Принципы построения системы образования

Сущность и принципы системы образования РФ

Кочкина Ольга
Сущность и принципы системы образования РФ

Система (греч.) – целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Система образования – совокупность образовательных учреждений, построенная и функционирующая на основе общих принципов. В соответствии с Законом «Об образовании» в эту систему наряду с учреждениями входят реализуемые ими образовательные программы и стандарты, а также органы управления образованием.

Прежде всего, развитием производства, оно определяет требования к типу работника, уровню его образования. Во-вторых уровнем развития культуры в широком ее смысле и науки в частности. В-третьих, особенностями форм общественного сознания: идеологией, моралью, религией.

В-четвертых, на характер системы образования существенно влияют исторический опыт и национальные традиции.

Образование зависит от политики властных структур.

Факторы, определяющие систему образования, динамичны, поэтому и системы образования периодически реформируются, чтобы удовлетворить запросы как общества, так и личности.

Современная система образования нашей страны строится на основании Закона Российской Федерации «Об образовании». Закон определил следующие принципы государственной политики в области образования:

а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине;

б) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

в) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

г) светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;

д) свобода и плюрализм в образовании;

е) демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Закон определил структуру образовательных учреждений.

Дошкольное образование: детские сады, семейное воспитание.

Общее образование: начальное образование, основное общее образование, общее среднее образование.

Профессиональное образование: начальное профессиональное образование, даваемое профессиональными училищами; среднее профессиональное образование, получаемое в техникумах и колледжах; высшее профессиональное образование, которое дают высшие учебные заведения; послевузовское образование, осуществляемое аспирантурой, ординатурой.

Дополнительное образование осуществляется либо однопрофильными учреждениями (музыкальные, художественные, спортивные школы и т. д., либо многопрофильными (центры детского творчества, бывшие дома и дворцы пионеров и школьников).

Специальное образование осуществляют образовательные учреждения для детей-сирот, оставшихся без родительского попечения, а также учреждения для детей, имеющих отклонения в развитии.

Управление системой образования страны осуществляется Министерством образования. В регионах управленческие структуры имеют различные названия: министерство, департамент, управление образования.

1.1. Сущность и принципы системы образования

Система (греч.) – целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Система образования – совокупность образовательных учреждений, построенная и функционирующая на основе общих принципов. В соответствии с Законом «Об образовании» в эту систему наряду с учреждениями входят реализуемые ими образовательные программы и стандарты, а также органы управления образованием.

Чем же определяются особенности и уровень развития системы образования? Прежде всего развитием производства. Именно оно определяет требования к типу работника, уровню его образования.

Во-вторых, уровнем развития культуры в широком ее смысле и науки в частности.

В-третьих, особенностями форм общественного сознания: идеологией, моралью, религией. Например, в странах с мусульманским вероисповеданием принципы образования существенно отличаются от христианских.

В-четвертых, на характер системы образования существенно влияют исторический опыт и национальные традиции.

Наконец, образование зависит от политики властных структур (финансирование, социальный заказ и т. п.).

Факторы, определяющие систему образования, динамичны, поэтому и системы образования периодически реформируются, чтобы удовлетворить запросы как общества, так и личности.

Современная система образования нашей страны строится на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», принятого в 1992 г. (существенные поправки в него внесены в 1996 г.). Закон определил следующие принципы государственной политики в области образования:

а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине;

б) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

в) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

г) светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;

д) свобода и плюрализм в образовании;

е) демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Прокомментируем некоторые из этих принципов. Что означает единство федерального образовательного пространства? На всей территории России от Калининграда до Чукотки действует один базисный учебный план, инвариантная (неизменная, обязательная) часть которого определяет обязательный набор учебных предметов, которые изучают все школьники России, а государственный образовательный стандарт унифицирует содержание этих предметов. Это дает возможность учащимся в случае перемены места жительства беспрепятственно учиться в новой школе, позволяет унифицировать требования к абитуриентам.

В то же время наша страна многонациональна, ее регионы имеют свои культурные традиции. Вариативная часть учебного плана предусматривает возможность изучения предметов национального и регионального компонентов, позволяющих сделать обучение практико-ориентированным.

Общедоступность образования обеспечивается его бесплатностью, наличием разветвленной сети образовательных учреждений, в том числе и в сельской местности (вот почему до сих пор сохраняются экономически неэффективные малочисленные сельские школы). Принцип общедоступности не может быть реализован без достаточного количества педагогических кадров, а также без наличия учебной литературы.

Новым для нашего образования является принцип адаптивности системы к уровням развития и подготовки обучающихся. Проще говоря, не ученик должен приспосабливаться к образовательному учреждению, учителям, а они к нему.

В реализации этого принципа существенная роль принадлежит психологам, которые могут определить уровень развития школьников, рекомендовать способы работы с ними, исходя из их индивидуальных особенностей.

Принцип светскости образования предполагает недопущение преподавания и пропаганды религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В частных школах этого ограничения нет.

Свобода в образовании – это свобода выбора пути получения образования, выбора образовательного учреждения. Плюрализм проявляется в многообразии образовательных учреждений (школы, гимназии, лицеи, колледжи, образовательные центры и т. д.), в определении профиля специализации старших классов, в проведении занятий по выбору, а также в конкретном наполнении регионального и школьного компонентов содержания образования.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

88. Система общего образования в России

Под системой общего образования понимается совокупность учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, учреждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования.

1. Связь образования с конкретными условиями и целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям.

2. Сохранение основных положений, сложившихся в российской школе: приоритетность образовательной сферы, светский характер образования, совместное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образовательного процесса.

3. Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, национальных и общекультурных традиций народов России.

4. Многотипность образовательных учреждений, многообразность форм получения образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях с отрывом и без отрыва от производства.

5. Демократический характер системы образования.

Сложившаяся система управления образованием выполняет функции регулирования, координации и контроля на федеральном, региональном и местом уровнях.

Все органы управления образованием подконтрольны Министерству общего и профессионального образования РФ, включая подведомственные ему образовательные учреждения.

Государственные органы управления осуществляют лицензирование и аккредитацию как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений, обосновывают целевые финансовые и другие затраты на нужды развития региональных систем образования, прямое финансирование деятельности образовательных учреждений, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры образовательных систем, разрабатывают перечень профессий и специальностей, по которым в стране ведется профессиональное обучение.

Важнейшей функцией государственных органов управления образованием является контроль исполнения законодательных основ в области образования, реализации образовательных стандартов и исполнения бюджетной и финансовой дисциплины.

Управление государственным и муниципальным образовательным учреждением осуществляет администратор (заведующий, руководитель, директор, ректор, начальник), который нанимается, назначается или избирается на руководящую должность в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет его учредитель или по согласованию с ним попечительский совет, формируемый учредителем.

На современном этапе развития назревает потребность в новой реформе российской системы образования. Ее основная задача – облегчить государству бремя содержания школы во всех ее звеньях, повернуть и высшую, и среднюю школу к рынку.

В области управления предполагается значительно расширить права муниципальных органов и отдельных образовательных учреждений на основе автономии образовательных учреждений и усиления общественных компонентов контроля и управления. Значительные изменения предполагаются в области финансирования.

  1. Характеристика документов, определяющих содержание образования.


Ищешь, кто сделает за тебя задание?

Тогда заходи и мы обязательно поможем!
Внимание! В связи с большим количеством обрашений мы переехали на новый VIP сервер

Пожалуйста, подождите…
Если сайт долго не загружается,
самостоятельно.

Принципы построения системы образования



Система народного образования — система народного образования в ссср дошкольная педагогика. Ядэшко и ф — эффективность обучения и — фундаментом для построения — образования: принцип — и принципы системы — , дошкольное образование — система дошкольного образования, статьи по дошкольному образованию, современное — комплексные системы безопасности. Единая система безопасности s-20 служит для обеспечения безопасности и повышения. 1 понятие и принципы построения. 1 понятие и принципы построения. Судебная система есть. Условий образования. Принципы построения обучающих. Принципы построения обучающих систем и их классификация. Три принципа интеграции. Три принципа интеграции образования.

Феномен интеграции в образовании имеет глубокие. , государственная политика. В законе российской федерации об образовании. Системой образования. Принципах: школа программирования. Курсы образование. Курсы программирования. Зеркало обгона система-2011 для японских праворульных автомобилей налож. Принципы бюджетной системы. Принцип единства бюджетной системы российской федерации означает единство бюджетного. Принципы налогообложения. В налоговых системах со. Принципы построения. Центр дистанционного образования.

Основные принципы образования

Современное образование должно быть ориентировано не столько на изучение неизвестного, как на расширение знаний об известных предметах. В этом состоит принцип последовательности и систематичности образования.

Также до углубленного (специального или вузовского) изучения какой-либо темы в образовательной практике преобладает изучение информации о предметах, а не практика и исследование реальных объектов. Тогда как действительно качественного обучения можно достичь только в условиях свободного выбора элементов обучения учащимися.

Об этих и других принципах в области образования пойдет речь в данном материале. Каждый педагог должен строить свою деятельность именно на этих общих правилах.

Принципы обучения формируются на основе исследования всего предыдущего опыта образовательной деятельности. Принципы образования необходимы, чтобы укрепить существующую практику, стать теоретической основой деятельности воспитателей дошкольных учреждений, учителей младших, средних и старших школ, преподавателей средних специальных учебных заведений и вузов.

Все эти правила прочно взаимосвязаны. Применение в педагогической практике только отдельных принципов образования не даст эффективного результата.

Целостность системы (как в Российской Федерации, так и в других странах) обеспечивается общей целью обучения и общими принципами. Все эти правила, конечно, не являются догмами. Как правило, они обусловлены целями учебного процесса. Принципы образования являются исходными нормативными требованиями, возникают на основе педагогического опыта, формулируются в процессе научного исследования учебного процесса. Принципы могут меняться с течением времени под влиянием исторических условий или педагогических систем, так как призваны отвечать потребностям общества, людей, государства.

В современной практике общими принципами организации учебного процесса предлагаются формулировки Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского и других выдающихся педагогов. Основными дидактическими принципами являются следующие:

  • научности, объективности, обоснованности;
  • связи теоретического обучения с практической деятельностью;
  • систематичности и последовательности обучения;
  • доступности, но и необходимой степени трудности;
  • разнообразия методов обучения, наглядности предметов и явлений;
  • активности как со стороны учителя, так и со стороны учащегося;
  • прочности знаний, навыков и умений в сочетании с опытом практической (творческой) деятельности.

Подробное содержание принципов функционирования учебного процесса будет выяснено далее.

Дошкольное образование

Выше перечислены общие правила системы образования, но есть и специальные, характерные для учебно-воспитательного процесса дошкольников, например. Принципы дошкольного образования включают в себя:

  • защиту, поддержку детства во всем его разнообразии;
  • учет в процессе обучения социальной и этнокультурной принадлежности детей;
  • содействие активному сотрудничеству взрослых и детей в процессе развития последних, социализации;
  • создание благоприятной обстановки для развития каждого ребенка;
  • приобщение дошкольников к традициям общества, семьи и государства, социокультурным нормам;
  • сохранение уникальности периода детства;
  • формирование социокультурной среды, которая соответствует индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • обеспечение полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного возраста и так далее.

Федеральный закон об образовании в России выделяет десять основных образовательных направлений в программе дошкольного образования, а именно: физическую культуру, труд, музыку, социализацию, здоровье, безопасность, коммуникацию, познание, художественное творчество, чтение литературы для детей дошкольного возраста. В рамках этих направлений в соответствии с принципами образования происходит социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое и познавательное развитие детей дошкольного возраста.

Специальное и дополнительное образование

Система устойчивых требований к образовательному процессу характерна и для других видов обучения, например, специального и дополнительного образования. Так, основными принципами специального образования, т.е. обучения детей с физическими отклонениями или трудностями в освоении знаний, в нашей стране принято считать:

  1. Раннюю педагогическую помощь, что означает своевременное определение образовательных потребностей ребенка, помощь в освоении знаний.
  2. Подчиненность воспитания уровню социального развития.
  3. Развитие речевой деятельности, мышления и коммуникации, т.е. удовлетворение потребности в помощи по развитию мышления, речи и общения.
  4. Индивидуальный подход, этот принцип требует осуществления образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося.
  5. Деятельный подход воспитателя-преподавателя, что означает обеспечение учебного процесса, отвечающего возрасту, особенностям конкретного ребенка.
  6. Необходимость специального педагогического руководства – это значит, что специальное (корректирующее) образование должно осуществляться с привлечением высококвалифицированных педагогов, психологов и других специалистов.
  7. Коррекционно-педагогическая направленность, то есть гибкое соответствие методов, техник обучения и образовательных программ характеру нарушений ребенка, их выраженности и структуре.

Что касается дополнительного образования, принципы во многом соответствуют общим, ведь такое обучение призвано удовлетворять потребности человека к духовно-нравственному, физическому, интеллектуальному или профессиональному совершенствованию, как общие. Среди правил можно выделить:

  • демократизм, т.е. возможность свободного выбора сферы деятельности;
  • единство обучения, развития и воспитания;
  • учет особенностей и задатков учеников при включении их в различную деятельность;
  • ориентацию на личные способности, интересы и потребности ребенка;
  • признание ценности взаимодействия детей и взрослых и так далее.

Принцип доступности обучения

Этот принцип предполагает доступность объяснения предметов и явлений на понятном для ученика языке. Обучение не должно быть слишком легким, учебные программы должны строиться так, чтобы оптимально отвечать возрастным особенностям, интересам и индивидуальности учащихся, жизненному опыту. Нужно давать возможность ученикам самостоятельно находить истину, приобщая их к процессу поиска и познания, а не просто констатировать факты. Обучение должно идти от легкого к трудному, от того, что близко, к тому, что далеко, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Нельзя искусственно ускорять процесс освоения знаний.

Принцип научности и обоснованности

Согласно этому принципу, содержание образования должно быть основано на фактах, выражать реальное состояние современных наук. Это же положение зафиксировано в учебных программах, образовательных программах, учебниках для школ, учреждений среднего специального образования и вузов. Этот принцип является одним из определяющих для светских заведений, тогда как в религиозных учебных заведениях главенство отдается религиозной вере.

Связь теории с практикой

Принцип связи теоретического обучения с элементами практического познания нацеливает на необходимость сомнения, проверки приведенных в теории положений с помощью практики. Также нужно определять связь изучаемой информации с другими дисциплинами и с жизненным опытом.

Принцип выбора образовательной траектории

Учащийся должен иметь возможность выбора основных компонентов обучения. Образовательная программа должна реализовываться только в условиях свободы выбора элементов учебной деятельности. Нужно дать обучающемуся выбор способов достижения целей, темы практической или творческой работы, формы ее выполнения, стимулировать его делать собственные выводы, давать аргументированные оценки.

Принцип сознательного обучения

Этот принцип образовательной системы в чем-то связан с доступностью образования. Согласно принципу сознательного обучения, ученик должен не просто выучить какой-то материал наизусть, запомнить его, но и понимать суть конкретного предмета или явления. Содержание обучения должно надолго закрепляться в памяти учащихся, становиться основой поведения. Такой результат достигается только в связи с другими принципами образования, а именно систематичностью, последовательностью, активным взаимодействием учители и ученика.

Принцип последовательности

Преподавание должно вестись в определенном порядке, быть системой, построенной логично. Материал должен подвергаться четкому и логическому планированию, делиться на полные разделы, шаги, модули. Также в каждой программе нужно обязательно устанавливать центральные понятия, подчиняя им все остальные части курса или отдельной лекции.

Принцип наглядности

Принцип наглядности является одним из старейших правил образования. Для повышения эффективности обучения нужно привлекать все органы чувств к восприятию учебного материала. Нужно представлять обучаемым все, что можно увидеть (для восприятия зрением), можно услышать (слухом), почувствовать на вкус (с помощью вкусовых рецепторов), потрогать (путем осязания). Самым информативным является именно зрение.

Принцип активности учеников

Учебный процесс строится на взаимодействии учителя и ученика, что вытекает из структуры всей образовательной деятельности. Процесс обучения требует от ученика высокой активности. Главная роль в этом процессе, конечно, принадлежит педагогу, но это не означает, что учащиеся остаются пассивными в процессе обучения.

Светский характер образования

Принцип обозначает свободу образовательного учреждения от прямого воздействия религии и основывается на свободе вероисповедания, совести граждан. В России принцип сохраняется на основе ч. 1 ст. 14 Конституции, которая предполагает свободу выбора веры.

Воспитательные принципы

Образовательная система ставит перед собой цель не только обучения, но и воспитания полноценной личности. Принципами воспитания, которым необходимо следовать и в рамках реализации учебного процесса, являются:

  • единство поведения и воспитания, ведь если учитель, например, будет говорить одно, а делать противоположное, то это ни к чему положительному для учеников не приведет;
  • связь воспитания и существующих социальных условий, т.е. нельзя учить тому, что уже утратило значимость в современном мире;
  • развитие творческой деятельности и самостоятельности ученика;
  • единство и целостность воспитательного процесса, что заключает в себе следование одним и тем же нормам, принципам и требованиям, в учебном процессе не должно быть расхождений.

Принципы обучения в России

В РФ принципы системы образования определяются федеральным законом «Об образовании». Государственная политика нашей страны признает приоритетность обучения и обеспечивает право каждого на получение образования. Также закон устанавливает гуманистический характер обучения, обеспечение свобод личности, правовой культуры, патриотизма и гражданственности, рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде, сохранение здоровья и популяризацию ведения здорового образа жизни.

Принципы образования в РФ устанавливают единство образовательного пространства, для обеспечения которого создаются стандарты на всех уровнях осуществления образовательного процесса. Закон определяет автономию образовательных учреждений, свободу и академические права работников образования и обучающихся, демократический характер образовательной системы в России.

Итак, в статье рассмотрены общие принципы образования, которые характерны для среднего, специального, дошкольного и дополнительного образования. Также приведена краткая характеристика принципов в нашей стране. Можно сказать, что нормы, принятые в России, полностью отвечают международным стандартам. Более того, большинство основных принципов образования сформулировали именно российские педагоги.

Принципы и структура системы образования Российской Федерации

Принципы системы образования Российской Федерации

Основой для построения и функционирования российской системы образования являются следующие принципы государственной политики в области образования, сформулированные в ст. 3 ФЗ № 273, которые вполне могут выступать в качестве принципов системы образования Российской Федерации.

Рассмотрим и прокомментируем их для лучшего понимания и применения в профессиональной педагогической деятельности.

1. Признание приоритетности образования перед другими жизненно важными государственными отраслями должно выражаться, с одной стороны, как отказ от отнесения образования к непроизводственной отрасли с отсроченными во времени и не всеми осязаемыми материальными результатами, а с другой стороны — выделение всех необходимых ресурсов — интеллектуальных, финансовых, материальных, организационных на развитие российского образования, т.е. полный отказ от остаточного принципа обеспечения образования.

При этом следует понимать на всех уровнях управления образованием, что его приоритетность определяется, прежде всего, самой сущностью образования, его направленностью на воспитание высококомпетентного специалиста и достойного гражданина, стремящегося к совершенствованию общества, в котором он живет. Образование должно способствовать общему культурному развитию будущего взрослого, который мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом постиндустриального, информационного общества.

2. Обеспечение нрава каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. В ст. 43 Конституции РФ право на образование включает следующие полномочия: право на дошкольное образование, право на основное общее образование, право на среднее профессиональное образование, право на высшее образование.

Все эти права обязаны обеспечить государственные и муниципальные образовательные организации, предприятия, органы управления образованием, так как большинство людей сами реализовать их не в силах. Самой главной и важной составной частью права на образование выступает положение о том, что совершеннолетние граждане имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

Статья 5 ФЗ № 273 содержит следующие важные положения, согласно которым «в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Кроме того, в нашей стране общедоступность и бесплатность образования гарантируются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, общего и среднего профессионального образования, а также получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования, если его гражданин получает впервые.

Реализация права каждого человека в Российской Федерации на образование обеспечивается путем создания органами управления образованием соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни.

Следует отметить, что в рамках реализации права каждого человека на образование органы государственной власти и местного самоуправления:

  • 1) создают необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • 2) оказывают содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, научно-техническом и художественном творчестве, физической культуре и спорте;
  • 3) осуществляют полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.
  • 3. Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, нрав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.

Гуманистический характер образования основывается на идеях гуманизма, которые признают ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей. Реализация этого принципа предполагает субъект-субъектную схему педагогического взаимодействия, в процессе которого обучающийся выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, субъект и партнер общения, а не как пассивный объект обучения. Кроме того, предполагается утверждение таких общечеловеческих ценностей, как Жизнь, Добро, Истина, Красота, создание в учебном заведении условий нормальной жизнедеятельности обучающегося, привитие ребенку с ранних лет интереса к истории своей страны, ее жизни, к народу.

Свобода и плюрализм (разнообразие взглядов) в образовании основываются на понимании необходимости воспитания свободы и ответственности. Как известно, свобода человека есть осознанная (в той или иной степени) необходимость действовать в соответствии с нормами, правилами, законами общества, членом которого является человек. Очень важно (хотя и очень нелегко!) для каждого человека найти правильное соотношение между стремлением к личной свободе и необходимостью уважения и соблюдения свободы других членов общества. Права человека и его обязанности, закрепленные в Конституции России, являются предметом правового воспитания в школе.

4. Единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.

Единство федерального культурного и образовательного пространства осуществляется через реализацию федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС), защиту и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, а также использование единой педагогической терминологии. Важную роль в реализации этого принципа играют нацеленность системы образования на воспитание патриотизма, гражданского самосознания и гражданской ответственности у каждого обучающегося, формирование уважения к традициям и обычаям народов Российской Федерации на основе обеспечения преемственности исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России, формирования в образовательных организациях атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов России, развития культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России. Необходима разработка новых учебных программ но истории народов России и культуре межэтнического общения, но изучению многовекового опыта взаимодействия народов России, совершенствование учебной литературы и программ обучения в целях более эффективного формирования общероссийского гражданского самосознания, воспитания культуры межнационального общения.

5. Создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе.

Переход России к рыночным отношениям объективно требует повышения качества профессионального образования, более высокого уровня квалификации и обеспечения конкурентоспособности специалиста уже в начале его жизненного пути. Именно высокая профессиональная подготовка становится фактором социальной защиты человека в новых экономических условиях. Россия присоединилась к происходящему в Европе глобальному процессу интеграции образовательных систем, подписав Болонскую декларацию в сентябре 2003 г., что позволило ей войти в европейскую зону высшего образования и перейти к практике взаимного признания дипломов и осуществления согласованных подходов к качеству подготовки специалистов для повышения академической мобильности студентов (т.е. расширения их возможности обучаться и трудоустраиваться в любой стране независимо от места проживания).

Первоочередной задачей для российской системы образования является разработка такой модели высшего профессионального образования, которая, с одной стороны, отражала бы российские реалии и лучшие академические традиции ее университетского образования, а с другой — соответствовала международно признанным требованиям к профессиональной подготовке специалистов высокого уровня.

6. Светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Светский характер образования означает свободу государственного, муниципального образовательного учреждения от прямого религиозного воздействия и основывается на свободе совести граждан, а также на соответствующей норме ч. 1 ст. 14 Конституции РФ, предполагающей светский характер государства. По мнению Натальи Третьяк, Первого заместителя министра образования и науки РФ, озвученного 23 января 2015 г. во время проведения «круглого стола» в Госдуме, очень важно расширение нравственной составляющей процесса обучения в школах. По этой причине школьникам будет предложено изучение духовного наследия на уроках гуманитарной направленности. В этой связи Н. Третьяк подчеркнула, что ознакомление школьников с понятиями нравственности, как и освещение различных духовных ценностей должно, в первую очередь, происходить на уроках русского языка, литературы и истории. Также Министерство образования рассматривает возможность совершенствования содержания курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ). Очень важным назвал распространение курса ОРКСЭ на весь период обучения в школе и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своей речи на Рождественских чтениях в Госдуме. Он отметил, что так же как и их родители, школьники имеют право останавливать свой выбор на одном из шести модулей: основы православной культуры, ислама, буддизма, иудаизма, светская этика или основы различных религиозных культур.

7. Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.

Данный принцип декларирует общедоступность и адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников, подразумевает обеспечение условий для усвоения обучающимся культурно-исторических традиций своего народа, ценностей и общественных норм человеческого общежития в контексте развития общемировой цивилизации, соответствующим образом представление содержания образования, отличающее его от научного знания.

А положение о предоставлении педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания перекликается с принципом № 9 в части предоставления и соблюдения академических прав и свобод педагогических работников образовательных организаций.

8. Обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

Образование на протяжении всей жизни может обеспечиваться единством и целостностью системы образования, созданием условий для самообразования и всестороннего развития личности, совокупностью преемственных, согласованных, дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, гарантирующих каждому человеку реализацию права на образование и предоставляющих ему возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку, а также повышать квалификацию на протяжении всей жизни.

9. Автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций.

Автономность образовательного учреждения заключается в самостоятельности в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством РФ и уставом учебного заведения.

Закон устанавливает норму, согласно которой педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

  • 1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
  • 2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
  • 3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
  • 4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
  • 5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
  • 6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
  • 7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • 8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;
  • 9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;
  • 10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
  • 11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
  • 12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
  • 13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
  • 10. Демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями.

Основная идея реализации демократического характера управления образованием состоит в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования, в предоставлении учителям, обучающимся и их родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных организаций. Он проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания атмосферы научного поиска и положительного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления — Совета учебного заведения.

11. Недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования.

Реализация этого принципа осуществляется через упорядочение деятельности частных образовательных организаций и индивидуального предпринимательства.

Под частной образовательной организацией понимается образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством РФ физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

Индивидуальные предприниматели — это физические лица, которые занимаются образовательной деятельностью непосредственно или посредством найма педагогических работников. Основанием возникновения образовательных отношений в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем является договор об образовании.

Рынок образовательных услуг, как механизм взаимодействия между спросом и предложением, сопровождается конкуренцией между производителями этих услуг, образовательными организациями за наиболее выгодные условия своей деятельности. Этот рынок формируется па основе свободы выбора потребителем профиля и типа учебного заведения и права всех граждан на получение образования, а также переобучения и повышения квалификации по инициативе работодателей, служб занятости и по собственной инициативе.

Конкуренция на рынке образовательных услуг в сфере образования возникает, поскольку подобные услуги предлагают различные субъекты (образовательные организации) и потребляют различные субъекты (сами обучающиеся, их родители и работодатели). Сформированный на рынке спрос и предложение формируют конкурентную рыночную образовательную среду.

Таким образом, в настоящее время именно рост конкуренции в борьбе за потенциальных обучающихся обусловливает необходимость расширения образовательного пространства учебных заведений, имеющих свои специфические приемы повышения рейтинга (а значит и спроса на оказываемые образовательные услуги). Однако именно государство в условиях развития рыночной экономики обязано обеспечивать недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования на законных основаниях.

12. Сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Реализация данного принципа предполагает, что за все, что дается сверх требований ФГОСа, можно спросить дополнительную плату, однако при этом надо знать, что платная индивидуальная педагогическая деятельность педагогического работника образовательной организации с лицами, в отношении которых он осуществляет педагогическую деятельность, законом запрещена. То есть нельзя в неурочное время подрабатывать репетитором со своими же учениками из государственной школы.

Принципы государственной политики в области образования

Наталья Приходская
Принципы государственной политики в области образования

Основная задача государства предоставить возможность каждому гражданину получить образование. Уровень образованности и грамотности населения – фундамент страны.

Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить все необходимые предпосылки для расширения участия общества в развитии системы образования, формирования гражданского заказа на условия реализации образовательных прав, осуществления контроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственных образовательных стандартов, распределения ответственности за деятельность всех участников правоотношений в этой сфере.

Образование является одним из факторов воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Формируя гражданина, система образования воздействует на политическую сферу. (Система образования – совокупность соответствующих программ и стандартов, сеть учреждений и органов управления, комплекс принципов, определяющих ее функционирование.) государственный образование дошкольный

Все ярче проявляется желание граждан быть активными участниками в формировании и реализации социальной политики государства. В свете этого внедрение моделей государственно-общественного управления образованием является одним из условий открытости и инвестиционной привлекательности данной сферы, развития институтов гражданского общества.

Через культурно-воспитательную функцию образование влияет на духовную жизнь общества. Формирование же общей культуры представляет собой неотъемлемое условие будущей профессиональной подготовки, создает предпосылки для социальной мобильности, гарант сохранения культурного наследия.

1. Понятие и сущность государственной политики РФ в сфере образования

Государственная политика в сфере образования – это деятельность государственных органов и государства в целом в области функционирования и развития системы образования. В сфере образования главное место занимает «политика качества» образования. Политика качества образования и государственная образовательная политика определенны Конституцией Российской Федерации и законодательством в области образования.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом.

Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Фундаментальными основами государственной политики в области образования в Российской Федерации являются:

Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации.

Общее образование является обязательным. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования.

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

— гуманистический характер образования;

-приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;

-свободного развития личности;

-воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

-единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

-общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

-светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

-свобода и плюрализм в образовании;

-демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Образовательная государственная политика в сфере качества высшего образования является частью государственной политики качества в образовании. Качество образования в государственной образовательной политики определяют следующие вопросы:

1. Обеспечение образовательного потенциала страны с учетом требований её устойчивого развития в XXI веке, реализации императива экологического выживания России и человечества в целом, обеспечения императивов перехода к всеобщему высшему образованию к 20-м годам XXI века, становления в России «образовательного общества».

2. Второй вопрос образовательной политики связан с вопросом статуса развития России в XXI веке:

• в статусе сверхдержавы, влияющей на мировой порядок;

• в статусе государства, занимающего среднее место;

• в статусе государства, занимающего место среди стран «третьего мира».

3. Третий вопрос – это обеспечение экономической конкурентоспособности и национальной безопасности России, в основе которой лежит развитие высшего образования и в целом образования России. Государственная политика в сфере образования в силу данного вывода становится важнейшим основанием экономической и кадровой политики государства. Сегодня образование в нашей стране и особенно профессиональное образование, в том числе высшее образование, становятся основным условием экономической конкурентоспособности России и ее экономического и социального развития в XXI веке.

4. Вопрос качества образования в целом и вопрос качества высшего образования. Качество рассматривается как символ синтеза любых улучшений, совершенствований, прогрессивного развития. Вопрос повышения качества жизни населения в России это главнейшей вопрос существования российского государства в XXI веке.

2. Приоритетные направления государственной политики в сфере образования

Исходя из анализа текущего состояния системы образования, в контексте стратегических ориентиров развития образования области до 2020 года намечены приоритетные направления государственной политики в сфере образования.

В системе дошкольного образования:

• реализация комплекса мер по достижению 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;

• разработка и реализация комплекса мер по изменению сети однородных дошкольных образовательных учреждений в обновленную многофункциональную развивающуюся сеть различных по организационно-правовой форме образовательных учреждений;

• переход на новые организационно-экономические механизмы;

• создание условий для инвестирования средств в систему дошкольного образования бизнес-структурами, частными лицами;

• обновление содержания и повышение качества дошкольного образования.

В системе общего образования:

• обеспечение доступности качественного общего образования независимо от места жительства, доходов родителей и состояния здоровья ребенка;

• обеспечение поэтапного перехода общеобразовательных учреждений на новые федеральные государственные образовательные стандарты;

• достижение эквивалентного мировым образовательным стандартам качества школьного образования, использование в этих целях общепризнанных международных процедур и инструментов контроля качества образования;

• создание условий для обеспечения роста самосознания и гражданского взросления общества путем воспитания толерантной, поликультурной личности, с высоким уровнем экологической культуры, активно участвующей в общественной жизни, осознающей свой долг перед Отечеством и малой родиной, уважающей национальные традиции и культуру народов мира;

• создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни;

• обеспечение всеобщего доступа к образовательным ресурсам глобальной сети Интернет, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения;

• создание нормативно-правовых и организационных условий для устройства в семью каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей;

• разработка организационно-экономических и нормативно-правовых механизмов, способствующих формированию педагогических кадров с квалификацией мирового уровня, несущих высокую социальную ответственность за качество результатов образования, гибко управляющих образовательными траекториями школьников, населения;

• развитие институтов общественного участия в образовательной деятельности.

В системе дополнительного образования детей:

• обеспечение детям в соответствии с их потребностями и учетом индивидуальных особенностей доступности и равных возможностей получения дополнительного образования в различных формах, включая очно-заочную, заочную и дистанционную;

• расширение взаимодействия общего и дополнительного образования детей в рамках реализации нового федерального государственного образовательного стандарта и профильного обучения старшеклассников;

• укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей с целью создания условий для развития творческих способностей детей по физкультурно-спортивной, военно-патриотической, технической, научно-исследовательской и другим направленностям.

В системе профессионального образования:

• формирование перечня востребованных на рынке труда профессий НПО и специальностей СПО на среднесрочную перспективу;

• приведение системы подготовки кадров в соответствие актуальным и перспективным потребностям рынка труда;

• создание регионального центра оценки и сертификации квалификаций;

• укрепление материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования.

В системе специального образования:

• обеспечение доступности всех видов образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• создание условий для интегрированного (инклюзивного) обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в классах общеобразовательных школ с детьми, не имеющими нарушений развития;

• реализация комплекса мер по повышению эффективности социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В сфере организации отдыха и оздоровления детей:

• сохранение действующей сети детских оздоровительных организаций;

• создание условий для обеспечения качественного детского отдыха;

• создание в местах организациях отдыха и оздоровления детей условий, безопасных для жизни и здоровья детей;

• расширение спектра предоставляемых услуг в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

В кадровой политике:

• стимулирование развития инновационного потенциала педагогических работников;

• повышение социального статуса педагогических работников;

• совершенствование механизмов оплаты труда педагогов по результатам их деятельности;

• привлечение в отрасль высококвалифицированных, а также молодых специалистов.

Типичные нарушения принципа доступности и бесплатности образования



В статье проводится анализ мер прокурорского реагирования, внесенных прокурорами Курганской области, который формирует перечень типичных нарушений принципа доступности и бесплатности образования.

Ключевые слова: конституционно-правовой статус личности, права, образование, меры прокурорского реагирования.

Конституционно-правовой статус личности — это теоретическая юридическая конструкция, которая имеет объективно обусловленные спецификой развития различающихся государств современного мира и субъективно формируемых отдельными исследователями системы плюралистических оценок, закрепленных в национальных системах права категорий, характеризующих существенные взаимосвязи, свойства субъектов, их взаимоотношения .

Доступность и бесплатность образования можно рассматривать в качестве принципа правового положения личности. Конституционно правовой статус личности для любого конкретного государства есть определенная персонификация интересов социальных слоев общества, нашедшая закрепление в конституции .

Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина является одной из важнейших функций органов прокуратуры и других правоохранительных органов, как в Российской Федерации, так и во многих других странах современного мира .

В данной публикации обобщается опыт работы прокуратуры Курганской области.

Анализ мер прокурорского реагирования, внесенных прокурорами Курганской области, свидетельствует о том, что в регионе сохраняется проблема принуждения должностными лицами школ и детских садов родителей учащихся к оказанию так называемой «добровольной помощи», которая фактически является принудительным сбором денег либо выступает в качестве обязательного условия для принятия ребенка в образовательную организацию.

В частности, прокурорские проверки выявили нарушения принципа доступности и бесплатности образования в Кургане и Шадринске, Далматовском, Кетовском, Звериноголовского и Макушинского районах.

В частности, на базе одного из детских садов Шадринска действовал попечительский совет, который не утруждал себя поиском меценатов, а выполнял функцию по сбору «добровольных пожертвований» с родителей воспитанников. В результате, за счет незаконного сбора денег с родителей дошкольников был произведен ремонт здания и игровой площадки детсада.

В следующем случае, педагоги одной из Далматовских школ, изложили требования об обязательной сдаче денег в дневниках детей: «Всем сдать на ремонт школы по 300 рублей».

Также, в одной из школ Макушинского района вскрыты случаи, связанные с открытым навязыванием должностными лицами «добровольной помощи», которая фактически является принудительным сбором денежных средств. Выражались такие действия путем доведения до законных представителей учащихся информации о необходимости проведения ремонтных работ в школе, на родительских собраниях, а также осуществлялся сбор денежных средств.

По всем фактам внесены представления с требованиями о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных.

Не редки случаи, когда коррупциогенные факторы содержаться в правовых (локальных) актах и тем самым создают благоприятные условия и обстоятельства, обеспечивающие возможности вступления в коррупционные отношения лиц при исполнении их обязанностей, а также возникновение конфликта интересов.

Так, в ходе надзорных мероприятий вскрыты нарушения законодательства при утверждении Положений о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (всего выявлено 8 локальных актов), в которых выявлен коррупциогенный фактор, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а именно широта дискреционных полномочий — неопределенность условий принятия решения.

Такой коррупциогенный фактор, как принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, выявлен в постановлении Главы Макушинского района от 01.08.2016 № 315 «О внесении изменений в Постановление Главы Макушинского района № 333 от 15.07.2011 г. «Об утверждении состава территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Макушинского района» требованиям действующего законодательства.

По фактам нарушений внесены протесты, правовые акты изменены.

На уровне субъекта приняты меры по устранению коррупциогенных факторов в правовых актах органов социальной защиты населения, Главного управления образования, образовательные учреждения областного значения и органов культуры.

Так, правовые акты содержали нарушения в сфере получение добровольного согласия гражданина или его законного представительства на медицинское вмешательство, отсутствие в Регламенте учреждения сроков принятия распоряжения по заявлениям граждан и отсутствие конкретизации приобщаемых к такому заявлению документов. Нарушения также выявлены в части оплаты за пользования студентами жилыми помещениями и оплаты коммунальных услуг. Выявлено и нарушения прав бесплатного посещения организаций культуры, находящихся в ведении Курганской области лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся учащимися учреждений начального профессионального образования.

По всем фактам выявленных нарушений прокуратурой области внесены требования об изменении правовых и нормативно правовых актов.

Литература:

  1. Конституционное право: учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2015. — 611 с.
  2. Юрковский А. В. Сравнительная характеристика конституционно-правового статуса личности в государствах современного мира // Сибирский юридический вестник. 2015. № 4. С. 139–141.
  3. Юрковский А. В. Правоохранительные органы стран Северо-Восточной Азии / Юрковский А. В.; Генеральная прокуратура Российской Федерации, Иркутский инст-т повышения квалификации прокурорских работников. Иркутск, 2005.
  4. Юрковский А. В. Органы полиции в системе социального управления японии // В сборнике: Материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей и студентов Юридического института ИГУ Министерство образования Российской Федерации, Иркутский государственный университет, Юридический институт; Редакционный совет: Н. Э. Шишкина, О. П. Личичан, С. С. Акманов, В. Н. Казарин, В. В. Ровный, С. А. Шоткинов. 2003. С. 50–52.
  5. Юрковский А. В. Органы прокуратуры в странах Северо-Восточной Азии: конституционно-правовой анализ // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2008. № 3–5. С. 49–55.
  6. Юрковский А. В., Кузьмин И. А. Особенности конституционно-правовой охраны в Республике Корея // Право и политика. 2016. № 11. С. 1351–1358.
  7. Юрковский А. В., Кузьмин И. А. Конституционно-правовая ответственность в диалоге восточных культур: проблемы и перспективы // В сборнике: Кризис цивилизации как следствие кризиса верховенства права Международный правовой форум: материалы. 2014. С. 183–187.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *