Предметное содержание образования

Предметная структура содержания обучения.

Компоненты содержания образования, выше указанные и определены на основе структурных элементов личности, еще не дают полного представления об этом смысл. Человек в процессе обучения усваивает знания, умения и навыки, взаимодействуя с окружающим и средой. То есть, предметом изучения является вся окружающая человека действительность, в которую входит природа, общество и человек. Какой подход мы выберем в структуру действительности? Отметим, что эта структура отражена в предметной структуре научного знания. В чем суть этой структуры?

Самым общим подходом классификации материальных систем является разделение их на две большие группы: тела неживой природы и тела живой природы.

Изучая общую структуру научного знания, исследователи выделяют три области науки, которые отличаются своим предметом исследования. Это, во-первых, комплекс наук, изучающих вещественно-энергетическую и антиэнтропийных линию развития материи.

Вещественно-энергетический ряд форм организации материи является дискретным рядом материальных образований, субординационные взаимосвязанных между собой. Каждый последующий элемент ряда образуется из взаимосвязанных между собой элементов предыдущего уровня, ведь главной тенденцией природы является рост степени организации организаций. Этот ряд выглядит так: вселенная, метагалактика, агрегаты галактики, галактики, звездные скопления, звезды и семейства звезд, кратные звезды, системы со спутниками, метеоритные ассоциации, коллоидные и кристаллические агрегаты, неорганические минералы, метеориты, органические организмы, колонии, молекулярные системы : кристаллы, коллоиды, молекулы, атомы, фундаментальные частицы, кванты излучения, электроны, протоны.

Выделяют два способа отображения науками ведущей отрасли знаний: объектный, когда отдельные элементы выше приведенного дискретного ряда изучаются всесторонне, в совокупности их свойств и второй способ отображения — аспектный.

Одной из наук, которая представляет объектный способ отображения ведущей отрасли знаний, является химия, как наука, всесторонне изучает строение, свойства и превращения вещества, наукой, которая представляет аспектный способ отображения области знаний является физика. Именно физика исследует общие закономерности вещественно-энергетической формы движения материи, свойственные различным элементам субординационного ряда. Хотя физика по своей предметной областью изучения шире, чем химия, но физика не рассматривает соединения атомов.

Под космологией понимают совокупность наук, изучающих в объектном плане ряд материальных образований, начиная от планет и их спутников, и далее — в сторону увеличения масштабов материальных объектов ряда. Космология включает в себя ряд наук: астрономию, геологию, географию, минералогию, астрофизику.

Физико-химический подход к исследованию реальности не подходит для исследования строения и свойств биологических и технических систем, он совершенно непригоден для исследования строения, свойств и закономерностей развития социальных систем. Биологические и технические системы имеют специальные органы, которые управляют их поведением. Здесь на первый план выходят закономерности антиэнтропийных (информационной) или кибернетической организации.

Относительно общественных систем физические характеристики теряют всякий смысл. Итак, социальная форма движения материи не может быть сведена ни к биологической, ни к физическому или химической форм движения.

Специфическими типами систем, охватывающих антиэнтропийных линию развития, являются:

а) биологические системы;

б) человек, как система, которая наделена сознанием;

в) общественные системы;

г) искусственно созданные системы, которые человек ставит между собой и природой.

К наук, изучающих эти системы, относятся: кибернетика, биология, психология, обществоведение, науки, которые изучают технические системы.

Кибернетике ученые дают такое определение: — наука об управлении сложными системами, или: кибернетика изучает системы любой природы, способные воспринимать, хранить и перерабатывать информацию и использовать ее для управления и регулирования.

Биология, Предметная область этой науки — живая природа. То есть биология изучает живую природу в совокупности ее свойств.

Обществоведение, Предметом обществоведческих наук являются общественные системы.

Антропологические науки — это комплекс наук о человеке. До сих наук принадлежат психология, языкознание, литературоведение.

Технические науки. Это науки, которые изучают искусственно созданные человеком технические системы, которые являются орудиями труда человека и вместе с тем результатом этой работы.

К таким системам относятся простейшие орудия труда, машины, сложные технические системы.

Понятие «учебный предмет». По предметной структурой содержание обучения есть не что иное, как сумма содержания всех предметов, которые изучаются в школе. Понятие «учебный предмет» по объему значительно шире, чем понятие «основы науки», которое очень часто используется как в школьной практике, так и в педагогической теории.

Основы науки — это дидактическое понятие. Под ним понимают такие знания, которые, отличаясь от знаний, зафиксированных в самой науке по глубине и объему, соответствуют им по содержанию и характеру связей между их элементами. По структуре основы наук включают основы всех современных фундаментальных теорий и некоторого комплекса знаний, которые отражают факты, законы, которые еще не оформлены в науке в теорию.

Как уже отмечалось выше, учебный предмет — понятие значительно шире, чем основы науки, ведь в соответствии с целями общего образования, в задачи каждого учебного курса входит формирование не только понятий, но и умений и навыков, которые являются общими для всех предметов, а также умений и навыков взаимодействия человека с областью действительности, которая изучается.

По мнению известных педагогов (И. Лернер), учебный предмет является педагогически адаптированной совокупностью знаний и умений по какой-либо отдельной области действительности и соответствующей ей деятельности усвоения и применения этих знаний и умений в процессе учебного взаимодействия. Такие дисциплины, как музыка и пение, рисование, иностранный язык, черчение, физкультура не является основами наук, но они входят в перечень дисциплин, которые изучаются в школе как учебные предметы.

Учебный предмет является средством раскрытия содержания образования, а точнее, средством его реализации. Он включает в себя два вида знаний: основных, содержательных и вспомогательных, процессуальных, технологических.

Содержанию знания, которые входят в учебный предмет как составляющая его, отражают в нем основы науки, а это значит, что к ним относятся знания основ современных фундаментальных теорий, а также некоторый комплекс знаний, отражающих факты, законы, которые еще не оформлены в науке в теорию. Понятно, что минимальное содержание основ современных фундаментальных теорий должно быть таким, чтобы в содержании основ наук отразить целостную структуру теории. Включение и выбор элементов знаний, которые еще не вошли в теорию, обусловлен целями обучения и интересами науки.

Вспомогательные, процессуальные, технологические знания, которые входят в учебный предмет как неотъемлемая, органичная его составляющая — это логические, методологические, философские, историко-научные, меж- предметные, оценочные знания. Эти знания являются средством усвоения основ наук, развития и воспитания учащихся. Вспомогательные знания, в первую очередь, нужны для определенной деятельности — деятельности усвоения и конкретного содержания. Но задача школы не сводится только к усвоению основ наук.

Первостепенное значение имеет нравственное воспитание школьников, формирование системы ценностей, научного мировоззрения и тому подобное.

Ведущие функции учебных предметов . Каждый учебный предмет имеет многоцелевое назначение и в каждом из них есть ведущий компонент, который выполняет ведущую функцию. Таковы предметные знания, способы деятельности, образное видение мира. С точки зрения определения ведущей функции можно выделить следующие группы учебных предметов:

— Предметные знания: физика, химия, биология, география, астрономия, история;

— Способы деятельности: иностранный язык, черчение, физкультура, труд;

— Образное видение мира: музыка, рисование.

Есть предметы, ведущими функциями которых являются два компонента (математика, литература, язык). Если ведущую функцию выполняет, например, образное видение мира, то во вспомогательный блок входят и некоторые предметные знания и определенные способы деятельности. Разница только в том, что доля основного компонента преобладает над всеми остальными. Кроме того, каждый учебный предмет служит для реализации политехнического направленности обучения, а также для формирования мировоззрения.

Очевидно, в зависимости от ведущей функции совокупности знаний и способов деятельности, организационные формы имеют различные свойства. Например, та совокупность знаний, которая является ведущим компонентом должна быть системой знаний, тогда как совокупность вспомогательных знаний может быть представлена как комплекс, тогда основа, необходимая для построения системы, будет отличаться от основы для построения комплекса.

Если взять, например, тот учебный предмет, ведущим компонентом которого является способы деятельности, то есть некоторые умения и навыки, то знания оказываются в обслуживающей, вспомогательной роли. Они привлекаются, главным образом, с целью формирования умений. Совокупность вспомогательных знаний процессуального блока состоит как бы из двух слоев: один условно можно назвать предметным, поскольку знание этого слоя относятся к группе дисциплин, второй слой — собственно вспомогательные знания, но те и другие призваны обеспечить оптимальное усвоение содержания основного блока.

Базовый учебный план и его структура. Учебный план — это концентрированное выражение общей концепции образования. В его основу положен интересы общества и государства в области образования и образовательные интересы личности. Он учитывает новую политическую концепцию развития общества и требований реформы школы, создает условия для демократизации и гуманизации образования.

Он дает целостное представление о структуре общего среднего образования через инвариантную и вариативную составляющие, определяет образовательные области и распределение часов между ними, определяет предельно допустимую учебную нагрузку учащихся и общее количество учебного времени. По содержанию Базовый учебный план охватывает такие образовательные области: «Словесность», «Суспильсвознавство» «Математика», «Природоведение», «Искусство», «Физическая культура и здоровье», «Технология».

Отрасль «Словесность» предусматривает овладение учащимися украинским языком как средством общения, достижениями украинской духовности и культуры.

Отрасль «Обществоведение» раскрывает сущность и закономерности социальных явлений и процессов, происходящих в ходе исторического развития человечества и украинской нации в частности.

Образовательная область «Математика» должно обеспечить овладение школьниками пониманием природы и сущности математических знаний, методов математики, системой математических знаний, а также умениями, имеющих в первую очередь общекультурный и общеобразовательный характер.

Отрасль «Природоведение» предполагает усвоение учащимися научных фактов, понятий, фундаментальных законов и теорий по основам естественных наук, необходимых для формирования у школьников научной картины мира. Она является основой формирования научного ноосферного мировоззрения, системности мышления и понимания современных производственных и экологических технологий.

Отрасль «Искусство» раскрывает художественно-эстетические ценности общества и личности, богатый мир духовной культуры украинского и других народов и национальностей, помогает ученикам понимать образный язык различных видов искусств, знакомит их с жанрами и стилями, приобщает их к творческой деятельности в отдельных видах искусства.

Отрасль «Физическая культура и здоровье» имеет целью ознакомить учащихся с особенностями и средствами физического развития человеческого организма, привлечь их к систематическим занятиям физкультурой и спортом, формировать потребность и умение физического самосовершенствования, безопасности жизнедеятельности, способствовать культуре здорового образа жизни, организации активного досуга и отдыха, реабилитации и коррекции здоровья.

Образовательная область «Технология» предусматривает обеспечение учащихся знаниями научных основ современного производства, формирование технологической и компьютерной грамотности, формирование общетрудовых умений и навыков.

На основе этого плана созданы и создаются типовые учебные планы для разных типов школ, которые, в свою очередь, служат базой для разработки учебного плана конкретной школы. В начале учебного года эти планы утверждаются на заседаниях педагогических советов школ. Именно в связи с выше изложенным соображениям, учебный план и называется Базовым.

Типовой учебный план представляет собой перечень учебных предметов с указанием, в каком классе и сколько часов в неделю отводится на изучение каждого из них. Он состоит из двух компонентов: государственного и школьного. Государственный компонент является перечнем обязательных для изучения во всех типах школ учебных предметов. Школьный компонент представляет собой совокупность выборочно — обязательных предметов.

В плане, кроме того, разработана структура учебного года по семестрам, осуществлено распределение времени между предметами. Он состоит по годам обучения и представляет собой совокупность двух компонентов: государственного и школьного.

Государственный компонент учебного плана является перечнем обязательных для изучения учебных предметов во всех типах общеобразовательных школ, независимо от формы финансирования (государственная, частная).

Школьный компонент представляет собой совокупность избирательно-обязательных предметов. Выделение школьного компонента направлено на максимальную адаптацию содержания образования и обучения в конкретных особенностей региона и школы.

План позволяет осуществить дифференциацию обучения на всех его ступенях.

Развития личности школьника способствует предусмотренная планом основательная гуманитаризация образования, выражено в перераспределении общей учебной нагрузки в пользу гуманитарных предметов (более половины учебного времени). В учебном плане заложена идея интеграции учебных предметов на основе их общекультурной направленности.

Учебным планом предусмотрено введение профильного обучения с 10 класса и классов с углубленным изучением предметов с 8 класса.

По мере того, как будут продвигаться работы ученых и органов образования по созданию стандартов образования, будет видоизменяться и совершенствоваться Базовый учебный план.

Обязательное для учеников часть школьного компонента состоит из курсов по выбору и профильного обучения старшеклассников.

Курсы по выбору должны способствовать формированию стабильных интересов, развития самостоятельности и творческой активности детей, что необходимо для сознательного выбора ими профиля обучения и будущей профессии.

В зависимости от особенностей ученического и педагогического коллективов совет школы составляет список курсов на данный учебный год. Каждому школьнику предоставляется право выбирать один или несколько курсов.

С 10-го класса в школе вводится профильное обучение — специализация образования в той области, в которой у ученика появился стабильный устойчивый интерес и способности.

Факультативные и дополнительные занятия — вторая часть школьного компонента. Она предназначена для корректировки и индивидуализации обучения. Резервное время, выделенное на эти занятия, может быть использован для работы со всем классом или с группой учеников, даже с одним учеником.

Уменьшение суммарного учебной нагрузки обязательных предметов дает возможность выделить учебное время на индивидуализацию обучения. Максимальный обязательный недельный время ограничивается в плане тридцатью часами, реально дает возможность перевести школу на 5-дневная неделя.

Учебные программы. В учебных программах дается общая характеристика содержания учебного материала по каждому учебному предмету, распределение его по годам обучения. Пояснительная записка, с которой начинается каждая программа, раскрывает ведущие идеи, цели и задачи, структуру учебного предмета, методические особенности его изучения. В учебных программах дается характеристика содержания обучения по каждому учебному предмету, распределение его по годам обучения.

Учебная программа — документ государственной важности и значения, поэтому его обязательно утверждает Министерство образования и науки. Программы по учебным предметам школьного компонента каждое учебное заведение разрабатывает самостоятельно, но они должны быть обязательно утверждены Министерством образования и науки. Это же касается и учебных планов и программ для учебных заведений нового типа, эти учебные заведения могут разрабатывать и учебные планы, и учебные программы для себя, но они должны быть утверждены Министерством образования и науки Украины.

Важно также подчеркнуть, что для общеобразовательных учреждений действуют уровню учебные программы, в которых определены содержательное наполнение для каждого из трех уровней: уровень А (низкой сложности), уровень Б (средней сложности) и уровень С (высокой сложности). Выбор уровня сложности — прерогатива учителя. Он, зная познавательные возможности класса, свои возможности как учителя, учебно-материальное обеспечение учебного процесса в согласовании с дирекцией школы выбирает тот или иной уровень сложности в изучении конкретного учебного предмета.

На социальном уровне высокий объем имеет понятие «воспитание». На этом уровне оно рассматривается как форма передачи социального опыта. На педагогическом уровне воспитания, как и обучение, рассматривается как путь образования. их диалектическое единство и составляет образование. Образование это педагогический процесс, цель которого заключается в выявлении и максимальном развитии индивидуально наиболее значимых положительных задатков человека.

Содержание образования — это педагогическая модель социального заказа, обращенного в школу. Содержание образования — это педагогическая категория, это теоретическая основа для определения содержания обучения. Содержание образования объясняют несколько теорий; две из них — формальной и материальной образования, третья — педоцентрична теория Д. Дьюи.

На разных исторических этапах развития общества основой содержания образования и обучения была наука. Одной из самых ранних концепций содержания образования была концепция выдающегося русского педагога П.Ф. Каптерева. По его мнению, при определении содержания образования центральным ориентиром должно быть «разум, развивается».

История нашей школы знает два подхода к определению структуры содержания обучения: предметный и комплексный. В сегодняшней школе принято только предметную структуру содержания

обучение, однако возможности комплексной структуры изучены не полностью.

Структура действительности отражена в предметной структуре научного знания. Понятие «учебный предмет» значительно шире, чем понятие «основы наук». Под ними понимают такие знания, которые отличаются от знаний, зафиксированных в самой науке, по глубине и объему, соответствуют им по содержанию и характеру связей. Учебный предмет — это педагогически адаптированная совокупность знаний и умений по какой-либо сферы действительности и соответствующей ей деятельности. Каждый учебный предмет имеет многоцелевое назначение и в каждом из них есть ведущий компонент, который выполняет ведущую функцию.

В основу подхода определения содержания образования возложена суперпозицию (наложение) интересов общества и интересов личности при необходимом условии — гармонизации этих интересов. Между структурой опыта личности и структурой содержания образования существует соответствие. Базовый учебный план — это концентрированное выражение общей концепции образования, основополагающая составляющая Государственного стандарта общего среднего образования. Он дает целостное представление о структуре общего среднего образования через инвариантную и вариативную составляющие, определяет образовательные области и распределение часов между ними, определяет предельно допустимую учебную нагрузку учащихся и общее количество учебного времени.

В процессе обучения реализуется содержание образования, выступающее в качестве одного из основных средств и факторов развития и представляющее раздел образования не затрагивающий технологию.

Определение 1

Содержание образования – это совокупность ключевых компонентов включающих в себя:

  • Когнитивный опыт личности.
  • Опыт практической деятельности.
  • Опыт творчества.
  • Опыт взаимоотношений личности.

Компоненты содержания образования

Как уже упоминалось ранее, в основу содержания образования легла совокупность нескольких компонентов, образующих целостную картину образовательного процесса. Для более глубокого понимания механизмов работы компонентов образовательного содержания стоит остановиться на каждом из них подробнее.

Когнитивный опыт личности

Компонент включает в себя систему знаний о природе, обществе, явлениях и фактах, технике, приемах работы, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира, а также наделяет их диалектическим подходом к познанию и деятельности.

Знания, как элемент содержания образования, являются базой общей образовательной системы, без которой невозможно ни одно целенаправленное действие. В знаниях выражается опыт всего человечества, накопленный в процессе социально-исторического развития. Они представляются в следующих формах:

  • Понятия и определения, отражающие ежедневную реальность и научную сферу.
  • Законы и закономерности, раскрывающие взаимосвязи между различными объектами и действиями.
  • Концепции с целостной системой научных познаний о конкретном объекте.
  • Приемы научной работы и способы познания.

Упомянутые виды знаний имеют различия в функциях обучения и используемых технологиях.

Опыт практической деятельности

Или реализация приемов работы. Знания о методах практической деятельности также имеют отношение к содержательным компонентам образования и участвуют в формировании базовой культуры личности. Личность не просто усваивает полученную информацию, но и стремиться применять их в конкретных видах деятельности. Практические и интеллектуальные умения и навыки, как элемент содержания образования, могут иметь единый характер для всех учебных предметов или быть специфическими, проявляясь и формируясь исключительно в рамках конкретной предметной сферы.

Определение 2

Таким образом, практический компонент содержания образования – это система интеллектуальных и практических навыков, являющихся основой познавательной, художественной, трудовой, социальной, ценностно-ориентационной, коммуникативной видов деятельности.

Опыт творчества

Этот компонент содержания образования и базисной личностной культуры обеспечивает готовность школьника к поиску решений новых задач, креативному преобразованию действительности. Более конкретное отражение этого компонента проявляется в следующем:

  • Самостоятельное перенесение знаний, умений и навыков в новую ситуацию.
  • Видение проблемы в знакомой ситуации.
  • Видение текстуры объекта и его новой функции.
  • Самостоятельное сочетание известных методов работы в одном новом.
  • Нахождение всевозможных приемов решения трудностей.

Качества творческой деятельности не всегда проявляются одинаково и в одно время, они могут сочетаться между собой и осуществляться с разной силой. В основе творчества заключена особенность содержания культуры личности, состоящая в том, что для применения имеющихся знаний невозможно определить точную систему действий. Это в большей степени зависит от индивидуальных особенностей личности.

Опыт взаимоотношений личности

В данный компонент включена система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых взаимоотношений. Специфика компонента заключается в оценочном отношении к миру, деятельности, людям.

Культура чувств по своей природе уникальна и является следствием общественного развития личности. Опыт взаимоотношений в совокупности со знаниями и умениями, есть условие формирования системы ценностей, эталонов и мировоззрения личности в целом.

Все компоненты системы образования, его содержания и базисной культуры личности имеют тесную взаимосвязь. Невозможно воплотить умения без знаний, а любая деятельность, в том числе творческая, выполняется именно на их основе. К каждому из доступных видов деятельности у человека складывается собственное отношение, проявляющееся в различных эмоциях и впечатлениях, отрицательной и положительной природы. Данный факт накладывает определенный отпечаток на взаимоотношения людей, и если человек не выполняет принятые в обществе нормы поведения, его нельзя считать воспитанным. Если личность осведомлена о мировоззренческой идее, использует ее для обоснования каких-то явлений реальности, но не убежден в истинности этой идеи, значит данная мысль не вызывает чувственности к делу и не является частью его личного мировоззрения, проявляющегося как аспект образованности и воспитанности.

Предметные циклы содержания образования

Довольно продолжительный период общее образование понималось упрощенно, воспринималось как ступень к профессиональному образованию, его основа. Внедрение общеобразовательных дисциплин в учебных заведениях профильного направления не рассматривалось вовсе.

На сегодняшний день общее образование предстает как сквозная линия системы непрерывного образования с одной стороны и как общеобразовательная подготовка личности к профессиональному обучению с другой.

Определение 3

Предметное содержание – это группы учебных предметов составляющих основу содержания образования. Принято выделять 3 основных цикла:

  • Естественнонаучный.
  • Гуманитарный.
  • Трудовая и физическая подготовка.

Естественнонаучный предметный цикл образования объединяет в себе биологию, физику, химию, математику. Он предоставляет познание ключевых закономерностей развития природы, методов и средств их применения во благо человека. Помимо этого математика обеспечивает учащихся владением формализованным языком выражения зависимостей в формате чертежей, графиков и формул, что считается действующим средством становления закономерного мышления.

В цикл гуманитарных предметов входит история, литература, обществознание, родной и иностранные языки. Эти предметы помогают понять законы социального развития, общественную природу самого человека. Немаловажная роль в гуманитарном образовании отводится предметам художественного направления, таким как музыка, пение, изобразительное искусство, ритмика. Они формируют эстетические и нравственные качества личности, приобщают ученика к миру прекрасного, красивого, творческого.

Трудовое обучение и физкультура, а также основы безопасности жизнедеятельности формируют необходимые навыки, улучшают самочувствие, воспитывают социально достаточную, приспособленную к активной трудовой деятельности личность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *