Эволюция понятия цивилизация

1. Эволюция понятия «цивилизация».

ЛЕКЦИЯ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

2. Основные понятия.

3.Циклическая концепция развития цивилизации.

4.Причины упадка и гибели цивилизаций

1. Эволюция понятия «цивилизация»

Само слово «цивилизация» (фр.) появилось в языке недавно. Кто первым употребил это понятие — не установлено, но Л.Февр утверждает, что это слово обнаружено в печати в 1766 г.. До появления имени существительного употреблялся глагол «цивилизовать» и причастие «цивилизованный». В конце XVI в. слово «цивилизация» стало известно Монтеню, автору «Опытов», а противопоставление понятий «дикий» и «цивилизованный» полвека спустя появилось в «Рассуждении о методе» Декарта.

В энциклопедиях понятие «цивилизация» ассоциировалось с концепцией прогресса и несло в себе смысл просветительского мышления. Так, П.Гольбах отмечал: «Полная цивилизация народов и вождей, которые ими руководят, благодетельные изменения в правлении, искоренение недостатков — все это может быть только результатом работы веков, постоянных усилий человеческого ума, многократного общественного опыта». То есть цивилизация первоначально воспринималась как процесс. «Нация цивилизуется под воздействием опыта», — таково заключение П.Гольбаха .

Экономисты (Адам Смит) связали понятия «цивилизация» и «богатство». В конце XVIII в. критических рассмотрений самого понятия «цивилизация» не возникало. Цивилизация у многих исследователей оказывалась неким идеалом, и в нее вкладывались многозначные понятия. Так, цивилизация отождествляется с хорошими манерами и самоконтролем — цивилизованное поведение, цивилизованный человек. Впервые в этом значении термин появился в трудах Вольтера. Во множественном числе слово «цивилизация» появилось после XVIII в. с созданием различных теорий цивилизации. Так, в 1827 г. вышли «Принципы философии» Дж.-Б.Вико и «Мысли о философии человечества» И.Гсрдера. Вслед за ними Франсуа Гизо высказывает убеждение, что у человечества общая судьба, а историю человечества можно рассматривать как собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого. Значит, цивилизации нужно изучать, анализировать. По Гизо, цивилизация состоит из двух составляющих: во-первых, из уровня интеллектуального развития; во-вторых, из уровня социального развития.

Появление в 1877 г. книги Л. Моргана «Древнее общество, или Исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» означало, что значение слова стало применяться для характеристики стадий развития человечества.

Интересно развитие связи понятий «цивилизация» и «культура», которые выступали как синонимы; слова «цивилизация» и «культура» употреблялись в тождественном смысле. В XX в. антропологическое понятие культуры как результата приобретенных навыков поведения стало постепенно заменяться понятием цивилизации.

2. Основные понятия

Что же такое цивилизация? Предпринималось множество попыток дать определение этой универсальной и многозначной категории. Так, в 5-м издании «Философского словаря» записано: «Цивилизация (лат. civilis — гражданский, юсу дарственный) — совокупность материальных и духовных достижений общества» . Питирим Сорокин (отечественный социолог, изгнанный из страны в 1922 г. и ставший гражданином США) считал, что цивилизации — это огромные музееподобные хранилища материальной культуры, выставленные на обозрение без какой-либо системы .

Арнольд Джозеф Тойнби, английский историк и социолог, утверждает, что цивилизация — это единые организмы, все части которых взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Цивилизация — сложная система, которая имеет внутренний механизм функционирования.

Определение российского обществоведа Л.И.Семенниковой, которое предлагается как рабочее, построено на формуле А.Тойнби: «Цивилизация — это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу» .

Какие факторы определяют существо цивилизации? Освальд Шпенглер считал главным в цивилизации характерные для этого общества форму и стиль (Gestalt) культуры . Русский философ Николай Яковлевич Данилевский писал о цивилизации, что главное «… должно состоять в отличении культурно-исторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития» [81.

История человечества насчитывает множество цивилизаций, обладавших неповторимостью черт и обликов. Одни разрушались или их разрушали, на их обломках возникали другие.

Какова продолжительность существования цивилизации? О.Шпенглер и А.Тойнби утверждали, что цикл развития цивилизации от зарождения до упадка составляет примерно одну тысячу лет. Лев Николаевич Гумилев насчитывал полторы тысячи лет. Бельгиец Кетле пришел к выводу, что средняя продолжительность жизни цивилизации составляет приблизительно 185 лет.

Как видим, мнения разные, как разные они и в том, сколько и каких цивилизаций было. Н.Я.Данилевский, например, насчитывает их 11: египетская; ассирийско-вавилоно-финикийская; халдейская, или древне-семитская; китайская; индийская; иранская; еврейская; греческая; римская; новосемитская, или аравийская; германо-романская, или европейская. Две цивилизации — мексиканская и перуанская — погибли насильственной смертью на ранней стадии развития.

По мнению О.Шпенглера, в истории человечества всего было 8 цивилизаций: вавилонская, египетская, народа майя, античная, индийская, китайская, арабская, западная.

А.Тойнби сначала насчитал до 100 самостоятельных цивилизаций Затем, работая над всемирной историей, он сокращал их количество последовательно: сначала до 36. затем до 21 и, наконец, до 13.

В принципе, вопрос о том, сколько их было — 100 или 13 — не так уж важен. Важнее выделить укрупненную единицу анализа — культурно исторический тип цивилизации.

Определение типов цивилизаций осуществляется по следующим признакам.

— общность и взаимозависимость историке политической судь бы и экономического развития;

— взаимопереплетение культур;

— наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе этих признаков определены три типа развития цивилизации: непрогрессивные формы существования (аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и Северной Европы), циклического развития (страны Востока) и прО1рессивного развития (греко-латинская и современная европейская). Подробнее об особенностях этих трех типов развития цивилизаций — в следующих лекциях. Сейчас остановимся на концепциях Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, Л.Н.Гумилева, А.Тойнби, К-Ясперса и некоторых других, раскрывающих глубинные причины расцвета и гибели тех или иных цивилизаций.

Рассмотрим эволюцию этого феномена

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКАЯ АКАДЕМИЯ

«Культурология»

Тема 3. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕМА

Тезисы лекции

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры юридической психологии

и педагогики

Протокол №3 от 25 сентября 2009

Нижний Новгород — 2009

1. Эволюция понятия «цивилизация».

2. Сопоставление феноменов «культура»
и «цивилизация».

3. Теории «культурно-исторических» типов
и локальных цивилизаций.

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

Мыслителей всех времен занимал феномен культуры: действи­тельно ли она является мощнейшим всплеском Духа? И существу­ют ли разграничения между истинным воспарением человеческого духа и рутинным воспроизведением застывших форм деятельно­сти человека? Эта проблема последние три века рассматривается во взаимосвязи таких понятий, как культура и цивилизация.

Из множества определений культурыв данном случае возьмем за основу то понятие культуры, которое дал в свое время И. Кант. В общем виде оно сводится к пониманию культуры как способа самореализации человеческих личностей в обществе. Сегодня можно сказать, что культура охватывает: а) всю творческую со­знательную деятельность человека; б)совокупность умений, со­вершенств, ее обеспечивающих; в) результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении — искусстве, так и вклю­чающий все, что создано руками человека, всю вторую природу.

Когда мы оперируем понятием «цивилизация»,то речь идет о термине, который несет чрезвычайно большую семантическую и этимологическую нагрузку. Однозначной его трактовки нет ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Одни полагают, что понятие «цивилизация» относится к известным историческим эпохам, например, античная, средневековая цивилизации. Другие связывают его с религией —христианская, мусульманская циви­лизации. Третьи— с географическим регионом: переднеазиатская, индийская цивилизации. Четвертые — с какой-то одной сферой человеческих отношений, скажем, с экономической. В этом слу­чае цивилизация определяется как европейский или азиатский способ производства.

Рассмотрим эволюцию этого феномена

Понятие цивилизации более ново, чем культуры. Оно проис­ходит от латинского — гражданский, государственный. Первоначально это понятие возникло в русле теории прогресса и употреблялось только в единственном числе как противополож­ная «варварству» стадия всемирно-исторического процесса и как его идеал в европоцентристской интерпретации. В частности, французские просветители называли цивилизацией общество, осно­ванное на разуме и справедливости.

Один из видных представителей школы «Анналов» Люсьен Февр (1878—1956) отмечал, что само это слово в напечатанном виде обнаружилось только в 1766 г. Однако до того, как появи­лось имя существительное, в литературе употреблялся глагол «ци­вилизовать» и причастие «цивилизованный».

Просветительская мысль одних приводила в восторг, ибо ви­делась торжеством Разума и Прогресса. Других — отталкивала по той же самой причине — рационалистической самоуверенностью.

Цивилизация поначалу воспринимается как процесс, но впос­ледствии это слово становится многозначным. Нередко цивили­зация отождествляется с цивилизованным поведением, т.е. с хо­рошими манерами и навыками самоконтроля; говорят, например, о цивилизованном человеке. В этом значении термин впервые появился во Франции в XVIII в. в трудах Вольтера, одного из иде­ологов Просвещения. Далее слово «цивилизация» употребляется во множественном числе. В литературе английского и французс­кого Просвещения XVIIIв. термин «цивилизация» в определенной мере синонимичен термину «культура», который станет преобла­дающим в немецкой просветительской литературе.

Взгляд французских просветителей на историю социоцентричен, т.е. в центр ее они ставили судьбу не отдельного индивида, а на­ции и общества. И если учитывать при этом специфическую ил­люзию просветительского сознания, отождествлявшего нацию с государством, а общество — с политическими формами правления, то его обращенность к термину «цивилизация» станет совсем по­нятной. Существование государства, по мнению просветителей, является главным признаком цивилизованности общества, его раз­витости и облагороженности. Человеческая история в связи с этим представлялась ими как прежде всего политическая история, сви­детельствующая о постоянном переходе человечества от варвар­ства к цивилизованности, от «естественного состояния» к обще­ственному, регулируемому государством.

Различные теории цивилизаций стали возникать еще в период Реставрации.Однако конкретные работы, посвященные этой проблеме, появились несколько позже. В 1827 г. увидели свет «Мыс­ли о философии человечества» И. Гердера. В этом же году выш­ли «Принципы философии истории» Дж. Вико.

Французский историк и политический деятель Франсуа Гизо (1787—1874) писал о том, что человеческая история может рассмат­риваться только как собрание материалов, подобранных для вели­кой истории цивилизации рода человеческого. Гизо был убежден в том, что у человечества общая судьба, что передача накопленного че­ловечеством опыта создает всеобщую историю человечества. Он за­ложил основы «этноисторической концепции цивилизаций», пред­полагавшей, что, с одной стороны, существуют локальные цивили­зации, а с другой — есть еще цивилизация как прогресс человеческого общества в целом. Цивилизация, считал Гизо, состоит из двух эле­ментов: социального, внешнего по отношению к человеку, и всеоб­щего, интеллектуального, внутреннего, определяющего его личную природу. Взаимное воздействие этих двух явлений, социальных и интеллектуальных, — есть основа развития цивилизации.

В XIXв. это понятие было расширено и помимо значения об­ладания воспитанностью и навыками, помогающими достичь «ци­вилизованного поведения», слово стало применяться и для харак­теристики стадий развития человечества, Льюис Морган (1818— 1881) отразил эту идею в названии своей книги «Древнее общество, или Исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» (1877г.).

Таким образом, в ходе развития просветительской мысли сло­ва «цивилизация» и «культура» закрепили за собой разный круг зна­чений. Первое всей своей новизной неологизма подчеркивало важ­ность обновления, даже пусть и насильственно отклоняющего ход истории от пути природной жизни. Слово «культура», напротив, как будто возвращало к первым человеческим деяниям, к исто­кам культа природы.

В начале XIXв. начался переход от монистической интерпре­тации истории человечества к плюралистической. В связи с этим стала складываться «этнографическая» концепция цивилизации

Социологи икультурологи XX в. внесли свои уточнения в пред­ставления о сущности цивилизаций. В марксизме термин «циви­лизация» применялся для характеристики определенной стадии развития общества, следующей за дикостью и варварством. Английский историк и социолог А. Тойнби рассматривал цивили­зацию как особый социокультурный феномен, ограниченный оп­ределенными пространственно-временными рамками, основу ко­торого составляют религия и четко выраженные параметры технологического развития. М. Вебер также считал религию основой цивилизации. Л. Уайт изучает феномен цивилизации с точки зре­ния внутренней организованности, обусловленности общества тремя основными компонентами: техникой, социальной органи­зацией и философией, причем техника у него определяет основ­ные компоненты.

Формирование и эволюция понятия «цивилизация»

Понятие цивилизации в истории социальной философии рассматривалось на двух уровнях — глобальном и локальном. Концепции локальных культур или цивилизаций начали разрабатываться со второй половины XIX в. в противовес идее единства исторического процесса, эволюционистскому подходу к культуре. Признание множественности культур и права каждой из них на самостоятельное существование и развитие отвечает принципам демократии и гуманизма, способно служить как одним из оснований плодотворного взаимодействия и диалога культур, так и их обособления и враждебного противостояния. Различные концепции локальных культур по их идейной направленности можно расположить между этими двумя крайними точками. Все это означает, что концепциями локальных культур не следует приписывать какой-то одной строгой социально-политической ориентации. Они могут отражать различное умонастроение.

1.3. Типы цивилизаций

В культурологии ставится вопрос о типологии цивилизаций. Цивилизации разделяются по:

1) господствующему типу хозяйственной деятельности – земледельческие и индустриальные или приморские и континентальные;

2) принципу естественно-географической среды – «открытые» и «закрытые», интравертные и экстравертные;

3) религиозному принципу.

Э. Тоффлер выделяет тысячелетние цивилизационные циклы: сельскохозяйственная цивилизация, индустриальная, постиндустриальная.

Ю.В.Яковцев представляет семь мировых цивилизаций: неолитическую, раннерабовладельческую, античную, раннефеодальную, позднефеодальную, индустриальную, постиндустриальную.

Такая типология выполняет роль внешнего фактора, оставляя «за рамками» специфику культурного развития.

В концепции многолинейной эволюции Дж. Стюарта более четко выражен современный этап междисциплинарных исследований. Дж. Стюарт выдвинул идею культурной экологии, обобщив параллелизмы в развитии культур в сходных географических условиях.

В.С.Степиным создана концепция о двух типах цивилизационного развития в истории человечества: традиционном и техногенном.

Различия между техногенной и традиционной цивилизациями произошли из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и пр. Эти типы цивилизаций существуют одновременно

2. Эволюция понятия «цивилизация»

Понятие «цивилизация» происходит от латинского слова civilis, что обозначает гражданский, общественный, государственный. Однозначной трактовки этого термина нет ни в современной, ни в зарубежной науке. Понятие появилось в XVIII в. в эпоху Просвещения в тесной связи с пониманием культуры и обозначало совокупность определенных особенностей высокоразвитых обществ. Термин был употреблен французским экономистом маркизом де Мирабо (1715–1789) в работе «Друг людей или трактат о населении» для показа различий между цивилизованной Европой и варварскими порядками колониальных стран. Цивилизация признавалась Мирабо только за Европой.

Французский философ Поль Анри Гольбах (1723–1789) связывает цивилизацию с теорией прогресса и рассматривает ее как стадию всемирно-исторического процесса, противопоставленную «варварству». Французские просветители называли цивилизацией общество, основанное на разуме и справедливости.

К концу XVIII в. это понимание претерпело трансформацию благодаря немецким исследователям братьям Александру (1769–1859) и Вильгельму (1767–1835) Гумбольтам, считавшим, что цивилизация не зависит от уровня развития, любой народ является цивилизованным.

В середине XIX в. появляется тенденция, когда термин цивилизация сближается с понятием культура и начинает употребляться по отношению к целым эпохам. Этот подход является заслугой французского историка Франсуа Гизо (1787–1874). Гизо в своей работе «История цивилизации Франции» стремится разрешить противоречие между прогрессом всего человечества и разнообразием историко-этнографического материала. Им закладываются основы «этноисторической концепции цивилизации». Ученый считал, что существуют одновременные и «локальные» цивилизации и цивилизация как прогресс человеческого общества.

В конце XIX – начале XX в. термины цивилизации и культура начинают выступать как однопорядковые понятия. Вместе с тем возникает вопрос: если понятия цивилизация и культура однопорядковые, то тогда получается, что вместе с возникновением человечества возникла и цивилизация. Л.Г. Морган дает ответ, что цивилизация связана с определенным уровнем развития культуры.

А. Тойнби рассматривает цивилизацию как особый социокультурный феномен, целостность, ограниченную определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия и параметры технического прогресса. М. Вебер также кладет в основу цивилизации религию.

Ф. Конечны в основании цивилизации положил несколько признаков: социальную целостность; внутренний строй цивилизации, основанный на категориях блага, истины, здоровья и благополучия, красоте.

Л.И. Мечников считает, что решающее воздействие на характер цивилизации оказывает географическая среда существования того или иного народа.

Л.Н. Гумилев – цивилизация зависит от особенностей этнической истории.

Таким образом, на протяжении XVIII–XX вв. утверждается следующее понимание цивилизации:

– цивилизация как синоним культуры, используемый для обозначения материальной культуры;

– уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры;

– ступень общественного развития следующая за варварством;

– цивилизация как уникальное этническое или историческое образование.

Современные исследователи считают, что понятия цивилизация и культура близкие. На всемирной конференции ЮНЕСКО (1982), посвященной культурной тематике, было выработана установка, что под культурой следует понимать комплекс материальных, духовных, интеллектуальных и эмоциональных черт общества, включая образ жизни и правила человеческого бытия, систему ценностей, традиций, верований.

Цивилизация – это качественный рубеж в истории человечества, определенная стадия, на которой формируется присущий ей культурно-социальный комплекс. Культура – базис, на которой возникает цивилизация. Цивилизация открывает возможности для развития культуры. Культура – показатель уровня развития цивилизации. Цивилизация – общество самобытного типа, характеризующееся наличием определенных признаков, основными из которых являются: урбанизация, социальная стратификация, хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя жизнедеятельность и др.

Заключение

Во-первых, цивилизация есть собственно социальная организация общества.

Во-вторых, цивилизация с самого начала характеризуется прогрессирующим общественным разделением труда и развитием информационно- транспортной инфраструктуры. Разумеется, речь идет не об инфраструктуре, свойственной современной волне цивилизации, но к концу варварства прыжок от родоплеменной изолированности был уже совершен. Это позволяет характеризовать цивилизацию как социальную организацию со всеобщей связью индивидов и первичных общностей.

В-третьих, целью цивилизации является воспроизводство и приумножение общественного богатства. Собственно говоря, сама цивилизация родилась на базе появившегося (в результате неолитической технической революции и резкого роста производительности труда) прибавочного продукта. Без последнего было бы невозможно отделение труда умственного от труда физического, появление науки и философии, профессионального искусства и т. д. Соответственно под общественным богатством следует понимать не только его материально-вещественное воплощение, но и ценности духовного порядка, в том числе и свободное время, необходимое индивиду и обществу в целом для их всестороннего развития. В состав социального богатства входит и культура общественных отношений.

Цивилизация есть собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства.

Список используемой литературы

1. Аннерс Э. История европейского общества: Пер. со швед. — М.: Постскриптум, 1994.

2. Батурин Ю.М., Лившиц Р.З. Социалистическое правовое государство: от идеи к осуществлению. — М.: Наука, 1989.

3. Бабушкин С.А. Теория цивилизации. Курск, 1997.

4. Ионов И.Н., Хачатурян В.М. Теория цивилизаций: от античности до конца XIX в. СПб., 2002.

5. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

6. Цивилизация: теория, история и современность. М., 1989.

7. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *