Происхождение слова мораль

Содержание

Мораль (нравственное сознание). Слово «мораль» произошло от латинского «moralitas», «moralis» и соотносимо с понятиями «нрав», «характер»

Слово «мораль» произошло от латинского «moralitas», «moralis» и соотносимо с понятиями «нрав», «характер», «склад души», «привычка»; «mores» – нравы, обычаи, мода, поведение. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля «мораль» соотносится с нравоучением, нравственным учением, правилами для воли, совести человека; слово «нравственный» поясняется как духовный, душевный, добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Из приведенных пояснений видно, что термины «мораль» и «нравственность» во многом сходны (а в «Словаре синонимов» они вообще синонимичны). Малосущественное различие, по‑видимому, в том, что «мораль» есть более обобщенное понятие, а «нравственность», будучи применимым к большим группам людей, все же касается преимущественно отдельных индивидов; здесь различие скорее в акцентах, нежели в существе содержания. Мораль, по определению известного философа, специалиста по этике А. А. Гусейнова, есть форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории.

Основными понятиями морали являются «добро» и «зло», «справедливость», «правильное» и «неправильное», «честь», «долг», «стыд», «совесть», «счастье» и др. В истории общества менялось содержание категорий морали. Люди по‑разному понимали, к примеру, что такое «добро» или «счастье». Однако оставалось несомненным, что высшими ценностями являются добро, совесть, справедливость, честь, долг, счастье человека. Опираясь на соответствующие представления, люди вырабатывали правила, или заповеди, принципы поведения, отношения к себе подобным и к обществу в целом. Ряд таких правил (заповедей) сформулирован в религии, в частности, в христианстве. Одна из древних заповедей, называемая золотым правилом нравственности, гласит: чего в другом не любишь, того сам не делай. При дилемме: личные интересы – общие интересы мораль требует достижения их совместимости либо ориентации прежде всего на общее благо. В. Соловьев писал в статье «Русский национальный идеал»: «Само нравственное начало предписывает нам заботиться об общем благе, так как без этого заботы о личной нравственности становятся эгоистичными, т. е. безнравственными. Заповедь нравственного совершенства дана нам раз навсегда в Слове Божьем, и дана, конечно, не для того, чтобы мы ее твердили, как попугаи или разбавляли собственною болтовнею, а для того, чтобы мы делали что‑нибудь для ее осуществления в той среде, в которой мы живем, т. е., другими словами, нравственный принцип непременно должен воплощаться в общественной деятельности».


Сказанное придает важный смысл следующим положениям, имеющимся в философской литературе и характеризующим мораль как форму общественного сознания: мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение (или, напротив, требуя их изменения); принципы морали не допускают исключений, претендуют на абсолютность; будучи предельно обобщенными, они отражают глубинные слои бытия человека, его сущностные потребности; мораль принадлежит к основным типам нормативной регулящи действий человека, таких, как право, обычаи, традиции, пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них; моральные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений; моральный авторитет того или иного лица не связан с какими‑либо официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, но является авторитетом духовным. Нормы морали получают идейное выражение в общих представлениях о том, как должно поступать. Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности (назначения, смысла, цели) общества, истории, человека и его бытия. Поэтому господствующие в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены моралью с точки зрения ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактически принятому образу жизни.

В этих положениях фиксировано то общее, что свойственно морали наряду с другими формами общественного сознания (например, регулятивная функция), и в то же время указывается на ее своеобразие. Она не имеет официально принятых письменных установлений (как в системе государственных законов); ее нормы хотя и могут быть выражены в письменной форме, как, например, в Библии, но все же они складываются стихийно, аналогичным образом отшлифовываются в практике общения людей и передаются преимущественно устно из поколения в поколение. К специфике морали относится то, что в отличие от права ее регуляция поведения человека в обществе опирается не на государственное, внешнее принуждение, а на самооценку и общественное мнение, устоявшиеся обычаи и традиции, выражающие сложившиеся в данной нации или государстве представления о добре и зле, справедливом и несправедливом. Преимущественный субъект права – государство, высшая инстанция – суд; мораль же не имеет специализированных учреждений, хотя при необходимости люди обращаются к нравственным оценкам, высказываемым в коллективной социальной структуре.

Познакомимся теперь с некоторыми основными категориями морали (в распространенных их трактовках).

Добро – это нравственное выражение того, что способствует счастью людей. Понятию «добро» противостоит понятие «зло». Добро и зло проявляются как нормативно‑оценочные понятия и явления, и в зависимости от того, что подлежит оценке, выделяют добродетели, имеющие моральную ценность, и пороки, не содержащие ее. К наиболее известным комплексам добродетелей относят мудрость, мужество, умеренность, справедливость; христианские добродетели веры, надежды, любви, покаяния и смирения, милосердия и сострадания; добродетели этики ненасилия: толерантность, согласие, понимание. Проявления добра в жизни связаны с ценностями здоровья, мира, идеями альтруизма, добровольности поступка, долженствованием, отношением к человеку как к цели. К проявлениям зла относят различные формы деструктивности и девиаций, враждебность и равнодушие к человеку, отношение к нему как к средству, греховность и порочность, корыстные ориентации.

Справедливость – это общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной главным образом под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; справедливость есть нравственно санкционированная соразмерность в распределении выгод и тягот совместной жизни людей, степень совершенства самого способа кооперирования деятельностей и взаимного уравновешивания конфликтующих интересов в обществе и государстве. Справедливость требует наказания за зло и воздаяния за добро.

Счастье. Существует множество его определений в различных словарях и энциклопедиях. Это объясняется емкостью, глубиной, многогранностью этого понятия и неизбежной субъективностью его оценки. «Счастье – понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека». Наиболее кратким и, на наш взгляд, емким является бытующее определение: счастье – это отсутствие несчастья, или жизнь без горя, по В. И. Далю.

Совесть – способность человека, критически оценивая себя, осознавать и переживать свое несоответствие должному – неисполненность долга; феноменологическими проявлениями совести являются внутренний эмоциональный дискомфорт («укоры, муки совести»), чувство вины и раскаяние.

Долг неотделим от осознания его индивидом как своей внутренней задачи. Осознающим субъектом долг воспринимается как раздвоение сознания на «я хочу» и «я должен». Это раздвоение – необходимое условие его функционирования. Долг обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения.

Честь (по В. Далю) есть внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. В содержание этого понятия входят также умение держать слово и выполнять свой долг. Понимание чести, как отмечает С. И. Попов, определяется положением человека в конкретной социальной среде; поэтому нет единого, равнозначного для всех кодекса чести. Социально‑групповые, сословные, национальные, профессиональные и другие социальные отношения оказывают решающее влияние на формирование кодексов чести (например, дворянский кодекс чести включал в себя сатисфакцию, удовлетворение претензий, связанных с оскорблением достоинства личности; это требовало поединка, дуэли, кончавшихся ранением или гибелью одного из противников).

Вкратце рассмотренные только что понятия морали (или нравственности) вместе с аналогичными ее понятиями составляют важнейшую часть науки этики.

Этика – это философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания. Этика исследует место морали в системе других общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему. Этика включает в себя, помимо философского анализа морали и истории этических учений, нормативную этику, теорию нравственного воспитания, а также общеметодологические проблемы профессиональной и прикладной этики, вопросы социологии и психологии морали.

Профессиональная этика играет большую роль в жизни людей, в деятельности специалистов – врачей, ученых, инженеров и т. п. Основу врачебной этики, как известно, составляют заповеди Гиппократа, действующие на протяжении почти двух с половиной тысяч лет. Нравственно‑этический опыт врачей обобщен во многих книгах и статьях, например, в книгах А. Молля «Врачебная этика» (СПб., 1903), В. Я. Данилевского «Врач, его призвание и образование» (Харьков, 1921), в работе И. А. Ильина «О призвании врача». Одним из важнейших принципов деятельности врача является принцип «не навреди». При этом различаются такие формы вреда: вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается; вред, вызванный небрежностью либо злым умыслом, например, корыстной целью; вред, вызванный неверными, необдуманными или неквалифицированными действиями; вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями. Имеются и другие принципы: «уважай автономию пациента», «будь справедлив», «делай благо» и т. п. Немало и специфически медицинских проблем, требующих особой этики врача, например, проблема врачебной тайны, проблема клинического эксперимента и др. Те или иные действия врача подлежат нравственной оценке, а порой и оценкам судебного характера. Деятельность врача социальна, и суждения о ней являются компетенцией морали как формы индивидуального и общественного сознания.

Затронем также этику ученых. Если этика врача всецело подчинена обеспечению физического и духовного (особенно в психиатрии) здоровья человека, его лечению, то этика ученого – поиску истины, решению научных проблем. Как во врачебной этике, так и в этике ученых имеет место и этика взаимоотношений между коллегами. Здесь, несмотря на своеобразие, действуют преимущественно общие нравственно‑этические принципы, особенно, если возникают споры, дискуссии. Имеется немало фактов, свидетельствующих о том, что в рамках научного сообщества такие (общечеловеческие) принципы морали иногда попираются. Вспомним, к примеру, некогда происходившую дискуссию по проблемам генетики между школой Н. И. Вавилова и взглядами т. д. Лысенко и его приверженцев. На одной стороне, как показала история, была перспективная концепция, т. е. истина, на другой – концепция механоламарки‑стского свойства, т. е. заблуждение. К сожалению, в те (40‑е) годы победила вторая концепция. Здесь столкнулись и нравственные принципы противоположного характера. Ненормальная (в нравственном плане) ситуация складывается порой и в научных сообществах западных стран. Профессор Калифорнийского университета Т. Шибутани, например, констатирует своеобразную обстановку, в которой работают представители социальной психологии: «Некоторые из тех, кто занимает ключевые позиции в высоко котирующихся организациях, создают целые интеллектуальные империи… Как и во многих других кругах, – отмечает он, – честолюбивые ученые часто образуют фракции. Иногда расхождения обсуждаются открыто в достойных критических выступлениях, но рассмотрение альтернативных гипотез, особенно когда доказательства не очевидны, часто выливается в мстительную личную ссору… Садистская критика взглядов, отличающихся от концепций лидеров данной области, часто имеет своим результатом широкое распространение приспособленчества. Те, кто защищает неортодоксальные теории, подвергаются негативным социальным санкциям, – во многом так же, как еретики в религиозном мире». Нормальная этическая атмосфера внутри хорошо организованного коллектива включает в себя полный учет того обстоятельства, что научное творчество по своей природе антиконформистское. Вместе с тем, умеренный конформизм, как утверждают некоторые ученые, всегда нужен. В любом случае нравственность ученого, какое бы место он ни занимал в научной иерархии, должна быть нравственностью не индивидуалиста, не эгоиста, враждебного инакомыслию, а нравственностью честного и порядочного человека.

Сложность поиска истины в науке, достижение крупиц истины через системы относительно достоверного знания путем преодоления неизбежных ошибок вызывает необходимость в наличии у исследователя таких качеств, как объективность, интеллектуальная честность, доброта, принципиальность, мужественность, самокритичность.

Само понятие «истина» в русском языке не ограничивается разумом (рационалистичностью), но имеет сторону, выводящую его на нравственные представления. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля «истина» поясняется как «все, что верно, подлинно, точно, справедливо»; «ныне слову этому отвечает и правда»; «…истинный – истину составляющий; правдивый, справедливый, несомненный, неложный… искренний, непритворный». Правдивость и справедливость должны быть присущи подлинному искателю истины. Первое требование духа науки – объективность, по словам академика А. Д. Александрова, есть одновременно необходимая составляющая развитой нравственности. А. Д. Александров отмечает: стремление найти истину, распространить и утвердить ее среди людей оказывается существенным элементом моральной позиции по отношению к людям. Знание истины обогащает человека, позволяет ему лучше ориентироваться в действительности. Поэтому ложь не просто противна истине. Тот, кто лжет, как бы обкрадывает человека, мешает ему понимать происходящее и находить верные пути, стесняет его свободу, налагает на него основы искаженного взгляда на действительность. Искажение и сокрытие истины всегда служило угнетению. Неуважение к истине, безразличие к ней выражает неуважение, безразличие к людям; надо совершенно презирать людей, чтобы с апломбом вещать им, не заботясь об истине. Само понятие «правда», пишет далее А. Д. Александров, охватывает и объективную, и моральную правду, и объективную истину, и моральную правоту. В глубинах народного сознания эти понятия соединились теснейшим образом, и если теперь мы понимаем их глубинное различие, то мы также должны понимать их глубинную связь. Без истины не может быть моральной правоты, и истина не может быть открыта и утверждена без того же условия объективности, какое заключено в серьезной морали.

Другие нравственные качества – доброта и гуманность – также тесно связаны с подлинной научностью. А. А. Малиновский указывал на коррелятивную связь объективности с добротой. Он писал, что распространенность доброты (как морального качества) тесно связана со способностью становиться на точку зрения другого человека, на точку зрения инакомыслящего оппонента.

Не следует, однако, трактовать отмеченную выше коррелятивную связь между истиной и справедливостью, честностью и добротой слишком упрощенно – в том смысле, что якобы всякий ученый, не имеющий какого‑то одного из этих нравственных качеств, уже заранее обречен на неспособность к научному творчеству, на неуспех в научном поиске. Имеется немалая вероятность того, что отсутствие какого‑либо элемента на одном уровне будет компенсировано чем‑то другим (материальным обеспечением исследования, силой логического мышления, интуицией, «случаем» и т. п.). Однако можно, видимо, согласиться, что оптимальный набор положительных нравственных качеств исследователя при прочих равных условиях способен существенно помочь в поиске истины, в достижении максимальной достоверности научного знания.

Многие ученые справедливо говорят о том, что каждый исследователь природы должен помнить о своей все возрастающей ответственности перед человечеством, помнить, что гений и злодейство – две вещи несовместимые.

Это напоминание весьма актуально особенно для тех, кто создает новые виды оружия массового уничтожения, кто заражен идеей клонирования человека.

Приведенный здесь материал, касающийся профессиональной этики, свидетельствует не только о ее своеобразии, зависимости от характера деятельности людей, но и о разноаспектности и многоуровневости морали как формы общественного сознания.

Мораль

Само слово «мораль» происходит от латинского mores — обычаи, нравы. Мораль — это особая, культурно-нормативная форма внебиологической регуляции человеческих отношений. Различают моральное сознание, моральные отношения, моральные поступки.
Термины «мораль» и «нравственность» обычно используют в качестве синонимов. Однако само налйчйе двух терминов, обозначающих одно явление, указывает на существование двух смысловых оттенков в понятии морали. С одной стороны, мораль — это регулятор человеческих отношений, это нравы, «естественные» стремления человека, массовые привычки, получившие общественное одобрение. С другой стороны, мораль — это противостояние природе активного волевого субъекта, осознающего свою автономность, это личностное измерение общества.
Гегель эти два аспекта морали превратил в две ступени ее развития. Нравственность для него — это обычаи, бессознательно усвоенные индивидом. В нравственности совпадают должное (предписания) и сущее — фактическое поведение людей. Мораль, по Гегелю, это как бы критическая оценка нравственности (обычаев, нравов). В морали свободная личность сознательно ищет всеобщего закона, лежащего в основе нравов. Веления морали начинают расходиться с повседневным порядком, «сущим». Однако мораль как выражение субъективной воли опять объективируется, переходит в нравственность, понимаемую как воплощение морального закона в семейных отношениях, в гражданском обществе, в государстве. «Нравственность государства» Гегель считал третьей, последней фазой развития объективного духа — это «сила разума, осуществляющего себя как волю». Это синтез свободы как проявления духа и ее социально-культурной объктивации.

Т.В. Мишаткина История этики и морали

Учебно-методическое пособие по курсу «Этика»

Для самостоятельной работы

для студентов всех специальностей БГЭУ

дневной и заочной форм обучения

Минск

УДК 17 (075.8)

ББК 87.я7

М 71

Мишаткина Т.В. История этики и морали / Уч.-метод. пособие. – Мн., БГЭУ, кафедра психологии и педагогики, 2005. – 27 с.

Пособие является составной частью УМК по курсу «Этика». Предназначено для подготовки для самостоятельной работы по темам «».

В пособии в конспективной форме рассматриваются вопросы становления и развития этических учений, а также история возникновения и развития морали и нравов. Полное изложение материала содержится в учебном пособии «ЭТИКА» под ред. Т.В. Мишаткиной и Я.С. Яскевич. (Мн., «Новое знание», 2004). В данное пособие включены вопросы и упражнения для самостоятельной работы и самоконтроля по проблеме, темы рефератов, библиография. Предназначено для студентов всех специальностей и факультетов БГЭУ дневной и заочной форм обучения.

Содержание История этических учений…………………………………………………………………………3

Этические учения древнего Востока……………………………………………………………..3

Этика Античности………………………………………………………………………………………..4

Этика эпохи Средневековья и Возрождения………………………………………………… .5

Этическая мысль Нового времени…………………………………………………………………6

Постклассический период в этике…………………………………………………………………8

Этические концепции ХХ века……………………………………………………………………..10

Этика на рубеже веков…………………………………………………………………………………15

История морали………………………………………………………………………………………….21

Возникновение и развитие морали……………………………………………………………….21

Основные тенденции развития морали хх века ………………………………………….25

Этические учения Древнего Востока

Первые зачатки этических знаний появляются в государствах Д р е в н е г о В о с т о к а (Египет, Месопотамия, Китай, Индия), которые начали складываться в VI–II тыс. до н.э. на основе ирригационного земледелия в бассейнах «великих рек». Жизнь человека – от рождения до смерти – подчинялась здесь природным ритмам, социальным нормам и предписаниям. Следование им было главным условием бытия человека, который все силы тратил на то, чтобы занять соответствующую ячейку в сетке общественного устройства, что обеспечивало ему чувство сопричастности с другими и личную безопасность. Этическая мысль этого региона развивалась в особых социокультурных условиях. Это:

  • культ прошлого и жесткий контроль за соблюдением традиций;

  • настороженное отношение ко всему новому и принятие его только в рамках сложившихся традиций;

  • подчиненность индивида социальной группе, ее нормам, обычаям;

  • преобладание идеалов коллективизма, обусловленное страхом «потерять себя», не вписаться в социальную общность;

  • нивелировка личности, подчинение ее интересам социума;

  • усложненная система ритуалов и церемоний.

На Востоке мудрость «идет» от жизни, а не от науки, поэтому и восточные этические учения отличаются от западных своей ориентацией на общепринятый образ жизни, на общественно-производственную и обыденную деятельность людей. Примером этих социокультурных парадигм могут служить этические учения древних Индии и Китая, среди которых в этическом плане особенно выделяются брахманизм и буддизм в Индии и конфуцианство и даосизм в Китае (рис. 3).

История морали

1. Возникновение и развитие морали Основные концепции возникновения морали

Мораль – одна из самых древних форм человеческого сознания. Она возникает вместе с человеческим сообществом: как только один человек начинает «относиться»к другому человеку, их отношения обретают ту или иную формуморальности или аморальности. С этим согласны все этические учения.Однако по вопросу происхождения морали имеются определенные разногласия (рис. 10).

Концепции возникновения морали

Рис. 10

Религиозная концепция. Утверждает, чтомораль дается человеку от Бога, высшим основанием морали считает»божественный закон», имеющий вечный характер, и поэтому нравственная природа человека неизменна. Религиозная концепция происхождения морали строится на авторитарных началах: моральные требования в виде Божественного закона даны человеку высшим авторитетом — Богом и сформулированы в десяти библейских заповедях. Справедливость закона должна постигаться не разумом, а безоговорочной Верой в Бога; моральный долг определяется Любовью к Богу; а потеря Надежды (на Бога) расценивается как величайший грех.

Натуралистические концепции. Исходят из того, что мораль изначально заложена в человеке самой природой.К ним относятся следующие концепции:

  • социал-дарвинизм,который считает, что действующие в мире животных законы борьбы за существование действуют и в человеческом обществе, поэтому происхождение нравственности следует искать в избирательной способности самой жизни,в борьбе за существование, в наличии морального чувства у животных;

  • евгеника,которая объясняет социальные формы поведения, в том числе и моральные, свойствами, наследуемыми человеком от родителей; поэтому добрые или злые качества прирождены ему и не поддаются изменению;

  • психоаналитическая концепция происхождения морали, базирующаяся на фрейдизме и определяющая поведение личностинеподвластными сознанию психическими процессами,в основе которых лежат врожденные бессознательные влечения.

Социологизаторская концепция. Связывает существование морали исключительнос развитием общества: истоки нравственности она усматривает в социально-исторических и материально-экономических условиях и потребностях общества, а саму нравственность рассматривает как ответ на эти потребности(социально-исторический детерминизм),что неизбежно ведет кавторитаризму.

Культурологическая концепция. Она является наиболее рациональной и современной. Для нее характерен обобщающий, интегративный подход: не отрицая ни биопсихической природы нравственности, ни роли религии в ее развитии, ни ее социальных оснований, предполагая изначальную включенность морали в исторический процесс, эта концепция связывает ее происхождение и развитие сконкретными социокультурными условиями.

Историческое развитие морали (в рамку)

С глубокой древности и до наших дней для развития морали характерны специфические особенности, зависящие от определенных социокультурных условий.

Нравы архаичного периода

  1. Коллективный характер жизни и труда определяет в качестве основополагающих принципов первобытные равенствоиколлективизм, ставшие источником чувства «принадлежности» людей того времени.

  2. Регламентация поведения людей закреплялась в первых моральных требованиях: запретах в форме табу, вобычаяхи традициях,впростейших нравственных нормах, направленных на сохранение и благополучие рода.

  3. Положительные моральные качества, способствуя выживанию и усилению рода, приводят к тому, что начинает побеждать не сильнейший, а «моральнейший». Наряду с положительными моральными качествами формируются и отрицательные, которые также сохранятся в истории человечества. Так моральные нормы превращаются в важнейший фактор человеческого существования.

Этимология и история терминов: этика, мораль, нравственность

Термин «этика» — древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова этос (ethos, ????), означавшего в далекие времена местопребывание — человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В этом значении оно употреблялось еще Гомером. Оно имело также другой смысл, ставший со временем превалирующим — устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав живых существ. В данном значении оно широко используется в философии. Эмпедокл говорит об этосе первоэлементов. Гераклит говорит об этосе человека, имея в виду то, что на русский язык переводится словами «образ жизни», «характер»: «Характер человека есть его демон». Вместе с новым значением слово «этос» приобретает нормативный оттенок, обозначая такую устойчивую природу явления, которая вместе с тем выступает в качестве образца.

Смещение и углубление значения слова «этос» (от местопребывания к характеру, устойчивой природе) является многозначительным: здесь можно усмотреть зависимость характера, устойчивой природы человека и животных от их совместного проживания, общежития.

Аристотель, отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, внутренней природы, нрава, образовал прилагательное «этический» или «этосный» (ethicos, ??????) — относящийся к этосу. Им он обозначил особый класс качеств, относящихся к характеру человека, описывающих его совершенное состояние — этические добродетели. При терминологическом обозначении и содержательном описании этических добродетелей Аристотель ссылается также на термин «привычка» (????), который от термина ???? в значении характера отличается только одной первой буквой (эпсилон, пятая буква греческого алфавита, вместо эты — седьмой буквы). Этические добродетели (мужество, умеренность, щедрость и другие) отличаются как от природных свойств человека, аффектов, так и от качеств его ума (дианоэтических добродетелей). Уже от прилагательного «этический» Аристотель пришел к существительному «этика» (?????), являющемуся, с одной стороны, обобщением соответствующего класса добродетелей, а с другой — обозначением той области знаний, которая изучает человеческие добродетели (произведения Аристотеля — «Никомахова этика», «Большая этика», «Эвдемова этика» — являются первыми научными сочинениями, предметная область которых обозначена словом «этика»).

Термин «мораль» — и по содержанию и по истории возникновения — представляет собой латинский аналог термина «этика». В латинском языке есть слово «mos» (множественное число — «mores»), соответствующее древнегреческому этосу и обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. На его базе Цицерон с целью обогащения латинского языка и с прямой ссылкой на опыт Аристотеля образовал прилагательное «моральный» (moralis) для обозначения этики, назвав ее philosophia moralis. Уже позднее, предположительно в IV веке, появляется слово «мораль» (moralitas), в качестве собирательной характеристики моральных проявлений. Множественное число от него — moralia — употреблялось как обозначение и моральной философии и ее предмета.

В русском языке есть самобытный термин «нравственность», являющийся в целом эквивалентом греческого слова «этика» и латинского слова «мораль». Насколько можно судить, он повторяет их историю. В русском словаре 1704 года (словарь Поликарпова) есть слово «нрав», но нет еще слов «нравственный» и «нравственность». В словаре 1780 года (словарь Нордстета) есть уже слово «нравственный», но нет слова «нравственность». И только в словаре 1793 года (академический словарь) в добавление к двум вышеназванным появляется слово «нравственность». Многие европейские языки (английский, итальянский, французский и др.) для описания интересующего нас предмета обходятся двумя словами: этика и мораль. В немецком языке, как и в русском, существует еще и третье слово: нравственность. Интересно заметить: немецкий термин (Sittlichkeit), также воспроизводит историю и логику своих иноязычных и более древних эквивалентов. Согласно толковому словарю братьев Гримм, в XIII веке существовало слово «нрав» (Sitte), в XIV веке появляется слово «нравственный» (sittlich) и только в XVI веке возникает существительное «нравственность» (Sitllichkeit), обобщающее определенную реальность внутренней жизни человека и его отношений с другими людьми.

Таким образом, термины «этика», «мораль», «нравственность» приблизительно однотипны по своему этимологическому содержанию и истории возникновения. В ходе развития культуры они приобретали различные смысловые оттенки, самым существенным из которых является разведение этики и морали (нравственности) как науки, области систематизированного знания, и ее предмета (или объекта). Попытка эта, хотя она имеет многовековую историю, не удалась. И язык и духовный опыт сопротивляются тому, чтобы закрепить за этикой исключительно или хотя бы даже преимущественно значение науки, а мораль лишить какого-либо теоретического статуса.

В современном — и живом и литературном — русском языке все три термина содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми. Сказать «этические нормы», «моральные нормы», «нравственные нормы» — значит сказать одно и то же. Складывается, конечно, определенная традиция привычного словоупотребления, но она не является жесткой. К примеру, применительно к идеалам чаще обращаются к термину «нравственный» — нравственные идеалы. Ничто, однако, не препятствует тому, чтобы то, что обозначается как «нравственные идеалы», назвать «этическими идеалами» или «моральными идеалами». Определенную область философского знания принято называть этикой или философской этикой, ее же нередко именуют нравственной философией, моральной философией. Злоупотребления моральной проповедью мы, как правило, именуем морализаторством (морализированием); этот же процесс можно обозначить и как нравоучительство, этизирование.

Этика не является в строгом смысле слова ни наукой, ни даже областью теоретического знания, если понимать под наукой, теоретическим знанием идеальное удвоение реальности, ее более или менее адекватный субъективный образ. Знание само по себе не меняет предмет, а меняет наш взгляд на него. Одно время люди думали, что Солнце вращается вокруг Земли. Потом они узнали, что Земля вращается вокруг Солнца. Это кардинальное изменение наших представлений само по себе никак не сказалось на реальном положении Солнца и Земли. Этическое знание — совсем иного рода. Оно меняет сам предмет, формирует его. Как мы видели, и термин и понятие морали возникают в рамках систематизированной мыслительной деятельности. Этика может считать, что мораль дана богом. А может утверждать, что она обусловлена историческими обстоятельствами. Эти два взгляда, принятые всерьез, в их прямом и обязывающем значении, дают не просто два разных понимания, но и два разных состояния морали. Этику точнее было бы определить не как науку о морали, а как самосознающий моральный опыт. И это всегда субъективный опыт, то есть опыт того субъекта, который размышляет, сознает себя.

Характеризуя эту особенность этики, Аристотель говорил, что ее целью являются не знания, а поступки. Не для того человек изучает этику, чтобы узнать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать добродетельным. Или, говоря по-другому, мораль как та реальность, с которой имеет дело этика, не может существовать вне обращения к этике. Она нуждается в этике, в ней получает продолжение и завершение.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Этимология и генезис терминов «этика», «мораль», «нравственность»

Термины «этика», «мораль», «нравственность» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках.

Древнегреческое слово «ēthika» (от ethos) служит аналогом латинскому понятию «moralis» и русскому самобытному термину «нравственность». Все они подразумевают некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов, обычаев людей. В ходе развития духовной культуры человечества эти понятия стали приобретать относительно самостоятельные смысловые оттенки. Со времен Аристотеля понятием «этика» стали обозначать ту область философских знаний, которая изучает человеческие добродетели. Все этические учения прошлого и настоящего имеют своей целью рациональное обоснование морали, выявление ее общего, сущностного значения, выраженного в системе законов, ценностей, принципов, категорий.

Слово «этика» происходит от греческого ēthos – нрав, логово, дом, характер, темперамент, обычай. У Гомера слово ēthos обозначает местопребывание, совместное проживание. У Гераклита этим словом обозначено «образ жизни», образец. Он употребляет этот термин говоря об этосе человека, отталкиваясь от понимания ēthos как характера (темперамента).

В 4 веке до на н.э. Аристотель термином ēthos обозначил добродетели человека проявляющиеся в его поведении и делающие его совершенным: мужество, умеренность, мудрость, справедливость, благоразумие, честность, а «этикой» –– науку об этих качествах.

Этика – теория нравственности, обозначающая совокупность добродетелей, а так же область знаний о них.

Аристотель посвятил новой науки такие труды, как «Никомахова,» «Эвдемова этика», «Большая этика» – извлечение из двух предыдущих.

Слово «мораль» – латинского происхождения. Оно образованно от латинского слова mos (мн. ч. – mores), что означало примерно то же, что и ēthos в греческом –– нрав, обычай. Цицерон со ссылкой на Аристотеля, образовал от него слова moralis – моральный и moralitas – мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика.

Русское слово «нравственность» происходит от корня «нрав». И впервые оно фиксируется в «словаре Академии Российской» (СПб 1793 г.) и употреблялось наряду со словами «этика» и мораль» как их синонимы.

Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Под нравственностью и моралью понимают принципы, ценности, нормы, определяющие человеческое поведение. Этикой же называют как сами эти принципы (например, «педагогическая этика»), так и науку о них, т.е. науку о морали (нравственности).

Слово «нравственность» обычно не употребляется там, где речь идет о негативной оценке поведения, а слово «мораль» более нейтрально по отношению к такой оценке: можно сказать «человеконенавистническая мораль фашизма», но не «человеконенавистническая нравственность». Некоторые авторы предлагают понимать под моралью нормы, а под нравственностью –– степень их соблюдения. Однако такое различие не стало общепринятым.

В практике словоупотребления этих слов практически взаимозаменяемы (а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту).

Этика имеет нормативный характер. Мораль предмет изучения этики. Мораль проявляет себя в тонких человеческих взаимоотношениях. Мораль –– это реальность. Этика и мораль –– это не одно и тоже.

Этика не только учение о морали, но и часть самой морали.

Мораль – форма общественного сознания, вид человеческой деятельности и человеческих отношений, важный способ регуляции поведения человека в обществе, складывается из принципов, норм, правил, оценок, которыми человек руководствуется в своем поведении.

Мораль – это индивидуальные и общественные формы человеческих отношений, основанные на различении добра и зла.

Соотношение понятий этика, мораль и нравственность

Слово «этика» древнегреческого происхождения. Еще Гомер пользовался словом «ethos» (этос) для обозначения места совместного проживания (дом, пещера, логово, гнездо). В дальнейшем «этос» стал означать определенные человеческие качества, приобретаемые и проявляемые в обществе. В IV в. до н. э. Аристотель произвел от слова «этос» два других — «этический» и «этика». Термин «этический» он использовал для описания совершенных качеств человеческой души (умеренность, мужество, спокойствие), он назвал их «этическими добродетелями». Сделав этические добродетели предметом своего исследования, Аристотель дал имя новой области знания — «этика».

Слово «мораль» латинского происхождения. Для точного перевода аристотелевского термина «этический» с греческого на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» («mores» во ми. числе), означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Так Цицерон, подражая Аристотелю, создал новое прилагательное — «моральный». Для обозначения области знания о морали им был введен термин «философия морали».

Слово «нравственность» — славянского происхождения. По смыслу оно почти полностью совпадает с греческим «этос» и латинским «морес». В русском языке много однокоренных слов, например, благонравие, добронравие. Русские писатели, философы, историки сферу знания о нравственности называли «нравственной философией».

Таким образом, все три слова — этика, мораль, нравственность — означают одно и то же, их часто используют как синонимы. Например, дурной поступок можно назвать неэтичным, аморальным, безнравственным. Однако со времени античности в литературе утвердилась традиция рассматривать этику как теорию морали, нравственности. Дадим определение этики, морали и нравственности как научных категорий.

Этика — область философской науки, предметом изучения которой является мораль, нравственные отношения как специфическая форма общественного сознания и жизнедеятельности человека.

Мораль в самом простом определении — это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Требования морали фиксируются в общественном сознании в виде обычаев, традиций, общепринятых представлений.

Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами.

Таким образом, термины «этика», «мораль», «нравственность» по своему этимологическому содержанию и истории возникновения однотипны. В ходе развития культуры они приобретали различные смысловые оттенки. В современном языке все три термина содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми.

Несмотря на то, что этимологически эти термины в обыденных условиях употребляются как синонимы, в философии сложилась традиция разграничения этих понятий. Если этика — это теоретическое знание, то нравственность и мораль выступают как формы общественного сознания, вид общественных отношений, регулятор общественных отношений. Что же касается соотношения понятий «мораль» и «нравственность», то многие авторы рассматривают их как синонимы (Р. Г. Апресян, А. А. Гусейнов, Н. И. Порубов и др.).

Мораль представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Мораль регулирует поведение людей в обществе. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемых в длительном процессе исторического развития общества. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми. Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам. Таким образом, мораль рассматривают как: 1) особую форму общественного сознания (то есть нравственное сознание), 2) вид общественных отношений, 3) действующие в обществе нормы поведения, регулирующие нравственную деятельность человека.

Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы10.

Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу в целом и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет 10 Васильева Г. А. Профессиональная этика юриста. — Челябинск, 2005. — С. 31-33.

и характер нравственных санкций. Моральная норма рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах. Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций).

Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности. К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как

  • — гуманизм — признание человека высшей ценностью;
  • — альтруизм — бескорыстное служение ближнему;
  • — милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;
  • — коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположный ей формализм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества. Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

мораль

В Википедии есть страница «мораль».

Русский

В Викиданных есть лексема мораль (L129373).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. мора́ль мора́ли
Р. мора́ли мора́лей
Д. мора́ли мора́лям
В. мора́ль мора́ли
Тв. мора́лью мора́лями
Пр. мора́ли мора́лях

мо-ра́ль

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -мораль- .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. неисч., книжн. нравственное учение; свод правил нравственности, этики ◆ Сегодня в нашем обществе насаждается потребительское мировоззрение, поощряются эгоистические устремления человека, попирается христианская мораль с её жертвенностью и устремленностью к высшим идеалам. «Обращение церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России»», 2004 г. // «Журнал Московской патриархии» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. неисч. нравственность, поведение с точки зрения правил нравственности ◆ Человек невысокой морали.
  3. исч. вывод из чего-нибудь; нравственный урок ◆ Мораль сей басни проста как правда: такое в жизни бывает, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Анна Берсенева, «Возраст третьей любви», 2005 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  4. исч., разг. нравоучение, наставление ◆ Выглянула из двери, повиснув на костылях, пожилая, встрёпанная, читает мораль. И. Грекова, «Перелом», 1987 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Она была их утешительницей, душеприказчицей, казначеем, лекарем и духовною матерью: ей первой бежал солдатик открыть свое горе, заключавшееся в потере штыка, или в иной подобной беде, значения которой не понять тому, кто не носил ранца за плечами, — и Катерина Астафьевна не читала никаких моралей и наставлений, а прямо помогала, как находила возможным. Н. С. Лесков, «На ножах», 1870 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. нравственность
  2. нравоучение, наставление

Антонимы

Гиперонимы

  1. вывод

Гипонимы

Родственные слова

Список всех слов с корнем «морал⁽ʲ⁾-»
  • существительные: мораль; морализатор, морализаторство, морализация, морализирование, морализированье, морализм, моралист, моралистка, моральность; аморализм, аморалка, аморальность, деморализация; моралфаг, моралфажество
  • прилагательные: моральный; морализаторский, моралистический; аморальный, антиморальный, деморализованный, неморальный
  • глаголы: морализировать, морализовать; деморализовать, деморализоваться, деморализовывать, деморализовываться
  • наречия: морально; моралистически, моралистично; аморально, антиморально, неморально

Этимология

Происходит от лат. moralis «моральный, нравственный», из mos (род. п. moris) «нрав, обыкновение, обычай», далее из неустановленной формы. Термин moralis введен Цицероном как калька с др.-греч. ἠθικός «нравственный, этический».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • общественная мораль
  • прописная мораль
  • физика морали

Перевод

правила этики

  • Таджикскийtg: ахлоқ
  • Шведскийsv: moral (sv) общ.

нравственность, поведение

  • Таджикскийtg: ахлоқ

нравственный вывод, урок

нравоучение, наставление

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    Аристотель. Этимология слова «мораль» восходит к древнегреческому слову «этос», которое в свое время имело различные значения: «устойчивый

    Этимология слова «мораль» восходит к древнегреческому слову «этос», которое в свое время имело различные значения: «устойчивый нрав», «характер», формирующийся в результате общения, а также обычай, темперамент.
    Аристотель пишет: «Свое название, если нужно исследовать истину исходя из буквы (а это, пожалуй, нужно), этическая добродетель получила вот откуда: слово ethos нрав, происходит от слова ethos, обычай, так что этическая добродетель называется так по созвучию со словом привычка. Уже отсюда ясно, что ни одна добродетель в неразумной части души не возникает в нас от природы: что существует от природы, то уже не изменится под влиянием привычки»
    В дальнейшем Аристотель образовал от этого слова прилагательное «этический», чтобы обозначить им группу добродетелей (качеств), относящихся к характеру человека — мужество, умеренность, щедрость, доброжелательность и т.п.
    Термин «мораль» — и по содержанию, и по истории возникновения — латинский аналог термина «этика». В латинском есть слово «mos» (множественное слово — «mores»), соответствующее древнегреческому этосу и обозначавшее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. Цицерон образовал прилагательное «моральный»(moralis). Уже позднее, приблизительно в IV веке, появляется слово «мораль»(moralitas). В русском языке есть термин «нравственность», являющийся эквивалентом греческого слова «этика» и латинского слова «мораль».
    Науку, которая была призвана изучать данные этические добродетели, выявлять достоинство того или иного характера человека, Аристотель назвал этикой. Таким образом, уже изначально эти два понятия означали разное, хотя в разговорном языке они порой совпадали (и по сей день некоторые авторы не делают различия между понятиями «этика», мораль» и «нравственность»). Однако все же необходимо различать этику как определенную часть, отрасль знания и мораль (нравственность) как объект ее изучения.
    Античная этика была, прежде всего, учением о добродетелях, о добродетельной личности. Она исходила из убеждения, что нравственное совершенство личности доступно ей самой. Она показала, что мораль или нравственность выступает как совокупность нравственных качеств человека, как максимальное развитие возможностей личности, которое служит основой социальной гармонии.
    Таким образом, целью этики провозглашалось преобразование личности, ее нравственное возвышение. Добродетели, согласно Аристотелю, воспитываются. Но человек, совершенно не предрасположенный к восприятию этического знания, будет глух к учению. Так, например, для людей неопытных в житейских делах, а также для людей невоздержанных, в частности для юношества, изучение этики принесет мало пользы. Ибо тот, кто не умеет управлять своими страстями, склонностями, тот тем более не сможет управлять ими хорошо, правильно. Ему этические знания останутся чуждыми. Но этика, считает Аристотель, может принести огромную пользу тем, кто обладает жизненным опытом, способен владеть собой, подчинять свои действия определенной цели. Для обильного урожая мало хорошего зерна, надо еще, чтобы оно пало на хорошо вспаханную землю: точно также как для таких всходов как добрые поступки недостаточно наших знаний о добродетели, необходимо чтобы эти знания нашли себе благодатную почву — стремление, внутреннюю потребность индивида стать добродетельным.
    Аристотель в целом исходит в своей этической концепции из эвдемонического тезиса. Он считает, что стремление к счастью это самое простое и понятное желание человека. Но путь к счастью указывает этика: «Человеческое благо представляет собою деятельность души сообразно добродетели, а если добродетелей несколько — то сообразно наилучшей и наиболее полной (и совершенной)». Человек, согласно античному мыслителю, должен контролировать свою чувственность, стремиться избежать сильных страстей, так как они уводят от должной меры и приближают к пороку, т.е. к крайности.
    В творчестве Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) античная этика достигла своего высшего развития, что вряд ли было бы возможно, если бы ученик не превзошел своего учителя, сделав выбор в пользу служения истине («Хотя Платон и истина мне дороги, священный долг велит отдать предпочтение истине»). Заслуги Аристотеля в развитии этики чрезвычайно велики:, он дал имя этой науке, ему принадлежит первый специальный этический труд «Этика к Никомаху», он впервые поставил проблему самостоятельности этики,построил глубокую, синтетическую теорию морали. Для этической теории Аристотеля характерны развитый логический анализ, единcтвo метода рационального осмысления проблем и их эмпирического подтверждения,социальная ориентированность этического мышления (взаимосвязь этики и политики), установка на прикладное, практическое значение теории морали. Все это позволило мыслителю не только максимально использовать преимущества эвдемонистической традиции, но и в значительной мере преодолеть изъяны натуралистической интерпретации нравственности.
    Этика, в понимании Аристотеля,:- это особая, практическая наука о нравственности (добродетели),цель которой — научить человека, как стать счастливым. Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности, решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан, поэтому она, наряду с политикой, является очень важной практической наукой.
    Выделяя этический аспект проблемы взаимоотношения личности и общества, Аристотель стремился найти пути их гармонического взаимодействия в разумном ограничении индивидом стихии эгоистических потребностей, ориентации его на общественное благо — с одной стороны, и в содействии государства процветанию своих граждан — с другой. Социальная гармония не должна подавлять личных интересов.Нравственность человека, опирающаяся на разум и волю, приводит его цели, желания, потребности в соответствие с интересами государства. Рассматривая данную проблему, Аристотель высказал важную догадку о том, что источник морали нужно искать в государственных отношениях.
    С содержанием всех разделов этической системы Аристотеля можно ознакомиться, обратившись к его трудам и к специальной историко-этической литературе, зафиксируем лишь наиболее значительные его идеи.
    Учение о счастье. Отдавая дань традиции, высшим благом Аристотель признавал счастье (блаженство),внося много инновационных оттенков в интерпретацию этого понятия. Счастье — это особое состояние удовлетворенности, получаемое от совершенной (добродетельной) деятельности. Отмечая единство морали и счастья, Аристотель подчеркивал, что достижение состояния высшего удовлетворения жизнью зависит не только от определенной организации сознания, но и от поступков. Среди многочисленных условий счастья главными являются: нравственное и интеллектуальное совершенствование, здоровье и наличие внешних благ, активная гражданская позиция, дружба.
    Учение о добродетели. В отличие от Платона, Аристотель отрицал врожденный характер добродетелей,что дало ему возможность поставить проблему нравственного воспитания. Добродетель связана с общественно значимым действием («Добродетелями вообще мы называем похвальные приобретенные свойства души»); обладает нормативным характером (это не то, что дано от природы, а то, что должно быть воспитано). Поскольку мораль основана на разуме и воле, постольку выделяются добродетели дианоэтические и этические. Аристотель предложил конкретный подход к определению меры добродетели (например,понятие мужества зависит от того, о ком мы, ведем речь — о младенце или атлете); обосновал идею о том, что каждая добродетель — середина между двумя крайностями (мужество, например, это середина между трусостью и «безумной отвагой»). Множество интересных наблюдений содержит также анализ отдельных добродетелей, в том числе, главных: справедливости, мудрости, мужества, умеренности.
    Учение о дружбе представляет собой первый опыт постановки и решения проблемы общения. Подчеркивая высокую нравственную ценность дружбы, Аристотеля анализировал ее количественные и качественные параметры, предлагал классификацию ее различных видов, описывал ее связь с добродетелью.
    Большое значение для дальнейшего развития этики имели и другие идеи Аристотеля (о свободе выбора и ответственности в морали, о единстве этики и политики и др.). Многие положения этического наследия Аристотеля оказались «несвоевременными», Т.е. не могли быть достаточно адекватно осознаны не только современниками, Но и многими мыслителями более поздних времен.

    Эпикур

    Эпикур (341-270 гг. до н.э.), опиравшийся на наследие киренаиков и Демокрита, рассматривал этику как «лекарство для души», помогающее избавиться от страданий и обрести внутреннее равновесие.
    Существует устойчивая традиция гедонистического истолкования учения Эпикура, обусловленная различиями в понимании термина «гедонизм», а также другими обстоятельствами, в том числе тем, что на уровне обыденного сознания любая философская идея, приспосабливаемая к нуждам этого обыденного сознания, огрубляется, примитивизируется и, естественно, существенно искажается. (Кстати, проблема»инобытия» идеи в массовом сознании сама по себе чрезвычайно интересна. Попробуйте сформулировать свое мнение на этот предмет). Отчасти эта традиция поддерживается некоторыми суждениями самого Эпикура.
    Наличие определенных гедонистических мотивов не опровергает общей эвдемонистической ориентации Эпикура, определявшего счастье весьма своеобразно — как свободу от телесных страданий и душевных тревог. Соответственно, основная цель этики — помочь человеку избавиться от страданий или облегчить их. Этот контекст обнаруживается во всех этических размышлениях Эпикура. Он отмечает, например, что счастье и удовольствие не тождественны, счастье предполагает правильное отношение к удовольствиям(избегать неестественных удовольствий, предпочитать духовные, соблюдать меру), иначе страдания не миновать. Кроме этого, условиями счастья являются: атараксия (безмятежность души, невозмутимое,спокойное состояние духа); индифферентность ко всему внешнему; дружба; правильное отношение к жизни и смерти. Все это, по мнению Эпикура, освобождает от страданий и способствует приобретению внутренней независимости от мира.
    Добродетель — не самоценность, а необходимое для счастья средство, источник которого находится не во вне, а внутри человека. Главная добродетель — мудрость, предполагающая занятие философией, что способствует прояснению сути вещей и помогает преодолеть страх смерти. Мудрец не уклоняется от жизни и не боится смерти (смерть не может причинить страданий: когда есть человек, нет смерти, когда приходит смерть, нет уже человека), он занят разумной организацией «правильной жизни», которая естественным образом подготавливает «прекрасную смерть».
    «Из всего того, что мудрость доставляет себе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой», — это не просто слова, а жизненная позиция Эпикура, воплощенная на практике. Нужно отметить, что вообще вся его жизнь есть реализация учения. Не случайно ученики и последователи Эпикура благоговейно сохраняли память о нем.
    В дестабилизированной социальной среде человек может спастись бегством от реального мира, находя в себе самом источник моральных ценностей, — такая жизненная философия, предложенная Эпикуром, как и его многочисленные житейские наставления, сохраняют свою популярность и по сей день. Однако,сведение морали к нравственным свойствам индивида чревато возможностью ее релятивистского истолкования, — такого следствия этических рассуждений не смогли избежать и представители другой ориентации позднеантичной «практической философии» — стоики.

    Стоики

    Стоицизм продолжает развитие ригористической тенденции, намеченной киниками. Наиболее явно эта тенденция выражается в идее самоценности добродетели своеобразной форме императивного понимания морали.
    В истории стоицизма выделяют три периода: Древняя Стоя (III-II вв. до н.э.), Средняя Стоя (II — I вв. до н.э.), Новая Стоя (I — II вв. н.э.). С точки зрения развития этической рефлексии, наиболее интересен последний период, когда стоицизм представляют трое известных римских мыслителей:

    Сенека (5 Г.до н.э. — 65 г. н.э.),
    Эпиктет (50140 гг. н.э.),
    Марк Аврелий Антоний(121-180 гг. н.э.).

    Основной принцип стоической этики — осознать господствующую в мире необходимость и подчиниться ей,не утратив при этом чувство собственного достоинства. Этот принцип имеет различные формы выражения: жить в согласии с природой; жить добродетельно; жить разумно. «Мы рождены под единодержавной властью: повиноваться богу — вот В чем свобода наша» (Сенека). Казалось бы, в отличие от Эпикура стоики пытаются найти внешнюю, объективную точку опоры для морали (такая потребность в этике уже явно назрела), но, по существу, остаются в границах субъективизма.
    Стоики проповедуют отрешенность от страстей и внешних благ как условие внутренней свободы (с этим связано используемое ими понятие «апатия», которое обозначает «бесстрастное» отношение ко всему,включая страдание); занимают рационалистическую позицию в решении проблемы добродетели (добродетель — знание, зло — незнание); определяют свое отношение к смерти. Что касается последней проблемы, то ее решение исходит из установки: «Жизнь — не благо, смерть — не. зло», т, е, жизнь должна быть добродетельной, иначе она лишается смысла и предпочтительней оказывается смерть: «Лучше достойно умереть, чем недостойно жить» (Сенека).
    Таково (в самых общих чертах, конечно) мировоззренческое кредо стоиков, попытавшихся помочь человеку в сложных обстоятельствах социального хаоса и нравственной деградации сохранить моральное достоинство; принять мир таким, какой он есть, раз нет надежды на его изменение; противопоставить изменчивой судьбе свою внутреннюю нравственную целостность, Возможно, и в настоящее время стоическая этика способна стать «путеводной звездой» для человека, попавшего в трагическую жизненную ситуацию. Тем не менее, содержание стоического идеала свидетельствует о том, что субъективизм, как основа этического сознания, утрачивал свою привлекательность. Начинался поиск объективных оснований морали, который на длительное время оказался связанным с христианской религии.

    Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 1019 | Нарушение авторских прав

    Рекомендуемый контект:

    Похожая информация:

    Поиск на сайте:

    Происхождение слов «мораль», «нравственность».

    Слайд 1

    Происхождение слов «мораль», «нравственность», «этика». Гущин Кирилл 4 «А» класс

    Слайд 2

    Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках.

    Слайд 3

    Слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, — такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» — науку об этих качествах.

    Слайд 4

    Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos ( множ . число mores ), что означало примерно то же, что ethos в греческом — нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика.

    Слайд 5

    А «нравственность» —русское слово, происходящее от корня «нрав».Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.

    Слайд 6

    Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы (а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту).

    Слайд 7

    Различают этику религиозную и светскую Слово «светская» означает «мирская», «гражданская». Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло; что от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим; что человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми. Этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше. Религиозная этика — обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных, норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.

    Слайд 8

    Цель этики Сообщить человеку нравственные знания и способствовать выработке у него привычки к совершению высоконравственных поступков.

    Слайд 9

    Нормы морали Моральные нормы служат для контроля за поведением внутри социальных групп, различных классов и общества в целом. В любом обществе действия и поступки различных людей должны подчиняться строго определенным моральным принципам.

    Слайд 10

    Особенности морали Мораль отличается от права тем, что носит именно неписаный характер и ее требования обычно закрепляются в обиходе в виде традиций, обычаев, общепринятых норм и т.д.

    Слайд 11

    Высшие нравственные ценности В этике определены высшие нравственные ценности, которые направляют нравственную жизнь общества и человека жизнь, свобода, патриотизм, социальная справедливость, национальное самосознание, уважение чести и достоинства каждой отдельной личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *