Общество 11 нумера

  • «Дружеское литературное общество» — «Дру́жеское литерату́рное о́бщество» объединение московских литераторов-единомышленников, сложившееся в конце XVIII — начале XIX вв. из воспитанников, позднее выпускников Московского университетского пансиона… Москва (энциклопедия)
  • Заимствование литературное — ЗАИМСТВОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ. В отличие от влияния в собственном смысле заимствование всегда бывает сознательным… Словарь литературных терминов
  • влияние литературное — см. литературное влияние… Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  • Аппаратура автоматического определения номера — 1… Телекоммуникационный словарь
  • ПОДДЕЛКА ИЛИ УНИЧТОЖЕНИЕ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО НОМЕРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА — преступление против порядка управления, предусмотренное ст. 326 УК РФ и представляющее собой подделку или уничтожение идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя, а также подделку государственного… Словарь-справочник уголовного права
  • ЗАИМСТВОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ — в строгом смысле — использование в литературном произведении художественного образа или словесного оборота из другого произведения, рассчитанное на узнавание читателем образа … Большой энциклопедический словарь
  • ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДСТВО — непериодич. сборники Академии наук, посвященные гл. обр. публикации неизданных мат-лов по истории рус. лит-ры и обществ. мысли. Изд. с 1931… Советская историческая энциклопедия
  • Номера сеток и размеры ячеек — в приборе для зернового анализа песка — принятая в СССР классификация размеров сторон квадратных ячеек, по которым сеткам присвоены соответствующие номера. Согласно ГОСТу номера сеток следующие : 2,5 ; 1,6 ; 1 ; 063 ; 04 ; 0315 … Энциклопедический словарь по металлургии
  • Гостиничные соединяющиеся номера — «…Соединяющиеся номера: номера со спальными местами, соединяющиеся между собой внутренними дверями…» Источник: «ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ. СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ… Официальная терминология
  • Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства — в уголовном праве РФ преступление против порядка управления, предусмотренное ст. 326 УК РФ*… Большой юридический словарь
  • Геттингенское литературное общество — называвшееся еще Hainbund, в честь оды Лессинга: «Der Hügel u. der Hain», составилось в 70-х гг. прошлого века из поклонников Клопштока и противников франц. влияния в нем. литературе. Душой кружка был Бойе, издат… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
  • Литовское литературное общество — в Тильзите, основано в 1879 г. Бецценбергером, Несельманом, Гизевиусом, Миклошичем, Куршатом, Ив. Басановичем, Концевичем и др. при участии как местных любителей Л. языка, этнографии и истории, так и ученых… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
  • ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБЩЕСТВО НУМЕРА — ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБЩЕСТВО 11-го НУМЕРА — литературно-политический кружок студентов-разночинцев Московского университета в 1830-31. Назван по номеру комнаты в общежитии, где жил В. Г. Белинский и где собирался кружок… Большой энциклопедический словарь
  • Выставлять номера — Арх. То же, что выкидывать номера. АОС 8, 242… Большой словарь русских поговорок
  • телефон-определитель номера — телефона-определителя… Орфографический словарь-справочник
  • Выкидывать номера — Разг. Совершать что-л. экстраординарное. ЗС 1996, 64; СОСВ, 44; Верш. 4, 165… Большой словарь русских поговорок

ЛЮБОМУДРЫ

ЛЮБОМУДРЫ — уча­ст­ни­ки российского литературно-фи­лосвского круж­ка «Об­ще­ст­во лю­бо­муд­рия», со­здан­но­го в конце 1823 года в Мо­ск­ве.

В не­го вхо­ди­ли В. Ф. Одо­ев­ский (пред­се­да­тель), Д. В. Ве­не­ви­ти­нов (сек­ре­тарь), И. В. Ки­ре­ев­ский, А. И. Ко­ше­лёв, Н. М. Ро­жа­лин. Близ­ки к об­ще­ст­ву бы­ли С. П. Ше­вы­рёв, Н. А. Мель­гу­нов, М. П. По­го­дин, В. П. Ти­тов и др. Кру­жок но­сил пре­имущественно фи­лософский ха­рак­тер. Любомудры изу­ча­ли со­чи­не­ния Б. Спи­но­зы, И. Кан­та, И. Г. Фих­те, немецких на­тур­фи­ло­со­фов Л. Оке­на, Й. Гёр­ре­са и, пре­ж­де все­го, Ф. В. Шел­лин­га; в ча­ст­но­сти, на ос­но­ве шел­лин­ги­ан­ской фи­ло­со­фии то­ж­де­ст­ва пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки соз­да­ния цель­ной сис­те­мы, при­во­дя­щей «все слу­чаи или все ча­ст­ные по­зна­ния че­ло­ве­ка к од­но­му на­ча­лу» (Ве­не­ви­ти­нов). В об­лас­ти эс­те­ти­ки Любомудры вы­сту­па­ли про­тив эм­пи­риз­ма и «кри­тики вку­сов», до­ка­зы­вая не­об­хо­ди­мость «един­ст­ва тео­рии изящ­но­го» (Одо­ев­ский, Ве­не­ви­ти­нов, Ше­вы­рёв). Любомудры пе­чата­лись пре­имущественно в журнале «Вест­ник Ев­ро­пы» и в из­да­вав­шем­ся в 1824-1825 годы Одо­евским и В. К. Кю­хель­бе­ке­ром альманахе «Мне­мо­зи­на» (вы­шло 4 вы­пус­ка). Фи­лософское умо­на­строе­ние со­че­та­лось у мно­гих Любомудров с ли­бе­раль­но- по­ли­тической ори­ен­та­ци­ей, уси­лив­шей­ся пе­ред вос­ста­ни­ем 14(26) де­каб­ря 1825 года. По­сле его по­дав­ле­ния Любомудры рас­пус­ти­ли кру­жок, а ус­тав и про­то­ко­лы бы­ли со­жже­ны Одо­ев­ским. В даль­ней­шем боль­шин­ст­во Любомудров объ­е­ди­ни­лись во­круг соз­дан­но­го ими журнала «Мо­с­ков­ский вест­ник» . Любомудры сыг­ра­ли за­мет­ную роль в раз­ра­бот­ке на русской поч­ве идеа­ли­стической диа­лек­ти­ки и фи­лософских тео­рий искусства, в из­вест­ной ме­ре под­гото­ви­ли дея­тель­ность Н. И. На­де­ж­ди­на, Н. В. Стан­ке­ви­ча и В. Г. Бе­лин­ско­го. В по­эзии Любомудры со­дей­ст­во­ва­ли раз­ви­тию фи­лософской ли­ри­ки с ха­рак­тер­ны­ми для неё прин­ци­па­ми уг­луб­лён­но­го пси­хо­ло­гиз­ма, са­мо­по­зна­ния, ус­та­нов­кой на ал­ле­го­рию, пан­теи­стическую ме­та­фо­рич­ность.

Общество любомудрия – литературно-философский кружок, существовавший в Москве в 1823-1825 годах. В кружок В.Ф.Одоевский (пред.), Д.В.Веневитинов (секретарь), И.В.Киреевский, А.И.Кошелев, Н.М.Рожалин, В.П.Титов; к О.л. были близки С.П.Шевырев, Н.А.Мельгунов, М.П.Погодин. Члены О.л., носившего преимущественно философский характер, изучали сочинения Б.Спинозы, И.Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга, Л.Окена, Й.Герреса. В частности, на любомудров оказала воздействие «система тождества» Шеллинга, на основе которой предпринимались попытки построения цельного философского «науко-учения» (Веневитинов). В области эстетики любомудры выступали против «критики вкуса» и эмпиризма, доказывая необходимость «единства теории изящного» (Одоевский, Веневитинов, Киреевский, Шевырев). Философское умонастроение уживалось у некоторых членов общества с либерально-политическими интересами (Киреевский с увлечением читал Гельвеция; Веневитинов под влиянием творчества Дж.Байрона воспевал «свободу» и «месть» узурпаторам). Либеральные настроения в кружке усилились накануне восстания декабристов, когда, по свидетельству Кошелева, сочинения французских «политических писателей» оттеснили немецкую философию. Но после 1825 года, напуганные репрессиями, любомудры распустили общество, а его устав и протоколы были сожжены Одоевским. Участники кружка печатались преимущественно в «Вестнике Европы» и «Мнемозине», а после закрытия общества большинство из них объединилось вокруг «Московского вестника». О.л., сыгравшее заметную роль в разработке на русской почве идеалистической диалектики и философских теорий искусства, в известной мере подготовило деятельность Н.И.Надеждина и В.Г.Белинского.

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.5, М., 1968.

Литература:

Кошелев А.И., Записки, Берлин, 1884; Барсуков Н.П., Жизнь и труды М.П.Погодина, кн. 1, СПб, 1888;

Пятковский А.П., Князь В.Ф.Одоевский и Д.В.Веневитинов, 3 изд., СПб, 1901;

Сакулин П.Н., Из истории русского идеализма. Князь В.Ф.Одоевский, т. 1, ч. 1, М., 1913;

ЛЮБОМУДРЫ

философский кружок, возникший в 1823 г. в Москве. В него вошли Одоевский (председатель), Веневитинов (секретарь), Киреевский, Кошелев, Н. М. Рожалин (см. Архивные юноши). Заседания его, по словам Кошелева, проходили тайно. В декабре 1825 г. Одоевский уничтожил его протоколы и кружок самораспустился. После самороспуска тайного философского об-ва его члены продолжали собираться вместе. Т. обр., влияние Л. не исчерпывается хронологическими рамками его существования, более того, деятельность его участников только и развернулась в кон. 20 — нач. 30-х гг. XIX в. Члены кружка называли себя «Л. «, чтобы указать на отличие своих взглядов от фр. философии XVIII в. В Европе ей на смену пришла нем. идеалистическая философия, к-рую Л. рассматривали как мощный толчок для «философского пробуждения» России (в особенности учение Шеллинга) (см. Шеллинг в России), для философского осмысления национального бытия. В кружке Л. обсуждались вопросы о том, в чем предназначение России, на что она может надеяться, какова ее судьба. Л. видели свою задачу в построении мировоззренческой основы рус. культуры. Они верили в создание абсолютной теории, посредством к-рой можно было бы удовлетворить все духовные потребности человека, выработать проект наиболее совершенного об-ва. Философия, понимаемая в шеллингианском духе, мыслилась как альфа и омега умственной деятельности России, путь к ее совершенству и цельности. Ведущая роль в утверждении шеллингианской ориентации кружка принадлежит талантливому, рано умершему Веневитинову. По его мнению, философия должна сплотить все области умственной и художественной деятельности, прояснить историческую роль России. Одоевский не раз подчеркивал необходимость создания журнала, ибо в России «нет даже ни одного журнала, в котором хотя бы несколько страниц были посвящены философии, которые бы знакомили с усилиями гениев, друзей человечества». В 1824 г. был основан журн. «Мнемозина», вышло всего 4 книжки, и журнал перестал существовать к кон. 1825 г. На его страницах особое внимание уделялось эстетике, к-рую Л. стремились превратить в науку, способную преобразовать об-во, и на ее основе развивать литературно-художественную критику. Авторы журнала критиковали общественные пороки, объясняя падение религии распространением утилитаризма И. Бентама; торгашеской расчетливости они противопоставляли веру и поэзию. (Эти мысли нашли свое выражение в статьях Веневитинова «Скульптура, живопись, музыка», «Утро, полдень, вечер, ночь», «Письмо графине NN «, «Беседа Платона с Анаксагором».) Одоевский выступил в журнале не только как ревнитель распространения философии, но и как моралист-сатирик. На собраниях бывших членов кружка Л. в доме Веневитиновых в сентябре 1826 г., когда Пушкин читал своего «Бориса Годунова», было решено создать новый журн. «Московский вестник». Веневитинов выработал его программу под заглавием «Несколько мыслей в план журнала», определив его общественно-воспитательное значение. Главной темой журнала должен был стать вопрос об отношении рус. просвещения к зап. Философский романтизм в России расцвел тогда, когда на Западе он уже утратил свое влияние, нужно было либо усомниться в идеях романтизма, либо в возможности Европы воплотить идеалы свободной творческой личности, самобытной культуры. Л. предпочли второе, объявив, что «девятнадцатый век принадлежит России» (Одоевский). Болезнь Запада, разъясняли Л., в том, что он слишком занялся «вещественными условиями вещественной жизни», что «чувство самосохранения развилось до щепетильного эгоизма и враждебной предубежденности против ближнего», что «потребность истины исказилась в грубых требованиях осязания и мелочных потребностях» (Киреевский). В противовес этому Л. поднимают проблему рус. образованности, связав ее с развитием отечественной словесности, к-рая призвана была выражать народный дух и вместе с тем ориентироваться на цельную личность, ее глубинные устремления, поднимающие над обыденностью. Романтики-Л. не создали стройной философской системы, философские высказывания переплетены у них с рассуждениями по вопросам эстетики, художественного творчества, разбросаны в художественных произв., в письмах, статьях. Их творчество можно назвать своего рода комментарием к культуре, не лишенным глубины и оригинальности. Без него не мог бы состояться следующий этап философского развития, не мог бы воспитываться вкус читающей публики. Они первые подняли вопрос о цельности знания, указав, что раздробленность внутреннего духовного мира есть главное препятствие к постижению истины в цельном виде, отметили моральный упадок европейской цивилизации, осудили эгоизм, индивидуализм, страсть к наживе. Успешно освоив нем. философию, они много сделали для того, чтобы освободить теоретическое знание от эмпиризма. Но главное, они способствовали утверждению идеи национальной литературы и искусства.

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Русская философия: словарь

«Литературное общество 11-го нумера».

Свое название кружок получил по номеру комнаты студенческого общежития Московского университета, в которой был поселен казеннокоштный студент Виссарион Григорьевич Белинский, будущий выдающийся критик и публицист.

Белинский родился в 1811 г. в крепости Свеаборг (близ Гельсингфорса) в семье военного врача, ставшего по выходе в отставку уездным лекарем в г.Чембаре Пензенской губернии. Белинский окончил там народное училище, затем поступил в Пензенскую мужскую гимназию. Но полного курса не окончил, и в 1829 г. он был зачислен на словесное отделение философского факультета Московского университета (все 3 года учебы числился на 1-м курсе, так как много болел, а также увлеченный литературой и театром пренебрегал занятиями). В университете вокруг Белинского в 1830 г. сложился кружок («Литературное общество 11-го нумера»), большинство участников которого были такие же, как и он, разночинцы, выходцы из среды сельского духовенства и мелкого служилого люда. Члены кружка увлекались историей, философией и особенно литературой. Их советы и критика помогали Белинскому при работе над драмой «Дмитрий Калинин», которая носила резкий антикрепостнический характер. Запрет Московским цензурным комитетом этой пьесы стал одной из причин его исключения из университета в 1832 г. (формально — «по слабому здоровью» и «по ограниченности способностей»). К тому же Белинский давно был на плохом счету у университетского начальства как инициатор ряда студенческих протестов. После его ухода из университета кружок распался.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *