Основные принципы хозяйственной деятельности

Основные принципы хозяйственной (предпринимательской) деятельности

В основе хозяйственной деятельности в рыночных условиях должен находиться высокий профессионализм, инициатива и предприимчивость участников этой деятельности. Поэтому право, ее регулирующее, детерминируется, т. е. определяется, обусловливается, общими принципами для предпринимательской деятельности в целом. Они прямо зафиксированы в конкретных нормах Конституции РФ, ГК РФ и других законах, которые составляют, по сути, стержень хозяйственного (предпринимательского) права.

Назовем 11 правовых принципов.

Принцип законности хозяйственной (предпринимательской) деятельности. В основу этого принципа положено строгое соблюдение законов, интересов участников хозяйственных (предпринимательских) отношений, общества и государства без нарушения запретов, нормативных актов и прав других физических и юридических лиц.

Принцип неприкосновенности законно приобретенной собственности и равной охраны всех ее форм — фундаментальный принцип частного права. Этот принцип зафиксирован в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности», а также в ч. 3 ст. 35 Конституции РФ: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».

Многие нормы ГК РФ в развитие конституционных положений также направлены на обеспечение принципа неприкосновенности собственности. Так, ст. 235 ГК РФ устанавливает исчерпывающий перечень оснований прекращения права собственности помимо воли собственника.

Принцип свободы экономической деятельности. Он вытекает из закрепленного ч. 1 ст. 34 Конституции РФ права каждого «на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Субъекты хозяйственного (предпринимательского) права не только приобретают экономические права своей волей и в своем интересе, но и осуществляют их по своему усмотрению.

Принцип юридического равенства участников хозяйственных (предпринимательских) правоотношений независимо от их места и уровня в экономике страны. Они обладают принципиально равными правовыми возможностями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, не подчинены друг другу, не обладают какими-либо преимуществами друг перед другом, если иное прямо не предусмотрено законом.

Принцип свободы договора. Участники хозяйственных (предпринимательских) отношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Источником этого принципа являются положения ч. 1 ст. 34 и ч. 2 ст. 35 Конституции РФ, предусматривающие право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.

Содержание данного принципа раскрывается в ст. 421 ГК РФ и сводится к тому, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

В определенных случаях в общественных интересах могут устанавливаться ограничения свободы договора. Так, в соответствии с п. 3 ст. 426 ГК РФ в целях обеспечения и защиты прав потребителей не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, выполнить работы, оказать услуги.

Принцип беспрепятственного осуществления установленных договором прав участников хозяйственных (предпринимательских) отношений, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Этот принцип закреплен в ст. 46 Конституции РФ, в соответствии с которой «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод», и в ст. 11 и 12 ГК РФ. В определенных законом случаях хозяйственный спор, подведомственный, как правило, арбитражному суду, по соглашению сторон может быть передан на разрешение третейского суда. Исключение составляют самозащита гражданских прав, предусмотренная ст. 14 ГК РФ, а также другие случаи, предусмотренные законодательством РФ. Это, например, защита нарушенных прав путем применения оперативно-хозяйственных санкций к правонарушителю без обращения к судебным органам, в частности удержание кредитором имущества должника (ст. 359 ГК РФ); или защита нарушенного права путем списания задолженности со счета должника (ст. 854 ГК РФ).

Принцип поощрения добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Этот принцип закреплен в ч. 1 ст. 8 и ч. 2 ст. 34 Конституции РФ. Основным законом установлено, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Как известно, конкуренция, являющаяся основой рыночной экономики, создает соответствующий механизм, который заставляет работать цены на рынке, в свою очередь зависящие от соотношения спроса и предложения товаров либо услуг данного вида. Антиподом конкуренции является монополизация, т. е. такое положение, при котором число производителей товаров определенного вида становится недостаточным для потребителей. Это дает им возможность оказывать влияние на формирование цен предлагаемых товаров и услуг путем регулирования их предложения на рынке. Государство в целях поддержания рыночных механизмов в интересах потребителей обязано контролировать монополистов и пресекать их деятельность.

Принцип осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности в рамках единого экономического и правового пространства (ч. 1 ст. 8 и ст. 15 Конституции РФ). Этот принцип связан со свободой перемещения по территории РФ товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74 Конституции РФ). Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74 Конституции РФ; п. 3 ст. 1 ГК РФ).

Принцип паритета интересов всех субъектов хозяйственной (предпринимательской) деятельности. Одним из центральных вопросов дальнейшего совершенствования законодательства является оптимальное сочетание в хозяйственном (предпринимательском) праве частных обоюдных интересов физических и юридических лиц в получении определенных результатов их хозяйственной деятельности и социально-экономических публичных интересов всего общества.

Принцип государственного регулирования экономики. Статья 71 Конституции РФ относит к исключительному ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; денежную эмиссию; основы ценовой политики. Сюда относятся также лицензирование и квотирование, стандартизация и сертификация продукции и т. д.

Принцип экономической безопасности страны, защиты внутреннего рынка. Хозяйственное (предпринимательское) право наиболее тесно связанно с экономической политикой, проводимой государством как внутри страны, так и за рубежом. Оно призвано противодействовать созданию условий для теневой и криминальной экономики, всячески содействовать конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на мировом и внутреннем рынках.

Это общие правовые принципы, на которых основывается хозяйственная (предпринимательская) деятельность в целом. Помимо этих принципов, предприятия, организации различных отраслей экономики руководствуются также специфическими нормативными правилами, которые предназначены только для их деятельности.

Предприятия. Организация и принципы хозяйственной деятельности

Организация и принципы хозяйственной деятельности

Под организацией предприятия обычно понимается пространственно-временная структура производственных фондов и рабочей силы и их взаимодействие для достижения целей его деятельности.

Организация предприятия строится с учетом следующих основных правил:

— объединение всех процессов хозяйственной деятельности для достижения поставленных целей;

— формирование квалифицированных менеджеров и исполнителей;

— обеспечение необходимой и достаточной информацией о внеш-ней среде;

— обеспечение функционирования предприятия при изменяющихся условиях внешней среды.

На организацию конкретного предприятия оказывают влияние многообразные факторы:

— размеры предприятия. Например, в крупных предприятиях высока степень специализации и разделения труда, в малых – высокий уровень взаимозаменяемости работников, достаточно широкий спектр функций работников;

— применяемая технология, например: добыча рудных полезных ископаемых открытым способом требует совершенно определенного состава основных фондов, не подходящего для иных способов добычи;

— организационный тип производства, определяемый главным образом степенью специализации рабочих мест, формой связи различных операций во времени и пространстве, сложностью и устойчивостью номенклатуры продукции. Так, массовое производство требует применения специализированного оборудования, а индивидуальное – универсального.

— окружающая среда – учет конкурентов, хозяйственная и правовая система страны, налоги и др.

Независимо от конкретных условий предприятия реализуют следующие принципы.

1. Принцип финансовой устойчивости. Он означает, что предприятие в каждый данный момент времени может произвести необходимые платежи. При этом не имеет значения, за счет каких средств обеспечивается финансовая устойчивость – собственных или заемных. Перед каждым предприятием стоит задача избежать банкротства или грамотно использовать процедуру банкротства, предотвращая ликвидацию предприятия, имеющего перспективы развития. Существенное значение для использования показателей, характеризующих финансовую устойчивость, имеет место, которое занимает предприятие в бизнес-системе. Например, процессинговый центр не обязательно должен иметь высокие формальные показатели финансовой устойчивости (коэффициент финансового рычага, коэффициент автономии и др.). Такие предприятия обычно работают именно на привлеченных источниках. Пока они исправно выполняют роль производственного звена в бизнес-системе, их положение устойчиво в той степени, в какой устойчивой является вся бизнес-система. Напротив, предприятие, являющееся центром прибыли, должно иметь повышенные значения показателей, характеризующих финансовую устойчивость и, соответственно, долю собственных средств в общем объеме функционирующего капитала.

2. Принцип прибыльности. Он отражает целевую установку и способ существования предприятия. В общем виде величина прибыли определяется как разница между выручкой от реализации товаров, работ, услуг и затратами на их производство. Производство должно быть организовано таким образом, чтобы количество и ассортимент продукции и услуг обеспечивал получение прибыли. Однако это не означает, что предприятие должно во всех случаях стремиться к максимизации прибыли. Конкретный объем прибыли, планируемой к получению на предприятии, зависит от целого ряда макроэкономических факторов, отраслевых особенностей, специфики самого предприятия. Например, высокая инфляция требует от предприятий с длительным производственным циклом повышенных значений прибыльности (как показал опыт российской инфляции 90-х годов ХХ века, бывает необходимо обеспечить рентабельность на уровне сотен процентов). В отраслях с интенсивным давлением конкурентов нецелесообразно добиваться высокой прибыльности, чтобы не потерять свой сегмент рынка. Предприятиям, находящимся в стадии становления, опасно стремиться к высокой прибыльности, в отличие от предприятий в фазе стабильности, где высокая прибыль подразумевается.

3. Принцип этичности. Этика предприятия охватывает собой нормы, которые в целях его самоупрочения должны быть обязательно введены в силу закона для ограничения влияния принципа прибыльности, порождающего конфликты в процессе использования ресурсов (трудовых, финансовых и др.) и при взаимодействии с внешним окружением.

4. Наличие долгосрочных целевых установок, связанных с предприятием, сотрудниками, собственниками, внешним окружением. Цели задают общее направление движения предприятия. В процессе целеполагания необходимо иметь в виду, что цели должны быть реалистичными, рассчитанными на определенные временные рамки, измеряемыми, эффективными, непротиворечивыми, обеспеченными информацией и механизмами мотивации.

5. Наличие концепции, связанной с продуктом и рынком: виды продукции, ее ассортимент, качество, потребители, территория, взаимодействие с органами власти и управления. Выбор поставщиков, у которых необходимо покупать, или покупателей, которым необходимо продавать, является одним из важнейших стратегических решений предприятия. М. Портер справедливо отмечает, что «у компании, которая не в состоянии занять свою позицию на основе низких издержек или уникальности продукции и вынуждена продавать свою продукцию кому придется, нет будущего, поскольку по мере роста ее продаж она становится все более уязвимой» .

6. Наличие управленческой концепции: разработка цели, планирование, принятие решений, уровни ответственности, информированность, мотивация, разрешение конфликтов, формы контроля, оценка достижений, повышение квалификации, стиль управления. Следует обратить внимание на то, что все элементы управленческой концепции, во-первых, субординированы, во-вторых, взаимосвязаны. В системе субординации прежде всего выделяется цель управления. Выдвигая идею о двенадцати принципах эффективного управления, Г. Эмерсон писал: «Первым принципом является необходимость точно поставленных идеалов или целей» . Остальные элементы призваны обеспечивать реализацию цели. В данном процессе важна системность управленческой концепции – содержание любого элемента достаточно жестко детерминировано другими. Так, например, при ориентации на демократический стиль управления важными составляющими концепции являются: повышение уровня информированности работников о результатах хозяйственной деятельности, обучение их основам планирования и организации производства, повышение роли моральных стимулов и др. При авторитарном стиле более подходящим является акцент на узкопрофессиональные знания и материальное стимулирование.

7. Принцип эффективной эксплуатации работников. Главной проблемой в реализации данного принципа является то, что любой руководитель всегда работает в пограничной области, имея дело с определенными на листах бумаги рабочими заданиями и с деятельностью, осуществляемой людьми, готовыми пренебречь правилами и разработать собственные подходы к проблеме. Многие виды работ определяются на основе традиций и давних указаний, устаревших инструкций и прошлого опыта. Квалификация работников зачастую не соответствует сложности работ. Наконец, система несет потери из-за недостатков в координации деятельности отдельных людей и подразделений, синергетический эффект от функционирования организации как единого целого снижается. Реализация принципа предполагает соответствующие требования при найме, мотивацию, кооперирование, специализацию, развитие творчества, раскрытие индивидуальных возможностей, возложение ответственности, взаимопомощь и др.

8. Принцип оптимизации внешних связей. Работа с клиентурой, поставщиками, инвесторами, органами власти и управления. Отношения с любым контрагентом должны базироваться на уважении интересов друг друга. Дж. Харрингтон отмечает, что в числе основополагающих принципов деятельности топ-менеджмента компании IBM – честные взаимоотношения с поставщиками, стремление к установлению беспристрастного отношения к ним. Выбор поставщиков осуществляется на основе качества их продукции и предоставляемых услуг, надежности и ценовой конкурентоспособности. Необходимо признавать законные интересы поставщика и корпорации IBM при заключении контрактов и добросовестно исполнять контрактные обязательства; не допускать ненужной зависимости поставщиков от корпорации. В целом «корпорация IBM должна быть организацией, эффективно работающей в сообществе, на национальном уровне и в международной сфере» .

Принципы хозяйственного права

Принципы хозяйственного права — его основополагающие начала — распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование хозяйственной деятельности. Для данной отрасли права характерны следующие принципы:

· Принцип целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате хозяйственной деятельности субъектов хозяйственных правоотношений.

· Принцип равноправия субъектов хозяйственных правоотношений независимо от уровня, который они занимают в народнохозяйственном комплексе: нормы права, регулирующие их хозяйственные отношения, в равной мере распространяются на всех участников этих отношений.

· Принцип экономической свободы и поощрения предпринимательского поведения хозяйственных организаций.

· Принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции.

· Принцип комплексности государственного воздействия на хозяйственные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих целенаправить мотивацию деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов, непосредственных участников производственно-хозяйственных процессов — рабочих) на достижение общественно необходимых хозяйственных результатов.

· Принцип законности. В условиях рыночной экономики в основу оценки законности ставится достижение экономической эффективности деятельности в интересах государства и общества без нарушения запретов закона и прав других лиц.

Под методом правового регулирования, применяемым в конкретной отрасли права, понимается совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования. Обычно считается, что каждой отрасли права присущ свой, особый метод регулирования. В гражданском праве эта особенность выражается в юридическом равенстве взаимодействующих субъектов, л административном — в наличии отношений власти и подчинения. Однако наряду с этим в науке права широко обсуждается вопрос о единстве метода правового регулирования, в котором правовое воздействие принимает характер дозволения, предписания и запрета.

Предмет хозяйственного права имеет ряд особенностей, которые должны быть учтены при определении метода правового регулирования.

К ним относятся:

· большое разнообразие реальных хозяйственных отношений, имеющих место в силу разнообразия деятельности участвующих в этих отношениях субъектов хозяйствования, а также в силу разнообразия научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов этих субъектов;

· самостоятельность субъектов хозяйствования в выборе и определении организационно-правовой формы предприятия, характера деятельности, ассортимента выпускаемой продукции и услуг, рынков снабжения и сбыта, производственной кооперации, системы управления, стратегии развития и т.п.;

· рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования;

· организация деятельности и управления на основе разнообразных по своей природе механизмов;

· возможность создания субъектами хозяйствования собственных (акционерных) механизмов взаимодействия и их усиления по мере развития акционерного предпринимательства.

Все это не позволяет встроить правовое регулирование в рамки какого-либо одного метода. Да и сама отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер, и, следовательно, ей присущи методы, используемые в других отраслях права.

Метод хозяйственного права должен обеспечивать:

Трансформацию правоотношений в мотивацию деятельности и в воздействия экономической, организационно-административной и политической природы в соответствии с природой факторов, на которые осуществляются эти воздействия;

Различные режимы воздействия: властное или диспозитивное (не предусматривающее наказание или поощрение) воздействия. Последнее реализуется в форме договорных или рациональных отношений, устанавливаемых самими субъектами хозяйствования в соответствии с рекомендациями правовой нормы;

Правовой характер воздействия, выражающийся в форме дозволения, или (и) предписания, или (и) запрета, содержащихся в правовой норме.

Этим требованиям к методу правового регулирования соответствует пространственная модель воздействия на предмет регулирования (объект управления), следование которой обеспечивает разнообразие регулирующих правовых воздействий и их синтез в правовой механизм в составе комплексного механизма управления.

Разнообразие правовых воздействий создает возможность формирования альтернатив в хозяйственных правоотношениях. В силу этого правовое регулирование приобретает итеративный характер. С установлением реальных хозяйственных отношений производится отбор правовых норм, которыми руководствуются субъекты этих отношений и, таким образом, определяется одна из альтернатив правоотношений. При этом может потребоваться корректировка реальных хозяйственных отношений. Целесообразно при формировании пары (реальные хозяйственные отношения, хозяйственные правоотношения) сформировать ряд альтернатив и выбрать наиболее рациональную из них. Далее в соответствии с выбранной альтернативой необходимо включить сформированные правоотношения в комплексный механизм управления и определить управляющие воздействия мотивационного, экономического, организационно-административного и политического характера. Чем шире и разнообразнее совокупность факторов, присущих реальным хозяйственным отношениям, тем разнообразнее должна быть природа воздействий. Искусство формирования конкретного механизма управления является важнейшим достоинством менеджера и требует от него определенных качеств. Овладение этим искусством возможно лишь в том случае, если менеджер освоит метод синтеза основополагающих категорий управления в сложные категории.

При оценке эффективности устанавливаемых правоотношений следует, в первую очередь, оценить их возможное влияние на мотивацию деятельности субъектов данных хозяйственных отношений: безусловно не допустимо снижение плотности мотивации в достижении поставленных целей под влиянием установленных правоотношений. Правовая норма выполняет свою роль только в случае, если ее реализация усиливает мотивацию целенаправленной общественно необходимой деятельности. Таким образом, формирование этой пары носит также итеративный характер.

Однако окончательно оценку эффективности правового регулирования хозяйственной деятельности можно дать лишь по полученному результату (результатам), так как в хозяйственные отношения всегда вступает несколько субъектов хозяйствования. Если получаемые результаты устраивают, то задача правового регулирования выполняется (выполнена) успешно.

Если же полученные результаты не устраивают, то необходимо на последующем этапе хозяйственной деятельности или вновь пересмотреть правоотношения, или установить новые хозяйственные отношения, возможно с иными субъектами хозяйствования.

Не исключено, что некоторые существующие хозяйственные правовые нормы не позволяют получить нужный хозяйственный результат, так как сдерживают (ограничивают) использование имеющихся возможностей. В этом случае хозяйственник может воспользоваться принципом: законно все, что позволяет получить нужный общественно необходимый эффект и прямо не противоречит закону, хозяйственному обычаю и нормам нравственности.

Под источником права понимается государственная воля, выраженная в акте компетентного государственного органа. Этими актами в хозяйственном праве являются:

Конституция Российской Федерации — главный источник всей системы права;

кодексы Российской Федерации;

Федеральные законы Российской Федерации — основной вид источника;

Указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм;

постановления Правительства Российской Федерации, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и исполнение законов;

государственные стандарты на продукцию, услуги, строительные объекты, устанавливаемые Госстандартом и другими компетентными органами;

акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Для хозяйственного права наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере (Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ, Министерства торговли РФ, Министерства по налогам и сборам, Центрального банка Российской Федерации и др.);

акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.

В правовой системе действует принцип непротиворечивости: правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня. Так, законы РФ и Указы Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действуют нормы, установленные Конституцией РФ.

Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источниками права и служат руководством по правильному и единообразному применению судами соответствующих законов и других правовых актов.

Принципы анализа хозяйственной деятельности

1. Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования. Иначе говоря, оценивая определен­ные проявления экономической жизни, нужно учитывать их со­ответствие государственной экономической, социальной, эколо­гической, международной политике и законодательству.

2. Анализ должен носить научный характер, т.е. основы­ваться на положениях диалектической теории познания, учиты­вать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НШ и передового опыта, новейшие методы экономических исследований.

3. Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон дея­тельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.

4. Одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода, когда каждый изучаемый объект рассмат­ривается как сложная динамическая система, состоящая из ря­да элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуще­ствляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимоза­висимости и соподчиненности его отдельных элементов.

5. Анализ хозяйственной деятельности должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен основы­ваться на достоверной, проверенной информации, реально от­ражающей объективную действительность, а выводы его дол­жны обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совер­шенствования организации учета, внутреннего и внешнего ауди­та, а также методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов.

6. Анализ призван быть действенным, активно воздей­ствовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информи­руя об этом руководство предприятия. Из этого принципа вы­текает необходимость практического использования материа­лов анализа для управления предприятием, для разработки конкретных мероприятий, для обоснования, корректировки и уточнения плановых данных. В противном случае цель анали­за не достигается.

7. Анализ должен проводиться по плану, системати­чески, а. не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической работы на пред­приятиях, распределения обязанностей по ее выполнению меж­ду исполнителями и контроля за ее проведением.

8. Анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь.

9. Один из принципов анализа— его демократизм, предполагающий участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия, что обеспечивает более полное вы­явление передового опыта и использование имеющихся внут­рихозяйственных резервов.

10. Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

Таким образом, основными принципами анализа являются научность, комплексность, системность, объективность, точность, достоверность, действенность, оперативность, демократизм, эффективность и др. Ими следует руководствоваться, проводя анализ хозяйственной деятельности на любом уровне.

3.Показатели и факторы в экономическом анализе, основные направления их классификации. Виды связей аналитических показателей.

Роль показателей в комплексном анализе, характеристика содержания подсистем. Взаимосвязи между отдельными подсистемами. Система показателей как элемент мето­дики анализа.

Все объекты АХД находят свое отображение в системе пока­зателей плана, учета, отчетности и других источниках информации.

Каждое экономическое явление, каждый процесс чаще опреде­ляется не одним, обособленным, а целым комплексом взаимосвя­занных показателей. Например, эффективность использования основных средств производства характеризуют уровень фондо­отдачи, фондоемкости, рентабельности, производительности труда и т.д.

Так как в анализе используется большое количество разно­качественных показателей, необходима их группировка и сис­тематизация.

1. По своему содержанию показатели делятся на коли­чественные и качественные. К количественным пока­зателям относятся, например, объем изготовленной продук­ции, количество работников, площадь посевов, поголовье скота и т.д. Качественные показатели показывают существен­ные особенности и свойства изучаемых объектов. Примером качественных: показателей являются производительность труда, себестоимость, рентабельность, урожайность культур и др.

Изменение количественных показателей обязательно при­водит к: изменению качественных, и наоборот. Так, например, рост объема производства продукции ведет к снижению себе­стоимости. Рост производительности труда обеспечивает уве­личение объема производства продукции.

2. Одни показатели используются при анализе деятельности всех отраслей национальной экономики, другие — только в от­дельных отраслях. По этому признаку они делятся на общие и специфические. К общим относятся показатели валовой продукции, производительности труда, прибыли, себестоимос­ти и др. Примером специфических показателей для отдель­ных: отраслей и предприятий могут быть калорийность камен­ного угля, влажность торфа, жирность молока, урожайность культур и т.д.

3. Показатели, используемые в АХД, по степени синтеза делятся также на обобщающие, частные и вспомогатель­ные (косвенные). Первые из них применяются для обобщен­ной характеристики сложных экономических явлений. Частные показателя отражают отдельные стороны, элементы изучаемых явлений и процессов. Например, обобщающими показателями производительности труда являются среднего­довая, среднедневная, часовая выработка продукции одним работником. К частным показателям производительности труда относятся затраты рабочего времени на производство единицы, продукции определенного вида или количество про­изведенной продукции за единицу рабочего времени. Вспомогательные (косвенные) показатели используются для бо­лее полной характеристики того или иного объекта анализа. Например, количество рабочего времени, затраченного на еди­ницу выполненных работ.

4. Аналитические показатели делятся на абсолютные и отно­сительные. Абсолютные показатели выражаются в денеж­ных, натуральных измерителях или через трудоемкость. От­носительные показатели показывают соотношения каких-либо двух абсолютных показателей. Они определяются в процентах, коэффициентах или индексах.

5. Абсолютные показатели в свою очередь подразделяются на натуральные, условно-натуральные и стоимостные. Натураль­ные показатели выражают величину явления в физических единицах измерения (масса, длина, объем и т.д.). Условно-на­туральные показатели применяются для обобщенной харак­теристики объемов производства и реализации продукции раз­нообразного ассортимента (например, условные пары обуви в обувной промышленности, тысячи условных банок, на консер­вных предприятиях, условные кормовые единицы в сельском хозяйстве). Стоимостные показатели показывают величи­ну сложных по составу явлений в денежном измерении. В ус­ловиях товарного производства, действия закона стоимости они имеют большое значение.

6. При изучении причинно-следственных связей показатели де­лятся на факторные и результативные.

Если тот или другой показатель рассматривается как резуль­тат воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвя­зей он называется результативным.

Показатели, которые определяют поведение результативно­го показателя и выступают в качестве причин изменения его величины, называются факторными.

7. По способу формирования различают показатели норма­тивные (нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии, нормы амортизации, цены и др.); плановые (данные планов экономического и социального развития предприятия, плано­вые задания внутрихозяйственным подразделениям); учетные (данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета); отчетные (данные бухгалтерской, статистической и оператив­ной отчетности); аналитические (оценочные), которые ис­числяются в ходе самого анализа для оценки результатов и эффективности работы предприятия.

Все показатели, которые используются в анализе, взаимосвя­заны и взаимообусловлены. Это вытекает из реально сущест­вующих связей между экономическими явлениями, которые они описывают.

Комплексное изучение экономики предприятий пре­дусматривает систематизацию показателей, потому что совокупность показателей, какой бы исчерпывающей она не была, без учета их взаимосвязи, соподчиненное не может дать настоящего представления об эффективности хозяйствен­ной деятельности. Необходимо, чтобы конкретные данные о разных видах деятельности были органически увязаны между собой в единой комплексной системе.

Анализ хозяйственной деятельности (АХД)

В условиях рыночной экономики предприятие может быть успешным в конкурентной борьбе за счет повышения эффективности своей деятельности. Для обеспечения эффективного функционирования компании требуется верное и правильное управление предприятием. Важнейшим элементом управления компании является анализ хозяйственной деятельности организации.

С помощью анализа хозяйственной деятельности организации изучаются общие тенденции развития предприятия, исследуются причины изменения результатов деятельности, разрабатываются и утверждаются планы развития предприятия и принимаются управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением утвержденных планов и принятых решений, выявляются резервы с целью повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности фирмы, вырабатывается экономическая стратегия её развития.

Анализ хозяйственной деятельности организации является основой для принятия управленческих решений в бизнесе. Для обоснования управленческих решений следует выявлять проблемы, оценивать производственные и финансовые риски, определять возможные последствия принимаемых решений.

Принцип эффективности хозяйственной деятельности

Основным принципом эффективности хозяйственной деятельности является факт достижения максимальных результатов при минимальных затратах. То есть можно сказать, что эффективная деятельность организации заключается в минимизации затрат, произведенных предприятием при изготовлении единицы продукции.

Задачи анализа хозяйственной деятельности

Основные задачи анализа хозяйственной деятельности предприятия заключаются в следующем:

  1. Установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях деятельности предприятия;

  2. Обоснование принятых управленческих решений, утверждение текущих и перспективных планов развития предприятия;

  3. Контроль над выполнением утвержденных планов и управленческих решений;

  4. Контроль за экономным использованием ресурсов производства;

  5. Изучение влияния внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности;

  6. Поиск резервов с целью повышения эффективности функционирования предприятия;

  7. Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов;

  8. Оценка результатов деятельности предприятия.

Факторы, влияющие на деятельность предприятия

На эффективность деятельности организации оказывает влияние множество различных факторов.

Такими факторами являются:

  • общеэкономические факторы. К этим факторам относятся: закономерности развития экономики страны, достижения в области научно-технического прогресса, налоговая и инвестиционная политика государства, и др.

  • природно-географические факторы. К этим факторам относятся: географическое местонахождение организации, климатические особенности местности, где функционирует предприятие и др.

  • региональные факторы. К этим факторам относятся: экономический потенциал данного региона, инвестиционная политика в этом регионе, и др.

  • отраслевые факторы. К этим факторам относятся: место данной отрасли в составе народного хозяйства, конъюнктура рынка в этой отрасли, и т.д.

  • факторы, обусловленные функционированием данного предприятия. К этим факторам относятся: степень использования производственных ресурсов, соблюдение режима экономии в затратах на производство и продажу продукции, рациональность организации снабженческо-сбытовой деятельности, инвестиционная и ценовая политика, наиболее полное выявление и использование внутрихозяйственных резервов, и т.п.

Показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия

На практике показателями эффективности являются доходность, прибыльность.

Также существуют отдельные показатели, которые характеризуют эффективность отдельных сторон деятельности предприятия.

К таким показателям относятся:

  • эффективность использования производственных ресурсов, которые имеются в распоряжении организации, а именно:

— эффективность основных производственных фондов (используются такие показатели, как фондоотдача, фондоемкость);

— эффективность трудовых ресурсов (используются такие показатели, как рентабельность персонала, производительность труда);

— эффективность материальных ресурсов (используются такие показатели, как материалоотдача, материалоемкость, прибыль в расчете на один рубль материальных затрат);

  • эффективность инвестиционной деятельности организации (используется такой показатель, как срок окупаемости капитальных вложений, прибыль в расчете на один рубль капитальных вложений);

  • эффективность использования активов организации (используются такие показателями, как оборачиваемость оборотных активов, прибыль в расчете на один рубль стоимости активов, в том числе оборотных и внеоборотных активов, и др.);

  • эффективность использования капитала (используются такие показателями, как чистая прибыль на одну акцию, дивиденды на одну акцию, и др.)

В качестве обобщающего показателя эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия применяется уровень рентабельности, который рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме основных и оборотных производственных средств.

Рентабельность характеризует прибыль, которую получает предприятие с каждого рубля денежных средств, вложенных в формирование активов фирмы.

Изменение уровня рентабельности отражает динамику эффективности всех сторон деятельности предприятия. Так, например, повышение уровня рентабельности говорит об увеличении эффективности деятельности организации,

Фактически достигнутые показатели эффективности сопоставляются с плановыми показателями, с данными за предыдущие отчетные периоды, а также с показателями других организаций.

Основные принципы хозяйственной деятельности научных организаций  
В этой связи возрастают роль и значение бухгалтерского учета как функции управления и одной из основных баз информационной системы хозяйственного механизма любой организации. Поэтому в бухгалтерском учете возникает необходимость применения единых методологических (теоретических) основ процедур учета и отчетности, построенных на научных принципах, требованиях отечественных и международных стандартов. Это способствует повышению уровня учетно-аналитической работы, решению конкретных задач учета в организациях различных отраслей на единой методологической основе для формирования требуемой информации о хозяйственно-финансовой деятельности с целью принятия соответствующих управленческих решений.  
Постепенно начали развиваться методы экономического стимулирования предприятий и научных организаций. Прорывом в новую экономическую и юридическую сферу стал Закон СССР О государственном предприятии (объединении) (1987). В отличие от жестко регламентированного статуса предприятий в предшествующие десятилетия в этом Законе был закреплен новый принцип, согласно которому предприятия вправе по собственной инициативе принимать все решения, если они не противоречат действующему законодательству (ст. 2). Появилась формула о трудовом коллективе, который как хозяин использует общенародную собственность, создает и преумножает народное богатство, обеспечивает сочетание интересов общества, коллектива и каждого работника. Это было шагом вперед в трактовке правосубъектности основного звена экономики — предприятия. Законом СССР О предприятиях в СССР (1990) признавались предприятия, основанные на собственности граждан, коллективной и государственной собственности. Вновь подтверждался принцип предприятие может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они закреплены законодательством и отвечают целям, предусмотренным его уставом (ст. 1). Закон РСФСР О предприятиях и предпринимательской деятельности от 25 декабря 1990 г. открыл простор хозяйственной инициативе юридических и физических лиц.  
В итоге менеджмент научно отразил основные принципы и способы организации производства на предприятии, определил функции управления, методы деятельности хозяйственного руководителя и пути обеспечения эффективной деятельности организации, опираясь на знания экономики, организации и управления производством на предприятии, права, психологии и др.  
Большое значение для развития хозрасчетных методов управления научно-техническим прогрессом в стране сыграло постановление Совета Министров СССР О переводе отраслевых научно-исследовательских и конструкторских организаций на хозяйственный расчет (1961 г.). Оно определило основные формы хозяйственного расчета в сфере науки. Однако реализация их осуществлялась в условиях жесткой административной регламентации научно-производственной деятельности НИИ и КБ, директивного планирования многих показателей, нечеткого выражения принципов и методов оценки окупаемости научно-технической деятельностью. Все это приводило к формальным проявлениям хозрасчетных отношений в сфере науки и техники.  
Плановое ведение хозяйства на социалистическом предприятии основано на методе хозяйственного расчета. Его необходимость и основные принципы научно обосновал В. И. Ленин. Я думаю,— писал он,— что тресты и предприятия на хозяйственном расчете основаны именно для того, чтобы они сами отвечали и притом всецело отвечали за безубыточность своих предприятий . В соответствии с ленинскими принципами социалистическое государство наделило каждое предприятие необходимыми для его производственной деятельности материальными, денежными и другими ресурсами, предоставило ему право и широкую инициативу в рациональном использовании этих ресурсов, повышении эффективности производства в целом. Иными словами, предприятие обязано добиваться снижения издержек, связанных с производством и реализацией всей его совокупной продукции. Отсюда вытекает задача при внедрении новой техники, прогрессивной технологии, совершенной организации труда и производства обеспечить получение хозрасчетного экономического эффекта — значительного роста чистой прибыли.  
Основные принципы организации и управления деятельностью производственных объединений не отличаются от соответствующих принципов для предприятия. В то же время существуют и особенности. Эти особенности, как и хозяйственная деятельность объединений в целом, регламентируются двумя основополагающими документами Положением о производственном объединении (комбинате), утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 27 марта 1974 г. и Положением о научно-производственном объединении, утвержденным Советом Министров СССР от 30 декабря 1975 г. В промышленности функционируют и вновь создаются объединения разнообразных типов и видов. В основе их классификации лежат следующие признаки  
Обобщая основные идеи процессов организации, управления и самоорганизации, принципы самоуправления выступают в качестве руководящего начала, на основе которого должна осуществляться организаторская и управленческая деятельность, поэтому правомерно сказать, что принципы самоуправления — это основные идеи, в соответствии с которыми должна устраиваться и функционировать система руководства определенного типа (государственного, хозяйственного, административного, научного)  
Нормативный уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета. Это утвержденные Минфином РФ Положения по бухгалтерскому учету Учетная политика организации (ПБУ 1/98), Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство (ПБУ 2/94), Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (ПБУ 3/2000), Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/99), Учет материально-производственных запасов (ПБУ 5/01), Учет основных средств (ПБУ 6/01), События после отчетной даты (ПБУ 7/98), Условные факты хозяйственной деятельности (ПБУ 8/01), Доходы организации (ПБУ 9/99), Расходы организации (ПБУ 10/99), Информация об аффилированных лицах (ПБУ 11/2000), Информация по сегментам (ПБУ 12/2000), Учет государственной помощи (ПБУ 13/2000), Учет нематериальных активов (ПБУ 14/2000), Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию (ПБУ 15/01), Информация по прекращаемой деятельности (ПБУ 16/02), Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы (ПБУ 17/02), Учет расчетов по налогу на прибыль (ПБУ 18/02), Учет финансовых вложений (ПБУ 19/02), Информация об участии в совместной деятельности (ПБУ 20/03) и др.  
В. И. Ленин сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции выдвинул на первый план проблемы организации и управления народным хозяйством, указав, что эта задача становится основной, как только политическая власть переходит в руки трудящихся. В. И. Ленин считал управление сложной и важной работой, успех которой может быть обеспечен только в том случае, если она базируется на глубоких научных познаниях. Он отмечал, что руководящие работники должны кроме текущих дел и обобщения практики изучать теорию управления, постоянно руководствоваться тем, что выработала наука. В. И. Ленин обстоятельно анализировал каждый этап социалистического строительства, обобщал опыт управления различными областями народного хозяйства, разрабатывал и формулировал принципы управления социалистическим производством. По его инициативе в стране была начата и получила широкое развитие научно-исследовательская работа по проблемам совершенствования деятельности государственного и хозяйственного аппарата.  
Перечисленные элементы управления научными исследованиями и разработками составляют систему методов, конкретный инструментарий осуществления хозрасчета в научных учреждениях. В совокупности с основными функциями и принципами они составляют целостный экономический механизм хозяйственного расчета в сфере науки и техники. Развивать хозяйственный расчет в НИИ и КБ в современных условиях означает последовательно и взаимосвязанно совершенствовать методы организации планирования, финансирования, экономического стимулирования и анализа деятельности всех хозрасчетных звеньев.  
План призван согласовывать не только деятельность всех промышленных предприятий, но и работу подразделений (цехов) служб. В плане определяется многогранная производственно-хозяйственная деятельность предприятия, включая основное и вспомогательное производство, техническое развитие пред-лриятия, затраты живого и овеществленного труда, выявление внутрихозяйственных резервов, организацию выполнения плана и ряд производственных задач. Таким образом, план представляет собой научно обоснованную экономическую программу предприятий. Важнейшими принципами планирования также являются директивность, комплексность, научность, непрерывность и оптимальность. Директивность плана отражается в обязательности выполнения плановых показателей предприятия в установленные сроки. Комплексность планирования предусматривает комплексное развитие подразделении и служб предприятия с учетом согласованности всех разделов плана. Научность плана определяется использованием при планировании объективных экономических законов. Показатели плана должны ориентироваться на новейшие достижения науки и техники. Непрерывность планирования обеспечивается органической связью перспективных, текущих и оперативных планов. Каждый перспективный план включает в себя годовые планы. Текущие и оперативные планы конкретизируют и уточняют перспективные планы. Оптимальность планирования предусматривает претворение в жизнь закона хозяйственного строительства, обеспечивающего достижение в интересах всего народного хозяйства наилучших результатов при наименьших затратах.  
В итоге менеджмент научно отразил основные принципы и способы организации производства на предприятии, определил функции управления, методы деятельности хозяйственного руководителя и пути обеспечения эффективной деятельности организации. Возникла такая междисциплинарная область знаний, которая включает сведения из экономики, организации и управления производством на предприятии, из права, психологии и т.п. Образовался сплав науки, опыта руководящей деятельности, управленческого искусства2.  
Определяя основные черты новой системы управления промышленностью, Сентябрьский (1965) Пленум ЦК КПСС отметил, что меры по улучшению организации управления. ..сочетают единое государственное планирование с полным хозрасчетом предприятия, централизованное отраслевое управление с широкой республиканской и местной хозяйственной инициативой, принцип единоначалия с повышением роли производственных коллективов (О созыве очередного XXIII съезда КПСС. Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования производства. Постановления Пленума ЦК КПСС, 1965, с. 10—11). Успех хоз. реформы обеспечивается в значительной мере тем, насколько верно определены объективные границы централизации и децентрализации, ответственности и инициативы, коллегиальности и единоначалия, а также тем, насколько полно используются возможности демократизации хоз. жизни. Хоз. реформа исходит из того, что в совр. условиях использование всех преимуществ Д. ц. невозможно без существенного изменения форм и методов его осуществления на практике. Важнейшие из этих изменений таковы усиление централизованного руководства путём повышения научного уровня планирования и управления во всех звеньях и в то же время развитие местной инициативы, оперативного руководства конкретными хоз. процессами в низовых звеньях. Хоз. реформа тем самым не ослабляет, а усиливает централизованное руководство путём качественного преобразования дальнейшее развитие коллегиальности в руководстве всеми звеньями х-ва при сохранении и совершенствовании единоначалия. Это требует чёткого разграничения важнейших принципиальных вопросов деятельности предприятий, объединений, отраслей и нар. х-ва в целом (к-рые должны решаться коллегиально) и вопросов текущего, оперативного руководства в процессе исполнения коллегиальных решений (к-рые требуют единоначалия). Укрепление и углубление хозрасчёта делает весь коллектив материально заинтересованным в итогах работы и ответственным за эти итоги. Благодаря этому усиливаются как материальные, так и моральные стимулы развития инициативы снизу, повышается материальная и моральная ответственность каждого работника за деятельность предприятия происходит дальнейшее расширение социалистич. демократии и на этой основе — новых форм участия масс в руководстве х-вом и изменение стиля работы гос. аппарата управления х-вом. Хоз. реформа заложила прочные экономич. предпосылки для всемерного развития демократич. основ управления.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *