Мотивация просоциального поведения

Мотивация просоциального поведения

Просоциальное поведение — позитивное, конструктивное, социально полезное поведение; противоположность асоциального поведения.

Одним из важных приобретений среднего детства является способность ребенка мотивировать свое поведение моральными соображениями, долгом, альтруистическими установками. Многие психологи единодушны во мнении, что способность ребенка проявлять моральные чувства представляет собой качественно новый тип мотивации, обусловливающий и качественно новый тип поведения школьника.

Известно, что уже в младенческом возрасте дети способны испытывать дистресс на звук человеческого плача, а позднее выказывать эмпатию, заботу и участие к другому человеку. Однако подлинно альтруистическое поведение им еще недоступно.

Дистресс— стресс, оказывающий отрицательное влияние на деятельность, вплоть — до ее полной дезорганизации.

Е. Staub разделяет понятия просоциального поведения ребенка и его альтруистического поведения. Под просоциальным поведением он понимает любое поведение, направленное на выгоду как производящего действие, так и принимающего его, например, такое поведение, как кооперация. Альтруизм же имеет более узкое значение, и им будет считаться только то действие, которое направлено на интересы другого человека, без ожидания своей выгоды.

Альтруизм (от лат. alter — другой) — система ценностных ориентаций личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной сообщности.

Большинство психологов как в рамках психоаналитической, так и когнитивной традиций рассматривают альтруизм как достаточно позднее образование, возникающее у ребенка примерно в 6—7 лет. Пиаже датировал появление настоящей кооперации как просоциального поведения примерно в возрасте 7 лет и утверждал, что оно возникает вследствие развития способности ребенка видеть мир с позиции другого человека.

68. Мотивация учебной деятельности.

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профес­сиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.

Школьники наиболее высоко оценивают такие мотивы, как «хочу иметь зна­ния, чтобы быть полезным обществу», «хочу быть культурным и развитым», «нра­вится узнавать новое», «хочу продолжить образование», «хочу подготовиться к избранной профессии», «хочу радостно преодолевать трудности». Престижные мотивы («привык быть в числе лучших», «не хочу быть худшим», «приятно полу­чать одобрение») получали меньшие оценки, но самые низкие оценки давались мотиву «стараюсь избегать неприятностей». В то же время первая группа мотивов скорее была «знаемой», чем реально действую­щей, побуждающей к учению. В качестве таковых в реальности оказались пре­стижные мотивы.

Мотив посещения школы первоклассниками (поступления в школу).Этот мотив не равнозначен мотиву обучения, так как потребностями, приводящими ребенка в школу, помимо познавательной,могут быть: престижная(повышение своего социального положения), стремление к взрослостии желание называться уже школьником, а не детсадовцем, желание быть «как все», не отставать в испол­нении социальных ролей от сверстников. Отсюда целями удовлетворения потребно­стей могут быть как учеба, так и хождение в школу для выполнения роли ученика, школьника.

Мотивация учебной деятельности и поведения младших школьников.Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является бес­прекослов-ное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной де­ятельности настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел, значит, нужно. Даже скучную и бесполезную работу они выполняют тщательно, так как полученные задания кажут­ся им важными. Это, безусловно, имеет положительную сторону, так как учителю было бы трудно всякий раз объяснять школьникам значение того или иного вида работы для их образования.

Мотивация учебной деятельности и поведения школьников средних классов.Первой ее особенностью является возникновение у школьника стойкого интереса к определенному предмету. Этот интерес не проявляется неожиданно, в связи с ситуацией на конкретном уроке, а возникает постепенно по мере накопле­ния знаний и опирается на внутреннюю логику этого знания. При этом, чем больше узнает школьник об интересующем его предмете, тем больше этот предмет его при­влекает.

Мотивация учебной деятельности и поведения школьников старших классов.Основным мотивом учения старшеклассников является подготовка к по­ступлению в профессиональное учебное заведение. Неслучайно поэтому половина выпускников школы имеет сформированный профессиональный план, включающий как основное, так и резервное профессиональное намерение. Следовательно, глав­ной целью для выпускников школы становится получение знаний, что должно обес­печить прием в намеченные учебные заведения.

Мотивы просоциального поведения

Причины просоциального поведения: обычно выделяют эгоистические и бескорыстные (альтруистические) мотивы поведения.
Бескорыстная мотивация (сопереживание) при- водиткпомощи. Г. Бэйтсони его коллеги предложили гипотезу сопереживания — альтруизма, согласно которой какая-то часть просоциального поведения мотивируется совершенно бескорыстным желанием помочь человеку, нуждающемуся в помощи. Эгоистическая мотивация:
оказание помощидля того, чтобы почувствовать себя лучше. Люди иногда действуют просоциально просто для того, чтобы почувствовать себя лучше (модель облегчения негативного состояния). Про- социальное поведение мотивируется желанием улучшить собственное эмоциональное состояние;
помогать, потомучто результативное действие приятно.Согласно исследованиям М. Смита {гипотеза эмпатическогоудовольствия) сопереживание приводит к оказанию помощи, потому что помогающий человек предвидит приятные чувства после достижения конкретного результата;
оказание помощи похожим на нас людям с целью сохранения общихгенов. Модель генетическогоде-терминизма основана на теории человеческого поведения. Дж. Филипп Раштон и другие психологи-эволюционисты делали акцент на том, что мы неосознанно реагируем на генетическое влияние.
ты.

<< Предыдушая

Следующая >>

15. ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Просоциальное поведение—действия, которые приносят пользу другим людям, но не имеют очевидной пользы для людей, их совершающих.Это явление привлекло особое внимание социальных психологов в 1960-х-гг. Событие, давшее ход исследованиям, произошло в 1964 г. в Нью-Йорке, когда было совершено нападение на девушку, возвращавшуюся с работы. Позднее выяснилось, что за этим наблюдали люди, но никто не пришел на помощь и не позвонил в полицию. Развернулась дискуссия о том, почему никто не оказал помощь. Латанэ и П. Дарли обрисовали пять ступеней выбора, которые должны пройти наблюдатели (часто бессознательно), чтобы решиться оказать помощь. На каждой стадии наиболее простым выбором является путь наименьшего сопротивления — не делать ничего и не оказывать помощи.

Шаг1. Наблюдатель должен осознать чрезвычайность ситуации. Чтобы сделать первый шаг к оказанию помощи, мы должны перевести свое внимание с собственных дел на происшествие.

Шаг 2. Правильная интерпретация ситуации как чрезвычайного происшествия.

ШагЗ. Ответственностьзадействия. Наблюдатель может взять или не взять на себя ответственность за предполагаемые действия. Никто, кроме него, не может взять на себя ответственность. Распределе-ние (диффузия) ответственности является одним из объяснений того, почему сторонние наблюдатели иногда никак не реагируют.

Шаг4. Знать, чтоделать. Наблюдатель должен понять, знает ли он, как оказать помощь.

Шаг 5. Принятие окончательного решения об оказании помощи.

Даже пройдя через все четыре предыдущих этапа ^вь|бора, ответив <дэ» в каждом из них, наблюдатель

может так и не решиться оказать помощь: ему может помешать страх негативных последствий. Если у человека нет особой мотивации, оказание помощи может и не произойти, потому что ее потенциальная цена кажется слишком высокой.

Причины просоциального поведения: обычно выделяют эгоистические и бескорыстные (альтруистические) мотивы поведения.

Бескорыстная мотивация (сопереживание) при- водиткпомощи. Г. Бэйтсони его коллеги предложили гипотезу сопереживания — альтруизма, согласно которой какая-то часть просоциального поведения мотивируется совершенно бескорыстным желанием помочь человеку, нуждающемуся в помощи. Эгоистическая мотивация:

оказание помощидля того, чтобы почувствовать себя лучше. Люди иногда действуют просоциально просто для того, чтобы почувствовать себя лучше (модель облегчения негативного состояния). Про- социальное поведение мотивируется желанием улучшить собственное эмоциональное состояние;

помогать, потомучто результативное действие приятно.Согласно исследованиям М. Смита {гипотеза эмпатическогоудовольствия) сопереживание приводит к оказанию помощи, потому что помогающий человек предвидит приятные чувства после достижения конкретного результата;

оказание помощи похожим на нас людям с целью сохранения общихгенов. Модель генетическогоде-терминизма основана на теории человеческого поведения. Дж. Филипп Раштон и другие психологи-эволюционисты делали акцент на том, что мы неосознанно реагируем на генетическое влияние.

В таких случаях создаются уникальные персонификации. Если во вторичных отношениях о человеке становится известно только то, что существенно для выполнения определенного действия, то в первич- ‘ных отношениях каждый знаком со взглядами и реакциями другого во многих различных ситуациях.

При сходных обстоятельствах различия в проведении обычно обусловлены различиями в определении ситуаций. По мере того как люди ближе узнают друг друга, они в состоянии говорить более искренне и благодаря этому лучше понимают «картину мира» каждого. Каждый человек реагирует несколько иначе, чем другой, однако его особенности становятся более понятными, когда выясняется его определение ситуации. Чем полнее один человек понимает своеобразие другого индивида, тем легче ему себя с ним идентифицировать.

При вторичных контактах взаимоотношения людей часто основываются на взаимной полезности. Если люди постоянно общаются и добросовестно исполняют конвенциальные роли, это не обязательно ведет к сокращению социальной дистанции.

Многие социологи вслед за Ч. Кули подчеркивали важность контактов лицом к лицу. Такие контакты способствуют сокращению социальной дистанции, так как облегчают «чтение» выразительных движений. Символические коммуникации создаются намеренно и контролируются сознанием; они предназначены для того, чтобы произвести определенное впечатление. Но экспрессивные движения не поддаются контролю.

мости от факторов культуры и эпохи. Половая социализация имеет существенные различия в индустриальном обществе, земледельческом общесве и номадических культурах (культурах кочевников и собирателей).

Половые различия между мужчинами и женщинами, определяющие набор ожидаемых образцов поведения, обозначаютсякактендерныеразличия, или тен-дерные социальные роли. Динамика процессов поло- ролевой идентификации в противоречивых условиях современной социализации способствует появлению негативных социально-психологических явлений. Нарушения полоролевой идентификации возникают чаще всего при неправильном воспитании, например когда родители очень хотели мальчика, а родилась девочка, которую они воспитали, как мальчика, и наоборот. Иногда это происходит, если в воспитании ребенка принимает участие только один родитель, ^ представляющий эталон только мужского или только женского поведения. Возникает путаница ролей, приводящая к нарушению нормальных отношений с представителями другого пола. Иногда на процессы по- лоролевой идентификации может негативно повлиять мода, если она нацелена на устранение различий в стиле одежды, манерах поведения и характерных социальных проявлениях мужчин и женщин.

Полоролевая идентификация является одним из ведущих механизмов социализации в любом обществе. Она сопровождает реализацию многих других механизмов: социальную оценку желаемого поведения, подражание, конформизм и др. *

⇐ ПредыдущаяСтр 42 из 47

помощь, она делится на корыстную и бескорыстную (альтруистиче­скую).

Под альтруистическим (просоциальным) следует понимать поведение, на­правленное на благо других и не рассчитанное на какую-либо внешнюю награду. Это поведение, которое обус­ловлено наличием у человека ряда душевных качеств (личностных диспозиций) — сострадательности, заботливости, чувства долга, ответственности — и отсутстви­ем качеств, не способствующих проявлению альтруизма, — подозрительности, жад­ности, скептицизма.

X. Хек-хаузен Диапазон помощи весьма широк: от мимолетной любезности до оказания помощи человеку в опасной для него ситуации ценой собственной жизни.

В реальной ситуации процесс принятия решения о помощи проходит ряд эта­пов: восприятие ситуации как беды, оценка ее причин, оценка наличных возможно­стей оказания помощи и выбор одной из них, формирование намерения оказать по­мощь. На отдельных стадиях этот процесс может замедляться или нарушаться, на­пример из-за наличия других людей, способных оказать помощь {эффект «диффузной ответственности»). в эксперименте, что, слыша, как в соседней комнате кто-то падает с лестницы и кричит от боли, бросаются на помощь 70% испытуемых, если они были в своей комнате одни, и только 40% тех, кто нахо­дился в комнате вдвоем.

С другой стороны, на нее вли­яет вид человека, которому требуется помощь: опьянение, сочащаяся изо рта кровь, неопрятный вид увеличивали диффузию ответственности.

Норма социальной ответственности требует оказания помощи старому, боль­ному или бедному человеку (мотив заботливости). что чем больше нуждающийся в помощи человек считается виновни­ком своего положения, тем меньше окружающие чувствуют себя ответственными за оказание ему помощи.

Норма взаимности («ты мне — я тебе») обусловливает обмен материальными i благами, действиями, благодеяниями и даже вредом («око за око, зуб за зуб»). Однако если помощьоказывается с расчетом на взаимность, то она теряет свой альтруистический характер

Ноиногда и бескорыстная помощь может вызвать негативную реакцию объекта помощи, например когда он не имеет возможности отблагодарить за нее.

Важным свойством личности, предрасполагающим к альтруистическому пове­дению, является предрасположенность к сопереживаниючеловеку, нуждающему­ся в помощи (эмпатия). Чем больше человек склонен к сопереживанию, тем выше его готовность к помощи в конкретном случае (

По мнению Т. П. Гавриловой (1981) и других психологов, эмпатия может прояв­ляться в двух формах — сопереживания и сочувствия. Сопереживание — это пере­живание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой. Сочувствие — это ■. отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого (выраже­ние сожаления, соболезнования и т. п.). Установлено, что 15% людей вообще не имеют этих мотивов, остальные пример­но поровну делятся на тех, кто имеет одинаковую силу обоих мотивов, и тех, у кого один из мотивов преобладает.

С. Шварц) разработал процессуальную модель альтруисти­ческого действия, включающую в себя 4 стадии и 9 этапов.

1. Стадия актуализации — восприятие нужды и ответственности:

2. Стадия обязанности — конструирование норм и зарождение переживания моральной обязанности:

3. Стадия защиты — рассмотрение потенциальных реакций, их оценка и пере­оценка:

4. Стадия реакции: действие или бездействие

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *