Программно целевой подход в управлении

Сущность и особенности программно-целевого управления

Одной из центральных задач государства является обеспечение равноценных условий жизни на всей территории страны. При этом должны учитываться не только экономические, но и социальные и политические аспекты.

Решение этих задач в российских условиях имеет свои особенности. Несмотря на постоянно совершенствуемый механизм финансовых отношений, в том числе помощи регионам, острота противоречий между центром и субъектами Федерации, как и между последними и органами местного самоуправления, в вопросах межбюджетных отношений не снижается. До сих пор не в полной мере реализован один из основных принципов бюджетного федерализма — формирование бюджетов, достаточных для эффективной реализации закрепленных за разными уровнями расходных полномочий.

В годы реформ на смену чисто административным, широко распространенным в плановой экономике механизмам пришли экономические методы управления. Однако поскольку в экономике постоянно возникают противоречия, трудности, проблемы, которые рыночный механизм сам по себе решить не может, то объективно нужна система мер по усилению государственного регулирования ряда сегментов рыночной экономики. В настоящий момент важнейшим инструментом прямого планового воздействия государства на экономику, на наш взгляд, является программно-целевой метод. Без использования программно-целевого подхода в государственном регулировании не решить масштабную задачу структурной перестройки экономики регионов и муниципальных образований, как и не создать эффективный механизм экономического саморазвития территорий с учетом их особенностей.

Программно-целевой подход предполагает определение приоритетных целей экономического и социального развития, разработку взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами.

Анализ зарубежной практики показывает достаточно активное использование программно-целевого подхода к управлению региональным развитием в странах с развитой рыночной экономикой. В США такой подход применяется практически повсеместно. В Европе, в частности во Франции, программный метод используется для развития экономического потенциала кризисных территорий.

В современных условиях России программно-целевой метод реализуется в виде федеральных целевых программ (ФЦП), выступает как важнейшее средство реализации экономической политики государства, активного воздействия на социальные, экономические, производственные и иные процессы. Анализ применения программно-целевого метода на федеральном и региональном уровнях показал его эффективность. В рамках комплексных программ социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Федерации определены приоритеты экономического и социального развития на среднесрочную перспективу, сформирован и законодательно закреплен механизм государственного стимулирования (поддержки) привлечения инвестиций в развитие территорий, созданы условия для обеспечения социальных стандартов, гарантированных Конституцией РФ.

Программно-целевое управление — управление, ориентирующееся на достижение конкретного конечного результата в решении определенной проблемы, развитии той или иной отрасли или региона и в заранее установленные сроки.

Основными принципами программно-целевого управления являются: ориентация на конечную цель, сквозное планирование объекта управления, принцип непрерывности. Программно-целевое управление предназначено для решения сложных проблем общественного производства, возникающих при реализации крупномасштабных народнохозяйственных, межотраслевых и межрегиональных целей с жесткими директивными сроками.

Основными этапами программно-целевого управления являются:

— формулировка цели программы;

— декомпозиция (расчленение) цели на отдельные задачи и мероприятия — формирование дерева целей и задач и оценка его элементов;

— обоснование альтернативных направлений (средств) достижения целей программы;

— оптимизация распределения ресурсов между отдельными ветвями дерева целей и темпов финансирования;

— изменение приоритетности отдельных целей программы или средств их достижения;

— адаптация целевой части программы к изменяющимся внешним условиям.

С усложнением задач развития и совершенствования производства роль программно-целевого управления возрастает. Принципы программно-целевого управления, разработка и осуществление комплексных целевых программ находят все большее распространение на всех уровнях управления — народном хозяйстве в целом, отраслях и муниципальных образованиях, объединениях и предприятиях.

Современный этап развития страны, реформирование местного самоуправления требуют нового осмысления и законодательного обеспечения программно-целевого управления на муниципальном уровне. Особенно это касается упорядочения государственной поддержки муниципальных образований, закрепления за территорией муниципального образования муниципального имущества и налоговых и неналоговых доходов, достаточных для решения задач местного значения.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ. определены полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области реформирования местного самоуправления, закреплены вопросы местного значения сельского и городского поселений, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, одним из которых является принятие и организация выполнения программ комплексного социально-экономического развития.

На программно-целевом методе должно основываться планирование развития территории муниципального образования. С его помощью на среднесрочный период и долгосрочную перспективу, возможно, определить оптимальный набор объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктур, необходимых для обеспечения гарантированного качества жизни населения, планировать зоны перспективного инвестиционного развития, определить реальный потенциал развития территории.

Применение программно-целевого метода на федеральном уровне в основном урегулировано Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 20.03.2003 г. № 165 «О внесении изменений и дополнений в порядок, разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».

В субъектах Федерации разработаны программно-целевые акты, носящие локальный характер — типовые макеты муниципальных программ, которые могут быть использованы для разработки программ экономического и социального развития муниципального образования первого вида — городского округа, муниципального района и муниципальных образований второго вида — городских и сельских поселений.

Разработка типового макета преследовала следующие цели:

— создание условий по внедрению программно-целевого управления на муниципальном уровне;

— обеспечение регламентации и унификации процесса разработки муниципальных программ;

— обеспечение методологического единства муниципальных программ с программами экономического и социального развития Российской Федерации и субъектов Федерации, взаимоувязанности направлений развития муниципальных образований с целями государственной стратегии в области реформирования местного самоуправления;

— упорядочение механизмов государственной поддержки муниципальных образований на федеральном и региональном уровнях.

Типовой макет программы включает три взаимосвязанных, но достаточно самостоятельных раздела, формирование которых осуществляется поэтапно:

— анализ социально-экономического положения, оценка сильных и слабых сторон муниципальных образований (городского округа, муниципального района и поселений, расположенных на его территории);

— разработка стратегического направления развития муниципального образования;

— формирование реестра конкретных некоммерческих (социальных) мероприятий и инвестиционных проектов, а также разработка механизмов их реализации.

Исходными информационными материалами для разработки программы могут служить: отраслевые и региональные прогнозы развития, разрабатываемые на федеральном, областном и муниципальном уровнях; статистическая отчетность; данные социологических и иных обследований; предложения и рекомендации работников муниципальных служб, руководителей и специалистов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, иных хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования.

Разработка программы должна базироваться на следующих принципах:

— ориентация на собственные ресурсы муниципального образования, с учетом которых разрабатываются конкретные проекты и мероприятия, обеспечивающие приток финансовых ресурсов, достаточных для решения социальных проблем;

— ориентация на непрерывное отслеживание качества жизни населения муниципального образования. Ключевым моментом анализа исходного состояния экономики муниципального образования является анализ показателей качества жизни населения, выявление динамики их изменения с тем, чтобы в ходе реализации программы своевременно выявить, насколько реализация конкретных мероприятий влияет на рост благосостояния граждан, оправдываются ли их выборные ожидания, для того, чтобы своевременно скорректировать управление муниципальным образованием, приняв соответствующие организационные и правовые решения.

До последнего времени оценка качества жизни граждан, если и производилась, то, главным образом, для того, чтобы показать глубину кризиса в стране. Улучшение качества жизни не рассматривалось как стратегическая задача органов государственной власти и местного самоуправления. На основе существующих статистических и аналитических данных нами предложена система показателей для оценки качества жизни с целью использования при разработке муниципальных программ:

— непрерывное выявление и формирование конкурентных преимуществ территории и расположенных на ней хозяйствующих субъектов, анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей с целью выявления стратегических направлений развития для поддержания конкурентоспособности территории и уточнения приоритетов государственной и муниципальной поддержки.

Первая и главная предпосылка успеха — это конкурентоспособность не только территории муниципальных образований, но и предприятий, организаций, расположенных на их территориях, выпускаемой ими продукции. Вторая предпосылка состоит в том, что необходимо постоянно поддерживать конкурентоспособность, создавать новые конкурентные преимущества. Применение программно-целевого метода предполагает, прежде всего, предвидение конкурентной ситуации и формирование видения будущего муниципального образования, планирование и расчетное обоснование путей создания конкурентных преимуществ, обеспечивающих эффективное развитие муниципального образования в долгосрочной перспективе, адаптацию его к изменяющимся условиям, в т.ч. реформированию местного самоуправления.

Разработка программы экономического и социального развития муниципального образования должна осуществляться органами местного самоуправления самостоятельно. Программа должна состоять из ряда разделов. Задачей первого раздела является комплексная оценка социально-экономического положения муниципальных образований, установление основных тенденций в их развитии. Задача второго раздела — анализ сильных и слабых сторон, выявление угроз и возможностей развития муниципального образования. Другие разделы программы содержат конкретные проекты, мероприятия и механизмы их реализации.

Как следует из сказанного, в качестве инструмента стратегического анализа муниципальных образований используется матрица SWOT-анализа. Идеология SWOT-анализа позволяет дать ответ на вопрос о перспективных направлениях развития, позволяющих активизировать естественные преимущества, устранить недостатки, использовать открывающиеся возможности и избежать потенциальных опасностей. На первом этапе SWOT-анализа ситуация оценивается в статике, как сложившаяся на данный момент. На втором — рассматривается возможное развитие событий вне и внутри муниципального образования, и выявляются перспективные возможности и опасности. При этом принимаются во внимание демографические, экономические, инфраструктурные, экологические, международные, политические процессы.

Особое внимание необходимо уделить оценке хозяйственного климата, политика создания благоприятного хозяйственного климата является непременной частью экономической стратегии. Территория муниципального образования имеет свой набор факторов, благоприятствующих или препятствующих определенным отраслям производства. Полный набор этих факторов, определяющих привлекательность муниципального образования как места для ведения бизнеса, достаточно велик и может различным образом детализироваться и группироваться.

Анализ потенциала и направлений развития муниципального образования, учет его конкурентных преимуществ, мнений и пожеланий населения позволяют определить миссию муниципального образования. Путями реализации миссии могут стать следующие стратегические направления:

— определение приоритетных сфер деятельности, товаров и услуг, обеспечивающих потенциальное конкурентное преимущество муниципального образования на внутриобластных и межрегиональных рынках и приток финансовых ресурсов в базовые отрасли экономики;

— реформирование местного самоуправления, становление и развитие гражданского самосознания и принципов построения гражданского общества. Расширение участия граждан в решении вопросов, связанных с местным самоуправлением, формирование в общественном сознании жителей принципов толерантности, патриотизма, нетерпимости к национализму и экстремизму.

Для реализации стратегических направлений развития муниципального образования должен быть оценен его потенциал:

— налоговый — с учетом политики Правительства РФ по реформированию местного самоуправления, изменений в Бюджетном и Налоговом кодексах Российской Федерации по закреплению за муниципальными образованиями определенных видов па-логов, таких как, налог на доходы и имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу;

— инвестиционный — с учетом выявления точек роста экономики, формирования интегрированных структур, содействия привлечению инвестиций и размещению эффективных производств;

— кадровый — содействие в подготовке и закреплении кадров по дефицитным специальностям (особенно в сельской местности), повышении уровня их доходов, решении жилищных проблем;

— природный — наличие полезных ископаемых, земель, лесов, водных и иных природных ресурсов.

Базовый принцип, определяющий построение механизма реализации программы, — принцип «баланса интересов», который подразумевает соблюдение интересов предприятий, организаций и иных хозяйствующих субъектов различных форм собственности, субъектов управления, населения. Выступая как субъект хозяйственных отношений, органы местного самоуправления обеспечивают свои интересы и одновременно создают условия для эффективного функционирования предприятий, улучшения инвестиционного климата муниципального образования.

Задача органов местного самоуправления в реализации программы заключается не в прямом участии в работе отдельных организаций (что нарушает принцип равных конкурентных условий), а в создании благоприятных условий для их деятельности: свобода и доступность экономической инициативы; добросовестная конкуренция; снижение барьеров входа на товарные рынки.

В рамках механизма реализации программы важно предусмотреть формирование зон инвестиционного развития, способствующих росту экономической активности муниципального образования. При инициировании инвестиционных проектов, ориентированных на развитие территорий и муниципального хозяйства, необходимо увязать потребности капитальных вложений в муниципальное хозяйство с возможностями окупить эти затраты, упорядочив их в рамках проектов развития отдельных территорий, и увеличить отдачу на единицу вложений бюджетных средств. Поэтому должны быть определены территории муниципального образования, бюджетные инвестиции, в развитие которых наиболее перспективны, — зоны инвестиционного развития.

Другой составляющей механизма реализации программы является формирование нормативно-правовой базы, необходимой для достижения поставленных целей, реализации задач программы, обеспечение софинансирования мероприятий программы за счет средств федерального и регионального бюджетов в рамках действующих федеральных и областных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы.

Ежегодно проводимый мониторинг и оценка эффективности реализации нормативных и экономических преобразований в муниципальном образовании позволят определить эффективность программно-целевого управления развитием территории.

Тема 10. Программно-целевое управление в сфере культуры

Основные вопросы:

  1. Актуальность и понятие программно-целевого управления

  2. Проектирование-планирование-программирование: взаимосвязь и различия.

  3. Национальные программы культурного развития

  4. Система государственных социальных стандартов Республики Беларусь.

1.В основе управления социальным объектом лежит организация деятельности, т.е. установление внутренней упорядоченности, согласование взаимодействия и совершенствование взаимосвязей более или менее дифференцированных частей целого, поддержание режима деятельности, реализация программ и целей. Целевое начало в деятельности организаций — это отражение целей и ин­тересов различных групп людей, так или иначе связанных с орга­низацией, наполняющих ее внутреннюю структуру и создающих внешнее окружение.

Простое целевое управление – метод управления, при котором руководитель разрабатывает сроки и конечную цель, без указания механизма ее достижения. Простое целевое управление дает простор для инициативных решений, но не гарантирует достижение цели5.

Программно-целевое управление — метод управления, при котором разрабатывается цель управления и механизм реализации, сроки и состояния промежуточных значений процесса. Программно-целевое управление применяется при решения сложных проблем общественного производства, возникающих при реализации крупномасштабных народнохозяйственных, межотраслевых и межрегиональных целей с директивными сроками. Используется оно и при планировании работы организаций – производственно-хозяйственных систем.

Основные этапы:

формулировка цели программы;

декомпозиция (расчленение) цели на отдельные задачи и мероприятия — формирование дерева целей и задач и оценка его элементов;

обоснование альтернативных направлений (средств) достижения целей программы;

оптимизация распределения ресурсов между отдельными ветвями дерева целей и темпов финансирования;

изменение приоритетности отдельных целей программы или средств их достижения; адаптация целевой части программы к изменяющимся внешним условиям.

Программно-целевое управление является конкретизацией системного подхода, рассматривающего объект управления как сложную целеустремленные систему, имеющую свои функции, структуру, связи.

Существенные признаки программно-целевого управления:

  • системное понимание объекта;

  • комплексный анализ проблем;

  • обоснованный подход к выбору целей и средств их достижения;

  • направленность на конкретные конечные результаты;

  • увязывание воедино целей и ресурсов;

  • создание для такого увязывания специального документа – целевой комплексной программы;

  • стремление к максимальной эффективности достижения целей при рациональном использовании ресурсов;

  • интеграция усилий субъектов управления и координация их деятельности с помощью специально создаваемых организационных структур управления.

Основными принципами программно-целевого управления являются: ориентация на конечную цель, сквозное планирование объекта управления, принцип непрерывности.

2. Программирование — процесс составления упорядоченной последовательности действий программы. Активное обращение к социально-культурному программированию тесно связано с усилением социальных функций культуры, интенсивным формированием социально-культурной сферы, которая включает в себя сеть социокультурных институтов, совокупность культурных коммуникаций, досуговую среду и другие подсистемы.

Со­циально-культурное программирование — это научно-обоснованный процесс создания новой или перестройки имеющейся социокультур­ной среды и, одновременно, важнейшая сфера социально-культурной деятельности, обладающей своей спецификой и технологией (Бирженюк Г. М. и Марков А.).

Программы обычно определяют развитие одного из важных аспектов жизни организации, они намечают поэтапную деятельность по разрешению выявленных проблем. Программа – особая форма связывания идеальной и социокультурной действительности, своеобразный способ перехода из одной в другую. В таком понимании программы любого типа и уровня не могут содержать лозунги и призывы (как в манифестах) и должны давать конкретный и развернутый ответ на вопрос: «Что делать?». В отличие от плана, который всегда составляется «от достигнутого» (запланировать можно только известное), программа должна обеспечивать прорыв в будущее: она задается как ряд этапов, на которых постоянно производится проектная работа – создание проектов, направленных на реше­ние поставленных в рамках програм­мы реализационных задач. В программе фиксируются только типы работ (а не их содержание) и принципы их соорганизации, этим она отличается от проекта. Программа считается законченной — реализованной — со «снятием» про­блем, лежащих в ее основании (или решением задач, ее породивших).

Программа предполагает экономическую (конкретная смета, обосновывающая возможность реа­лизации деятельности) и правовую (в виде договора) га­рантии защиты интересов конкретных групп населения и потребителей. Культурные программы и соответствующие договоры могут являться экономическими и правовыми гарантиями защиты интересов профессиональ­ной среды работников культуры, так как лучше работать на конк­ретный договор, а не за дотацию.

В содержании программы должны быть представлены: проблема, вызывающая необходимость разработки программы; идея решения проблемы (проблем), предлагаемая в данной программе; цель (цели), т. е. конкретные представления о жела­емом результате программы; задачи, которые необходимо решить для достижения каждой цели; содержание, т. е. перечень конкретных работ с ука­занием сроков и т. д. их выполнения; обеспечение (финансовое в виде сметы или баланса, материально-техническое, организационное, кадровое, информационное и т. п.), необходимое для реализа­ции программы.

Обычно программы должны соответствовать некоторым принципиальным общим требованиям. Эти требования могут носить как позитивный («что желательно, что должно быть?»), так и негативный («чего не должно быть?») характер.

В частности в последнем случае программы не должны:

  • носить наукообразного характера, подменять собой концепции и другие документы теоретического и доктринального типа;

  • иметь политизированный и идеологический характер;

  • быть избыточно детализированными (так как это приведет к резкому расширению роста объема программ.). В любом случае детализация может следовать только после раскрытия принципиального подхода, целей, стратегии.

Основные требования к программам и особенности их реализации:

№ п\п

Требования к программе

Особенности реализация

Актуальность и ориентированность на клиента, нацеленность на решение ключевых проблем

Специальный проблемно-ориентированный анализ состояния дел

Прогностичность, ориентация на удовлетворение «завтрашнего» социального заказа и учёт изменений социальной ситуации

Прогнозирование изменений внешней среды, инновационного потенциала участников работы, последствий планируемых нововведений, а также учёт специфики, традиций, возможностей и ограничений конкретного учреждения

Напряжённость, нацеленность на максимально возможные результаты при рациональном использовании имеющихся ресурсов

Оптимизационное мышление руководства, выбор наиболее рационального и экономичного решения из имеющихся вариантов

Реалистичность и реализуемость, соответствие требуемых и имеющихся возможностей

Расчёт всех возможностей, включая административные и финансовые ресурсы, нацеленность на реализацию программы

Системность программы

Опора на стратегию системных изменений в планируемых нововведениях, комплексность и увязанность поставленных целей, действий людей и подразделений организации с наличными ресурсами

Целеустремлённость программы

Чёткий выбор уровней целеполагания и формулирования ясных целей

Стратегичность программы, движение от общего и концептуального к конкретике

Выработка сначала целей и стратегий, затем конкретных планов и графиков мероприятий, детализирующих программные решения

Проработанность программы

Подробная и детальная проработка всех шагов деятельности

Ресурсная обеспеченность

Расчёт необходимых ресурсов и планомерных действий по их получению и использованию

Контролируемость, индикативность программы

Максимально возможная точность и операциональность целей, задач, рубежей, ориентиров, параметров, индикаторов

Социальная открытость программы

Информирование участников работы и социальных партнёров

Планирование — составление планов, разработка планов, определение целей и путей их достижения. Процесс планирования проходит 4 этапа:

1) разработка общих целей;

2) определение конкретных детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени;

3) определение путей и средств достижения;

4) контроль за достижением поставленных целей путем сопоставле­ния плановых показателей с фактическими.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплекс­ный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организаций и достижения целей.

К процессу стратегического планирования относятся 4 основных вида управленческой деятельности:

1) распределение ресурсов;

2) адаптация к внешней среде;

3) внутренняя координация;

4) организационно-стратегическое планирование.

Стратегическое планирование лежит в основе программирования, и ему уделяется особое внимание и особое место.

План (от лат. planus — плоскость) — заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы, выполнения работы, проведения мероприятий; намеченная на определенный период работа, с указанием её целей, содержания, объемов, методов, последова­тельности, сроков выполнения; замысел, предусматривающий ход разви­тия чего-либо.

Проектирование обладает технологическим преимуществом по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений, так как сочетает нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. При разработке программы акцентируется нормативная сторона изменений, т.е. образ “должного” доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается абстрактной. Планирование же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельности. В отличие от них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, т.е. не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает модель “должного” в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации6.

Таким образом, социокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

Проект – полный завершенный цикл продуктивной деятельности, реализованной в определенной временнóй последовательности по фазам, стадиям и этапам (временнáя структура организации деятельности), общие признаки проекта:

  • направленность на достижение конкретных целей;

  • координирование взаимосвязанных действий;

  • ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом;

  • неповторимость и уникальность.

Социально-творческий заказ как средство решения социально-культурных задач.

В Законе Республики Беларусь «О культуре в Республике Беларусь» содержится специальная статья 8 – “Социально-творческие заказы”:

В этом же Законе (статья 12), при определении направлений государственного регулирования и управления в отрасли культуры, — говорится, что размещение социально-творческих заказов и финансирование культурных программ (проектов, мероприятий) способствуют созданию, распространению и популяризации субъектами культурной деятельности культурных ценностей, которые имеют высокохудожественное и высоконравственное значение.

Таким образом законодательно закреплено использование в организации культурной деятельности программно-целевого подхода.

3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) предопределяет пути трансформации белорусского общества. 22 июня 2004 года одобрена Президиумом Совета Министров Республики Беларусь и в соответствии с законодательством страны является высшим планово-прогнозным документом в системе республиканских и региональных социально-экономических прогнозов и планов. Документ разработан в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».

Центральное место в модели устойчивого социально-экономического развития занимает человек как личность, как потребитель и производитель благ и услуг, генератор новых идей и главный субъект их реализации. Важнейшим условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества, эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека.

Главной целью социальной политики в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения и др.

Стратегической целью является создание системы образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, формирование условий для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой.

Переход к устойчивому развитию связан не только со сбалансированием экологических и экономических требований, но и созданием новой системы нравственно-духовных и социально-этических ценностей общества, во многом зависящих от состояния культуры.

Благодаря целенаправленной поддержке отрасли государством, реализации программ возрождения белорусской культуры сохранен культурный потенциал Республики Беларусь. Дальнейшее развитие получило профессиональное искусство, поддерживается историко-культурное наследие. Увеличилось число театров, музеев, выпуск книг и брошюр. Однако проблемным остается финансовое обеспечение отрасли; возникают проблемы укрепления материально-технической базы отрасли, комплектования библиотечных фондов, обеспечения современными техническими средствами и др. Стратегической целью государственной политики в области культуры является развитие и эффективное использование культурного потенциала страны, обеспечение преемственности развития белорусской культуры наряду с поддержкой культурных инноваций.

Для ее реализации требуется решение следующих задач:

• сохранение и развитие культурного наследия, национально-культурной самобытности белорусского народа, белорусского языка, расширение сферы его применения;

• обеспечение условий для свободного развития культур всех социально-этнических групп, проживающих в Беларуси;

• создание условий для свободного творчества;

• достижение здорового нравственного климата в обществе;

• обеспечение доступности культурных ценностей для всех социальных слоев населения;

• усиление роли деятелей и учреждений культуры в решении социально-экономических задач, формировании гражданской позиции и социально активной личности;

• интеграция белорусской культуры в систему мировой культуры как равноправного участника глобальных социокультурных процессов.

На этапе 2011–2020 гг. в отрасли культуры предстоит: провести структурные преобразования организационно-хозяйственного механизма отрасли; разработать эффективный механизм финансирования культуры, новые формы ее экономической поддержки; продолжить работу по созданию цивилизованного рынка услуг; активно включиться в мировые процессы развития культуры.

Отраслевая программа «Сохранение и развитие культуры Республики Беларусь на период 2006-2010 гг.»

Цель Программы – сохранение историко-культурного наследства, создание условий для всестороннего развития особы, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей, что значительно повысит роль личности как главной движущей силы нового постиндустриального общества.

При реализации Программы предполагалось создать благоприятные условия для развития национальной культуры, более эффективной работы по культурному обслуживанию населения.

Советом Министров 26 декабря 2010 г. принята Государственная программа «Культура Беларуси» на 2011-2015 гг.

Целью Государственной программы является повышение социальной и экономической эффективности функционирования сферы культуры. В связи с этим планируется провести структурные преобразования организационно-хозяйственного механизма в сфере культуры, разработать эффективный механизм финансирования культуры, новые формы ее экономической поддержки, продолжить работу по созданию цивилизованного рынка услуг, активно включиться в мировые процессы развития культуры.

Реализация мероприятий Государственной программы позволит создать предпосылки, условия и государственные гарантии для духовного совершенствования общества в соответствия с общечеловеческими ценностями и традиционными ценностями народов Республики Беларусь, обеспечит максимальную доступность культурных благ и образования в сфере культуры, преодолеть диспропорции, вызванные разной степенью обеспеченности населения услугами сферы культуры в городской и сельской местности. Также будет способствовать формированию единого культурно-информационного пространства, интеграции белорусской культуры в мировой культурный процесс, формированию и закреплению позитивного культурного имиджа Республики Беларусь в стране и за ее границами.

Государственная развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 годы (далее — Программа)

  • Туризм является одной из важнейших сфер современной экономики. Он направлен на удовлетворение потребностей людей в ознакомлении с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями различных стран и их народов.

  • Туризм оказывает благотворное влияние на развитие других секторов экономики, включая гостиничное хозяйство, транспорт и коммуникации, строительство, сельское хозяйство, розничную торговлю, производство и торговлю сувенирами и другие, являясь катализатором их развития.

  • В 2010 году Республику Беларусь с деловыми, туристическими и служебным целями посетили 4 млн. иностранных граждан, экспорт туристических услуг составил 146,7 млн. долларов США, что в 6,8 раза больше, чем за аналогичный период 2005 года. Объем платных туристических и экскурсионных услуг, оказанных населению, составил 468,7 млрд. рублей и увеличился в фактических ценах в 13 раз по сравнению с 2005 годом.

  • Вместе с тем развитие туризма, увеличение его доли в валовом внутреннем продукте, занятости населения, инвестициях, доходах бюджета остаются актуальными проблемами экономики Республики Беларусь.

4. С 2003 г. в стране действует система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 года № 724 установлен минимальный социальный стандарт по культуре  норматив бюджетной обеспеченности расходов на культуру в расчете на одного человека в размере 1,5 базовой величины, в том числе 1,3  за счет бюджетного финансирования, 0,2  за счет оказания платных услуг.

Законом Республики Беларусь «О государственных минимальных стандартах» для сфере культуры установлены (ст.10) нормы и нормативы обеспечения населения государственными учреждениями культуры, которые оказывают бесплатные и общедоступные социальные услуги.

Библиотеки размещаются: не менее 1 в населенных пунктах с общей численностью населения от 700 до 1000 жителей. Количество библиотек в городах определяется с учётом плотности населения и этажности застройки: в жилых районах городов с многоэтажной застройкой (8 и более этажей) библиотека открывается на 35-40 тыс. жителей; в жилых районах городов со среднеэтажной застройкой (4-6 этажей)  на 20-25 тыс. жителей; в жилых районах городов с малоэтажной застройкой (1-3 этажа)  на 5-10 тыс. жителей; во всех посёлках городского типа с населением до 3 тыс. жителей должна быть, как минимум, одна библиотека, а в городах, которые имеют районное деление  не менее 1 единицы на административный район исходя из норматива  1 библиотека на 2000 жителей. Библиотеки в сельской местности размещаются не менее 1 на 600 жителей, проживающих в зоне обслуживания.

Учреждения клубного типа размещаются: в населенных пунктах с количеством жителей до 500 человек, исходя из норматива  1 учреждение на каждый населенный пункт (на 100-150 мест); населенные пункты с количеством жителей от 500 до 1000 человек  не менее 1 клубного учреждения на каждый населенный пункт (на 150-200 мест); в городах с количеством жителей до 100 тысяч человек  в зависимости от количества населения исходя из норматива  1 клубное учреждение на 2000-2500 жителей.

Парки культуры и отдыха размещаются: в населенных пунктах с количеством жителей от 10 до 100 тыс. человек не менее 1 единицы; в городах с количеством жителей свыше 100 тыс. человек  в зависимости от количества населения исходя из норматива  1 парк на 300-400 тыс. жителей. Музеи размещаются: в городах с количеством жителей свыше 50 тыс. человек исходя из норматива  1 музей на город; для городов, имеющих районное деление,  1 музей на административный район исходя из норматива  1 музей на 30-50 тыс. жителей; в сельских районных административных центрах  не менее 1 музея независимо от количества жителей. Театры размещаются в городах с количеством населения свыше 50 тыс. жителей. Для городов, которые имеют районное деление,  не менее 1 единицы на административный район исходя из норматива  1 театр на 300-400 тыс. жителей. Необходимое количество мест в театрах определяется исходя из норматива  4-5 мест на 1000 жителей.

Концертные учреждения размещаются в городах с количеством населения свыше 100 тыс. жителей. Для городов, которые имеют районное деление, исходя из норматива  1 концертное учреждение на 800 тыс. жителей. Необходимое количество мест в концертных учреждениях устанавливается исходя из норматива  3-4 места на 1000 жителей. Кинотеатры размещаются в городах с общей численностью населения свыше 50 тыс. жителей. Для городов, имеющих районное деление, исходя из норматива  1 кинотеатр на 100 тыс. жителей. Для сельских районных административных центров  1 кинотеатр или кинозал. Необходимое количество мест в кинотеатрах определяется исходя из норматива  5-10 мест на 1000 жителей.

Детские школы искусств: не менее 1 учебного заведения на 1000 учащихся базовых школ.

Законом установлены бесплатные и общедоступные социальные услуги, которые предоставляются государственными учреждениями культуры.

Государственное программно-целевое управление признано быть инструментом решения социально-экономических проблем, в этой связи расширяется и поле практического применения государственного программирования.

Использование государственного программно-целевого управления в современной экономике способствуют его действенность и применимость в условиях любой экономической системы. Программно-целевое управление использовалось в централизованно-управляемой экономике в той же мере, что и в рыночной экономике капиталистических стран в силу его относительной инвариантности применительно к типу и природе социально-экономических систем. Проблемы возникают в странах с различными формами как политических, тик и экономических систем. Вне зависимости от формы системы, проблемы могут быть решены и действительно решаются на программной основе, с использованием программно-целевого метода управления. Таким образом, существенные различия наблюдаются только в способах управления разработкой и реализацией комплекса программных мероприятий.

В 2006 г. в России сложился комплекс факторов, обусловивших востребованность новых подходов к программно-целевому методу решения важнейших вопросов развития страны и организации бюджетной деятельности государства .

В.В. Путиным 5 сентября 2005 г. были сформулированы идеи и определены ключевые содержательные моменты четырех приоритетных национальных проектов как нового механизма решения задачи повышения качества жизни граждан, как формы концентрации бюджетных и административных ресурсов: эффективной формы, исключающей «инертное проедание средств без ощутимой отдачи» .

Сферы реализации проектов выбраны вполне закономерно: здоровье, образование, жилье и сельское хозяйство и являются ключевыми компонентами, определяющими состояние приоритета всей государственной политики, как качество жизни граждан. Это сферы, развитие которых требует применения масштабных и технологичных государственных инструментов: приоритетных национальных проектов.

Программно-целевой метод управления нацелен на предвидение будущих результатов деятельности и планирование путей их достижения. Любой метод управления направлен на достижение каких-либо конкретных целей, в основе самого процесса управления лежит определение и постановка целей и побор путей их достижения.

Программно-целевой метод управления

Опыт разработки и реализации различных программ показывает необходимость развития методологии программно-целевого управления в тесной связи с типом и уровнем формирования. Вначале определяются цели, которые должны соответствовать приоритетам государственной политики. Программы, методы их реализации и планируемые итоги тесно увязываются с прогнозом социально-экономического развития страны, особенно с планами модернизации тех сфер и отраслей, в которых они будут осуществляться. Принципиально важным является то, что государственные программы должны не только учитывать текущее положение дел в экономике и социальной сфере, но и работать на перспективу, отражая долгосрочные прогнозы и тенденции.

Итак, программно-целевой метод управления является общепризнанным способом решения крупных и сложных народнохозяйственных проблем посредством выработки рациональных целенаправленных решений, сбалансированных по срокам, ресурсам и исполнителям.

Варианты определения термина «программа» представлены в табл.

Таблица

Варианты определения термина «программа»

Райзберг Б.А.

Ильенкова С.Д.

Лозовский Л.Ш.

Программа – это совокупность целеориентированных, намеченных к планомерному проведению, согласованных по содержанию, скоординированных в пространстве и во времени мероприятий, направленных на решение определенной проблемы

Программа – это конкретные меры, распределение ресурсов и последовательность действий, относящихся к конкретной ситуации

Программа – это совокупность взаимоувязанных мер, план действий, направленный на достижение единой цели, решение одной проблемы

Программно-целевой метод решения проблем в наибольшей степени отвечает основным принципам государственного регулирования.

Во-первых, он способен обеспечить единство экономических и социальных целей, так как меры государственного воздействия направлены и на то, и на другое.

Во-вторых, этот метод органически сочетает директивное и индикативное регулирование в единой системе управления отраслевой экономикой. Очевидно, что программно-целевое регулирование, осуществляемое при участии государственных органов управления, предполагает отраслевой протекционизм, имеющий два аспекта: внутрихозяйственный и внешнеэкономический.

В-третьих, по сути своей программно-целевой метод управления обеспечивает более планомерное и пропорциональное развитие отрасли, воздействуя на конкуренцию и ценообразование, нейтрализуя противоречия интересов его отдельных сфер и комплексов .

Воздействие на активизацию предпринимательской деятельности

На сегодняшний день относительно четко в российском праве формализована именно программная форма управления. Действующее федеральное законодательство предусматривает следующие разновидности программ:

1) комплексные программы социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов федерации, муниципальных образований;

2) федеральные, региональные и муниципальные целевые программы;

3) ведомственные целевые программы.

Применение программно-целевого метода управления осуществляется в виде реализации целевых комплексных программ, которые и являются одним из значимых средств экономической политики государства.

Основным параметром в программно-целевом методе управлении является четко структурированная содержательная часть программы с формированием и использованием организационного и финансового механизмов ее реализации и контролем выполнения.

При формировании и развитии программно-целевого метода управления должны применять комплексный, системный и целевой подходы.

Реализация комплексного подхода возможна лишь в сочетании со всеми сопутствующими ему явлениями и процессами. Поэтому программно-целевой метод управления направлен на активизацию предпринимательской деятельности, так как позволяет на основе комплексного подхода определять современные значимые бизнес-задачи. Системный подход позволяет проникнуть в существо связей в процессе хозяйственного управления, находить наиболее эффективные варианты их организационного построения, развития и совершенствования .

Проблемы реализации программно-целевого управления

Анализируя опыт России в реализации программно-целевого метода управления, следует отметить ряд проблем теоретического, методического, нормативного и реализационного характера.

В теоретическом плане требуется доработка сформированной в советское время методологии в соответствии с требованиями рынка, с ориентацией на действительную выполнимость поставленных задач, социально-экономическую и бюджетную эффективность разрабатываемых мероприятий.

Недостаточно проработаны и методические основы проблемного районирования. При выборе цели программы не всегда четко конкретизированы народнохозяйственные приоритеты развития и система показателей, заданий программы.

При реализации целевого подхода зачастую наблюдается расхождение желаемого и действительного, когда потребности региона не обеспечиваются ресурсами, а формирование программ по решению отдельных проблем осуществляется разными организациями без их централизации и координации. Это ведет к дублированию и рассеиванию средств.

Поэтому необходим охват этих проблем комплексной региональной программой или укрупнение мелких программ с целью повышения их прозрачности, экономии бюджетных средств на управление, повышения ответственности исполнителей и контроля.

Отсутствие альтернативных вариантов по составу мероприятий программы в зависимости от объема реальных финансовых ресурсов в региональном бюджете и принятие за оптимальный единственного варианта, предложенного администрацией территории, ведет к неэффективному расходованию бюджетных средств.

На стадии реализации программ большое значение отводится системе мониторинга и оценке выполнения программных мероприятий, что требует унификации показателей мониторинга региональных и муниципальных программ для упрощения, сопоставимости и доступности его использования на различных уровнях.

Программно-целевой подход как метод проектного менеджмента

  • Основные подходы к документированию системы менеджмента качества вуза

    Как было определено в главе I, нами было принято решение создавать систему менеджмента качества вуза на основе требований стандартов ИСО серии 9000:2008, но с учетом федеральных государственных требований и требований ФГОС ВПО, а также стандартов ENQA. При документировании системы менеджмента качества…
    (Система качества вуза)

  • ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВУЗА

    Этапы формирования системы менеджмента качества вуза. Подготовительный этап Основные положения, сформулированные нами в главе I, исходят из того, что в любой образовательной организации путем самоорганизации уже сформировалась СМК «как есть». Первый вопрос — какой ее уровень зрелости? Если ориентироваться…
    (Система качества вуза)

  • Прикладной подход к организации проектной деятельности

    Наряду с так называемыми процессуально-системными подходами использования РЯ в проектной деятельности, которые были обозначены выше и показывают, что должно быть сделано для получения эффективного результата, в мировой практике получил широкое распространение и прикладной подход. Данный подход…
    (Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов)

  • ПОДХОД С ПОЗИЦИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

    Этот подход представлен самостоятельной дисциплиной — стратегическим менеджментом, входит в программу, обязательных для изучения курсов бизнес-школ и университетов, поэтому многие менеджеры считают, что когда речь идет о корпоративном росте, эго означает, что будут обсуждаться вопросы стратегического…
    (Корпоративный рост: модели и методы)

  • ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

    Сущность и реализация задач процессного управления организациями Современные представления об управлении организацией базируются на том, что бизнес необходимо четко определять, измерять, анализировать и улучшать. Все чаще в управлении организацией применяется процессный подход, в основе которого…
    (Управление изменениями)

  • МЕТОДЫ ПРОЕКТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

    Понятие проекта и особенности проектного менеджмента Проект — это подготовленный комплексный план работ, мероприятий и задач, направленный на создание инноваций (новых товаров, услуг, функций), в том числе в системах управления и в их подсистемах. Основные признаки проектов: направленность…
    (Исследования в менеджменте: пособие для магистров)

  • Понятие проекта и особенности проектного менеджмента

    Проект — это подготовленный комплексный план работ, мероприятий и задач, направленный на создание инноваций (новых товаров, услуг, функций), в том числе в системах управления и в их подсистемах. Основные признаки проектов: направленность на достижение конкретных целей; координация выполнения взаимосвязанных…
    (Исследования в менеджменте: пособие для магистров)

  • Выбор критерия оптимального функционирования проектного менеджмента

    Критерий оптимальности — показатель функционирования проектного менеджмента, по значению которого оценивается оптимальность найденного им решения поставленной задачи, то есть максимальное удовлетворение поставленным целям. Оптимизация — процесс нахождения наилучшего варианта решения целей при…
    (Исследования в менеджменте: пособие для магистров)

  • РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА ДЕТЕЙ И ЛИШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ: ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД

    Москва стабильно развивается: увеличилось число административных округов и районов, растет численность населения, количество семей и воспитывающихся в них несовершеннолетних детей. В настоящее время указы Президента РФ, поручения Правительства РФ, а также Стратегия Правительства Москвы по реализации…
    (Российская энциклопедия социальной работы)

Программно-целевой подход в управлении

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. И. И. ПОЛЗУНОВА»

Кафедра Теоретической и Прикладной Социологии

Реферат по дисциплине

«Идеология и факторы социального развития в условиях научно-технического прогресса «

на тему : » Программно-целевой подход в управлении «

Выполнил:

Студент группы СР-81 Перфильев А.А.

Проверил :

Профессор ,док.соц.наук. Каф. ТиПС Дорофеев В.А.

Введение………………………………..…………………………………………3

1. Программно-целевой подход – суть стратегического планирования …..4

1.1 Выбор вида стратегии…………………………………………………..….4

1.2 План осуществления стратегии…………………………………………….5

2. Этапы программно-целевого управления…………………….……………6

2.1 Понятие «Дерево целей»………………………………………………..…7

2.2 Построение системы управления…………………………………………..8

2.3 Контроль и анализ реализации программы………………………………9

3. Методология программно-целевого управления………………………..10

3.1 Методы планирования……………………………………………….…..11

3.2 Признаки систематизации научных методов………………………..…13

Заключение……………………………………………………………………15

Список литературы………………………………………………….………..16

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в российской практике финансовые, трудовые и материальные ресурсы, направляемые на развитие регионов, используются бессистемно. Современное социально-экономическое развитие региона и призвано сбалансировать разнонаправленные и зачастую противоположные интересы хозяйствующих субъектов. Система подобного уровня сложности особенно нуждается в специальной целенаправленной управленческой деятельности, обеспечивающей эффективное развитие региона.

Одним из действенных инструментов управления социально-экономическим развитием территорий в зарубежной и отечественной практике является программно-целевой подход, опирающийся на методологию системного анализа и планирования.

Программно-целевой метод в управлении ориентирован на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирование дерева целей, разработка адекватной исполняющей программы, реализация управляющей программы. Ключевой идеей программно-целевого метода выступает матрица «цель — средство» — иерархическая структура строго сформулированных целей — программных элементов, каждый из которых служит ступенью и средством решения проблемы.

Целевая программа, в отличие от плана действий, обладает свойствами самоорганизации и саморазвития, позволяющими получить результат по критерию «стоимость — эффективность» более высокий, чем при обычном «затратном» планировании. Иными словами, при программном управлении за счет получения новых знаний создается дополнительный «программный продукт» для совершенствования и развития структуры программы, более полного достижения поставленных целей.

1. Программно-целевой подход — суть стратегического планирования. Программно-целевой подход — один из основных методологических подходов в современном менеджменте. Этот подход предполагает четкое определение целей, формирование и осуществление программы действий, направленных на достижение этих целей. Программно-целевой подход является теоретической основой стратегического управления, которое получает в современных условиях все большее распространение в кадровом менеджменте.

Традиционное понятие стратегии основано на представлении о ней как об одном из процессов управления организацией.

Существует несколько вариантов классификации видов стратегии:

* стратегия предпринимательства;

* стратегия динамического роста;

* стратегия прибыли (рациональности);

* стратегия ликвидации (сокращения инвестиций по определенным направлениям);

* стратегия резкого изменения курса.

1.1 Выбор вида стратегии

Выбор вида стратегии — это в достаточной степени формализованная процедура. Вместе с тем этот выбор не может быть окончательным, так как стратегии других предприятий может существенным образом повлиять на формулирование стратегии данной фирмы. Кроме того, на выбор варианта стратегии могут повлиять ранее используемая стратегия, а также личность руководителя, его предпочтения и ряд других факторов.

Для реального внедрения выбранного варианта стратегии создаются план внедрения, система контроля и определяется, какие изменения отдельных позиций допустимы в самой стратегии.

1.2 План осуществления стратегии

План осуществления стратегии представляет собой конкретизацию принятых решений на начальном этапе стратегического планирования и включает методы и средства, необходимые для достижения поставленных целей с учетом временных факторов. Это означает необходимость:

четко определить цель деятельности, которую руководитель и подчиненный ему коллектив должны достичь для реализации стратегических задач организации, а также выполняемые ими функции;

разработать последовательность шагов (этапов), необходимых для достижения целей деятельности, и систему оценки их выполнения;

предусмотреть все виды ресурсов (технических, материальных, финансовых и человеческих) для реализации предусмотренных действий.

Реализация этого плана предполагает, что ежедневно и на каждом рабочем месте исполнители проявляют заинтересованность в выполнении соответствующих заданий, а структуры управления обеспечивают их практическое осуществление.

Контроль и оценка стратегии — завершающий этап, на котором рассматривается все предприятие в целом по ряду критериев.

Мировой опыт показывает, что стратегическое планирование является одним из основных способов успешного управления деятельностью крупных компаний и предприятий, к которым можно отнести и российские железные дороги. Оно призвано координировать работу железных дорог и их подразделений, намечать долгосрочные и среднесрочные цели и определять тактику эффективного использования ресурсов для достижения этих целей.

Так, в период глубокого экономического кризиса в России в период 1992–1998 гг. Министерство путей сообщения выбрало стратегию всемерной экономии эксплуатационных расходов, сдерживания роста тарифов и повышения качества транспортного обслуживания пользователей железных дорог. Это позволило отрасли значительно сгладить негативные последствия резкого спада объемов перевозок грузов и пассажиров, сохранить производственный потенциал и обеспечить доступность железных дорог для пользователей.

Анализ перспектив развития транспортного рынка.

Маркетинговые исследования товарных и транспортного рынков.

Экономический анализ положения железных дорог и состояния ресурсов.

Анализ конкурентных позиций железных дорог, выявление сильных и слабых сторон.

Выбор стратегии работы и развития отрасли (железной дороги) на длительную и краткосрочную перспективы

Разработка и учет диверсификации и структурных изменений в управлении

Разработка стратегических планов-прогнозов, формирование программ

2. Этапы программно-целевого управления

Доказано, что программно-целевой подход представляет собой процесс прогнозирования стратегических перспектив развития, определения конкретных задач производственной деятельности организаций, разработки механизмов управления изменениями при решении поставленных задач в контексте всех существующих внутренних и внешних условий.

Программно-целевое управление начинается с выявления и четкой постановки конечных целей. Цели отражают обычно желаемую ситуацию, к которой должна перейти система управления из заданной ситуации через определенный период времени, после решения ряда проблем, отделяющих заданную ситуацию от желаемой.

Приоритет в целях диктуется природой миссии организации и, безусловно, результатами проведенного анализа. Следует отметить, что процесс выработки целей не всегда представляется рациональным, достаточно часто это компромисс между руководством организации и сложившейся ситуацией.

Таким образом, уже на стадии постановки цели создается обобщенная модель будущего. Завершается этот этап рассмотрением альтернативных вариантов решения и выбором окончательного решения.

После того как оно принято, начинается этап разработки программ. На этом этапе достижение стратегической цели подразделяется на подцели. На каждом этапе выделяются задачи и приоритеты их решения, а также осуществляется их увязка с ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми). При этом выполнение каждого этапа четко определяется по основному результату, объему и сроку.

На стадии формирования программы крайне важно, сохраняя главную целевую установку, обеспечить преемственность и последовательность промежуточных этапов и решений путем выявления и анализа их влияния на конечные результаты реализации программы.

2.1 Понятие «дерево целей»

Для увязки всех этапов реализации программы может быть составлено «дерево целей». Этот термин начал использоваться в литературе по менеджменту еще в 60-е годы. Его появление связывают обычно с методикой PATTERN, на основе которой разрабатывалась программа «Аполлон». В настоящее время это понятие получило широкое распространение не только при составлении программ освоения космоса, но и в управлении производственной и коммерческой деятельностью различных организаций, при разработке экономических и социальных программ.

В понятии «дерево целей» корень дерева отождествляется с главной целью программы, выделение первого уровня вершин соответствует подцелям первого уровня, вершины на следующем уровне определяются подцелями второго уровня и т.д. Подцели нижних уровней дерева целей следует рассматривать как средства и способы достижения целей более высокого уровня.

После установления целей на перспективу разрабатываются стратегические варианты развития фирмы, т.е. возможные пути достижения поставленных целей.

Затем в соответствии с «деревом целей» определяется система мероприятий по реализации целей, называемая целевой комплексной программой. Для ее выполнения строится специальная система управления, которая доводит задания программы до конкретных исполнителей и контролирует их выполнение. Организационная структура этой системы определяется, таким образом, «деревом целей «, составом исполнителей и содержанием программы.

2.2 Построение системы управления

Таким образом, мы выделили еще один элемент программно-целевого планирования – систему управления. Ее построение – это, по сути, и есть основание, на котором базируется выполнение программы. Т. е. планирование решения какой-либо проблемы при программно-целевом методе во многом сводится к планированию системы управления. Рассмотрим его основные стадии:

1. Формирование общей структурной схемы системы и её главных характеристик (стадия композиции).

2. Разработка состава подразделений и основных связей между ними (стадия структуризации).

3. Разработка количественных характеристик аппарата управления, установление порядка его деятельности (стадия регламентации).

Орган высшего руководства системой (предприятия, фирмы, ведомства).Коллегиальный орган, рассматривающий цели программы и состояние ее выполнения. Орган руководства программой (руководитель и штаб при нем).Органы и функциональные подразделения, участвующие в реализации программы. Ответственные исполнители.Исполнители.

После того как цели и подцели при помощи «дерева целей» согласованы и ранжированы, система управления построена программа принимает обычно форму Директивного документа, обязательного для всех исполнителей.

2.3 Контроль и анализ реализации программы

Принятая программа подлежит исполнению. Однако в процессе ее реализации могут возникнуть изменения в системе управления и в окружающей среде, которые отсутствовали (или не были учтены) в момент принятия программы. Нередко эти изменения вызывают серьезные затруднения в реализации как всей программы, так и отдельных, ее этапов. Поэтому необходим постоянный комплексный контроль за ходом реализации всей программы и каждого ее этапа.

Обычно для осуществления такого контроля создаются специальные подразделения, которые включаются в матричную систему управления.

По результатам контроля проводится анализ, в ходе которого сопоставляются полученные результаты с целями (подцелями) программы и в случае отклонений выясняются их причины, а затем принимаются меры либо по корректировке программы, либо по устранению отклонений. Причем принятию решения о корректировке программы или об устранении отклонений должна предшествовать диагностика проблем, вызвавших отклонение от заданных целей (подцелей) программы. Например, заведующий секцией в магазине установил, что его подразделение не выполнило задание по объему товарооборота, и он может установить причины этого невыполнения. Это будет реактивное управление. Его необходимость очевидна. Однако возможны ситуации, когда в ходе контроля выясняется, что невыполнение заданий программы имеет гипотетический характер, т.е. сбои еще не произошли, но возможны. Тогда проблему рассматривают как потенциальную возможность срыва заданий

Исследования по вопросам программного планирования и управления ведутся во всем мире последние 30 лет. За это время были получены программы. Например, активный поиск способов повышения эффективности работы подразделения (или улучшения качества производимой продукции или оказываемых услуг), характерный для японских кружков контроля качества, даже если программа реализуется успешно, будет упреждающим управлением и, безусловно, принесет пользу организации, реализующей программу.

Программно-целевой подход

Программно-целевое управление начинается с выявления и четкой постановки конечных целей. Цели отражают обычно желаемую ситуацию, к которой должна перейти система управления из заданной ситуации через определенный период времени, после решения ряда проблем, отделяющих заданную ситуацию от желаемой.

Таким образом, уже на стадии постановки цели создается обобщенная модель будущего. Завершается этот этап рассмотрением альтернативных вариантов решения и выбором окончательного решения.

После того как оно принято, начинается этап разработки программ. На этом этапе достижение стратегической цели подразделяется на подцели. На каждом этапе выделяются задачи и приоритеты их решения, а также осуществляется их увязка с ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми). При этом выполнение каждого этапа четко определяется по основному результату, объему и сроку.

На стадии формирования программы крайне важно, сохраняя главную целевую установку, обеспечить преемственность и последовательность промежуточных этапов и решений путем выявления и анализа их влияния на конечные результаты реализации программы.

Для увязки всех этапов реализации программы может быть составлено «дерево целей». Этот термин начал использоваться в литературе по менеджменту еще в 60-е годы. Его появление связывают обычно с методикой PATTERN, на основе которой разрабатывалась программа «Аполлон». В настоящее время это понятие получило широкое распространение не только при составлении программ освоения космоса, но и в управлении производственной и коммерческой деятельностью различных организаций, при разработке экономических и социальных программ.

Термин «дерево целей» состоит из двух понятий: «дерево», которое четко описано в теории графов, и «цели», которая имеет конкретное значение в управлении. Поэтому объединение двух понятий не требует специального объяснения и воспринимается обычно интуитивно, как само собой разумеющееся. «Деревом» называется граф G (X,R,Y,Z), в котором любая пара вершин соединена единственной цепью дуг. Пример «дерева» можно представить следующим образом.

В понятии «дерево целей» корень дерева отождествляется с главной целью программы, выделение первого уровня вершин соответствует подцелям первого уровня, вершины на следующем уровне определяются подцелями второго уровня и т.д. Подцели нижних уровней дерева целей следует рассматривать как средства и способы достижения целей более высокого уровня.

После того как цели и подцели при помощи дерева целей согласованы и ранжированы, программа принимает обычно форму Директивного документа, обязательного для всех исполнителей.

Принятая программа подлежит исполнению. Однако в процессе ее реализации могут возникнуть изменения в системе управления и в окружающей среде, которые отсутствовали (или не были учтены) в момент принятия программы. Нередко эти изменения вызывают серьезные затруднения в реализации как всей программы, так и отдельных, ее этапов. Поэтому необходим постоянный комплексный контроль за ходом реализации всей программы и каждого ее этапа.

Обычно для осуществления такого контроля создаются специальные подразделения, которые включаются в матричную систему управления.

По результатам контроля проводится анализ, в ходе которого сопоставляются полученные результаты с целями (подцелями) программы и в случае отклонений выясняются их причины, а затем принимаются меры либо по корректировке программы, либо по устранению отклонений. Причем принятию решения о корректировке программы или об устранении отклонений должна предшествовать диагностика проблем, вызвавших отклонение от заданных целей (подцелей) программы. Например, заведующий секцией в магазине установил, что его подразделение не выполнило задание по объему товарооборота, и он может установить причины этого невыполнения. Это будет реактивное управление. Его необходимость очевидна. Однако возможны ситуации, когда в ходе контроля выясняется, что невыполнение заданий программы имеет гипотетический характер, т.е. сбои еще не произошли, но возможны. Тогда проблему рассматривают как потенциальную возможность срыва заданий программы. Например, активный поиск способов повышения эффективности работы подразделения (или улучшения качества производимой продукции или оказываемых услуг), характерный для японских кружков контроля качества, даже если программа реализуется успешно, будет упреждающим управлением и, безусловно, принесет пользу организации, реализующей программу.

Однако для упреждающего управления необходима соответствующая система мотиваций всех участников «реализации программы, а это далеко не всегда осуществимо на практике.

В нашей стране накоплен существенный опыт программно-целевого управления на всех уровнях. Однако далеко не все программы были осуществлены в полном объеме и в установленные сроки. Среди причин невыполнения заданий программ можно отметить недостаточную организацию контроля, низкий уровень ответственности и отсутствие должной мотивации участников реализации программ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *