Прагматика коммуникации в малых группах

Прагматика коммуникации в малых группах

Семья является разно­видностью малой группы, в которой теснейшим образом перепле­тены элементы внутриорганизационного взаимодействия (члены семьи выполняют соответствующие социальные роли и функцио­нальные обязанности и т.д.) и неформальных отношений.

Переломным моментом в исследовании семьи стало возникнове­ние представлений о ней как о системе. Системный подход к семье означает признание, что все в ней взаимосвязано, что семья есть еди­ное целое, единый биологический и социально-психологический организм. Одновременно исследователи семьи характеризуют ее и как основ­ную социокулътурную единицу, посредством которой из поколения в поколение передаются традиции, обычаи, привычки и отношения. При этом исследуются: субсистемы семьи — прежде всего отношения между супругами, родителями и детьми; жизненные циклы семьи; семья как полная система; взаимодействие семьи как группы с другими группами.

Основным потенциальным преимуществом группы при принятии решений выступают индивидуальные различия членов группы, но они могут стать балластом, если групповые процессы не позволят их использовать. Первым условием, необходимым для того, чтобы различные мнения были услышаны и приняты во внимание в процессе принятия решений, является организация групп по принципах сотрудничества. Другими словами, в какой-то момнт времени общая цель должна стать более важной, чем индивидуальные цели.

Лидеры, формальные либо неформальные, играют важную роль в любой группе, принимающей решения. Многочисленные исследования показывают следующее: чтобы члены группы оценивали идеи, лидер группы должен предпринимать определенные шаги к этому (активное поощрение свободного высказывания идей, требования, чтобы было услышано мнение меньшинства); в противном случае групповое решение скорее отразит вариант, которому отдает предпочтение лидер, нежели учтет мнение группы в целом.

Еще одним феноменом, возникающим в процессе группового суждения, выступает так называемая групповая поляризация. Ряд последователей придерживается мнения о существовании тендеции преобладанию сдвига в сторону рискованных решений, иначе гово­ря, человек в ситуации группового взаимодействия больше склонен к «экспериментам», чем если бы решение принималось индивиду­ально. Окончательный результат определяется тем, насколько группа прогрессивна сама по себе: по составу, нормам и ценност­ным ориентациям. Так, группа, в которой культивируются дух изо­бретательства и оригинальности, в силу этого обстоятельства боль­ше стремится к новаторскому коллективному решению.

Наконец, в современных условиях система поддержки группо­вых решений (это особенно важно для формальных групп) предус­матривает использование компьютерных технологий, дающих воз­можность благодаря наглядности, быстрой обработке поступаю­щих предложений, оперативной связи с отсутствующими членами группы преодолеть коммуникативные барьеры, структурировать процесс решений и управлять групповыми дискуссиями.

Психокоррекционными группами обычно называют небольшие спе­циализированные объединения людей, регулярно проводящие встречи в те­чение определенного времени. Основная задача таких групп — взаимное рас­крытие, получение информации о собственной личности и возможностях совершенствования в плане развития навыков социального взаимодейст­вия и преодоления эмоциональных нарушений.

Тема 5. Коммуникация в малых группах

Малая группа: понятие, отличительные черты.

Функции групповой коммуникации.

Структура и даинмика коммуникаций в малой группе.

Прагматика коммуникации в малой группе

Малая группа: понятие, отличительные черты.

Слайд 5.2.

Признаки малой группы:

· контактность

· целостность

· стабильность состава

· устойчивость взаимодействия

· наличие внутренней структуры

· удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе

Малой группой обычно называют небольшое число людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих между собой. Количе­ство определений малой группы в литературе приближается к сотне, но чаще всего в них указывается на следующие признаки:

· контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией;

· целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как еди­ное целое;

· стабильность состава, обусловленная прежде всего индивидуаль­ной неповторимостью и незаменимостью участников;

· устойчивость взаимодействия, обеспечивающаяся взаимным поло­жительным подкреплением активности, направленной на успех группы в целом. Если какой-либо член группы перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то он попросту изгоняется из данной группы;

· наличие внутренней структуры, включающей систему неформаль­ных ролей и статусов, нормы и правила поведения, а также ме­ханизм социального контроля;

· удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе. Малая группа в отличие от большой удовлетворяет наибольшее количество жизненно важных потребностей человека. Если удовлетворение, получаемое в группе, становится ниже опреде­ленного уровня, индивид покидает ее.

Слайд 5.3.

Малая группа — это немногочисленная по составу группа, члены которой нахо дятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

В самом общем виде можно дать следующее определение: малая группа — это немногочисленная по составу группа, члены которой нахо дятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Особого внимания заслуживает вопрос о границах малой груп­пы, поскольку численность влияет на ее характеристики. Нижним пределом группы обычно называют диаду или триаду.

Диада состоит из двух человек, социальное начало в диаде еще только зарождается, отсюда проистекают ее особенности: субъек­тивность, взаимные чувства и пристрастия как основа существова­ния диады; эквивалентность обмена и взаимность (это закон меж­личностных отношений в диаде); жесткость структуры отноше­ний — уход одного из партнеров приводит к распаду диады; нали­чие только одной линии взаимодействия.

Триада — активное взаимодействие трех человек, обладает качественно отличающимися от диады свойствами:

· наличием феномена большинства и, следовательно, более офор­мленного проявления социального начала, системы социальных отношений;

· возможностью создания качественно новой позиции — наблюда­теля, что добавляет существенный момент к возникающей систе­ме взаимоотношений. К примеру, наличие этой позиции может добавить нечто к одной из позиций в конфликте. Тем самым создается дополнительная основа для разрешения конфликта
снимается его личностная природа.

Относительно верхнего предела группы существуют различные мнения. Достаточно распространенными являются представлет сформированные на основе открытия «магического числа» 7+2 при исследованиях объемов оперативной памяти. Оно означает количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти, а поскольку малая группа контактна, необходимо, чтобы индивид одновременно удерживал в поле своих контактов всех членов групш аналогии с памятью, это может быть обеспечено при наличи группе 7+2 членов. Однако практика экспериментальных иа ледо ваний показывает, что верхний предел группы может составлять и 10, и 20 человек. В некоторых исследованиях упоминаются группы по 35—40 человек. Отсюда вторым подходом к определению верх­ней границы группы выступает утверждение о зависимости ее раз­меров от характера деятельности. Малой группой тогда оказывает­ся группа, представляющая собой некоторую единицу совместной деятельности, а ее численность определяется эмпирически. Например, при исследовании семьи в качестве малой группы на равных будут рассматриваться семья, состоящая из трех человек, и семья, в которую входят 10 членов и более. При анализе рабочих бригад в качестве малой группы может приниматься бригада как из пяти че­ловек, так и из 40 человек, если при этом именно данная группа выступает единицей предписанной ей деятельности. В случае, когда численность группы превышает определенную «критически массу», она неизбежно распадается на подгруппы, клики, фрак

Важно также отметить, что количество связей в группе увеличивается в геометрической прогрессии, если число членов возрас в арифметической. В группе из трех человек возможны всего четыре отношения, в группе из четырех человек — 11, а в группесеми — 120 связей.

В то же время, чем меньше по численности группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. Группа из 5—7 человек считается оп­тимальной. Согласно статистическим расчетам, большинство малых групп включает 7 индивидов и менее.

Итак, малые группы — это немногочисленные группы, насчиты­вающие не более нескольких десятков членов. Они обычнй связа­ны дружескими отношениями, в них преобладают непосредствен­ные личные контакты. Однако, как справедливо подчеркивает Г.М. Андреева, «малая группа — это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в прои0дьном случайном собрании людей), но контакты, в которых реа-зуются определенные общественные связи и которые опосредо-аНЬ1 общественной деятельностью» (Андреева Г.М. Социальная пси­хология. М., 2001. С. 192).

Разновидности малых групп.Обилие малых групп в обществе обусловливает их разнообразие, что в свою очередь ставит пробле­му типологизации. В нашем случае это важно, поскольку типологи­ческие особенности группы могут обусловливать особенности груп­повой коммуникации.

Слайд 5.4.

Первичные группы есть особая разновидность малых групп, связи в которых опираются на непосредственные личные контакты, на эмоциональное вовлечение ее членов в дела группы, что обеспечивает высокую степень идентификации чле­нов с группой.

Вторичные малые группы — общности, в которых непосредственных контактов меньше, чем в первичных, а для общения между членами группы используются различные «посредники», например в виде средств связи.

(Кули Ч. Пер­вичные группы // Американская социологическая мысль: Тексты. М-, 1994. С. 332).__________________________________________

Если подходить исторически, то первая классификация типов малых групп свелась к выделению первичных и вторичныx групп. Согласно автору этой классификации Ч. Кули, первичные группы есть особая разновидность малых групп, связи в которых опираются на непосредственные личные контакты, на эмоциональное вовлечение ее членов в дела группы, что обеспечивает высокую степень идентификации чле­нов с группой.

Первичная группа — это прежде всего семья, состоящая из роди­телей и детей. Сходными признаками обладают также группы сверстников, особенно возникающие в детстве и в ранней молодос­ти. Ближайшее соседство в определенных ситуациях может превра­титься в первичную группу. Значение первичных групп заключает­ся в первую очередь в том, что в них создаются единообразные черты личности человека, особенно в период его формирования в раннем детстве, и сходство этих черт, проявляющееся в различные исторические периоды и в разных культурах, — это результат сход­ства организации и структуры первичных групп и сходства систем отношений, которые в них существуют. «Первичные группы, — пишет Кули, — первичны в том смысле, что они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства, а также в том смысле, что они не изменяются в такой же степени, как более сложные отношения, но образуют сравнительно неизменный источник, из которого зарождаются эти последние» (Кули Ч. Пер­вичные группы // Американская социологическая мысль: Тексты. М-, 1994. С. 332).

В первичных группах чаще всего отсутствует формальная связь, а если эта связь, например в семье, начинает играть важную роль, то это значит, что семья распалась как первичная группа и превра­тилась в формализованную малую группу.

Вторичные малые группы — общности, в которых непосредственных контактов меньше, чем в первичных, а для общения между членами группы используются различные «посредники», например в виде средств связи.

Особое значение в них приобретают вещественные контакты, э группы часто опираются на институционализированную и схемат зированную систему отношений, и их деятельность регулирует особыми правилами.

Вторая типология— деление малых групп на формальны и неформальные. Впервые это деление было предложено амепи канским социологом и социальным психологом Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов в конце 1920-х — начале 1930-х гг.

Слайд 5.5.

Формальные малые группы — это группы, членство и взаимоотношения в которых определяются формальными предписаниями и договоренностя­ми, заданными извне.

Неформальные малые группы — объединения людей, возникающие на ос­нове внутренних потребностей индивидов в общении, понимании, симпа­тии, принадлежности к данной группе.

(Э. Мэйо)

Формальные малые группы — это группы, членство и взаимоотношения в которых определяются формальными предписаниями и договоренностя­ми, заданными извне. Соответственно в формальной группе строго распределены статусы и роли, прежде всего по отношению к струк­туре власти. К этому виду малых групп можно отнести в первую оче­редь наименьшие по численности и далее неделимые коллективы подразделений предприятий, организаций и институтов. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объ­единения индивидов в рамках таких групп является совместная де­ятельность. Примером формальной малой группы может служить любая группа, созданная в условиях какой-либо конкретной дея­тельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.

Неформальные малые группы — объединения людей, возникающие на ос­нове внутренних потребностей индивидов в общении, понимании, симпа­тии, принадлежности к данной группе. Такие группы возникают сти­хийно, статусы и вытекающие из них роли не носят предписанного характера, здесь нет заданной по вертикали системы взаимоотно­шений. Неформальная группа может создаваться внутри формаль­ной, когда, например, в рамках бригады возникают группы, состо­ящие из людей, объединенных каким-либо дополнительным инте­ресом, но иногда неформальная группа может возникать и сама по себе, в частности, в очень сплоченной дружеской компании.

Однако эмпирически не представляется возможным вычлене­ние строго формальных и строго неформальных групп, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникают в рамках фор­мальных, поэтому часто различают не группы как таковые, а харак-тер отношений внутри них: формальную и неформальную структу­ры группы. Поскольку четкого разделения понятий «формальная группа» и «организация» нет, в ряде случаев отличие неформаль­ной и формальной группы видят в том, что последняя имеет черты организации.

Слайд 5.6

Референтная группа – группа, в которую индивид не включен реально, но нормы которой им принимаются, и, таким образом, данная группа играет для него роль эталона для оценки своего поведения.

Третья классификация разводит так называемые референтные группы и группы членства. Данная классификация была предложена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена референтной группы. Под референтной понимается группа, которую индивид не включен реально, но нормы которой им принимаются, и, таким образом, данная группа играет для него роль эталона для /уценки своего поведения. В каких-то случаях референтная группа может находиться вне группы членства, даже противостоять ей, а в каких-то — возникать внутри, и в этом случае ее можно определить как «значимый круг общения». Каждый человек находится в месте пересечения уникальной комбинации групп, членом которых он яв­ляется. В данном случае каждая из этих групп выступает своеобраз­ным каналом коммуникации, под воздействием которого и находит­ся человек.

На сегодняшний день проблематика референтных групп с точки зрения теории коммуникации ждет своей дальнейшей разработки, поскольку наличный уровень знания позволяет только констатиро­вать, что группа членства потеряла для индивида привлекатель­ность, и он сопоставляет свое поведение с другой группой, но не объяснить механизмы взаимодействия именно с этой группой.

Слайд 5.7

По длительности существования выделяются:

· времен­ные группы, в рамках которых объединение индивидов ограничено по времени (участники дискуссии или соседи по купе в поезде);

· стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы).

По длительности существования выделяются времен­ные группы, в рамках которых объединение индивидов ограничено по времени (участники дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы).

Слайд 5.8

В зависимости от степени произвольности реше­ния индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, учас­тии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы

· от­крытые;

· закрытые.

В зависимости от степени произвольности реше­ния индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, учас­тии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на от­крытые и закрытые.

Малые группы являются основным объектом лабораторных ис­следований в социологии и социальной психологии. Особый инте­рес представляют также психокоррекционные группы (социально-пси­хологического тренинга) — временные группы, специально соз­даваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руко­водством психолога-тренера. Поэтому в ряде случаев необходимо различать искусственные и естественные группы.

Слайд 5.9

По характеру и формам организации деятельности выделяют следующие разновидности малых групп:

· случайно организованная группа;

· ассоциация;

· корпорация;

· коллектив;

· команда.

Кроме того, по характеру и формам организации деятельности выделяют следующие разновидности малых групп:

· случайно организованная группа (например, экскурсионная);

· ассоциация, где взаимоотношения определяются преимущест­венно личностно значимыми целями (группа друзей);

· корпорация, когда объединение происходит на основании тольк внутренних целей, их достижение осуществляется любой ценности в том числе и за счет интересов других групп (черты корпог ции может приобрести любая малая группа: семья, учебная гру па и пр.);

· коллектив — такая форма организации групповой деятельности, при которой связи и отношения между индивидами опосредов ны общественно значимыми целями. В отечественной литературе коллектив рассматривается как высший уровень развита группы, характеризуемый высоким уровнем сплоченное единством ценностно-нормативной ориентации, глубокой иден­тификацией индивида с группой и ответственностью за резул таты совместной групповой деятельности;

· команда — группа, состоящая из двух человек или более. Имее ясную, упорядоченную и экономную структуру, направленную на достижение поставленных целей и выполнение задач. Для нее характерны сложившиеся связи как внутри, так и вне ее с дру­гими командами и группами; члены команды в соответствии с отведенной им ролью участвуют в меру своей компетентности в совместном достижении поставленных целей; команда имеет свое лицо, не совпадающее с индивидуальными качествами ее членов.

Применительно к групповой проблематике термин команда» обрел научное звучание лишь в последнее десятилетие. В трактовке команды современными исследователями менеджмента немало об­щего с описанием коллектива в работах отечественных авторов прошлых лет. В то же время трактовка команды как группы высоко­го уровня развития более реалистична, прагматична и лишена идеологических ярлыков.

Существенной характеристикой команды выступает высокий профессионализм. Кроме того, членам команды присуща высокая степень владения следующими прикладными умениями:

  • техническими или функциональными умениями. При этом, чем шире диапазон таких умений, тем успешнее действует команда;
  • умениями принимать решения и решать проблемы. Если на на­чальной стадии жизни команды такие умения могут быть лишь у отдельных ее членов, остальные могут развить их в процессе со­вместной работы;
  • интерперсональными умениями. Речь идет об умениях отношения с другими людьми, эффективно используя р; разные коммуникативные средства.

Традиционно наибольший интерес для исследователей представляли семья и производственная группа. В последние десятилетия усилился интерес к психокоррекционным группам, а также к особым группам: находящимся длительное время в изоляции, спор­тивным, туристическим и т.д.

2.Функции групповой коммуникации.

Слайд 5.10

Функции групповой коммуникации:

информативная;

формирование согласия;

обеспечение согласованных действий;

складывание особой культуры группы.

Функции групповой коммуникации. Коммуникация в малой группе, помимо информативной, выполняет следующие функции: формирование согласия, обеспечение согласованных действий, складывание особой культуры группы.

Важнейшей функцией коммуникации в малой группе выступает не просто изменение установок или поведения члена группы под влиянием внешних стимулов, но достижение определенной степе­ни согласия. Согласие есть формирование общей картины мира. Это не­прерывный процесс, который состоит из последовательного ряда взаимодействий. Когда возникает согласие, происходит взаимопро­никновение картин мира, что позволяет каждому члену группы по­нимать точки зрения других.

Согласованные действия, понимаемые как целенаправленные совмест­ные действия, в группе просто невозможны без эффективной комму­никации. Американский психолог Дж. Слоткин провел следующий эксперимент среди пациентов, страдающих нарушением коммуни­кативных функций. В продолжение почти двух месяцев 15 пациен­тов ежедневно по нескольку часов находились в одной комнате. Были созданы условия для определенных совместных действий — игр, обсуждений и т.п. Но за весь период ни устойчивых взаимоотношений, ни какой-либо социальной иерархии не установилось, хотя было точно известно, что представления о взаимных статусах сохранились, поскольку участники эксперимента при необходимос­ти обращались к представителям госпитального штата (см.: Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998. С. 148).

Все действия, внешне похожие на согласованные, на самом деле таковыми не являлись. Например, когда один из испытуемых начи­нал смеяться, к нему могли присоединиться и другие, но при этом абсолютно не представляя причину смеха. Столь же заразительны были и проявления страха, а когда кто-нибудь повышал голос, дру­гие тоже начинали громко разговаривать. Но высказывания не ад­ресовались ни к кому из находившихся в комнате. Попытки коопе­рации в играх, требующих совместной деятельности (например, в карты), также ни к чему не приводили: у каждого игрока были соб­ственные правила и своя индивидуальная версия о том, как должна происходить игра. Единственным кооперативным достижением за указанный период было установление определенного порядка мест при рассаживании. Но этим структурирование группы и ограни чивается.

Ообая культура группы формируется в результате коммуникации В малых группах люди общаются друг с другом иначе, чем с посторонними. В результате такого общения устанавливается особая коммуникация, благодаря чему формируется специфическая культура данной группы, включающая в себя особый язык, нормы и w вила поведения, традиции и ритуалы.

К примеру, исследования, проведенные Ф. Ротлисбергером, показали, что в производственных группах существуют общие представления об определенной дневной норме, поэтому тех, кто д ает слишком много, осуждают. В то же время группа подстегивает отстающих. Люди напряженно работают до тех пор, пока не выполнена дневная норма, а затем позволяют себе расслабиться (Шибутиани Т. Социальная психология. С. 345).

Важно отметить и такой важный элемент культуры, как система санкций, принятая в данной группе по отношению к нарушителям групповых установлений. Так, в производственной группе слишком старательному рабочему, не обращающему внимания на предостережения, грозит «потеря» инструментов или снижение объема выработкивследствие «недоброкачественности» исходных материалов. В критической ситуации такому работнику может быть отказано в помощи. В крайнем случае, человек может физически протествовать, но в то же время не являться членом группы. Вокруг него может установиться все возрастающая социальная дистанция, причем давление может распространиться и на тех, кто с ним близок.

Таким образом, коммуникация в группе выполняет функцию обмена информацией между членами группы и комплекс функций, направленных на поддержание отношений, на поддержание самой группы.

КОММУНИКАЦИИ В МАЛЫХ ГРУППАХ

Прочитав данную главу, вы будете знать:

  • o особенности малых групп;
  • o структуру малой группы;
  • o классификацию групп;
  • o характеристику групповых процессов.

Структурная составляющая современных социально — общественных отношений всегда дается как реальность отношений между социальными группами. Группа сама по себе не является простой суммой вошедших в нее людей, а представляет самостоятельное целостное социально-общественное явление со своими собственными характеристиками, не сводимыми к индивидуальным характеристикам ее членов, собственной историей развития и закономерностями жизнедеятельности.

Человек связан с малыми группами с самого начала своей жизни, причем он не просто испытывает на себе их влияние, по только в них и через них в значительной мере получает информацию о внешнем мире. При непосредственном общении людей в малых группах он и в дальнейшем организует свою деятельность. Личность многогранна и поэтому на протяжении жизни человек участвует в деятельности самых различных групп. Его психический склад, личностное содержание формируются на пересечении различных групповых влияний, поэтому достаточно сложно понять человека, процесс его развития, не обращаясь к анализу тех групп, членом которых человек является.

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, и проблемы коммуникации в малых группах рассматриваются рядом наук — социальной психологией, социологией, теорией коммуникации, психотерапией, теорией и практикой менеджмента и т.д.

В современной научной литературе в исследовании коммуникации присутствуют два ведущих подхода: механистический и деятельностный.

При механистическом подходе под «коммуникацией» понимается однонаправленный процесс передачи и приема информации. Контекст внешней среды в данном случае рассматривается как «шум» (фон, помеха, барьер и пр.).

Деятельностный подход подразумевает понимание «коммуникации» как процесса общения, обмена мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения, а также как акта совместной деятельности участников коммуникации (коммуникаторов), в ходе которой вырабатывается взгляд на вещи и действия с ними. В данном случае коммуникации рассматриваются как вид процесса, протекающего в определенном физическом и социальном контексте.

Основные характеристики малой группы

Группа — это самостоятельный субъект социально-общественной деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения своих свойств, процессов и структур. Малой группой обычно называют небольшое число людей, хорошо знающих друг друга, постоянно взаимодействующих между собой, ограниченное общими или совпадающими интересами, целями и ареалом деятельности.

М. А. Василик даст следующее определение малой группы: «В самом общем виде можно дать следующее определение: малая группа — это немногочисленная по составу группа, члены которой находятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов» .

Признаки малой группы:

  • o контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться с остальными, воспринимать и оценивать другого члена группы, обмениваться информацией;
  • o целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое;
  • o стабильность состава, обусловленная, прежде всего, индивидуальной неповторимостью и незаменимостью участников;
  • o устойчивость взаимодействия, обеспечивающаяся взаимным положительным подкреплением активности, направленной на успех группы в целом. Если какой-либо член группы перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то он попросту выпадает или изгоняется из данной группы;
  • o наличие внутренней структуры, включающей систему неформальных социальных ролей и статусов, нормы и правила поведения, а также механизм социального контроля;
  • o удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе. Малая группа в отличие от большой удовлетворяет наибольшее количество жизненно важных потребностей человека. Если удовлетворение, получаемое в группе, становится ниже определенного уровня, индивид покидает ее.

Г. М. Андреева выделяет следующие параметры группы:

  • o композиция (или ее состав);
  • o структура;
  • o процессы;
  • o нормы и ценности;
  • o система санкций.

Каждый из этих параметров, по мнению Г. М. Андреевой, может приобретать совершенно различное значение в зависимости от типа изучаемой группы. Так, например, состав группы может быть описан по-разному в зависимости от того, насколько значимы в том или ином случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. В связи с многообразием типов реальных групп не может быть дан единый универсальный рецепт описания состава группы; в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования (школьный класс, спортивная команда или производственная бригада). Иными словами, в зависимости от типа деятельности мы сразу задаем некоторый набор параметров для характеристики состава, с которым данная группа связана. Естественно, что особенно сильно различаются характеристики больших и малых социальных групп, и они должны быть изучены по отдельности.

Композиция группы, или ее состав, — это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения социального анализа группы как единого целого. В качестве примера можно привести следующие характеристики: численность, национальность или социальное положение членов группы, ее возрастной или половой состав и т.п.

Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Современные исследователи выделяют следующие структуры: предпочтений (социометрическая структура), власти и коммуникаций.

Групповые процессы — это такие показатели динамики группы, как процесс развития и сплочения группы, группового давления, выработки решений.

Положение личности в системе групповых отношений характеризуется, прежде всего, ее статусом и выполняемыми ролями.

Статус (или позиция) — это совокупность психологических характеристик человека, которые и определяют его место в группе и то, как его будут воспринимать другие члены. Статус реализуется через систему ролей (или различных функций), которые человек должен выполнять в соответствии со своим положением в группе.

В каждой группе по отношению к каждому ее члену есть определенная система ожиданий в отношении его поведения, которая строится на основе групповых норм и правил и контролируется через групповые санкции. Поведение, соответствующее образцу, поощряется, а не соответствующее — не принимается, отторгается или наказывается группой.

Функции групповой коммуникации (по М. А. Василик). Коммуникация в малой группе, помимо информативной, выполняет следующие функции: формирование согласия, обеспечение согласованных действий, складывание особой культуры.

Одной из главных функций коммуникации в малой группе выступает не просто изменение установок или поведения члена группы под влиянием внешних стимулов, но и формирование общей картины мира участников группы. Это есть непрерывный процесс, который состоит из последовательного ряда взаимодействий, в результате которых происходит взаимопроникновение картин мира участников группы и возникает согласие между ними. Это позволяет каждому члену группы понимать точки зрения других.

И коммуникация играет в этом процессе важную роль. Особая самобытная и своеобразная культура группы формируется именно в результате коммуникации. В малых группах люди общаются друг с другом иначе, чем с посторонними. В результате общения членов группы между собой устанавливается особая коммуникация, благодаря чему формируется своеобразная культура общения, характерная именно для данной группы, которая может включать особые формы проявления: язык, нормы и правила поведения, мифы, традиции и ритуалы. В группах также существует и система определенных санкций, которые приняты только в данной группе по отношению к нарушителям групповых норм и правил.

Таким образом, коммуникация в малой группе выполняет функции социального связующего явления и обмена информацией между ее членами, а также комплекс функций, направленных как на поддержание отношений, так и на поддержание самой группы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *