Классификация исторических явлений событий объектов

1) Типологический: классификация исторических явлений, событий, объектов

Функции истории

1 Функция формирования гражданских, нравственных ценностей и качеств – это функция…воспитательная

2 Воспитательная функция исторического познания заключается в… формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств

3 Практически-рекомендательная функция исторического познания заключается в… выработке научно обоснованного политического курса

4 Укажите верное толкование прогностической функции исторического знания… историческое знание позволяет предвидеть будущее

5 Уберите лишний элемент из логического ряда функций исторического знания… политическая

Методы изучения истории

1 Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.

2) ретроспективный: последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события

3) синхронный: изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время

2 Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.

1) системный: раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития

2) типологический: классификация исторических явлений, событий, объектов

3) сравнительный: сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени

3 Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.

1) идеографический: описание исторических событий и явлений

2) типологический: классификация исторических явлений, событий, объектов

3) проблемно-хронологический: изучение последовательности исторических событий во времени

4 Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.

1) идеографический: описание исторических событий и явлений

2) сравнительный: сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени

3) типологический: классификация исторических явлений, событий, объектов

5 Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.

1) идеографический: описание исторических событий и явлений

2) системный: раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития

3) проблемно-хронологический: изучение последовательности исторических событий во времени

Методология истории

1 Подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда, получил название … географический детерминизм

2 Подход, в соответствии с которым разум рассматривается как единственный источник познания и исторического развития, – это… рационализм

3 Методологией называется… учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания

4 Абсолютизация классовой борьбы в историческом развитии различных стран содержалась в теории исторического развития … К. Маркса

5 Формационный подход к структурированию истории был предложен… К. Марксом

Историография истории

1 После Октября 1917 года в России началось создание концепции отечественной истории… марксистской

2 История исторической науки, её становления и развития называется… историографией

3 После Октября 1917 года началось создание концепции отечественной истории… марксистской

4 Большое влияние на развитие исторической науки в России в 30 – 40 годы XIX века оказали дискуссии между… западниками и славянофилами

5 Наука, изучающая развитие исторических знаний, называется …историография

Формирование и развитие Киевской Руси

1 К истории Киевской Руси относится… разгром Хазарского каганата

2 Событием периода Киевской Руси был (-о, -а)… разгром половцев Владимиром Мономахом

3 Укреплённые дворы княжеских управителей, установленные княгиней Ольгой, куда население должно было свозить дань, назывались… погостами

4 Монах Нестор являлся автором…..»Повести временных лет»

5 Наследственное земельное владение, появившееся в период Древней Руси, – это… вотчина

Политическая раздробленность

1 Для русских земель в домонгольский период политической раздробленности был (-о,-а) характерен (-но, -на)… расцвет культуры

2 Для русских земель в период политической раздробленности было (-а) характерно (-а)… ослабление обороноспособности княжеств

3 К периоду политической раздробленности относилась (-ось) … ликвидация угрозы со стороны половцев, нашествие Батыя

4 К причинам политической раздробленности русских земель относится… рост феодального землевладения

5 В результате восстания в 1136 году боярской республикой стал (-а) … Новгород

Борьба с иноземными захватчиками

1 Установите соответствие между термином, характеризующим взаимоотношения Руси с Золотой Ордой, и его определением:

Типологический метод – в классификации исторических явлений, событий, объектов

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 6

Идеографический метод изучения истории заключается в описании исторических событий и явлений.

Проблемно – хронологический метод изучения истории заключается в изучении последовательности исторических событий во времени.

Системный метод заключается в раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития.

Для объективного исследования истории необходим комплекс исторических источников, к которым относятся:

Письменные (летописи, своды, документы и т.д.)

Вещественные (орудия труда, предметы быта, монеты, архитектурные сооружения и т.д.)

Устное народное творчество (фольклор, сказки, поговорки и т.д.)

Лингвистические (географические названия, личные имена и т.д.)

Кино-фото-документы.

Понятие история рассматривается с 2х позиций:

Процесс развития человеческого общества.

Обозначение науки, изучающее прошлое человечества.

Объект изучения истории: Общество

Предмет: Закономерности социально-экономического и политического развития общества и государства.

Закономерность – объективно существующее повторяющаяся связь явлений реальной жизни, выражающаяся в исторических событиях и фактах.

Чтобы понять сущность науки, нужно проследить путь ее становления или развития. Этим занимается историография, т.е. совокупность исторических исследований или история исторической науки. В историографии можно выделить несколько этапов:

I. В начальные века отечественная история передавалась через устную традицию (песни, легенды, былины).

II В средние века в России историография носила религиозный характер мышления.

II. Научное освещение российской истории начинается с XVIII в, так называемый дворянский этап.

Первый научный труд по истории России принадлежит Василию Никитичу Татищеву – крупнейшему дворянскому историку эпохи Петра I. Его капитальный труд «История Российская с самых древнейших времен» в 5 томах.

К этому же периоду относится Михаил Васильевич Ломоносов – автор ряда трудов по русской истории («Краткий российский летописец с родословием», «Древняя российская история»), в которых он положил начало борьбе против норманнской теории образования древнерусского государства.

Первый капитальный труд по истории Российского государства принадлежал Николаю Михайловичу Карамзину (1766 – 1826) 12 томов «Истории государства Российского».

IV. К новому этапу историографии относятся Сергей Михайлович Соловьев, автор многотомного труда «История России с древнейших времен», Василий Осипович Ключевский, написавший «Курс русской истории».

V. Советская историография, которая в изучении истории использовала формационный подход. К этому этапу относятся ученые, как М. Покровский (Краткий Курс ВКП(б), Греков Б. Д. Рыбаков Б. А.(язычество Древней Руси).

В настоящее время наблюдается тенденция с одной стороны, возврат к периодизации отечественной истории Соловьева, Ключевского и других дореволюционных историков, с другой – предпринимаются попытки дать периодизацию в соответствии с новыми ценностями и методологическими подходами.

2. Главные достижения античной эпохи:

Расцвет человеческой личности и приоритет духовной сферы, подъем науки и искусства

Разделение труда: умственного и физического.

Рождение систем абстрактных наук (подразумеваю что это об этике, и подобное)

Возникновение мировых религий: а м.р. стали важны шагом для упорядочения сферы идеологии, стали важными интеграционными факторами для взаимопонимания между народами, причисленных к одной вере.

Формирование городов-государств – полисов.

Этапы античности:

Первый (гомеровская Греция), который длился XII-VI ст. к н.э., характеризовался господством земледельческой аристократии, патриархальными родовыми отношениями.

Второй, который начался в VI ст. и длился к началу нашей эры, активно развивались ремесла, товарно-денежные отношения, получила широкое применение рабская работа во всех сферах производства. В политической жизни соревновались аристократия и демократия (торгово-ремесленные прослойки города), что послужило причиной постепенное отстранения аристократии от власти. Следствием этих изменений стало перемещение центра социально-экономического жизни из села в город, преобразование города из сердцевины аристократии на ремесленно-торговый центр.

Великое переселение народов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII вв., разрушивших Западную Римскую империю и затронувших ряд территорий Восточной Европы. Прологом Великого переселения народов было передвижение германских племён (готы, бургунды, вандалы) в конце II — начале III вв. к Чёрному морю. Непосредственным толчком к Великому переселению народов было массовое передвижение гуннов (с 70- х гг. IV в.). В VI—VII вв. на территорию Восточной Римской империи вторгались славянские (склавины, анты) и другие племена.

Причины
Большинство исследователей называют в качестве причин великих переселений уход из оскудевших и неблагоприятных регионов в поиске более привлекательных земель для проживания. Одной из главных причин стало общее похолодание климата, в связи с чем население территорий с континентальным климатом устремились в районы с более мягким климатом. Пик переселения пришёлся на период резкого похолодания 535—536 годов.

Последствия

Социально-экономические и политические последствия В. п. н. были чрезвычайно велики.
Оно способствовало падению рабовладельческого строя и слому римского государственного механизма (в Западной Римской империи).
На значительной части Северного Средиземноморья распространяется свободное крестьянское землевладение, мелкое производство окончательно вытесняет рабовладельческую латифундию, создаются предпосылки для формирования феодального строя (что частично было подготовлено внутренним развитием Римской империи).

4. История народов нашей страны своими корнями уходит в глубокую древность. Родиной их далеких предков была Евразия. Индоевропейцы (предки германских, славянских и некоторых других народов) пришли в Европу из степей Северного Причерноморья и Поволжья (район их более раннего расселения вызывает споры) и первоначально заселили нижнее и среднее течение Дуная, северную часть Балкан. Под влиянием миграционных процессов единая индоевропейская общность распадается: племена, устремившиеся на Восток, доходят до побережья Каспия, проникают в Малую Азию и постепенно заселяют Индостанский полуостров. Движение на Запад позволило индоевропейцам продвинуться в глубь Европы. Время выделения славян (точнее — праславян) из индоевропейской языковой и этнической общности обычно относят ко II — I тыс. до н. э. Скорее всего, процесс обособления праславянских племен происходил тогда, когда племена расселились в Европе. По археологическим данным, прародиной славян являлась территория, которая простиралась от Одера на западе до Днепра на востоке, от Вислы и Припяти на севере до Дуная на юге. Ближайшими соседями славян на западе были кельтско-иллирийские племена, на севере — балтийские и финно-угорские, на юго-востоке — ираноязычные, на юго-западе — дакийские.

Главным местом обитания древних славян стал лес, который спасал от степных кочевников, давал пищу, одежду и обувь, жилище и топливо. Основными занятиями славянских племен были подсечное лесное земледелие, охота, бортничество, лесные промыслы. Другой природной стихией древнего человека были реки с их обильными рыбными запасами. Реки являлись главными средствами сообщения. Именно по течению рек шла славянская колонизация, проходили торговые пути, связывающие славян с другими народами. Так, «путь из варяг в греки» через Днепр соединял Балтику с Черным морем и Византией. Именно на этом пути возникли первые города — Новгород, Смоленск, Киев

Славяне, как и другие народы, находившиеся на стадии военной демократии, были язычниками. Они поклонялись силам природы, которые были непонятны человеку, обожествляли умерших предков. При всех неповторимых особенностях язычество восточных славян являлось лишь ветвью общеславянского, шире — общеиндоевропейского, более того — общечеловеческого древа языческой религии и мифологии. Славянские дохристианские верования в своем развитии прошли три этапа. Первоначально славяне приносили жертвы упырям и берегиням. Упыри — это вампиры, оборотни, олицетворявшие зло. Берегини — добрые, помогающие человеку духи. эээ

⇐ Предыдущая123456

Методы и принципы исторического исследования

Обобщить исторические факты и сложить из них целостную картину прошлого позволяет методология исторической науки.Методология – это учение о способах исследования исторических фактов. Методологию составляет совокупность методов. Метод– способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – факты. Историки пользуются следующими методами:

1. Историко-генетический метод – состоит в изучении исторических явлений в процессе их развития – от зарождения до гибели или современного состояния.

2. Историко-сравнительный метод – состоит в сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени и выявлении сходства и различия между ними.

3. С помощью историко-типологическогометода выявляются общие черты исторических событий и выделяются однородные стадии в их развитии. Происходит классификация исторических явлений, событий, объектов.

4. Идеографический метод – состоит в описании событий, явлений.

5. Системныйметод – состоит в раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития, анализе системы и структуры того или иного явления.

6. Ретроспективный метод – с его помощью можно последовательно проникнуть в прошлое с целью выявления причины события.

7. Синхронный метод – состоит в изучении различных исторических событий, происходивших в одно и то же время.

8. Хронологический метод (проблемно-хронологический) – состоит в изучении последовательности исторических событий.

При использовании данных методов необходимо опираться на следующие принципы исторического исследования:

1. Принцип историзма – обязывает рассматривать все события и явления в их взаимосвязи и взаимообусловленности. События с учетом данного принципа рассматриваются в контексте происходившего, а не по отдельности.

2. Принцип объективности – обязывает рассматривать все события и явления непредвзято, объективно, без предпочтений.

В) описании исторических событий и явлений;

⇐ Предыдущая12

г) классификации исторических явлений, событий, объектов.

17. Описание исторических событий и явлений – это метод …

а) идеографический;

б) сравнительный;

в) синхронный;

г) системный.

18. Метод исторического исследования, заключающийся в выявлении совокупности однопорядковых явлений, сходства и различия между ними, называется …

а) синхронным;

б) историко-генетическим;

В) сравнительно-историческим;

г) типологическим.

19. Историко-сравнительный метод позволяет …

а) последовательно рассмотреть динамику исторических процессов;

Б) раскрыть сущность изучаемых явлений путем сравнительного анализа различных фактических материалов;

в) проследить количественные параметры исторического процесса;

г) выявить истоки изучаемого исторического процесса.

Классификация исторических явлений составляет основу _______ метода.

а) историко-генетического;

б) историко-сравнительного;

в) идеографического;

г) историко-типологического.

Анализ происхождения исторических процессов, выявление причинно-следственных связей, неразрывно связано с ________ методом.

А) историко-генетическим;

б) сравнительным;

в) описательно-повествовательным;

г) типологическим.

22. Отрасль исторической науки, изучающая первобытные, древние и средневековые вещественные источники и реконструирующая по ним прошлое человеческого общества, называется…

а) археология;

б) историческая хронология;

в) этнография;

г) историография.

23. Вспомогательная историческая дисциплина нумизматика занимается изучением …

а) гербов;

б) печатей;

В) монет;

г) систем летоисчисления и календарей.

24. Высшим уровнем исторического познания является …

а) конкретно-исторический;

б) научно-теоретический;

в) мифологический;

г) обыденный.

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.

а) сравнительный;

б) типологический;

в) проблемно-хронологический.

Варианты ответов:

1. сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени;

2. классификация исторических явлений, событий, объектов;

3. изучение последовательности исторических событий во времени.

(1,2,3)

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.

а) системный;

б) ретроспективный;

в) синхронный.

Варианты ответов:

1. раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития;

2. последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события;

3. изучение различных исторических событий, происходящих в одно и то же время.

(1,2,3)

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.

а) системный;

б) ретроспективный;

в) идеографический.

Варианты ответов:

1. последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события;

2. раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития;

3.описание исторических событий и явлений.

(2,1,3)

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.

а) системный;

б) ретроспективный;

в) типологический.

Варианты ответов:

1. последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события;

2. классификация исторических явлений, событий, объектов;

3. раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития.

(3,1,2)

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.

а) идеографический;

б) типологический;

в) синхронный.

Варианты ответов:

1. изучение различных исторических событий, происходящих в одно и то же время;

2. классификация исторических явлений, событий, объектов;

3. описание исторических событий и явлений.

(3,2,1)

Методология истории

30. Подход, в соответствии с которым история рассматривается как процесс восхождения человечества на всё более высокий уровень развития, получил название …

А) эволюционизм;

б) субъективизм;

в) волюнтаризм;

г) теологический.

31. Историко-философский подход, утверждающий, что основные исторические события обусловлены природной средой, называется …

а) локальный подход;

б) исторический прагматизм;

⇐ Предыдущая12

Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 6308. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Сущность История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система на­ук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.

История выполняет несколько социально значимых функций: 1 — познавательная и интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса.

2-практически-политическая. Сущность её в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества.

3-мировоззренческая. История даёт документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития.

4-воспитательная. Изучение отечественной истории воспитывает у народа нравственность, формирует гуманистические гражданские качества патриотизма.

Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления — исторические факты, способ получения из фактов новых знаний.
К конкретным методам относятся:
1) общенаучные;
2) собственно исторические;
3) специальные — заимствованные из других наук.

Выделяют также и другие методы для изуч. и исслед. ист. страны:
— метод периодизации;
— сравнительно-исторический;
— ретроспективный;
— системно-структурный;
— статистический;
— метод социологич. исследований, кот.взят из социологии и используется для изучения и исслед.современных проблем.

Классификация исторических источников — это одна из основ вспомогательной ист.дисциплины — источниковедения.
1) письменные, 2) вещественные, 3) устные, 4) этнографические, 5) лингвистические, 6) фотокинодокументы, 7) фонодокументы.
Самыми важными источниками служат и служили летописи.

Методы исторического познания

Сравнительный метод изучения истории заключается в…

  • описании исторических событий и явлений

  • классификации исторических явлений, событий, объектов

  • сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени

  • последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события

Типологический метод изучения истории заключается в…

  • последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события

  • классификации исторических явлений, событий, объектов

  • сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени

  • описании исторических событий и явлений

Идеографический метод изучения истории заключается в…

  • классификации исторических явлений, событий, объектов

  • изучении последовательности исторических событий во времени

  • сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени

  • описании исторических событий и явлений

Ретроспективный метод изучения истории заключается в…

  • классификации исторических явлений, событий, объектов

  • описании исторических событий и явлений

  • последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события

  • сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени

Проблемно-хронологический метод изучения истории заключается в…

  • изучении последовательности исторических событий во времени

  • раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития

  • классификации исторических явлений, событий, объектов

  • описании исторических событий и явлений

Системный метод изучения истории заключается в…

  • раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития

  • сопоставлении исторических объектов в пространстве и во времени

  • изучении последовательности исторических событий во времени

  • описании исторических событий и явлений

Последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события – это метод…

  • ретроспективный

  • системный

  • идеографический

  • типологический

Сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени – это метод…

  • типологический

  • ретроспективный

  • сравнительный

  • идеографический

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением. 1) сравнительный — 2) типологический — 3) проблемно-хронологический –

  • классификация исторических явлений, событий, объектов

  • изучение последовательности исторических событий во времени

  • сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением. 1) сравнительный — 2) ретроспективный – 3) идеографический —

  • сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени

  • описание исторических событий и явлений

  • последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением. 1) системный – 2) идеографический — 3) синхронный –

  • раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития исторических явлений, объектов

  • изучение различных исторических событий, происходящих в одно и то же время

  • описание исторических событий и явлений

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением. 1) системный – 2) ретроспективный – 3) проблемно-хронологический –

  • раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития

  • изучение последовательности исторических событий во времени

  • проникновение в прошлое с целью выявления причины события

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением. 1) системный – 2) ретроспективный – 3) типологический —

  • классификация исторических явлений, событий, объектов

  • раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития

  • последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события

Метод исторического исследования, показывающий, как изучаемое явление зародилось, какие этапы в движении прошло и каковы итоги его развития, – это метод…

  • историко-типологический

  • историко-генетический

  • историко-сравнительный

  • историко-системный

Метод исторического исследования, позволяющий выявить сходство или различие между историческими объектами, сопоставляя их в пространстве и во времени, – это метод…

  • историко-системный

  • историко-генетический

  • историко-типологический

  • историко-сравнительный

Метод исторического исследования, позволяющий осуществлять классификацию исторических явлений, событий, объектов, – это метод…

  • историко-сравнительный

  • историко-генетический

  • историко-типологический

  • историко-системный

Метод исторического исследования, устанавливающий взаимосвязи и взаимодействия объектов в их историческом развитии, – это метод…

  • историко-генетический

  • историко-сравнительный

  • историко-системный

  • историко-типологический

Задачу выявления взаимосвязанности и взаимообусловленности единичного, особенного, общего и всеобщего позволяет решить ________ метод.

  • сравнительный

  • историко-типологический

  • статистический

  • генетический

Под историей в научном познании в широком смысле понимается все то, что в многообразии объективной общественной и естественной реальности находится в состоянии…

  • равновесия

  • изменения и развития

  • маятника

  • покоя

Шпаргалка по «Истории»

Функции истории

Функция исторического познания, заключающаяся в предвидении будущего – это функция… прогностическая

В логическом ряду функций исторического знания лишним элементом является функция… Адаптивная

Функция выявления закономерностей исторического развития – это функция… познавательная

Укажите правильное соответствие функции исторического знания и её определения:

практически-рекомендательная – выработка научно-обоснованного политического курса

познавательная – выявление закономерностей исторического развития

прогностическая – предвидение будущего

Функция исторического знания, сформулированная в высказывании немецкого математика и философа Г.В. Лейбница «Настоящее, рожденное прошлым, рождает будущее», является функцией Прогностической

Способ идентификации и ориентации общества, личности – это функция… социальной памяти

Укажите правильное соответствие функции исторического знания и её определения:
познавательная – выявление закономерностей исторического развития
воспитательная – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств
социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества, личности

Укажите правильное соответствие функции исторического знания и её определения:

социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества, личности

познавательная – выявление закономерностей исторического развития

прогностическая – предвидение будущего

В советский период официальной идеологией был марксизм, поэтому на первый план выдвигалась______ функция исторического знания Практически-политическая

Прогностическая функция исторического познания заключается в… предвидении будущего

Высказывание Цицерона «История-учительница жизни» отражает _____ функцию истории

Воспитательную

Две составляющие функции социальной памяти, присущей историческому знанию, заключаются в том, что история является средством…

Передачи социально-значимой исторической информации из поколения в поколение
Сохранения духовного наследия

Функция истории с точки зрения общества (социума) – культурологическая
1. Познавательная функция – выявление закономерностей исторического развития.
2. Функция социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества и личности.
3. Практически-рекомендательная функция – выработка научно обоснованного политического курса.
4. Воспитательная функция – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств
6. Прогностическая функция – облегчает предвидение будущего.

Методы изучения Истории

Отрасль исторической науки, изучающая первобытные, древние и средневековые вещественные источники и реконструирующая по ним прошлое человеческого общества, называется…

Археология

Метод, характеризующий сущность явления путем сопоставления его с другими называется

историко-сравнительным

Сравнительный – сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними.

Ретроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин события, явления.

Идеографический – описание исторических событий и явлений. Получает уникальную единичную информацию об объекте

Типологический – классификация исторических явлений, событий, объектов.

Генетический – описывает свойства и функции события или явления в процессе их реконструкции

Системный – раскрывает внутренний механизм функционирования и развития

Проблемно-хронологический – изучение последовательности исторических событий во времени

Синхронный – изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время

Номотетический – устанавливает общее, имеющее форму закона

Методология Истории

Наукой, которая не относится к вспомогательным историческим дисциплинам, является… Нумизматика

Большую роль в развитии цивилизационного подхода сыграли… Н. Данилевский и О. Шпенглер, Тойнби

Подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда, получил название …

географический детерминизм

Господствующим в познании исторического прошлого в советский период был _______________ подход.

марксистский

Рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа характерно для …теологического подхода

Подход, в соответствии с которым исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций, получил название …

марксизм

Подход, рассматривавший историю как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития, получил название …

эволюционизм

Большую роль в развитии цивилизационного подхода сыграли…

О. Шпенглер и А. Тойнби

Методология, в соответствии с которой исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций, получила название …

марксизм

Подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития, — это…

рационализм

Основоположниками формационного подхода к истории являлись… К. Маркс, Ф. Энгельс

В соответствии с марксистским подходом, переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется через… социальную революцию

Большую роль в разработке цивилизационной методологии сыграли…
Н. Данилевский и А. Тойнби

Марксистская теория возникла в ______ веке. 19

Рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа характерно для … теологического подхода

Создателями формационной теории явились …

К. Маркс и Ф. Энгельс

Концепция догоняющего варианта развития стала модификацией ____________ подхода.

синтетического

Марксистский подход в истории человеческого общества определяет _________ общественно-экономические(х) формации(й).

пять

Подход, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди, получил название …

субъективизм

Рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа характерно для …

теологического подхода

Цивилизационному подходу к истории соответствует тезис о

Многообразии локальных человеческих обществ

Историография Истории

После Октября 1917 года началось создание _______________ концепции отечественной истории.

марксистской

Русский писатель, публицист и государственный деятель Н.М. Карамзин в 1816-1817 гг. выпустил в свет первые восемь томов своего сочинения…

«История государства Российского»

В современной исторической науке широкое распространение получил антропологический подход, который приоритетную роль отводит
Человеку, его внутреннему миру

После Октября 1917 г. в основу отечественной историографии был положен …

марксизм

Родоначальником марксистской концепции отечественной истории считается …

М.Н. Покровский

В XVIII в. немецкими историками И. Байером, Г. Миллером была создана …

норманнская теория

Двумя основоположниками теологического подхода к изучению истории являлись…

Аврелий Августин (Блаженный), Фома Аквинский

История исторической науки, ее становления и развития называется…

Историография

На советскую историческую науку оказывал влияние диктат…

марксизма-ленинизма

Появившийся в 1938 году «Краткий курс истории ВКП(б)»…

закрепил монополию партии на историческую истину

Автором «Курса русской истории», значительное внимание уделявшим социально-экономической истории России, был …

В.О. Ключевский

Родоначальником российской исторической науки является участник петровских преобразований, автор труда «История Российская»

В.Н. Татищев

Подход, рассматривавший российскую историю как исключительно самостоятельную, был характерен для историков-…

славянофилов

К новому виду исторических источников, получившему распространение в России со второй половины 1990-х гг. относятся…

Материалы периодической печати

В современной исторической науке широкое распространение получил антропологический подход, который приоритетную роль отводит…

Географическому фактору

После Октября 1917 года в России началось создание ____________ концепции отечественной истории.

марксистской

Памятником нравоучительной литературы XVI века является

«Русская правда»

Общерусский летописный свод, составлены в XII в. в Киеве монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, называется…

«Повесть временных лет»

В России история как наука возникает в связи с изучением и критическим осмыслением источников в _______ веке.

Основоположником антинорманнизма считается российский ученый — энциклопедист …

М.В. Ломоносов

Подход, рассматривавший российскую историю как часть общеевропейского поступательного процесса, был характерен для историков-…

западников

Первым критиком норманнской теории происхождения Древнерусского государства стал русский ученый

М.В. Ломоносов

У истоков исторической науки в России стояли…

В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов

Большое влияние на развитие исторической науки в России в 30-40 годы XIX века оказали дискуссии между…

западниками и славянофилами

Источником личного происхождения являются (-ются)

«Дневники» М.М. Пришвина

В послепетровский период немецкими историками на основе изучения русских летописей была создана …

норманнская теория

Этапы развития Киевской Руси

К истории Киевской Руси относится…
1. призвание варягов
2.Объединение Новгорода и Киева под властью Олега
3. начало правления Рюриковичей
4. крещение Руси
5. поход князя Олега на Киев
6. убийство князя Игоря древлянами
7. введение «уроков» и «погостов»
8. разгром Хазарского каганата (Святославом)
9. создание «Русской правды»
10. разгром половцев Владимиром Мономахом

Как выучить последовательность исторических событий?

Всем привет!

Друзья! Это нечто!!!

Недавно колесил по просторам Интернета, просматривая сайты по подготовке к егэ по истории… Я просто ужаснулся от того, как некоторые авторы сайтов позиционируют подготовку к экзаменам и как рекомендуют запоминать последовательность исторических событий! Они просто вываливают информацию в сеть, под шокирующими заголовками, вроде этого: «Даты и события, которые надо знать, чтобы сдать ЕГЭ по истории»… И дальше мы видим список дат почти на каждый год с 962 года по 1994…

И неудивительно, что одна половина абитуриентов впадает в панику, а другая — в транс от такого количества дат, которые «надо знать»… Друзья, будьте осторожны, не верьте этим людям, они просто не владеют методиками подготовки, а просто тупо скачали что-то из Интернета и выложили к себе якобы как уникальный контент.

Что же делать, когда осознаешь, какое количество материала «надо выучить»? В следующих статьях мы ещё остановимся на этом вопросе, так что оформите подписку на новые статьи!

Лично я на практике уже убедился, что даты событий учить НЕ НАДО, надо учить последовательность исторических событий. В истории надо от силы знать 25 — 30 реально серьезных событий. Остальные события надо уметь соотносить хотя бы с частью века, а лучше с императором, или правителем, правившем в это время в России.

Сегодня я поделюсь с Вами ещё кое какими своими наработками.

Друзья! Но вы должны понимать, что поработать всё равно придется! А о том, как повысить работоспособность и мотивацию у меня была недавно отдельная статья.

Итак при запоминании последовательности событий в истории России Вам надо знать только то, что любое историческое событие имеет свою структуру: предпосылки, причину, повод, ход событий и итоги. Более детально о причинно-следственных связях .

Так вот при подготовке к экзаменам возьмите за правило писать этот план каждого важного события, которое изучаете. Только не вразброс, конечно, а последовательно, начиная с Древней Руси и доведите до 20 века. Думаю, когда Вы напишете около 50 таких важных исторических событий, то их последовательность уляжется в голове прочно и надолго!

Приведу несколько примеров из разных эпох истории России, чтобы подтолкнуть вас к действию:

Русско-византийская война 970 — 972 годов

Предпосылки: давние военные и торговые отношения между Русью и Визнатией.

Причины: Нежелание Святослава соблюдать условия договора с Византией.

Повод:

Византия попросила Святослава подавить восстание в Болгарии за определенную сумму.

1. Ход событий: Святослав потопил восстание в Болгарии в крови и очень жестоко подавил его. Но не пожелал вернуться обратно на Русь. Вместо этого он провозгласил, что Болгария будет центром его земель, что из Руси будут стекаться мёд, воск, пушнина, а из Визнатии вино, ковры, драгоценности.

2. В результате русско-византийской войны Святослав в 972 году был окружен войсками императора Византии Иоанна Цимисхого и был вынужден покинуть болгарские владения Византии.

Итоги:

1. Смерть Святослава в связи с подкупом Иоанном Цимисхим одного из печенежских племен.

2. Попытка Святослава создать империю, объединив Русь и Византию не удалась!

Примечание: желательно знать годы, в которые было указанное событие!

——————————————————————————————————

Северная война 1700 — 1721 годов.

Предпосылки: нерешенность задачи выхода к торговым морским путям.

Причина: необходимость для внешнеполитических интересов России выхода к Балтийскому морю.

Повод: нападение русских войск на крепость Нарва осенью 1700 года

Ход событий:

Первый период войны с 1700 по 1709 годы. В ходе этого периода русские войска взяли Нарву, Иван-город, Орешек и др… В 1703 году был основан Санкт-Петербург. Предательство Ивана Мазепы (гетмана Украины). Карл 12 вынудил Данию и Австрию выйти из коалиции с Московским государством.

27 июня 1709 года — Полтавская битва

Второй период войны: с 1709 по 1721 года. 20 июля 1714 года первая крупная морская битва при мысе Гангут. 20 июля 1720 морская битва при мысе Гренгам.

Итоги войны: август 1721 года — заключением между Россией и Швецией Ништадского мира по которому к России отошли прибалтийские территории.

Победив Шведскую империю, Россия стала империей.

——————————————————————————————————

Великая Отечественная Война 22 июня 1941 по 9 мая 1945

Предпосылки: неприятие странами Запада советской власти, установившейся вследствие Октябрьской социалистической Революции 1917 года. Видео, кстати, в тему. Правда оно о начале Второй мировой войны и роли Германии в развязывании этой войны:

приход к в Германии в 1933 году нацистской социал-демократической партии во главе с Адольфом Гитлером.

Причины: агрессивная нацистская идеология.

Повод: формальным поводом нападения Германии на Советский союз была подтасовка фактов: что якобы СССР обстрелял аэродромы Румынии со своей территории, а Румыния союзница Германии, поэтому Германия напала.

Ход событий подробно изложен в таблице, которую можно скачать по

Итоги: СССР сыграл ключевую роль в разгроме как военной основы нацистов, так и идеологии нацизма.

Разобрав по этой схеме событий 30 — 50 вы будете знать последовательность исторических событий гораздо лучше! Также настоятельно рекомендую Вам посмотреть три моих урока по истории Древней Руси. Они сразу наведут порядок в Вашей голове:

На сегодня, уважаемые друзья, всё! Считаемся в следующих постах!

P.S.: по просьбам читателей выкладываю те самые события отечественной истории, которые надо знать с точностью до года, и конечно помнить их причины, повод, ход событий и итоги. В остальных событиях надо просто уметь ориентироваться, то есть соотносить события с конкретным правителем, и представлять, в какой части века было его правление. Кстати, как запоминать даты по истории, можете

Итак, события:

  1. Христианизация Руси — 988 .
  2. Первое упоминание о Москве — 1147 год.
  3. Битва на р. Калке — 31 мая 1223 года.
  4. Куликовская битва — 8 сентября 1380 года.
  5. Принятие Судебника Ивана Великого — 1497 год.
  6. Принятие Судебника Ивана Грозного — 1550 год.
  7. Принятие Соборного Уложения — 1649 год.
  8. Северная война 1700 — 1721 год. Полтавская битва 27 июня 1709 года.
  9. Эпоха Дворцовых переворотов 1725 по 1762 гг.
  10. Нашествие Наполеона 1812 год.
  11. Манифест об отмене крепостного права — 19 февраля 1861 года.
  12. Русско-японская война январь 1904—сентябрь 1905.
  13. Первая русская революция 1905 — 1907 гг.
  14. Февральская революция 1917 год.
  15. Октябрьская революция 1917 год.
  16. Гражданская война 1917 по 1921/22 гг.
  17. НЭП — 1921 — 1927 гг.
  18. Индустриализация и коллективизация 1920-е — 30-е годы.
  19. Вторая мировая война 1 сентября 1939 по 2 сентября 1945 гг.
  20. Великая отечественная война 22 июня 1941 по 9 мая 1945 гг.
  21. Корейская война 1950 — 53 гг.
  22. Карибский кризис 1962 год.
  23. Холодная война 1946/49 — 1989 годы.
  24. Венгерское восстание 1956 год.
  25. Восстание в Чехословакии 1968 год.
  26. Афганская война 1979 по 1989 годы.
  27. Перестройка 1985 — 1990 годы.
  28. Распад СССР декабрь 1991 год (Беловежское соглашение).

Можете начать с того, чтобы разобрать эти события по той схеме, которая была приведена выше. Пользы будет в сто раз больше, чем от простого заучивания!

С уважением, Андрей Пучков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *