Защиты судовых генераторов

Судовые генераторы

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3

3.2.1. Общие сведения

Судовые генераторы – основные источники электроэнергии. При увеличении нагрузки на генератор ток растёт, а напряжение падает . Основное требование к генераторам поддержание постоянства основных параметров при изменении нагрузки в широких пределах.

В качестве генераторов на судах используются генераторы постоянного и переменного тока. Выбор рода тока определяется потребностями потребителей.

Генераторы с независимым и параллельным возбуждением имеют достаточно жёсткую внешнюю характеристику . Данные типы генераторов используется в качестве возбудителей для синхронных генераторов , в гребных электроустановках и системах управления типа Г-Д.

Основными генераторами электростанций постоянного тока обычно являются генераторы смешанного возбуждения, которые наряду с параллельной обмоткой возбуждения имеют ещё и последовательную обмотку. Эти генераторы имеют наиболее жесткую внешнюю характеристику. Не нуждаются в дополнительных регуляторах так как последовательная обмотка обеспечивает некоторую стабилизацию напряжения . При увеличении нагрузки, увеличивается ток последовательной обмотки, магнитный поток которой, компенсирует размагничивающее действие реакции якоря и уменьшение магнитного потока за счёт уменьшения тока возбуждения.

На современных судах в качестве генераторов в основном используются генераторы трёх фазного переменного тока .

Судовые СГ выполняют на напряжения 400 и 230 В, с соединением обмоток статора соответственно по схемам «звезда» и «треугольник», в диапазоне мощностей 30-3000 кВт при номинальном коэффициенте мощности соsφ = 0,8. Частоты вращения генераторов составляют 500, 750,1000, 1500 и 3000 об/мин. Изоляция обмоток генераторов классов В, Р и Н. Режим работы СГ всех типов продолжительный ( S1 ).

В зависимости от типа и мощности СГ при номинальных напряже-нии, частоте и рабочей температуре выдерживают перегрузку по току 10 % номинального в течение 60-120 мин, 25 % в течение 10-30 мин, 50 % в течение 1-5 мин. Без механических и тепловых повреждений генераторы выдерживают 3-фазное КЗ в течение 5-10 с, при этом ударный ток КЗ не превосходит 14-17-кратного значения амплитуды номинального тока, а установившийся ток КЗ составляет не менее 3- 4-кратного значения номинального тока.

3.2.2.Системы возбуждения СГ

На судах используются СГ с различными системами возбуждения, в которых изменение тока возбуждения происходит автоматически. Системы возбуждения СГ бывают трех видов: с независимым возбуждением, с самовоз­буждением и бесщёточные (рис. 3.1).

Рисунок 3.1. Принципиальные схемы систем возбуждения СГ:

а ) – с независимым; б ) – с самовозбуждением; в ) бесщёточный.

При независимом возбуждении (рис. 3.1, а) в качестве источника возбуждения используется возбудитель В — генератор постоянного тока небольшой мощности с параллельной обмоткой возбуждения ОВВ, сидящий чаще всего на одном валу с синхронным генератором СГ. Регулятор возбуждения R предназначен для регулирования напряжения вручную. Применение в качестве возбудителя добавочной электрической машины постоянного тока усложняет конструкцию и снижает надежность СГ.

Создание мощных и надежных полупроводниковых вентилей обес­печило переход на самовозбуждение СГ, при котором мощность для цепи возбуждения отбирается от 3-фазной обмотки статора СГ и подается в обмотку возбуждения ОВГ через трансформатор Т и выпря­митель UZ .

В обоих рассмотренных случаях на валу СГ находятся 2 контакт­ных кольца с установленными на них щетками, что усложняет конст­рукцию и снижает надежность генераторов. Для облегчения работы щеточного аппарата напряжение возбуждения уменьшают до несколь­ких десятков вольт (например, при помощи трансформатора), но одновременно увеличивают ток возбуждения. Это позволяет сохра­нить мощность цепи возбуждения в необходимых пределах (5-10 % номинальной мощности СГ).

Указанных недостатков лишены бесщеточные . В общем корпусе БСГ находят­ся синхронный генератор СГ и его возбудитель — асинхронный генера­тор ДГ. При вращении ротора БСГ возникающая на зажимах СГ 3-фазная ЭДС передается на обмотку статора Ст асинхронного генерато­ра, в которой образуется вращающееся магнитное поле. Это поле наводит в обмотке ротора Р асинхронного генератора 3-фазную ЭДС, которая выпрямляется полупроводниковым выпрямителем UZ (за­креплен на валу БСГ). Выпрямленное напряжение поступает на обмотку возбуждения ОВГ синхронного генератора. Вращающаяся часть системы обведена штрихпунктирной линией.

Таким образом, система возбуждения БСГ сочетает характерные признаки систем с независимым возбуждением (имеется возбудитель в виде АГ) и самовозбуждением (мощность для возбуждения АГ отби­рается от обмотки статора СГ).

3.2.3. Техническое обслуживание

Целью ТО является обеспечение исправного технического состояния ГА и длительное поддержание их эксплуатационных характеристик на заданном уровне. Правила технической эксплуатации МРС в зависимости от объема, характера и сроков проведения работ устанавливают три вида ТО: без разборки (ТО № 1); с частичной разборкой (ТО № 2); с полной разборкой (ТО № 3).

При ТО № 1 необходимо: вскрыть смотровые и вентиляционные отверстия; осмотреть контактные кольца (коллекторы), щеточный аппарат и обмотки статора и ротора (якоря); затянуть доступные контактные и крепежные соединения; очистить доступные места и фильтры от загрязнений, продуть генератор сжатым воздухом давле­нием не более 0,2 МПа.

При ТО № 2 необходимо выполнить работы в объеме, предусмотрен­ном ТО № 1, и дополнительно: вскрыть и очистить коробку выводов; протереть доступные места ветошью, смоченной в рекомендованном моющем средстве; при необходимости изменить полярность колец СГ; при необходимости просушить обмотки и покрыть изношенные места изоляции эмалью; осмотреть подшипники и их смазку, при необходи­мости добавить смазку того же сорта.

При ТО № 3 необходимо выполнить работы в объеме ТО № 1 и ТО № 2, а также дополнительно: промыть обмотки статора и ротора (яко­ря); отремонтировать поврежденные места изоляции обмоток, пропи­тать их лаком и покрыть эмалью, после чего просушить; при необходи­мости проточить и отшлифовать контактные кольца (коллекторы); проверить динамометром значение нажатия на щетки, при необходи­мости отремонтировать щеточный аппарат; заменить смазку в подшип­никах; при необходимости окрасить внутренние и наружные поверх­ности статора и ротора; проверить сопротивление изоляции обмоток по отношению к корпусу и между собой.

После выполнения каждого вида ТО необходимо проверить гене­ратор в режиме холостого хода в течение 1 ч. При этом следует контро­лировать: напряжение генератора, биение колец и работу щеточного аппарата, температуру нагрева корпуса и подшипников, отсутствие постороннего шума и недопустимой вибрации. После выполнения ТО № 3 дополнительно испытывают генератор при номинальной нагрузке в течение 6 ч.

Периодичность ТО синхронных генераторов должна составлять: 2-3 месяца при ТО № 1; 6-12 месяцев при ТО № 2; 48-96 месяцев при ТО № 3. Периодичность ТО генераторов постоянного тока в среднем в 2 раза меньше.

Восстановление до необходимого уровня частично или полностью утраченных технико-эксплуатационных характеристик ГА достигается с помощью ремонта. Существует 2 вида планово-предупре­дительного ремонта: текущий и капитальный. При текущем ремонте выполняют работы по восстановлению и замене преимущественно быстроизнашивающихся деталей и узлов, а при капитальном — работы по восстановлению и замене частей и узлов, связанные с большими объемами сопутствующих работ.

Текущий ремонт проводят во время стоянки судна или на заводе без вывода судна из эксплуатации, а капитальный ремонт — как правило, с выводом судна из эксплуатации. Ремонтные работы проводят члены экипажа, а также работники баз технического обслуживания (БТО) и электроремонтных цехов судоремонтных предприятий.

Глава 1. Системы
возбуждения бесщёточных синхронных
генераторов

.. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..

Системы возбуждения, используемые в настоящее время на судах действующего флота, являются замкнутыми комбинированного типа прямого действия с амплитудно-фазовым компаундированием. В качестве объекта управления в основном применяется надежный бесщеточный синхронный генератор с предвозбудителем или без него.

Судовой бесщёточный синхронный генератор

Одним из основных недостатков при обслуживании судовых синхронных генераторов является наличие щёточно-кольцевого аппарата. Этот узел наиболее изнашивается в процессе работы. Большое количество пыли от угольных щёток загрязняет обмотки, создавая проводниковые мосты между токоведущими частями синхронного генератора и корпусом: ухудшается изоляция генератора, уменьшая срок их службы, требуется внеочередной ремонт с полной разборкой.

Всё это отсутствует у бесщёточных синхронных генераторов. Возбуждение СГ осуществляется небольшим по размерам возбудителем переменного тока, состоящим из трёхфазной обмотки, расположенной на роторе генератора и электромагнитных полюсов, находящихся на статоре рядом со статорной обмоткой основной машины. Обмотка возбуждения возбудителя питается постоянным током от автоматического регулятора напряжения. Трёхфазный переменный ток, генерируемый в роторной обмотке, выпрямляется трёхфазным выпрямителем, расположенным на роторной обмотке возбудителя и поступает на роторную обмотку возбуждения генератора. Выпрямительное устройство бесщёточного генератора состоит из кремниевых диодов, соединённых по трёхфазной мостовой схеме, регулируемого балластного резистора и сглаживающего конденсатора.

Бесщёточный синхронный генератор (рис. 1.1) состоит из следующих компонентов, где:

G — статорная обмотка, выходная;

FG — роторная обмотка возбуждения генератора;

Si — блок вращающихся кремниевых выпрямителей;

E — роторная обмотка возбудителя, выходная;

FE — статорная обмотка возбуждения;

EVA — внешний реостат задающего напряжения;

AVR — автоматический регулятор напряжения (АРН).

Статорная обмотка синхронного генератора уложена в пазы железа статора и представляет собой три обмотки, соединенные звездой.

Конструктивно БСГ объединён с возбудителем переменного тока и вращающимся выпрямительным устройством в один агрегат. Отличительной особенностью БСГ является отсутствие контактных колец и щёток.

Возбудитель представляет собой обращённый трёхфазный синхронный генератор, у которого обмотка возбуждения является неподвижной и питается непосредственно от автоматического регулятора напряжения. В некоторых рассматриваемых далее системах возбуждения и регулирования напряжения генераторов (например,“TAIYO”, “MITSUBISHI”) обмотка возбуждения возбудителя состоит из двух частей: основной и управляемой от AРН, что обеспечивает более надёжное начальное возбуждение. Трёхфазная роторная обмотка возбудителя, соединённая звездой подключена к роторной обмотке генератора через трёхфазный блок вращающихся кремниевых выпрямителей, который находится между этими двумя обмотками, ближе к возбудителю, на специально

Рис. 1.1. Бесщёточный синхронный генератор

смонтированном изоляционном кольце. Кольцо и вентили вращаются вместе с роторами генератора и возбудителя и размещёны на общем валу.

Трёхфазный переменный ток, генерируемый при вращении в роторной обмотке возбудителя, выпрямляется трёхфазным кремниевым выпрямителем, расположенным на роторной обмотке возбудителя, и постоянное напряжение поступает на роторную обмотку генератора. Расположение вращающихся выпрямителей на роторной обмотке возбудителя удобно как для воздушного охлаждения, так и проведения обслуживания и ремонтных работ при проверке и замене вентилей.

В дополнение к кремниевому выпрямителю параллельно выходному напряжению подключается сглаживающий конденсатор и разрядный резистор для предотвращения обмотки возбуждения и конденсатора от пробоя.

Благодаря такой конструкции, исчезает необходимость в контактных кольцах и щётках для подвода тока к обмотке возбуждения генератора. Таким образом, возбудитель совместно с AРН позволяет поддерживать напряжение генератора с заданным отклонением при малых и больших нагрузках и обеспечивает защиту от короткого замыкания. Отсутствие щёточной аппаратуры значительно повышает надёжность БСГ, сокращает трудозатраты на обслуживание ввиду отсутствия угольной пыли на обмотках. Они также могут применяться и на высоких частотах вращения первичных двигателей, чем обеспечивается более надёжное возбуждение.

У БСГ, также как и у обычных синхронных генераторов, имеется демпферная обмотка. Она находится на явных полюсах ротора и имеет вид широких медных шин, соединенных в беличью клетку. Назначением демпферной обмотки является предотвращение колебаний напряжения ввиду резкого изменения нагрузки при параллельной работе генераторов, а также ограничение повышения третьей гармоники напряжения с увеличением нагрузки.

В результате совместных усилий обмоток статора генератора и возбудителя создаётся результирующая магнитодвижущая сила а, следовательно, и поток возбуждения, обеспечивая реакцию ротора и падение напряжения в обмотке статора генератора во всех режимах работы – от холостого хода до номинальной нагрузки.

Возбудитель переменного тока представляет собой обращённый синхронный генератор роторного типа. Ротор установлен на том же валу, что и ротор генератора и представляет собой трехфазную обмотку переменного тока. Нагрузкой возбудителя является обмотка возбуждения статора, поэтому необходим возбудитель переменного тока высокой частоты: чем выше частота, тем больше возбуждение. Однако высокая частота стремится увеличить потери в железе. Так как увеличение числа полюсов пропорционально увеличению частоты, то частота особенно ограничивается при использовании на низкой частоте вращения с точки зрения экономичности конструкции. В основном, для возбудителя переменного тока принята частота 60 Гц.

Кремниевый выпрямитель возбудителя переменного тока. Учитывая электрические и механические свойства, кремниевый выпрямитель для бесщёточного синхронного генератора должен быть высоконадежным, небольших габаритов и массы.

Он состоит из кремниевой части, которая закреплена вертикально на тонкой пластине основания, для надежного контакта пластины, основания и элемента, и питающего провода. Этот силовой тип контакта кремниевого элемента выпрямителя использует свою огромную силу, когда она приложена вертикально вместе с давлением по направлению к пластине основания и проявляет великолепные характеристики, учитывая такие механические недостатки как внешнее давление, центробежная сила, вибрация системы в действии. Все главные части кремниевого элемента типа P-N перехода помещены в кожух, в котором находится инертный газ, на работу которого не влияют окружающие атмосферные условия.

В дополнение к кремниевому выпрямителю параллельно подключены конденсатор и резистор для предотвращения от чрезмерного напряжения обмоток, предохраняя их от пробоя. При сборке вышеупомянутых компонентов FUJI El. произвел тщательную проверку их механической силы и местоположения, минимизируя пространство для установки, добиваясь однородной и эффективной вентиляции.

По габаритам БСГ сохранил те же размеры что и обычные СГ.

В настоящее время бесщеточные синхронные генераторы успешно используются на судах в качестве основных и аварийных источников электроэнергии.

Для предотвращения возникновения токов на валу генератора, появляющихся благодаря разбалансу магнитного сопротивления магнитных цепей, используются изоляторы на боковых крышках, как показано на рис. 1.2. Напряжение на валу для генераторов повышенных напряжений и частот обычно составляет 1 В и менее, и реже несколько вольт. Значение сопротивления изолятора должно быть 1-3 кΩ. Если масляная пленка с принудительной смазкой местами исчезает, это может привести к поломке подшипника или аварии генератора в целом.
В основном БСГ не требует особых трудозатрат на обслуживание. Достаточно почаще менять фильтры на воздухозаборах.
Таким образом, БСГ обеспечивает максимум надежности при минимуме трудозатрат на обслуживание.

Рис. 1.2. Изоляция вала БСГ от наводящих токов

2.1. Защита судовых генераторов

По Правилам Регистра СССР судовые генераторы должны иметь следующие четыре вида защиты: от коротких замыканий; перегрузки; от перехода в двигательный режим; от минимального напряжения.

Для этой цели может быть использован универсальный ABB со всеми видами встроенной в него защиты, либо отдельные реле макси­мального тока, минимального напряжения, обратной мощности, действующие на катушку расцепителя ABB. Расцепитель — это уст­ройство, которое реагирует на тот или иной ненормальный режим в электрической цепи и, воздействуя на механизм свободного расцеп­ления, отключает автомат. ABB могут иметь следующие расцепители: независимый; максимальный; минимальный; тепловой.

Питание на катушку независимого расцепителя подается при нажатии кнопки дистанционного выключения или при срабатывании каких-либо реле, если при этом требуется отключение цепи.

Максимальный расцепитель отличается от независимого тем, что его катушка включается в главную цепь последовательно и имеет мало витков. Если ток в цепи превысил допустимое значение (корот­кое замыкание или перегрузка), то притягивается якорь, срабатывает механизм свободного расцепления. Применяются максимальные расцепители с замедлением, у которых якорь связан с часовым меха­низмом.

Минимальный расцепитель включается в главную цепь парал­лельно. Если напряжения в цепи нет или оно недостаточно, то якорь минимального расцепителя не притягивается и включить автомат невозможно.

Тепловой расцепитель состоит из биметаллической пластины, подогреваемой током, протекающим в главной цепи. Если ток пре­высит допустимое значение (перегрузка), то биметаллическая плас­тина прогибается и воздействует на механизм свободного расцеп­ления.

На отечественных судах преимущественно используются уни­версальные ABB, но для защиты от обратной мощности используется отдельное реле, которое при срабатывании включает катушку неза­висимого расцепителя ABB. Максимальный расцепитель ABB сра­батывает с выдержкой времени (2—120 с), зависящей от степени пере­грузки. При коротком замыкании он срабатывает с минимальной вы­держкой времени (0,18; 0,38; 0,63 с), необходимой для обеспечения избирательности защиты Защита от короткого замыкания настраи­вается на ток не менее 200% номинального тока генератора.

Минимальный расцепитель генераторного выключателя не по­зволяет включать генератор, если напряжение его не достигает хотя бы 80% номинального напряжения.

Реле обратной мощности имеет пределы уставок защиты от об­ратной мощности: для ТГ 2—6%, для ДГ 8—15% номинальной мощнос­ти генератора. Реле срабатывает с некоторой выдержкой времени (до 5—6 с), которая необходима для предотвращения отключения генератора в момент синхронизации. Эта же защита должна действовать и при снижении напряжения на 50%.

Отключение генератора при перегрузке является крайней мерой Правила Регистра СССР требуют, чтобы защита в этом случае дейст­вовала на отключение второстепенных потребителей (бытовая вен­тиляция, система кондиционирования воздуха, электрооборудо­вание камбуза, мастерские). Второстепенные потребители могут быть разбиты на 2—3 группы и отключаться с разной выдержкой времени между отключением (50 — 10 с). Если после отключенных второсте­пенных потребителей генератор остается перегруженным, тогда сра­батывает максимальный расцепитель Для отключения второсте­пенных потребителей применяется специальное реле максимального тока.

На судах зарубежной постройки часто используются автономные блоки защиты генераторов, в которых собран: реле всех видов за­щиты. Сигнал от этого блока поступает на катушку расцепителя гене­раторного автомата, а в случае перегрузки — через реле времени на аппараты, отключающие второстепенные потребители.

Зашита генераторов и выбора аппаратов защиты

В существующих судовых ЭЭС необходима защита при следующих видах повреждений и анормальных режимов работы:

  • а) короткое замыкание (к.з.);
  • б) перегрузке по току и мощности:
  • в) повреждении первичного двигателя
  • г) обрыве одной фазы питающей сети;
  • д) исчезновении или недопустимом снижении напряжения сети.

Защита может осуществляться путем отключения элементов СЭЭС или путем сигнализации о возникновении нарушений нормального режима.

Согласно требованиям Регистра генераторные агрегаты должны иметь следующие виды защиты:

  • — от токов короткого замыкания:
  • — от перегрузки;
  • — от снижения напряжения;
  • — от обратной мощности (только для генераторов, работающих в параллель).

Электрические сети должны иметь защиту от токов к.з. и перегрузки.

Фидер питания с берега должен иметь защиту от токов к.з., перегрузок, обрыва фазы и снижения напряжения.

Выбираемая для установки на судне аппаратура, прежде всего, должна соответствовать требования и Правил Регистра.

В зависимости от места установки аппаратуры на судне выбирают его степень защищенности, определяют способ крепления и подвод питания.

Любой аппарат выбирают с учетом рода тока, значений частоты, напряжения, и тока нагрузки, количества фаз (полюсов). При этом должны соблюдаться два условия:

(2.1)

(2.2)

где — номинальные напряжение и ток аппарата; — рабочие напряжение и ток аппарата в данной схеме.

При выборе коммутационной аппаратуры (контакторы, переключающие реле, выключатели и переключатели) достаточно выполнить эти два условия.

Выбор защитных и коммутационно-защитных устройств имеет свои особенности.

Выбор предохранителей

Выбирается плавкая вставка, а затем патрон.

Для защиты сетей освещения, отопления, сигнализации, в которых не возникают пусковые токи, плавкую вставку выбирают по условию

, (2.3)

При выборе плавкой вставки предохранителя, защищающего электродвигатель (ЭД), следует учитывать условия пуска. Плавкая вставка не должна перегорать в пусковом режиме

, (2.4)

где к — коэффициент, учитывающий условия пуска,

к = 1-1,5 — для ЭД с легкими условиями пуска;

к = 2,5-3 — для ЭД с тяжелыми условиями пуска; — номинальный ток электродвигателя.

При выборе плавкой вставки, устанавливаемой для защиты нескольких ЭД, считают, что ЭД, имеющий наибольший пусковой момент, находится в пусковом режиме, а остальные работают с номинальной мощностью

(2.5)

где K0 — коэффициент одновременности.

Далее выбирают патрон предохранителя с соблюдением условий

; (2.6)

; (2.7)

где ,- номинальные значения тока и напряжения патрона;

,- номинальные значения тока и напряжения защищаемого электродвигателя.

Выбор автоматических выключателей.

Сначала выбирают тип автоматического выключателя по условию

(2.8)

где — номинальный ток автомата;

— рабочий ток защищаемого участка (генератора или приемника).

Выбирают максимальный расцепитель по условию

где — поминальный ток выбираемого расцепителя.

Выбирают ток трогания расцепителя (или ток срабатывания в зоне КЗ, ток уставки в зоне КЗ). Расиепитсль не должен срабатывать от пусковых токов ЭД

(2.9)

где — пусковой ток двигателя.

Для селективных автоматических выключателей выбирают время срабатывания выключателя в зоне КЗ.

При выборе генераторного и секционного автомата кратность тока уставки в зоне КЗ принимается равной 2,5-3,5.

Рабочий ток секционного автомата рассчитывается по формуле

(2.10)

где — сумма токов генераторов электростанции без учета резерва.

Выбор автоматического выключателя защиты РЩ осуществляется по суммарному току:

(2.11)

где — коэффициент одновременности. = 0,8;

— сумма токов потребителей, подключенных к щиту.

Выбор уставки по току срабатывания в зоне КЗ производится и:» условия отстройки от ложных срабатываний при пуске самого мощного электродвигателя

(2.12)

где — номинальный ток самого мощного потребителя;

кратность пускового тока самого мощного потребителя.

Параметры автоматических выключателей приведены в приложении.

Выбранные автоматические выключатели проверяют по токам КЗ на динамическую и термическую стойкости. Если отдельно указано в задании, то расчет токов КЗ выполняют согласно методике.

Выбор реле обратной мощности

Для защиты генераторного агрегата от перехода в двигательный режим применяют реле обратной мощности, которое подключается к генератору при помощи измерительною трансформатора тока. Приведенные в технических условиях на реле значения уставок по току или мощности даны для случая совпадения номинального тока генератора с номинальным током первичной обмотки трансформатора тока при cos=1. Так как практически во всех случаях указанные условия не соблюдаются, то фактические уставки будут отличаться от приведенных в технических условиях.

Согласно требованиям Регистра уставки реле обратной мощности должны составлять:

Величина уставки по времени реле должна составлять 1-6с. Параметры реле обратной мощности приведены в приложении.

Для защиты дизель-генераторного агрегата с номинальным током генератора 903А от обратной мощности выбираем реле обратной мощности ИМ-149, которое подключается к генератору при помощи измерительного трансформатора тока по схеме, приведенной на рисунке 2.2

Выбираем измерительный трансформатор тока типа ТШС-0,66ОМ3 с номинальным током вторичной обмотки 5А и номинальным током первичной обмотки 1500А.Выбираем уставку реле по обратной мощности срабатывания равного 6,4%

Рис. 2.2 Схема подключения реле обратной мощности

Так как номинальный ток генератора не совпадает с номинальным током первичной обмотки трансформатора тока, то определяем фактическую уставку по обратной мощности срабатывания реле в процентах по формуле

(2.13)

где — уставка по мощности срабатывания реле (6,4; 9,6; 12,8% в соответствии с паспортными данными), принимают = 6,4% ;

— номинальный ток первичной обмотки трансформатора

= 1500А ;

— номинальный ток генератора, =903А

— коэффициент мощности сети.

Таким образом, реле обратной мощности имеет параметры, приведенные в таблице 2.1.

Таблица 2.1 — Параметры реле обратной мощности

Тип реле

Ном. ток, а

Ном напряжение

Уставка по мощности,%

Уставка по времени,с

Фактическая уставка,%

ИМ-149

5,0

6,4

13,3

Выбор устройств автоматической разгрузки генераторных агрегатов и устройств автоматического включения резерва.

Для защиты генераторных агрегатов перегрузок и обеспечения бесперебойного питания электроэнергией ответственных потребителей, в СЭЭС должны предусматриваться устройства автоматической разгрузки генераторов и автоматическою включения резерва.

Операции автоматической разгрузки генераторов и включения резерва могут производиться по сигналам датчиков различных параметров: активной мощности или тока. полного тока. Целесообразно использовать датчик активной мощности.

Рекомендуемые уставки по активной мощности составляют:

  • 90-100% для включения резервного генератора;
  • 100-110% для отключения первой группы неответственных потребителей;
  • 120-130%-для отключения первой и второй группы неответственных потребителей одновременно.
  • 150% — для реле перегрузки, воздействующего на отключение генераторного автомата.

Выбрать генераторные и секционный автоматы.

Рис. 2.3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *