Задачи службы безопасности предприятия

Олег ПАНИН, независимый эксперт
Источник: БДИ

Понятие безопасности многогранно. В условиях конкурентной борьбы и криминализации рынка наряду с традиционными задачами охраны объектов у службы безопасности (СБ) появились новые задачи детективного характера, в том числе противодействие экономическому шпионажу, выявление ненадежных деловых партнеров и многое другое. В статье в структурированной форме представлены задачи и функции СБ, дано представление о методах и средствах ее деятельности, описаны виды организации подразделений охраны, нормативно-правовые аспекты охранной деятельности.

Виды охраны. Правовые основы охранной деятельности

Система защиты представляет собой совокупность сил и средств для обеспечения требуемого уровня безопасности объекта. В ней можно выделить следующие структурные компоненты (рис. 1):
• комплекс организационных мероприятий;
• инженерно-технические средства защиты;
• действия сотрудников СБ.

Рис. 1. Обобщенная структура системы защиты

Организационная поддержка функционирования системы защиты включает в себя комплекс мер по управлению службой безопасности, а также регламентирующие эти меры организационно-распорядительные документы. Инженерно-технические средства защиты предназначены для выполнения следующих задач:
• обеспечение санкционированного доступа;
• обнаружение проникновения нарушителя на объект;
• создание препятствий нарушителю при движении к цели акции;
• контроль проноса запрещенных предметов и т.п.

Задача обеспечения безопасности объекта возлагается на специально создаваемое структурное подразделение – СБ. Формы организации этой структурной единицы могут быть разными в зависимости от формы собственности объекта, его важности, количества сотрудников, а также прочих факторов. Охрана объекта может осуществляться:
• войсковой охраной (подразделением внутренних войск МВД России);
• отрядом ведомственной охраны;
• подразделением вневедомственной охраны МВД России, а также военизированным или сторожевым подразделением при органах внутренних дел;
• частным охранным предприятием.
Рассмотрим правовую базу каждого из видов охраны (табл. 1).

Таблица 1. Правовая база охранной деятельности

  1. Закон «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2446-1.
  2. Закон «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ.
  3. Закон «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ.
  4. Постановление Правительства РФ «Об организации ведомственной охраны» от 12 июля 2000 года № 514.
  5. Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года № 2487-1.
  6. Постановление Правительства РФ «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» от 14 августа 1992 года № 587.
  7. «Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации» от 14 августа 1992 года № 589.
  8. Закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ.
  9. Закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ.
  10. «Положение о ведомственной охране Министерства (ведомства)».

Внутренние войска

Охрана важных государственных объектов осуществляется внутренними войсками МВД России. Федеральный закон «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ определяет правовые основы деятельности частей и подразделений внутренних войск по охране таких объектов. Порядок выполнения военнослужащими внутренних войск служебно-боевых задач, организации и несения караульной службы определен в «Уставе гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации».

Ведомственная охрана

Организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны определяет Федеральный закон «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ. В нем определены основные требования к работникам ведомственной охраны, их права и обязанности, порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью. Защита объектов иных форм собственности осуществляется в соответствии с заключенными договорами. На основании указанного закона федеральные органы исполнительной власти, министерства и ведомства, имеющие право на создание ведомственной охраны, разрабатывают «Положения о ведомственной охране» подведомственных им объектов. Перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, определен Постановлением Правительства РФ от 12 июля 2000 года «Об организации ведомственной охраны».

Основными задачами ведомственной охраны являются:
• защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;
• обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
• предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

Структура и полномочия органов ведомственной охраны, нормы численности работников, а также порядок организации их деятельности определяются «Положением о ведомственной охране».

Вневедомственная охрана

В соответствии с «Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ» (Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 года) при органах внутренних дел создаются подразделения вневедомственной охраны. Основными задачами вневедомственной охраны являются:
• охрана имущества собственников на договорной основе;
• участие в инспектировании ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций;
• организация и проведение испытаний средств охранной сигнализации, выдача сертификатов;
• технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию объектов средствами охранной сигнализации.

Кроме того, при органах внутренних дел существуют военизированные и сторожевые подразделения, осуществляющие на договорной основе охрану объектов всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности. До принятия закона о вневедомст­венной охране на них распространяется действие Федерального закона «О ведомственной охране».

Частные охранные предприятия

В соответствии с Федеральным законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года № 2487-1 частным охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников. Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
• защита жизни и здоровья граждан;
• охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке:
• проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;
• консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
• обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Охранная деятельность таких предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (приложение 1 к Постановлению Правительства «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» от 14 августа 1992 года с последующими изменениями).

Широко применяется и смешанный вид охраны, например объект может охраняться ведомственной охраной и внутренними войсками, внутренними войсками и собственной службой безопасности.

Дальнейшее описание ведется применительно к СБ, которая может быть организована на базе ведомственной охраны, частного охранного предприятия а также вневедомственной охраны.

Служба безопасности: задачи и функции

В соответствии с законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года: «Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз внутреннего и внешнего характера». Угроза безопасности – потенциальная возможность действия, способного причинить ущерб интересам объекта. СБ является структурным подразделением предприятия, предназначенным для обеспечения защиты предприятия от прогнозируемых угроз.

Рассматривая безопасность как комплексное понятие, можно выделить следующие его составляющие:
• физическую безопасность;
• безопасность внешней деятельности;
• информационную безопасность;
• психологическую безопасность.

Задачи СБ по обеспечению безопасности показаны на рис. 2. В свою очередь, выполнение каждой задачи обеспечивается следующими функциями.

Рис. 2. Задачи СБ по обеспечению безопасности

Служба безопасности
Составляющие
безопасности
Физическая безопасность Безопасность внешней деятельности Информационная безопасность Психологическая безопасность
Задачи СБ
по обеспечению безопасности
Охрана имущества
и сотрудников предприятия
Защита коммерческих интересов предприятия Защита конфиденци-альной информации Выявление неблагонадежных сотрудников

Функциями СБ по обеспечению физической безопасности являются:
• обнаружение проникновения нарушителя на охраняемую территорию;
• охрана имущества предприятия;
• защита персонала предприятия от преступных посягательств;
• обеспечение пропускного режима, разграничение доступа на объект;
• организация инженерно-технической защиты охраняемых зданий, помещений.

Безопасность внешней деятельности обеспечивается комплексом мер по выявлению и локализации угроз, затрагивающих коммерческие интересы предприятия.

В том числе, сюда входит:
• изучение криминальных аспектов рынка;
• противодействие экономическому шпионажу;
• выявление ненадежных деловых партнеров, сбор информации о лицах, заключающих контракты с предприятием;
• борьба с недобросовестной конкуренцией;
• выявление фактов незаконного использования товарных знаков и т.п.

Мероприятия по обеспечению информационной безопасности направлены на предотвращение утечки конфиденциальной информации с охраняемого объекта и включают в себя:
• организацию конфиденциального делопроизводства;
• ограничение круга лиц, работающих с конфиденциальными документами;
• организацию ведения конфиденциальных переговоров;
• расследование обстоятельств разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну и т.д.;
• мероприятия по противодействию техническим способам несанкционированного съема информации;
• мероприятия по защите информации, циркулирующей в компьютерах, вычислительных сетях.

Психологическая безопасность достигается комплексом мер по выявлению неблагонадежных сотрудников предприятия, в том числе:
• выявление неблагонадежных сотрудников и их групп путем проведения оперативно-розыскных мероприятий (в рамках полномочий СБ);
• выявление неблагонадежных сотрудников и их групп путем психологического тестирования;
• профилактические мероприятия по формированию правосознательного поведения сотрудников.

Служба безопасности: структура, методы и средства деятельности

Структура и состав СБ определяются реальными потребностями предприятия и зависят от многих факторов: важности (потенциальной опасности) объекта, формы собственности, рода деятельности, количества сотрудников, места расположения и т.п. Типовая структура СБ приведена в табл. 2.

Таблица 2. Типовая структура СБ

Подразделение СБ Внутренняя структура Функции
1. Отдел физической охраны и режима 1. Группа охраны
2. Группа сопровождения
3. Тревожная группа
4. Группа инженерно-технической защиты
5. Группа режима
6. Бюро пропусков
1. Обеспечение физической безопасности людей
и мат. ценностей
2. Обеспечение пропускного и внутриобъектового режима
2. Отдел безопасности
внешней деятельности
1. Разведывательная группа
2. Контрразведывательная группа
3. Аналитическая группа
Сбор и анализ разведывательной информации
3. Отдел защиты информации 1. Группа технической защиты информации
2. Группа конфиденциального делопроизводства
Предотвращение утечки конфиденциальной информации
с охраняемого объекта
4. Отдел психологической безопасности Проверка благонадежности сотрудников, защита
от «внутреннего» нарушителя

Отдел физической охраны и режима

Охрана и режим – традиционные виды охранной деятельности. Основная задача отдела – обнаружение несанкционированного доступа на территорию объекта, а также осуществление контрольно-пропускного режима. Основными методами деятельности являются:
• патрулирование (периодический обход территории);
• выставление постов (пост – это участок местности, порученный часовому для охраны и обороны);
• контрольно-пропускные функции (операторы КПП);
• сопровождение (охрана физических лиц).

К техническим средствам относятся все приспособления, повышающие эффективность охранной деятельности, в том числе:
• технические средства охраны (датчики охранной сигнализации, периметровые системы охраны, средст­ва теленаблюдения, средства тревожно-вызывной сигнализации и т.д.);
• средства управления доступом (турникеты, кодонаборные устройства, тамбур-шлюзы, металлодетекторы и т.п.);
• инженерные средства защиты (периметровые заграждения, физические барьеры, решетки, строительные конструкции зданий, сооружений и т.п.);
• оружие, средства индивидуальной защиты и т.д.

Отдел безопасности внешней деятельности

Задача отдела – сбор и анализ разведывательной информации. К методам деятельности относятся:
• замаскированный опрос сотрудников;
• изучение документов;
• негласное наведение справок;
• скрытое наблюдение и т.д.

К техническими средствам сбора информации относятся:
• средства негласного съема информации;
• средства скрытого видеонаблюдения;
• средства компьютерного шпионажа и т.п.

Наличие этого отдела в структуре СБ зависит, прежде всего, от степени вовлеченности предприятия в конкурентную борьбу, прогнозирования угроз его экономической безопасности.

Отдел защиты информации

Задача отдела – предотвращение утечки конфиденциальной информации с охраняемого объекта. Все меры по защите информации можно разделить на две группы:
• организационные;
• технические.

Организационно защита охраняемых сведений обеспечивается комплексом мероприятий по работе с бумажными носителями информации и персоналом, в том числе:
• ведением конфиденциального делопроизводства;
• ограничением круга доступа лиц, допущенных к работе с документами;
• установлением определенного порядка ведения телефонных переговоров, применения радио- и телеграфной связи на предприятии;
• воспитательно-профилактической работой с сотрудниками предприятия;
• совершенствованием внутриобъектового и пропускного режима.

К техническим мероприятиям по предотвращению утечки информации можно отнести:
• периодические испытания выделенных помещений на наличие средств негласного съема информации;
• реализацию набора механизмов по защите компьютерной информации от несанкционированного доступа.

Отдел психологической безопасности

Задача отдела – выявление неблагонадежных сотрудников. К основным методам работы относятся:
• профилактическая работа с персоналом (вывешивание стендов, бюллетеней, разъяснительная работа);
• личная беседа с сотрудником, опрос;
• психологическое тестирование;
• психофизиологические исследования.

В качестве материально-технического обеспечения технологий оценки персонала применяется аппаратура для психофизиологических исследований с использованием полиграфа.

Нормативное обеспечение деятельности

Все нормативные документы по охране объектов можно разделить на три вида:
• документы федерального уровня;
• документы ведомственного уровня;
• документы локального уровня.

Во-вторых, существуют документы ведомственного уровня, такие как упомянутое выше «Положение о ведомственной охране Министерства». Они регулируют вопросы организации охранной деятельности в отрасли.

В-третьих, в качестве «бумажного обеспечения» деятельности СБ на объекте должен быть разработан комплект организационно-распорядительных документов локального уровня (табл. 3). Их состав и содержание не регламентированы, а определяются исходя из практических потребностей.

Таблица 3. Комплект организационно-распорядительных документов локального уровня, регламентирующих деятельность СБ

Название

10.2. Принципы, цели, задачи и направления деятельности службы безопасности.

  • •Московский университет дизайна и технологий
  • •Оглавление
  • •Часть 1. Методогические основы безопасности предпринимательства
  • •Глава 1.Криминальная конкуренция.
  • •Глава 2.Предпринимательская деятельность как объект экономической и информационной безопасности.
  • •Глава 3.Структура обеспечения экономической и информационной безопасности предпринимательства.
  • •Часть 2. Информационное обеспечение безопасности предпринимательства.
  • •Глава 4.Состав и структура информации в системе безопасности предпринимательства
  • •Глава 5.Информационное обеспечение внутрифирменной системы экономической и информационной безопасности предпринимательства
  • •Глава 6.Коммерческая тайна.
  • •Раздел 1. Методологические основы безопасности предпринимательства.
  • •Глава 1. Криминальная конкуренция.
  • •1.1. Определение понятия «криминальная конкуренция»
  • •1.2. Незаконный характер конкуренции.
  • •1.3. Односторонний характер криминальной конкуренции.
  • •1.4. Участие в конкурентной борьбе организаций промышленного шпионажа, коррумпированных чиновников, мафиозных организаций.
  • •1.5. Значение качества продукции, ее цены, производственных издержек.
  • •1.6. Направленность криминальной конкуренции.
  • •1.7. Завоевание рынка с использованием методов криминальной конкуренции
  • •Глава 2. Предпринимательская деятельность как объект экономической и информационной безопасности.
  • •2.1. Признаки предпринимательства, определяющие его уязвимость и необходимость обеспечения безопасности.
  • •2.2. Особенности экономической и информационной безопасности предпринимательства в России.
  • •2.3. Классификация бизнеса по происхождению капитала и используемым методам конкурентной борьбы.
  • •2.4. Функции предпринимательства и его безопасность.
  • •2.5. Основные группы объектов экономической и информационной безопасности в предпринимательской деятельности
  • •2.6. Определение понятия «экономическая и информационная безопасность предпринимательства».
  • •Глава 3. Структура обеспечения экономической и информационной безопасности предпринимательства.
  • •3.1. Системный подход к обеспечению безопасности предпринимательства.
  • •3.2. Общегосударственный уровень обеспечения безопасности предпринимательства.
  • •3.3. Ведомственный уровень обеспечения безопасности предпринимательства.
  • •3.4. Региональный (муниципальный) уровень обеспечения безопасности предпринимательства.
  • •3.5. Уровень объединений деловых кругов.
  • •3.6. Уровень предпринимательской структуры.
  • •3.7. Уровень индивидуального предпринимателя.
  • •3.8. Определяющее влияние руководителя на уровень безопасности предпринимательской структуры
  • •Раздел 2. Информационное обеспечение безопасности предпринимательства.
  • •Глава 1. Состав и структура информации в системе безопасности предпринимательства
  • •Информация, необходимая для анализа условий предпринимательской деятельности с точки зрения ее безопасности.
  • •2. Состав и структура информации в отношении организации.
  • •4. Состав и структура информации в отношении физического лица.
  • •4. Состав и структура информации о фактах криминальной конкуренции.
  • •Глава 5. Информационное обеспечение внутрифирменной системы безопасности предпринимательства.
  • •5.1. Содержание информации внутреннего, внешнего и специального характера.
  • •5.2. Структура информации о коммерческой тайне.
  • •5.3. Структура информации о социальных организациях. Категории организаций.
  • •5.4. Информация о физических лицах
  • •5.5. Информации о фактах и признаках криминальной конкуренции
  • •5.6. Получение информации о физическом лице.
  • •5.7. Получение информации о юридическом лице.
  • •5.8. Получение иных данных, имеющих значение для безопасности бизнеса
  • •5.9. Информационное взаимодействие с другими предпринимательскими структурами.
  • •5.10. Аналитическая работа в интересах защиты бизнеса.
  • •5.11. Циркулярное распространение информации, касающейся безопасности предпринимательства.
  • •Глава 6. Коммерческая тайна.
  • •6.1. Понятие коммерческой тайны.
  • •6.2. Классификация информации, составляющей коммерческую тайну.
  • •6.3. Источники и носители информации, составляющей коммерческую тайну.
  • •6.4. Информационная база защиты коммерческой тайны.
  • •6.5. Организация защиты коммерческой тайны
  • •Глава 7. Информационное обеспечение государственного регулирования в сфере безопасности предпринимательства
  • •7.1. Общая характеристика информационной базы государственного регулирования в сфере безопасности предпринимательства
  • •7.2. Содержание информации о коммерческой тайне
  • •7.3. Категории организаций.
  • •7.4. Категории физических лиц.
  • •7.5. Информация о фактах криминальной конкуренции.
  • •6. Информационные системы государственных органов, имеющие значение для безопасности предпринимательства.
  • •7. Информирование общественности по вопросам, имеющим значение для безопасности предпринимательства.
  • •Раздел 3. Организация безопасности предпринимательства.
  • •Глава 8. Обеспечение безопасности предпринимательства как функция инфраструктуры рыночной экономики.
  • •8.1. Специализированные организации.
  • •8.1.1. Объединения деловых кругов
  • •8.1.2. Третейские суды
  • •8.1.3. Частные сыскные и охранные бюро
  • •8.1.4. Специализированные информационные организации.
  • •8.1.5. Консультативные фирмы
  • •8.1.6. Учебные заведения
  • •8.2. Организации, для которых функции обеспечения безопасности предпринимательства являются сопутствующими.
  • •8.2.1. Банковские структуры
  • •8.2.2. Страховые компании
  • •8.2.3. Аудиторские фирмы
  • •8.2.4. Рекламные бюро
  • •8.2.5. Средства массовой информации
  • •8.2.6. Центры содействия занятости
  • •Глава 9. Приоритеты в фирменной системе обеспечения безопасности предпринимательства.
  • •Разработка системы внутрифирменной системы обеспечения безопасности бизнеса.
  • •9.2. Особенности обеспечения безопасности в наиболее характерных ситуациях.
  • •9.3. Типичные недостатки в организации обеспечения безопасности бизнеса
  • •9.4. Анализ приоритетов обеспечения безопасности бизнеса в партнерской фирме
  • •Глава 10. Служба безопасности на предприятии.
  • •10.1. Необходимость создания служб безопасности
  • •10.2. Принципы, цели, задачи и направления деятельности службы безопасности.
  • •10.3. Функции службы безопасности.
  • •10.4. Основные подразделения службы безопасности.
  • •10.5. Служба безопасности и режимно-секретные органы
  • •10.6. Информационное обеспечение деятельности подразделений службы безопасности.
  • •10.7. Устав службы безопасности
  • •10.8. Анализ деятельности службы безопасности партнерской фирмы
  • •Глава 11. Место органов государственной власти в системе безопасности предпринимательства.
  • •11.1. Органы высшей государственной власти
  • •11.2. Министерства и ведомства
  • •11.3. Судебные органы
  • •11.4. Нотариат
  • •11.5. Региональное и муниципальное управление в сфере безопасности предпринимательства.
  • •11.6. Межгосударственные организации и обеспечение безопасности предпринимательства
  • •11.7. Координация и взаимодействие в сфере обеспечения безопасности предпринимательства
  • •Раздел 4. Экономические методы и эффективность обеспечения безопасности предпринимательства.
  • •Глава 12. Использование экономических методов в обеспечении безопасности предпринимательства на макро- и микроуровнях.
  • •12.1. Особенности объектов управления в области безопасности предпринимательства.
  • •12.2. Классификация экономических методов управления в сфере безопасности предпринимательства.
  • •Глава 13. Экономические методы внутрифирменного управления в сфере безопасности предпринимательства
  • •13.1. Целевое выделение финансовых средств
  • •13.2. Ускоренная амортизация.
  • •13.3. Коммерческий расчет.
  • •13.4. Балансовое планирование
  • •13.5. Фонд экономического стимулирования
  • •13.6. Гибкие формы заработной платы
  • •13.7. Премии и штрафы
  • •Глава 14. Экономические методы государственного регулирования в сфере безопасности предпринимательства.
  • •14. 1. Объекты государственного регулирования в сфере безопасности предпринимательства
  • •14. 2. Государственный заказ в сфере безопасности предпринимательства
  • •14. 3. Государственный фонд экономической и информационной безопасности предпринимательства
  • •14. 4. Государственная политика цен, налоговая и кредитная политика, таможенные тарифы
  • •Глава 15. Эффективность обеспечения безопасности предпринимательства
  • •15. 1. Подход к оценке эффективности обеспечения безопасности предпринимательства.
  • •15. 2. Эффективность экономических методов во внутрифирменном обеспечении безопасности предпринимательства.
  • •15. 3. Экономическая эффективность государственного регулирования в сфере безопасности предпринимательства.
  • •Раздел 5. Кадровое обеспечение и правовая основа безопасности предпринимательства.
  • •Глава 16. Кадровое обеспечение безопасности предпринимательства
  • •16.1. Система работы с кадрами с учетом требований безопасности предпринимательства
  • •16.2. Психологические тесты в системе безопасности предприятия.
  • •16.2. Требования к кадрам службы безопасности на предприятии
  • •16.3. Расстановка и воспитание кадров службы безопасности
  • •16.4. Соблюдение работниками деловой этики.
  • •Глава 17. Правовая основа безопасности предпринимательства
  • •Фундаментальные источники правового регулирования в области безопасности личности, общества, государства
  • •Законодательные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность
  • •Нормативно-правовые документы, регулирующие безопасность предпринимательства
  • •Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность государственных органов.
  • •. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность организаций инфраструктуры рынка
  • •Недостатки существующей правовой базы безопасности предпринимательства
  • •Литература
  • •Справочники и словари
  • •Экономическая и информационная безопасность предпринимательства

Служба безопасности предприятия: ее цели, принципы и задания

Служба безопасности предприятия: ее цели, принципы и задания

Все многообразие структур и форм деятельности служб безопасности можно условно подразделить на два основных вида:

входящие в структуру предприятий и полностью содержащиеся за их счет;

существующие как самостоятельные коммерческие или государственные организации и нанимаемые предприятием для выполнения функций по обеспечению некоторых аспектов его безопасности.

Организационная структура служб первого вида может представляться многофункциональной службой предприятия, решающей весь комплекс проблем его безопасности. Она присуща, как правило, крупным, финансово стабильным организациям: коммерческим банкам, инвестиционным фондам, финансово-промышленным группам, использующим собственный персонал и технические средства.

Ко второму виду относятся структуры, специализирующиеся на оказании услуг в сфере безопасности. Они могут решать широкий круг вопросов: от комплексной защиты предприятия до выполнения конкретных функций (например, выявление подслушивающих устройств, охрана транзитных перевозок, личная охрана сотрудников). В ряде случаев предприятию оказывается экономически выгоднее привлечь для выполнения некоторых функций безопасности специализированную организацию, чем содержать собственную структуру. То же можно отнести и к привлечению, например, частных фирм в разрешении проблем, связанных с угрозами безопасности предприятия, в частности с угрозами, обусловленными техническим проникновением: выявление подслушивающих устройств, контроль эфира, особенно в тех случаях, когда нужны разовые мероприятия подобного рода. Учитывая весьма высокую стоимость аппаратуры, необходимой для выявления угроз технического проникновения, экономически целесообразней оказывается наем специалистов из сторонней организации, чем содержание на предприятии соответствующего оборудования и штата сотрудников. При этом еще следует учитывать значительные затраты на профилактику этой техники, ее обслуживание и обновление взамен морально устаревшей, обучение персонала.

В данной лекции речь пойдет о службах безопасности предприятия.

В соответствии с типовым положением, высшим органом управления любым акционерным предприятием является общее собрание акционеров. Наряду с выработкой генеральной цели и принципиальных направлений деятельности, экономической и технической политики предприятия, как это и предусмотрено положением, прерогативой общего собрания, по-видимому, должно быть также определение потребности в обеспечении безопасности, санкционирование организации, установление объемов и источников финансирования этой деятельности. Однако типовые положение и устав акционерного предприятия такие полномочия общего собрания не предусматривают. Например, в работе рекомендуется установить перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определить порядок и условия передачи коммерческой информации другим физическим и юридическим лицам, определить основы системы защиты объектов, входящих в АО.

Типовые учредительные документы также регламентируют, что в период между общими собраниями акционеров полномочным органом управления является совет директоров, возглавляемый генеральным директором АО. Именно генеральный директор должен обладать всей полнотой полномочий по обеспечению безопасности АО и в пределах свой компетенции:

§ утверждает порядок организации работ но обеспечению безопасности АО и контролирует ее состояние;

§ устанавливает порядок регулирования отношений в области защиты АО во всех сферах деятельности и на всех уровнях его управления;

§ определяет категории должностных лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации АО;

§ применяет меры дисциплинарного воздействия к должностным лицам, не обеспечившим надежную защиту объектов АО;

§ вправе делегировать часть своих полномочий по обеспечению безопасности другим должностным лицам АО.

Координация работ по обеспечению безопасности на уровне функциональных служб должна возлагаться на правление АО в пределах компетенции, определяемой уставом общества.

Синтез системы, практическая реализация ее функций должна находиться в компетенции специальных подразделений службы безопасности АО. Состав таких функций может быть расширен за счет комплексов задач прогнозирования, выявления и оценки угроз безопасности, структуризации задач защиты, их оптимизации, технико-экономической оценки и выбора предпочтительного варианта обеспечения безопасности.

Проведенные сопоставления результатов деятельности служб безопасности показали, что наиболее эффективно они функционируют там, где решение проблем безопасности постоянно находится в сфере внимания первых руководителей, увязывается ими с результатами производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Именно на этих предприятиях руководитель службы безопасности обладает максимально возможным кругом полномочий, позволяющим оказывать влияние на различные области деятельности объекта, как того требуют интересы его безопасности. Так, на крупных предприятиях, где служба безопасности состоит из нескольких подразделений, выполняет различные функции по охране, сыску, анализу реальных и потенциальных угроз, ее руководитель, как правило, является одновременно и заместителем генерального директора, а на объектах с повышенной системой защищенности — и первым заместителем. Используются и другие варианты построения организационной структуры, при которых в аппарате управления выделяется должность специального директора по безопасности. Он руководит службой безопасности, включающей службу охраны, специальные системы связи и информации, противопожарные службы, специальные группы реагирования.

Но даже и в тех случаях, когда служба безопасности хотя и немногочисленна (в малых формах бизнеса), но рационально организована, положение ее руководителя позволяет принимать самостоятельные решения в рамках своей компетенции и своевременно реагировать на возникающие угрозы безопасности предприятия, т. е. его статус на объекте выделен и поддержан руководством. Это выражается в разработке таких функциональных обязанностей руководителя службы безопасности, которые закрепляют его особое положение. Например, ему подчиняются другие, равные по штатному уровню руководители, в решении кадровых вопросов. Этот статус может проявляться и в том, что руководитель службы безопасности наделен определенными запретительными правами по отношению к другим службам предприятия на переговорах с клиентами, правами санкционирования выбора клиентов и соисполнителей.

Что касается собственно организационной структуры службы безопасности, то в процессе исследований удалось выявить определенную закономерность ее построения в зависимости от следующих факторов (рис. 1).

Рис. 1 — Факторы, влияющие на особенности построения организационной структуры службы безопасности промышленного предприятия

Особенности построения организационной структуры службы безопасности зависят от:

характера и масштабов производственной деятельности предприятия (особенности выпускаемой продукции и прогрессивность применяемых технологий, наличие товаров-новинок, патентов и лицензий, производственная мощность, численность работающих, темпы технического развития);

рыночной позиции предприятия (темпы развития отрасли, к которой относится предприятие, вид кривой жизненного цикла, динамика его продаж и доля рынка, наличие стратегических зон хозяйствования, уровень конкурентоспособности товаров и услуг, репутация в деловых кругах, имидж и гудвил);

достигнутого уровня финансовой состоятельности (общая экономическая рентабельность, рентабельность капитала и продукции, платежеспособность, уровень деловой активности, инвестиционная привлекательность);

наличия субъектов специальной защиты (носители государственной или коммерческой тайны, крупные материальные ценности, Экологически опасные производства, взрыво- и пожароопасные участки и т. п.);

наличия конкурентной среды (активность конкурентов и криминалитета).

Кроме отмеченных объективных факторов на выбор структуры службы безопасности могут воздействовать и факторы субъективного порядка. Например, наличие свободных финансовых ресурсов, которые можно направить на обеспечение безопасности, или субъективное мнение руководителя предприятия, считающего, что затраты на службу безопасности себя не окупают и поэтому в ее организации нет необходимости.

Разумеется, представить универсальную структуру службы безопасности того или иного предприятия — объекта защиты — будет весьма сложно из-за многообразия форм проявления на нем отмеченных факторов. Однако, по-видимому, можно говорить о некотором наборе типовых направлений деятельности служб безопасности, исходя из условного деления множества объектов защиты на следующие группы:

крупные финансово-промышленные группы и акционерные общества с частным и смешанным капиталом;

государственные производственные объединения;

акционерные и частные коммерческие структуры (крупные, средние, мелкие).

Первое направление — юридическая безопасность предпринимательской деятельности, под которой следует понимать юридически корректное оформление прав, порядка и условий осуществления этой конкретной деятельности (устава, регистрационных документов, прав собственности на имущество, патентов, лицензий, арендных и контрагентских договоров, соглашений, ведение бухгалтерской документации и др.). Необходимость разработок и реализации соответствующего комплекса задач достаточно очевидна в условиях несовершенной нормативно-правовой базы предпринимательства и его безопасности.

Второе — физическая безопасность субъектов предпринимательской деятельности. В качестве объектов следует при этом рассматривать как сам вид предпринимательской деятельности, так и ресурсы предпринимателя: финансовые, материальные, информационные. Отдельного рассмотрения требует безопасность трудовых и интеллектуальных ресурсов: персонала, акционеров и работников предприятия.

Третье — информационная (информационно-коммерческая) безопасность, защита информационных ресурсов хозяйствующего субъекта, а также объектов его интеллектуальной собственности. Коммерчески значимая информация может быть связана со всеми теми объектами, которые упоминались при рассмотрении физической безопасности.

Одно из важнейших по значимости — четвертое направление — это вопросы безопасности людей, персонала: охрана труда и техника безопасности, производственная санитария и экология, аспекты психологии деловых отношений, вопросы личной безопасности сотрудников и членов их семей.

Следует отметить, что универсального способа или методики выбора структуры службы безопасности до настоящего времени не предложено, хотя практическая потребность в этом очевидна.

Исходя из проведенных обобщений в организации службы безопасности, можно предложить следующий укрупненный алгоритм выработки решений по ее структуризации применительно к особенностям деятельности того или иного хозяйствующего субъекта:

шаг 1 — принимается некоторое состояние объекта, фиксированное во времени, и определяются его жизненно важные интересы на этот момент;

шаг 2 — определяются наиболее вероятные для данного объекта угрозы его безопасности;

шаг 3 — оценивается степень риска при реализации каждого вида угроз, которые ранжируются по степени вероятного ущерба в случае их проявления;

шаг 4 — разрабатывается план реализации соответствующих мероприятий по локализации каждой из угроз с оценкой потребности в ресурсах, а значит, и предполагаемых затрат;

шаг 5 — исходя из сопоставления наличных ресурсов и предполагаемых затрат на реализацию функций и задач комплексной системы защиты по каждой из выявленных угроз, формируется служба безопасности;

шаг 6 —в зависимости от изменения характера вновь возникающих угроз и ресурсных возможностей предприятия, на основе постоянного анализа всех этих составляющих корректируются структура и задачи службы безопасности

Таким образом, можно обобщить, что предложенная концептуальная организация управления системой безопасности, имеющая ярко выраженную вертикаль подчиненности и взаимной ответственности, исходит из практического опыта в сфере защиты государственной и коммерческой тайны. Выбор такой концепции предопределен высоким уровнем издержек — экономических потерь, которые вынуждено понести предприятие в случаях реализации угроз его безопасности, а также взаимообусловленностью проблем безопасности предприятия, безопасности личности, общества и государства.

Рис. 2. Универсальный алгоритм построения системы безопасности

Служба безопасности (СБ) на предприятии — подразделение предприятия, специально созданное для обеспечения безопасности его законных прав и интересов от криминальной конкуренции со стороны социальных организаций и физических лиц.

Службы безопасности — неотъемлемая часть хозяйственной и иной предпринимательской деятельности в странах с развитой рыночной экономикой. Затраты зарубежных фирм только на охрану коммерческой тайны достигают 25 % всех расходов на производство. В Западной Европе ассигнования на мероприятия, связанные с обеспечением безопасности, составляют от 15 до 20% стоимости охраняемых ценностей, в Украине — не более 1 %.

Руководитель предприятия, определяя характер службы безопасности, должен исходить из особенностей сферы и масштабов деятельности предприятия, объектов, подлежащих защите, учитывать возможности материально-технического и финансового обеспечения мероприятий по обеспечению безопасности.

Все подразделения службы безопасности в полном объеме создаются лишь крупнейшими экономическими субъектами. Небольшие предприятия ограничиваются группами внутренней безопасности, состоящими из охранников и персонала, занимающегося настройкой и ремонтом технических средств обеспечения безопасности.

В некоторых случаях создавать службу безопасности на предприятии не следует. В таком случае для обеспечения безопасности от криминальной конкуренции можно использовать технические средства. На основной персонал предприятия при этом возлагаются соответствующие дополнительные функции. К проектированию системы обеспечения безопасности — опирающейся в основном на технические средства, целесообразно привлечь специализированные консультативные фирмы.

Основные принципы деятельности СБ:

законность, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, уважение личной, семейной тайны (сбор сведений в отношении сотрудника, кандидата на работу осуществляется только с его письменного согласия; автоматизированные информационные системы создаются и используются с соблюдением требований законодательных актов относительно персональных данных);

приоритет предупредительных мероприятий;

профессионализм (использование собственных специалистов или обращение за помощью к специализированным государственным или частным организациям);

взаимодействие с государственными правоохранительными органами и службами безопасности других фирм;

системный подход, который предполагает, в частности, учет всех факторов, оказывающих влияние на безопасность предприятия, полный охват защитными мероприятиями всех объектов в соответствии с их значимостью, использование не только режимных мер и административных методов, но и экономических рычагов и стимулов, циркулярного информирования, других способов воздействия;

использование доступных зарубежных средств и систем безопасности;

активность, опережающий по сравнению с имеющими место посягательствами поиск новых способов и возможностей обеспечения безопасности;

сочетание единоначалия и коллегиальности в руководстве;

подотчетность и подконтрольность лично руководителю предприятия, поскольку он знает в деталях приоритеты в управлении, имеет возможность оперативно принимать решения и эффективно их реализовывать;

сочетание гласных и негласных форм деятельности, так как применение предприятиями-конкурентами, службами промышленного шпионажа, организованной преступностью негласных форм деятельности обусловливает необходимость аналогичных форм противодействия;

рациональное использование сил и средств;

плановая основа деятельности;

повышение квалификации сотрудников СБ.

Цель создания СБ — обеспечение для предприятия условий защищенности от криминальной конкуренции — деятельности социальных организаций или физических лиц, направленной на получение односторонних преимуществ в бизнесе и основанной а нарушениях законодательства, деловой этики, наносящей экономический или иной ущерб цивилизованному бизнесу.

Основные задачи СБ на предприятии:

1) распознавание угроз его безопасности;

2) предотвращение возможного ущерба от криминальной конкуренции;

3) противодействие физическим лицам и социальным организациям, использующим методы криминальной конкуренции;

4) минимизация последствий от конкретных фактов криминальной конкуренции;

5) противодействие физическому, техническому несанкционированному проникновению на служебные объекты;

6) информационное обеспечение деятельности по вопросам безопасности;

7) взаимодействие и координация службы безопасности с государственными правоохранительными органами;

8) обеспечение физической безопасности руководителей и сотрудников предприятия;

9) обеспечение безопасности коллектива от проникновения лиц с криминальным прошлым, от разрушения благоприятного психологического климата;

10) исключение несанкционированного доступа к информации, составляющей коммерческую тайну;

11) обеспечение сохранности материальных ценностей и финансовых средств предприятия;

12) предотвращение возможного ущерба имиджу предприятия;

13) противодействие возможным попыткам со стороны конкурентов получить соответствующие рычаги управления предприятием (бизнесом).

Литература

4. Курочкин А.С. Управление предприятием: Уч.пособие. — Киев, 2009.

5. Амитан В.Н. Экономическая безопасность: концепция и основные модели // Економічна кібернетика. — 2009. — №3-4. — С.13-20.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *