Особенности речевого общения слепых

Особенности речевого общения слепых

Как уже отмечалось в § 1, основной функцией речи является коммуникативная. Общение является непременным условием раз­вития психики, социализации ребенка и ресоциализации ослепше­го взрослого.

При нарушениях зрения роль речи возрастает, так как она дополнительно берет на себя компенсаторную функцию. Одновре­менно использование языка как средства общения при слепоте на­талкивается на определенные трудности, к ним относятся труднос­ти анализа ситуации речевого общения и невозможность или слож­ность восприятия невербальных элементов общения, характеристи­ки партнеров, расстояния между ними, места общения и т.п.

Важную роль в общении играет обратная связь. Полное вык­лючение или серьезное ограничение пропускной способности зри­тельного канала отрицательно влияет на взаимодействие партнеров по общению.

Говоря о процессе общения, в нашем случае следует выделять три специфические ситуации: I) зрячий — слепой, 3) слепой — зрячий, 3) слепой — слепой.

Затруднения, которые возникают в первом случае, связаны, главным образом, е тем, что зрячий партнер, не учитывая возмож­ностей слепого, широко использует невербальные средства обще­ния (мимика, пантомимика, интонация; создавая тем самым дефи­цит понимания со стороны незрячего партнера. Правда, слепые до­статочно тонко реагируют на особенности темпа, тембра, оттенка голоса, вот что говорит но этому поводу одна слепая: «Я полагаю, что душа человеческая открывается для нас больше, чем для зря­чих, — голос передает ее состояние более непосредственно, более искренне, чем выражение лица. Люди, обреченные довольствовать­ся слухом, большей частью вырабатывают способность наблюдать и изучать самые топкие изменения голоса. Приходится обращать внимание не только на звук голоса, сколько на его музыкальный тембр: доброта или жестокость, благосклонность или озабочен­ность, глупость, ум, расположение к неопределенности или мечта­тельности — все это передается ударениями, вибрациями, его уклонами и изгибами, его очертаниями и контурами». По особенно­стям интонаций слепые достаточно четко ориентируются в душев­ных переживаниях партнеров, подтверждая высказывание Т. Ман­на, что голос — «этокакая-то раздетость, что-то интимно обна­женное».

Тем не менее слух не может полностью компенсировать отсут­ствующую зрительную информацию, и ее дефицит в ряде случаев влечет за собой конфликты, отказы от общении со зрячими, фор­мирование установки на избегание последних. Отсюда следует, что при общении со слепыми зрячие должны максимально полно от­ражать в речи сиюминутную ситуацию, избегать утверждающих (отрицающих), указующих, изобразительных и символических жестов, правильно оформлять речь интонационно.

Во втором случае контакт между партнерами также оказывается затрудненным в силу того, что речь слепых бедна интонацион­но, почти не сопровождается выразительными движениями, осо­бенно мимическими. Точно так же как зрячий, частично лишен­ный возможности судить о реакциях слепого на обращенные к не­му высказывания из-за маскообразного выражения лица, ничего не выражающих иди отсутствующих глаз (вспомним выражение — глаза — зеркало души), так и слепой, не видя дина партнера, ис­пытывает дефицит обратной связи.

Стратегия зрячего партнера в ходе общения должна в этом случае заключаться в постоянном поддержании разговора, исполь­зовании различного рода восклицаний, реплик, разъясняющих си­туацию, тактильном контакте и т.д.

В последнем варианте (общение инвалидов по зрению между собой) указанные недостатки и трудности речевой деятельности проявляются особенно рельефно, поэтому в ходе реабилитацион­ной работы важно воспитывать культуру речевого поведения, воо­ружать инвалидов По зрению способами общения.

При спонтанном речевом развитии слепота провоцирует ряд особенностей, которые заключаются вследующем: ограничении речевых контактов, нарушении понимания смысла речи из-за не­возможности (ограниченности) восприятия ее невербальных ком­понентов и ситуации, затруднениях, связанных с незнанием участ­ников разговора, их месторасположения и удаленности, изменении (сокращение или чрезмерная развернутость) объема речевой продукции, отсутствии или ограниченности использования мимико- жестикуляторной речи и другие.

Затруднения в общений связаны также с чисто психологичес­кими причинами. Ограничение речевых контактов у слепых в ос­новном обусловлено упоминавшейся уже установкой на избегание зрячих (следствие негативного опыта общения), аутизацией лично­сти на почве затянувшейся после -утра ты зрения депрессии, неадек­ватных представлениях об отношении к ним как людям «второго сорта» со стороны зрячих, жестком делении общества на «мы» (слепые) и «они» (зрячие).

Объективности ради следует указать, что представления значи­тельной части зрячих о слепых и их возможностях, особенностях их душевной жизни, так же как и уровень понимания и характер от ношения далеко не всегда способствуют процессу общения и уста­новлению взаимопонимания. Все это еще раз подтверждает, что интеграция инвалидов в обществе зрячих зависит не только и даже не столько от слепых, сколько от самого общества.

Резюмируя сказанное, еще раз подчеркнем необходимость целенаправленного, управляемого тифлопедагогом процесса форми­рования умений и навыков речевой деятельности, культуры обще­ния, которое знаменитый писатель Сент-Экзюпери считал самой большой роскошью, которая доступна человеку.

Речевая деятельность слепых материал на тему

Контрольная работа

по дисциплине «Основы тифлопедагогики»

Тема: Речевая деятельность слепых

Введение

1. Понятие о речи и ее функциях

2. Особенности развития речи при слепоте

3. Особенности речевого общения слепых

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Человек – существо социальное (то есть, коллективное). В процессе жизнедеятельности люди вынуждены взаимодействовать, обмениваться информацией в той или иной форме. Кроме того, люди могут вступать в коммуникацию и обмениваться информацией с другими существами (например, животными) и техническими устройствами.

Общение — это взаимодействие людей, при котором участники общения не только передают друг другу определенную информацию, но и выражают эмоции, чувства, оценки, отношение друг к другу, к тому, о чем они говорят, к обстоятельствам общения и т.д.

Общение является необходимым фактором развития личности ребенка, подростка, взрослого человека. Общение — это процесс и результат установления контактов между людьми, это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Без общения человек не может полноценно развиваться, а у слепых детей это один из главных способов компенсации последствий глубоких нарушений зрения.

Цель работы: изучить речевую деятельность слепых.

Задачи:

  1. Проанализировать научную, методическую литературу по исследованию речи у детей с нарушением зрения.
  2. Раскрыть понятие о речи и ее функциях.
  3. Провести теоретический анализ особенностей речевого развития слепых.
  4. Выявить особенности речевого общения слепых.

1. Понятие о речи и ее функциях

Важнейшим достижением человека явилось речевое общение. Речь– это система используемых человеком звуковых сигналов для передачи информации, процесс использования языка в целях общения людей. Речь неразрывно связана с языком и представляют собой единство. Важно отличать речи от языка. Язык – система знаков, включаю­щая слова с их значениями. Благодаря речи люди об­мениваются мыслями и знаниями, рас­сказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях.

Речь слепых, так же как и речь зрячих, в принципе адекватно отражает действительность, можно утверждать общность основных речевых функций для всех членов общества независимо от состояния их анализаторных систем, и в частности зрительного анализатора.

1)Функция воздействия — способность человека посредством речи побуждать людей к определённым действиям или отказ от них. Она одна из первичных, наиболее основных ее функций. Человек гово­рит для того, чтобы воздействовать на по­ведение, на мысль или чувства.

2)Функция сообщения — это обмен информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

3)Функция выражения. Выразительность речи, её эмоциональность значительно расширяют возможности об­щения. Благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания. Значительную роль в речи человека играет эмоциональ­ность.

Функции выражения и воздействия можно объединить в функцию коммуникации. Как средство вы­ражения речи сочетается с жестом и мимикой.

4) Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явле­ниям названия.

Основными функциями речи считают коммуни­кативную и сигнификативную, благодаря кото­рым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются одна через другую и функционируют одна в дру­гой. Но речь детей с нарушениями зрения несет в себе еще одну функцию – компенсаторную, так как речь способна совместно с мышлением давать направление чувственному познаванию. Этим самым восполняются пробелы, имеющиеся при полной или частичной утрате зрения, когда целый ряд предметов или явлений окружающего мира оказывается недоступным для полного их восприятия сохранными органами чувств.

Компенсаторная функция речи отчетливо выступает во всех видах психической деятельности слепых: в процессе восприятия, когда слово направляет и уточняет его, при формировании представлений и образов воображения, в ходе усвоения понятий и т. д.

Для успешного познания действительности непременным условием является связь обедненного чувственного опыта слепых со словом, которое способствует выделению существенных признаков, установлению связей и отношений между объектами и их частями, позволяет преодолеть формальное усвоение понятий.

Таким образом, компенсаторная функция речи направлена на активизацию познавательной деятельности. В таких условиях речь становится средством познания, она начинает играть огромную роль в формировании личности ребенка.

2. Особенности развития речи при слепоте

Развитие речи осуществляется в процессе овладения языковыми (фонетический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения. Поскольку деятельность речевого общения при дефектах зрения принципиально не нарушается, овладение речью и ее функциями, а также структурой при слепоте происходит в общих чертах так же, как и у нормально видящих, однако нарушение или отсутствие зрения накладывает на этот процесс определенный отпечаток, вносит специфику, проявляющуюся в динамике развития и накопления языковых средств и выразительных движений, своеобразии соотношения слова и образа, содержания лексики, некотором отставании формирования речевых навыков и языкового чутья.

Овладение фонетической стороной речи, с которого начинается усвоение родного языка, то есть формирование фонематического слуха и механизма звукопроизношения (артикуляции), совершается на основе подражания. И если развитие фонематического слуха и формирование речеслуховых представлений, основанное на слуховом восприятии, протекает у слепых и зрячих идентично, то формирование речедвигательных образов (артикуляции звуков речи), основанное не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии, существенно страдает.

Основным дефектом речи при слепоте является косноязычие, широко распространенное у слепых детей дошкольного и младшего школьного возраста. Среди разновидностей косноязычия наблюдаются: сигматизм — неправильное произношение свистящих и шипящих звуков (с, з, ц, ш, щ, ж, ч) в различных вариантах; ламбдацизм — неправильное произношение звука л (замена его звуками у или в); ротацизм — недостатки произношения звука р; имеют место также нарушения произношения звуков д,т и др.

Отмечая зависимость звукопроизношения от состояния зрительного анализатора, необходимо помнить, что данная связь касается только дефектов звукопроизношения, вызванных неправильной артикуляцией. Косноязычие же, обусловленное аномалиями строения и моторики речевых органов, так же как и заикание, часто встречающееся у слепых и имеющее своей основой нарушения деятельности центральной нервной системы, с дефектами зрения не связаны.

На основе развивающегося фонематического слуха и формирования голосового аппарата начинается овладение смысловой речью. Выделение и развитие обозначающей функции речи характеризуется быстрым ростом словарного запаса, одновременно с которым происходит и овладение грамматическим строем родного языка.

Следует помнить, что усвоение словаря — результат образования ассоциаций между звуковой оболочкой слова и конкретным образом обозначаемого этим словом предмета.

Выпадение или серьезные нарушения функций зрения ограничивают количество воспринимаемых объектов, затрудняют выделение многих существенных и, что также весьма важно, оказывающих сильное эмоциональное воздействие свойств и качеств предметов (например, цвет). Это ведет к замедлению процесса познания действительности и, следовательно, сказывается на темпах речевого развития.

Развитие словарного запаса может рассматриваться в двух аспектах: количественно — как увеличение числа используемых и понимаемых слов и качественно — как смысловое развитие словаря, как соотношение слов и обозначаемых ими предметов, как процесс все большего и большего обобщения значения слов.

Неограниченные у слепых детей возможности речевого общения (непосредственное общение со взрослыми, чтение книг, слушание радиопередач и т. д.) способствуют накоплению словарного запаса, который уже в среднем школьном возрасте может не только достичь уровня нормы, но и, по данным некоторых исследователей, превзойти его.

Таким образом, степень соотнесенности слова и образа характеризует качественную сторону словарного запаса. Процесс усвоения значения слов начинается с соотнесения звучания слова с чувственно воспринятыми свойствами объекта, а овладение их обобщенным значением опирается на обобщение чувственных данных. Только на этой основе становится впоследствии возможным овладение обобщенным значением слов независимо от конкретных ситуаций. Следовательно, чем богаче чувственный опыт, чем многообразнее отражается в восприятиях и представлениях окружающий мир, тем шире возможность к овладению обобщенным значением слов и выше его уровень.

Невозможность чувственно познать значительное количество объектов и явлений и их свойств лишает слепых возможности произвести сопоставление усвоенных слов с обозначаемыми объектами и, следовательно, обедняет значение слов. Однако отсутствие соответствия между словом и образом, вербализм знаний, столь характерный для слепых, может быть в значительной степени преодолен путем специальной работы по конкретизации речи.

Усвоение грамматического строя, то есть овладение флексийной речью, происходит в процессе общении со взрослыми на основе слухового восприятия и последующего подражания. При нормальном общении с окружающими слепые дети имеют все условия для успешного овладения грамматическим строем родного языка.

Накопление словарного запаса и усвоение грамматического строя родного языка способствуют развитию связной речи. Понимание и овладение связной речью осуществляется у слепых детей по тем же закономерностям, что и у нормально видящих. Ранняя коррекционная работа позволяет преодолеть задержки в речевом развитии и достигнуть уровня нормы. Опирающаяся на конкретные представления связная речь является мощным средством компенсации отклонений в психическом развитии слепых детей.

В специфику развития речи слепых детей включаются также особенности усвоения и использования ими неязыковых средств общения — мимики, пантомимики, интонации, являющихся неотъемлемым компонентом устной речи.

Сокращение или отсутствие возможности зрительно воспринимать и непосредственно подражать внешним выразительным движениям окружающих отрицательно сказывается на понимании ситуативной, сопровождаемой мимикой и пантомимикой устной речи, а также на внешнем оформлении речи. Дети не воспринимают или недостаточно хорошо воспринимают массу мимических движений и жестов, придающих одним и тем же высказываниям самые различные оттенки и значения. Не пользуясь в своей речи этими средствами, они существенно обедняют свою речь, она становится маловыразительной.

Наблюдающееся также у слепых ослабление внешнего выражения эмоций и ситуативных выразительных движений сказывается на интонационном оформлении речи. Это проявляется в бедности интонаций и монотонности речи. Однако развивающаяся у слепых способность подражать речи окружающих помогает преодолению этого недостатка.

Несмотря на многочисленные отклонения в развитии различных компонентов речевой деятельности при глубоких нарушениях зрения, следует отметить, что в целом речь слепых при правильном формирующем воздействии со стороны родителей и воспитателей развивается до нормального уровня и служит мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности слепых во всех видах деятельности.

3. Особенности речевого общения слепых

Важную роль в общении играет обратная связь. Полное выключение или серьезное ограничение пропускной способности зрительного канала отрицательно влияет на взаимодействие партнеров по общению.

Говоря о процессе общения слепых следует выделять три специфические ситуации: 1) зрячий — слепой, 2) слепой — зрячий, 3) слепой — слепой.

Затруднения, которые возникают в первом случае, связаны, главным образом, с тем, что зрячий партнер, не учитывая возможностей слепого, широко использует невербальные средства общения (мимика, пантомимика, интонация), создавая тем самым дефицит понимания со стороны незрячего партнера. Правда, слепые достаточно тонко реагируют на особенности темпа, тембра, оттенка голоса. Тем не менее слух не может полностью компенсировать отсутствующую зрительную информацию, и ее дефицит в ряде случаев влечет за собой конфликты, отказы от общения со зрячими, формирование установки на избегание последних. Отсюда следует, что при общении со слепыми зрячие должны максимально полно отражать в речи сиюминутную ситуацию, избегать утверждающих (отрицающих), указующих, изобразительных и символических жестов, правильно оформлять речь интонационно.

Во втором случае контакт между партнерами также оказывается затрудненным в силу того, что речь слепых бедна интонационно, почти не сопровождается выразительными движениями, особенно мимическими. Точно так же как зрячий, частично лишенный возможности судить о реакциях слепого на обращенные к нему высказывания из-за маскообразного выражения лица, ничего не выражающих или отсутствующих глаз, так и слепой, не видя лица партнера, испытывает дефицит обратной связи.

Стратегия зрячего партнера в ходе общения должна заключаться в постоянном поддержании разговора, использовании различного рода восклицаний, реплик, разъясняющих ситуацию, тактильном контакте и т. д.

В последнем варианте (общение инвалидов по зрению между собой) указанные недостатки и трудности речевой деятельности проявляются особенно рельефно, поэтому в ходе реабилитационной работы важно воспитывать культуру речевого поведения, вооружать инвалидов по зрению способами общения.

При спонтанном речевом развитии слепота провоцирует ряд особенностей, которые заключаются в следующем: в ограничении речевых контактов, в нарушении понимания смысла речи из-за невозможности (ограниченности) восприятия ее невербальных компонентов и ситуации, в затруднениях, связанных с незнанием участников разговора, их месторасположения и удаленности, в изменении (сокращение или чрезмерная развернутость) объема речевой продукции, в отсутствии или ограниченности использования мимико-жестикуляторной речи и др.

Заключение

Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей, и при формировании речи она включается в иную систему связей, чем у зрячих.

Речь слепого и слабовидящего развивается в ходе специфически человеческой деятельности общения, но имеет свои особенности формирования — изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.

Речь слепого выполняет компенсаторную функцию, включаясь в чувственное и опосредованное познание окружающего мира, в процессы становления личности. Компенсация последствий глубоких нарушений зрения с участием речи наиболее четко выступает в чувственном познании, поскольку речь, слово уточняет, корригирует и направляет протекание процессов чувственного познания, позволяет более полно и точно воспринимать предметный мир в ощущениях и представлениях.

Специфика развития речи выражается также в слабом использовании неязыковых средств общения — мимики, пантомимики, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и делают невозможным подражание действиям и выразительным средствам, используемым зрячими. Это отрицательно сказывается на понимании речи зрячего и на выразительности речи слепого и слабовидящего. В таких случаях требуется специальная работа по коррекции речи, позволяющая овладеть ее экспрессивной стороной, мимикой и пантомимикой и использовать эти умения в процессе общения.

Список использованной литературы

1. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. — М.: Астрель, 2008 — 113 с.

2. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. — СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. — 271 с.

4. Тупоногов, Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики. Учебное пособие -М.: АПК и ПРО, 2001.-68 с.

Как слепота может отражаться на развитии речи?

Нарушения зрения накладывают некоторый отпечаток на формирование речи. Динамика ее развития, выразительность движений, содержание лексики, словарный запас тесно связаны со зрительным восприятием. При этом отклонений в психике при правильном воспитании ребенка возникнуть не должно. Рассмотрим подробнее основные вопросы по этой теме.

Речь слепых и зрячих людей принципиально не отличается. Независимо от показателей зрения, люди с нарушениями зрительных функций адекватно воспринимают окружающую действительность. Собственно, органы зрения не являются определяющим фактором, который оказывает влияние на процесс формирования речи. При этом полностью исключить его невозможно. Определенный отпечаток на развитие речевых способностей зрительное восприятие все же оказывает. От него зависит словарный запас, накопление языковых средств, содержание лексики, динамика развития речи и пр.

Речевая деятельность является основным способом общения. Она носит ярко выраженный социальный характер и выполняет несколько важнейших для человека функций:

  • коммуникативная (общение);

  • сигнификативная (обозначение);

  • обобщение;

  • абстрагирование.

Также в тифлопсихологии — разделе специальной психологии, изучающем психическое развитие при слепоте и других сильных нарушениях зрения, выделяют компенсаторную функцию речи. При этом психологи говорят не о какой-то новой структуре речевой деятельности или принципиально новом ее содержании, а о некотором ее аспекте, который связан с сужением сферы чувственного познания. Компенсаторная функция позволяет компенсировать эту особенность, ликвидировать последствия такого сужения, благодаря чему удается избежать отклонений в психике при слепоте и прочих тяжелых зрительных патологиях.

Компенсаторная функция отражается на познавательной деятельности, способствуя правильному и быстрому усвоению материала, запоминанию новой информации. В процессе восприятия слабовидящий или слепой человек формирует в голове образы не так, как зрячий. Компенсирующая отсутствие зрительных возможностей функция направляет пациента, уточняет его. Поэтому она сказывается не только на познавательной деятельности, но и формировании личности в целом. У слепых людей меньше возможностей поддерживать контакт с окружающими людьми. Речь для незрячих — это основной инструмент общения. Таким образом, правильное ее становление становится залогом активной социализации человека. Неверно считать, что отсутствие зрения обязательно негативно отражается на формировании речевых способностей и развитии психики, но с трудностями при воспитании слепого ребенка родители все же сталкиваются. Рассмотрим некоторые нюансы.

Косноязычие при слепоте

Косноязычие представляет собой расстройство речи, связанное с невнятным произношением. Человек проговаривает определенные слова неясно, неточно, невыразительно. При слепоте нередко наблюдаются проблемы с воспроизведением звуков «з», «с», «ш», «л», «т», «д», «ч», «р» и пр. Подобные речевые дефекты тесно связаны со временем возникновения слепоты. У незрячих от рождения детей плохая артикуляция выявляются в 16% случаев. Если же ребенок утратил зрение позже, но в дошкольном возрасте, то трудности с воспроизведением звуков бывают только у 6% пациентов. При этом могут быть и проблемы с правильным написанием звуков. Некорректное произношение отражается на неверном начертании. Если не заниматься коррекцией этого дефекта, у ребенка возникнут проблемы с обучением. Если же слепота развивается у детей после 7 лет, косноязычия, как правило, не наблюдается. В любом случае оно уже не связано с отсутствием зрения.

Трудности в овладении смысловой речью

Смысловую речь ребенок начинает активно осваивать через год после рождения. В этом возрасте он пытается соотнести название объекта с его внешним видом. У незрячих детей нет такой возможности. Они не могут сопоставить конкретные слова с визуальным образом. Из-за этого словарный запас пополняется медленно. Более того, некоторые термины ребенок может усваивать лишь поверхностно, в самом узком смысле. Как мы знаем, многие слова имеют несколько значений. Слепые дети нередко знают только одно из них. Им сложнее использовать в речи те или иные понятия. Если не учитывать этот момент, качество словарного запаса будет низким.

Слепота и особенности невербальных средств общения

Невербальные средства общения, или язык тела — это способ коммуникативного взаимодействия между людьми без использования языковых и речевых приемов. Оно осуществляется посредством мимики, пантомимики, интонации, жестов и пр. Подобные средства общения необходимы для того, чтобы:

  • создавать психологический контакт между индивидами;

  • регулировать направление процесса общения;

  • расширять смысловую нагрузку терминов;

  • направлять истолкование речевого текста;

  • выражать эмоции.

Без невербальных средств общение между людьми становится менее интересным, сухим, индифферентным. Ребенку с нарушениями зрения намного труднее выражать свои эмоции посредством речевой деятельности. Ему тяжелее воспринимать интонации. Жесты и мимику он не видит. Отсутствие невербалики может отрицательно сказаться на развитии речи. Это лишает ее выразительности, эмоциональности и других особенностей, которые свойственны человеку.

Слепота и психическое развитие ребенка

Как утверждают специалисты, особенности формирования речи у ребенка со слепотой отражаются на его психическом развитии. Проблемы с произношением приводят к трудностям в общении со сверстниками. Здесь же стоит упомянуть неадекватное восприятие некоторыми людьми, в том числе детьми, незрячих и других детей с теми или иными особенностями здоровья. Многое зависит от сформированности гражданского общества, развитости инфраструктуры, которая облегчает жизнь инвалидам и больным людям.

Предпосылки того, что слепой ребенок станет замкнутым, нелюдимым, неразговорчивым, конечно, есть. При неблагоприятных обстоятельствах он будет отдаляться от общества, в результате чего процесс адаптации и социализации нарушится. Из-за этого потом могут возникнуть проблемы с трудоустройством, созданием семьи и пр. Однако все эти дефекты поддаются коррекции. Главное, начать исправлять последствия неправильного психического развития ребенка как можно раньше.

Трудности в овладении речью у слепых и слабовидящих, безусловно, имеются. В процессе обучения ребенок столкнется со многими проблемами и задачами, от правильного решения которых может зависеть его будущее. Решить же их помогает грамотное воспитание, основанное на принципах, которые сформулированы дефектологами, тифлопедагогами и тифлопсихологами. Эти специалисты помогают детям с нарушениями зрения учится, познавать мир, социализироваться, чтобы стать полноценными членами общества.

Тифлопедагогика как наука

Она представляет собой один из разделов социальной педагогики и дефектологии, занимающейся обучением лиц с нарушениями зрения. Развивается эта наука на основе философии и принципов гуманистического воспитания. При этом общедидактические правила не исключаются. При обучении просто учитываются особенности здоровья, то есть зрения. Тифлопедагогика находится на стыке непосредственно педагогики, а также медицины и психологии. Зачастую эту науку рассматривают в качестве отдельного раздела дефектологии и тифлологии, которые включают в себя вопросы, связанные с обучением и воспитанием незрячих детей. При этом они объединяют знания таких дисциплин, как офтальмология, психиатрия, нейрофизиология, невропатология и др.

Доступные родителям способы обучения слепых детей

Все перечисленные науки достаточно сложные. Они изучаются на протяжении многих лет в высших учебных заведениях, аспирантуре и докторантуре. Попробуем кратко сформулировать основные приемы воспитания детей с нарушениями зрения, которые могут освоить все родители, независимо от их уровня образования.

Если Вы обучаете ребенка произношению определенного слова, воспроизводите его четко. Можно взять ручку малыша и провести в момент речи по своим губам и лицу. Незрячие дети обычно с усилием нажимают на тот или иной предмет, когда знакомятся с ним. Приучите ребенка прикасаться к лицу мягко, чтобы он отмечал малейшие движения мышц. Большое внимание следует уделить методу обучения. Детям лучше давать новую информацию в виде игры. Если же у малыша есть проблемы со зрением, то такой способ является еще более предпочтительным. Обучающийся должен не просто повторять слова, а показывать их движениями, как он спит, ест, плачет, радуется и т.д. При развитии разговорной речи применяются методики, связанные с дыханием. С ребенком можно играть в такие игры, как «подуем на кашку» или «подуй, как ветер».

Как уже было отмечено ранее, слепым намного сложнее соотносить слово с конкретным предметом. Необходимо расширять его словарный запас и углублять знание о понятиях. Существуют различные методики, которые улучшают слух, осязание и других анализаторы, в том числе остаточное зрение. Чем больше малыш знакомится с окружающим миром, тем богаче становится его внутренний мир. Его словарный запас расширяется, а знания о предметах становятся глубже.

Осязательное обследование способствует более полному освоению информации. Большую помощь в этом могут оказать такие игры, как «Пальчик-мальчик», «Сорока-белобока». Взрослый должен произносить текст, а ребенок загибает/разгибает пальцы: «С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил…».

Со второго-третьего года игры, задания, упражнения можно усложнять. Дайте ребенку какой-нибудь предмет, название которого он уже должен знать, но не называйте его. Пусть он немного подумает и вспомнит его самостоятельно. При этом комментировать необходимо каждую операцию, которую Вы выполняете с ребенком. Речь идет об одевании, кормлении и пр. Старайтесь всегда говорить четко и кратко. Длинные предложения воспринимаются значительно сложнее.

В качестве примера детального объяснения действий можно привести следующую ситуацию. Вы садитесь за стол обедать. Можно произнести фразу «сейчас будем кушать». Попросите ребенка пощупать пустую тарелку, сопровождая его действия словами о том, что тарелка пустая и в нее нужно налить суп. Пусть малыш прислушивается к тому, как льется суп. Возьмите его ручку и аккуратно прикоснитесь к горячей тарелке. Со временем ребенку придется объяснять все меньше. Он будет понимать, что происходит вокруг по знакомым запахам, посредством осязания и слуха.

Эти и другие подобные методы родители осваивают, посещая специалиста. Параллельно ребенок учится в коррекционной школе или другом учебном заведении, пользуется специальными книгами и компьютерами. Процесс обучения слепых очень сложный. Но при правильной его организации ребенок сможет освоить все необходимые навыки и практически не будет отличаться от других.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *