенге, в 2014 году – 2 612,8 млрд. тенге, в 2015 году – 2 849,1 млрд. тенге .

Большая часть этих средств будет направлена на социальное обеспечение и социальную помощь гражданам республики, в том числе на выполнение обязательств государства по выплате пенсий и пособий, предоставление специальных социальных услуг инвалидам, престарелым и лицам без определенного места жительства.

Расходы на социальный блок включают в себя 4 функциональных группы, а именно: образование; здравоохранение; социальное обеспечение и социальная помощь; культура, спорт, туризм и информационное пространство.

В целом, расходы государственного бюджета на социальную сферу в 2011 году составили 52% от общего объема расходов или в абсолютном значении 2 947 млрд. тенге, в 2012 году – 55 % от общих расходов или 3 144 млрд. тенге, в 2013 году – 54 % от общих расходов или 3 261 млрд. тенге (рисунок 2).

Рисунок 2 – Расходы государственного бюджета на социальную сферу за 2011-13 гг.

В целом на социальные выплаты в республиканском бюджете на 2011-2013 годы было предусмотрено 3 381,9 млрд. тенге, (в 2011 году – 1 015,2 млрд. тенге, в 2012 году – 1 122,1 млрд. тенге, в 2013 году – 1 244,6 млрд. тенге). В том числе по следующим направлениям:

  • на выплату государственных социальных пособий: в 2011 году – 130,3 млрд. тенге, в 2012 году – 146,4 млрд. тенге, что на 12,4 % больше выплат 2011 года. В 2013 году планируется увеличение выплат на 10,1%, или 161,3 млрд. тенге;
  • на выплату специальных государственных пособий – в 2011 году – 72,5 млрд. тенге, в 2012 году – 68,4 млрд. тенге, что на 5,6% ниже выплат 2011 года. В 2013 году прирост выплат – 6,9% к 2012 году, и составляет – 73,1 млрд. тенге.

В социальной сфере основным приоритетом является выполнение всех ранее принятых социальных обязательств, направленных на повышение благосостояния граждан.

Качество и уровень жизни всех граждан Казахстана, укрепление социальной стабильности и защищенности являлись главными приоритетами в бюджете страны.

В 2013 году повышены размеры солидарных пенсий на 9%, размеры социальных пособий увеличены на 7%. Размер базовых пенсионных выплат повышен на 9% от размера прожиточного минимума и составил 8 560 тенге. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат была установлена с 1 января 2012 года в сумме 17 119 тенге (в 2011 году 15 999 тенге).

В 2013 году адресную социальную помощь получили 97,3 тыс. человек, из них более 62,3% дети до 18 лет. В 2013 году была продолжена реализация стратегии занятости, которая направлена на снижение безработицы. На реализацию данной программы из республиканского бюджета регионам выделено 57,7 млрд. тенге, из которых регионами освоено 55,8 млрд. тенге. Основной причиной неиспользования средств регионами является снижение числа участников программы против прогнозных данных.

Таблица 1 – Основные социальные показатели в 2010-2013 гг.

Примечание: по данные Агентства Республики Казахстан по статистике

С 1 января 2013 года были повышены средние размеры пенсий на 9%, размеры социальных пособий увеличены в среднем на 8%.

Размер базовых пенсионных выплат повышен до 50% от размера прожиточного минимума и составил 9159 тенге.

Фактическое среднегодовое количество получателей пенсий составило в 2013 году 1 740 041 человек, при плане 1 739 853 человек. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат была установлена с 1 января 2014 года в сумме 19966 тенге.

Для повышения качества уровня жизни и укрепления здоровья нации в 2012 году продолжена реализация государственной программы развития здравоохранения «Саламатты Қазақстан», на которую выделено 78,4 млрд. тенге .

В результате проведенных мероприятий программы показатель материнской смертности в 2013 году снизился на 22%. Показатель младенческой смертности снизился на 9%. Показатель смертности от злокачественных новообразований снизился на 3%. Заболеваемость туберкулезом снижена на 5,7%, общая смертность за отчетный период также снизилась на 2,3%.

Расходы республиканского бюджета на социальную сферу в 2013 году составили 2 418,8 млрд. тенге, или 54 % от общих расходов.

Прогноз расходов бюджета на социальную сферу в 2014 году составляет 2 612,8 млрд. тенге, или 55% от общих расходов, и в 2015 году – 2 849,1 млрд. тенге, или 58 % от общих расходов. Как видно, бюджет страны усиливает основные векторы работы Правительства на предстоящий период по обеспечению социальной стабильности, занятости населения и динамичному развитию экономики.

Значительные вложения в социальную сферу, осуществляемые в течение продолжительного времени, сейчас служат хорошим фундаментом для осуществления социальной модернизации. Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде для финансирования национального хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов, в сегодняшних условиях его значение возрастает с необходимостью реализации задач социальной модернизации казахстанского общества.

Таким образом, бюджет является важным средством реализации государством своих организаторских функции, а также действенный инструмент управления экономикой. Применение бюджета в качестве инструмента управления экономикой обусловлено важными характерными чертами: он имеет силу закона; в нем находят непосредственное отражение программы, направленные на развитие общественного производства, повышение его эффективности, удовлетворение потребностей членов общества. Бюджет имеет огромное мобилизующее и организующее значение, что связано с правовой формой использования бюджетных отношений.

Литература

  1. Программная статья Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда»//»Казахстанская правда». – № 241 от 18 августа 2012 года.
  2. Стратегия «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства». Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 14 декабря 2012 года.
  3. Омирбаев С.М., Интыкбаева С.Ж., Адамбекова А.А., Парманова Р.С. Государственный бюджет: учебник. – Алматы, 2012 г. – С. 378-
  4. Мельников В.Д. Финансы. – Алматы: Экономика, 2013. – С.472-473.
  5. Закон РК от 23 ноября 2012 года № 54-V «О республиканском бюджете на 20132015 годы».
  6. Официальный сайт Министерства финансов Республики Казахстан www.minfin.kz

Тема Социальные реформы и их результаты, пришедшие к качественным изменениям в казахстанском обществе. План

Тема 9. Социальные реформы и их результаты, пришедшие к качественным изменениям в казахстанском обществе.
План:
1. Социальные реформы и социальная модернизация

2. Обновление содержания системы образования

3. Общество Всеобщего Труда
▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀

1. Суть социальной модернизации страны подразумевает коренную трансформацию, перестройку сознания граждан – от иждивенческих настроений к активной жизненной позиции. Именно поэтому идея Президента о построении Общества всеобщего труда по своему содержанию и смысловой нагрузке представляет собой национальный тренд. Это своеобразное руководство к действию как для государственных и общественных структур, так и для каждого казахстанца. В основе идея Общества всеобщего труда заложен реальный производительный труд; она может и должна создать условия для перехода от социальной защиты к социальному прогрессу. По мнению аналитиков, Казахстан по сравнению с другими государствами в большей степени снизил уровень иждивенчества. Поэтому Казахстану как лидеру социальных реформ важно взять на себя инициативу и разработать целостную модель социальной модернизации, привлекательную для всех наших партнеров по евразийской интеграции. «Каждый человек, независимо от профессии и должности, должен спросить себя: что я сделал для того, чтобы побороть инерцию, прежде всего, в самом себе?» — рассуждает Нурсултан Назарбаев. Наше государство относительно молодое государство, которое стремится обеспечить высокие стандарты жизни населения. В 1997 году, в Послании народу Казахстана была озвучена Стратегия «Казахстан-2030», которая определила социальную справедливость, экономическое и социальное благосостояние всего населения одним из приоритетов устойчивого развития. На сегодняшний день в нашем молодом государстве состоялся прорыв в социально-экономическом развитии страны. На фоне улучшения экономического положения произошел уверенный рост благосостояния населения, был решен ряд актуальных социальных проблем общества. В результате реализации программы дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан создана многоуровневая система социальной защиты населения, предусматривающая разделение ответственности за социальное обеспечение между государством, бизнесом и работниками: базовые социальные выплаты (базовая пенсия, государственные пособия, единовременные государственные выплаты); солидарные пенсии из государственного бюджета (заработанные пенсионные права лиц до пенсионной реформы); социальные выплаты за счет отчислений при наступлении случая социального риска (страховой компонент); пенсионные выплаты за счет обязательных пенсионных взносов (накопительный компонент); пенсионные выплаты за счет добровольных пенсионных взносов.

Исходя из этого, следует что, эффективность государственной политики в социальной сфере, выполнение государством социальных обязательств возможны только при проведении скоординированной социальной и экономической политики.
▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀
2. После обретения независимости от Советского Союза, Казахстан начал реформы в области образования.

Выделяют этапы развития образовательной системы в независимом Казахстане.

(1991-1994 гг.) – Становление законодательной и нормативной правовой базы высшего образования.

(1995-1998 гг.) – Модернизация системы высшего образования, обновление её содержания (Реформирование высшего образования в республике наиболее интенсивно стало проводиться с 1995 года.).

(1999-2000 гг.) – Децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования.

(2001-2007 гг.) – Стратегическое развитие системы высшего и среднего образования.

(2005-2010 годы) – поиски оптимальных путей адаптации системы высшего образования к условиям рыночной экономики.

Среднее образование в Казахстане является обязательным и включает среднее общее, начальное профессиональное и среднее профессиональное образование. В первый класс дети принимаются с 6-7 лет. Среднее общее образование Казахстана содержит 3 ступени: начальную (1-4 классы), основную (5-9 классы) и старшую (10-11 классы). Для наиболее полного развития потенциальных возможностей особо одаренных обучающихся разрабатываются образовательные программы, которые реализуются в специализированных школах для одаренных детей.

Начальное профессиональное образование в Казахстане приобретается за 2-3 года в профессиональных школах и профессиональных лицеях на базе основного общего образования. Среднее профессиональное образование получают за 3-4 года в колледжах и училищах на базе основного общего образования на конкурсной основе.

Высшее образование в Казахстане приобретается на основе среднего образования. Для поступления в ВУЗ выпускники школ сдают выпускные и вступительные экзамены в форме единого национального тестирования (ЕНТ) или комплексного тестирования (для выпускников прошлых лет). Граждане Казахстана имеют право на присуждение на конкурсной основе международной стипендии «Болашак» для обучения за рубежом. По окончании ВУЗа выпускник получает степень бакалавра (4 года), специалиста (5 лет) или магистра (6 лет). Второе высшее образование в Казахстане получают только на платной основе с ускоренным сроком обучения (2-3 года).

По закону «Об образовании» в Казахстане гарантируется получение бесплатного среднего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе по государственным грантам бесплатного среднего профессионального, высшего и послевузовского образования, если гражданин образование получает впервые. Конкурс проводится на основе баллов сертификатов, выданных по результатам ЕНТ или комплексного тестирования. Преимущественное право на получение гранта имеют обладатели знака «Алтын белгi», а также призеры и победители международных и республиканских конкурсов, соревнований и олимпиад.

Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Казахстане, пользуются правом на образование наравне с гражданами Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, международными договорами, а также по контрактам с организациями образования Казахстана.

1 марта 2010 года Казахстан вступил в зону Европейского высшего образования (Болонский процесс). Данная хартия была принята в 1988 году в г. Болонья. Подписывая данный документ, университеты берут на себя обязательства развивать автономию вузов, демократические принципы управления, академические свободы студентов, свободу научных исследований и др.

Проведена реструктуризация высшего образования: введена трехступенчатая модель подготовки кадров: (бакалавриат-магистратура-докторантура PhD). Кроме того, заложены новые принципы финансирования высшего образования, адекватные рыночным условиям. Большинство вузов республики ведут обучение по кредитной технологии, многие вузы предоставляют дистанционное обучение.

В процессе модернизации образовательной системы страны необходимо следующее:

1) внедрение новейших методик и технологий в процессе обучения

2) качественное улучшение всего педагогического состава

3) формирование независимых Центров подтверждения квалификации

4) расширение доступности образования

5) повышение роли воспитательной функции образования

▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀
3. В нашей республике вот уже несколько лет полным ходом идет реализация национального плана, предложенного Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, где он определил 100 конкретных шагов для реализации 5 институциональных реформ. Одним из приоритетных направлений в данном руководстве действий является 88-й шаг, где указывается необходимость разработки и реализации национального проекта по продвижению идеи Общества Всеобщего Труда.

Программная статья Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», дает конкретные ответы на вопросы: каким должно быть наше общество в условиях глобальной нестабильности, в условиях нового века, чтобы устоять перед кризисными ветрами. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда Глобальный тренд социальной модернизации Казахстан преодолел 20-летний рубеж. Перед страной открыты новые перспективы. Однако вот уже несколько лет в мире неспокойно. Кризис на глобальном уровне не преодолен, и мировое сообщество находится в состоянии напряженной турбулентности. Современный мир стал в чрезвычайной степени взаимосвязанным, со всеми плюсами и минусами. Это реальность, с которой приходится считаться всем. И большим странам, и средним, и малым. Все это требует от государства выверенной социальной политики. Есть смысл выделить основные тренды, которые фактически, должны коснутся каждого казахстанца, включая чиновничество и бизнес. Прежде всего, это вопросы трудовых отношений.

В основе идеи Общества Всеобщего Труда заложен реальный производительный труд. В ходе реализации проекта будут широко освещены персональные истории успеха казахстанцев (героев нашего времени), добившихся благодаря государственной политике высоких результатов в трудовой, предпринимательской, научно-образовательной и другой профессиональной деятельности за годы независимости.

Сегодня путь к Обществу Всеобщего Труда является одним из действенных выходов для государства в связи с глобальным финансово-экономическим кризисом. Данный проект направлен на повышение престижности и популярности в обществе рабочих и профессионально-технических специальностей, отвечающих потребностям государственной политики индустриализации и реализации стратегии «Казахстан-2050».

В своей программной статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» от 10 июля 2012 года Лидер Нации Нурсултан Назарбаев провозгласил идею Общества Всеобщего Труда и назвал ее основой политики социальной модернизации республики. Суть социальной модернизации страны подразумевает коренную перестройку сознания граждан – от иждивенческих настроений к активной жизненной позиции.

Как одно из серьезных препятствий на пути реализации программы президент видит присутствующий в обществе социальный инфантилизм, который он понимает следующим образом: серьезным барьером на пути социальной модернизации является такое распространенное явление, как социальный инфантилизм. В его основе – извращенная мотивация к труду, «навязанная» в переходный начальный период «дикого капитализма» 90-х годов. Это возвело в абсолют неверные формулы достижения благополучия – «меньше работать – больше получать», «делать деньги из воздуха» и тому подобное.

«Весь мир с особой остротой убедился, что эта идеология потребления оказалась губительной. Она породила массовое социальное иждивенчество в развитых странах мира и является одной из главных причин глобального кризиса. Этой ложной идее, которая никак не может быть реализована не только во всем мире, но даже в развитых странах, можно найти конструктивную альтернативу. И такой альтернативой является идея Общества Всеобщего Труда», — сказал Назарбаев. По его словам, зарубежный опыт показывает, что этот процесс сопровождается усилением активности граждан, раскрытием их творческого потенциала. «Поэтому будет расширяться стремление людей активнее защищать свои права и свободы, повысится степень самоорганизации общества», — написал в своей статье Назарбаев. Он также отметил, что нужно культивировать в обществе понимание того, что государство — не бесконечный донор, а партнер, создающий условия для роста благосостояния граждан.

Президентом предложена и поручена правительству реализация множества мер, начиная от того, что правительство проработало вопрос об организации с 2013 года системы всеобуча работников основам трудового законодательства РК и создало Национальную систему профессиональных квалификаций, до развития и активного внедрения общенациональной системы медиации, то есть внесудебного рассмотрения споров и конфликтов.

Данный стратегический документ еще раз подтверждает правильность взятого Главой государства курса на развитие нашей страны. Этот документ затрагивает важные и актуальные для всех сферы – труд, образование, социальную ориентацию молодежи, здравоохранение, жилищные вопросы. Поэтому в стране строятся новые школы, больницы, культурные центры, на это направлены комплексные государственные программы. И, несмотря на существующую неопределенность в мировой экономике, в том числе и на внешних рынках, Казахстан достиг положительной динамики.

Именно поэтому идея Президента о построении Общества Всеобщего Труда по своему содержанию и смысловой нагрузке представляет собой национальный тренд. Это своеобразное руководство к действию как для государственных и общественных структур, так и для каждого казахстанца.

В этой связи, провозгласив идею Общества Всеобщего Труда, Глава государства поставил ее в основу политики социальной модернизации. При этом социальные гарантии и личная ответственность должны стать основными принципами социальной политики. И сегодня наша страна, являясь региональным лидером социальных реформ, стала пионером на пути реализации идеи социального государства с учетом мирового финансового кризиса. Решая вопросы по подготовке востребованных высококлассных специалистов, необходимых для успешной реализации форсированного индустриально-инновационного развития, государство стремится достичь новых успехов как в экономике, так и в социальном развитии. Как следствие, поставленная перед страной цель – к 2050 году войти в число 30 самых развитых государств мира – является реально достижимой и оправданной.
Поделитесь с Вашими друзьями:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *