Понятие международного уголовного права

Понятие международного уголовного права

Международное уголовное право (МУП) — отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств и международных организаций в борьбе с преступностью, включая ее предупреждение.

Будучи отраслью международного права, МУП обладает всеми характерными чертами этого права. Но есть у него и существенная особенность — оно установило прямую уголовную ответственность физических лиц за нарушение наиболее важных норм международного права. Иначе говоря, оно вводит в механизм функционирования международного права уголовную ответственность. Поэтому глава о МУП и поставлена вслед за главой о праве международной ответственности.

Без установления уголовной ответственности физических лиц непосредственно на основе международного права невозможно обеспечить международный правопорядок. В ходе Нюрнбергского процесса подчеркивалось, что преступления против международного права совершаются физическими лицами. Таким образом, речь идет о важном шаге в развитии механизма функционирования международного права и о его значительной зрелости.

В научной литературе встречаются концепции МУП, согласно которым оно включает не только международные нормы, но и соответствующие нормы внутреннего уголовного права. Распространенность таких концепций объясняется тесной связью международного и внутреннего уголовного права. Подобный конгломерат норм различной правовой природы невозможен. Однако в учебном процессе совместное изложение того и другого является вполне оправданным.

МУП — новая отрасль международного права. Вместе с тем задолго до появления международного права государства сотрудничали в борьбе с преступностью.

Для рабовладельческих государств наибольшую опасность представляли восстания рабов. Поэтому они заключали договоры о взаимном содействии в подавлении этих восстаний. В договоре египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттушилем III (1926 г. до н.э.) говорилось: «Если Рамсес разгневается на своих рабов, когда они учинят восстание, и пойдет усмирять их, то заодно с ним должен действовать и царь хеттов».

Со времен римского права пираты рассматривались как враги всего человеческого рода (hostis humanis generis). Венский конгресс 1815 г. положил начало признанию преступности работорговли.

В литературе концепция МУП появилась на рубеже XIX—XX вв. Обосновывалось существование отрасли не столько практикой, сколько ее логической необходимостью.

Одним из первых концепцию сформулировал профессор Санкт-Петербургского университета Ф.Ф. Мартенс. Он писал, что МУП «заключает в себе совокупность юридических норм, определяющих условия международной судебной помощи государств друг другу при осуществлении ими своей карательной власти в области международного общения»1. Как видим, понятие МУП было весьма ограниченным.

Начало формированию МУП было положено принятием после Второй мировой войны уставов международных военных трибуналов (Нюрнбергского и Токийского). Уставы предусмотрели прямую ответственность физических лиц по международному праву за наиболее тяжкие преступления, на их основе были учреждены международные уголовные суды, реализовавшие эту ответственность.

В последующие годы были заключены десятки многосторонних конвенций о борьбе с преступлениями, затрагивающими интересы международного сообщества в целом. В 1993 и 1994 гг. Совет Безопасности ООН учредил международные уголовные трибуналы для бывшей Югославии и Руанды. В 1998 г. был принят Римский статут Международного уголовного суда.

В становлении МУП важную роль сыграли СССР и отечественная наука. Сама идея создания международного трибунала была выдвинута СССР в 1942 г. Американский профессор Дж. Гинзбург пишет, что именно СССР внес наиболее существенные новеллы в Устав Нюрнбергского трибунала, в частности ответственность индивидов за ведение агрессивной войны. Другой американский профессор, Дж. Квигли, касаясь МУП, отмечает, что «во многих важных областях внутреннего и международного права советское юридическое мышление оказало влияние на Запад»2. Вклад отечественных ученых в развитие международного уголовного права, безусловно, весьма ощутим.

В наше время перед МУП встала новая задача большого значения — борьба против международного терроризма и организованной транснациональной преступности в целом. Международный терроризм, как свидетельствует опыт, создает угрозу национальной безопасности даже такой державы, как США. Борьба с преступностью стала глобальной проблемой, она присуща каждому государству, хотя и в различной степени, и оказывает растущее влияние на функционирование глобальной системы.

Особенно остро проблема стоит в России и других странах СНГ. Организованная преступность контролирует не менее 40—60% частных предприятий, 6% государственных предприятий и до 85% банков. Имеющиеся в ее распоряжении возможности используются для коррумпирования государственного механизма вплоть до высших эшелонов власти. Об уровне коррумпированности госаппарата и об ущербе, причиняемом ею экономике, говорит уже тот факт, что около 50% получаемой прибыли предприниматели тратят на взятки чиновникам. По уровню коррумпированности Россия занимает одно из первых мест в мире. Все это ложится тяжким бременем на плечи российского народа. Утечка капиталов из России превысила 350 млрд долл., сейчас ежемесячно она превышает 1 млрд долл.

Концепция национальной безопасности РФ указывает на преступность как на одну из основных угроз национальной безопасности. Угроза криминализации общественных отношений приобретает особую остроту. Основную опасность представляют организованная преступность, коррупция и терроризм. В качестве одного из средств борьбы с преступностью указывается «расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере».

Организованная преступность сумела использовать в своих интересах не только экономическую, но также и политико-правовую систему современного общества. Она постоянно совершенствует свои формы и методы, ставит себе на службу новейшие достижения науки и техники, а также высококвалифицированные кадры. Характерной чертой организованной преступности является широкое использование международных связей.

В докладе Генерального секретаря ООН К. Аннана о реформе ООН говорится: «Доступ нелегальных групп к высоким информационным технологиям и оружию, а также к различным институтам, при помощи которых функционирует глобальная рыночная экономика, значительно увеличили потенциал могущества и влияния этих групп, создавая угрозу праву и порядку, а также законным экономическим и политическим институтам».

Борьба с организованной преступностью требует все более активного сотрудничества государств. Этой проблеме растущее внимание уделяет ООН. В 1994 г. впервые в истории в Неаполе была созвана конференция на высшем уровне, которая приняла Глобальный план действий против организованной транснациональной преступности.

Значительная роль МУП в рамках сотрудничества в борьбе с организованной преступностью ставит перед отраслью исключительно сложные задачи. Этим предопределяется интенсивность развития и рост значения этого права.

Вопрос о понятии международного уголовного права является дискуссионным в отечественной и зарубежной литературе. В настоящее время продолжается становление как отрасли, так и науки международного уголовного права.

Можно выделить следующие основные позиции по понятию международного уголовного права:

– международное уголовное право есть самостоятельная отрасль международного права (А. Р. Каюмова, И. В. Фисенко);

– международное уголовное право следует рассматривать как часть национального уголовного права;

Современное понятие международного уголовного права можно определить, установив предмет и метод его регулирования.

В сфере регулирования международного уголовного права находятся отношения в связи с совершенными международными преступлениями и преступлениями международного характера (конвенционными), включая вопросы определения состава преступления, наказуемости деяния, выдачи преступников, судебного разбирательства, исполнения наказания. Предмет регулирования носит смешанный характер, охватывая чисто уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные вопросы, которые решаются не только и не столько в рамках национального законодательства, но в первую очередь на основе и в соответствии с международно-правовыми нормами по борьбе с преступностью.

Методом регулирования является уголовное принуждение, основанное на нормах международных договоров и национального законодательства. Суть международного уголовного права состоит в выработке механизма действенных мер по привлечению к должной ответственности виновных лиц, совершивших международные преступления и преступления международного характера. В итоге уголовное принуждение, применяемое к такому виновному, означает проявление совместной воли государств и международных организаций, порицающих поведение виновного. Сущность уголовного принуждения не меняется в зависимости от того, применяется ли оно Международным судом или судом государства в соответствии с международными уголовно-правовыми нормами.

Исходя из изложенного, следует прийти к выводу, что международное уголовное право является комплексной отраслью права. Международное уголовное право включает нормы международного права, национальные уголовно-правовые и уголовно-процессуальные нормы.

По вопросу включения последних в международное уголовное право и их значимости среди ученых нет единства мнений. Так, И. Фисенко, полагая, что нормы национального права входят в международное уголовное право, считает, что такое вхождение не придает международному уголовному праву характер комплексной отрасли. Комплексность исследуемого права автор видит в регулировании международным уголовным правом отношений, возникающих в связи с совершением преступлений как международных, так и международного характера.

Возражая против включения норм национального уголовного права в международное уголовное право, И. И. Лукашук и А. В. Наумов отмечают, что «подобный конгломерат невозможен, поскольку речь идет о слиянии различных правовых систем. Каждая из них имеет принципиально отличный механизм правотворчества и правоприменения, иную правовую природу».

В этом вопросе следует поддержать мнение о комплексном характере самостоятельной отрасли права — международного уголовного права.

Самостоятельный комплексный характер международного уголовного права подтверждается следующим:

1) наличием специфических источников в виде международных договоров, обычных норм, прецедента, норм национального законодательства, основанных на международно-правовых нормах;

2) существованием собственных предмета и метода регулирования;

3) невозможностью отнесения международного уголовного права только к международному праву или внутреннему уголовному праву.

Международное уголовное право нельзя признать самостоятельной отраслью международного права или ее частью, поскольку международное право регламентирует отношения между государствами и (или) международными организациями. Общественно опасная деятельность индивидов (физических лиц), как правило, находится вне сферы регулирования международного права.

Между тем субъектами абсолютного большинства преступлений, входящих в сферу международного уголовного права, являются физические лица. К этим преступлениям относятся все преступления международного характера. Международные же преступления одновременно могут влечь уголовную ответственность физических лиц и международно-правовую ответственность государства (правительственной организации). Однако к числу международных преступлений в настоящее время можно отнести агрессию, преступления против мира, военные преступления и преступления против человечества, включая геноцид и международный терроризм. Таким образом, только за этот перечень преступлений возможна ответственность государства. Существование этого небольшого числа международных преступлений, за совершение которых возможна ответственность государства, и входящих в сферу действия международного уголовного права, не дает оснований для отнесения международного уголовного права к отрасли международного права.

С другой стороны, думается, нельзя считать международное уголовное право и частью национального уголовного права. Хотя аргументов для признания международного уголовного права частью внутреннего уголовного права немало. В числе их можно назвать следующие:

1. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

2. Положения международного уголовного права, относящиеся к Общей и Особенной частям уголовного права, основаны на национальном праве, как более развитой системе права.

3. Преступления международного характера в обязательном порядке имплементируются в национальное законодательство.

4. Международные преступления также должны инкорпорироваться в национальные уголовные законы.

5. Реализация международного уголовного права в подавляющем большинстве осуществляется через национальные институты (судами и уголовно-исполнительной системой национального государства).

Различие же между национальным и международным уголовным правом состоит в том, что международные уголовно-правовые нормы вырабатываются консолидированной властью государств международного сообщества и международными организациями. Эти нормы являются приоритетными при различном решении вопроса международно-правовыми и национальными уголовно-правовыми нормами. В России конкуренция международно-правовых и национальных норм в пользу первых закреплена ч. 4 ст. 15 Конституции и ч. 2 ст. 1 УК РФ.

В отношении определенных международных преступлений международное уголовное право реализуется действиями международного суда, а не суда государства. Такова была практика Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов, такой является деятельность Трибуналов по бывшей Югославии и Руанде. Квалификация деяния и осуждение осуществляются на основе норм международного права. Осуществление юрисдикции специальным международным органом предусмотрено Статутом Международного уголовного суда 1998 г.

Приведенные аргументы и обстоятельства показывают, что затруднительно считать международное уголовное право частью (институтом) внутреннего уголовного права.

Как отмечалось, существуют и другие мнения по природе международного уголовного права, согласно одному из которых международное уголовное право является отраслью международного публичного права. В качестве доводов приводится то, что предметом регулирования и источниками международного уголовного права являются категории публичного права, соответственно, межгосударственные отношения и международный договор и обычаи.

Предметом регулирования международного уголовного права, так уже было показано, является отношение преступления, су6ъектами которого, с одной стороны, действительно являются государства и (или) международные организации, а с другой — физическое лицо. Утверждение, что субъектами отношения являются государства и международные организации, не соответствует действительности. В настоящее время в международном публичном праве действует правило, согласно которому уголовную ответственность могут нести физические лица, а не государства. Физическое лицо отвечает за совершенное преступление перед государствами, международными организациями, причем воля последних реализуется посредством действий одного государства или нескольких государств либо международной организации.

Источниками, действительно, являются международные документы и обычаи. Однако, за небольшим исключением, нормы этих документов и обычаев не являются нормами прямого действия, и их реализация возможна только путем имплементации в национальное уголовное законодательство. Разработка государствами и международными организациями общих мер по борьбе с опасными преступлениями оказывает непосредственное влияние на национальные законодательства. Государства учитывают их предписания и включают в свои уголовные законы нормы, запрещающие совершение определенных деяний. Таким образом, международные уголовнo-правовые нормы и обычаи воплощаются в жизнь только после их имплементации в национальный уголовный закон. Это является еще одним доводом в пользу того, что международное уголовное право следует рассматривать как самостоятельную комплексную отрасль права, включающую нормы национального уголовного права, учитывая при этом сотрудничество государств и международных организаций в сфере борьбы с преступностью.

В условиях сближения правовых систем государств, демократизации режимов большинства стран вырабатываются универсальные, отвечающие требованиям и интересам подавляющего большинства государств мирового сообщества единые понятия преступлений международного характера и международных, включаемых в законодательные системы отдельных государств. Таким образом, в свете сказанного международно-правовые нормы выступают как особый источник национального уголовного права.

Наличие в международном уголовном праве норм нескольких отраслей права, как материальных, так и процессуальных, подтверждает вывод о комплексном характере этого права. В последние десятилетия прошлого века были приняты многочисленные международные документы, в которых подробно рассматриваются не только вопросы выдачи преступников и их судебного преследования, но и сами понятия преступлений. В числе этих документов можно назвать

ü Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000г.,

ü Европейскую Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию 1999г.,

ü Римский Статут Международного уголовного суда 1998г.,

ü Конвенцию о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала 1994г.,

ü Парижскую Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993г.,

ü Европейскую Конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии (конфискации) доходов от преступной деятельности 1990г.,

ü Международную Конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989г.,

ü Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988г.,

ü Конвенцию ООН по морскому праву 1982г., Международную Конвенцию о борьбе с захватом заложников 1979г.,

ü Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970г. и др.

Можно сказать, что международное уголовное право стало действительно международным уголовным правом, почти со всеми присущими ему свойствами и признаками. В этом плане представляется обоснованным изучение курса «Международное уголовное право» в числе предметов уголовно-правового направления.

Тесная связь международного уголовного права и национального уголовного права признается и сторонниками отнесения международного уголовного права к отрасли международного публичного права. Основные понятия международного уголовного права привнесены в него из национальных уголовных законодательств. И это оправдано, так как понятия действия закона в пространстве, преступления, признаков состава преступления, соучастия, исполнения приказа, крайней необходимости, наказаний и др. веками разрабатывались и оттачивались внутренним уголовным правом.

С другой стороны, совместные усилия государств и международных организаций по установлению и формулированию признаков новых общественно опасных деяний прямо влияют на национальное право. В результате такого влияния в национальных законах появляются новеллы об ответственности за деяния, ранее не являвшиеся криминальными либо рассматривавшиеся как другие преступления. К их числу, в частности, можно отнести:

ü наемничество;

ü захват заложника;

ü нелегальную эмиграцию и иммиграцию;

ü геноцид;

ü легализацию (отмывание) преступных доходов и т. п. В последнее время международное сообщество разрабатывает универсальные понятия:

ü агрессии;

ü международного терроризма.

Тесная связь международного и национального уголовного права прослеживается и в том, что международно-правовыми нормами о преступлениях как международных, так и международного характера обычно не предусматриваются наказания. Эти наказания определяются национальными законами. И даже в тех случаях, когда наказание назначается Международным судом, например лишение свободы, оно отбывается в национальных государствах в соответствии с действующими в данном государстве уголовно-правовыми и уголовно-исполнительными нормами об этом виде наказания.

Международное уголовное право, как отмечалось, находится в процессе развития. Не выработаны еще не только его понятие, предмет и метод, но также и система международного уголовного права, не определено соотношение международного уголовного права с национальным правом.

Вместе с тем развитие мирового сообщества наглядно свидетельствует о необходимости координации действий всех прогрессивных сил в борьбе с международной преступностью. Обусловленность взаимодействия государств по охране международного правопорядка и отношений межгосударственного сотрудничества в социально-экономических, политических и иных областях способствует дальнейшему интенсивному развитию международного уголовного права, повышению его роли в современной жизни всего человечества.

Международное уголовное право представляет собой систему правовых принципов и норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с совершением международных преступлений и преступлений международного характера и обеспечивающих взаимодействие государств и международных организаций в борьбе с этими преступлениями.

В настоящее время в сферу международного уголовного права входит международный уголовный процесс и исполнение наказания. Есть мнение, что со временем возникнет необходимость выделения последних в самостоятельные отрасли права аналогично международному уголовному праву. Ведущая роль в международном уголовном праве принадлежит нормам уголовного права.

Международное уголовное право как самостоятельная комплексная отрасль права включает в себя международно-правовые нормы об ответственности за международные преступления и преступления международного характера, а также нормы национальных законодательств. С другой стороны, международное уголовное право в определенной степени входит в правовую систему национального государства. Так, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Следует отметить, что такое соотношение международного уголовного права с национальными правовыми системами разделяется не всеми юристами.

Международное уголовное право как отрасль права является «молодой» и находится в процессе развития. По многим вопросам к настоящему времени не достигнуто единства мнений, в частности о субъекте международного уголовного права, его предмете, соотношении с национальным правом и некоторым другим.

Вместе с тем международное уголовное право стало общепризнанной отраслью права. На VIII Гаванском Конгрессе по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями отмечалась необходимость продолжения работы по кодификации международного уголовного права, а также разработки документа о Международном уголовном суде.

Международное уголовное право: понятие, принципы, источники

⇐ ПредыдущаяСтр 76 из 80

Уголовная ответственность в международном праве наступает за совершение преступлений особого вида – международных преступлений и преступлений международного характера, ответственность за совершение которых регламентирована нормами международного уголовного права (МУП).

МУП — новая отрасль международного права. Начало формированию МУП было положено принятием после Второй мировой войны уставов международных военных трибуналов (Нюрнбергского и Токийского). Данные Уставы предусматривали прямую ответственность физических лиц по международному праву за наиболее тяжкие преступления, на их основе были учреждены международные уголовные суды, реализовавшие эту ответственность. Международное уголовное право складывалось и развивалось в условиях активизации международной преступности и совершенствования сотрудничества государств в предотвращении и пресечении данной противоправной деятельности. В наше время перед МУП встала новая задача большого значения — борьба против международного терроризма и организованной транснациональной преступности в целом.

Международное уголовное право (МУП) – это самостоятельная отрасль международного публичного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств и международных организаций по борьбе с международными преступлениями, их предупреждению, выявлению, расследованию и наказанию. Оно существенно отличается от классического международного права тем, что субъектом его регулирования является, прежде всего, человек, совершивший некое деяние, а не государство в целом.

Будучи отраслью международного права, МУП обладает всеми его характерными чертами. Но есть у него и существенная особенность — оно устанавливает прямую уголовную ответственность физических лиц за нарушение наиболее важных норм международного права. Иначе говоря, оно вводит в механизм функционирования международного права уголовную ответственность. Необходимо отметить, что без установления уголовной ответственности физических лиц непосредственно на основе международного права невозможно обеспечить международный правопорядок. Поэтому предметом международного уголовного права могут быть отношения, возникаю­щие в борьбе с преступлениями, совершае­мыми физическими лицами.

МУП присущи следующие особенности:

· комплексный характер (включает нормы уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права);

· неприменение сроков давности к военным преступникам и преступлениям против человечества;

· особые источники МУП в виде универсальных и региональных международных договоров и вспомогательных источников (приговоры трибуналов международных и национальных судов);

· придание уставам международных трибуналов обратной силы в отношении преступных акций, которые в момент совершения являлись уголовным преступлением согласно общим принципам права, признанным международным сообществом;

· особый субъект преступления в виде государств и юридических лиц;

· особые санкции и т.п.

В МУП установлена ответственность за международные преступления и преступления международного характера.

Принципы МУП. Будучи самостоятельной отраслью международного права и обладая всеми его признаками, МУП базируется на принципах, которые имеет свою специфику, обусловленную характером уголовно наказуемых деяний.

Фундаментом международного уголовного права, стержнем его системы являются общие и специальные принципы. В качестве общих принципов данной отрасли следует назвать принцип неприменения силы и угрозы силой, принцип мирного разрешения международных споров, принцип невмешательства во внутренние дела государств, принцип уважения прав и основных свобод человека, принцип сотрудничества. Специальные принципы международного уголовного права получили закрепление в Уставе Международного военного трибунала 1945 г., Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека 1950 г. и др.

В 1950 г. Комиссия Международного Права приняла и представила Генеральной Ассамблее ООН «Принципы международного права, признанные статутом Ньюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого трибунала». Особые принципы, сформулированные в Уставе и приговоре Нюрнбергского трибунала, носят с тех пор императивный характер. Они заключаются в следующем:

1) неотвратимость уголовного наказания за совершение любого деяния, которое по международному праву считается преступным;

2) если государство не устанавливает наказание за действия, которые международным правом отнесены к категории преступлений против мира и человечества, то это не является обстоятельством, освобождающим виновное лицо от международной уголовной ответственности;

3) должностное положение лица, совершившего международное преступление, не освобождает его от личной ответственности;

4) исполнение лицом преступного приказа своего правительства или начальника не освобождает это лицо от ответственности, если сознательный выбор был фактически возможен;

5) каждое лицо, обвинённое в международном преступлении или преступлении международного характера, имеет право на справедливое рассмотрение своего дела в суде;

6) неприменение сроков давности к военным преступникам и преступлениям против человечества в соответствии с Конвенцией 1968 г.

К числу основных принципов МУП также относятся:

7) запрещение агрессивной войны;
международные принципы осуществления правосудия по уголовным делам, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.:

8) презумпция невиновности;

9) запрещение пропаганды войны;

10) запрет пыток.

В 1973 г. специальной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН были приняты принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества, которые в основном регламентируют стадию предварительного расследования указанных преступлений.

Источники МУП. В данной отрасли международного права сохраняется множественность договорных актов. Прежде всего, это общие для большинства государств конвенции, регламентирующие сотрудничество в борьбе с преступностью. Перечень таких актов обширен. Приведём наиболее значимые из них в наше время:

1) Международная конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г.;

2) Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;

3) Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. Апартеид – бесчеловечные действия, совершаемые в контексте систематического угнетения и господства одной расовой группы над другой с целью сохранения такого режима;

4) Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.;

5) Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1985 г.;

6) Конвенция ООН по борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.;

7) Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г.

К данному перечню следует также добавить Конвенцию об открытом море 1958 г. и Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., в которых определены меры по борьбе с пиратством на море.

Характерная черта конвенций – это фиксация права всех без исключения государств быть их участниками, т. е. возможность подписать их в установленном порядке или присоединиться к ним после их вступления в силу. СССР стал участником всех названных конвенций: большинство подписал и ратифицировал вскоре после их принятия, к некоторым присоединился позднее. РФ участвует в перечисленных конвенциях в порядке правопреемства.

Существуют также многочисленные акты регионального характера (например, Европейская конвенция о подавлении терроризма 1977 г.).

Особую группу источников МУП составляют акты, регламентирующие сотрудничество в борьбе с преступлениями против мира и безопасности человечества, с военными преступлениями. К ним, в частности, можно отнести:

1) Соглашение о судебном преследовании и наказании главных военных преступников в Европе от 8 августа 1945 г. и приложенный к нему Устав Международного военного трибунала, ставшего известным затем под названием Нюрнбергского трибунала, осудившего группу руководителей фашистской Германии;

2) Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и дополнительные Протоколы к ним 1977 г.;

3) Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.

4) проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, разработанный Комиссией Международного Права ООН и принятый 1 января 1954 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *