Отличия конституции от простого закона

Содержание

Разница между конституцией и другими законами

Правовая система в государстве выстраивается вокруг основного закона страны, в качестве которого чаще всего выступает конституция. Чем этот документ отличается от других НПА? Почему так важно ставить его на отдельное место в иерархии юридических документов?

Определение

Конституция – это основной закон страны, который определяет основные права, свободы и обязанности лиц, пребывающих на территории государства, его общественно-политическое устройство, судебную систему и другие важные нормы. В иерархии законов данный правовой акт занимает центральное звено и является базисом, на который опираются остальные законы.

Закон – это система правил, регламентирующих определённую сферу жизни общества или государства. Каждый нормативный правовой акт издаётся законодательным органом и ратифицируется в соответствующем порядке. Действие закона прекращается при его отмене либо принятии другого НПА, который вводит иные правила.

Сравнение

Главное отличие конституции от иных нормативных правовых актах – в её юридической силе, которая является наивысшей. Ни один НПА не должен ей противоречить, иначе он автоматически считается ничтожным. При этом законы, как правило, обладают прямым действием: на них можно ссылаться, отстаивая свои права. Конституция в России – это лишь нормативный базис, однако нормы, в ней заложенные, в толковании и уточнении не нуждаются.

При этом закон может быть как федеральным, так и местным. Круг субъектов также может ограничиваться при издании НПА. Конституция распространяется на всю территорию РФ, а также на всех субъектов.

Выводы TheDifference.ru

  1. Юридическая сила. Конституция обладает наивысшей силой в государстве, а остальные акты выстраиваются в определённой иерархии.
  2. Действие. Конституция не обладает прямым действием (хотя её нормы не нуждаются в дополнительном толковании), являясь базисом правовой системы, а остальные законы – имеют.
  3. Территория. Конституция распространяет своё действие на всей территории России, в то время как законы могут быть федеральными и локальными.
  4. Круг субъектов. Конституция обязательна для всех людей, а многие законы распространяются на узкие социальные слои.
  5. Прекращение действия. Конституция остаётся главным НПА страны до тех пор, пока не принят и не ратифицирован иной документ. Отмена закона значительно проще – либо принимается новый акт, либо старый утрачивает силу.

История развития конституции

Происхождение слова «конституция» отправляет нас в далекое прошлое, в древние века. Еще Спарта и Древние Афины имели свои неписаные конституции. В Англии в 1215 году Первым Конституционным Актом явилась «Великая Хартия вольностей». В средние века была создана конституция (Основной Закон) и действующий до сих пор в Сан-Марино. Он был принят в 1600 году, но базой его считается «городской устав», который принят был в 1300 году. В более позднее время в 1529 году появляется конституция «Статус Великого Княжества Литовского» (дополнена в 1566 и 1588 годах). Но писаной первой конституцией считается Конституция США, образованная в 1787 году и действующая до нашего времени с поправками.

В каждом государстве своя принятая (писаная и неписаная) Конституция. У конституции нет срока действия. Она подлежит изменению (внесению поправок), дополнению, а иногда и переизданию, когда общество стоит на пороге перемен.

В Российской Империи с 1832 года действовали «Основные государственные законы», но в результате появления Манифеста, который был издан по поручению Николая II и назывался «Об усовершенствовании государственного порядка», законы претерпели большие изменения. И в результате этих изменений с 1906 года с 23 апреля они считаются первой Конституцией России.

В Российской Федерации, в ее истории действовало 5 конституций:

  1. 1918 год — Конституция РСФСР, принятая после «переворота» в октябре.
  2. 1925 год — Конституция РСФСР — объединение в СССР с независимыми республиками.
  3. 1937 год — Конституция РСФСР, принятая при Сталине.
  4. 1978 год — Конституция РСФСР, принятая при Брежневе.
  5. 1993 год — Конституция РФ — первая Конституция Демократической России, действующая и ныне.

Чем отличается закон от права

Самое яркое, кричащее противоречие российской Конституции и традиционной управленческой культуры заключено в понятии федерализма. Мы традиционно строим управленческие системы в виде командной иерархической вертикали. Вышестоящий начальник главнее нижестоящего и властен поменять любое его решение.

В вертикали царят приказ и исполнение. Оптимальная стратегия выживания чиновника в вертикали — не высовываться. Главное качество идеального подчиненного — лояльность к начальнику, остальное второстепенно.

В целом система заточена под политическую волю вождя, обеспечивает мобилизацию под военные и иные простые и понятные цели в небольшом количестве. Задача федерализма прямо противоположная. Он исходит из понимания сложности, разнообразия и многозадачности общественной жизни. Если внимательно читать Конституцию, то становится ясно, что там описана иная модель устройства власти — горизонталь, децентрализованная система самостоятельных центров принятия решений, играющих по общим правилам, заданным Конституцией.

Федерализм поощряет инициативу, творчество, ответственность перед избирателями, а не перед начальником. Вся публичная власть нарезана на относительно самостоятельные слои. Первое горизонтальное разделение власти — на государство и местное самоуправление. Второе разделение — государство у нас федеративное, т. И Федерация, и субъекты Федерации — это государственные структуры, здесь принимаются обязательные к исполнению законы — федеральные и региональные.

Неверно представление, что федеральные законы всегда выше и главнее региональных и ими можно регулировать что угодно. Конституция осуществляет разграничение предметов ведения и полномочий между двумя этажами власти. Есть четко определенный, ограниченный перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции Федерации ст. Есть фиксированный список позиций, относящихся к совместному ведению Федерации и субъектов ст. Если она издала закон, то ему не могут противоречить региональные нормы.

Все, что не попало в эти два списка, — это зона ответственности субъекта Федерации. Здесь могут издаваться только нормативные акты субъекта, Федерация не имеет права вторгаться на эту территорию правда, федеральный центр при разработке Конституции постарался застолбить себе полномочия по максимуму.

Мы в этом абсолютно уверены, адресуем любые проблемы президенту и требуем его вмешательства во все житейские вопросы. Он наделяет полномочиями все горизонтальные уровни власти, причем делает это независимо. Это исключает возможность назначения из федерального центра исполняющего обязанности губернатора. Только образованные самим субъектом органы государственной власти могут осуществлять ее в субъекте. Уходит губернатор в отставку — Конституция или устав субъекта Федерации определяет, кто и на какой срок будет исполнять обязанности до выборов нового губернатора.

Губернатор получил мандат из рук народа и ответственен перед ним. А если президент и губернатор принадлежат к диаметрально разным политическим силам? Если это его завтрашний конкурент на президентских выборах? Особая ситуация — совершение губернатором существенных преступлений, тогда в субъекте Федерации запускается процедура отрешения от должности. Право инициирования процедуры импичмента — это максимум, что можно закрепить за федеральным центром в рамках приличий федерализма.

Да, если наступает крайний случай, например отказ исполнять Конституцию, — тогда включается институт федерального вмешательства, законодательно закрепленные инструменты принуждения. Сегодня же региональные политики и управленцы застывают в гоголевской немой сцене, когда из сообщений прессы узнают, что к ним едет новый губернатор в режиме колониального администратора.

Конституция ничего такого не позволяет, но мы все равно делаем это, поскольку не понимаем, как можно иначе. Наша управленческая культура предельно проста: я назначаю нижестоящих управленцев, отдаю приказы, требую исполнения и лояльности. Если не устраивает — увольняю. Это мы называем управленческой вертикалью. Эта простота хуже воровства, которое неминуемо расцветает пышным цветом в закрытой иерархической пирамиде. Хуже, потому что в ней не могут существовать инициативные люди, обладающие независимым характером и лидерским потенциалом.

Но концентрация власти означает и концентрацию ответственности. Когда кончаются пряники, становится ясно, что не с кем разделить ответственность. Фокусировка волн недовольства граждан в одну точку взрывает управляющий центр со всеми вытекающими последствиями, что мы и наблюдали на примере СССР. Российская Конституция дает необходимые правовые возможности для разумной децентрализации власти и ответственности. Ее потенциал развития страны не только не исчерпан, но еще даже и не освоен.

Туда надо дать свободу, полномочия и деньги, на этой почве пойдет в рост российский гражданин, а не обыватель. На фундаменте общественной самоорганизации естественным образом можно наращивать государственные этажи власти.

Как только в обществе поднимается политическая температура, возникают идеи существенно переработать Конституцию. Вносятся радикальные и безответственные предложения созвать конституционное собрание и выработать новую Конституцию. Если отбросить литературно-эмоциональные аргументы, то все предложения по существу изменений концентрируются на устройстве федеральной власти.

Из девяти глав и статей Конституции такие изменения затронут не более четырех глав и существенно не более 20 статей. На конституционном совещании г. Другой день — следующий ультиматум: республики и автономные образования требуют контрольный пакет в Совете Федерации и признания так называемого федеративного договора основой и исходной частью Конституции.

Войти в конституционное собрание легко, а выйти из него можно без свободы и России. Внимательный анализ большинства дискуссионных вопросов приводит к выводу, что нужна не редакция текста Конституции, а значительно более сложная и долгосрочная задача — перезагрузка политической культуры. Конституция скроена добротно и нам на вырост. Хотим ли расти? Вы открыли полную версию на мобильном устройстве. Хотите перейти на мобильную версию? Чтобы сохранить этот материал в избранное, войдите или зарегистрируйтесь.

Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. В России традиционно стоятся управленческие системы в виде командной иерархической вертикали. Современная история: Конституция победителей. От редакции: Дух против буквы. В основе Конституции РФ не анонимные “конституции европейских государств”, а конкретная Конституция 5-й Республики Франции откуда, в частности, была заимствована конструкция “президент как гарант конституции”.

Беда в том, что Франция – у н и т а р н о е государство, тогда как Россия по конституции – ф е д е р а л ь н о е государство и логичнее было взять за основу Конституцию ФРГ, Конституцию Канады либо Конституцию Австралии – настоящих федераций, но отнюдь не Конституцию Франции. Удивительна ваша русофобия: вы действительно полагаете, что по уровню развития россияне ближе к африканским нациям “южнее Сахары”, чем к европейцам, и именно поэтому европейская по сути конституция современной Франции у нас не прижилась?

А я-то думал, что русофобов в реальности не существует и тут бац – вы! Новости СМИ2. Хотите скрыть партнерские блоки? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясь. Читать ещё. Линии жизни. Кадр дня. Каким увидели этот день фоторепортеры. В Москве вспомнили жертв политических репрессий. Безопасность и право. Что стало с представленными Путиным новейшими вооружениями. Торговля и услуги. На улице огромная очередь. Сотни людей часами стояли на холоде, некоторые занимали место с вечера.

Также в рубрике. От редакции. Что общего у московского газона и российского политического ландшафта. Ни то, ни то, в логике властей, не может существовать без гиперопеки с ее стороны, а само по себе. Хроники транзита. Константин Гаазе. Историк Павел Аптекарь об истории создания советского киношедевра, вышедшего в прокат 85 лет назад.

Вузы для отличников и для троечников. Общий рост среднего балла по ЕГЭ поляризует российскую высшую школу.

В чем разница между конституционным и обычным федеральным законом?

Федеральные конституционные законы представляют собой своеобразную разновидность законодательной базы. Но, ФКЗ в отличии от обычных законов, могут приниматься на основании четко прописанных ситуаций. То есть, существует ряд вопросов, по которым и создаются ФКЗ. На текущий момент времени существует более 108 федеральных конституционных законов, из них около 80 определяют внесение изменений в законодательную базу.

Чем отличаются конституция и закон?

Слово «конституция» в переводе с латыни означает «устройство, установление». Это значит, что Конституция — это устройство государства и установление в нем законов, по которым живет общество данного государства. Она определяет принцип, по которому живут и действуют органы государственной власти, определяется избирательная система, отражены права и обязанности граждан.

Конституция — это главный закон государства, он обладает самой высшей юридической силой. Без конституции не может существовать ни одно правовое государство, общество погрузится в хаос, не будет стабильности и защиты.

Виды конституций

В разных государствах конституции имеют отличия между собой. Принято разделять виды конституций:

  • Писаная конституция — это единый и единственный акт . Могут иметь место дополнительные акты, но формально это единая конституция.
  • Неписаная конституция — это совокупность законов (обычных). Они не соединены в единый акт, и возможно существование других источников, наделенных высшими юридическими правами.
  • Дарованная конституция — вводится в действие актом, который подписал глава данного государства (император), без согласования с народом.
  • Народная конституция — принятая на референдуме, либо высшим органом власти;
  • Гибкая конституция — это главный закон, который можно изменить, как обычный закон в государстве.
  • Жесткая конституция — главный закон, который можно изменить через более сложный порядок, чем обычный закон. Большинство конституций (писаных) можно отнести к жестким.

Также конституции делятся на:

  1. Юридические — это все виды конституции (народные, писаные или неписаные, гибкие или жесткие) — все они обладают юридическими правами.
  2. Фактические — это государственно-общественные отношения, закрепленные в юридической конституции.
  3. Реальная конституция — в ней закрепленные законы — это действительность, а фактические и юридические тождественны.
  4. Фиктивная конституция — в ней закреплены законы или которых нет в действительности, или они отличаются от конституционных законов.

Изменение Конституции

Изменения и внесение поправок в основной закон государства напрямую связаны с общественной жизнью, с ее переменами, с расстановкой политических сил. Пересмотр некоторых положений Конституции РФ, в которых назрели перемены, предусмотрен 9 главой Конституции РФ и Федеральным Законом от 4 марта 1998 года. В нем говорится о порядке принятия поправок к Конституции РФ.

Поправки могут вносить только президент страны, Государственная Дума, правительство РФ, Совет Федерации, законодательные органы субъектов РФ.

Но не все главы Конституции подлежат внесению поправок в указанном порядке. Речь идет о пересмотре положений 1,2 и 9 глав Конституции РФ. Он не может состояться в выше указанном порядке, но если все-таки 3/5 голосов депутатов в Государственной Думе и членов Совета Федерации поддержат предложение о пересмотре положений этих глав, то Конституционное собрание РФ или подтверждает неизменность Конституции РФ, или рассматривает проект новой Конституции РФ, и проект выносится на народное голосование.

Чем конституция отличается от закона

В отличие от конституционных законов, законы, изданные в стране, не должны нарушать основ Конституции. Она является фундаментом всего текущего законодательства в государстве. И если некий закон не подчиняется этому правилу, то он является антиконституционным. Об этом сказано в статье 15 Конституции РФ. Изданные законы должны быть опубликованными официально. Законы, которые не опубликованы, не применяются.

Закон — это правило, которое регламентирует жизнь только в определенной сфере и ,возможно, только локально, в то время, как Конституция действует на всей территории государства. Закон издается органом, наделенным такими полномочиями. На Федеральный закон президент РФ может наложить вето, и закон не будет принят. В отношении конституционных законов президент не имеет такого права. Конституция действует, пока не принят новый проект. Закон отменить проще — издается новый закон или у старого закона заканчивается срок действия.

Конституция стабильна. И принятие новой Конституции ведет к кардинальным переменам в обществе.

Три отличия конституции от других законов. Отличия Конституции и простого закона – Юридичка

Слово «конституция» в переводе с латыни означает «устройство, установление». Это значит, что Конституция — это устройство государства и установление в нем законов, по которым живет общество данного государства. Она определяет принцип, по которому живут и действуют органы государственной власти, определяется избирательная система, отражены права и обязанности граждан.

Конституция — это главный закон государства, он обладает самой высшей юридической силой. Без конституции не может существовать ни одно правовое государство, общество погрузится в хаос, не будет стабильности и защиты.

Происхождение слова «конституция» отправляет нас в далекое прошлое, в древние века. Еще Спарта и Древние Афины имели свои неписаные конституции. В Англии в 1215 году Первым Конституционным Актом явилась «Великая Хартия вольностей». В средние века была создана конституция (Основной Закон) и действующий до сих пор в Сан-Марино.

Он был принят в 1600 году, но базой его считается «городской устав», который принят был в 1300 году. В более позднее время в 1529 году появляется конституция «Статус Великого Княжества Литовского» (дополнена в 1566 и 1588 годах).

Но писаной первой конституцией считается Конституция США, образованная в 1787 году и действующая до нашего времени с поправками.

В каждом государстве своя принятая (писаная и неписаная) Конституция. У конституции нет срока действия. Она подлежит изменению (внесению поправок), дополнению, а иногда и переизданию, когда общество стоит на пороге перемен.

В Российской Империи с 1832 года действовали «Основные государственные законы», но в результате появления Манифеста, который был издан по поручению Николая II и назывался «Об усовершенствовании государственного порядка», законы претерпели большие изменения. И в результате этих изменений с 1906 года с 23 апреля они считаются первой Конституцией России.

В Российской Федерации, в ее истории действовало 5 конституций:

  1. 1918 год — Конституция РСФСР, принятая после «переворота» в октябре.
  2. 1925 год — Конституция РСФСР — объединение в СССР с независимыми республиками.
  3. 1937 год — Конституция РСФСР, принятая при Сталине.
  4. 1978 год — Конституция РСФСР, принятая при Брежневе.
  5. 1993 год — Конституция РФ — первая Конституция Демократической России, действующая и ныне.

В разных государствах конституции имеют отличия между собой. Принято разделять виды конституций:

  • Писаная конституция — это единый и единственный акт . Могут иметь место дополнительные акты, но формально это единая конституция.
  • Неписаная конституция — это совокупность законов (обычных). Они не соединены в единый акт, и возможно существование других источников, наделенных высшими юридическими правами.
  • Дарованная конституция — вводится в действие актом, который подписал глава данного государства (император), без согласования с народом.
  • Народная конституция — принятая на референдуме, либо высшим органом власти;
  • Гибкая конституция — это главный закон, который можно изменить, как обычный закон в государстве.
  • Жесткая конституция — главный закон, который можно изменить через более сложный порядок, чем обычный закон. Большинство конституций (писаных) можно отнести к жестким.

Также конституции делятся на:

  1. Юридические — это все виды конституции (народные, писаные или неписаные, гибкие или жесткие) — все они обладают юридическими правами.
  2. Фактические — это государственно-общественные отношения, закрепленные в юридической конституции.
  3. Реальная конституция — в ней закрепленные законы — это действительность, а фактические и юридические тождественны.
  4. Фиктивная конституция — в ней закреплены законы или которых нет в действительности, или они отличаются от конституционных законов.

Изменения и внесение поправок в основной закон государства напрямую связаны с общественной жизнью, с ее переменами, с расстановкой политических сил. Пересмотр некоторых положений Конституции РФ, в которых назрели перемены, предусмотрен 9 главой Конституции РФ и Федеральным Законом от 4 марта 1998 года. В нем говорится о порядке принятия поправок к Конституции РФ.

Поправки могут вносить только президент страны, Государственная Дума, правительство РФ, Совет Федерации, законодательные органы субъектов РФ.

Но не все главы Конституции подлежат внесению поправок в указанном порядке. Речь идет о пересмотре положений 1,2 и 9 глав Конституции РФ.

Он не может состояться в выше указанном порядке, но если все-таки 3/5 депутатов в Государственной Думе и членов Совета Федерации поддержат предложение о пересмотре положений этих глав, то Конституционное собрание РФ или подтверждает неизменность Конституции РФ, или рассматривает проект новой Конституции РФ, и проект выносится на народное ание.

В отличие от конституционных законов, законы, изданные в стране, не должны нарушать основ Конституции. Она является фундаментом всего текущего законодательства в государстве.

И если некий закон не подчиняется этому правилу, то он является антиконституционным. Об этом сказано в статье 15 Конституции РФ. Изданные законы должны быть опубликованными официально.

Законы, которые не опубликованы, не применяются.

Закон — это правило, которое регламентирует жизнь только в определенной сфере и ,возможно, только локально, в то время, как Конституция действует на всей территории государства. Закон издается органом, наделенным такими полномочиями.

На Федеральный закон президент РФ может наложить вето, и закон не будет принят. В отношении конституционных законов президент не имеет такого права. Конституция действует, пока не принят новый проект.

Закон отменить проще — издается новый закон или у старого закона заканчивается срок действия.

Конституция стабильна. И принятие новой Конституции ведет к кардинальным переменам в обществе.

Что такое Конституция? Определение и характеристика

Конституция есть практически в любом цивилизованном государстве. Что представляет собой данный нормативный акт, и для чего он нужен? Чем Конституция отличается от других законов? Ответы на эти и многие другие вопросы будут предоставлены в статье.

Что такое Конституция?

Определение constitutio на латыни означает “устройство”. По сути, Конституция – это закон, закрепляющий государственное устройство. Именно поэтому данный нормативный акт обладает высшей юридической силой.

Конституция является сборником основных правил или законов. Этот закон определяет то, каким политическим устройством должно обладать государство. Нормы, закрепленные в основном законе страны, действуют для всех граждан.

Первые сборники законов существовали еще до нашей эры. Стоит вспомнить, например, закон 12 таблиц или сборник Хаммурапи.

Однако впервые Конституция появилась в США в 1787 году – именно в том виде, который наиболее близок для нас сегодня. Это документ, имеющий относительно небольшой объем, разделенный на несколько частей.

Основной закон США стал примером для принятия Конституций во множестве других стран.

Отличия Конституции от других законов

Что такое Конституция? Определение здесь можно дать очень простое: это закон. Но чем она отличается от других законов, которые также могут быть приняты в каком-либо государстве? Конституционные нормы являются основными в стране. На их основе выстраиваются все остальные законы. Именно поэтому про Конституцию говорят как про нормативный акт, обладающий наивысшей юридической силой.

Конституция должна содержать в себе наиболее общие сведения о самых важных государственных проблемах. Это, например, территориальное и властное устройство, свободы и права человека, судебная система и т.д.

Отмена и принятие Конституции должны проходить особым образом – не так, как с остальными законами.

Должен быть установлен специальный порядок, согласно которому отдельные нормы основного закона страны могут быть изменены или дополнены.

Виды Конституций

Специалисты в области права разработали несколько классификаций, по которым можно выявить основные виды и формы Конституций. По форме государственные законы делятся на неписаные и писаные.

Здесь все просто: документ либо зафиксирован на бумаге, либо нет. Писаные Конституции характерны для большинства западных стран. Неписаные распространены для государств англо-саксонской системы (кроме США).

Это, например, Великобритания и Новая Зеландия.

Также законы делятся на кодифицированные и некодифицированные. В первом случае закон представляет собой единый нормативный акт, а во втором – сборник обычаев, прецедентов, доктрин и т.д.

Конституции бывают жесткими и гибкими. Здесь все зависит от способа принятия дополнений и поправок. Гибкие законы изменить легко – достаточно лишь издать соответствующий акт. С жесткими все несколько сложнее. Зачастую их и вовсе нельзя изменить – можно лишь отменить, после чего принять новую Конституцию.

Таким образом, Конституция является довольно необычным нормативным актом. Основной закон государства по-особому принимается, влияет на все остальные документы, а также может иметь одну из множества форм.

Функции Конституции

Что такое Конституция? Определение этого понятия даст хоть и понятную, но все же недостаточно исчерпывающую информацию о явлении. Именно поэтому стоит обратить внимание на роль и функции Конституции как основного государственного закона.

Первая функция именуется учредительной. Именно Конституция учреждает все основы жизни в стране: политический и территориальный строй, человеческие права, общественные отношения и т.д.

В чем еще проявляется учредительная функция? Как правило, основной закон страны базируется на определенных законах. Конституция РФ, например, имеет 9 глав, каждая из которых подкреплена федеральным конституционным законом – ФКЗ.

При этом обычные федеральные законы должны опираться на нормы основного нормативного акта.

Учредительная функция делится на внешнеполитическую, идеологическую, а также юридическую. Основной закон страны закрепляет порядок взаимоотношений с миром, устанавливает определенную идеологию или полное ее отсутствие, а также дает представление о правовой системе в государстве.

Следующая функция именуется организаторской. Конституция призвана не закреплять достигнутые результаты, а ставить новые задачи. Это, например, увеличение политической активности, улучшение качества жизни, модернизация внешних отношений и т.д.

Конституция России

Российский основной закон состоит из трех частей. Это преамбула (вступительное слово), а также первый и второй разделы. В преамбуле изложены цели, задачи и принципы нормативного акта.

В первом разделе имеется 9 глав, каждая из которых посвящена отдельной теме. Здесь рассказывается про государственное и территориальное устройство, про права человека, ветви власти и местное самоуправление.

Второй раздел содержит переходные положения и заключение.

Российская Конституция была принята 12 декабря в 1993 году. До этого в России действовало четыре различных Конституций: первая была принята в 1918 году и касалась советской России. В 1925 году была изменена на основной закон РСФСР. В 1937 году и 1978 году Конституция также менялась и дополнялась.

Что такое Конституция? Определение здесь можно дать самое простое: это основной закон страны, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы государственного строя.

Чем конституция отличается от других нормативных актов. Чем отличается закон от конституции – Мир закона

Слово «конституция» в переводе с латыни означает «устройство, установление». Это значит, что Конституция — это устройство государства и установление в нем законов, по которым живет общество данного государства. Она определяет принцип, по которому живут и действуют органы государственной власти, определяется избирательная система, отражены права и обязанности граждан.

Конституция — это главный закон государства, он обладает самой высшей юридической силой. Без конституции не может существовать ни одно правовое государство, общество погрузится в хаос, не будет стабильности и защиты.

Что отличает Конституцию от других правовых актов? Особенности основного государственного закона

Конституцией в любом цивилизованном государстве называют сборник законов. Но что отличает Конституцию от других правовых актов? Какими особенностями обладают нормы этого закона? Ответ на данный вопрос можно будет найти в нашей статье.

Понятие

Конституцией именуют сборник различных норм и правовых положений, на основе которых принимаются все остальные законы в стране. Статус Конституции довольно простой: это высшая юридическая сила.

Таким образом, рассматриваемый правовой акт является основным в стране.

На основе его норм выстраивается государственное устройство, форма правления, общественная система, законодательный процесс и прочие важные составляющие любой страны.

Для реализации конституционных норм во многих странах существует отдельный государственный орган. В России таким органом является Конституционный суд. Он следит за исполнением положений основного государственного закона, дает толкование некоторым его нормам, а также вносит предложения по изменению отдельных частей закона.

Чуть подробнее следует разобрать вопрос о том, что отличает Конституцию от других правовых актов.

Первичность Конституции

Основной государственный закон имеет основополагающий, то есть учредительный характер. На основе конституционных норм выстраиваются все остальные нормативные акты. Именно Конституция провозглашает все самые важные ценности, свободы и права, которые определяют территориальную форму страны, а также систему государственного и общественного управления.

Положения Конституции РФ как высшего нормативно-правового акта первичны. Ни один другой акт не может быть принят, если его положения противоречат нормам основного государственного закона. При этом Конституция действует на территории всего государства. Все регионы и области страны должны подчиняться основному закону.

Что отличает Конституцию от других правовых актов?

Основной нормативный акт государства обладает стабильностью. Многие положения Конституции попросту нельзя изменить. Более того, для внесения поправок в основной закон страны проводится особая, довольно сложная процедура.

Все государственные органы, а также глава государства должны дать согласие на изменение конституционных норм. Также проводится специальный референдум, на котором происходит опрос граждан.

Без всех этих аспектов изменение основного закона государства не представляется возможным.

Итак, что отличает Конституцию от других правовых актов? Это такие категории, как сложность, приоритетность, учредительность и стабильность.

Виды Конституции

Специалистами в области юриспруденции было разработано множество классификаций, по которым можно составить несколько видов основного закона страны. Так, Конституция бывает фактической и юридической. Фактической Конституцией называют не закон, а совокупность реально существующих отношений. Юридическая Конституция выражается в виде сборника конкретных правовых норм.

Основной государственный закон может быть писаным и неписаным. В большинстве стран распространены именно писаные законы. Их положения закреплены на определенном носителе, которые доступны для изучения. Неписаные законы выражаются, как правило, в виде обычаев. Такой тип устройства существует в Великобритании.

Конституции бывают жесткими и гибкими. Жесткий закон нелегко подвергнуть изменениям. В данном случае выстроена очень сложная система законотворчества. Гибкие же законы очень легко изменить. Достаточно лишь провести ание в соответствующих государственных органах.

Также законы бывают постоянными и временными, октроированными и народными. Временные законы действуют определенный срок, а у постоянных продолжительность действия не ограничена.

Октроированная Конституция передается от одного народа другому, а народная принимается самостоятельно. Простой пример октроированного закона – это Конституция Польши начала XIX века.

Тогда российский император Александр I лично передал сборник правовых норм польскому региону.

Итак, что еще характерно для основных государственных законов? Разнообразие видов – вот, что отличает Конституцию от прочих правовых актов.

Конституционные принципы

Любой государственный закон базируется на ряде важных принципов. В цивилизованной стране в качестве таких принципов выступают:

  • приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • особое место Конституции в системе нормативно-правовых актов;
  • суверенитет государства, территориальное и политическое единство;
  • свобода экономического пространства, отсутствие монополий;
  • разделение властей и демократичность, а также многое другое.

Как правило, все конституционные принципы закрепляются в первой главе основного государственного закона.

Функции

Конституция как основной государственный закон обладает различными юридическими функциями. Вот, на что указывают юристы:

  • политическая функция – определение системы государственной власти, закрепление политического многообразия;
  • правовая функция – учреждение основополагающих правовых положений, стягивание действующего законодательного процесса в единую и целостную систему, обеспечение и упорядочение общественных отношений;
  • учредительная функция – приоритетное место Конституции в системе нормативно-правовых актов (благодаря этому возможна установка и реализация определенного порядка в стране, а также создание системы органов власти и институтов);
  • мировоззренческая функция – формирование правового сознания у населения;
  • гуманистическая функция – воплощение общечеловеческих ценностей.

Отсутствие хотя бы одной из представленных функций указывает на нулевую юридическую силу Конституции.

Отличия Конституции от простого закона

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 5

Закон Конституция

1. Простой закон 1. Основной закон

2. Обладает высшей юрид.силой 2.Обладает наивысшей юрид.силой

3. Принимается гос. органами 3. Принимается народом или от его имени

Искл: на Референдуме представит.органами(органом учред.-власти)

Искл:Дарованные констит. и парламентские

4. Прин-ется и изм-тся в обычном зак-ном порядке

Зак-ный процесс

4. Прин-тся и изм-тся в особом пор-ке. пересмотра и прин.поправок

Искл: гибкие конституции

5. Огранич. Круг, руг.общ-ных отнош 5. Всеохватный круг, рег. Общ. отнош.

6. Подробно руг-ет общ.отнош. 6. Рег-ет общ.отнош. в общем виде

7. Относит-ная первичность предписаний 7. Абсолют. первичность предписаний

8. База для подзаконных правов.актов 8. База для зак-ов всего текущ.зак-ва9. 9. Общий правовой способ охраны полож. 9.Особый прав.способ охраны полож. Констит.контрол

34) Конституционализм: взгляды на понятие конституционализма, его содержание, основные признаки

Конституционализм – как система источников. Понимается только как политико-правовая теория и практика конституц. устройства, основанного на западных либерально-демократич. ценностях.

☼ Главным признаком конституционализма не просто наличие конституции, а реальная связанность её нормами всех органов гос. власти.

☼ Конституц. доктрина, в основу которой положена идея конституции в широком смысле слова

☼ Основу правления сост. идеалы демократии: идея господства права в общ-ной жизни, утверждение идеалов соц. демократии, признание прав и свобод человека высшей ценностью, уважение достоинства личности институтами власти, прямое участие народа в осущ-нии власти, политич. права гражданам. Гарантированность прав и свобод.

Конституционализм как гос. режим

35) Конституция в федеративном государстве. Соотношение федеральной Конституции и конституций ( уставов) субъектов федерации. Особенности конституций (уставов) субъектов РФ.

Федеративному государству свойственна конституционная система, состоящая из федеральной конституции и конституций субъектов федерации. Каждая федерация является объединением государственных образований, которые обладают определенными признаками государства, и прежде всего — правом принимать свои конституции. Принятие конституций субъектами федерации не является свидетельством их полного суверенитета — сам по себе факт вхождения в федеративный союз означает отказ от основных суверенных прав (в области обороны, финансов, внешних сношений). Поэтому конституционная теория и практика в федеративных государствах не рассматривает субъекты федерации как суверенные государства и не признает право их выхода из федерации, а конституции этого и не закрепляют. Исключение составляла советская федерация, в которой союзные республики рассматривались как суверенные государства с правом выхода, что в практической жизни значения не имело, но юридически способствовало распаду СССР.

соотношении федеральной конституции и конституций субъектов федерации . вопрос о соотношении, решается на основе верховенства федеральной конституции и обязанности конституций субъектов федерации соответствовать ей. Но при этом есть ряд конкретных вопросов, требующих ответа. Это, прежде всего, вопрос о разграничении компетенции федеральных органов гос. власти и соответствующих органов субъектов федерации. Он решается путем установления исключительной компетенции как федерации, так и ее субъектов, а также — их совместной компетенции. Это означает, что конституционная система федеративного государства утверждает полный суверенитет союза и ограниченный (остаточный) суверенитет субъектов. При этом конституции субъектов федерации устанавливают свою систему органов государственной власти, судебную систему, систему органов местного самоуправления.

Конституции субъектов РФ призваны выразить особенности национальной государственности, но они все же не содержат чего-либо принципиально национального (кроме, названий законодательных органов, закрепления того или иного языка в качестве государственного, государственной символики). Многие из этих конституций принимались под сильным давлением националистических сил, главным образом стремившихся воплотить в них национальный суверенитет. При этом ряд конституций оказался в противоречии с федеральной, вследствие чего процесс создания конституционной системы Российской Федерации пока нельзя считать завершенным.

Конституции республик, как и уставы других субъектов РФ, закрепляют права и свободы граждан в том же объеме, что и Конституция РФ, так что смысл такого закрепления, имея в виду действие федеральной Конституции на всей территории РФ, не особенно велик. Он заключается в установлении дополнительных гарантий конституционных прав или в их расширении, но это встречается крайне редко — гораздо чаще устанавливаются непредусмотренные федеральным законодательством и международными обязательствами России ограничения избирательных прав граждан, свободы передвижения и выбора места жительства, искусственное сужение перечня объектов, которые могут находиться в собственности физических лиц.

Во многих конституциях и уставах не обеспечивается равноправие граждан независимо от национальности, места жительства и других обстоятельств. В них, в частности, права и свободы человека и гражданина увязываются с гражданством или особым статусом жителя, устанавливаются ограничения на передвижение и выбор места жительства, устанавливается предельный возрастной ценз для глав администраций (55 или 60 лет), ценз оседлости для избирательного права (свыше года), иммиграционные квоты и т.д., хотя регулирование прав и свобод, в том числе гражданства, относится к исключительному ведению РФ

В подавляющем большинстве конституций и уставов закрепляется признание верховенства Конституции РФ. Однако часто положения о верховенстве и приоритете конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ на его территории формулируются без учета положений Конституции РФ о верховенстве и действии Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации без каких-либо ограничений.

36) Реализация Конституции. Прямое и опосредованное действие конституционных норм. Реальность Конституции. Толкование конституции: понятие, причины и виды.

Реализация Конституции — целеустремленная деятельность компетентных органов — государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, граждан и их общественных объединений — по осуществлению основ государственного и общественного строя, прав и свобод личности. Реализация конституционных норм предполагает проведение их в жизнь на любом уровне в определенных формах:

1) Организация исполнения конституционных норм;

2) Непосредственное осуществление норм Конституции путем их использования и соблюдения;

3) Применение мер воспитания, поощрения, а в необходимых случаях и принуждения к исполнению конституционных норм.

1. Принцип прямого действия означает, что конституционно-правовые нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т. е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.

2. Конституционные нормы, конкретизируясь в нормах соответствующих отраслей права, действуют опосредованно. Конституция закрепляет преимущественно главные, принципиальные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в других законодательных актах. Ряд статей Конституции РФ содержит указания на необходимость принятия ФКЗ и ФЗ, определяющих порядок реализации конституционных норм.

Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.

Конституция РФ ввела институт толкования Конституции специально уполномоченным на то государственным органом — Конституционным Судом Российской Федерации. Речь идет об официальном толковании, имеющим особую юридическую силу и являющимся обязательным для всех правоприменяющих субъектов. Причины необходимости института толкования заключаются в том, что конституция не всегда может учесть неординарность возникающих в жизни ситуаций, требующих решения на основе конституционных норм. Виды:

1. Нормативное толкование имеет место в тех случаях, когда есть прямой запрос о толковании соответствующих норм Конституции в Конституционный Суд.

2. Казуальное толкование имеет место, если Конституционный Суд выносит решения по спорам о компетенции, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов о конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле.

Структура Конституции РФ.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения. В основе обобщения конституционных норм в определенные единые комплексы (разделы, главы) лежит сходство предмета регулирования.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:

1) Основы конституционного строя;

2) Права и свободы человека и гражданина;

3) Федеративное устройство;

4) Президент Российской Федерации;

5) Федеральное Собрание;

6) Правительство Российской Федерации;

7) Судебная власть;

8) Местное самоуправление;

9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Раздел второй именуется «Заключительные и переходные положения».

Отличие Конституции от законов

Конституция России:

  • · закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;
  • · обладает высшей юридической силой;
  • · обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);
  • · отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;
  • · является базой для текущего законодательства.

Значение Конституции РФ

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

Сегодня в России часто говорят и пишут о национальной идее, стремятся понять и сформулировать ее смысл. Это действительно очень важно и актуально. Вместе с тем следует отметить, что национальная идея не насаждается приказом сверху, даже если ему придается конституционное значение. Она складывается и утверждается в сознании общества иным путем.

Конституция прежде всего вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутри государственного права.

Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.

Между тем Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.

Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль. конституция закон юридический федеративный

Решать задачи подобным образом, разумеется, нелегко. Россия еще никогда не была страной с высокой правовой культурой, традиционным уважением к праву и правам человека. Наоборот, для прошлого (начиная со времен Российской империи и включая годы Советской власти) был характерен правовой нигилизм. Эти негативные факторы сохранились и сегодня. Для их преодоления необходимо длительное время, освоение гуманитарных ценностей, переориентация общественного сознания. И в современных условиях сохраняется подчас приоритет политики над правом, в то время как сложнейшие политические процессы, происходящие в российском обществе, должны протекать в границах права, не позволяющих политическим страстям перешагнуть правовые принципы. Даже тогда, когда на первый план вышли экономические преобразования, их зачастую пытались решать без должного и умелого обращения к праву, которому отводилась крайне пассивная роль. Ставка делалась на некую саморегуляцию, близкую к разгулу стихии. Казалось, действовал принцип: чем меньше государства и права, тем лучше. Активное включение Конституции в процесс преобразований призвано помочь преодолеть подобные подходы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *