Философские основания юридической науки

Философское основание юридической науки

Философия как основание юридической науки

Современная философия представляет собой развитую систему знаний, частями которой выступают онтология, гносеология, логика, философия природы, антропология, социальная философия, философия истории, этика, эстетика, философия науки и др. Не все составляющие философии выступают в качестве основания правовой науки. Наиболее широкое применение в познании государства и права находят онтология, гносеология, логика и социальная философия.

Онтология представляет собой философское учение об устройстве окружающего мира, соотношении материи и сознания, а также всеобщих законах функционирования и развития природы, общества и мышления. Гносеология, или теория познания, — это учение об условиях, о сущности и границах познания. Основу теории составляют проблемы соотношения субъекта, объекта и содержания познания. Логика — учение о последовательном и упорядоченном мышлении, его элементах и общих методах познания. Социальная философия исследует структуру, функции и закономерности развития общества, а также социальную природу человека как социального существа, активно действующего в обществе и реализующего свои способности и знания.

Все части философии оказывают решающее воздействие на правовую науку, понимание природы государства и права как социальных явлений, их сущность и закономерный ход развития, методы и границы научного познания государства и права, критерии научности политико-правовых знаний. Правовая наука настолько органично сливается со своим основанием, что некоторые правоведы признают возможным существование в ее системе особой отрасли — философии правоведения.

Соотношению правовой науки и философии присущ плюралистический характер. Философия не представляет собой какого-либо общепризнанного учения, подобно правилам арифметических действий, а существует как совокупность многих философских доктрин, учений, поэтому ученые-правоведы философским основанием правовой науки признают разные философские учения: позитивизм, материализм, прагматизм, психологизм, иррационализм, экзистенциализм и др., т. е. ту философскую доктрину, которая, по их мнению, способна наилучшим образом обеспечить наиболее глубокое и объективно-истинное познание ее предмета.

Получается, что правоведы смотрят на один и тот же предмет с разных философских воззрений и потому приходят к принципиально противоположным результатам в понимании и объяснении государства и права. Все известные истории правовой науки и ныне господствующие правовые доктрины отличаются друг от друга как своим философским основанием, так и непосредственным юридическим содержанием.

Основу позитивистской доктрины права до сих пор разделяемой большинством российских правоведов, составляет позитивизм — философское учение, исходный тезис которого сводится к тому, что все подлинное, положительное (позитивное) может быть получено лишь специальными науками, тогда как философия в качестве особой науки, претендующей на самостоятельное содержательное исследование реальности, не имеет права на существование. В лучшем случае ее содержание могут составлять общие выводы, формулируемые из результатов исследований естественных или общественных наук. Частные же науки, в свою очередь, могут заниматься лишь описанием и систематизацией явлений, отвечать на вопрос «как» и полностью игнорировать вопросы «почему». В рамках философии позитивизма всякие попытки изучать причины и сущности явлений признаются несостоятельными.

Именно этими философскими конструкциями руководствовался основоположник позитивистской доктрины права Дж. Остин, формулируя воззрение на право как приказ власти, обязательный для подчинения под угрозой применения государственного принуждения. Соответственно, правовед освобождался от обязанности искать причины возникновения и развития права, ему было достаточно знать, какие предписания закреплены нормативными правовыми актами. После того как философский позитивизм был заменен эмпириокритицизмом, юридический позитивизм приобрел форму «чистой теории права». Основоположник этой теории Г. Кельзен, следуя традициям эмпириокритицизма и логического позитивизма, устранил из научного анализа последние остатки социальных явлений в виде норм морали, обычаев, правовых психологических переживаний личности и др., а право представил в качестве замкнутой регулятивной системы, где каждая норма приобретает обязательность благодаря тому, что она соответствует вышестоящей норме права.

Современные российские правоведы, стоящие на позициях юридического позитивизма, теоретически не отрицают необходимости изучения процессов социального действия права, однако дальше абстрактных заявлений не идут. Они стойко сохраняют верность философским основам данной доктрины и по-прежнему основное внимание уделяют догматическому анализу норм действующего права.

С иных философских позиций интерпретирует государство и право материалистическая теория права. Руководствуясь положениями диалектического материализма о первичности материи и вторичности сознания, о познаваемости реально существующего природного и социального мира, о закономерном, диалектически противоречивом характере развития природы, общества и государства, сторонники данной теории права рассматривают право как необходимый компонент классового общества, который имеет собственную логику и закономерности развития. В то же время эти ученые признают, что государство и право представляют собой явления субъективного порядка, содержание которых в конечном счете зависит от экономического развития общества, и для познания причин возникновения и развития государства и права необходимо брать их в развитии, их конкретно-исторической обусловленности другими социальными явлениями.

Особенности остальных правовых доктрин также во многом определяются их философскими основаниями, которыми выступают такие направления философии, как экзистенциализм, психологизм, прагматизм. Однако независимо от того, какое философское учение лежит в основании правовой науки, его воздействие на процессы познания государства и права и их результаты проявляется через одни и те же функции. В их числе в философской литературе выделяют функции: мировоззренческую, онтологическую, гносеологическую, социально-гуманистическую, логико-методологическую, эвристическую, критическую, культурно-воспитательную, аксиологическую и др. Наиболее действенное влияние на состояние и развитие правовой науки оказывают мировоззренческая, онтологическая,гносеологическая и логико-методологическая функции философии.

  • См.: Антюшин С. С., Мальков Б. Н., Михалкин Н. В. История и философия науки. М., 2008. С. 461, 462.

Философское основание юридической науки.

Современная философия представляет собой развитую систему знаний, частями которой выступают онтология, гносеология, логика, философия природы, антропология, социальная философия, философия истории, этика, эстетика, философия науки и др. Не все составляющие философии выступают в качестве основания правовой науки. Наиболее широкое применение в познании государства и права находят онтология, гносеология, логика и социальная философия.

Онтология представляет собой философское учение об устройстве окружающего мира, соотношении материи и сознания, а также всеобщих законах функционирования и развития природы, общества и мышления. Гносеология, или теория познания, — это учение об условиях, о сущности и границах познания. Основу теории составляют проблемы соотношения субъекта, объекта и содержания познания. Логика — учение о последовательном и упорядоченном мышлении, его элементах и общих методах познания. Социальная философия исследует структуру, функции и закономерности развития общества, а также социальную природу человека как социального существа, активно действующего в обществе и реализующего свои способности и знания.

Соотношению правовой науки и философии присущ плюралистический характер. Философия не представляет собой какого- либо общепризнанного учения, подобно правилам арифметических действий, а существует как совокупность многих философских доктрин, учений, поэтому ученые-правоведы философским основанием правовой науки признают разные философские учения: позитивизм, материализм, прагматизм, психологизм, иррационализм, экзистенциализм и др., т.е. ту философскую доктрину, которая, по их мнению, способна наилучшим образом обеспечить наиболее глубокое и объективно-истинное познание ее предмета.

Функции юридической науки.

Основные направления воздействия правовой науки на другие сферы гражданского общества понимаются как функции. В соответствии со сферами общества, на которые влияет правовая наука, выделяются функции: познавательная, теоретико-методологическая, практическая, идеологическая, социально-культурологическая.

Познавательная функция выражается в том, что правовая наука изучает и выражает в форме категорий, понятий конкретно-исторические формы непосредственного бытия государства и права, равно как и законы их функционирования, развития.

Теоретико-методологическая функция правовой науки характеризуется тем, что теоретические знания о государстве и праве и методы их познания выступают основой последующих исследований проблем данной науки, обеспечивают получение новых достоверных знаний о политико-правовых явлениях и процессах.

Практическая функция выражается в глубоком научном обосновании правовой наукой политико-правовой практики, формулировании учеными-правоведами конкретных предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и практики его применения, а также деятельности государства, его органов.

Идеологическая функция определяется тем, что положения, выводы правовой науки используются политическими партиями в целях формирование своих политико-правовых воззрений относительно действующего законодательства и политики государства, определения стратегии и тактики прихода к государственной власти и проведения основных мероприятий в роли лидирующей государственной партии.

Социально-культурологическая функция выражается в обеспечении членов гражданскою общества и органов государства необходимой им правовой информацией.

Функции правовой науки с учетом особенностей сферы, в которой они действуют, характеризуются определенной спецификой в формах и методах их реализации и соответственно результатах воплощения, выражения в реальной действительности.

1.7. Роль философии как методологического основания юридической науки

Задумываясь о роли философии в юриспруденции, надо ответить на вопрос: зачем праву — философия? Может быть это лишь дань прошлому? Право достаточно фундаментально по своей природе, что бы не заручаться поддержкой «со стороны».

Какой смысл проводить взаимосвязь философии и права, искать корни проблем и их решение через призму методологических подходов? Данные вопросы конечно носят риторический характер и заданы в «затравку» рассуждения.

Методологическая роль философско-правового дискурса вытекает из той роли, которую философское знание играет в отношении большинства конкретных наук. Знания о смысле и предназначении права, которые вырабатывает философия права, задают направления в изучении конкретных правовых форм и служат основой общей теории права.

Методологию права можно определить как знание о предпосылках, принципах, методах и понятиях, используемых при познании права. В познании права участвует множество научных дисциплин, каждая из которых пользуется своими методами, специфика которых объясняется своеобразием подходов, а также применяемыми им методами.

Философский аспект методологии права целесообразно рассмотреть с трех точек зрения:

— методология познания права;

— методология правового творчества;

— методология применения права.

Каждый из указанных случаев применения философской методологии к праву по своему важен. Констатируем факт, что исследовательской литературе основное место уделяется методологическим познаниям права, а методология правового творчества и методология применения права еще ждут своего расцвета.

Философия проявляет себя в роли методологии познания права таким образом, что разрабатывает и предлагает систему принципов, методов и понятий, которые необходимы общей теории права и которые последняя самостоятельно выработать не в состоянии. То есть, философия выступает как методология теории права, а по отношению к конкретным юридическим дисциплинам её методологическое участие осуществляется опосредованно, через положительное учение о праве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *