Сущность и функции выборов

Выборы: сущность, функции и принципы

Одним из элементов формирования и функционирования политической системы государства являются политические выборы. Субъектом их выступает общество в лице его дееспособных граждан, а объектом — политико-государственная власть. Политические выборы — это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы государственной власти, определяются кандидаты на выборные должности (от президента или главы правительства до руководителей местного самоуправления). Выборы бывают: прямые, косвенные; президентские, парламентские, муниципальные; очередные, внеочередные, дополнительные; национальные, региональные.

В современных условиях значение и удельный вес выборов в разных странах различен, что определяется не только количеством представительных органов, но и значением самих этих органов. Если, к примеру, в Великобритании выборными являются только нижняя палата парламента и органы самоуправления, то во Франции избираются президент, обе палаты парламента, органы местного управления.

Неодинакова роль выборов и в политическом процессе, которая во многом зависит от существующей политической системы государства, типа политического режима. Так, если в демократических государствах выборы имеют определяющее значение для стабильного функционирования политической системы, то в недемократических странах они не оказывают значительного влияния на политические процессы. Например, за 40 лет независимого развития Пакистана, где военные режимы постоянно сменяли друг друга, всеобщие выборы проводились только 4 раза. Неоднозначна роль выборов и в странах с различными партийными системами. В странах с однопартийной системой или с системой одной доминирующей партии они в основном не приводят к власти новые политические силы. Незначительна политическая роль выборов и в государствах, где часть членов представительных органов не выбирается, а назначается.

В политической литературе можно встретить утверждение, согласно которому выборы являются не более чем своеобразным политическим ритуалом, якобы не оказывающим решающего влияния на политические процессы государства. Они лишь создают видимость причастности граждан к принятию политических решений. Подобное утверждение базируется на том, что выдвижение кандидатов на выборные должности является в основном прерогативой политических партий. Тем самым свобода выбора избирателей ограничена жесткими рамками: им предоставляется лишь право выбора между кандидатами, утвержденными конкурирующими партиями. И все же большинство ученых считают, что в демократических системах выборы — важнейшая составляющая механизма осуществления власти.

Сущность политических выборов проявляется в их функциях. К наиболее распространенным социально-политическим функциям выборов можно отнести:

— смену власти мирным путем;

— осознание и представление социальными группами своих интересов, включенными в предвыборные программы партий, отдельных кандидатов;

— легитимацию и стабилизацию политической системы, в том числе законодательных, исполнительных и некоторых других структур власти;

— политическую социализацию граждан, повышение их активности. В период выборов расширяется поток политической информации и

— пропаганды, что способствует росту политической грамотности и активности избирателей;

— рекрутирование политической элиты. В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется политический вес партий и их представителей;

— соревновательность интересов различных социальных групп;

— институционализацию отношений представительства. Кандидат, собравший необходимое количество подписей в свою поддержку, приобретает собственную базу для ведения избирательной компании, материальные и идеологические средства, предусмотренные законом;

— формирование эффективно действующей оппозиции, главной функцией которой является контроль за деятельностью правящей элиты.

Процедура политических выборов регламентируется избирательным правом каждого государства. Избирательное право — это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношение между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов.

В узком значениитермин «избирательное право» предусматривает право гражданина участвовать в выборах в качестве либо избирающего (активное избирательное право), либо избираемого (пассивное избирательное право).

Выборы, являясь основой демократии, определяются целым рядом принципов, имеющих гуманистическую ценность. Эти принципы закрепляются в избирательных законах, они могут существенно отличаться в различных странах, но всегда закрепляют одно из важнейших прав человека — право голоса, аргументируемое всеми политическими теориями. Ф.Энгельс писал, что демократические выборы являют собой не только мирное средство борьбы, но и важную цель — переход к социализму через выборы.

Избирательное право основывается на принципах всеобщности, равенства, непосредственного выбора и тайного голосования.

А. Принцип всеобщего избирательного праваозначает, что все совершеннолетние и психически здоровые граждане, независимо от пола, расы, языка, общественного и имущественного положения, профессии, политических и религиозных убеждений, имеют право голоса и могут быть избраны в представительные органы. Однако данный принцип регламентируется рядом избирательных цензов, таких как возрастной, оседлости, гражданства и др.

Возрастной ценз — это признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста. В большинстве стран, в том числе и в России, активное избирательное право предоставляется лицам старше 18 лет, в Японии — с 20 лет, а в Бразилии — с 16 лет. Для пассивного избирательного права этот ценз выше. Например, главой государства Германии может стать гражданин по достижении 40 лет, России и США — 35 лет.

Ценз оседлости означает, что избирательное право предоставляется лицу, проживающему в данной стране постоянно или в данной местности определенное время. Так, для участия в голосовании на парламентских выборах требуется постоянное проживание в соответствующем избирательном округе США — 30 дней, Японии, ФРГ — 3 месяца, Канаде — 12 месяцев. В России установлено единственное ограничение проживания по времени на ее территории для кандидата в Президенты РФ – не менее 10 лет.

Ценз гражданства означает, что в выборах могут участвовать лишь лица, являющиеся гражданами данного государства в течение определенного срока. Например, членом палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве страны не менее 7 лет, сенатором — не менее 9 лет.

Образовательный ценз означает, что к выборам допускаются лица, обладающие установленным объемом образования. В основном данный ценз ограничивает пассивное избирательное право. К примеру, неграмотные граждане Бразилии не могут быть избраны в представительные органы.

Имущественный ценз состоит в требовании, чтобы избиратель или обладал имуществом на определенную сумму, или уплачивал налоги определенного размера. Это ограничение практически не встречается.

Ценз пола означает лишение избирательных прав женщин. В странах Запада данный ценз был отменен в нынешнем веке: во Франции — в 1944г., в Италии — в 1945, в Греции — в 1956, в Швейцарии — в 1971, а в Лихтенштейне — в 1984 г. Однако в некоторых мусульманских странах он существует и поныне.

Моральный ценз означает определенные нравственные требования, предъявляемые к избирателю. Например, в Мексике лишаются избирательных прав лица, злоупотребляющие наркотиками, во Франции — находящиеся под опекой, в Нидерландах не голосуют лица, лишенные родительских прав. Обычно не допускаются к голосованию лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда (Россия, Великобритания).

Религиозный ценз означает принадлежность избирателя к определенной религии. Так, членом Иранского парламента могут быть избраны только лица, исповедующие ислам.

Ценз военной службы.Так в тексте Конституции РФ не содержится каких-либо ограничений избирательных прав граждан, связанных с прохождением ими военной службы. Однако новый федеральный избирательный закон запрещает включение в списки избирателей при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в воинских частях, расположенных на территории данного муниципального образования, если они до призыва не проживали на данной территории.

Кроме вышеназванных цензов существуют еще и ограничения избирательных прав, в частности:

1. Дееспособность.Положение о том, что не имеют права голосовать граждане, признанные судом недееспособными, дословно закрепляется и в статье 32 Конституции РФ, и в статье 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…». Недееспособным признается гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК РФ). Причем такое признание возможно только в судебном порядке, а никак иначе.

2. Несвобода.Это ограничение избирательных прав также имеется во всех законодательных актах, касающихся выборов: лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права голосовать и быть избранными. Однако часть лиц, находящихся в следственных изоляторах, не лишается активного и даже пассивного избирательного права до вступления обвинительного приговора суда в законную силу.

3. Несовместимость.Данное ограничение присуще только пассивному избирательному праву и заключается в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее какую-либо государственную должность, имеющее какой-либо выборный мандат или определенное занятие. Это диктуется порядком организации государственной власти, основанном на принципе разделения властей.

Помимо государственного регулирования несовместимости, ряд ограничений на совмещение выборных должностей обусловлен принадлежностью к определенным общественным объединениям, в частности религиозным. Так, решением Священного Синода Русской православной церкви от 8 октября 1993г. предписано священнослужителям воздерживаться от участия в выборах в качестве кандидатов в депутаты в органы представительной власти, действующих на постоянной основе. За неподчинение данному требованию Синода наступает суровая ответственность — лишение священного сана.

Общим для всех этих ограничений избирательных прав граждан является их временный характер. Например, после отмены решения суда о признании недееспособным или после отбытия наказания в виде лишения свободы гражданин вправе вновь осуществлять все эти права, в том числе и право избирать и быть избранным в полном объеме.

Таким образом, существующие цензы и ограничения в значительной мере ограничивают принцип всеобщности. Используя цензы, государство с их помощью устанавливает избирательный корпус (электорат), т.е. совокупность граждан государства, которые по закону наделены правом голоса.

Б. Принцип равного избирательного праваосновывается на трех условиях. Во-первых, каждый избиратель должен иметь равное число голосов. В Беларуси избиратель имеет один голос, в Российской Федерации — два. Это обусловлено действующими в данных странах разными типами избирательных систем. Во-вторых, голоса избирателей должны быть равны, т.е. избирательные округа должны быть равными по численности избирателей (или по численности населения). В- третьих, создание государством равных условий для зарегистрированных кандидатов.

В. Принцип непосрественности выборовозначает, что избиратели прямо (без посредников) избирают членов представительных органов. Прямые выборы применяются для избрания органов местного самоуправления, однопалатных парламентов и нижних палат двухпалатных парламентов (Дания, Российская Федерация), Италии, России. При косвенных (непрямых) выборах граждане избирают выборщиков, которым поручают выбирать от их имени. Посредством косвенных (двухступенчатых) выборов избираются, верхние палаты парламентов Индии, президенты, США, Финляндии.

Г. Принцип тайного голосованияпредполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателя. Этот принцип обеспечивается различными техническими средствами, уменьшающими вероятность внешнего влияния на избирателей.

Таковы основные принципы избирательного права, за нарушение которых в соответствии с законами государств предусмотрены жесткие меры наказания.

Сущность выборов, их виды и функции

123456789

ИНСТИТУТ ВЫБОРОВ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

1. Общая характеристика института выборов

2. Субъекты выборов

3. Избирательное право

4. Избирательная кампания

5. Типы избирательных систем

6. Выборы в современной России

Литература

1. Борисов И., Заславский С. Партии на будущих выборах. Новое законодательство. М., 2005.

2. Второй электоральный цикл в России (1999-2000). М., 2002.

4. Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория, практика и перспективы. СПб., 2003.

6. Иванченко А.В., Любарев А.Е. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии. М., 2007.

7. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / отв. ред. А.А. Вешняков. М., 2003.

8. Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий и партийного строительства. М., 2003.

9. Первый электоральный цикл в России (1993-1996). М., 2000.

10. Российское народовластие: развитие, современные тенденции противоречия / под ред. А.В. Иванченко. М., 2005.

11. Сравнительное избирательное право. М., 2003.

12. Третий электоральный цикл в России, 2003-2004 годы. 2007.

13. Хейвуд Э. Политология. М., 2005.

Общая характеристика института выборов

Сущность выборов, их виды и функции

Институт выборов — это важнейшая составляющая демократической политической системы. Посредством выборов обеспечивается формирование разветвленной системы властных институтов — от президентов до депутатов муниципальных собраний. Выборы выступают связующим звеном между государством, политическими партиями, группами интересов. Кроме того, выборы являются важнейшей формой участия граждан в политических процессах и основным механизмом реализации принципа народовластия. Этим и объясняется исключительно важная роль выборов в функционировании и развитии демократической политической системы. Поэтому отсутствие института выборов или их декоративный характер не позволяют считать политическую систему демократической.

Выборы — это способ формирования системы представительной власти, осуществляемый посредством голосования.

Все многообразие выборов может быть классифицировано по различным основаниям. Учитывая вертикальное и горизонтальное структурирование власти в государстве (см. п. 9.2), можно выделить следующие их разновидности. По уровню проведения выборы разделяются на общенациональные, региональные и муниципальные. По разновидности избираемого института власти выделяют президентские, парламентские, губернаторские выборы, выборы регионального законодательного собрания, мэра и т.д. В соответствии с этой классификацией можно выделить избираемые институты власти в России (табл/11.1).

Место и роль института выборов определяются теми функциями, которые он выполняет в политической системе общества. К их числу относятся следующие функции.

1. Представительство общественных интересов. Несмотря на то, что однозначного толкования феномена демократии в политической науке нет, а ее реальные формы многообразны, все-таки можно говорить, что демократия в современном обществе является плюралистической и представительной. Различные социальные группы, имеющие многообразные интересы, стремятся донести свои ожидания и требования до институтов власти, оказать влияние на принятие политических решений. Один из каналов трансляции групповых интересов — выборы, когда избиратели решают, какие политические силы способны адекватно отразить их ожидания. Однако серьезная проблема заключается в обеспечении того, чтобы состав представительного органа или выбор должностного лица действительно стали выражением воли народа. Использование той или иной процедуры определения результатов выборов (ее характеристика дается в п. 11.5) может в итоге заметно исказить предпочтения, высказанные избирателями. В числе других препятствий для представительства общественных интересов в ходе выборов можно назвать использование некорректных избирательных технологий, в особенности создание властными структурами преимуществ для отдельных кандидатов или партий и фальсификацию итогов голосования.

2. Легитимация власти. Формирование властных институтов посредством выборов обеспечивает положительное отношение к ним со стороны граждан. Однако важно учитывать, что выборы придают черты легитимности власти в том случае, если их организация и проведение, а также действующее избирательное право соответствуют ряду принципов, которые рассматриваются далее. Избранные народом властные институты вызывают доверие к ним со стороны большинства граждан, а носители властных полномочий вправе рассчитывать на исполнение принимаемых ими политических решений. Неслучайно одним из показателей кризиса легитимности власти могут служить результаты выборов, в частности, повышение уровня сменяемости обладателей властных мандатов (в этом случае заметное число тех, кто претендует на продление властных полномочий, не получает поддержки избирателей), а также снижение явки избирателей.

Кроме того, в условиях демократического транзита институт выборов не всегда способен надолго легитимизировать действующую власть. Во многих посткоммунистических странах (и Россия здесь — не исключение) наблюдалась быстрая потеря популярности победивших на выборах партий и президентов.

В этом отношении показателен пример вторых президентских выборов в нашей стране (1996 г.). В ходе этих выборов Б. Ельцин получил в первом туре 35% голосов против 32% у Г. Зюганова и 54% против 40% — при повторном голосовании. Правда, многие эксперты оценивают эту избирательную кампанию как несправедливую, а ее результаты рассматривают не столько как голосование за Б. Ельцина, сколько — против Г. Зюганова. Но однозначно сказать, что итоги выборов были сфальсифицированы, нельзя. Однако, в любом случае, уже через два года после начала нового срока президентства Б. Ельцина стали массовыми требования его отставки и проведения досрочных выборов. В обществе росло недовольство действующей властью, а ключевым словом при описании российской политики становится «семья», которое обозначало не столько членов семьи Б. Ельцина, сколько все его окружение, символизируя коррупцию.

3. Социальный барометр политической жизни. Через механизм выборов проявляется отношение граждан к важнейшим политическим институтам. По итогам выборов выясняется степень влияния различных политических сил, отношение граждан к правящей элите и оппозиции, к политическому режиму в целом, специфика политических предпочтений населения. В этом отношении весьма показателен ряд избирательных кампаний последнего десятилетия в Западной Европе. Падение популярности традиционных партий, недовольство процессом глобализации экономики и ростом уровня иммиграции привели к увеличению электоральной поддержки крайне правых партий, которые сумели расширить свое влияние среди граждан целого ряда эталонных демократий — Австрии, Бельгии, Дании, Германии, Голландии, Норвегии, Швейцарии и др.

Так, на выборах 1999 г. в Национальный совет (нижнюю палату парламента) за Австрийскую партию свободы, возглавляемую Й. Хайдером, проголосовало 27% избирателей. В 2005 г. Й. Хайдер и его сторонники создали новую партию — Альянс за будущее Австрии. На прошедших в сентябре 2008 г. парламентских выборах эти две правые партии националистического толка собрали вместе почти 29% голосов избирателей. Кроме того, сам Й. Хайдер в 1989-1991 гг. был губернатором Каринтии, одной из земель Австрии, в 1999 г. — вновь избран на этот пост и занимал его до своей гибели в 2008 г.

4. Рекрутирование политической элиты. В современных демократических государствах выборы являются важным механизмом формирования и обновления политической элиты, а в качестве селектората (тех, кто отбирает в состав элиты) здесь выступает практически все население страны. Выборы дают возможность гражданам передавать бразды правления тем, кого они считают достойными осуществлять властные полномочия. Однако не все так однозначно.

Чтобы сделать осознанный и ответственный выбор, необходимо обладать некоторой информацией о претендентах на властные должности. Скажем, во Франции существует специальная государственная комиссия, одной из функций которой является рассылка по почте каждому избирателю пакета информационно-агитационных материалов по каждому кандидату. Если же такая практика отсутствует, то избирателю необходимо прилагать определенные усилия для поиска необходимой информации.

Есть и еще одно соображение. Некоторые политологи образно называют выборы аристократическим способом доступа к власти, имея в виду античное понимание аристократии (от греч. aristos — лучший и kratos — власть) как формы правления лучших. Институт выборов они рассматривают как механизм селекции обществом самых достойных. Однако при таком подходе упускается из виду следующее обстоятельство: выбор в день голосования делают избиратели, но рамки этих предпочтений формируются элитой. На эту особенность демократии указывал в своей концепции еще Й. Шумпетер, американский экономист и политический мыслитель.

5. Институализация политического участия граждан. В рамках политического процесса его субъекты, в число которых входят индивиды и группы людей, осуществляют разнообразные действия по реализации своих интересов. Формы их политического поведения могут быть различными. Для поддержания стабильности политической системы важно, чтобы влияние рядовых граждан на институты власти осуществлялось не столько в форме массовых стихийных акций, сколько в формах, соответствующих принятым в данном обществе правилам «политической игры». Важнейшая институциональная форма политического участия при демократии — голосование на выборах.

6. Политическая социализация. Политическая социализация представляет собой процесс усвоения индивидом политических знаний, убеждений, ценностей, норм и освоения моделей поведения, благодаря которым он становится полноправным участником политического взаимодействия (основные характеристики этого процесса рассматриваются в п. 13.2). Этот процесс позволяет индивиду адаптироваться в существующей политической системе и выполнять определенные политические роли. В ходе избирательной кампании конкурирующие политические силы и кандидаты в борьбе за голоса избирателей осуществляют интенсивное коммуникативное воздействие на индивидов, способствуя одновременно формированию тех или иных политических убеждений, ценностей, поведенческих стандартов. Да и само участие граждан в выборах представляет собой приобщение к законно одобренным способам политического взаимодействия, формирует уважение к государственным институтам, способствует осознанию своей гражданской ответственности. Правда, сказанное справедливо в отношении тех граждан, которые проявляют интерес к проводимым выборам и намерены принять в них участие.

Понятие, функции, виды и принципы выборов в современном обществе

Выборы – способ и процедура формирования властного органа или наделения полномочиями должностного лица, осущ. путем голосования.

Виды выборов:

· Прямые – вопрос об избрании принадлежит непосредственно гражданам.

· Косвенные – между избирателями и избираемым существует какое-либо третье лицо.

— Всеобщие, частичные, дополнительные;

— Общенациональные, региональные, местные;

— Первоначальные, повторные, новые;

— Очередные, внеочередные, всеобщие, ограниченные;

— Равные, неравные;

— С тайным голосование, с открытым.

Выборы выполняют важные функции в обществе. Выделим основные функции выборов:

– формирование органов публичной власти – парламента, главы государства, правительства (в отдельных случаях), судебных органов, органов местного самоуправления;

– выражение и представительство интересов различных социальных групп и слоев населения, электората;

– включение граждан в политический процесс в качестве его субъекта, что для большинства граждан является единственной формой реального участия в политике;

– легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчиняться;

– формирование политической элиты, т.е. приведение к власти (с максимальной вероятностью) лучших представителей общества;

– контроль за институтами власти и воздействие на содержание политического курса.

Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь в том случае, если они базируются на определенных принципах. Можно выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах; во-вторых, общие принципы организации выборов, характеризующие основополагающие организационные, в том числе социальные, условия их демократичности. Демократические принципы избирательного права включают:

1. Всеобщность — все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидатов) право на участие в выборах. Всеобщность ограничивается лишь крайне небольшим количеством цензов, т.е. условий допуска граждан к участию в выборах. Возрастной ценз разрешает участие в выборах лишь с определенного возраста, как правило, по достижении совершеннолетия. Возраст кандидатов должен быть несколько выше. Ценз недееспособности ограничивает избирательные права психически больных, что должно быть подтверждено судебным решением. Моральный ценз ограничивает или лишает избирательных прав лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы. Широко распространен также ценз оседлости, выдвигающий в качестве условия допуска к выборам определенный срок проживания в данной местности или в стране.

2. Равенство — каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку. При этом ни имущественное положение, ни должность, ни какие-либо другие статусные или личные качества не должны влиять на положение гражданина как избирателя. Равенство избирательных прав предполагает также примерное равенство избирательных округов, которое необходимо, чтобы голоса избирателей имели приблизительно одинаковый вес при избрании депутата. На практике постоянно обеспечивать точное равенство избирательных округов достаточно сложно и дорого, поэтому некоторые отклонения от этого принципа допускаются. Так, по избирательному закону ФРГ избирательные округа могут отличаться по численности населения на одну треть.

3. Тайна выборов — решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от возможных преследований, а также подкупа. Он действует применительно лишь к пассивному избирательному праву. Практически тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, стандартной формой, одинаковостью бюллетеней для голосования, включением в них имен всех кандидатов или же использованием вместо бумажных бюллетеней специальных машин, сохраняющих тайну избирательного решения и облегчающих технику голосования и подсчет его результатов, опечатыванием избирательных урн, строгим наказанием за нарушение избирательной тайны и т.д.

4. Прямое (непосредственное) голосование — избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека. Между избирателями и кандидатами нет каких-либо инстанций, опосредующих их волеизъявление и непосредственно определяющих персональный состав депутатов. В случае, если граждане выбирают лишь выборщиков или специальный орган, непосредственно избирающий кандидата, имеют место непрямые (косвенные) выборы. Такие выборы из-за деперсонализации, абстрактности выбора гасят интерес граждан к участию в голосовании и способствуют развитию абсентеизма. Они искажают волю избирателей в пользу крупных партий или блоков, поскольку на каждом уровне выборов теряются голоса, полученные партиями-аутсайдерами. В наши дни непрямые выборы используются редко.

15. Избирательные системы: понятие, виды. Особенность избирательной системы современной России.

Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов проведения голосования, определения его результатов и распределения депутатских мандатов. Избирательные системы взаимосвязаны с формой правления и политической культурой каждой страны. Они меняются в условиях крупных общественных перемен.

Избирательная система — важный элемент политической системы государства, она регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право.

Виды избирательных систем:

· Пропорциональная избирательная система

Данная система предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством процентной пропорцией голосов, полученных на выборах по партийным спискам в едином общенациональном избирательном округе (Нидерланды) или в нескольких больших региональных округах. Данная система применяется, как правило, при выборах парламентов (вся континентальная Западная Европа, за исключением Франции, половина депутатов ГД РФ и др.).

Распределение мест происходит либо по наибольшему остатку, либо по наивысшему среднему, или на основе избирательной квоты.

Достоинством пропорциональной системы является репрезентативность, обеспечивающая наиболее адекватное представительство в парламенте различных партий и дающая избирателям возможность ранжировать свой выбор. Она обеспечивает обратную связь между государством и гражданским обществом, способствует развитию плюрализма и многопартийности.

Вместе с тем система не вполне отвечает критерию простоты, поскольку требует от рядового избирателя широкой осведомленности в позициях партий. Она может стать и источником дестабилизации общества в случае изменения ориентации партии, за которую проголосовали избиратели, а также в результате внутрипартийного раскола после выборов.

Достоинства пропорциональной системы выборов реализуются при устоявшейся многопартийности. В отсутствие же таковой эта система может привести к появлению фрагментарного депутатского корпуса и частой смене правительств, что ослабит эффективность демократического устройства.

· Смешанная избирательная система

На основе смешанной избирательной системы проходят выборы в Германии и России. В ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера, в которых тем или иным образом сочетаются элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем.

Суть смешанной системы заключается в том, что часть депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть – по пропорциональной. Один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой – за политическую партию.

Особенность избирательной системы современной России:

Избирательный барьер –7%, со следующих выборов(в 2016 году)- 5%

Но он «плавающий», т.к. может понижаться, если за две партии подано 60 и менее процентов или если за 1 список подано более 60% голосов

Сумма голосов избирателей, поданных за списки, делится на 450 (государственная дума состоит из 450 депутатов). Полученный результат есть первое избирательное частное. Допустим, проголосовало 100 млн. Делим на 450 = 222.222

Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком делится на первое избирательное частное

Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов

Преодолели барьер 3 списка:

Итого: 390 мандатов. Остались нераспределенными 60 мандатов

Проводится вторичное распределение оставшихся мандатов

Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате первичного распределения (в нашем случае – партия М, затем партия Y, затем — Х)

В результате каждая из трех партий получит при вторичном распределении еще по 20 мандатов. Но если бы оставалось 61 мандат, то партия М получила бы 21 дополнительный мандат, а две другие – по 20

После этого места распределяются внутри каждого списка. Приоритет имеет общефедеральная часть списка перед региональной.

16. Политическая власть. Её определение и признаки.

Политическая власть — способность и возможность субъекта пол-ки осущ-лять свою волю, оказывать воздействие на людей с пом. авторитета, права, насилия и др. средств.

Отличительные признаки пол. власти:

1) Верховенство — обязательность решений для всего общества, всех его сфер и видов власти.

2) Всеобщность — действие на основе права и от имени всего общества.

3) Легальность — монопольное законное исп-ия силы и др. средств властвования в масштабе страны.

4) Моноцентричность существование властных органов принятия решений.

Источники власти:

1) Различие свойств людей и их неравное соц-ное положение в обществе;

2) Сила – в конечном счёте побеждает та соц-ая группа людей, которая обес-ет себе поддержку со стороны силовых структур;

3)Богатство. Владельцы богатства могут обеспечить другим людям средства сущест-ия, а взамен повиновение зависящих от них материально;

4)Знание, информация – обладающие знаниями привлекают внимание людей, предлагают способы и методы решения проблем, пользуются авторитетом;

5) Занимаемое положение, приобретение больше знаний, информации, психологическая готовность к управлению;

6) Организация – объединяет многих людей, след-но, лидеры орг-ии проявляют и чужие интересы, то что не под силу одному достигается общими усилиями.

Пол. власть – отн-ие, в к-х участвуют субъекты пол-ки, облад-е волей или силой, а с другой подчинённые объекты пол-и, согласные или несогласные на подключение. В качестве властвующих субъектов могут быть отдельные общности людей, государство, организации. В качестве подчинённых объектов выступают люди социальные группы, классы.

Властные отн-ия имеют 2 уровня отн-ний:

1) Отношения различных или противоположных интересов и целей;

2) По поводу всеобщих тождественных целей.

Сущность властных отношений – принуждение и насилие, на другом уровне – сохранение всеобщей взаимосвязи и обязательности всех людей на основе согласия и компромисса, взаимопонимания.

Формы властных отношений с учётом власти обеих сторон:

1) согласие;

2) компромисс;

3) принуждение;

4) насилие;

5) борьба.

При согласии обе стороны отношений проявляют чувства принадлежности к пол-ой общности, позитивно воспр-ют гос-тво, согласны на подключение. Отношение компромисса – когда интересы сторон совпадают частично и готовы делать встречные уступки; при несовпадении властвующая сторона, опираясь на ресурсы власти, навязывает свои цели и ценности. Отн-ие конфликта и насилия существуют при полной непримиримости интересов сторон.

1.Сущность и функции выборов в политической системе общества. Избирательное право и его принципы

  • •Политология
  • •2.Предмет политологии. Основные категории понятия и функции
  • •3. Парадигмы и методы политологии
  • •2)Общенаучные методы:
  • •3) Методы прикладной политологии:
  • •4.Взаимосвязь политологии с другими гуманитарными науками:
  • •Тема 2.Этапы становления и развития политической науки
  • •1.Становление политической мысли в Древнем Мире и Средние Века
  • •2. Основные этапы становления и развития западной политологии:
  • •3. Особенности развития политической идеи России
  • •4.(Самостоятельно!!!)
  • •5. Основные направления современной западной политической науки
  • •Тема 3: Политическая власть
  • •1.Политическая власть. Понятие, сущность, функции. Мотивация подчинения
  • •1) Универсальные:
  • •2) Специфические:
  • •2.Механизмы функционирования власти. Ресурсы, процесс и виды властных отношений
  • •3. Политическое государство и легитимность. Соотношения легитимности и эффективности в деятельности властей
  • •4.Новые мировые тенденции в развитии политической власти
  • •5.Политическая власть в рб
  • •Тема 4. Политическая система общества
  • •1.Политическая система: сущность, особенности структура
  • •2.Модель политической системы и её функции
  • •3. Типология политических систем:
  • •4.Политическая система рб
  • •Тема 5:Государство в политической системе
  • •1.Понятие и сущность государства. Причины и факторы его возникновения
  • •2.Признаки, функции и структура государства как основного элемента политической системы
  • •3. Формы государственного правления и государственного устройства:
  • •1)Монархия:
  • •4.Правовое, социальное государство и гражданское общество
  • •Тема 7.Институты государственной власти. Глава государства и его полномочия. Институт президента
  • •1.Глава государства
  • •2.Законодательная власть. Парламент и его структура. Принятие законов
  • •3.Исполнительная власть. Понятие состав и структура правительства
  • •4.Местная власть. Местное самоуправление и управление
  • •5.Судебная власть. Место и роль судебной системы в государственном механизме
  • •Тема 8.Политические партии и общественные объединения
  • •1.Понятие политич-й партии. Идеологическая, политическая и организаторская ф-ции партии
  • •2.Классификация партий и электоральный процесс
  • •3.Партийность системы
  • •Тема 8.Политические процессы: сущность и структура
  • •4) По степени публичности:
  • •2.Политическое участие, деятельность: цели, мотивация, критерии
  • •3. Фазы политического процесса: формирование политических проблем, принятие политических решений и механизмы их реализации
  • •Тема 10.Политические элиты и политическое лидерство
  • •1.Политическая элита. Предпосылки её возникновения и функции
  • •2.Классические и современные концепции элиты. Типы политических элит
  • •3.Политическое лидерство и его типология
  • •1.Сущность политической модернизации и ее типы
  • •2. Пути модернизации общества и политической системы
  • •3. Условия эффективности политической модернизации. Кризисы в ходе модернизации
  • •1.Сущность и функции выборов в политической системе общества. Избирательное право и его принципы
  • •2.Понятие и типы избирательных систем
  • •3.Этапы избирательного процесса. Механизм организации и проведения избирательных кампаний. Референдумы
  • •4.Избирательная система рб
  • •1.Понятие политической идеологии и эволюция его содержания
  • •2.Функции и уровни политической идеологии
  • •3.Формирование государственной идеологии рб
  • •4.Типы современных политических идеологий
  • •1.Политическая культура. Сущность, структура, функции
  • •2.Основные типы политической культуры
  • •5) По механическому воздействию:
  • •6) По степени участия граждан в политике:
  • •3.Сущность и основные этапы политической социализации личности
  • •4.Основные характеристики политического поведения. Ортодоксальное и неортодоксальное политическое поведение. Политический экстремизм и терроризм
  • •1.Понятие сми и их функции
  • •2.Сми в рб
  • •6 Основных социальных типов сми на информационном поле:
  • •3.Основные каналы и особенности политического влияния сми
  • •4.Политическое манипулирование и общественное мнение
  • •Тема 12.Политические конфликты и кризисы
  • •2.Типы и функции политических конфликтов
  • •3.Возникновение, этапы протекания, способы урегулирования и разрешение конфликтов
  • •3) Окончание конфликта
  • •4.Война как форма социального и политического конфликта
  • •1.Понятие государственного управления и его структура
  • •2.Уровни и принципы гос. Управления
  • •3.Функции и методы гос. Управления
  • •1.Экономическая политика: сущность и структура
  • •2.Осуществление экономической политики: цели, задача, механизмы
  • •1.Социальная политика: сущность, основные её направления
  • •2.Социальная политика рб на современном этапе
  • •3. Государственно-конфессиональные отношения в рб
  • •4.Этническая политика рб
  • •Тема:Международные отношения и внешняя политика
  • •1. Международные отношения: понятие, сущность, субъекты, классификация.
  • •2.Внешняя политика: содержание, цели, функции.
  • •3.Геополитика. Основные геополитические концепции.
  • •4.Рб в системе международных отношений. Основные задачи внешней политики рб.
  • •1.Возникновение, сущность и виды глобальных проблем современности
  • •2. Пути решения глобальных проблем современности
  • •3.Понятие «глобализация». Теории глобализации
  • •58 Вопросов, 29 билетов (2 вопроса в билете). Всё есть в конспекте.

Понятие и функции выборов в политической системе

Выборы — это способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством голосования. Порядок участия избирателей в формировании органов государственной власти определяется правовыми нормами. Избирательное право — это:
1) совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области организации и проведения выборов, установления взаимоотношений избранных лиц с избирателями (в объективном смысле),
2) право граждан участвовать в конституционно-правовых отношениях, возникающих при проведении выборов (в субъективном смысле).
Различают активное избирательное право (право гражданина избирать) и пассивное избирательное право (право гражданина выдвигать свою кандидатуру для избрания в выборные органы). Совокупность всех граждан государства, обладающих активным избирательным правом и внесенных в избирательные списки, составляет избирательный корпус. Условия (возрастные, национальные, имущественные и т. д.) допущения граждан к пользованию избирательным правом — это избирательный ценз.
Выборы дают возможность:
1) обеспечить политическое представительство граждан;
2) выразить их интересы;
3) разрешить назревшие в обществе конфликты;
4) обновить состав политической элиты;
5) подтвердить или пересмотреть принципы распределения общественных благ;
6) повлиять на политику государства, а при необходимости — определить направление дальнейшего пути общественного развития;
7) интегрировать общество, усовершенствовать существующие в нем каналы коммуникации, укрепить легитимность власти;
8) обеспечить политическое просвещение граждан.
Функции выборов:
• Легитимация власти.
• Определение содержания политики, выбор политического курса на период до следующих выборов.
• Функция контроля: в день голосования граждане дают оценку деятельности должностных лиц, избранных на прошлых выборах.
• Функция показателя состояния политической жизни в стране.
Выполнение выборами своих функций в политической системе зависит:
1) от правовых норм, которые в совокупности образуют избирательное право;
2) от избирательного процесса, который включает:
а) назначение выборов;
б) регистрацию избирателей;
в) организацию избирательных округов и образование избирательных участков;
г) выдвижение кандидатов;
д) проведение голосования;
е) определение результатов голосования (подсчет голосов);
ж) распределение депутатских мандатов.
В ходе избирательного процесса реализуются нормы законодательства о выборах, испытывается эффективность различного рода политических структур, выявляются ценности политической культуры общества, идеологические предпочтения различных социальных групп, обсуждаются самые насущные проблемы общества и государства. В определенных исторических условиях при значительном расширении прав и свобод в короткие сроки происходит рост активности избирателей, и результаты выборов способны радикально изменить направление общественного развития. В таких случаях выборы принято называть «ошеломляющими». Роль выборов в каждой конкретной политической системе определяется не только их результатами, но также их ходом и последствиями (включая наличие или отсутствие массовых выступлений сторонников проигравших кандидатов, а также позицию наблюдателей относительно соответствия порядка подготовки и проведения выборов критериям демократичности). Важным фактором избирательного процесса является политическая культура граждан, их отношение к своему избирательному праву. Таким образом, любые выборы являются индикатором демократичности государства и политической зрелости общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *