Функции объектов экологического права

12. Понятие и функции объектов экологического права.

  • •1. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие.
  • •2. Экологический кризис: понятие, причины, формы проявления, пути преодоления.
  • •3. Концепция перехода России к устойчивому развитию.
  • •4. Специфические черты экологического права.
  • •5. Предмет и методы правового регулирования.
  • •6. История развития экологического права.
  • •7. Принципы экологического права.
  • •8. Экологическое право как отрасль науки, отрасль права и учебная дисциплина.
  • •9. Источники экологического права.
  • •10. Конституционные основы экологического права.
  • •11. Характеристика фз «об охране окружающей среды».
  • •12. Понятие и функции объектов экологического права.
  • •12. Понятие, содержание и формы собственности на природные ресурсы и объекты.
  • •14. Экологические права и обязанности граждан.
  • •15. Права и обязанности юридических лиц в области охраны окружающей среды.
  • •16. Право природопользования.
  • •17. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • •18. Виды органов общей компетенции с сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • •19. Специальные органы управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • •20. Правовой механизм охраны окружающей среды.
  • •21. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды (экономический механизм).
  • •22. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • •23. Экономическое стимулирование.
  • •24. Экологическое страхование.
  • •25. Экологическая сертификация.
  • •26. Экологический аудит.
  • •27. Понятие, значение и классификация экологических нормативов.
  • •28. Нормативы качества окружающей среды.
  • •29. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
  • •30. Экологическое лицензирование.
  • •31. Понятие, задачи и система экологического контроля (надзора).
  • •32. Государственный экологический контроль.
  • •33. Производственный экологический контроль.
  • •34. Общественный экологический контроль.
  • •35. Государственная экологическая экспертиза.
  • •36. Общественная экологическая экспертиза.
  • •37. Экологический мониторинг.
  • •38. Понятие экологической информации.
  • •39. Система источников экологической информации.
  • •40. Уголовная ответственность за экологические преступления.
  • •41. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  • •42. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.
  • •43. Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за экологические правонарушения.
  • •44. Понятие и значение экологических требований к различным видам хозяйственной и иной деятельности.
  • •45. Экологические требования при мелиорации земель, использовании мелиоративных систем и гидротехнических сооружений.
  • •46. Экологические требования в области химизации с/х.
  • •47. Экологические требования при осуществлении градостроительной деятельности.
  • •48. Экологические требования к обращения с опасными веществами.
  • •49. Обращение с отходами производства и потребления.
  • •2. Запрещаются:
  • •50. Экологические требования в энергетике.
  • •51. Понятие и правовая охрана земель.
  • •1.Рациональная организация земель включает:
  • •52. Правовая охрана недр.
  • •53. Охрана недр континентального шельфа и захоронение отходов в нём.
  • •54. Правовая охрана и защита лесов.
  • •55. Правовое регулирование водных отношений.
  • •56. Цели, виды и способы водопользования. Ограничения использования водных объектов. Природоохранные требования при водопользовании. Водоохранные зоны.
  • •57. Понятие и принципы правовой охраны животного мира.
  • •58. Право пользования животным миром.
  • •59. Охрана животного мира. (см. Текст в предыдущей редакции)
  • •59. Правовые меры защиты атмосферного воздуха.
  • •60. Особенности мониторинга атмосферного воздуха.
  • •61. Охрана озонового слоя Земли.
  • •62. Понятие особо охраняемых природных территорий и объектов.
  • •64. Государственные природные заповедники и национальные парки.
  • •65. Природные парки и государственные заказники.
  • •66. Памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.
  • •67. Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
  • •68. Красная книга.
  • •69. Чрезвычайные ситуации и зоны экологического бедствия.
  • •71. Источники международного права окружающей среды.
  • •72. Принципы международно-правового сотрудничества в области охраны окружающей среды.
  • •73. Международные орг-ии, участвующие в охране окружающей среды.

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ОБЪЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Одним из элементов любых правоотношений, в том числе экологических, являются объекты этих отношений. Ими признается то, на что направлены правоотношения, на что они воздействуют и по поводу чего они складываются.

Согласно Закону «Об охране окружающей среды» охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории России подлежат: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосфера, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особо охраняются государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, природные парки, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Таким образом, в Законе выделено три группы объектов, подлежащих охране: 1) естественные экологические системы и озоновый слой атмосферы; 2) природные объекты; З) особо охраняемые природные территории и объекты, имеющие особое природоохранное и экологическое значение.

Необходимо отметить, что объектами экологического права признаются не любые, а лишь естественные экологические системы. Модифицированные и трансформированные экологические системы и объекты согласно международной классификации не могут признаваться объектами охраны, ибо не всегда положительно воздействуют на человека.

Отсюда можно сделать вывод, что объектами экологических правоотношений признаются те природные объекты, которые обладают следующими признаками:

• естественное происхождение;

• экологическая взаимосвязь с окружающей средой;

• обеспечение качества окружающей среды.

Кроме того, эти объекты должны выполнять экологические, экономические и культурно-оздоровительные функции:

Вся природная среда может рассматриваться как совокупность природных объектов, природных ресурсов и природных комплексов.

К природным объектам можно отнести землю, недра, воды, леса, нелесную растительность, животный мир, атмосферный воздух, генетический фонд.

Земля в экологическом праве — это «твердь земная», поверхность, почвенный покров. В сельском хозяйстве она является основным и незаменимым средством производства, поэтому плодородие почв выступает как первостепенный объект охраны. Остальные земли служат пространственным операционным базисом для размещения объектов промышленности, транспорта, населенных пунктов, и их плодородие не имеет значения. Охрана таких земель заключается в борьбе с засорением, захламлением, заражением, нерациональным использованием. Понятие и состав земель даются в Земельном Кодексе.

К водам относятся моря, океаны, реки (в том числе малые). озера, каналы, водохранилища, пруды, другие водоемы, ледники. Воды играют климаторегулирующую роль. Состав их объектов дается в Водном Кодексе. В то же время воды — это и природный ресурс.

В экологическом праве особо выделяется такой компонент атмосферы (атмосферного воздуха), как озоновый слой, защищающий Землю от прямых солнечных излучений. «Озоновые дыры» могут привести планету к необратимым катастрофическим последствиям.

Леса — это крупные, большие древесные сообщества с соединенными кронами деревьев. В соответствии с лесным законодательством объектами лесных отношений является лесной фонд России, участки лесного фонда, леса, не входящие в лесной фонд. Леса образуют экономический ресурс. Леса также выполняют климаторегулирующую роль, вырабатывают кислород, их называют «легкими планеты» Небольшие группы деревьев, одиночные деревья, лесополосы к лесам не относятся, хотя и выполняют защитную роль (от ветровой и водной эрозии).

Нелесная растительность – древесно-кустарниковая, не отнесенная к лесам (например, плодовые растения, лечебные травы, водоросли, иная водная растительность, ягоды, грибы и другие дары леса, степные ковыли, кактусы, лесополосы).

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения земли. Это участки земли (как используемые, так и неиспользуемые), пустоты, подземные воды.

Животный мир — это различные виды зверей, птиц и др. (наземные, земноводные, водные), обитающие в естественной среде. Их состав определяется Законом о животном мире. Охрана сельскохозяйственных и других домашних животных, а также обитателей зоопарков, вольеров, океанариумов, аквариумов осуществляется другим специальным законодательством, Разновидностью животного мира являются микроорганизмы — тоже природный объект, подлежащий охране. Помимо болезнетворных (от них приходится охранять природные объекты, животных, человека), Землю заселяют микроорганизмы, которые помогают восстанавливать структуру и плодородие почвы, лечить деревья, животных и человека, поскольку целый ряд лекарственных препаратов, используемых в медицине, сельском хозяйстве, ветеринарии, синтезируются микроорганизмами.

Генетический фонд — совокупность генов всех ныне живущих видов (подвидов) растительного в животного мира. Деградация природной среды может приводить и приводит к необратимым изменениям в генотипах растений, животных и человека, к появлению мутантов.

Природные ресурсы — это часть совокупности природных условий существования человечества, важнейшие компоненты окружающей его естественной среды, используемые в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества. К природным ресурсам относятся: экологические, экономические, земельные, минеральные, водные, лесные, энергетические ресурсы и фауна.

Главные виды природных ресурсов солнечная энергия, внутриземное тепло, водные, земельные и минеральные ресурсы, которые являются средствами труда.

Растительные ресурсы, животный мир, питьевая вода, дикорастущие растения являются предметами потребления.

Под классификацией природных ресурсов понимается разделение совокупности предметов, объектов и явлений природной среды на группы по функционально значимым признакам. Природные ресурсы классифицируются по:

• общности происхождения и месту положения. В эту группу включены следующие классификационные единицы:

энергетические, атмосферно-газовые, водные, климатические, рекреационные антропоэкологические ресурсы, а также ресурсы литосферы, продуцентов и др.;

• скорости исчерпаемости и возможности самовосстановления. Неисчерпаемыми считаются такие ресурсы, недостаток которых не ожидается настоящее время и не предвидится в ближайшем будущем (солнечная радиация, атмосферный воздух, энергия ветра, морских приливов и отливов). Под исчерпаемыми подразумеваются виды природных ресурсов, запасы которых под воздействием человеческой деятельности уменьшились до такой степени, что дальнейшая эксплуатация грозит полным их исчезновением. Неисчерпаемые подразделяются на:

1) возобновимые, т.е. те ресурсы, которые могут быть восстановлены, если антропогенная деятельность не изменит условий их воспроизводства (растения, животные);

2) невозобновимые, т.е. та часть природных ресурсов, которая не может сама восстановиться в обозримом будущем (большинство полезных ископаемых, почвы, видовой состав растений и животных и др.);

3) заменяемые и незаменимые. Заменяемые природные ресурсы могут быть заменены другими (например, уголь, нефть, газ — солнечной энергией, железо — цветными металлами, дерево — пластмассой). Незаменимые — это те, которые невозможно заменить другими ни сейчас, ни в ближайшем будущем (атмосфера, вода, живая природа, условия существования людей);

• экономическому значению полезных ископаемых. Они делятся на балансовые, эксплуатация которых целесообразна в данный момент, и забалансовые, эксплуатация которых нецелесообразна из-за низкого содержания полезного вещества, большой глубины залегания, особенных условий работы и др., но которые в перспективе могут разрабатываться.

К природным комплексам относятся: заповедники, заказники, национальные парки, природные парки, памятники природы, лесопарки, курортные, зеленые и пригородные зоны, типичные и редкие ландшафты.

Природные ландшафты — это естественный комплекс, в котором имеются или могут быть различные природные компоненты (земля, почвы, растительность, воды, животный мир), находящиеся в сложном взаимодействии, взаимообусловленности, образующие неразрывную экологическую систему. Главная черта природного ландшафта — рельеф местности. Типичные ландшафты интересуют человека, общество, государство как объекты охраны, учитываются и используются главным образом при строительстве городов и других населенных пунктов, лечебно-оздоровительных, туристических объектов и сооружений (для горнолыжного спорта, подвесных дорог, посадки декоративных растений).

1. Право собственности на природные ресурсы

Право собственности на природные ресурсы в объективном смысле — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы; в субъективном — совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами м другими объектами собственности.

Отношения собственности на природные ресурсы регулируются Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ, природоресурсовым и природоохранительным законодательством России и субъектов Федерации.

В законодательном праве право собственности на природные ресурсы рассматривается лишь в той части, в которой оно ограничено федеральным законодательством, так как это необходимо для рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды.

Субъектами права собственности на природные ресурсы являются физические в юридические лица. Россия, ее субъекты и муниципальные образования.

2. Право природопользования

Природопользование — одна из сторон взаимодействия между обществом в природой. С одной стороны, это институт экологического права, а с другой — субъективное право конкретного природопользователя. Взаимодействие выражается в извлечении полезных для человека и общества свойств природной среды для удовлетворения экологических. экономических, культурно-оздоровительных, нравственно-эстетических потребностей.

Взаимодействие человека и общества регулируется правом природопользования — совокупностью правовых норм, регулирующих отношения по использованию природных ресурсов в соответствии с экологическими требованиями по рациональному их использованию, воспроизводству и охране окружающей среды.

В субъективном смысле право природопользования — это совокупность установленных прав и обязанностей природопользователей по использованию объектов и ресурсов природы, окружающей среды в целом для удовлетворения экономических потребностей, а также с целью отдыха, туризма, лечения, удовлетворения культурных и эстетических интересов. Потребляя природные ресурсы, человек использует природу в двух качествах: 1) как естественное условие для жизни и деятельности и 2) как объект хозяйственной и культурной работы. В зависимости от этого право природопользования подразделяется на право общего и право специального природопользования.

Природопользование подразделяется на виды в зависимости от:

а) природного объекта — на право землепользования, недропользования, водопользования, пользования атмосферным воздухом, лесопользование, пользование растительным и животным миром и др.;

б) целевого назначения, с учетом специфики природного ресурса. В землепользовании они делятся на земли сельскохозяйственного значения, населенных пунктов и т.д., те в свою очередь по назначению землепользования — на земли населенных пунктов общего пользования, занятые городскими лесами и т.д. (ст. 4 ЗК); в недропользовании — на геологическое изучение, разведку и добычу (ст. б Закона о недрах); в водопользовании — на питьевое водоснабжение, рекреацию (ст. 85 ВК); в лесопользовании — на заготовку древесины, пользование участками для нужд охотничьего хозяйства и т.д. (ст. 80 ЛК); в пользовании животным миром — на охоту, рыболовство (ст. 34 Закона о животном мире); в пользовании атмосферным воздухом — на потребление атмосферного воздуха для производственных нужд (Закон об атмосферном воздухе);

в) наличия либо отсутствия специального разрешения — на право общего и право специального природопользования.

Право общего природопользования — право свободно, без каких-либо разрешений со стороны компетентных государственных органов или физических и юридических лиц, за которыми закреплены природные объекты в пользование, находиться на этих объектах (например, на путях сообщения, в парках, лесопарках, на пляжах, водоемах, лесах).

В земельном законодательстве прямо не предусматривается общее землепользование, однако в составе земель городов (ст. 76 ЗК) определен такой их вид, как земли общего пользования. В городах, поселках и сельских населенных пунктах, которые состоят из земель:

• используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки и т.п.);

• служащих для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, пляжи, водоемы и т.п.);

• полигонов для захоронения не утилизированных промышленных отходов или бытовых отходов;

• других земель, служащих для удовлетворения нужд города.

Земельное законодательство также допускает возможность использования собственниками земельных участков и землепользователями в установленном порядке для нужд хозяйства имеющихся на земельном участке общераспространенных полезных ископаемых, торфа, пресных подземных вод (ст. 52 ЗК).

Закон РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» закрепил право общего пользования ресурсами недр. Согласно ст. 19 этого Закона собственники, владельцы земельных участков по своему усмотрению в их границах имеют право осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м, а также устраивать и эксплуатировать бытовые колодцы и скважины на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Статья 21 ЛК устанавливает общее лесопользование — публичный лесной сервитут, в соответствии с которым граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и лесах, не входящих в лесной фонд, если иное не предусмотрено российским законодательством. Статья 86 Кодекса более широко регулирует пребывание граждан в лесах: граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды. орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено российским законодательством. Так, запрещается сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ и в перечень наркотикосодержащих растений и природного наркотикосодержащего сырья. Осуществляя право свободного пребывания в лесах, граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждать лесные культуры, засорять леса, уничтожать и разорять муравейники и гнезда птиц, а также соблюдать другие требования законодательства России.

В соответствии со ст. 86 ВК общее водопользование представляет собой использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств. Оно может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. Общее водопользование реализуется в целях забора воды для питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения, купания, плавания на маломерных плавательных средствах, водопоя скота. Однако общее водопользование предполагает обязательное соблюдение правил охраны жизни людей на водных объектах, а также условий, устанавливаемых органами исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченными государственными органами в области окружающей среды, государственным органом санитарно- эпидемиологического надзора и другими государственными органами управления использованием и охраной природных ресурсов в пределах их компетенции. Так, органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований

Право специального природопользования — пользование природными ресурсами, связанное с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц, осуществляемое в соответствии с разрешительной системой и требующее выделения отдельных частей природных объектов в обособленное пользование юридическим или физическим лицам.

Специальное природопользование реализуется в формах комплексного природопользования и специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.

Право комплексного природопользования регулируется Законом «Об охране окружающей среды» и Временным положением о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование, утвержденным приказом Минприроды России от 23 декабря 1993 г.

Комплексное природопользование — это использование предприятием природоресурсного потенциала территории, включающего совокупность природных ресурсов, объектов, системообразуюших факторов и условий (в том числе климатических, геологических, гидрологических и др.), таким образом, что эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность природопользователя оказывает в целом минимально возможное вредное воздействие на окружающую среду.

Имеются следующие виды специального природопользования:

• особое водопользование (ст. 87 ВК) — для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, по решению Правительства РФ могут предоставляться в особое пользование;

• пользование водными объектами для сброса сточных вод (ст. 144 ВК);

• пользование атмосферой для выброса загрязняющих веществ предприятиями и иными стационарными источниками (ст. 15-22 Закона об охране атмосферного воздуха).

Субъекты права природопользования рассматриваются в двух аспектах:

• как возможный по закону обладатель такого права пользования;

• как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользования землей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.

Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов — общего и специального.

Субъект права общего природопользования — каждый человек, находящийся на территории России, поскольку он обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей. В рамках права общего природопользования человек может использовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности (например, граждане могут собирать дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы только для собственных нужд).

Субъекты права специального природопользования — юридические лица и индивидуальные предприниматели. Юридические лица при этом выступают в двух качествах: 1) как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжаться природными ресурсами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, и 2) как получившие соответствующий природный ресурс в пользование.

Принципы права природопользования:

• производность права природопользования от права собственности на

природные ресурсы;

• рациональное природопользование;

• экосистемный подход к регулированию природопользования;

• целевой характер природопользования;

• устойчивость природопользования;

• платность специального природопользования.

Природопользователи наделены соответствующими правами и несут установленные обязанности. Так, они имеют права:

1) участвовать в разработке в принятии решений, осуществление которых связано с экологически вредным воздействием на природную среду и контроле за их выполнением;

2) на возмещение потерь и убытков, связанных с досрочным расторжением договора, ухудшением состояния природной среды и природных ресурсов не по их вине.

Природопользователи обязаны:

1) эффективно использовать природную среду и природные ресурсы в соответствии с целевым назначением, улучшать состояние природной среды, рационально использовать запасы природных ресурсов, не допускать ухудшения экологической обстановки в результате осуществления хозяйственной деятельности;

2) своевременно вносить плату за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды;

З) своевременно представлять органам исполнительной власти и в специально уполномоченные государственные органы России сведения о состоянии природной среды и использовании природных ресурсов;

4) возмещать потери и убытки, допущенные в результате истощения и загрязнения природной среды и природных ресурсов.

Понятие и признаки объектов экологического права

Природа в широком смысле представляет собой: 1) все существующее, весь мир в многооб­разии его форм; 2) объект естествознания; 3) совокупность естественных условий существования человеческого общества. Термин «природа» употребляется в законодательстве наряду с терми­нами «окружающая среда», «природная среда». В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» природа выступает в форме объектов окружающей среды, подлежащих охране. Данный закон выделяет (ст. 4) три группы объектов, подлежащих охране:

— отдельные природные объекты (природные ресурсы): земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство;

— естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию;

— объекты, имеющие особое природоохранное и экологическое значение(государственные природные заповедники, заказники, памятники природы, национальные, природные, дендроло­гические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания коренных малочисленных народов РФ, конти­нентальный шельф, исключительная экономическая зона РФ, редкие, исчезающие виды растений и животных) (рис. 4).

Рис. 4. Соотношение объектов природы в экологическом праве

Природный комплекс – комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками.

Природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт и состав­ляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природного объекта.

Природно-антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйст­венной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Специфическими признаками природного объекта, отличающего его от социальных и смешанных объектов среды обитания человека, являются:

— естественное происхождение, т.е. появление в результате эволюционного развития жизни на Земле, независимо от воли и сознания людей;

— экологическая взаимосвязь с природной средой, т.е. функционирование в составе естест­венных экологических систем Земли в процессе обмена веществ и энергии;

— природная ценность (обеспечение качества окружающей среды), т.е. способность обеспе­чивать биологический ритм жизни, быть источником материального потребления, оказывать оздо­ровительно-воспитательное воздействие на человека.

Природные объекты наряду со специфическими функциями выполняют общие природные функции: экологическую, экономическую и культурно-оздоровительную.

Рассматривая первую группу объектов охраны природы – природные ресурсы, следует отме­тить, что они являются одним из важнейших компонентов природы.

В энциклопедическом словаре природный ресурс определяется как компонент природы, используемый человеком. В юридическом плане понятие «природные ресурсы» гораздо уже. К ним относятся лишь те компоненты природы, которые не оторваны от экосистемы и находятся в состоянии непосредственного взаимодействия с ней. Например, земельные участки.

В то же время часть плодородного слоя, отделенная от поверхности земли и помещенная в отдельную емкость, в юридическом смысле природным ресурсом не является и имеет правовой режим обычного имущества. Сказанное в полной мере может быть отнесено к воде, налитой из реки в ведро; бревнам, срубленным в лесу и помещенным на склад; минералам, добытым из горных пород и т.п.

Природные ресурсы – это совокупность естественных тел, веществ и явлений природы, кото­рые человек использует для достижения целей, направленных на обеспечение своего существо­вания. К ним относятся воздух, солнце, ветер, вода, земля, лес, полезные ископаемые и многое другое.

Первым признаком классификации природных ресурсов является их вид. Согласно этому признаку они делятся на природные явления (солнечная энергия, ветер, приливы и отливы океана), животный мир, растительный мир, природные вещества (вода, воздух, почва) и полезные иско­паемые (нефть, руды). Причем полезные ископаемые могут быть готовыми к потреблению (соль, уголь) и требующими переработки, синтеза (нефть, руда).

Вторым признаком классификации природных ресурсов является их исчерпаемость. По этому признаку они делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.

Неисчерпаемые природные ресурсы – природные физические явления и тела, количество и качество которых практически не меняется или меняется лишь неощутимо в процессе длительного использования. Такими ресурсами являются солнечная энергия, ветровая энергия, энергия движу­щейся воды, энергия земных недр. Вода и воздух окружающей среды по количеству практически не меняются, но могут качественно ухудшиться в результате деятельности человека. Эти природ­ные ресурсы могут стать неисчерпаемыми с помощью современной техники и технологий (водо-, пыле-, газоочистки, а также санитарно-гигиенических работ).

Исчерпаемые природные ресурсы – природные физические тела и явления, количество и каче­ство которых существенно изменяются в процессе длительного природопользования.

Третий признак классификации – возобновляемость исчерпаемых ресурсов (рис. 5). По этому признаку исчерпаемые ресурсы делятся на:

— возобновимые- способные к самовоспроизводству (растительный, животный мир, мир микроорганизмов);

— невозобновимые – образовавшиеся в недрах земли в течение миллионов лет (рудные и нерудные полезные ископаемые, длительное пользование которыми привело к истощению их запасов, пополнение которых практически невозможно);

— относительно возобновимые – способные к воспроизводству в темпах, отстающих от темпов потребления (чернозем, спелая древесина).

Рис. 5. Классификация природных ресурсов

Перечень природных ресурсов определен в ст. 4 Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. и включает землю, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иную растительность, животный мир и другие организмы, генетический фонд.

Отношения, связанные с природными ресурсами, регламентируются в самых разнообразных аспектах. Так экологические и эстетические потребности гарантируются, прежде всего, природо­охранным законодательством, экономические – в рамках института природопользования, разре­шающего оборот природных ресурсов.

Безусловно, экологическая и эстетическая ценности природных ресурсов не могут не учитываться при регулировании их оборота. На этот счет есть общее правило, сформулированное в п. 3 ст. 129 ГК РФ: земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами, в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природ­ных ресурсах. Соответственно, ограничения, сформулированные в законодательстве о природных ресурсах, в полной мере распространяются на их гражданско-правовой оборот.

Потребность в детальном законодательном регулировании такого оборота в последнее время резко возросла. В России в условиях стремительного перераспределения собственности, развития рынка понятие «природный ресурс» приобрело качественно иное значение. Если раньше оборот природных ресурсов был крайне ограничен, они признавались объектом права исключительной государственной собственности, был затруднен порядок приобретения их в пользование, жестко ограничивались размеры предоставляемых наделов и т.д., то сейчас ситуация кардинально изме­нилась. Необходимость вовлечения земли и других природных ресурсов в товарный оборот стала в нынешних условиях очевидна, о чем свидетельствуют принимаемые природоресурсные законы. Но это вовсе не означает, что государством должна быть принята на вооружение концепция потребительского отношения к природе. Напротив, должен соблюдаться баланс между потребно­стями человека и возможностями природы к их удовлетворению без нанесения вреда будущим поколениям, т.е. осуществляться рациональное использование природных ресурсов.

Рациональное использование природных ресурсов имеет два основных аспекта – экономи­ческий и экологический. Использование природных ресурсов может быть признано рацио­нальным, если оно удовлетворяет соответствующие экономические потребности в пределах эколо­гической разумности, а сама экономическая деятельность осуществляется с соблюдением соответ­ствующих экологических требований, направленных на охрану природы как базы природопользо­вания (рис. 6).

Рис. 6. Схема рационального природопользования

Рациональное использование природных ресурсов отличается следующими особенностями:

— использование природных ресурсов должно сопровождаться их восстановлением (для возобновляемых природных ресурсов);

— комплексное использование природных ресурсов;

— вторичное использование природных ресурсов;

— проведение прироохранных мероприятий;

— внедрение новейших технологий с целью снижения антропогенной нагрузки на окружаю­щую природную среду.

Использование природных ресурсов должно сопровождаться их восстановлением. Восстано­вительные мероприятия относятся только к возобновляемым природным ресурсам: раститель­ному, животному миру, плодородию почв. Например, государство строго контролирует вырубку лесов, охоту и другие виды деятельности, которые могут нанести невосполнимый урон этим видам ресурсов.

Для охраны животного и растительного мира предусмотрены особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники и др.).

Комплексное использование природных ресурсов должно осуществляться, в первую очередь, для исчерпаемых природных ресурсов (полезных ископаемых). В связи с этим можно выделить два направления такого использования:

1) использование одних и тех же природных ресурсов в разных отраслях народного хозяйства;

2) более полное извлечение ресурсов на стадии добычи.

Например, отходами ТЭС являются зола и шлаки, которые могут применяться в качестве строительного материала. Гранулированные доменные шлаки в смеси с битумом заменяют асфальтные смеси, причем они в 2,5 раза дешевле асфальтобетонных покрытий.

Перспективным направлением является комплексная разработка полезных ископаемых. Прак­тически все рудные полезные ископаемые содержат несколько различных минералов и химиче­ских элементов, одни из которых будут основными, другие – попутными. Например, из медных руд можно попутно получать также цинк, серу, железо, молибден, золото, серебро. Из железных руд можно добывать ванадий, никель, кобальт, фосфор, бор, серу, германий.

Вторичное использование природных ресурсов.Практически все виды материалов (металл, бумага, пластмасса) можно подвергать вторичной переработке. Это позволяет, прежде всего, экономить сырье и энергию, а также уменьшить количество твердых отходов.

Проведение природоохранных мероприятий.Эти мероприятия должны проводиться самими предприятиями. Любое предприятие обязано иметь очистные сооружения, соблюдать режимы санитарно-защитных зон, а также другие требования природоохранного законодательства.

Государство в лице специально уполномоченных органов обязано контролировать выполне­ние требований экологического законодательства.

Внедрение новейших технологий с целью снижения нагрузки на окружающую природную среду.В настоящее время разрабатываются и внедряются новейшие технологии по многим направлениям: энергосбережение, ресурсосбережение, технологии очистки выбросов.

Для количественной оценки использования сырья в технологических процессах предлагается определять безразмерный коэффициент kc, характеризующий безотходность или малоотходность процесса

,

где Мг.п.i – масса i-й готовой продукции, кг; Мс – масса основного сырья, кг; n – число видов продукции, изготовляемой из сырья i-го вида.

Естественные экологические системы, предусмотренные законом «Об охране окружающей среды» и другими правовыми актами, представляют собой «объективно существующую часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы, и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимосвязаны как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией» (ст. 1 ФЗ «Об ООС»).

«Естественные экологические системы» – понятие многоплановое. Выделяют экологические макросистемы и микросистемы. Существует общепланетарная экологическая система, охваты­вающая всю планету Земля; межконтинентальные естественные экологические системы; национальные естественные экологические системы; естественные экологические системы терри­торий государств; региональные; местные; микросистемы. Они различаются не только по терри­ториям, но и набором природных компонентов: растительность, животный мир, в т.ч. и микро­организмы. Природные ландшафты представляют собой территории, которые не подверглись изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуются сочетанием опре­деленных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климати­ческих условиях. Между ними происходит взаимообмен и взаимосвязь органических и неорга­нических веществ, компонентов на основе естественного природного закона равновесия в природе, окружающей среде.

Любые крупные нарушения взаимообмена и равновесия в природе, изъятия из нее одних природных компонентов в ущерб другим наносят большой экологический ущерб. Поэтому они и включаются законом в объекты охраны окружающей среды.

Ко второй группе объектов экологического права относятся и природные комплексы – природные объекты, функционально и естественно связанные между собой, объединенные геогра­фическими и иными соответствующими признаками.

Третью группу объектов экологического права образуют объекты особой охраны. Эти объекты имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полно­стью или частично из хозяйственного использования, и для которых устанавливают режим особой охраны.

В России ведется Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, кото­рый включает сведения о статусе этих территорий, географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономи­ческой, исторической и культурной ценности. Кадастр – систематизированный свод сведений, количественно и качественно характеризующий определенный вид природных ресурсов или явле­ний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *