Воспитание как институт социализации

ВОСПИТАНИЕ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Как особая функция общества и государства воспитание является социальным институтом. Воспитание как институт исторически возникло для удовлетворения важнейшей социальной потребности – осмысленного формирования активных, полноценных членов общества, осуществляемого через организацию систематической трансляции молодежной культуры и социальных норм. Воспитание как институт включает в себя:

  • 1) совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания;
  • 2) набор социальных ролей (воспитуемые, воспитатели- профессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужители, руководители государственного, регионального, муниципального уровней, администрация воспитательных организаций, лидеры как социально положительных, так и асоциальных групп);
  • 3) воспитательные организации различных видов и типов;
  • 4) системы воспитания и органы управления ими на государственном, региональном, муниципальном уровнях;
  • 5) набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных;
  • 6) ресурсы – личностные (качественные характеристики субъектов воспитания – детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, материальные (инфраструктура, оборудование, учебно-методическая литература и т.п.).

Функции воспитания

По мнению А. В. Мудрика, наиболее общими функциями воспитания в общественной жизни являются:

  • • создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества;
  • • подготовка необходимого для функционирования и устойчивого развития общества «человеческого резерва»;
  • • обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры, способствование ее преемственности;
  • • содействие интеграции и относительной гармонизации интересов половозрастных, социально-профессиональных и этноконфессиональных групп общества;
  • • социальная и духовно-ценностная селекция членов общества;
  • • адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации.

Виды воспитания

Виды воспитания классифицируют по принципу многообразия целей воспитания, процессов и способов их достижения.

  • 1. На основе институциональною признака различают следующие виды воспитания:
    • а) семейное воспитание. Оно отличается особой продолжительностью во времени. Дома ребенок проводит примерно две трети своего времени. Привычки, полученные в семье, сохраняются на всю жизнь. Воспитание в семье предполагает включение ребенка в ряд домашних обязанностей, постепенное усложнение заданий и видов деятельности. Сила семейного воспитания в его глубокой эмоциональности. Кроме того, отношения с любимыми и любящими родителями отличаются предельной доверительностью. В то же время возможности семейного воспитания ограничены: оно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их интеллектуального и культурного уровня развития. В ряде случаев семейное воспитание даже может оказать разрушительное влияние на личность ребенка. Попустительство, оставление ребенка без внимания, агрессивное и жестокое отношение родителей по отношению к ребенку в семье – серьезнейшие факторы нарушения социализации личности;
    • б) школьное воспитание, предоставляющее широкие возможности для оказания разностороннего воспитательного воздействия на ребенка. Каждый человек, с которым ребенок сталкивается в школе, несет в себе для него что-то новое. Так же как и в семейном воспитании, в школьном воспитании есть свои слабые стороны. Одна из них – обезличенность. В отличие от членов семьи учителя нередко уделяют всем детям совершенно одинаковое внимание, забывая о том, что каждый из них – индивидуальность и требует особого подхода. Именно поэтому требуется совмещение школьного и семейного воспитания, особенно в начальной школе;
    • в) внешкольное воспитание, которое предполагает решение воспитательных задач во внешкольных детских учреждениях (клубах, учреждениях дополнительного образования, спортивных секциях, общественных организациях и пр.). Данному виду воспитания присущи те же особенности, что и школьному воспитанию. Кроме того, внешкольное воспитание обладает потенциалом организации воспитательного воздействия на основе личной заинтересованности воспитанника содержанием досуговой деятельности – принцип, зачастую нереализуемый (либо сложно реализуемый) в условиях жесткой учебной деятельности в условиях школы, где содержание обучения обусловливается главным образом государственным стандартом;
    • г) воспитательное воздействие через средства массовой информации. Основное их преимущество состоит в том, что в качестве источника влияния могут быть использованы лучшие образцы культуры. Готовя литера- туру, фильмы для детей, можно взвесить и оцепить их воспитательное воздействие, причем оно отразится на ребенке независимо от индивидуальности и опыта преподавателя или воспитателя. Однако есть существенный недостаток средств массовой информации как института воспитания. Влияние данного источника рассчитано на «среднюю» личность, поэтому ребенок не всегда может правильно понять и оценить происходящее. Кроме того, СМИ не обладают обратной связью;
    • д) конфессиональное (религиозное) воспитание, реализуемое посредством религиозных традиций и обрядов, приобщением к системе церковных ценностей, обращенных к сердцу, к вере в божественное происхождение человека. Поскольку в современном мире значительную часть населения составляют верующие, то роль конфессионального воспитания велика.
  • 2. В зависимости от стиля отношений между воспитателем и воспитанником различают:
    • а) авторитарное воспитание – тип, в рамках которого определенная идеология принимается как единственно возможная истина во взаимоотношениях между людьми. Чем выше на социальной лестнице воспитатель находится, тем сильнее выражено принуждение ребенка к следованию данной идеологии. В этом случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование им. Авторитарный стиль характеризуется централизацией руководства. Все решения принимаются воспитателем единолично, без какого-либо совета с воспитуемым. Управление деятельностью воспитанников происходит с помощью приказов, которые отдаются в жесткой или мягкой форме, в виде просьб, которые нельзя не выполнить. Воспитатель осуществляет строгий контроль над деятельностью ребенка, он требователен к выполнению своих распоряжений. В этом стиле воспитания инициатива или вовсе не поощряется, или поощряется в строго определенных пределах;
    • б) демократическое воспитание. Оно характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении его обучения, досуга, интересов. Воспитатель, принимая решения, советуется с воспитанником, давая ему возможность высказать свое мнение, сделать самостоятельный выбор. Контроль над ребенком ведется постоянно, но в отличие от авторитарного стиля всегда отмечаются положительные стороны работы, результаты и достижения; обращается внимание на те моменты, которые требуют дополнительной доработки и специальных упражнений. Таким образом, демократический стиль – это стиль, при котором у двух взаимодействующих сторон есть способ договориться, но нет возможности заставить друг друга что-либо сделать;
    • в) либеральное воспитание, которое подразумевает отсутствие активной деятельности со стороны воспитателя. Для того чтобы подтолкнуть ребенка к деятельности, ему приходится уговаривать его. Роль педагога сводится к решению каких-либо несущественных вопросов, контролю повеления и деятельности воспитанника от случая к случаю. Такой педагог отличается слабым влиянием на ход воспитания и незначительной ответственностью за результат, т.е. является как бы сторонним наблюдателем всего происходящего;
    • г) попустительское воспитание, которое характеризуется неосознанным либо осознанным равнодушием педагога к учебным достижениям, воспитанности и культуре ребенка. Происходит это по одной из нескольких причин: от чрезмерной любви к ребенку, от идеи полной свободы ребенка во всем, от полнейшего равнодушия воспитателя к ребенку и его судьбе. Независимо от причины такого отношения педагог ориентируется на удовлетворение интересов ребенка, не задумываясь о последствиях, не ставя перспектив личного роста ребенка. Главный принцип – не препятствовать желаниям ребенка, возможно даже в ущерб его здоровью, развитию интеллекта, духовности.

В жизни ни один из стилей не применяется в процессе воспитания, так сказать, в чистом виде. Каждый педагог применяет свой стиль воспитания в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в данный момент, а также применительно к индивидуальным качествам ребенка.

  • Диссоциальное воспитание (лат. dis – приставка, сообщающая понятию противоположный смысл) представляет собой целенаправленное формирование антисоциальных сознания и поведения у членов контркультурных (криминальных и тоталитарных) и квази культовых организаций (сообществ). Задача диссоциального воспитания – привлечение и подготовка кадров, необходимых для функционирования криминальных и тоталитарных групп и организаций.

Образование как общественное явление и педагогический процесс

Образование выступает как общественное явление и рассматривается как одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества и переход от одного состояния к другому (в настоящее время это переход от индустриального общества к информационному). Развитие образования тесно связано с общественными условиями: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими.

Связь образования и культуры является наиболее тесной. Это проявляется, в частности, в том, что одним из принципов образования является «культуросообразность», т. е. обучение в контексте культуры. Образование в силу его культуросообразности включает в себя обучение и воспитание, которые неразрывно связаны между собой.

Функционирование и развитие образовательной системы осуществляется в педагогическом процессе, который складывается, с одной стороны, из обучения (педагогическая деятельность), с другой —- из учения (учебной деятельности).

Кратко охарактеризуем две стороны педагогического процесса.

Педагогическая деятельность — это воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие и одновременно выступающее как основа саморазвития.

Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это, прежде всего, цель (осознанный образ предвосхищенного результата), мотивы и

Целью педагогической деятельности является развитие обучающихся.

Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими социокультурного опыта.

Основным средством педагогической деятельности являются научные (теоретические и эмпирические) знания.

Учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.

Таким образом, предметом учебной деятельности является овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.

Основными средствами учебной деятельности являются:

  • 1) интеллектуальные действия (мыслительные операции) — анализ, синтез, обобщение, классификация и др.
  • 2) знаковые, вербальные средства.

В структуру учебной деятельности входят следующие компоненты:

  • • учебная мотивация;
  • • учебные задачи;
  • • учебные действия;
  • • контроль, переходящий в самоконтроль;
  • • оценка, переходящая в самооценку.

Воспитание как институт социализации: виды и системы воспитания, воспитательные организации

Социализация — это процесс и результат приобретения и воспроизводства индивидом социального опыта.

Важнейшим институтом социализации является воспитание — целенаправленное воздействие на человека с целью сформировать у него определенные качества, отвечающие социальному заказу.

К основным видам воспитания можно отнести:

  • • умственное;
  • • нравственное;
  • • физическое;
  • • эстетическое;
  • • трудовое;
  • • правовое;
  • • экологическое;
  • • валеологическое.

Существуют различные системы воспитания и подходы к нему. Можно выделить, в частности:

  • • системный (целостный) подход — воспитание в совокупности различных его видов, обеспечивающее всесторонность развития;
  • • антропологический (природосообразный) подход — естественное воспитание, исходящее из природы ребенка и нацеленное на развитие его индивидуальных способностей;
  • • культурологический подход — воспитание в контексте культуры, с опорой на ее характер и ценности;
  • • личностный подход — воспитание с опорой на личностные качества ребенка, помощь ребенку в их осознании и развитии;
  • • деятельностный подход — воспитание, рассматривающее деятельность ребенка в качестве основного средства его развития;
  • • полисубъектный (диалогический) подход — воспитание, основанное на равноправности позиций педагога и воспитанника;
  • • этнопедагогический подход — воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи.

К институтам воспитания (воспитательным организациям) можно отнести:

  • • семью;
  • • дошкольные учреждения;
  • • школу;
  • • учреждения дополнительного образования;
  • • группы, коллективы;
  • • общественные организации;
  • • средства массовой информации;
  • • институты политики, культуры, церкви.

Воспитание осуществляется и другими общностями, сопровождаясь стихийным, а иногда и целенаправленным обучением и научением (дискотеки, компании и т. д.).

Охарактеризуйте воспитание как социальный институт

Воспитание как социальный институт. В современных модернизированных обществах существует целая система социальных институтов — исторически сложившихся устойчивых форм совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных потребностей (экономические, политические, культурные, религиозные и др.).

Воспитание как социальный институт возникло для организации относительно социально контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности — осмысленного взращивания членов общества.

Нарастающее усложнение структуры и жизнедеятельности каждого конкретного общества приводит к тому, что на определенных этапах его исторического развития:

— воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными;

— воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);

— в процессе социального воспитания выделяются как его составляющие сначала обучение, а затем образование;

— появляется коррекционное воспитание;

— складывается диссоциальное воспитание, осуществляемое в криминальных и тоталитарных, политических и квазирелигиозных сообществах;

— меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;

— растет значение воспитания, оно становится особой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.

Воспитание как социальный институт включает в себя:

ü совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания;

ü набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-профессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужители, руководители государственного, регионального, муниципального уровней, администрация воспитательных организаций, лидеры криминальных и тоталитарных групп;

ü воспитательные организации различных видов и типов;

ü системы воспитания и органы управления ими на государственном, региональном, муниципальном уровнях;

ü набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных;

ü ресурсы: личностные (качественные характеристики субъектов воспитания — детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, материальные (инфраструктура, оборудование, учебно-методическая литература и пр.).

Воспитание как социальный институт имеет определенные функции в общественной жизни. Наиболее общие функции воспитания следующие:

— создание условий для относительно целенаправленного взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей в процессе воспитания;

— подготовка необходимого для функционирования и устойчивого развития общества «человеческого капитала», способного и готового к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

— обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры, способствование ее преемственности, обновлению;

— способствование интеграции стремлений, действий и отношений членов общества и относительной гармонизации интересов половозрастных, социально-профессиональных и этноконфессиональных групп (что является предпосылками и условиями внутренней сплоченности общества);

— социальная и духовно-ценностная селекция членов общества;

— адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *