Объемная композиция из геометрических фигур

Содержание

Объемная архитектурная композиция

Основной задачей вступительных испытаний по композиции является проверка творческих способностей и навыков абитуриентов в области моделирования объемной архитектурной композиции , правил построения ее ортогональных проекций и выполнения соответствующей им перспективного рисунка со светотеневой проработкой, умения выполнять линейный эскизный рисунок.

При выполнении экзаменационной работы необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Каждый абитуриент получает экзаменационный билет с заданными в ортогональных проекциях (фронтальный вид и вид сверху) связкой из трех геометрических тел, линией горизонта и точки в пространстве, откуда он наблюдает будущую композицию. В билете также задана тема композиции (Н-р: вертикальное развитие, горизонтальное развитие). Пропорции заданных элементов при составлении композиции не меняются
  2. Добавляя к заданной связке из трех элементов другие геометрические тела, необходимо составить целостную объемную композицию и выполнить ее ортогональные проекции (план, фасад) и перспективный рисунок. Геометрические тела, добавляемые в композицию, выбираются абитуриентом самостоятельно из элементов (заданных типов, представленных в приложении к билету), которые могут иметь измененные размеры и пропорции.
  3. Используемые геометрические тела в «Приложении 1».

Типы элементов:

  • куб;
  • параллелепипед с квадратным основанием;
  • цилиндр;
  • пирамида;
  • конус;
  • трехгранная призмы;
  • квадратная, прямоугольная, круглая, трехгранная пластины.

В композиции должны быть использованы не менее 5 типов элементов.

  1. Общее количество элементов в композиции 12-15
  1. Все элементы композиции должны быть расположены в параллельно-перпендикулярных плоскостях. Связь элементов между собой осуществляется через врезки или наложением плоскостей. Не допускается соединение в одной плоскости граней соседних форм и совмещения их ребер.
  1. В перспективном рисунке композиции обязательно использование двух точек схода, размещенных за пределами листа. Линия горизонта может иметь верхнее (“птичка”) или нижнее положение (соответствующее горизонту восприятия идущего человека по отношению к объемной модели), которое задается экзаменационным билетом.
    Линии построения и невидимые контуры форм сохраняются.
  1. Композиция изображается на плоскости.
  1. Обязательно использовать в композиции тела вращения.
  2. Использование в работе угольника и линейки не допускается.
  1. Каждый абитуриент должен выполнить вариант эскиза к работе в линейной графике.
  2. Для светотеневой проработки композиции, направление освещения абитуриент выбирает произвольно. При этом падающие тени от предмета на предмет в композиции не показываются.

Экзаменационное задание выполняется на формате А2 (40х60см) в течение 4 часов (240мин.)

Эскизы выполняются на отдельном листе формата А3

После выполнения работы в экзаменационную комиссию сдаются:

  1. Выданный билет
  2. Лист с 2 эскизами, выполненными в линейной графике (формат А 3)
  3. Лист с объемной архитектурной композицией и 2 ортогональными проекциями (формат А 2)

Основные критерии оценки объемной архитектурной композиции :

  1. Качество композиционного решения, гармоничность сочетания геометрических элементов и учет их роли в обеспечении пластической и силуэтной выразительности композиции.
  2. Оригинальность и индивидуальность композиции.
  3. Достижение целостности и законченности композиции.
  4. Тектоничность, как выражение в композиции взаимосвязи и работы объемов в условиях наличия силы тяжести.
  5. Компоновка проекций и изображения на листе
  6. Соответствие перспективного рисунка ортогональным проекциям
  7. Соответствие положения исходной комбинации фигур требованиям экзаменационного билета.
  8. Грамотность перспективного изображения
  9. Грамотность построения линий врезок.
  10. Качество графической проработки объемной модели.
  11. Эскизы включаются в оценку работы. Техника выполнения эскизов – линейная графика.
  12. Оценка эскизов осуществляется по критериям оценки композиции.

Оценка носит балльно-рейтинговый экспертный характер и предназначается для выбора среди абитуриентов наиболее подготовленной группы с целью дальнейшего обучения.

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ профессиональной направленности

ПРИМЕРЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ по объемной архитектурной композиции

Композиция из геометрических тел: основные сведения

Композиции из геометрических тел, сочлененных друг с другом, которые иначе принято называть врезками, являются важной переходной ступенью от простейших геометрических тел к сложным рукотворным и природным объектам при изучении академического рисунка. Без понимания правил встраивания тел друг в друга в зависимости от их конструктивных особенностей, невозможно верно и реалистично нарисовать здания, автомобили и любую другую технику, а также растения или живых существ, включая человека.

Особенно необходимы навыки составления связок с врезанными телами абитуриентам творческих и архитектурных вузов Москвы, поскольку связки являются одной из наиболее часто встречающихся экзаменационных тем.

Кому и зачем необходимо учиться работать над врезками и связками

Связки — это объемно-пространственные композиции разной сложности, которые составлены из сочлененных между собой, то есть частично входящих одно в другое, геометрических тел. Отличительной особенностью подобных изображений является то, что их рисуют не с натуры, а создают по воображению, для чего необходимо досконально понимать конструктивные особенности входящих в связку тел.

Основная задача при работе над рисунком связки — четко представить конструкцию составляющих композицию тел, а затем изобразить формы и их сочленения с учетом перспективного сокращения, построить сложные падающие тени, проработать единое и грамотное с точки зрения законов светотени тоновое решение.

Столь сложную работу невозможно сделать без базовых художественных знаний и значительного объема предыдущей практической работы сначала над геометрическими телами, а после — над постановками.
Задания по выполнению связок способствуют тренировке навыков объемно-пространственного мышления.

Полезным итогом многочисленных упражнений с врезанными телами станет умение мысленно формировать ясный образ готовой работы, понимание конструкции сечений и особенностей преломления граней в местах сечений. Кроме того, в ходе работы приходится располагать тени и рефлексы, опираясь лишь на понимание законов светотени и собственное воображение, что учит оперировать знаниями, полученными на предыдущей ступени обучения, без привязки к натуре и также развивает объемно-пространственное мышление.

Полученные в ходе изучения врезок навыки служат рисовальщику хорошую службу уже на этапе работы над натюрмортами, а при изображении сложных рукотворных и живых объектов являются абсолютно необходимыми. Композиции данного типа сдают на вступительных экзаменах абитуриенты МАрхИ и других архитектурных вузов, но навыки их составления полезны всем, кто серьезно занимается любой деятельностью, так или иначе связанной с изобразительным творчеством.

Базовые навыки при работе над врезанными геометрическими телами

Приступая к работе над врезанными геометрическими телами, необходимо хорошо понимать свойства основных фигур, которыми обусловлены конструктивные особенности объемных тел, а также уверенно владеть и использовать в работе законы геометрической и воздушной перспективы и светотени. Кроме того, необходимы начальные навыки работы не только с натурными объектами, но и некоторый опыт изображения по представлению и воображению. И, конечно, необходимо уверенно владеть главным инструментом художника — карандашом, потому что все этапы работы ведут без использования линейки, циркуля и других вспомогательных инструментов.

Переходить к столь сложной задаче как создание врезанных тел можно лишь после того, как вы усвоили основополагающие принципы работы над отдельными геометрическими телами и постановками. Если вы уверенно делаете построения тел с учетом положения в пространстве, перспективных сокращений и ракурса, освоили работу со светотенью и тоном и владеете основополагающими композиционными принципами и соответствующими практическими навыками, самое время приступать к освоению связок.

Рекомендации по созданию композиции из врезанных тел

За основу для работы чаще всего берут куб или четырехгранник, поскольку в них удобнее всего врезать более сложные геометрические тела — конусы, цилиндры, шары.

Использование специальной сетки помогает избежать ошибок в перспективных построениях. Чем многочисленнее и разнообразнее геометрические тела, которые вы включаете в придуманную вами композицию, тем сложнее избегать искажений и ошибок – даже если основа построена качественно. Построение сетки необходимо изучать отдельно, так как это довольно сложная задача, которая занимает определенное время даже у опытного рисовальщика. Однако если сетка построена верно, впоследствии она сэкономит время при работе над композицией.

Точно выполненные построения — основа изображения, от которой напрямую зависит результат. Ошибиться на этом этапе недопустимо, именно поэтому при изучении врезанных тел большое значение уделяют методам сочленения различных тел друг с другом.

Существуют связки разной степени сложности. К наиболее простым относятся тела с плоскими гранями — кубы и четырехгранные призмы, и изучение темы начинают именно с них.

Видимая часть врезанного геометрического тела должна позволять определить его размеры, для чего видимые части должны составлять половину и более его общего объема. Так, при сочленении с цилиндром необходимо показать окружности его оснований и значительную часть боковой поверхности, при сочленении с конусом — вершину, основание и боковую поверхность.

Универсальный способ выбора линии, по которой будет врезано тело, — ориентироваться на оси симметрии, высоты и другие линии и членения, заложенные в конструкции тел.

Тела должны врезаться друг в друга не менее чем на одну треть и не более чем наполовину. Если пренебречь этим принципом, композиции окажутся либо слишком разреженными, вызывающими ощущение, что тела едва касаются друг друга, либо до такой степени плотными, что уже сложно определить, из каких именно тел они составлены. И то, и другое вызывает чувство дисгармонии и является нарушением композиционных законов, а следовательно, ошибкой.

Как компоновать фигуры в листе

Верная компоновка изображаемых объектов в листе – основа успешной работы. Если на начальном этапе этому не было уделено достаточно внимания или были допущены серьезные ошибки, изображение выйдет неубедительным.

Зачастую даже рисовальщикам с опытом допущенные ошибки становятся очевидны ближе к середине или на заключительных этапах работы, когда поправить их уже сложно. Избежать этого поможет практика, аккуратность при создании построений и сеток, соблюдение логики ведения работы, внимательное отношение к деталям, частая оценка и самопроверка на предмет ошибок и неточностей, для чего полезно периодически отходить от работы на некоторое расстояние.

При работе над врезанными друг в друга геометрическими телами потребуется мобилизовать не только наработанные ранее навыки мысленного анализа объектов, их структуры и сечений, но и все имеющиеся знания в области композиции, — словом, творить в значительной степени рационально, рассудительно и осознанно.

По сути, выбор композиционного решения — это сложная аналитическая работа по гармоничному распределению в плоскости листа объектов и масс, которая учитывает стоящие перед художником задачи по формированию эмоционального строя изображения и выбранной темы. В равной степени это касается как жанровых работ, так и геометрических абстракций.

Структура изобразительной плоскости

Оценка плоскости чистого листа обусловлена рядом особенностей человеческого восприятия. Плоскость чистого листа уже содержит условную структуру:
• горизонтальную и вертикальную оси, заданные краями формата;
• две диагонали, заданные противоположными углами;
• центр, который находится на пересечении условных диагональных линий.

Составляя в воображении и продумывая основные части будущей объемно-пространственной композиции, мы опираемся именно на эту условную структуру. Впоследствии, когда мы начнем прорабатывать первые эскизы или составлять сетку, она же станет основой, на которой мы будем формировать структуру реального изображения.

Композиционное равновесие

Достичь важнейшей композиционной задачи — гармонии — можно множеством путей, однако гармонии не получится, если изображение неуравновешенно. В зависимости от художественных задач, в работах применяют статичное или динамичное равновесие. Статичное равновесие, как правило, строят по вертикальным и горизонтальным осям, при этом чаще используют статичные объекты (например, куб или призму) и в целом похожие по форме, фактуре, массе. Достичь динамичного равновесия композиции позволяет размещение главных объектов по диагональным осям, использование контрастов как в размере, форме, фактуре, массе объектов, так и в тоновом и цветовом решении.

При созерцании изображения, в котором применено статическое равновесие, внимание зрителя распределяется по всей плоскости, если же применено динамическое — взгляд зрителя, начиная с доминанты, перемещается по заданному художником маршруту, затем приходит в геометрический центр и несколько раз заново повторяет весь путь.

В силу ряда анатомических и психологических особенностей мы воспринимаем объекты и пространство с определенными искажениями, которые необходимо учитывать, чтобы добиться композиционного равновесия.

Так, верхнюю часть разделенного посередине листа, мы воспринимаем как большую, нижнюю –как меньшую, хотя и знаем, что они равны. Изображенный точно в центре, на пересечении диагоналей, объект визуально смещается к низу листа, что нарушает композиционное равновесие. Именно поэтому композиционный центр изображения рекомендуется всегда размещать с некоторым смещением от геометрического центра листа. И в зависимости от того, куда он будет смещен, изменится общий характер и настроение всей работы.

Композиционный центр и второстепенные элементы

Композиционный центр — это доминанта, которой подчинены и которую поддерживают остальные элементы изображения. Хотя вес и значимость второстепенных объектов различны, каждый, даже самый небольшой и малозаметный элемент делает одинаково важный вклад в формирование композиции в целом. Все элементы важны для создания гармонии, и каждый должен располагаться на своем месте и выполнять свою уникальную задачу, которую невозможно «перепоручить» другим элементам без потери ощущения общей целостности.

К наиболее распространенным способам создания композиционного центра относятся: отличающийся от других элементов размер, форма, фактура, цвет, положение в формате. Кроме того, композиционный центр требует наиболее тщательной проработки по сравнению с остальными частями изображения.

Экзаменационные требования МАрхИ к композициям из врезанных тел

Основные требования МАрхИ к экзаменационным работам касаются не только качества построения связок и изображения в целом, но и точного соблюдения поставленных вузом условий и сводятся к следующему:
• экзаменационный рисунок соответствует предложенному абитуриентам заданию;
• высокое качество композиционной идеи, изображение гармонично и его сложность адекватна поставленной задаче;
• изображение качественно закомпоновано в листе;
• правильно построены и изображены отдельные тела, учтена перспектива, верно проведена работа с врезками;
• предложено верное тональное решение;
• изображение завершено.

Для того чтобы успешно сдать экзамен, абитуриенту необходимо четко понимать суть требований вуза и продемонстрировать полученные в ходе подготовки знания и навыки, аналитический подход, а также умение создавать нетривиальные работы, управлять фантазией и творческим процессом, работая в рамках целого ряда важных ограничений.

Как научиться выполнять связки

Столь сложную тему как врезанные геометрические тела — особенно с учетом требований архитектурных институтов — невозможно освоить без значительного объема практики под руководством опытного наставника. Только многократно отработав и прочно закрепив понимание особенностей основных геометрических фигур и конструктивного строения полученных на их основе тел, вы сможете составлять и выполнять гармоничные, композиционно продуманные связки на уровне, достойном для поступления в лучшие архитектурные институты столицы.

Чтобы научиться уверенно выполнять изображения врезанных геометрических тел, делать качественные построения, тоновую проработку и подготовиться к поступлению в архитектурные и творческие вузы Москвы, записывайтесь на занятия к опытным преподавателям академического рисунка в студию К.Э.Арутюновой.

Записаться можно по указанному телефону или через форму на сайте.

Композиция – основное выразительное средство в изобразительном искусстве

Золотое правило или «правило третей»: божественные пропорции

Если область холста визуально разделить на три части (горизонтально и вертикально), место пересечения этих линий будет ‘золотой серединой’ — лучшим местом для размещения главного объекта или объекта интереса, поскольку это точка фокуса вашей картины. Правило «золотой середины» зародилось в Древней Греции.

Поскольку математика у древних греков была развита не хуже, чем изобразительное искусство, они пришли к выводу, что для того, чтобы картина радовала глаз, в композиции необходимо соблюдать определенный баланс. Эту теорию они развили и определили понятие «зрительного центра». Зрительные центры расположены в точках пресечения линий золотого сечения. На объекте, помещенном в зрительный центр, будет акцентироваться внимание зрителя.

Золотое правило может применяться и как правило применяется к пропорциям холста. Прочитав эту статью, вы заметите, что большинство представленных изображений используют схожие размеры, почти все они «вписываются» в золотой прямоугольник. Сегодня вы можете обнаружить золотой прямоугольник везде: от кредитных карт до телефонных карт и книжных обложек — везде используются эти пропорции.

Золотое сечение (соотношение длинной и короткой сторон золотого прямоугольника) проявляется и во многих естественных явлениях. Отношение между длиной вашего носа и расстоянием от основания подбородка до основания носа — золотое сечение. Развитие спирали ракообразных соответствует золотой спирали. Божественные пропорции — встроенный (или укоренившийся) эстетические параметр, которым мы оцениваем красоту.

Ряд изображений ниже демонстрируют варианты деления пространства, когда «золотое правило» применяют к чистому холсту. В основном это деление линии на два отрезка, так чтобы отношение между наименьшим отрезком и наибольшим было равно отношению между наибольшим отрезком и всей длиной линии. Другими словами A/B = B/(A+B).

Это отношение примерно равно 1/1.618. Честно говоря, я до сих пор не совсем понимаю что все это значит? Но зная это, я часто использовал такой вид сетки, начиная очередную работу, в результате чего нашел этот способ полезным. И до сих пор его использую.

Возможно вначале вы посчитаете удобным использовать накладывать такую сетку поверх каждого концепта, над которым вы работаете. Наличие сетки поверх вашего изображения поможет вам при разработке композиции, напомнив о том, где следует расположить важный объект.

Правило третей

Из Золотого правила появилось «правило третей». Фактически это немного измененная для соответствия фотографическим пропорциям идея золотого сечения. Я считаю, что этому правилу следовать легче, поскольку оно очень простое в своей основе. Посмотрим на правило третей в действии.

Заметим, что главный точка фокуса справа расположена в одной из «золотых середин». Кроме того, другие объекты расположены рядом с другими точками пересечения линий (например птица), но не прямо на них, поскольку иначе они бы конкурировали с точкой фокуса.

Всего мы имеем четыре точки пересечения линий: сверху слева, снизу слева, сверху справа снизу справа. Заметьте, что все эти «горячие точки» расположены вдали от центра картины.

Наилучшие зрительные центры — области сверху справа и снизу справа, поскольку взгляд первым делом падает на левый нижний угол изображения и движется к центру, где достигнув правой «золотой середины» концентрируется на «центре интереса».

Осмотр начинается именно слева потому, что мы привыкли читать слева направо. Этот психологический факт проверен временем. В следующий раз, когда зайдёте в художественную галерею или музей, в котором экспонируются картины старых мастеров, обратите внимание, как часто центр интереса располагается именно в точке, соответствующей золотому правилу.

Выше представлен пример использования правила третей, на этот раз используется вертикальный холст. Как вы можете заметить, это правило может быть применено независимо от пропорций холста. Обратите внимание, что ярко освещённая область находится близко к точке пересечения линий.

Следите за тем, чтобы не поместить два центра интереса равной важности и веса в две области золотых середин, особенно на противоположных сторонах кадра.

Подобное расположение доставит много проблем, поскольку взгляд наблюдателя будет постоянно смещаться от одного фокуса к другому, запутается, почувствует усталость; зритель будет испытывать желание отвести глаза от такой картины.

Воображаемые формы

Воображаемые формы — это комбинация воображаемых линий, помогающих «сгруппировать» изображение. Взгляд подсознательно обрабатывает интересные формы, оставаясь в области изображения, исследуя каждую из них. Следующий текст и изображения продемонстрируют разнообразие воображаемых форм и композиционных подходов.

Круг

Круг формируется непрерывной кривой. Это круговое движение удерживает взгляд в области картины. Округлые формы присутствуют везде — как в природных, так и в созданных человеком объектах. Использовать их при составлении композиции вы можете самыми разными способами, например так, как предложено на рисунке.

В изображение, расположенном чуть выше, очень наглядно и продуманно используется круговая композиция. Обратите внимание, как округлые формы созданные драконами обрамляют тропинку которая ведет ваш взгляд прямо к точке фокуса.

Еще один пример круговой композиции! И снова я выбрал тот же тип композиции, чтобы усилить ощущение движения в картине. Вы можете видеть как взгляд следуя за круговыми формами устремляется в точку фокуса. Отмечу кое-что интересное: в данном примере используется одновременно два композиционных подхода: круговая и символическая композиция.

Радиусы

Это лучи расходящиеся из центра. Они часто встречаются в природных объектах. Среди творений человека хороший пример — спицы колеса.

У взгляда есть два варианта реакции на радиусы. Он может как войти по радиусам в область внутри картины, так и выйти за её пределы. Будьте осторожны при использовании радиусов, старайтесь оставить взгляд наблюдателя в картине.

Треугольник или пирамида

Этот тип композиции имеет «прочную основу», а значит будет демонстрировать в первую очередь стабильность. А кроме неё — высоту и мощь. Египетские пирамиды простояли тысячи лет, в то время как другие типы строений рассыпались в прах за куда менее продолжительное время.

Работая над изображением, расположенном ниже, к согласованию форм я подошел со всей тщательностью, стараясь чтобы треугольная или пирамидальная композиция была очевидной. В качестве отправной точки я начал рисовать простой треугольник… не больше, чем абстрактная композиция, из которой логично вытекало все остальное… и очень скоро картина обрела форму.

Крест

Демонстрация «Противостоящей силы» которая придаст картине чувство сплоченности и взаимосвязи. Горизонтальная полоса перекрестья будет действовать как «стопор», в то время как как вертикальная будет работать как ведущая линия. Окна в огромном небоскребе формирующие кресты удержат ваше внимание на здании. Крест имеет также религиозный смысл и искусное использование креста может придать скрытый смысл изображению.

На изображении слева Hong Kuang ловко использует композицию в виде креста. Можно так же сказать, что здесь используется и композиция «L»-типа. Сильная линия, формируемая телом персонажа, поперек горизонтального центра, образует крест. Мрачное выражение лица и тема демонстрируют способность опытного художника использовать символьную композицию для передачи сюжета.

На правом изображении Daryl Mandryk успешно комбинирует композицию в виде креста с символической композицией. Это традиционная композиция для тем героизма и комиксов. Фэнтэзийные художники, такие как Brom и Frazetta, регулярно используют такой тип композиции в своих работах.

«L-тип» или прямоугольник

Такой тип композиции создает привлекательную «рамку», которую можно использовать для выделения ключевых объектов. Зачастую используется мультирамка — рамка внутри рамки.

Дерево с нависающей ветвью на изображении справа формирует прямоугольник и помогает подчеркнуть главный объект. Этот приём позволяет сконцентрировать внимание наблюдателя на центре интереса.

Символическая композиция

Некоторые теоретики от искусства утверждают, что самую важную информацию следует размещать ближе к центру картины. Это может сбивать с толку некоторых студентов, поскольку противоречит основным принципам «золотого правила». В основном, символическая композиция применяется, для того, чтобы охарактеризовать субъект особым образом.

Символическая композиция или “симметричное разбиение” лучше всего подходит для тем величественного или религиозного характера. Этот тип композиции довольно часто использовался в прошлом, с помощью него было создано множество прекрасных сюжетов. Как правило, символическая композиция применяется для символических объектов, в героических или религиозных сюжетах.

Я решил взять на себя смелость порисовать на этих изображениях для того, чтобы показать принципы разбиения пространство при символической композиции. Такая техника используется многими иллюстраторами для определения деления пространства и определения точек фокуса при создании символической композиции. Известный иллюстратор Andrew Loomis очень удачно использовал эту технику в своей книге “Creative Illustration”.

Обратите внимание: несмотря на то, что фокус немного смещен от центра, все сходящиеся линии идут в центр точки интереса. Кроме того, голова персонажа расположена прямо в ромбе из линий, которые я наложил. Следует так же отметить, что этот тип композиции выбран для того, чтобы подчеркнуть величественную и героическую наружность персонажа.

На следующем изображении Tong Wu превосходно использует символическую композицию! Заметьте, персонаж снова расположен недалеко от центра холста. Я сделал более мелкое разбиение холста в этом изображении, чтобы вы могли увидеть как художник уравновешивает его части.

Обратите внимание: правый верхний угол почти зеркальное отображает левый верхний угол. Фактически почти все противоположные сегменты картины очень похожи! При создании символической композиции необязательно симметрично копировать части изображения, но должно ощущаться полное уравнивание всех частей и масс, линий и пространства каждой стороны с противоположной.

Советы и хитрости

Итак, мы и рассмотрели некоторое количество способов визуального деления пространства для работы над картиной или рисунком. По большому счету эти подходы к композиции — не более чем ориентиры и отправная точка. По мере усвоения основных принципов композиции сцены, вы сможете начать расширять границы формальной композиции.

Поскольку большинство художников, специализирующихся на окружающей среде, работают в индустрии развлечений, вероятность того, что вас попросят создать кинематографические или “незабываемые” моменты, использующие окружение как сцену, довольно высока.

Вам захочется использовать всё ваше композиционное мастерство, для управления взглядом зрителя, чтобы заставить их чувствовать себя причастными к сцене. Один из самых главных компонентов в любой работе — это ясный и динамический фокус.

Не имея места для отдыха взгляда зрителя, картина не сможет удерживать внимание зрителя, её эмоциональное воздействие будет более слабым. Работа концепт-художника — изобразить не существующие в реальном мере вещи. Концепт-арт художник — первый в любом производстве. Поэтому нам приходится создавать динамичные изображения, чтобы настроить и вдохновить на работу остальную часть команды. Существует несколько кинематографических трюков, которые помогут придать динамики вашим работам.

Динамическая композиция

Иногда все что нужно, чтобы добавить больше драматизма в композицию — небольшой наклон камеры. В изображении, расположенном чуть ниже, зритель действительно ощущает что он часть действия, всего лишь из-за небольшого наклона камеры. Эта техника особенно полезна когда вы стараетесь изобразить в вашей работе какое-то действие.

Многие ведущие концепт-художники используют эту технику. В этом можно убедиться, взглянув на любую работу, которую Ryan Church создал для Episode 1, 2 и 3 (www.ryanchurch.com).

Задание 1. Равновесие в композиции. С помощью 3-6 геометрических фигур создать передать равновесие композиции. ( слайд 24); Задание 2 Доминанта. С помощью

Перспектива

Сегодня, многие концептарт-художники (и я в том числе), используют перспективу, как инструмент для создания динамичных композиций, которые кажется имеют движение и чётко направляют взгляд зрителя к фокусу.

Вы можете заметить, что на изображении, расположенном ниже, я задействовал множество объектов, которые появляются в кадре для того, чтобы направлять взгляд зрителя к центру интереса. Дополнительно, я слегка наклонил камеру, чтобы придать картине ощущения движения.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Геометрия в фотографии

09 Февраля 2016

Фотография — это то, чем становятся живопись, композиция, пластический ритм, геометрия, размещенные в считанных долях секунды (Анри Картье-Брессон).

Фото: Ronald Koster

Когда мы думаем о композиции в фотографии, первое, что приходит в голову — это золотое сечение, правило третей, формат кадра, контраст, точка съемки…

Но есть еще один важный элемент в композиции – геометрия. Геометрия в фотографии — это простые формы, такие как квадрат, треугольник, круг, прямые и кривые линии.

Геометрические объекты обычно вспомогательные, они усиливают восприятие и могут объединять отдельные элементы фотографии в единое целое. Выбирая ту или иную геометрическую форму в фотографии, автор может заранее акцентировать внимание будущего зрителя на его определенных зонах. Установлено, например, что углы квадрата оказываются очень активными зонами, а для круга или овала – это центр. Не случайно, с давних времен сложилась традиция портретов в овале. Углы не отвлекали внимание от главного — изображения лица. Наиболее распространенный и наиболее разносторонний геометрический инструмент – это линии. Более подробно о них читайте в нашей отдельной статье.

Фактически, любой объект окружающей среды можно сравнить с какой-либо геометрической фигурой, но все они пробуждают у зрителя разные эмоции и чувства. Простые геометрические формы, такие как круг и квадрат, намного быстрее фиксируются нашим глазом и воспринимаются мозгом, а следовательно и лучше запоминаются, нежели сложные и неправильные. Вообще выделяют три базовых фигуры. Это прямоугольник, треугольник и круг. Всё остальное – овал, квадрат, трапеция, эллипс, ромб всего лишь их вариации. Все они отличаются как графически, так и (не удивляйтесь) эмоционально.

КВАДРАТ В КОМПОЗИЦИИ

Квадрат — это самая устойчивая, законченная форма, готовая вызывать утверждающие образы. Он ассоциируется с такими понятиями, как порядок, стабильность, надежность, прочность. В то же время, квадрат воспринимается несколько приземленно и тяжеловесно.

Фото: Robertino Nikolic. “Свет играет с геометрией или геометрия со светом?”. Победитель конкурса Black & White Spider Awards, 2007.

Фото: Alma (источник — 1510.deviantart.com)

Фото: G. Diaz Deleon

ПРЯМОУГОЛЬНИК В КОМПОЗИЦИИ

Прямоугольник, расположенный̆ большей̆ стороной̆ по горизонтали вызывает ощущение стабильности, покоя, основательности.

Фото: Guerel Sahin

Фото: Guerel Sahin

Особенно гармонично смотрится, если он выполнен в пропорциях «золотого сечения». Прямоугольник, расположенный̆ большей̆ стороной̆ вдоль вертикали, создаёт ощущение лёгкости, воздушности.

Фото: Joe McNally

ТРЕУГОЛЬНИК В КОМПОЗИЦИИ

Треугольник — наиболее часто встречающаяся в природе форма. Треугольник — самая динамичная, неустойчивая форма, которая ассоциируется с движением, развитием, скоростью. В положении «вершиной вверх» вызывает образы устойчивости, стабильности (пирамида). Несколько треугольников — позитивное динамическое движение. В положении «вершиной вниз» – шаткое равновесие, балансировка. В отличие от прямоугольника, стороны не противостоят друг другу, а меняют направление развития. Это может быть использовано для создания конкретных образов. Треугольник естественным образом вносит в композицию ощущение глубины пространства.

Фото: Josh Johnson

КРУГ В КОМПОЗИЦИИ

В форме круга более чем, в какой̆ — либо, выражена идея природы, земли, мироздания. Круги изобилуют как в природе, так и в мире рукотворных предметов. Поэтому такие понятия как «добро», «жизнь», «счастье», «процветание» ассоциируются у человека именно с этой̆ формой̆. Данная форма направляет взгляд внутрь кадра. Круг ассоциируется с чем-то легким, воздушным и при этом – уравновешенным. Но, в отличие от квадрата, это равновесие ближе к физическому понятию «неустойчивое равновесие». Круги — самые приятные глазу фигуры, которые можно смело использовать в кадре. Они сразу приковывают внимание зрителя и, благодаря своей идеальной симметричности, привносят в изображение гармонию. Поскольку у круга нет углов, он прекрасно контрастирует с прямоугольным обрезом кадра.

Фото: Steve McCurry

Фото: Georgios Karamanis

Фото: Elia Locardi

Как и треугольник, круг — очень эффектная геометрическая фигура, которую можно с пользой применить в композиции кадра, хотя и с другим смыслом. В отличие от диагоналей, заряжающих кадр динамикой и напряжением, кривые линии создают гармонию. Таким образом, можно создавать выразительные и информативные композиции, основанные на простых геометрических фигурах.

Фото: William Morris Kahn

Фото: Joe McNally

Фото: Joe McNally

Геометрические объекты можно условно разделить на три группы по их функциям: направляющие линии, разделители пространства и обрамление. Разделители пространства делят снимок на отдельные зоны, несущие свою смысловую нагрузку, но работающие вместе для создания единой композиции. Примером, простейшего разделителя пространства может послужить линия горизонта, отделяющая небо от поверхности моря. Очень хорошо смотрятся в качестве разделителя пространства треугольники, но и такие элементы, как диагонали и незамкнутые линии, тоже уверенно можно использовать.

Фото: Вадим Докторов

Обрамления носят функцию притяжения взгляда зрителя и его фокусировку на основном объекте. В качестве обрамляющих элементов отлично работают дверные проемы, арки, окна. Кроме того, великолепно с этой функцией справляются и естественные элементы, например, ветви деревьев. Важно чтобы обрамление присутствовало, как минимум, с двух сторон снимка и было выполнено в спокойной тональности, желательно более темной, чем главный объект, чтобы не отвлекать зрителя. Обрамляющий элемент должен иметь интересный цвет, форму, текстуру или иные примечательные характеристики, но стоит помнить, что обрамляющие элементы должны направлять, а не отвлекать. Особенно хорошо в этом плане работают треугольники или арки. Арка способна создать интересную динамичную композицию.

Фото: Guerel Sahin

Фото: Ian Plant

Фото: Tom La

Пробуйте, экспериментируйте и не забывайте, что в одном снимке вы можете использовать сразу несколько геометричских фигур для построения композиции.

Другие статьи о композиции в фотографии:

Золотое сечение в фотографии

Сила линий в фотографии

Формат кадра в фотографии

Контраст в фотографии (Часть 1)

Контраст в фотографии (Часть 2)

Точка съемки и выбор плана

Ракурс

Равновесие в композиции

Следующее задание требует дополнительной подготовки в виде создания серии эскизов, поэтому данная статья будет посвящена отдельно эскизам для задания Врезки.
Подробное описание задания будет приведено в одноименной статье Врезки. В этой публикации представлена информация о подготовительных этапах.

Задание Врезки представляет собой сочетание практических наработок и образного мышления. Если в предыдущих заданиях, таких как Ваза на кубе и Натюрморт из геометрических предметов, перед учеником стояла конкретная постановка, которую необходимо было изобразить, то в этом задании отсутствует сам объект для изображения. Ученику на основе опыта предыдущих заданий необходимо придумать композицию из геометрических предметов, которые взаимно друг друга пересекают, другими словами «врезаны» друг в друга.

Конечно, для каждого учебного задания можно делать предварительные эскизы, главным образом для того, чтобы правильно вписать предметы в лист, определить тоновую раскладку, но в задании Врезки без подготовительных эскизов просто не обойтись.

Стадия эскизов необходима для того, чтобы проверить и узнать, насколько ученик владеет приемами образного построения геометрических предметов в пространстве. Для более точного изображения таких предметов как треугольная призма, шестиугольная призма, конус, пирамида можно иметь перед глазами их гипсовые модели, однако, пространственную компоновку и пересечение нужно произвести в голове.

Под руководством педагога происходит постепенное создание общего силуэта будущей композиции, поиска концепции и положения группы на листе.
В данной работе используются правила классического построения перспективы с точкой схода, без аксонометрии.

Важной составляющей работы, которая непосредственно повлияет на общий образ композиции, на динамику, на положение теней является положение предметов относительно линии горизонта. На стадии эскизов определяется точка осмотра и точка схода относительно которых будет выполнятся построение. Таких положений может быть три:

  • Ниже линии горизонта. Все верхние плоскости предметов видимы, смотрим на группу сверху.
  • Выше линии горизонта. Все нижние поверхности предметов видимы, смотрим снизу.
  • Линия горизонта посередине. Верхние и нижние плоскости сходятся в точки схода на линии горизонта.

После определения положения точки осмотра начинается конструктивная разработка группы и создание пластического образа. Для этого можно использовать следующие удобные приемы:

  • Выбрать для композиции определенную форму (пятно), например, прямоугольник, и расположить предметы таким образом, чтобы они заполняли выбранную форму по контуру, далее объединить их пересекающимися вспомогательными предметами.
  • Заложить центральную группу, а от нее вести построение до границ намеченного силуэта.

Эти приемы являются обобщенными методиками создания пространственных композиций. Непосредственно в работе педагог подскажет, каким методом воспользоваться, с чего начать, как можно комбинировать и вырабатывать собственную технику.

Эскизы в данном задании не просто удобны, а необходимы по двум важным причинам.

Во-первых, без наличия эскиза и без опыта сразу начинать работу на большом листе очень накладно. Все поиски и предварительные построения, выполняемые на большом листе, намного увеличивают время работы и осложняют ее. Придется много стирать и переделывать, это отразиться на чистоте и свежести работы.
Во-вторых, имея перед глазами готовую композицию, ничего не стоит перенести ее на большой лист, воспользовавшись методами переноса в рисунке.

Необходимо сделать 3-4 качественных эскиза именно для того, чтобы почувствовать динамику врезок, попробовать различные варианты и комбинации, найти интересные решения и конструктивные узлы. Такая работа чрезвычайно полезна и информативна, только на эскизах можно опробовать и понять (при помощи педагога) механику врезок, как различные предметы пересекаются, как выглядят их сечения и положения.
В итоге из нескольких эскизов выбирается один, и на основе его начинается работа на большом формате.

Эскиз на этой стадии это визуальная заготовка и прообраз будущего полноценного рисунка. От того, насколько грамотно будет выполнен эскиз, насколько точно будут продуманы конструктивные узлы врезок, зависит удобство и время работы над большим рисунком.

Все изображения, представленные на сайте, это работы наших учеников, выполненные на уроках рисунка, узнать подробнее о которых можно по телефонам: 8 903 669-66-79 и 8 903 668-69-36.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *