Термин поп культура является синонимом какой культуры

Тест по теме «Культура. Массовая культура» 10 класс

Тест по обществознанию «Культура. Массовая культура» 10 класс

ФИ_________________________________________________________Дата_________________

1. Под культурой в наиболее общем смысле понимается.

1. уровень воспитанности

2. вся преобразовательная деятельность человека

3. производство и применение орудий труда

4. следование правилам этикета

2. Отличительной особенностью элитарной культуры является

1. сложность содержание

2. ограниченность национальными рамками

3. способность приносить прибыль

4. ориентация на широкую публику

3. Существование культуры невозможно без

1. государственных учреждений, ведающих делами культуры

2. демократического государственного устройства

3 государственного финансирования культурных мероприятий

4. преемственности культурных традиций

4. Термин «поп — культура» является синонимом

1. национальной культуры

2. массовой культуры

3. элитарной культуры

4. народной культуры

5. Культура в широком смысле – это

1. уровень технического развития общества

2. совокупность всех достижений человека

3. уровень образованности людей

4 все жанры искусства

6. Массовая культура

1. появилась с развитием средств массовой информации

2. сопровождает всю историю человечества

3. является продуктом тоталитарных обществ

4. зародилась в Древнем Риме как зрелище для народа

7. Верны ли следующие суждения о современной культуре?

А. В современной культуре представлены многочисленные формы и разновидности культуры: массовая, элитарная, народная, экранная и другие.

Б. Произведения современной культуры доступны только узкому кругу знатоков искусства, высокообразованных интеллектуалов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

А. Получение коммерческой выгоды является отличительной чертой массовой культуры.

Б. Развитие массовой культуры отражает тенденцию культурной интеграции.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Установите соответствие между характерными чертами и типами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ТИПЫ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

A) анонимность произведений

Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей

B) коммерциализация духовной деятельности

Г) приоритетное развитие развлекательных жанров

Д) сложность содержания

1) народная

2) массовая

3) элитарная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

10. Неотъемлемой частью какой формы культуры является реклама:

1) массовой

2) элитарной;

3) народной

4) материальной.

11. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

А. Коммерциализация массовой культуры позволяет ее творцам не учитывать в своей деятельности вкусы и запросы массовой аудитории.

Б. В массовой культуре произведения литературы, живописи, кинематографа рассматриваются прежде всего как предметы потребления, приносящие при продаже прибыль.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. К какой культуре относятся такие характеристики как: искусство «антиусталости»; китч, арт — культура:

1) массовая

2) элитарная

3) народная

4) духовная.

13. Творчество рок-группы U-2 основано на синтезе современной рок-музыки и традиционных кельтских мелодий. Группа проводит мировые турне и собирает на свои концерты 20-ти тысячные стадионы, имеет коммерческий успех. Данный пример позволяет проиллюстрировать взаимосвязь между такими формами культуры, как

1) массовая и элитарная

2) элитарная и народная

3) массовая и народная

4) традиционная и элитарная

14. Какое из суждений о взаимодействии массовой и элитарной культуры является неверным:

1) массовая и элитарная культура враждебны и изолированы друг от друга;

2) идеи элитарной культуры заимствуются массовой;

3) массовая культура оказывает поддержку творцам элитарного искусства;

4) массовая и элитарная культура взаимосвязаны.

Матрица ответов:

Матрица ответов:

1

Тест по теме Культура

Культура

Тест 9 класс

1. Под культурой в наиболее общем смысле понимается.

1. уровень воспитанности

2. вся преобразовательная деятельность человека

3. производство и применение орудий труда

4. следование правилам этикета

2. Отличительной особенностью элитарной культуры является

1. сложность содержание

2. ограниченность национальными рамками

3. способность приносить прибыль

4. ориентация на широкую публику

3. Существование культуры невозможно без

1. государственных учреждений ведающих делами культуры

2. демократического государственного устройства

3 государственного финансирования культурных мероприятий

4. преемственности культурных традиций

4. Термин»поп — культура» является синонимом

1. национальной культуры

2. массовой культуры

3. элитарной культуры

5. Кльтура в широком смысле – это

1. уровень технического развития общества

2. совокупность всех достижений человека

3. уровень образованности людей

4 все жанры искусства

6. Массовая культура

1. появилась с развитием средств массовой информации

2. сопровождает всю историю человечества

3. является продуктом тоталитарных обществ

4. зародилась в Древнем Риме как зрелище для народа

7. Культура произведения которой рассчитаны на круг знатаков называется

1. народной

2. массовой

3. национальной

4. элитарной

8. Культура социальной группы, которая проявляет себя в особых чертах поведения и сознания людей называется

1. обычаем

2. субкультурой

3. цивилизацией

4. традицией

9. К какой из форм культуры относятся:

1.Оперы М.Мусоргского

2.Былины

3.Комиксы

4.Свадебный обряд

5.Произведения А.С. Пушкина

6.Телесериалы

7.Ядерная физика

А.массовая

Б.элитарная

В.народная

Ответы.

Тест «Духовная сфера общества» тест по обществознанию (11 класс) по теме

ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

1. Все, что создано человеком, в своей совокупности называется

  1. Обществом 2)культурой 3) искусством 4 ) наукой

2. Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их

результаты в совокупности можно назвать

1) культурой 3) мировоззрением

2) экономикой 4) историей

3. Под культурой в наиболее общем смысле понимается

  1. уровень воспитанности 2)вся преобразовательная деятельность человека

3) производство и применение орудий труда 4)следование правилам этикета

4. В наиболее общем виде под культурой понимают

  1. сложные формы поведения человека и животных
  2. все результаты преобразовательной деятельности человека
  3. нормы поведения в обществе
  4. уровень образованности людей

5. Культура в широком смысле — это

1) уровень технического развития общества
2) совокупность всех достижений человека

  1. поведение людей, соответствующее правилам этикета
  2. все жанры искусства

6. Существование культуры невозможно без

1) государственных учреждений, ведающих делами культуры

2) демократического государственного устройства

3) государственного финансирования культурных мероприятий

4) культурных традиций и их преемственности

7. Какую функцию религии иллюстрирует регулярный показ телепередач, в которых популярно раскрываются основные догматы церкви?

  1. мировоззренческую
  2. прогностическую
  3. производственную
  4. административную

8. Из нижеприведенного списка выберите то, что относится к духовной сфере жизни общества.

  1. наука
  2. религия
  3. классы и социальные группы

4) образовательные организации и учреждения

5) политические партии
6) философия

9. Назовите любые три основных элемента духовной сферы жизни общества.

10. Массовая культура

  1. появилась с развитием средств массовой информации
  1. сопровождает всю историю человечества
  1. является продуктом тоталитарных обществ с их стремлением к контролю, в том числе и

средствами культуры

  1. зародилась в Древнем Риме как зрелище для народа

11. Культура, произведения которой рассчитаны на круг знатоков, называется

  1. народной 2)массовой

3)национальной 4)элитарной

12. Элитарная культура в отличие от массовой

  1. ориентирована на получение коммерческой выгоды
  2. учитывает запросы самых широких слоев общества
  3. характеризуется сложностью форм художественного освоения мира

  1. имеет развлекательный характер

13. Отличительной особенностью элитарной культуры является

  1. сложность содержания
  2. ограниченность национальными рамками
  3. способность приносить прибыль
  4. ориентация на широкую публику

14. Комиксы являются частью

  1. национальной культуры
  2. массовой культуры
  3. элитарной культуры
  4. народной культуры

15. К элитарной культуре относится

  1. «мыльная опера»
  2. народная песня
  3. шлягер
  4. симфоническое произведение

16. Термин «поп-культура» является синонимом

  1. национальной культуры
  2. массовой культуры
  3. элитарной культуры
  4. народной культуры

17. Реклама является обязательной и неотъемлемой частью

  1. национальной культуры
  2. массовой культуры
  3. элитарной культуры
  4. народной культуры

18. Какие из указанных примеров относятся к произведениям народной культуры?

  1. школьные анекдоты
  2. исторический роман
  3. песня о Стеньке Разине
  4. песни-колядки
  5. бразильский телесериал

19. Установите соответствие между характерной чертой и сферой культуры: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго.

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

А) народная культура

Б) массовая культура

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

  1. анонимность
  2. ориентация на запросы потребителя
  3. коллективность творческих процессов
  4. стандартизация содержания
  1. Назовите три характерных признака массовой культуры.
  2. Звезда телесериалов снялась в некоммерческом черно-белом фильме, сложном по содержанию.

Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать

сколько-нибудь значительных средств. К какой форме культуры относится описываемое произведение?

Укажите три признака, по которым вы это определили.

  1. В телевизионном ток-шоу с участием родителей, детей, ученых и журналистов обсуждали тезис:

«Массовая культура вредна для детей». С опорой на обществоведческие знания и личный социальный

опыт приведите три аргумента в опровержение данного тезиса.

23. Создание художественных образов обязательно присуще

  1. науке 3) образованию
  2. искусству 4) производству

24. Отражение и преобразование действительности в художественных образах лежит в основе

  1. искусства 3) производства
  2. науки 4) образования

25. Искусство как вид человеческой деятельности характеризуется

  1. правдоподобностью результатов
  2. созданием художественных образов
  3. ясностью и целостностью выражения
  4. созданием материальных ценностей

26. Для художественного творчества обязательно(-а)

  1. стремление к точному отражению действительности
  2. простота формы произведения
  3. работа в творческом коллективе
  4. использование образно-символических средств

живопись

27. Какое слово пропущено в схеме?

Виды …

скульптура

архитектура

музыка

кино

28. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «искусство».

Творчество, образ, гипотеза, субъективность, эмоциональность.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

29. Установите соответствие между характерной чертой и сферой культуры: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго.

СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

А)наука

Б) искусство

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

  1. стремление к достоверности
  2. обоснованность предположений
  3. субъективность
  4. чувственное отражение реальности

30. Является ли балет видом искусства? Приведите три аргумента.

31. Для какой сферы культуры характерны обоснованность, достоверность, аргументация?

  1. литературы I 3) науки
  2. искусства 4) религии

32. Какая из перечисленных наук является общественной наукой?

  1. экономика 3) астрономия
  2. генетика 4) лингвистика

33. Из названных наук общественной является

  1. биология 3) физиология
  2. физика 4) социология

34. Какая из перечисленных наук относится к наукам общественным?

1)геология

2) юриспруденция

  1. информатика
  2. анатомия

35. Из перечисленных ниже наук определенный аспект культуры изучает

1) океанология 3) геология

2) правоведение 4) химия

36. Общим для науки и искусства является

  1. стремление к достоверности
  2. обоснованность предположений
  3. 3) отражение действительности

4) формирование чувства прекрасного

37. Общим для науки и религии является

  1. проверка выводов
  2. проведение экспериментов
  3. объяснение мира

4) опора на доказательства

38. Верны ли следующие суждения о современной науке?

А. Успешное функционирование современной науки зависит от специального оборудования, поддержки

со стороны государства.

Б. Успешное функционирование современной науки зависит от состояния системы образования,

специальных научных организаций.

  1. верно только А
  2. верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

39. Какую функцию науки иллюстрирует внедрение разработок по использованию ультразвука для

сверления и резки металлов?

1) культурно-мировоззренческую

2) производственную

  1. социальную
  2. нравственную

40. Что из перечисленного относится к культурно-мировоззренческой функции современной науки?

  1. программирование развития общества
  2. разработка новых средств коммуникации
  3. разработка проблемы происхождения жизни на Земле
  4. прогнозирование социальных последствий реформ

41. Культурно-мировоззренческая функция современной науки проявляется в

  1. стимулировании технического прогресса
  2. прогнозировании вектора развития человечества
  3. разработке проблемы происхождения человека
  1. снятии социальных конфликтов за счет расширения знаний людей

42. Последовательность действий: выдвижение гипотезы, наблюдение, эксперимент, внедрение —

совершается в процессе

  1. художественного творчества
  2. научного познания
  3. производственной деятельности
  4. получения образования

43. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Науку можно охарактеризовать как особую систему знаний, позволяющих обоснованно предсказать

процессы и явления действительности.

Б. Науку можно охарактеризовать как систему научных исследований, организаций, учреждений

и институтов.

1) верно только А

2)верно только Б

  1. верны оба суждения
  2. оба суждения неверны

44. Верны ли следующие суждения о цели науки?

А. Цель науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений.

Б. Цель науки — теоретическое отражение действительности в форме теоретических знаний.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

45. Верны ли следующие суждения о роли науки в обществе?

А. Наука призвана регулировать нравственные и правовые отношения в обществе.

Б. Наука призвана отражать действительность в художественных образах.

1)верно только А

  1. верно только Б
  2. верны оба суждения
  3. оба суждения неверны

46. Верны ли следующие суждения о научных открытиях?

А. Научные открытия всегда находят практическое применение.

Б. Научные открытия — это теоретические достижения, малополезные в практическом отношении.

  1. верно только А 3) верны оба суждения
  2. верно только Б 4) оба суждения неверны

47. Установите соответствие между общественной наукой и предметом ее изучения: к каждой позиции,

данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

НАУКИ

1)психология 2)политология

  1. экономика
  2. социология

ПРЕДМЕТЫ ИЗУЧЕНИЯ

А) поведение человека

Б) власть в обществе

В) производство и обмен

Г) структура общества

48. Из нижеприведенного списка выберите науки, изучающие те или иные аспекты культуры археология

  1. педагогика
  2. биология
  3. астрономия
  4. физика
  5. этика
  1. Приведите три примера методов добывания знаний, присущих науке.
  2. Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера ее осуществления.

51. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Свое сорокалетие отметила Федеральная заочная физико-техническая школа при Московском физико-

техническом институте (МФТИ). (2) Сегодня каждый второй первокурсник МФТИ — выпускник заочной

школы. (3) А в массовой средней школе обучение физике, на наш взгляд, в упадке. (4) Учеба в заочной школе

остается, пожалуй, самым доступным путем для желающих получить подготовку по техническим наукам.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

52. Среднее профессиональное образование можно получить в

  1. средней школе
  2. лицее

3) колледже

4) гимназии

53. Индивидуальная работа над учебными предметами без посещения образовательных учреждений называется

1) факультативными занятиями

2) самообразованием

  1. начальным образованием
  2. специальным образованием

54. Гуманизация образования предполагает

  1. внимание к личности, ее интересам, запросам
  2. введение новых гуманитарных дисциплин в обучение
  3. отказ от преподавания технических наук
  4. увеличение количества лет обучения

55. Наиболее полно гуманизация образования означает

  1. демократическое самоуправление в школе
  2. обязательное среднее образование
  3. учет потребностей и интересов учащихся
  1. бесплатное обучение в любых образовательных учреждениях

56. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным

предыдущими поколениями, называется

  1. наукой
  2. искусством
  3. образованием
  4. творчеством

57. Право на образование относится к правам в области

  1. трудовых отношений
  2. культуры
  3. экономики
  4. политики

58. Верны ли следующие суждения о развитии образования?

А. Образование развивается как часть национальной культуры народа.

Б. В развитии образования проявляется тенденция к интернационализации.

1)верно только А

2)верно только Б

  1. верны оба суждения
  2. оба суждения неверны

59. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?

А. Социальная функция образования заключается в том, что в его процессе человек овладевает

социальным опытом, происходит социализация личности.

Б. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует

социальные процессы в обществе.

1)верно только А

  1. верно только Б
  2. верны оба суждения
  3. оба суждения неверны

60. Верны ли следующие суждения о получаемых в школе знаниях?

А. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать современным научным представлениям.

Б. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать познавательным возможностям учащихся.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

61. Верны ли следующие суждения о самообразовании?

А. Формой самообразования является заочное обучение.

Б. Самообразование способствует повышению индивидуального уровня культуры.

1)верно только А

  1. верно только Б
  2. верны оба суждения
  3. оба суждения неверны

62. Верны ли следующие суждения о получении основного образования?

А. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение бесплатного основного образования

независимо от национальности, языка, вероисповедания.

Б. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение бесплатного основного образования

независимо от места жительства, возраста, наличия судимости.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  1. верны оба суждения 4)оба суждения неверны

Что такое культура. Признаки народной, массовой и элитарной культуры

Культура — это совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, объясняют обычно в учебниках истории. Под такое широкое определение попадают и технологии, и образование, и искусство, и многое другое.

Культура в более узком смысле – это активная творческая деятельность людей, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Но единого определения культуры не существует — ученые насчитывают около 200 вариантов. Например, в обиходе словом культура иногда называют воспитание и образованность человека.

Материальная и духовная культура

Нередко культуру делят на материальную и духовную. Главный критерий этого разделения — потребности человека, которые она удовлетворяет.

Материальная культура – это средства труда, коммуникация, производственный опыт, умения и навыки и т.п. Все то, что помогает человеку удовлетворять свои материальные потребности.

Духовная культура – это наука, искусство, религия, мораль, политика, право. Все то, что удовлетворяет нематериальные потребности: в познании, в красоте, в творчестве.

Однако деление культуры на две сферы очень условно. Многие предметы удовлетворяют и материальные, и духовные потребности человека. Например, все мы стремимся, чтобы одежда и предметы обихода были и красивыми, и удобными.

Кроме того, произведениям искусства обычно нужен материальный носитель. Картина или статуя удовлетворяют потребность человека в красоте, но это еще и материальные объекты.

Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура

Культуру можно делить на типы по множеству признаков. Например, по национальному: на русскую, немецкую, китайскую, американскую. Можно говорить о сельской и городской культуре, о средневековой и античной культуре, о дворянской и крестьянской культуре… Однако основной способ деления – на три основные формы: элитарную, народную и массовую.

Народная культура не имеет четких авторов. Ее творцы не являются профессионалами и остаются анонимными. К народной культуре относятся мифы и сказки, фольклор, народные песни и танцы, промыслы.

Фольклорный коллектив «Иван да Марья» на фестивале в Шушенском Красноярского края. Фото: Reuters

Элитарная культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу. Элитарная культура отличается сложностью содержания. Ее создатели — профессиональные писатели, музыканты, художники. К элитарной культуре относятся классическая музыка и живопись, опера и балет, современное искусство и артхаус — «кино не для всех».

Кадр из фильма Андрея Тарковского «Сталкер» (1979). «Сталкер» — пример элитарного кино, не рассчитанного на широкую публику

Массовая культура рассчитана на максимально широкий круг потребителей, на коммерческий успех. Ее произведения, как и произведения элитарной культуры, создают профессионалы. При этом массовая культура отличается простотой форм и стандартизованностью — она должна быть понятной большинству, демократичной. К массовой культуре относят эстрадную музыку, популярное кино и сериалы, массовую литературу, компьютерные игры, рекламу.

Поп-певица Майли Сайрус на концерте. Фото: Reuters

Массовая культура: плюсы и минусы

Массовую культуру нередко критикуют. Например, говорят о том, что она снижает общий культурный уровень, потакая невзыскательной публике и апеллируя к низменным инстинктам. Массовая культура приучает пассивно потреблять готовое, а не создавать что-то новое, учит мыслить упрощенными шаблонами, «отупляет», сетуют ее критики. Она подменяет реальную жизнь красивой картинкой, раздувает искусственные потребности, полагают противники масскульта.

При этом у массовой культуры, безусловно, есть положительные черты. Она демократична, доступна каждому. Она просто и понятно говорит о сложных вещах: способна учить и воспитывать в людях лучше качества. Например, популярные комиксы и фильмы о супергероях учат детей смелости и дружбе, умению бороться за справедливость, считают их ценители.

Наконец, человеку далеко не всегда нужны сложные произведения искусства — массовая культура позволяет получить психологическую разгрузку, расслабиться и набраться сил для новых свершений.

Кадр из фантастического боевика «Человек паук-2» — образца массовой культуры. Фильм собрал в прокате 783 миллиона долларов

Как связаны массовая и элитарная культура

Массовая и элитарная культура не враждуют. В современном мире они тесно связаны и питают друг друга. А многие выдающиеся произведения рождаются на стыке элитарной и массовой культуры.

Например, Фредди Меркьюри и группа Queen в знаменитой композиции Bohemian Rhapsody объединили рок-музыку с хоровым искусством и оперой. Песня получила небывалый успех, став одним из лучших образцов и массовой, и элитарной музыки.

Произведения массовой культуры, выполненные на высоком уровне, могут войти в золотой фонд элитарной культуры. Например, песни поп-короля Элвиса Пресли сегодня считаются музыкальной классикой XX века.

С другой стороны, образцы элитарной культуры усваиваются в массовой культуре. Например, полотна Винсента Ван Гога в XIX веке были непонятны его современникам, а сегодня продаются миллионы репродукций и сувениров с его картинами.

Посетители на выставке «Ван Гог — Живые полотна» в Санкт-Петербурге. Фото: Reuters

Что такое субкультура и контркультура

Особыми разновидностями культуры являются субкультура и конткультура.

Субкультура – это часть общей культуры, свойственная определенной группе со своей системой ценностей. Например, можно говорить о подростковой субкультуре, о профессиональных и музыкальных субкультурах, о криминальной субкультуре. Внутри одной субкультуры можно выделять другие. Например, к молодежной субкультуре относятся представители разных неформальных объединений — «неформалы».

Лондонская девушка-панк перед концертом. 1977 год. Фото: Getty Images

Субкультура включает в себя определенные ценности и нормы, картину мира, стиль и образ жизни, в том числе внешние атрибуты. Порой представителей определенных субкультур общество рассматривает как маргиналов.

Контркультура – это протестная культура. Ее представители противопоставляют себя культуре, господствующей в обществе. Представителями контркультуры в разное время были битники, хиппи и панки. В СССР одно время существовала контркультура стиляг, которых советская власть считала своими «идеологическими врагами».

Кукрыниксы. «Поганки», 1959. Советская карикатура на стиляг

Обществознание (29 стр.)

Тесты к разделу III

1. Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности можно назвать:

а) культурой;

б) экономикой;

в) мировоззрением;

г) историей.

2. Существование культуры невозможно без:

а) государственных учреждений, ведающих делами культуры;

в) государственного финансирования культурных мероприятий;

б) демократического государственного устройства;

г) преемственности культурных традиций.

3. Каждая культурная ценность:

а) уникальна;

б) понятна;

в) известна;

г) необходима.

4. Первоначальнo культурой называли:

а) ораторское искусство;

б) умение рисовать;

в) способы возделывания почвы;

г) поэтический дар.

5. На материальную и духовную традиционно разделяют:

а) культуру;

б) мораль;

в) науку;

г) религию.

6. Мировоззрение формируется под влиянием:

А. личного опыта;

Б. окружающей культурной среды;

В. образования и воспитания;

Г. психологических особенностей личности.

1) АГ; 2) АВГ; 3) ВГ; 4) АБВГ.

7. Культура, целью которой является получение коммерческой прибыли, называется:

а) элитарной;

б) народной;

в) национальной;

г) массовой.

8. Отличительной чертой элитарной культуры является:

а) сложность содержания;

б) ограниченность национальными рамками;

в) способность приносить прибыль;

г) ориентация на широкую публику.

9. Отражение и преобразование действительности в художественных образах лежит в основе:

а) искусства;

б) науки;

в) производства;

г) образования.

10. Вид изобразитeльного искусства, имеющий трехмерную форму, называется:

а) скульптура;

б) архитектура;

в) кино;

г) абстракционизм.

11. К жанрам живописи не относится:

а) натюрморт;

б) пейзаж;

в) графика;

г) портрет.

12. Верны ли суждения? Под наукой понимают:

А. Систему знаний;

Б. Производство знаний.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

13. Наука – это мышление:

а) в образах;

б) в художественных формах;

в) в понятиях;

г) в чувствах.

14. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется:

а) наукой;

б) искусством;

в) образованием;

г) творчеством.

15. Системa образования регулируется:

а) государством;

б) обществом;

в) социальной группой;

г) отдельными людьми.

16. Гуманизация образования – это:

а) отказ от выставления низких отметок;

б) свободное посещение занятий в школах;

в) большее внимание к индивидуальным особенностям личности;

г) уменьшение учебной нагрузки.

17. Гуманитаризация предполагает:

а) обеспечение всеобщности образования;

б) отказ от изучения точных наук;

в) создание условий для получения образования для лиц с физическими недостатками;

г) усиление внимания к изучению общественных дисциплин.

18. Интернационализация образования – это:

а) изучение иностранных языков;

б) возможность получить образование в другой стране;

в) создание единой системы образования для разных стран;

г) подготовка разнообразных специалистов.

19. Верны ли следующие суждения? Социализаторская функция образования заключается в том, что:

А. В его процессе человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности.

Б. Оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

20. Верны ли следующие суждения о связи духовной и материальной культуры?

А. Духовная культура всегда обеспечивает потребности материальной культуры.

Б. Духовная и материальная культуры существуют независимо друг от друга.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

21. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» обязательным является:

а) среднее (полное) общее образование;

б) основное общее образование;

в) профессиональное образование;

г) высшее образование.

22. Верны ли следующие суждения о школьном образовании?

А. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать современным научным представлениям.

Б. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать познавательным возможностям учащихся.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

23. Верны ли следующие суждения о развитии науки?

А. Развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников.

Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие теории.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

24. Bepны ли следующие суждения о религии? Специфическим свойством религии является:

А. Связь с миром переживаний человека.

Б. Вера в сверхъестественное.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

25. Религия является формой:

а) человеческого бытия;

б) классового сознания;

в) человеческой культуры;

г) нравственности.

26. Религия включает в себя:

а) систему догматов;

б) мифологию;

в) культовые действия;

г) все перечисленное.

27. Религия, признающая существование только одного Бога, называется:

а) язычеством;

б) политеизмом;

в) монотеизмом;

г) анимизмом.

28. Как называется одна из ранних форм peлигии, сущность которой состоит в поклонении какому-либо животному или растению и в вере в свое происхождение от них?

а) тотемизм;

б) фетишизм;

в) анимизм;

г) магия.

29. К мировым рeлигиям не относится:

а) Христианство;

б) Буддизм;

в) Иудаизм;

г) Ислам.

30. Самая древняя мировая религия – это:

а) Конфуцианство;

б) Христианство;

в) Ислам;

г) Буддизм.

4.1. Понятие «экономическая сфера и «экономика». Ресурсы и их ограниченность

Экономическая сфера — решающая в жизни общества – регулирует вопросы производства, собственности, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Экономическая сфера формируется исторически. Ее развитие обусловлено переменами в общественном производстве, необходимостью так стимулировать деятельность производителей, как этого требует характер и содержание труда.

Понятие «экономика» часто используется для характеристики общественного производства. Существуют разные подходы к определению содержания экономики.

Во-первых, экономика рассматривается как совокупность отраслей и видов материального производства и непроизводственной сферы. В ней создаются блага и услуги, без которых человеческое общество не может существовать и развиваться.

Во-вторых, с экономикой обычно ассоциируется совокупность экономических отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Эти отношения образуют экономический базис общества.

В-третьих, под экономикой понимается отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

В-четвертых, исследователи имеют в виду экономику, когда выделяют микро– и макроэкономическое производство и интерэкономику. Микроэкономика выступает как обособленное производство или предприятие. Макроэкономика предстает как национальная экономика. Интерэкономика характеризует закономерности возникновения и развития мирового хозяйства.

В-пятых, выделяют различные формы экономики: рыночную, смешанную и др.

1)Вставьте вместо пропуска.Процесс духовного творчества является неотъемлемой часть……..2) культура, создаваемая анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, называется: 1. элитарной 2. народной 3. массовой 4. духовной3) Закончите высказывание. «культура, которая не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа, называется………»4) «Мыльные оперы» относятся к произведениям: 1. массовой культуры 2) элитарной культуры 3. народной культуры 4. материальной кульуры5) какая черта характеризует исключительно массовую культуру: 1. связь с творчеством 2. сложность и противоречивость 3. общедоступность 4 высокий уровень коммерциализации 6) вставьте вместо пропуска. Сопоставляемые с массовой культурой производство культурных ценностей представительных социальных групп,занимающих ведущее положение в духовной жизни общества — это…….. культура7) кульура, произведения которой расчитаны на узкий круг знатоков, называется: 1. народной 2 массовой 3 духовной 4 элитарной8) кульутра, которая создаётся привилигерованной частью общества или по её заказу: 1 элитарная 2 духовная 3 народная 4 материальная9) формула «искусство для искусства» характерна для: 1. народной культуры 2. массовой культуры 3. элитарной культуры 4. культуры как таковой10) особая форма общественнного сознания регулирующая действие людей в обществе с помощью норм, называется: 1, массовой культурой 2 моралью 3 элитарной культурой 4. благородством

более месяца назад

Мединский назвал убожеством чтение комиксов. Художники, авторы и издатели отвечают министру

Вчера министр культуры России Владимир Мединский на открытии 32-й Московской международной книжной выставки-ярмарки, рассуждая об исторических книгах, внезапно выдал: «Я вообще плохо отношусь к комиксам — это как жевательная резинка, это не еда. Комикс ориентирован на ребенка, который только учится читать, но взрослому человеку читать комиксы мне кажется убожеством». Якобы комиксы предназначены для детей 7-8 лет, которые учатся читать. В это же время агентство «Москва» добавляет еще более грубую цитату Мединского: «Взрослому человеку читать комиксы — это признаться, что“я дебил, я читаю комиксы”. Коллекционировать их, наверное, можно, это прикольно, но не читать».

Сказать, что наши чувства в редакции были оскорблены, — ничего не сказать. Поэтому мы решили выступить единым фронтом и взяли комментарии у издателей, художников, популяризаторов, коллекционеров, продавцов и просто фанатов комиксов, чтобы узнать, что они думают по поводу этого высказывания, как комиксы повлияли на их жизнь и объяснили министру, почему комикс — это серьезное и важное искусство, в том числе для взрослых. Почитайте, а мы пока соберем комиксов, чтобы отправить их в министерство.

Думаю, этот комментарий — мнение человека, который в комиксах не разбирается и скудный кругозор которого простирается не дальше пары простейших комиксов. О том, что комиксы бывают разные, серьезные, абстрактные, умные — об этом, видимо, не слышал. Мединский в который раз доказал свою некомпетентность.

Комикс — еще один способ раскрытия замысла автора, лежащий на грани текста и визуального. Он имеет право на существование хотя бы потому, что ему доступны средства, неподвластные книгам, которые министр предложил на замену комиксам.

Было смешно слышать слова министра. Хотелось спросить, какие виды искусства должен постигать растущий человек после комикса? То есть он говорит, что в 7-8 лет человек читает комиксы. В 9-12 должен забыть об этих картинках с текстом и переключиться на книги без иллюстраций. В 13-15 должен слушать оперы и симфонии, а о книгах забыть, так как они слишком «буквальны» в отличии от музыки. В 16-17 — период кино, в 18 — театр и балет. Полноценный гражданин с 18 лет ходит только по театрам, так как все остальные виды искусства для взрослого человека — убожество. Так мы теперь рассуждаем?

Duran
художник

Говорить, что комиксы — это для дебилов, всё равно, что сказать, что книги для дебилов или музыка для дебилов. Комиксы — это не жанр литературы, а отдельный вид искусства, синтез письменного и нарисованного. Точно так же, как и в любом направлении, здесь есть шедевры, культовые произведения и откровенный проходняк, не стоящий внимания. Не каждая книга берёт Пулитцер или Букер, не каждый фильм становится лауреатом Оскара.

Виталий Терлецкий
автор комиксов

Чем больше я думаю о выступлении Мединского, тем меньше мне хочется его комментировать, причем по двум причинам.

Во-первых, его высказывание сразу задает некомфортные рамки обсуждения, заставляя оправдываться. «Ну комиксы все-таки не картинки для дебилов». А это глупо и унизительно. В 2019 хочется уже говорить о сути комиксов, хороших, плохих, умных и не очень, зверски серьезных и звонко дебильных, каких угодно разных, короче, а не заниматься в стотысячный раз оправданием формы и комикса как искусства в целом.

Ну и, во-вторых, так уж сложилось в нашей стране, что министр культуры не обладает особым авторитетом в области своей заявленной компетенции, то есть культуры. Это не первое его нелепое утверждение о самых разных культурных формах и, боюсь, не последнее. Потому его слова хоть и обидные, но не оказывают никакого влияния на ситуацию с комиксами в стране. Те, кто читал комиксы, продолжат это делать. Те, кто не читал комиксы и не собирался, не будут этого делать. И даже самая хрупкая категория — те, кто не читал комиксы, но собирался — вряд ли прислушаются к министру Мединскому. Что главным образом должно быть унизительно для него, но никак не для комиксов.

Василий Кистяковский
совладелец магазина комиксов «Чук и Гик»

На самом деле комиксы — это не только несерьезные картинки и дурацкие шуточки, это и, например, настоящая документальная работа, как у Маржан Сатрапи об иранской революции или у Кун Ун Пак о японском вторжении в Корею.

Анна Мопка
художник

Комиксы стали неизменной частью моей жизни ещё в самом детстве. И вкупе с мечтой стать переводчиком, эти две цели перехлестнулись и стали одной. Я решил стать переводчиком комиксов. Комиксы помогли мне пережить самые неприятные и тяжелые моменты в моей жизни, потому что, если герои комиксов не унывали и шли только вперёд, как мог остановиться я?

Полагать, что комиксы — это чтиво для детей и только, глупо. Комиксы являются частью культуры уже довольно давно. Это уникальная часть культуры, сочетающая визуальное и вербальное. Сочетающая картины и Книги. Сочетающая труды талантливых авторов и не менее талантливых художников, колористов, контуровщиков, леттереров и редакторов. Комиксы, как и любое художественное произведение, могут рассказать нам о богатом прошлом, помочь взглянуть на настоящее под иным углом и подготовить к возможному будущему.

Говорить, что комиксы для детей — это как говорить, что любое художественное произведение искусства для детей. Зачем картины, если есть Книги? Зачем кинокартины, когда есть Книги? Нельзя все грести под одну гребёнку. А слышать такое от министра культуры — попросту абсурдно.

Руслан Хубиев
коллекционер, переводчик и популяризатор комиксов, «дебил» с 19-летним стажем чтения комиксов

Это самый распространенный стереотип в отношении комиксов. В этом году вышел комикс или графический роман, если так удобнее, Ольги Лаврентьевой «Сурвило». Он затрагивает тему репрессий и блокады. И через судьбу одного человека показывает целое поколение людей. Права на книгу уже купило уважаемое французское литературное издательство Actes Sud. Сейчас ведем переговоры с немецким издательством.

В этом году на ММКЯ организована отдельная зона комиксов. И очень странно слышать такие высказывания от министра во время ее открытия. Видимо, ему не рассказали о нововведениях на ярмарке.

Кроме того, по всей стране в подведомственных Минкульту библиотеках открываются центры комиксов и содержатся они на государственные бюджеты. Видимо, об этом он тоже ничего не знает.

Дмитрий Яковлев
директор издательства «Бумкнига», организатор Международного фестиваля рисованных историй «Бумфест»

Это какой-то позор. Очень грустно, что министр культуры настолько далёк от культуры. Если человек не знает, что такое комиксы, значит вся современная культура его обошла стороной. Это абсолютная безграмотность и некомпетентность министра культуры, его полный провал. Сказать такое — это хуже, чем сплясать в дырявых кальсонах. Ему после такого стоило бы немедленно уволиться.

Комикс — это невероятный и очень сложный вид искусства на стыке графики, литературы, режиссуры. В комиксе рассказ ведется не только словом, но и линией, штриховкой, цветом, композицией кадра. Комикс — это не набор маленьких картинок, а ТЕКСТ в широком смысле, многослойный текст. Комикс может быть сложнее, чем традиционная литература, комикс может рассказать больше, чем слова. Иногда читать комикс даже труднее, чем просто текст, потому что он несет больше информации. Комиксы развивают мозг. Читайте комиксы, не будьте как Мединский.

Формат комикса лучше всего подходит для рассказа о личном, о чувствах, о событиях прошлого, в том числе об исторических событиях. Комикс — это универсальный язык, который позволяет прочувствовать других людей, узнать их, понять.

Мединского и всех остальных приглашаю на открытие моей выставки. 12 сентября в 18:30 в Петербурге в музее Достоевского покажу оригиналы страниц из комикса «Сурвило», а также документы и фото.

Ольга Лаврентьева
Автор комиксов

Я не дебил, я читаю, издаю и продвигаю комиксы в массы больше 10 лет и горжусь этим!

Очень жаль, что министр культуры позволяет себе публично критиковать не только новый вид искусства, но и оскорблять творческих людей с чуждыми ему увлечениями.

Михаил Богданов
директор издательства комиксов «Комильфо»

Я очень аполитичен. Никогда не высказываюсь о митингах и действиях наших депутатов. Но сегодня даже у меня пригорело. Мединский наехал на святое — комиксы. Когда в 2016 году я привез в Москву Джона Хиггинса — колориста «Хранителей», он сказал мне одну важную вещь:

«Я не думал, что за пределами нашей страны эта культура тоже популярна. Мне очень приятно видеть горящие глаза этих людей. Наблюдая, как каждый из вас выкладывается сегодня, несмотря на свой возраст, я не могу остаться в стороне».

В этот день Джон раздавал автографы и делал скетчи до поздней ночи, до последнего фаната. За два дня мы собрали 14 000 человек в КВЦ Сокольники. Примерно в это же время Денис Варков работал в магазине комиксов. Сейчас он руководит одним из топовых изданий про гик-культуру в России .

Мне очень странно от того, что человек отвечающий за культуру в стране, имеет право оскорблять нас с вами — гиков — людей, которые играют в игры, читают комиксы и смотрят кино. Похоже, что люди, которых считают авторитетными экспертами в теме, устарели. Их пора менять. У меня все.

Илья Комаров
руководитель GameGuru.ru

Думаю, что министру культуры для начала стоит познакомиться с культурами других стран — в Европе, Японии, Америке комикс давно стал значительной частью не только детской, но и взрослой культурной жизни. Конечно, когда смотришь изнутри комиксовой индустрии, довольно странно, что такие вещи до сих пор приходится объяснять. Но, возможно, подобные резкие заявления от высокопоставленных лиц помогут ещё раз обратить внимание широкой общественности на один из самых ярких современных медиумов, чтобы те, кто мало об этом знал, смогли оценить богатство жанров, тем и визуальных стилей, доступных комиксу.

Анна Дружинец
основательница редакции «МИФ.Комиксы»

Мединский, конечно, в очередной раз сел в лужу перед международным книжным сообществом, продемонстрировав невежество в вопросах современной культуры. В то время, как во всем мире комикс рассматривается как медиа, посредством которого можно выстраивать любые повествования — от детских сказок до диссертаций по философии.

Это тем более стыдно, что на ярмарке представлены сербские комиксы, источником своим имеющие дореволюционную Россию.

Алексей Иорш
преподаватель кафедры комикса школы дизайна ВШЭ, лауреат международных и российских конкурсов, неоднократный призер фестиваля «Коммиссия», европейского фестиваля комиксов и иллюстрации Lucca Comics and Games

Я прокомментирую это одной фразой. Жаль, что, судя по всему, Владимир Ростиславович не читал комикс «Маус», получивший в 1992 году Пулитцеровскую премию.

София Коловская
иллюстратор и автор комиксов

Будучи переводчицей графической версии «Дневника Анны Франк» в исполнении лауреата Золотого глобуса и премии Сезар Ари Фольмана, я не могу всерьез обсуждать заявление нашего министра культуры — это просто ниже уровня дискуссии. Однако будучи преподавательницей, которая каждый день видит, как студенты вкладывают самое дорогое и сокровенное в работу над своими «убогими» комиксами, я вынуждена объяснять очевидное. Комикс исторически — та форма искусства, которая не дает покоя министрам. Будь то политическая карикатура или графический роман, удостоенный Пулитцеровской премии, комикс требует от читателя живости ума и широты взглядов. В этой связи закономерно, что Мединскому не нравятся комиксы, но говорит это, скорее, в пользу медиума, чем против него.

Мария Скаф
переводчица, преподавательница школы дизайна ВШЭ

Комикс — это же просто формат, средство выразительности: картинки с подписями. Формат этот имеет древнюю и богатую историю. Не думаю, что у человека, хоть немного интересующегося искусством, может вызвать сомнение, что древнеегипетские рельефы (картинки с подписями!), славянские лубки (картинки с подписями!) или средневековые маргиналии (рисунки на полях, которые добавляли к рукописям монахи) — это важные и интересные вехи в развитии культуры.

Предположу, что речь шла все-таки об узкой прослойке сугубо современных комиксов: супергероике, комиксах для детей. Они действительно часто рассчитаны на молодую аудиторию и относятся не к «высокому» искусству, а к «развлекательному».

Но почему мы, собственно, считаем, что высокое искусство лучше развлекательного? Я думаю, корни этого уходят в недалекую историю этого самого искусства. Двести лет назад лишь узкая прослойка людей имела доступ к высокому искусству, потому что многие попросту не умели читать. Художественная культура делилась на элитарную — сделанную образованными для образованных — и низовую, «народную». Соответственно, умение понимать и ценить высокое искусство до сих пор кажется нам не только самоценным навыком, но и статусным элементом. Если ты получаешь удовольствие от Тарковского — значит, вероятнее всего, у тебя или твоей семьи были время, деньги и источники знаний, которые*научили* тебя, как правильно эти фильмы смотреть. Значит, ты крутой.

Но ведь сейчас мы живем в эпоху общего образования, и разница в степени просвещенности между разными социальными группами стремительно сокращается. Поэтому и эти пласты искусства смешиваются до неразличения. И это же не плохо, а, наоборот, замечательно! Замечательно, что даже у людей, не инвестировавших годы жизни и много денег в художественное образование, есть возможность насладиться таким искусством, которое им интересно, причем выполненным качественно, не на коленке. А перейти от комикса к книге все-таки проще, чем, например, от народной песни к книге.

Александра «Альфина» Голубева
сценарист, писатель, художник

Комиксам почему-то очень не везёт в нашей стране. Подавляющее большинство людей никак не хочет воспринимать их всерьёз. Трудно сказать, с чем конкретно это связано. То ли с отторжением западной культуры на каком-то подсознательном уровне, то ли с детством, когда чуть ли не всех учили читать по книгам с картинками и букварям (тоже с картинками). Но не стоит недооценивать этот вид искусства. Истории в комиксах ничуть не хуже книжных, просто они подаются иначе.Такое же узколобое отношение у нас и к анимации, когда абсолютно все мультфильмы считают детскими.

Комиксы, как и анимация, могут ориентироваться на любые возрасты и рассказывать абсолютно разные истории для разных людей. А благодаря уникальному сочетанию текста и рисунков, изобретательному использованию панелей и бабблов, художники могут добиться очень необычного восприятия сюжета. Если вы до этого обходили комиксы стороной, то я рекомендую просто зайти в комикс-шоп или в книжный магазин, рассказать продавцу о своих вкусах и что бы вам хотелось почитать, и он подберет вам подходящее произведение. Только заранее подготовьте парочку полок в книжном шкафу, потому что отныне их будут занимать «детские книжки с картинками».

Евгений Спицын
переводчик

Могу понять психологию людей, которые считают, что анимация и комиксы только для детей —общаюсь с ними на протяжении уже 12 лет работы на 2х2! И терпеливо рассказываю каждому, что если копнуть чуть глубже, то вам откроется безумно интересная визуальная культура и актуальнейшее из искусств для взрослых на сегодняшний день. Неслучайно анимационные шоу и графические романы так популярны среди интеллектуальной публики, кинокритиков, кураторов, получают такое количество престижных премий ежегодно.

Мое знакомство с культурой взрослых комиксов началось с «Мауса» Арта Шпигельмана. Это первый комикс — лауреат Пулитцеровской премии на страшную тему Холокоста: евреи изображены как мыши, а немцы как кошки. «Маус» сегодня проходят во многих европейских и американских школах на уроках истории. В японских школах изучают «Босоногий Гэн» — культовую мангу и аниме про трагедию в Хиросиме. В моей библиотеке есть много комиксов, которые вернули любовь к естественным и гуманитарным наукам, хотя был уверен, что школа навсегда отбила к этому интерес!

Денис Всесвятский
директор Телеканала 2х2

#ядебил #ячитаюкомиксы

Ваш Дважды Два

Не секрет, что комикс-культура не получила широкого распространения в России, оставаясь в нашей стране на правах увлечения достаточно узкой категории современной молодежи. В первую очередь это связано с ее стереотипным образом, сложившегося в сознании нашего населения – считается, что формат картинки и текста разработан для упрощенного восприятия и поэтому недостоин носить звание высокого искусства. К тому же формат комикса ассоциируется преимущественно с массовой культурой США, что также не способствует его популярности среди россиян.

Тем не менее анализ этого феномена современной культуры позволяет сделать неожиданные выводы о широком распространении комиксов по миру, а также глубине и нетривиальной истории их развития. Данный формат литературно-художественного искусства можно обнаружить в самых разных странах и традициях, однако наиболее яркими его представителями являются графические романы в следующих странах.

Комикс культура США

Как уже говорилось, с комиксами наиболее часто ассоциируются именно американские графические новеллы. Это неудивительно, так как в 20 веке в США они приобрели масштаб массового культурного феномена, превратившись из специализированного формата историй в газетах Херста и Пулитцера в полноценный вид искусства. Для современных американских комиксов характерны следующие черты:

  • Многожанровость. Следует помнить, что комикс – это формат, а не жанр литературы. Графические новеллы могут иметь фантастический, драматический, детективный, комедийный, сатирический или другой сюжет, а также в различных пропорциях их комбинировать.
  • Концептуальность. Хотя в США комиксы появились как небольшие развлекательно-юмористические истории (откуда и само название), с 30-ых годов и до сегодняшнего времени появились проработанные вселенные, а в сюжетах затрагиваются такие сложные темы, как трансгуманизм («Трансметрополитен»), оправданность насилия в борьбе со злом («Бэтмен») и т. д.

Косплееры на Комик-коне в Сан-Диего

  • Архетипичность. Герои американских комиксов ценны не столько как самостоятельные личности, сколько как воплощение бессознательных архетипов. Зачастую проработка их характеров схематична и направлена на выражение какого-то конкретного типажа. Например, Супермен или Капитан Америка – типичные «Воины», в чертах Джокера можно увидеть Трикстера, а Чудо-Женщина выражает архетип девы-воительницы.

Сегодня в США комиксы – не только обширная индустрия, представленная издательствами Marvel, DC Comics, Dark Horse Comics и т. д., но и признанная часть национальной культуры, анализу которой посвящаются научные работы. Герои и сюжеты красочных историй служат неисчерпаемым вдохновением для голливудских сценаристов и режиссеров, в школах разбирают характеры персонажей, различные ситуации, описанные в графических историях. При этом комиксы в США пользуются популярностью не только у детей, но и у взрослых. С 1970 года в Сан-Диего проходит международный фестиваль Comic-Con, посвященный комиксам и другим видам современной популярной культуры, собирающий миллионы поклонников со всего мира. К формату комиксов обращаются даже для повествования о тяжелой судьбе женщин в исламских странах.

Комикс культура Японии

В Стране Восходящего Солнца аналогом комиксов является манга, получившая развитие во второй половине 20 века и популярная по сей день. В своем современном виде японские графические истории сложились во многом под влиянием западных и американских комиксов, однако некоторые элементы этого искусства можно проследить в традиционной живописи укие-э и суми-э.

  • Общественное признание. Манга в Японии является одним из основных видов популярного искусства наряду с кино, аниме и лайт-новеллами. Ее читают абсолютно все: от маленьких детей до лиц преклонного возраста – разумеется, для каждой категории читателей существует своя ниша комиксов. Многие деятели искусства, науки и даже политики признают мангу одним из важнейших культурных достижений Японии. Взрослый солидный мужчина, читающий японские комиксы – обычная картина в метро или, например, парке.

Японский магазин манги

  • Разнообразие. Как и западным комиксам, манге свойственна мультижанровость: психологические триллеры соседствуют с приключениями, истории ужасов – с эротикой, детективы – с научной фантастикой, школьные драмы – с легкомысленными комедиями и т. д. При этом цензура в Японии практически не распространяется на этот вид искусства, благодаря чему в специализированных магазинах можно легко приобрести даже весьма шокирующие гуро-комиксы.
  • Манга – важный предмет коллекционирования в Японии. Вообще, в этой стране принято уважительно относиться к труду, поэтому потребители в подавляющем большинстве случаев покупают комиксы в магазинах. К скачиванию в интернете коллекционеры-отаку прибегают только в крайних случаях, когда необходимо разыскать, например, раритетный экземпляр. Популярность этого вида искусства настолько широка, что наряду с крупными издательскими домами и журналами мангу рисуют и художники-самоучки, распространяющие свои творения среди знакомых или через тематические ресурсы в Сети.

Манга в Японии тесно связана с аниме и сериалами-дорамами. Зачастую мультипликационное или кинематографическое произведение создается именно на основе комиксов. В последнее время манга перестала быть сугубо японским культурным феноменом и получила широкое распространение в США, Европе (особенно Франции), на Тайване, в Малайзии, Южной Корее и некоторых других азиатских странах. Сегодня это важная категория культурного экспорта Страны Восходящего Солнца.

Комикс культура Европы

В Старом Свете комиксы не снискали такой популярности, как в США или Японии, тем не менее, и здесь имеются свои известные серии и крупные издательства. В Европе комиксы издаются в основном в виде графических романов – достаточно толстых книг с завершенным сюжетом в твердом переплете, рассчитанных на взрослую аудиторию, хотя имеются и традиционные «тетрадки». В отличие от американских, европейские истории в картинках так и остались преимущественно узконаправленным развлекательным жанром. Главным образом комикс-культура получила распространение во Франции и Бельгии – одним из основных и самых известных графических романов являются издающиеся с 60-ых годов «Астерикс и Обеликс», по которым были сняты вполне успешные экранизации.

Современный комикс «Астерикс и Обеликс»

В Британии были изданы комиксы про Судью Дредда (дважды экранизированные) и менее известные в мире, но все равно популярные истории про «Tank-Girl». В Германии также имелся свой аналог комиксов – рисованные истории «пикколос» в формате небольших тонких тетрадей. Причем они получили распространение как в ФРГ, так и в ГДР. Поначалу это были перепечатки американских комиксов с коррекцией на национальную культуру и историю. В частности, большой популярностью пользовались истории про благородного рыцаря Зигурда или Акима – немецкого аналога Тарзана.

Ввиду культурных особенностей в европейских комиксах образ супегрероя (и суперзлодея) не получил широкого распространения. Общий пафос поведения персонажей тоже заметно снижен, и часто применяется нарочито их карикатурное изображение для выражения комичности повествования.

Некоторым особняком в европейской культуре комиксов стоят итальянские рисованные истории, которые называются «фаметти». Преимущественно они рассчитаны на взрослую аудиторию, так как сюжет большинства таких графических новелл весьма специфичен и содержит откровенные сцены насилия и секса. Часто фаметти-комиксы в нарочито гротескной и пародийной форме переигрывают сюжеты привычных американских комиксов про супергероев.

Комикс культура России

Уже упоминалось, что в нашей стране к комиксам сложилось определенное предубеждение, особенно среди представителей старшего поколения. Поэтому в подавляющем большинстве случае российские графические новеллы – это детский развлекательный жанр. Всем с детства известны истории в журналах «Веселые картинки», «Мурзилка», «Трамвай» и т. д. Малоизвестно, но еще на заре становления СССР формат комикса достаточно широко применялся новыми властями для продвижения социалистических идей среди малообразованного населения.

Популярный в СССР комикс «Мурзилка»

В целом для советских/российских комиксов характерен четкий воспитательный и образовательный посыл. В этой связи стоит упомянуть о таком российском комиксе, как «Фортран», в развлекательной форме посвящающего юных читателей в основы работы компьютерной техники. В журнале «Трамвай» герои комиксов инспектор Бертрам Вайс и его пес Компостер знакомили подростков с миром сложных взрослых вещей и понятий. Отдельно стоит упомянуть издательство «Муха», выпустившего свои первые комиксы еще в 1988 году. Яркие, красочные иллюстрации и увлекательные сюжеты, проработанные на уровне американских графических историй, пользовались большой популярностью, но, опять же, преимущественно среди молодежи и небольшой категории взрослых энтузиастов.

Во втором десятилетии 21 века российская комикс-культура начала испытывать определенный подъем. Появились собственные специализированные издательства, например, «BUBBLE», выпускающие 4 линейки графических историй. Также широко практикуется практика самиздата – небольшие издательские группы распространяют свои произведения в специализированных комиксовых лавках. Следует отметить навязчивое желание некоторых авторов «откреститься» от американских и европейских стандартов. При этом используются образы (медведь, православный инок и т. д.), якобы традиционные российской культуре, но их осовременивание и смешение с западными клише приводит к некоторой нелепости и вторичности сюжета и персонажей. Тем не менее, стоит признать постепенное распространение и совершенствование комиксов отечественного производства, а также рост их популярности и признания не только среди подростков, но и старших поколений.


Комиксы российского издательства Bubble

Очевидно, что комиксы разных стран обладают спецификой, определяемой сложившимися культурными традициями. В то же время нельзя не признать, что в настоящее время красочные графические истории являются неотъемлемой частью мирового искусства, в значительной мере определяют не только эстетическое, но и этическое восприятие мира. Тысячи молодых и взрослых людей в Азии, Америке, Европе создают и развивают мощную субкультуру, основанную на комиксах и посвященную им, тем самым продвигая ее среди остального населения. Таким образом, сугубо развлекательный жанр с последних страниц газет перешел в разряд современного массового искусства.

Такая разная комикс — культура

Комиксы, как феномен современной культуры проделали долгий и тернистый путь, но прижились не везде. Так, например, в России комиксы стали популярны лишь в 2010 году, когда Россия переживает, так называемый, бум комиксов, речь о котором пойдёт чуть позже. Формат комиксов плотно ассоциируется с массовой культурой США, где произошло, пожалуй, самое большое количество появлений популярных сейчас героев, а так же многие фундаментальные изменения, повлиявшие на развитие культуры комиксов в целом.
Тем не менее, начав анализировать данный феномен, можно сделать неожиданные выводы о широком распространении комиксов по всему миру. Данный формат литературно — художественного искусства можно обнаружить в разных странах и традициях, но мы с вами взглянем на наиболее ярких его представителей.

Выше я упомянул о том, что комиксы часто ассоциируют именно с американскими графическими новеллами. По большому счёту на то есть причина. В XX веке в США комиксы приобрели масштаб массового культурного характера, превратившись из обычных историй в газетах Херста и Пулитцера в полноценный вид искусства. В современные же американских комиксах можно выделить несколько отличительных черт.
Следует понимать, что комикс — это формат литературы, а не жанр. Как и любая литература, комиксы могут иметь фантастические, драматические, детективные, комедийные и другие сюжеты, а в некоторых можно встретить комбинацию из нескольких жанров. Таким образом графические новеллы США имеют вид на любой вкус, что значит многожанровы.
Концептуально комиксы из небольших развлекательно — юмористических историй обросли проработанными вселенными, а в сюжетах затрагиваются сложные темы, как, например, трансгуманизм («Трансметрополитен») или оправданность насилия в борьбе со злом («Бэтмен») и т.п.
Зачастую герои американских комиксов имеют проработанный характер, направленный на выражение конкретного типажа. Например, Супермен или Капитан Америка – типичные «Воины», в чертах Джокера можно увидеть Трикстера, а Чудо — Женщина выражает архетип девы-воительницы. Всё это предаёт героям американских комиксов архетипичность.
Том Хиддлстон в образе Локи на Comic — Con 2016

В настоящее время в США комиксы занимают важную часть жизни каждого заинтересованного в этом человека. Это не только обширная индустрия, представленная издательствами Marvel, DC Comics, Dark Horse Comics и другими, но и признанная часть национальный культуры. Герои и сюжеты красочных историй служат неисчерпаемым вдохновением для голливудских сценаристов и режиссеров. При этом комиксы в США пользуются популярностью не только у детей, но и взрослых. В Сан — Диего с 1970 года проходит международный фестиваль Comic — Con, посвященный комиксам и другим видам современной популярной культуры, собирающий миллионы поклонников со всего мира.

В Японии аналогом комиксов является манга (иногда называется комикку), получившая своё развитие во второй половине XX века и популярная по сей день. Японские графические истории развивались под влиянием западных и американских комиксов, однако своими корнями уходит глубоко в более раннее японское искусство укиё — э и суми — э.

Манга в Японии по популярности соседствует с такими видами искусства, как кино, аниме и лайт — новеллы. Так как манга уважаема и как форма изобразительного искусства, и как литературное явление, то её читают люди всех возрастов. Поэтому существует множество произведений самых разных жанров и на самые разнообразные темы: приключения, романтика, спорт, история, юмор, научная фантастика, ужасы, эротика, бизнес и другие. При этом цензура в Японии практически не распространяется на этот вид искусства, благодаря чему в специализированных магазинах можно легко приобрести даже весьма шокирующий гуро — комикс.

Вообще, в этой стране принято уважительно относится к труду, поэтому потребители в подавляющем большинстве случае покупают мангу в магазинах. К скачиванию в интернете прибегают только в крайних случаях, когда, например, нужно разыскать раритетный экземпляр. Именно по этой причине манга — важный предмет коллекционирования в Японии.
Стоит также упомянуть китайскую маньхуа и корейскую манхву. Которые не столь распространены по миру, как японская манга. С Японией их мало что связывает, но, например, слово «маньхуа» впервые появилось в Японии в начале XIX века и дословно означает «гротески» (странные или весёлые картинки). В языках этих стран все эти слова записываются одинаковыми иероглифами и обозначают комиксы вообще, поэтому следует уточнять про какой комикс идёт речь: манга, манхва или маньхуа.

Полки с книжками в японском магазине манги «Manga Shop»

Интересный факт: манга рисуется и печатается в чёрно — белых цветах по двум причинам: дешивизна печати и быстрота работы. Манга, в основном, выходит в толстых журналах по одной главе в неделю. Мангакам нужно успеть нарисовать ещё одну главу к выходу следующего номера журнала. Конечно, имеется и цветная манга, но чаще всего это по небольшому объёму журналы, называемые oneshot или один том.

В Старом Свете комиксы не снискали такой популярности, как в США и Японии, но тем не менее, и здесь имеются свои известные серии и крупные издательства. В Европе комиксы издаются в основном в виде графических романов — толстых книг с завершённым сюжетом в толстом переплёте, хотя имеются и традиционные журналы с мягкой обложкой. В отличие от американских, европейские истории в картинках так и остались преимущественно узконаправленным развлекательным жанром. Главным образом комикс — культура получила распространение во Франции и Бельгии. Одним из основных и самых известных графических романов являются издающиеся с 60-ых годов «Астерикс и Обеликс», по которым было снято несколько фильмов.

В Британии были изданы комиксы про Судью Дредда (дважды экранизированные) и менее известные в мире, но все равно популярные истории про «Tank-Girl». В Германии также имелся свой аналог комиксов – рисованные истории «пикколо» в формате небольших тонких тетрадей. Причем они получили распространение как в Федеративной Республике Германии, так и в Германской Демократической Республике. Поначалу это были перепечатки американских комиксов с коррекцией на национальную культуру и историю. В частности, большой популярностью пользовались истории про благородного рыцаря Зигурда или Акима – немецкого аналога Тарзана.

Ввиду культурных особенностей в европейских комиксах образ супегрероя и суперзлодея не получил широкого распространения. Общий пафос поведения персонажей тоже заметно снижен, и часто применяется нарочито их карикатурное изображение для выражения комичности повествования. Некоторым особняком в европейской культуре комиксов стоят итальянские рисованные истории, которые называются «фаметти». Преимущественно они рассчитаны на взрослую аудиторию, так как сюжет большинства таких графических новелл весьма специфичен и содержит откровенные сцены насилия и секса. Часто фаметти-комиксы в нарочито гротескной и пародийной форме переигрывают сюжеты привычных американских комиксов про супергероев.

Как уже упоминалось в самом начале статьи, в России комиксы обрели популярность лишь в 2010. До этого к ним относились с определённым предубеждением, особенно представители старшего поколения. Поэтому можно поделить комикс — культуру России на две части: до 2010 года и после. Так как к графическим новеллам в нашей стране взрослые относились с некоторым непониманием, то в подавляющем большинстве случае российские графические новеллы – это детский развлекательный жанр. Всем с детства известны истории в журналах «Веселые картинки», «Мурзилка», «Трамвай» и т. д. Малоизвестно, но еще на заре становления СССР формат комикса достаточно широко применялся новыми властями для продвижения социалистических идей среди малообразованного населения.
Персонажи журнала «Весёлые картинки»

В целом для советских комиксов был характерен чёткий воспитательный и образовательный посыл. Стоит упомнять о таком российском комиксе, как «Фортран», в развлекательной форме посвящающего юных читателей в основы работы компьютерной техники. В журнале «Трамвай» герои комиксов инспектор Бертрам Вайс и его пес Компостер знакомили подростков с миром сложных взрослых вещей и понятий. Отдельно стоит упомянуть издательство «Муха», выпустившего свои первые комиксы еще в 1988 году. Яркие, красочные иллюстрации и увлекательные сюжеты, проработанные на уровне американских графических историй, пользовались большой популярностью, но, опять же, преимущественно среди молодежи и небольшой категории взрослых энтузиастов.

Во втором десятилетии XXI века российская комикс — культура начала испытывать определённый подъём, хотя толчок в этом направлении дал 2009 — ый год. Издательство «Амфора» выпустило графический роман «Хранители», приурочив его к выходу одноимённого фильма. Несмотря на немалую цену, тираж был раскуплен за несколько месяцев. Был напечатан дополнительный тираж, и он продался так же быстро. Успех этого издания позволил издателям поверить в то, что в России сформировалась платёжеспособная аудитория комиксов. Появились собственные специализированные издательства, например, «BUBBLE», выпускающие 4 линейки графических историй.

Персонажи российских комиксов издательства Bubble

Также в 2010 году начинает работу первый в стране магазин комиксов «Чук и Гик», открытый в Москве. В 2014 в Москве проходит первый Comic — Con Russia. В целом, стоит признать постепенное распространение и совершенствование комиксов отечественного производства, а также рост их популярности и признания не только среди подростков, но и старших поколений.

Комиксы в разных странах обладают своей спецификой, определяемой сложившимися культурными традициями. Тысячи молодых и взрослых людей в Азии, Америке, Европе создают и развивают мощную субкультуру, основанную на комиксах и посвящённую им, тем самым продвигая её среди остального населения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *