Дидактика и ее основные категории

Дидактика и ее основные категории

⇐ ПредыдущаяСтр 114 из 176

Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий и didasko — изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале XIX в. немецкий педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обуче­ния. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные за­дачи дидактики — разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: ког­да, где, кого и зачем учить.

Основными категориями дидактики являются: преподава­ние, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присво­ить понятиям дидактической системы и технологии обучения. Отсюда получаем краткое и емкое определение: дидактиканаука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение — процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возни кают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

Образование — система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знание — совокупность идей человека, в которых выражает­ся теоретическое овладение этим предметом (П.В. Копнин).

Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) — то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

(обучение, образование) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельно­сти и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма (от лат. forma — внешний вид, оболочка) — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутрен­ней сущности, логики и содержания. Форма, прежде всего, свя­зана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод (от лат. metodos — путь, способ) — путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Это понятие употребляется и в других значениях, которые рассмот­рим ниже.

Результаты (продукты обучения) — это то, к чему прихо­дит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обусловливаю­щие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуще­ствление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две основные функции: 1) теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую); 2) практичес­кую (нормативную, инструментальную).

Дидактика и ее основные категории. Задачи современной дидактики

Размещено на http://www.allbest.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Шуйский филиал ИвГУ

Кафедра педагогики и психологии детства

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ

на тему:

«Дидактика и ее основные категории. Задачи современной дидактики»

Работу выполнила:

Смирнова Алена Сергеевна

Проверил:

Джишкариани Тамара Джарназьевна

к.п.н. доцент

Шуя 2015

Введение

1. Дидактика, её объект, предмет, задачи

2. Основные категории дидактики

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Теория образования и обучения (дидактика) раскрывает закономерности учения школьников и преподавательской деятельности учителя, определяет и характеризует сущность, принципы, содержание, методы и организацию учебного процесса.

Термин «дидактика» происходит от греческого слова «didaktikos», что в переводе означает «обучающий». Со времен Я. А. Коменского под дидактикой понимается научная система знаний о том, чему учить и как учить школьников. В настоящее время термины «теория обучения», «теория образования» более употребительны, чем термин «дидактика».

Мысли об обучении издавна высказывались выдающимися философами и учеными прошлого (Сократом, Демокритом, Гераклитом, Платоном, Аристотелем). дидактика педагогика обучение образование

Впервые в историю педагогической мысли теорию обучения как систему научных знаний, как педагогическую науку разработал Я. А. Коменский. На основе философских размышлений, теоретического анализа опыта работы школ того времени он написал свой знаменитый труд «Великая дидактика» (1658). В этой книге он впервые говорит о всеобщем образовании, обосновывает организацию, принципы (основоположения), методы, содержание обучения. «Великая дидактика» Я. А. Коменского оказала огромное влияние на развитие педагогики во многих странах мира в последующие века.

1. Дидактика, ее объект, предмет, задачи

Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две основные функции: 1) теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую); 2) практическую (нормативную, инструментальную).

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактики. «Предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит». Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

В переводе с греческого — didaktikos означает «поучающий, относящийся к обучению, didasko — «изучающий». Данное понятие введено известным немецким ученым Ратке (Ратихием) (1571-1635), который рассматривал дидактику как искусство обучения. Трактовка этой категории изменялась в различные исторические периоды:

Я.А. Коменский (1592—1670) в своем теоретическом трактате «Великая дидактика» высказал идею о том, что дидактика представляет собой «универсальное искусство обучения всех всему», «формирование нравов в направлении всесторонней моральности»;

И.Ф. Гербарт (17762 — 1841), разрабатывая теоретические основы дидактики, понимал ее как внутреннюю, целостную и непротиворечивую теорию «воспитывающего обучения», объединяя процесс преподавания и учения;

К.Д. Ушинский (1824—1870) выдвинул проблему необходимости установления связей между теорией и практикой обучения, психологией и педагогикой на основе единства чувственного и рационального в познании;

Д. Дьюи (1859—1952) основное внимание обращал на активную роль ребенка в процессе обучения, принцип практической деятельности на основе личного опыта и формирования способности к интеллектуальной деятельности.

В современной педагогике дидактика — это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Дидактику еще называют и теорией обучения.

Предметом дидактики является дидактическая деятельность, т. е. взаимосвязь деятельности учителя и деятельности учащихся.

Основная задача дидактики — конструирование общей стратегии организации бинарного процесса преподавания и учения в целях оптимизации соотношений между ними и преодоления существующих противоречий. Это возможно за счет четкого определения специфики основных дидактических категорий — целей, содержания и методов организации двустороннего педагогического процесса.

Существует следующая иерархия задач, которые призвана решить теория обучения.

Генеральная задача: приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям посредством овладения наиболее значимыми достижениями человеческой цивилизации с целью приобретения прочных и истинных знаний об основных явлениях и закономерностях природы, общества и человека и их осознанной и активной реализации в собственной практической деятельности.

Специфические задачи дидактики как теории обучения: определение объема и содержания научного знания; формирование технологического инструментария, ориентированного на функции дидактики; выявление прогностически-целевых позиций дидактики, т.е. создание оптимальных условий организации учебного процесса и их коррекция.

Специфические задачи технологии обучения: выявление дидактического конструкта процесса обучения, т.е. его познавательной (гносеологической) сущности; конструирование модели обучения в соответствии с ее структурными характеристиками.

Таким образом, дидактика предполагает поиск ответов на следующие вопросы:

Для чего обучать? — Цели образования, связанные с мотивационно-ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности.

Чему обучать? — Определение содержания образования, разработка образовательных стандартов, учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу.

Как обучать? — Отбор дидактических принципов, методов и форм обучения, способствующих эффективности педагогической деятельности.

В связи с этим основными категориями дидактики являются: процесс обучения, принципы дидактики, содержание обучения и образования, формы и методы организации учебной деятельности; каждая из них находится во взаимосвязи с другими и рассматривается как часть, элемент целостной научно-дидактической системы.

Размещено на http://www.allbest.ru

2. Основные категории дидактики

Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач),- обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение — процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:

Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека (информация, включенная в структуру личности). Знания включают в себя: факты, представления, понятия, законы, закономерности, идей, теории. Характеристика знаний: знания могут быть: полными, поверхностными, точными — уровень знаний, истинность, объем, понимание, системность, прочность и т.д. — до 30 характеристик. Выделяют три уровня знаний: репродуктивный — воспроизведение без существенных изменений; конструктивный — знания, добытые при перестройке 1-го уровня (выделении главного, обобщении, сравнении, выборе и т.д.); творческий — знания, приобретенные в ходе самостоятельной поисковой работы.

Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Обучение — средство развития и формирования личности, которое не сводится только к овладению знаниями, выработке практических умений и способов творческой деятельности. Дело в том, что знания как предмет усвоения имеют три взаимосвязанных стороны: теоретическую (факты, теоретические идеи и понятия), практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях) и мировоззренчески-нравственную (заключенные в знаниях мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи). При правильно поставленном обучении ученик овладевает всеми тремя сторонами изучаемого знания, т. е. в неразрывном единстве происходит обогащение личности научными знаниями, развитие ее интеллектуальных способностей, творческих способностей, формирование ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, что делает обучение важным средством воспитания.

В современной дидактике под термином «образование» понимают специальную сферу социальной жизни, уникальную систему, своеобразный социокультурный феномен, способствующий накоплению знаний, умений и навыков и интеллектуальному развитию человека. Образование — овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственных и творческих способностей, а также мировоззрения и нравственно-этической культуры, вследствие чего они приобретают определенный образ и индивидуальное своеобразие. Результатом является образованность — качество личности, которое характеризует ее способность использовать в своей познавательной и практической деятельности продукты материального и духовного труда людей, руководствуясь социальными нормами и духовными ценностями. Уровень образованности отражает круг продуктов духовного и материального труда, социальных норм и ценностей, которые личность способна использовать в своей деятельности.

Цель (учебная, образовательная) — то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. (обучение, образование) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.

Форма (от лат. «forma»— внешний вид, оболочка) — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод (от лат. «metodos» — путь, способ) —путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Это понятие употребляется и в других значениях, которые рассмотрим ниже.

Результаты обучения — это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели. Компонентами продукта обучения являются: 1) знания, умения, навыки; 2) мировоззрение личности; 3) кругозор и эрудиция; 4) качества ума, интеллектуальное развитие личности (операции и приемы мышления, способы, формы, методы познавательной деятельности); 5) умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания; 6) навыки самообразования; 7) активность; 8) работоспособность (умственная и физическая)личности; 9) воспитанность (нравственная, эстетическая, экологическая, политехническая и др.); 10) профессиональная ориентация и подготовка к жизни и др.

Заключение

Таким образом, в процессе обучения фундаментом являются знания, умение, навыки, другие из выделенных компонентов основываются на них, а венчает все развитие и воспитание личности.

Образование — часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передает знания, навыки от одного человека другим. В процессе обучения ученику навязываются определенные культурные ценности; процесс обучения направлен на социализацию личности, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами ученика.

Список используемой литературы

3. Головлева Е.В. Теории и методики воспитания: Учеб.пособие / Е.В. Головлева.- М.Высш.шк,.2006.

4. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики учебное пособие/ А.Н. Джуринский.- М.: ФОРУМ-ИНФА-М,1998.

6. Подласый И.П. Педагогика. Книга 1/ И.П. Подласый.-Москва: Владос, 2007.

8. Хуторской А.В. Современная дидактика / А.В.Хуторской.- СПб.: Питер, 2001.

Размещено на Allbest.ru

1. Предмет дидактики и ее основные категории

Дидактика представляет собой отрасль педагогической науки, предметом изучения которой являются общие проблемы теории образования и обучения, воспитания в процессе обучения Дидактика с научных позиций обосновывает закономерности, принципы, методы и организационные формы обучения. Сам термин “дидактика” заимствован из греческой терминологии, в которой слово didaktikas означает “поучающий”, а слово didasko – “изучающий”. Впервые этот термин ввел в научный обиход известный немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635). Он употреблял его в значении “искусство обучения” и разработал целостную систему дидактических правил. Подобный же смысл вкладывал в него и Ян Амос Коменский (1592-1670) в своем классическом труде “Великая дидактика”. Он определял содержание этого термина как “всеобщее искусство всех учить всему”. В основу педагогического учения Коменский положил принцип природосоответствия воспитания, то есть необходимости учета природы ребенка.

Основная цель дидактики заключается в системном изучении и последовательном раскрытии теоретических основ рациональной организации процесса обучения, в выявлении его основных закономерностей, принципов и методов обучения. Исследования в области дидактики направлены также на поиск, разработку и обоснование новых принципов и стратегий обучения, инновационных методик и педагогических технологий, на разработку новых систем обучения в соответствии с потребностями общества и достижениями научно-технического и социального прогресса.

Основными категориями дидактики являются обучение, познавательная деятельность, преподавание, учение и другие. Рассмотрим подробнее сущность и содержание этих категорий.

Обучение представляет собой целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека. Этот процесс носит двусторонний характер, в котором деятельность ученика или студента состоит в учении, а деятельность педагога – в преподавании. Таким образом, процесс обучения заключается в активном взаимодействии между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки, научное мировоззрение, познавательные способности.

Обучение выполняет центральную функцию в интеллектуальном развитии и профессиональном становлении человека, в его подготовке к трудовой деятельности. Поэтому оно является самым важным и надежным способом получения систематического образования, так как именно в обучении наиболее полно реализуются цели образования. Содержание обучения обусловлено уровнем развития наук и социального опыта человеческого общества, а его методы и формы – возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, общественными потребностями, целями и интересами учащихся и возможностями самой системы образования передать своим воспитанникам максимум знаний и умений с минимальными затратами и в исторически короткие сроки.

Процесс обучения имеет достаточно сложную структуру. С одной стороны, в ней как в совместной деятельности преподавателя и студента можно выделить три взаимосвязанных процесса: познавательную деятельность, преподавание и учение (рис. 25).

Рис. 25. Основные процессные
составляющие структуры обучения

С другой стороны, в общей структуре процесса обучения выделяют следующие его основные элементы:

— постановка проблемы и осознание познавательных задач;

— восприятие предметов и явлений, формирование понятий, наблюдательности, представления и мышления;

— закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков;

— анализ результатов достижений учеников или студентов, контроль, проверка и оценивание их знаний и достигнутого уровня их интеллектуального и профессионального развития (рис. 26).

Познавательная деятельность выступает не только одним из основных процессов обучения, но и наиболее характерной чертой учебной деятельности, ее стержнем, отражением в сознании обучающихся изучаемого материала. В процессе познавательной деятельности закладываются основы творческого использования в практической деятельности соответствующих знаний, активного участия обучаемого в процессе обучения, в выполнении индивидуальных и общих заданий. Активность в процессе познавательной деятельности ведет к эффективному формированию важных личностных качеств студента, способствующих развитию его личности в целом.

Преподавание представляет собой деятельность педагога по организации учебной деятельности студентов и управлению ею. Она направлена на:

— передачу студентам учебной информации;

— эффективную организацию их учебно-познавательной деятельности;

— оказание помощи студентам при затруднениях в процессе учения;

— обеспечение усвоения ими учебного материала, стимулирование интереса, самостоятельности и творчества студентов.

Рис. 26. Основные содержательные
элементы структуры обучения

Основной педагогической целью процесса преподавания является организация эффективного учения каждого студента в процессе передачи информации, контроль и оценка его усвоения.

Учение представляет собой целостную совокупность процессов или систему познавательных действий студентов, ориентированную на освоение ими учебного материала, закрепление и применение получаемых знаний, формирование умений и навыков. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, формирование профессиональной компетенции, целостного миропонимания и научного мировоззрения.

В двуедином процессе преподавания и учения образуется своеобразная система кооперативной деятельности: деятельность учения студента и организация этой деятельности преподавателем. Преподаватель в этой ситуации должен построить представление об этой деятельности и транслировать его студенту. Студент же должен принять эту деятельность, войти в нее и, наконец, осуществить. Функция преподавателя, таким образом, состоит в создании представления об учебно-познава­тельной деятельности у студента и в вовлечении его в эту деятельность, в результате чего студент ее осуществляет, приобретая необходимые знания, формируя умения и навыки (рис. 27). При этом студент должен быть не только объектом педагогического воздействия, но и активным субъектом познавательной и творческой деятельности, направленной на глубокое усвоение учебного материала.

Результаты учения выражаются в приобретенных студентами знаниях, сформированных умениях и навыках, в системе отношений и общем их личностном развитии.

Знания представляют собой целостную систему научных понятий о законах развития природы, общества и мышления, накопленных человечеством в процессе активной познавательно-преобразующей деятельности, направленной на дальнейшее познание и изменение объективного мира. Знание в педагогике определяется как особенная форма духовного освоения результатов познания, характеризуемая осознанием их истинности. Иными словами, сущность знания заключается в понимании, сохранении в памяти человека и устойчивом воспроизведении фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания обычно характеризуются полнотой, системностью, осо­знанностью и действенностью. Это значит, что в процессе обучения обучаемые получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе и упорядоченные, при условии, что обучающиеся осознают объем и структуру своих знаний и умеют ими оперировать в учебных и практических ситуациях.

Рис. 27. Взимодействие преподавания
и учения и его результаты

Знания выступают как отражение человеком явлений и предметов окружающего мира, их причинно-следственных связей и отношений. Знания выражаются в теории. Важнейшими социальными функциями знаний выступает их способность, с одной стороны, материализоваться в определенные технические устройства и технологии, обеспечивая, таким образом, их использование в производстве материальных и духовных благ. С другой стороны, знания человека превращаются в его убеждения и выступают руководством к осуществлению практической деятельности.

Умения представляют собой способность должным образом выполнять определенные практические действия, основанные на целесообразном использовании человеком приобретенных знаний и навыков. Проявлением умений выступает целенаправленная деятельность человека, осуществляемая под контролем его сознания. Именно она и выступает непосредственным выражением приобретенных человеком способностей творчески пользоваться полученными знаниями и сформированными навыками.

Каждая профессиональная деятельность требует определенной системы умений. В этой связи можно рассматривать трудовые умения, умение решать математические задачи, умение конструировать детали, узлы и машины в целом и представлять результаты в виде чертежей. Существуют также логические, физические и другие умения.

Навыки представляют собой действия, составные элементы которых в процессе формирования доводятся до автоматизма, то есть их выполнение внешне происходит как бы без участия сознания. Другими словами, навыками следует считать автоматизированно выполняемые, в силу многократного их повторения действия, осуществляемые без непосредственного контроля сознания. В дидактике рассматривают навыки сенсорные (они относятся к работе органов чувств и в целом к чувственному познанию), умственные, речевые, игровые, двигательные, навыки коллективной деятельности, практические (трудовые), учебные (работа с компьютером, чертежами, справочной литературой и др.), навыки общения и т.д.

Процесс обучения обусловлен, с одной стороны, потреб­ностями общества в образованных, творчески мыслящих людях, активно способствующих развитию научно-технического и социального прогресса и укреплению государства. С другой стороны, процесс обучения обусловлен потребностями личности в определенной системе знаний, умений и навыков, нравственных ценностей и идеалов, необходимых ей для обеспечения возможности успешной жизни и деятельности в условиях этого общества.

В структуре обучения можно выделить такую последовательность основных процессов усвоения знаний (рис. 28). Восприятие (перцепция) выступает как отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира, воздействующих на органы чувств в данный момент. Понимание представляет собой способность человека постичь смысл и значение изучаемого, усвоение и осмысление связей и отношений, причин и следствий, целей и средств. Обобщение состоит в сис­тематизации воспринятой информации, выделении и объедине­нии наиболее существенных черт предметов и явлений действительности. Закрепление знаний необходимо для запомина­ния, углубляющего и расширяющего эти знания, развивающего учебно-познавательные умения и навыки. Применение результатов обучения заключается в умении человека использовать полученные знания на практике как в учебном процессе, так и в жизни.

Рис. 28. Последовательность процессов
в общей структуре обучения

Приведенные здесь процессы усвоения тесно взаимосвязаны между собой по общим целям, но не всегда предопределены друг другом. Возможны случаи, когда усвоение учебного материала начинается с практического его применения и заканчивается теоретическим осмыслением, пониманием, обобщением. Такая последовательность зависит как от задач обучения, так и от возможностей обучаемых, а также путей, средств и педагогических технологий, избранных преподавателем в каждом конкретном случае.

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями.

Внутренними критериями эффективности выступают:

— академическая успеваемость студентов, которая определяется как степень совпадения достигнутых и запланированных результатов учебной деятельности. Она находит отражение в балльной оценке.

— уровень обученности и обучаемости студентов. Под обучаемостью принято понимать их общую способность к усвоению знаний, приобретению навыков и формированию умений. Под обученностью же имеется в виду система знаний, умений и навыков, соответствующая норме или заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату.

— качество знаний, которое принято оценивать по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

Одним из основных показателей перспектив профессионального и личностного и развития обучаемого является его способность к самостоятельному решению учебных и жизненных задач.

Внешними критериями эффективности процесса обучения выступают:

— степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;

— его готовность к непрерывному повышению уровня своего образования;

— наличие у выпускника навыков самообразования и его стремление к, самообучению, самовоспитанию и самосовершенствованию.

Процесс обучения выполняет три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую.

Образовательная функция состоит в вооружении обучающихся знаниями, в формировании у них умений, навыков и опыта творческой деятельности. Знания обнаруживаются в умениях обучающегося, следовательно, образование состоит не столько в формировании “абстрактного” знания, сколько в развитии умения использовать его для получения новых знаний и для решения профессиональных и жизненных задач.

Воспитательная функция предполагает решение следующей совокупности основных задач в процессе учения: формирование мировоззрения студента, его идеалов, духовных и нравственных ценностей и убеждений, трудовых, и эстетических представлений, взглядов, идей и т.п. Воспитывающим фактором процесса обучения является, прежде всего, содержание образования, хотя не все учебные дисциплины располагают одинаковым воспитательным потенциалом. У гуманитарных и социально-экономических дисциплин он выше, чем у естественно-научных, общеинженерных или специальных.

Важнейшим воспитательным фактором в процессе обучения является личность преподавателя, его професионализм, общая культура и эрудиция, а также его отношение к студентам и характер общения с ними, психологический климат в аудитории, взаимодействие участников процесса обучения. Естественно, что этот климат, как и характер взаимодействия в значительной мере определяются нравственными принципами и убеждениями педагога, его последовательностью и принципиальностью, его поступками и общей линией поведения.

Развивающая функция обеспечивает процесс формирования и развития личности студента. Она способствует развитию его восприятия, мышления, волевой, эмоциональной и мотивационной сферы. Развивающая функция обучения осуществляется тем успешнее, если обучение имеет специальную направленность, если оно разработано и организовано так, чтобы включить обучающегося в разнообразную активную и сознательную деятельность, особенно если она носит творческий характер. Развивающая функция обучения реализуется в ряде специальных педагогических технологий или методических систем, преследующих именно цели развития личности.

Обучение влечет за собой воспитание и развитие личности. Эти три процесса: обучение, развитие и воспитание тесно связаны друг с другом. Они взаимообусловлены, то есть. одно из них является одновременно следствием и причиной другого, как это показано на рис. 29.

Рис. 29. Взаимосвязь и взаимообусловленность
обучения, воспитания и развития

Такая взаимосвязь и взаимообусловленность этих процессов и обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса и возможность успешного решения задач образования, достижения его целей и гармонизацию интересов и стремлений личности и общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *