Принципы судопроизводства и судоустройства

Принципы судоустройства и судопроизводства

Здесь мы подошли к принципам правосудия и принципам судоустройства и судопроизводства. Ряд стран закрепляют эти принципы в конституциях или специальных законах. Иногда эти принципы прямо не закреплены в конституции, а их можно вывести из всей системы деятельности судов. Например, раздел 8 конституции Франции называется «О судебной власти». Глава 9 основного закона ФРГ называется «Правосудие», но ст. 92 (прим.), которая открывает этот раздел, начинается с того, что судебная власть вверяется судьям. Глава 6 конституции Японии называется «Судебная власть» и рассказывает о структуре судов Японии.

Большинство конституций действительно перечисляют суды и закрепляют порядок их формирования. Однако же для всех судов характерен один и тот же набор принципов, которыми они руководствуются в своей работе. К числу этих принципов можно отнести следующие:

— независимость суда, которая обеспечивается рядом гарантий, в том числе, и очень часто, несменяемостью судий;

— коллегиальность при рассмотрении большинства дел;

— профессионализм судей, которые рассматривают большинство уголовных, гражданских и прочих дел;

— право на обжалование решений;

— гласность при рассмотрении абсолютного большинства дел.

Кроме этого, еще называют такие принципы, как равноправие сторон в процессе и состязательность при рассмотрении дел. Состязательность – это дополнение принципа равноправия сторон.

Полномочия суда

Полномочия суда или судебная юрисдикция, т.е. конкретная предметная сфера его деятельности, как правило, делится на два направления. Это общая юрисдикция и специальная юрисдикция.

Под общей юрисдикцией понимают сферу уголовного и гражданского права, т.е. рассмотрение уголовных дел и гражданских споров. Что касается специальной юрисдикции, то эта сфера в разных странах понимается по-разному, но обычно, чаще всего в специальную юрисдикцию, выделяют административную (рассмотрение административных споров и дел) и конституционную юрисдикцию.

В разных странах есть разные понимания этой юрисдикции. Так, например, довольно подробно этот вопрос регулирует основной закон ФРГ. В ст. 95.4 сказано: «Для отправления правосудия в области общей, административной, финансовой, трудовой и социальной юстиции федерация учреждает в качестве верховных судебных палат федеральную общую палату, федеральный административный суд, федеральную финансовую палату, федеральный трудовой суд и федеральный социальный суд”, т.е. направления деятельности в области правосудия у них разделены на 5 направлений. Кроме того, у них есть и шестое направление – конституционное правосудие, которое осуществляет специальный федеральный конституционный суд в Карлсруе. Каждую из этих сфер возглавляет специальный суд. По этим основным направлениям имеется специальная система судов.

Классификация судов

Необходимо хотя бы кратко остановиться на системах судов, их классификации. Различают судебные системы с судами универсальной юрисдикции и системы судов специализированных. Те же самые системы иногда именуют судебными системами с внутренней специализацией и внешней специализацией. Что подразумевается под этими понятиями? Судебные системы, включающие суды универсальной юрисдикции (или внутренней специализации), представляют собой такое положение, что суд одного типа (обычно – общей компетенции) рассматривает споры, возникающие по всем отраслям права. То есть суды имеют какое-то общее название (скажем, народные), но внутри таких судов есть специализация или внутренние специальные подразделения, скажем, коллегия по гражданским делам, коллегия по уголовным делам, коллегия по семейным делам, коллегия по административным, коллегия по трудовым делам и т.д. Такие суды могут рассматривать любые дела, в том числе и вопрос о конституционности нормы права, т.е. о соответствии норм закона конституции. Суды такого типа могут быть разных вариантов и некоторые споры могут быть подведомственны таким универсальным судам только высшей инстанции, а некоторые могут быть рассмотрены на любом уровне. Например, в США почти любой суд может рассматривать конституционность любых норм права, в том числе и законов.

Судебные системы могут включать суды специализированные (это система с внешней специализацией). В этом случае формируются самостоятельные подсистемы судов, которые имеют свою иерархию. Отдельно строится система общих судов, отдельно административных, отдельно существуют военные суды, трудовые, налоговые, финансовые и т.д. Эти системы имеют низовые звенья и заканчиваются вышестоящими. Такой вариант предусматривается Основным законом ФРГ. Кроме Федеративной Республики Германии такие системы существуют в Великобритании, Франции, в ряде республик бывшего СССР (Армения, Молдова) и др.

Судебные вертикали

Вне зависимости от специализации суда, будь то суды общей компетенции или какие-то специальные суды, любые суды имеют определенную структуру (построение), точнее говоря, иерархическую или вертикальную структуру устройства судебных органов. Это делается для того, чтобы у сторон либо у подсудимого был шанс обжаловать вынесенное решение или приговор; для того, чтобы была инстанция, проверяющая решения нижестоящего суда. Количество судебных звеньев или промежуточных инстанций различны. Это зависит чаще всего от размеров и масштабов страны. В небольших государствах таких судебных инстанций может быть две. А вообще количество элементов судебной системы бывает от 2 до 4. В зависимости от этого суды именуют судом первой инстанции, второй, третьей, четвертой.

Двухзвенная судебная система встречается очень редко, в небольших государствах с простым административно-территориальным делением и с небольшим количеством населения. В этом случае суд первой инстанции выступает как основной суд и рассматривает большинство дел, а суд второй инстанции выступает в качестве суда, рассматривающего жалобы на решения нижестоящего суда первой инстанции.

Кассация

Нужно заметить, что есть два варианта обжалования судебных решений, поэтому существует два типа судебных инстанций. Первый вариант хорошо знаком нам по советской системе и ныне существующей системе на территории бывшего Советского Союза. Это кассационный порядок обжалования. Кассационный порядок обжалования означает, что суд второй инстанции рассматривает материалы дела и проверяет их с точки зрения формальной. Там заслушиваются только представители жалобщика и мнение нейтрального представителя государственной юстиции. Если суд второй инстанции (кассационный суд) найдет какие-то недостатки в процессе, то он отменяет решение нижестоящего суда и отправляет его на повторное рассмотрение.

Апелляция

Вторая форма обжалования называется «апелляция». При апелляционной форме вышестоящий суд заново рассматривает все дело с привлечением сторон, с вызовом свидетелей. То есть все судебное заседание проводится повторно, но судьями более высокой квалификации и с большим опытом, потому что в суды апелляционные, как правило, попадают судьи уже с достаточным стажем работы. Апелляционная форма будет означает помимо повторного рассмотрения, что может быть новое решение, новый приговор. Апелляционный суд не отправляет на пересмотр. Он сам может пересмотреть обжалованное решение или приговор. Апелляционная форма характерная для многих стран Запада. Такая форма применяется в США, Франции, Индии и т.д. Кассационное рассмотрение жалоб присутствует в ряде стран Европы: Италии, Германии и др.

В некоторых странах возможны оба варианта в зависимости от вида суда, категории дела и некоторых других причин. Задача адвоката – убедить суд принять его к своему апелляционному рассмотрению или вернуть на повторное рассмотрение после кассационного рассмотрения. Отметим, что в странах с англосаксонской правовой системой присутствует только апелляционный пересмотр судебных дел, а в других странах возможна и кассационная форма и апелляционная.

Если судебные органы той или иной страны имеют три промежуточные ступени, то первая инстанция, как правило, рассматривает малозначительные дела, суды второго уровня рассматривают более сложные дела, с более тяжкими наказаниями или более крупными суммами исков. Суды второй инстанции могут служить апелляционными и кассационными судами для судов первой инстанции. Суды третьей инстанции (они часто называются высшими судами) в качестве судов первой инстанции рассматривают очень необычные и редкие дела и служат кассационными и апелляционными инстанциями для судов первой и второй ступеней. Трехступенчатая судебная система существует в ряде стран мира: Болгарии, Венгрии, Польше и др.

Самая сложная система – четырехзвенная. Четырехзвенная система строится примерно так же, как и трехзвенная, только существует четыре ступени. Четвертая ступень – это высший суд, который как правило не рассматривает дела по первой инстанции, а является высшей кассационной или апелляционной инстанцией. Четырехзвенные системы имеются во Франции, Италии и др.

Есть и более сложные и замысловатые формы, но они, в основном, не поддаются какой-то конкретной классификации, а существуют в связи с историческими особенностями страны. Это, например, архаичные формы судебной системы Великобритании и некоторых штатов США.

  • •Белорусская академия
  • •Раздел I. Политология как наука и учебная дисциплина
  • •Глава 1. Сущность и предмет политической науки
  • •§1. Возникновение политической науки
  • •Зарождение политической науки
  • •Политология как самостоятельная дисциплина
  • •Политология в ссср и снг
  • •§2. Объект и предмет политологии
  • •Понятие и сущность политики
  • •Политика как наука и искусство
  • •Предмет политологии
  • •Структура политологии
  • •Закономерности и категории политологии
  • •§3. Место политологии в системе современного научного знания и ее функции в обществе
  • •Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
  • •Функции политологии
  • •Глава 2. Методологические основы политической науки
  • •§1. Методы политологии
  • •§2. Исследовательские подходы в политологии
  • •Бихевиоральный подход
  • •Системный и структурно-функциональный подходы
  • •Системный подход
  • •Марксизм как методология анализа политики
  • •Основные этапы развития марксизма
  • •Критика марксизма к. Поппером
  • •Психологический подход
  • •Глава 3. Политическая система общества
  • •§1. Категория «политическая система» в политологии
  • •Подходы к пониманию политической системы
  • •Компоненты политической системы
  • •Модель политической системы
  • •§2. Функции политической системы
  • •Общая характеристика функций политической системы
  • •Функции политической системы на «входе»
  • •Функции политической системы на «выходе»
  • •Политическая система и государственная политика
  • •Глава 4. Политические режимы
  • •§1. Понятие и типология политических режимов Понятие политического режима
  • •Факторы дифференциации политических режимов
  • •§2. Классификация политических режимов
  • •Тоталитарный режим
  • •Авторитарный режим
  • •Демократический режим
  • •Раздел II. Политические институты
  • •Глава 5. Политическая власть
  • •§1. Основные характеристики власти
  • •Определения власти
  • •Соотношение политики и власти
  • •Субъект и объект власти
  • •Функции власти
  • •Концепции власти
  • •Разделение власти
  • •Ресурсы власти
  • •§2. Политическое господство и политическая легитимность Понятие политического господства
  • •Легитимность власти
  • •Традиционная легитимность
  • •Харизматическая легитимность
  • •Легальная или рационально-правовая легитимность
  • •Средства легитимации власти
  • •Глава 6. Государство
  • •§1. Генезис, сущность и функции государства
  • •Причины возникновения государства
  • •Сущность государства
  • •Признаки государства
  • •Функции государства
  • •Государственный механизм
  • •§2. Типы и формы государства Исторические типы государств
  • •Форма государства
  • •Монархия
  • •Президентская республика
  • •Парламентская республика
  • •Форма государственного устройства. Унитарное государство
  • •Федерация и конфедерация
  • •§3. Правовое государство и гражданское общество Понятие правового государства
  • •Отличительные признаки правового государства
  • •Социальное государство
  • •Гражданское общество
  • •Глава 7. Законодательная власть
  • •§1. Понятие парламента. Его роль и значение. Классификация зарубежных парламентов
  • •Понятие парламента
  • •Основные функции парламента
  • •Где впервые появился парламент
  • •Конституционное закрепление места и роли парламентов
  • •Классификация зарубежных парламентов
  • •Порядок формирования парламента
  • •§2. Структура парламента
  • •Первоначальная модель парламента
  • •Достоинства второй палаты
  • •Недостатки второй палаты
  • •Парламентские комиссии
  • •Комиссии или комитеты
  • •Партийные фракции
  • •Руководство фракций
  • •Иные органы парламента
  • •Компетенция парламента
  • •Издание законов
  • •Финансовые права и полномочия парламентов
  • •Налоговые полномочия
  • •Полномочия в области внешней политики
  • •Полномочия в сфере формирования государственных органов
  • •Формирование судебной власти
  • •Парламентский контроль
  • •Понятие сессии
  • •Право созыва сессии
  • •Законодательный процесс и его стадии
  • •Законодательная инициатива
  • •Субъекты законодательной инициативы
  • •Обсуждение законопроекта
  • •Принятие закона
  • •Промульгация
  • •Глава 8. Исполнительная власть
  • •§1. Исполнительная власть. Правительство Понятие правительства
  • •Правительственная власть
  • •Как называется правительство
  • •Администрация
  • •§2. Виды правительств
  • •Правительства партийные и беспартийные
  • •Правительство чиновников
  • •Правительства большинства и меньшинства
  • •§3. Порядок образования (формирования) правительства Два способа формирования
  • •Форматор и информатор
  • •Вотум доверия
  • •Вотум недоверия
  • •Смешанная форма
  • •Президентский вариант
  • •Специальные требования
  • •§4. Состав и структура правительства Кто входит в правительство
  • •Глава правительства
  • •Реальная и фактическая роль главы правительства
  • •Полномочия главы правительства
  • •Министр без портфеля
  • •Традиции названий
  • •§5. Порядок деятельности правительства
  • •Порядок заседаний
  • •Кто принимает решения
  • •Внутренние органы правительства
  • •§6. Полномочия (компетенция) правительства
  • •Важнейшие полномочия правительства
  • •Полномочия в законодательной сфере
  • •Другие полномочия правительства
  • •§7. Исполнительная власть. Глава государства
  • •Варианты реализации должности главы государства
  • •Три модели республики
  • •Права формальные и фактические
  • •§8. Полномочия главы государства
  • •Представительские функции
  • •Главный дипломат
  • •Сфера государственного управления
  • •Военная сфера
  • •Сфера личного статуса
  • •Сфера государственной безопасности
  • •Чрезвычайные полномочия
  • •Экономическая сфера
  • •Другие полномочия
  • •Импичмент
  • •Глава 9. Судебная власть
  • •§1. Понятие суда и судебной власти. Место и роль суда в государственном механизме
  • •Место и роль суда
  • •Основные функции суда
  • •В чем сила судебной власти?
  • •Принципы судоустройства и судопроизводства
  • •Полномочия суда
  • •Классификация судов
  • •§2. Судебные вертикали
  • •Кассация
  • •Апелляция
  • •Суды в федеративных государствах
  • •§3. Система общих судов
  • •Классификация общих судов
  • •Участие граждан в деятельности судов
  • •§4. Специальные суды
  • •Административные суды
  • •Суды по трудовым спорам
  • •Финансовые суды
  • •Суды по делам социального обеспечения
  • •Патентные суды
  • •Военные суды
  • •Дисциплинарные суды
  • •Таможенные суды
  • •§5. Негосударственные суды
  • •Третейские суды
  • •Религиозные суды
  • •Мировые суды
  • •Судебные процедуры
  • •Глава 10. Местная власть
  • •§1. Понятие местного самоуправления и управления. Правовое регулирование местного самоуправления и управления
  • •Главные признаки самоуправления
  • •Муниципалитет
  • •Европейская хартия о местном самоуправлении
  • •§2. Основные черты административно-территориального деления
  • •Понятие административно-территориального деления
  • •Варианты местных органов
  • •§3. Структура и формы органов местного самоуправления
  • •Исполнительные органы
  • •Главные проблемы местных органов
  • •§4. Полномочия (компетенция) местных органов управления и самоуправления
  • •Виды компетенции
  • •Методы деятельности
  • •Полномочия местных органов
  • •Источники доходов
  • •§5. Отношения местных органов с центральной властью
  • •Надзор за местными органами
  • •Судебный надзор
  • •§6. Местные исполнительные органы
  • •Как образуются исполнительные органы
  • •Раздел III. Политические процессы
  • •Структура политического процесса
  • •Режимы существования политического процесса
  • •Стадии (фазы) политического процесса
  • •Риск принятия политических решений
  • •Типология политического процесса
  • •Утопии в политическом процессе
  • •§2. Типология политических действий Понятие политического действия
  • •Субъекты (агенты) политического действия
  • •Характеристика политических действий
  • •Виды политических действий
  • •§3. Политическое участие Понятие политического участия
  • •Прямое и опосредованное участие
  • •Типы политического участия
  • •Причины неучастия в политической жизни
  • •Глава 6. Политические элиты и политическое лидерство
  • •§1. Политическая элита
  • •Понятие политической элиты
  • •Теории элит
  • •Функции политической элиты
  • •Политическая элита и другие властвующие элиты общества
  • •§2. Политическое лидерство
  • •Политическое лидерство как властеотношение
  • •Функции политического лидерства
  • •Личные качества и роль среды в политическом лидерстве
  • •Типология лидерства
  • •Глава 13. Политические партии, общественные организации и движения
  • •§1. Партия как политический институт
  • •Понятие «общественного объединения»
  • •Происхождение и сущность политических партий
  • •Типы политических партий
  • •Функции политических партий
  • •§2. Партийные системы, уклады и коалиции Понятие и типы партийных систем
  • •Многопартийная система
  • •Двухпартийная система
  • •Однопартийная система
  • •§3. Общественные организации и движения Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
  • •Политическая роль общественных организаций и движений
  • •Функции общественных организаций и движений
  • •Социальные движения
  • •Глава 8. Представительство и выборы
  • •§1. Избирательное право Сущность выборов
  • •Основные принципы избирательного права
  • •Активное избирательное право
  • •Пассивное избирательное право
  • •Порядок выдвижения кандидатов
  • •Тип голосования
  • •Абсентеизм
  • •§2. Виды избирательных систем Понятие избирательной системы
  • •Мажоритарная система абсолютного большинства
  • •Мажоритарная система относительного большинства
  • •Достоинства и недостатки мажоритарных систем
  • •Пропорциональная система
  • •Достоинства и недостатки пропорциональной системы
  • •Смешанные избирательные системы
  • •Концепции роли депутата
  • •Раздел IV. Политическая культура и идеология
  • •Глава 15. Политические идеологии
  • •§1. Сущность и функции политической идеологии Политическое сознание и политическая идеология
  • •Сущность политической идеологии
  • •Функции политической идеологии
  • •§2. Современные политические идеологии
  • •Либерализм
  • •Либеральный реформизм
  • •Социалистическая идеология
  • •Марксизм как идеология пролетариата
  • •Демократический социализм
  • •Консерватизм
  • •Неоконсерватизм
  • •Глава 16. Политическая культура и политическая социализация
  • •§1. Понятие политической культуры и ее структура
  • •Функции политической культуры и ее типология
  • •Политическая социализация
  • •Раздел V. Международные отношения и внешняя политика
  • •Глава 17. Система международных отношений
  • •§1. Сущность и понятие международных отношений
  • •Уровни международных отношений
  • •Виды международных отношений
  • •§2. Понятие и сущность внешней политики государств
  • •Специфические и базовые черты внешней политики
  • •Виды внешней политики
  • •§3. Цели, функции и средства внешней политики Цели внешней политики
  • •Функции внешней политики
  • •Средства внешней политики
  • •Глава 18. Политика и глобальные проблемы современности
  • •§1. Сущность и пути решения глобальных проблем современности
  • •Типологизация глобальных проблем
  • •Пути решения глобальных проблем
  • •§2. Социально-политические аспекты глобальных проблем современности
  • •Приложение
  • •Основные термины и определения
  • •Литература

Судоустройственные (организационные) принципы гражданского процессуального права, их характеристика

Организационные (судоустройственные) принципы — основные начала организации судебной системы. Это принципы статические в отличие от динамических функциональных принципов, определяющих процессуальную деятельность суда и других участников процесса. К организационным принципам относятся:

ü осуществление правосудия только судами

ü принцип независимости и беспристрастности судей и подчинения их только закону

ü гласность судебного разбирательства

ü равенство граждан перед законом и судом

ü доступность языка общения суда с участниками процесса

Среди организационных принципов иногда выделяют принцип назначаемости судей на должность

Судоустройственные аспекты должны стоять на первом месте, а судопроизводство на втором, поскольку в сущности организация судебного корпуса определяет функционирование судебной системы в целом. Таким образом, некоторые организационные принципы являются ведущими, и успешная их реализация приводит к воплощению в жизнь функциональных принципов гражданского процесса. Например, независимость суда стоит прежде состязательности. Независимость закладывается в судоустройстве. Беспристрастность — это состязательность в объективном смысле.

В учебной литературе принято вместе с собственно процессуальными принципами излагать начала судоустройства (судоустройственные принципы), такие, как принцип осуществления правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 ГПК Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, информационная система Консультант Плюс).

Данный принцип можно отнести как к принципам организации правосудия, так и к конституционным принципам. Сущность данного принципа заключается в том, что правосудие состоит в рассмотрении и разрешении государственными судами в установленном законом процессуальном порядке конкретных судебных дел с вынесением по ним законных и обоснованных судебных постановлений.

Из этого следуют два вывода практического характера:

— другие государственные и общественные органы не должны нарушать судебную компетенцию и пытаться разрешать дела, отнесенные законом к исключительному ведению суда;

— разрешение правовых вопросов иными органами в рамках их компетенции правосудием не является (например, третейским судом и т. п.).

Другой принцип — сочетание единоличного и коллегиального начал в рассмотрении и разрешении гражданских дел (ст. 7 ГПК). Он также является принципом организации правосудия, из которого следует, что гражданские дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично или в предусмотренных законом случаях коллегиально.

Мировой судья рассматривает все дела, отнесенные к его подсудности единолично. В апелляционной инстанции дела рассматриваются в единоличном порядке; в кассационной — в коллегиальном; в надзорной инстанциях — в единоличном и коллегиальном порядке (ст. 382, 386 ГПК).

Принцип независимости судей и подчинении их только закону (ст. 120 Конституции РФ, ст. 8 ГПК) также является принципом организации правосудия и конституционным принципом. В соответствии с данным принципом независимость судей, в частности, обеспечивается:

— предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

— запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

— установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

— правом судьи на отставку;

— неприкосновенностью судьи;

— системой органов судейского сообщества;

— предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Осуществление правосудия по гражданским делам на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ, ст. 6 ГПК) также является принципом организации правосудия и конституционным принципом.

Принцип гласности судебного разбирательства (ст. 123 Конституции РФ, ст. 10 ГПК) также относится к принципам организации правосудия, из которого следует, что разбирательство во всех судах открытое. В ст. 10 ГПК определены случаи, когда разбирательство дела в закрытом судебном заседании осуществляется по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, и в других случаях в целях предотвращения разглашения сведений, касающихся частной жизни гражданина, личной и семейной тайны, защиты его чести и доброго имени, тайны телефонных переговоров и иных сообщений.

И, наконец, последний, судоустройственный, принцип, это принцип национального языка судопроизводства (ст. 26 Конституции РФ, ст. 9 ГПК), в соответствии с которым судопроизводство по гражданским делам ведется на русском языке — государственном языке Российской Федерации или на государственном языке республики, которая входит в состав РФ и на территории которой находится соответствующий суд.

Конституционные принципы судоустройства и судопроизводства.

Конституция устанавливает:

1. право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено.

2. право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей.

3. право на квалифицированную юридическую помощь.

4. право пользоваться помощью адвоката с момента. задержания, заключения под стражу.

5. презумпция невиновности.

6. право на пересмотр приговора вышестоящим судом.

7. право просить о помиловании или смягчении наказания

8. право отказаться от свидетельствования против себя самого, своего супруга или близких родственников

9. Право потерпевших на доступ к правосудию и компенсацию ущерба.

Право на возмещение государством вреда, причиненного органами государственной власти или их должностными лицами.

Статья 124 – финансирование!

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Статья 123 – принцип гласности!

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей

Суд присяжных:

В системе судов общей юрисдикции особое внимание в настоящее время уделяется деятельности судов с участием присяжных заседателей.

Законом участие в суде присяжных заседателей обозначено как обязательное. Поэтому нужно иметь вескую причину, чтобы быть освобожденным от этого обязательства.
Есть ряд ограничений, закрепленных законодательно, которые не позволяют попасть в число присяжных заседателей. Ими не могут быть:

  • лица младше 25 лет;
  • лица, получившие судимость, которая не была погашена или снята;
  • недееспособные лица или ограниченные в своей дееспособности;
  • лица, попавшие на учет в наркологический или психоневрологический диспансер из-за проблем с алкоголем, наркотиками или психических расстройств.
  • проходит подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;
  • не знает языка, на котором идет судопроизводство;
  • имеет недостатки физического или психического характера, которые могут помешать ему полноценно принимать участие в процессе.

Порядок отбора кандидатов для конкретного дела

В России каждые 4 года обновляются 2 списка присяжных заседателей: основной и запасной. Лица, попавшие в них, могут в любой момент при возникновении необходимости быть призваны для участия в процессе. Но не все вызванные лица становятся присяжными заседателями. Существует прописанный на законодательном уровне процесс, в рамках которого собирается коллегия изприсяжных заседателейв количестве 12 человек для каждого дела.

Сначала отбираются не менее 20 лиц, могущих стать присяжными заседателями по делу. Отбор происходит по методу случайной выборки. И далее, уже на предварительном заседании, переходят к формированию будущей коллегии присяжных заседателей из отобранных кандидатов.

Вначале сами кандидаты могут высказаться за самоотвод, для этого есть такие обоснования:

  • достижение 60-летнего возврата;
  • наличие у женщины ребенка младше 3 лет;
  • религиозные убеждения, не позволяющие решать чужую судьбу;
  • временное неисполнение своих служебных обязанностей может быть недопустимым.

Если суд поддержит полученное от кандидата в присяжные заседателиходатайство по вопросу о самоотводе, то заявитель выбывает из участия в процессе.

Органы предварительного расследования.

Статья 129

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

3. Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти.

4. Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется генеральным прокурором Российской Федерации.

5. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации.

В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления, управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения.

Полиция:

1. Составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

2. В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через Министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции

Виды: наркополиция, налоговая полиция, военная полиция и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *