Исследование индивидуальных особенностей восприятия

2.4. Индивидуальные особенности восприятия
 

Особенности восприятия зависят не только от жизненного опыта, направленности личности, интересов, богат-ства духовного мира и т.п., но и от индивидуальных особенностей. Какие это особенности?
Люди различаются, во-первых, по характеру приема информации.

Ученые выделяют целостный (синтетический) тип волриятия, когда не придают значения деталям и не любят вдаваться в них. Для этого типа характерна ориентированность на суть, смысл, обобщение, а не на детали и частности. Детализирующий (аналитический) тип восприятия, напротив, ориентирован на детали, подробности.
Совершенно очевидно, что наиболее продуктивным является сочетание того и другого способа.
Во-вторых, — по характеру отражения получаемой информации. Здесь различают описательный и объяснительный типы восприятия. Описательный тип ориентирован на фактическую сторону информации: человек отражает и выдает то, что видит и слышит, что читает, максимально приближаясь к исходным данным, часто не вникая в их смысл. Среди школьников такой тип восприятия весьма распространен, отсюда частые просьбы учителя: «Расскажи своими словами».
Объяснительный тип не удовлетворяется тем, что непосредственно дано в самом восприятии. Он старается найти общий смысл информации. Лучше всего — золотая середина. Но не всегда это достигается. Чтобы создать гармонию этих типов восприятия, необходимо знать их особенности, иметь представление об их механизмах, уметь их диагностировать, и на этой основе проводить педагогическую работу.
В-третьих, — по характеру особенностей самой личности. Здесь различают объективный тип восприятия, когда человек ориентирован на точность восприятия, непредвзятость. Можно сказать, что у него сформировался иммунитет к догадкам, предположениям, домыслам и т.д., и субъективный тип, когда восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, пристрастной его оценке, сложившимся ранее предвзятым мыслям о нем. Это наиболее часто встречающийся житейский тип восприятия. Вспомните рассказ А.П. Чехова «Хамелеон».
2.5. Наблюдение и наблюдательность
Наблюдение — это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления — сравнением, различением, анализом. Наблюдением называют целенаправленное, плано-мерное восприятие объектов и явлений, в познании которых мы заинтересованы. Наблюдать — значит не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушиваться, прислушиваться, не просто нюхать, а принюхиваться. Это очень точно отражено в народных пословицах и поговорках:
И глядит, да не видит.
Зряч, да не зорок.
У меня на это уши заложены.
Наблюдение всегда осуществляют с определенной познавательной целью. Оно предполагает ясное представление задач наблюдения и предварительную разработку плана его осуществления. Невозможно наблюдать, если не знать, что конкретно и с какой целью надо наблюдать. Ясность цели и задач наблюдения активизируют важную характеристику восприятия — избирательность.
Человек воспринимает не все, что бросается в глаза, а вычленяет наиболее важное и интересное для себя. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс умственной деятельности. Поэтому наблюдение предполагает большую активность личности и помогает глубже понимать действительность.

Наблюдательность — это свойство личности, умение наблюдать и подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей. Она тесно связана с развитием профессиональных интересов человека, так как совершенствуется в процессе систематических занятий избранным делом.
Умение наблюдать играет огромную роль в самых разнообразных областях человеческой деятельности.
Наблюдательность прекрасно развита у художников, писателей, поэтов.
…Иван-да-Марья, зверобой, Ромашка, Иван-чай, татарник, Окутанные ворожбой, Глазеют, обступив кустарник…
Б. Пастернак. «Тишина»Наблюдательность необходима педагогу. Без внимательных постоянных наблюдений невозможно сколько-нибудь глубоко понять психологические особенности ребенка и наметить правильные пути его развития и воспитания.
Высокоразвитая наблюдательность учителя способствует развитию его педагогического такта. Работая с детьми, наблюдательный учитель улавливает едва заметные настроения детей, отклонения от их обычного состояния и строит свои взаимоотношения с ними в соответствии с этими состояниями.
Наблюдательность как личностное профессиональное качество развивается у учителя постепенно, в процессе приобретения опыта педагогической деятельности и приобщения к психологическим знаниям.
Разработаны различные рекомендации и схемы по ведению наблюдений за особенностями психического развития учащихся, предназначенные для учителей. Приведем в качестве примера одну из таких схем.
1. Характер привлечения учителем внимания учащихся на разных этапах урока в зависимости от возраста учащихся. Скорость установления внимания в начале урока. Особенности внимания при опросе, при восприятиии нового материала, при повторении, при проверке домашних заданий.
2. Сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся к учителю на различных этапах урока. Причины отвлечения внимания. Средства, с помощью которых учитель добивается сосредоточенности и устойчивого внимания учащихся.
3. Особенности переключения внимания учащихся к учителю в рамках однородной деятельности и при переходе от одного этапа урока к другому. Скорость переключения (длительность переходного интервала), ошибки переключения. Способы организации переключения внимания по ходу урока.
4. Распределение внимания учащихся и учителя на уроке (в чем оно выражалось и как организовывалось учителем).
5. Учет преподавателем возрастных особенностей объема внимания учащихся в различных учебных ситуациях (количество предъявляемых для восприятия элементов задания, условий, обозначений и т.д.).
6. Динамика видов внимания учащихся на различных этапах урока (непроизвольное, произвольное, послепро-извольное).7. Особенности проявлений внимания в зависимости от его внешней или внутренней направленности при чтении книги, рассматривании книги или карты, рассказе учителя, а также во время припоминания формулы, стихотворения, размышления и в других ситуациях.
8. Средства (способы, приемы), при помощи которых учащиеся регулировали свое внимание, организуя его в соответствии с требованиями и задачами учителя в конкретной учебной ситуации.

9. Наличие или отсутствие синхронной формы коллективного внимания. Причины, обуславливающие эту форму внимания (например, высокая степень сплоченности умственного, эмоционального или деятельного сосредоточения учащихся).
10. Причины отсутствия синхронности внимания (несоответствие между индивидуальным и заданным темпами, отсутствие единства оценки, понимания, усвоения;: неумение соотнести главное и второстепенное и т.д.).
11. Зависимость внимания учащихся на уроке от содержания материала — его образности, доступности, эмоциональности, а также от умения учителя активизировать всю познавательную сферу личности учащегося, от контроля учителя, от отношения учащихся к учителю и к уроку, от умения учителя психологически грамотно использовать демонстрационный материал1.
Существенное значение при работе с картой имеет как можно более полная фиксация наблюдаемого. Основные сложности наблюдения в том, чтобы выделить главное из того, что ты видишь. При этом важно не подменить реально наблюдаемый факт собственной интерпретацией.
Вместе с тем, у педагога как и у всякого специалиста, по роду своей деятельности много общающегося с людьми, множество наблюдений накапливается без специального плана, стихийно. Этот богатый опыт наблюдений за ребенком в разных ситуациях создает основу для того, что называется «педагогической интуицией», позволяет, почти не задумываясь выбрать единственно правильные слова, которые нужны именно этому ученику. Однако, этот опыт часто остается неосмысленным, непродуманным. Его очень трудно передать другому педагогу, иногда даже трудно
1 См.: Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. — М.; Воронеж, 1995. -С. 40-41.объяснить самому себе. Для систематизации и осознания таких стихийных наблюдений разрабатываются специальные схемы. Одной из таких схем, предназначенных для заполнения учителем, является «Карта наблюдений» Д. Стот-та. Она направлена на выявление различных видов нарушений поведения. Эта карта состоит из описания разных форм поведения, которые педагог может наблюдать у детей. Педагога просят оценить, встречается или нет у ребенка та или иная форма поведения. Концентрация симптомов в какой-либо одной области позволяет понять причины эмоциональных трудностей ребенка, нарушений поведения и т.п.
Приведем в качестве примера одну из частей этой карты.
«Тревога по отношению к взрослым. Беспокойство и неуверенность в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его…
1. Очень охотно выполняет свои обязанности.
2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.
3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).
4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителю.
5. Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели и т.п.
6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.
7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.
8. „Подлизывается», старается понравиться учителю
9. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.
10. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя»1.

Методики исследования индивидуальных особенностей восприятия

⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 54

Восприятие –это психический процесс отражения в сознании целостных образов, предметов или явлений при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие непосредственно связано с ощущением. Обе эти формы отражения представляют собой звенья единого процесса чувственного познания.

Процессы восприятия протекают в связи с другими психическими процессами. Восприятие различают в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. В связи с этим можно выделить зрительное, слуховое, осязательное и другие виды восприятия. Виды восприятия выделяют в зависимости от воспринимаемого объекта. В соответствии с этим критерием говорят о восприятии времени, пространства, движений, речи и т.п.

Время от воздействия объекта до формирования в сознании его образа называется латентным временем восприятия. Оно может уменьшаться за счет тренировки, но предельно достижимый его уровень зависит от лабильности нервных процессов. Латентный период восприятия также зависит от функционального состояния организма.

Исследование процесса формирования двигательного навыка методом сравнения образцов записи

Оборудование: разлинованный лист бумаги, ручка.

Ход выполнения задания.Экспериментатор диктует испытуемому слово, которое тот записывает между строчками на четко разлинованный лист бумаги, стараясь не попадать на линии. Вначале запись ведется с открытыми глазами, затем с закрытыми. Так записываются все слова (например, молоко, палочка, комиссия, малина, полоса, кисточка, спички).

Подсчитывается, сколько раз при написании каждого слова была пересечена линейка, и заполняется таблица 3:

Таблица 3

Оценка двигательного навыка методом сравнения образцов

Записи

Порядковый номер записываемого слова Количество пересечений при записи с открытыми глазами Количество пересечений при записи с закрытыми глазами
4 и т. д.

Затем на основании данных таблицы вычерчивается график формирования навыка письма с закрытыми глазами. На оси ординат отмечается количество пересечений, на оси абсцисс – порядковый номер записанного слова.

Процесс образования навыка можно также характеризовать, вычитая из максимального количества пересечений минимальное. Большая разность указывает на более интенсивный процесс формирования навыка.

Лабораторная работа № 9 Изучение индивидуальных особенностей восприятия и оценки времени

Цель — выявить индивидуальные особенности восприятия вре­менных промежутков испытуемым.

Задачи:

1. Выявить тип восприятия времени испытуемого.

2. Определить влияние вида выполняемой деятельности на вос­приятие временных промежутков.

3. Проверить закономерности восприятия заполненного времен­ного интервала для малых и больших длительностей.

Теоретическое обоснование.

Восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Простейшие формы восприятия времени основаны на элементарных ритмических явлениях, которые известны как «био­логические часы». Такие явления позволяют давать непосредственные оценки времени. Сложные формы восприятия времени опираются на выбираемые человеком эталоны оценки времени.

Для изучения восприятия длительности временных промежут­ков можно использовать различные методы.

1. Метод количественной оценки — основывается на использо­вании общепринятых единиц времени, т. е. испытуемого просят оценить временной интервал в секундах, минутах и т. д.

2. Метод воспроизведения. Испытуемому предлагается воспро­извести длительность, равноценную той, которая была предложена ему в качестве эталона.

3. Метод сравнения. Экспериментатор предлагает испытуемому две каких-либо длительности, которые тот должен сравнить.

4. Метод продуцирования. Испытуемому предлагается выпол­нить какое-либо задание в течение определенного времени.

Закон заполненного временного отрезка: чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок вре­мени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения психического времени воспоминания про­шлого от объективного времени. Для времени переживания настоящего имеет место обратное положение: чем оно беднее событиями и однооб­разнее его течение, тем более длительным, «тягучим» оно ощущается; и чем богаче и содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно проте­кает, тем меньше кажется временная длительность.

В субъективной оценке времени сказываются и индивидуальные различия. В опытах Х. Эренвальда одни испытуемые обнаруживали очень стойкую тенденцию недооценивать, а другие — переоценивать время. Эренвальд различает два типа восприятия времени: брадихро-нический (тенденция к ускорению течения времени) и тахихрониче-ский (замедление, запаздывание).

Оборудование: Секундомер, тексты различного содержания.

Ход работы.

Эксперимент проводится в несколько этапов.

1-й этап — фоновый замер двух временных промежутков (малого — 55 сек. и большого — 3 мин. 40 сек.). Испытуемому дается следующее задание: «По моему сигналу вы начинаете отмерять временной проме­жуток (малый или большой). Когда, по вашему мнению, он завершит­ся, скажите «Стоп!» Фоновый замер производится по три раза для каж­дого промежутка времени.

2-й этап — испытуемому предлагается какая-либо интеллектуаль­ная задача, решая которую, он должен одновременно отмерять задан­ные промежутки времени. Для повышения значимости выполнения ин­теллектуального задания, кроме фиксации времени, экспериментатор отмечает правильность решения задачи (в процентах).

3-й этап — испытуемому предлагается за выделенные промежут­ки времени запомнить научный текст. Для повышения значимости вы­полнения задания, кроме фиксации времени, экспериментатор отмеча­ет правильность воспроизведения заученного материала (в процентах).

Каждый этап эксперимента выполняется испытуемым по три раза для большого (3 мин. 40 сек.) и малого (55 сек.) промежутка.

Форма фиксации результатов свободная и выбирается экспери­ментатором.

Обработка результатов.

Вычислить среднее значение и знак ошибки в каждой серии опытов; выявить тип восприятия времени испытуемого (по фоновому замеру); сравнить полученные данные с теоретическими закономерно­стями восприятия времени.

Контрольные вопросы:

1. Чем различаются «непосредственное» и «опосредованное» восприятие времени?

2. Какие методы изучения восприятия длительности временного промежутка были использованы в данной лабораторной работе? Обос­нуйте свое утверждение.

3. Как объясняются указанные в теоретическом обосновании за­кономерности восприятия и оценки временных промежутков?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *