Истоки идеологии белорусской государственности

Истоки идеологии белорусской государственности

Глубокая интеграция Беларуси в государственно-политический организм, экспансионистские претензии польской политической элиты также не способствовали созданию международных условий для реализации идеи белорусской государственности. Поэтому до начала первой мировой войны Беларусь практически не входила в сферу геополитических интересов других государств.

Первые государственные образования на восточнославянских землях стали возникать ещё в VI-IX вв. В это время на территории современной Беларуси существовали три территориальные культурно-этнические объединения — дреговичи, кривичи и радимичи. Развитие земледелия и животноводства, городов, ремесла и торговли, а также необходимость объединения для защиты славянских земель от набегов хазар, печенегов, половцев и других воинственных кочевников привели к созданию могущественной державы, которая называлась Киевской Русью. В период Киевской Руси на территории Беларуси самыми значительными были Полоцкое и Туровское княжества, которые входили в состав Древнерусского государства. В Полоцке существовала местная княжеская династия. Таким образом, уже в ранней древности была сформулирована идея общерусского единства. Не подлежит сомнению и то, что идея белорусской государственности восходит к древнерусской государственности и имеет общерусские корни.

В ХІІІ в. складываются предпосылки возникновения в Европе нового государственного образования — Великого княжества Литовского. Великое княжество Литовское представляло собой полиэтническое государство четырёх основных народов — белорусского, русского, украинского и литовского, где славяне занимали примерно 11/12 территории и составляли около 80 % населения страны.

Объединение всех земель Беларуси в одно государство обусловило укрепление этноорганизующих связей между разными территориальными частями населения, содействовало их консолидации и формированию белорусской народности. Однако политическая история Великого княжества Литовского дала белорусскому народу скорее негативный, чем позитивный опыт развития государственности. Принципы, заложенные в основу государственного устройства ВКЛ, постоянно провоцировали борьбу центробежных и центростремительных тенденций. И эта борьба, в конечном счёте, привела к фактической потере государственного суверенитета. На протяжении всего периода существования Речи Посполитой в ней постепенно назревают условия политического кризиса, который наиболее остро проявился во второй половине ХVІІІ в. и привёл к распаду этого государства. Провозглашённую в марте 1918 г. Белорусскую Народную Республику нельзя признать государственным образованием даже в марионеточной форме. БНР не была реальным государственным образованием. Это была скорее декларация о намерениях. БНР так и не смогла реализовать свои представительские и полномочные функции. Хотя республика и провозглашалась в этнических границах проживания белорусов, свою юриспруденцию на этой территории она не осуществляла.

Несмотря на это, провозглашение Белорусской Народной Республики было важным шагом в создании белорусской государственности, потому что привлекло внимание общественности, в том числе и в Советской России, к белорусским проблемам. БНР потерпела крах, но как альтернатива ей родилась белорусская государственность на советской основе.

1 января 1919 г. была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР). Этим актом был заложен прецедент создания политико-территориальной единицы с атрибутами белорусской государственности в рамках советского строя. Несмотря на то, что в СССР был утверждён безусловный приоритет общих союзных интересов над интересами республик, Белорусскую Советскую Социалистическую Республику в составе СССР следует признать первым реальным национальным белорусским государством, обладающим всеми атрибутами такового.

Впервые были сформированы реально действовавший национальный аппарат государственной власти, государственная национальная система просвещения, образования и науки, профессионального искусства и культуры, массовая национальная пресса, созданы другие институты суверенного государства. Великая Отечественная война нанесла такой урон Беларуси, что республику пришлось восстанавливать заново.

После распада Советского Союза и провозглашения суверенитета Республики Беларусь вопрос об идеологии белорусской государственности приобрел новое значение. В последнее десятилетие в центре острейших дискуссий находятся вопросы, касающиеся прошлого, настоящего и будущего белорусской государственности.

Истоки и становление идеологии белорусской государственности

Структура и функции идеологии

Структура идеологии предполагает собой совокупность устойчивых внутренних связей, которые обеспечивают сохранение ее основных свойств. Структура имеет много граней и много уровней. Духовным ее основанием является мировоззрение, т.е. совокупность взглядов человека на мир в целом на свое собственное место в этом мире.

В горизонтальном разрезе она представляется как:

— мировоззрение;

— политические концепции;

— экономические теории;

— правовые нормы;

— эстетические идеалы;

— нравственные убеждения;

— иерархия ценностей;

— воля и решимость для достижения целей.

В вертикальном разрезе как:

— воплощение идеалов и чувств в жизненных позициях людей;

— практическая деятельность идеологических служб;

— массовое сознание (представления, чувства, верования, ценностные ориентации);

— лозунги, заповеди, установки;

— мировоззренческие основы.

Следует различать функции политического сознания и идеологии.

Функции политического сознания:

— регулятивная;

— познавательно-информационная;

— оценочная;

— мобилизующая.

Функции идеологии:

— ориентационная;

— мобилизирующая;

— интегративная;

— амортизационная;

— социальная;

— познавательная;

— легитимирующая;

— нормативная.

Расшифровывая значение и суть каждой функции, важно отметить, что функции идеологии вытекают из того, насколько в ней выражено:

— теоретически оформленные систематизированные социально-классовые интересы;

— использованию власти для достижения этих интересов.

В целом, содержанием политической идеологии выступают: трактовка политической власти и соответствующих общественных порядков, отношения к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, о методах и средствах социальных преобразований.

Истоки и становление идеологии белорусской государственности

Используя знания по отечественной истории, следует напомнить основные моменты развития белорусской государственности. Исторический путь Беларуси прошел важные этапы:

1. Общественный строй на белорусских землях в Х-ХII веках.

2. Создание Великого княжества Литовского. Общественный строй Речи Посполитой.

3. Белорусские земли в составе Российской империи.

4. Октябрьская (1917г.) революция и национально-государственное самоопределение Беларуси.

5. Советский период государственности.

6. Нынешний переходный период к белорусской государственности. Объединительный процесс России и Беларуси.

После распада СССР и краха коммунистической идеологии, которая 70 лет доминировала в сердцах и умах большинства советских людей, первая половина 90-х г. в РБ ознаменовалась развитием деидеологических процессов. Наблюдалось развенчивание прежней идеологии как пережитка бывшего режима. В дальнейшем была начата реидеологизация, т.е. восстановление идеологии. Политическая элита в Беларуси пришла к пониманию, что общество нуждается в некой объединяющей, скрепляющей его совокупности идей. К примеру, государственная идеология США цельно развивается с XVIII века до сегодняшних дней и представляет четкую конструкцию с отлаженным механизмом идеологической работы. Главным ее идейным постулатом является идея «пан-американ», т.е. государство – самое сильное, демократическое, а нация – самая великая, умная, образованная, которая способна жить достойно и не только в пределах своего государства, но и нести свой образ жизни на другие народы и страны.

Идеология белорусского государства в своем развитии прошла несколько этапов:

1. Первая половина 90-х годов ХХ века. Деидеологизация.

2. Середина 90-х годов. Реидеологизация.

3. Конец ХХ века. – начало ХХI века. Создание новой идеологии и ее распространение в обществе.

Четкие ориентиры белорусской идеологии были обозначены в ряде докладов Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. По мнению Главы государства, выстраивая свои идеологические приоритеты, следует учитывать как опыт прошлых веков, так опираться и ориентироваться на все то новое и позитивное, что появилось у нас с момента провозглашения независимости. При этом необходимо четко осознавать тот факт, что нельзя искусственно идеологизировать общество, исходя из конъюнктурных соображений, подчинить общество корыстным потребностям отдельных личностей или социальных групп. Навязывание обществу мертвых идеологических схем приводит к упадку государственности, застою и переходу к регрессивному развитию. Президент РБ отметил: «Государственная идеология-это не изобретение коммунистов, а атрибут присущий…любому государству. Все государства… опирались и опираются на идеологические принципы, в концентрированном виде выражающие основные ценности своего общества, цели его развития».

Идеология государства, которую белорусский лидер считает «краеугольным камнем в государственном строительстве», -это национальная объединительная и мобилизующая идея. Ее главной задачей является воздействие посредством пропаганды национальной идеи на сознание людей, с тем , чтобы проживающее на территории государства население осознавало себя как единое общественно целое в государственно—политическом, территориальном, экономическом, культурно-историческом и нравственно-духовном планах. Идеология государства позволяет людям различных убеждений прийти к осознанию общих ценностей, способствует установлению в обществе атмосферы согласия и созидания. По определению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, «государство без идеологии, как человек без мысли не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам. Идеология для государства-то же самое, что иммунная система для живого организма. Если иммунитет ослабевает, любая даже самая незначительная инфекция становиться смертельной. Точно так же и с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным и грозным».

Идеология белорусского государства официально сформулирована в Основном Законе, где изложен главный принцип проведения государственной политики в нашей стране: все должно делаться для человека и в интересах человека. Соблюдение норм Конституции, реализация заложенных в ней принципов является на сегодняшний день важнейшей задачей, которая стоит перед органами государственной власти.

В заключение, важно отметить, что белорусская идеология аккумулирует все позитивное из исторического опыта народа Беларуси и его достижений на современном этапе. Важно подчеркнуть, что на политическом уровне идеология принимает форму идеологической доктрины, которая является мировоззренческой основой в современных конкретно-исторических условиях. Важнейший мировоззренческий стержень составляет в идеологии белорусская гражданственность, национальное самосознание и патриотизм.

Контрольные вопросы по теме к дискуссии:

1. Воздействие каких факторов, испытывает массовое политическое сознание?

2. Как соотносятся между собой понятия: идеология, философия, религия, мировоззрение, пропаганда?

3. Какая функция идеологии служит ослаблению социальной напряженности?

4. Определите сущность концепции деидеологизации.

5. Каковы основные идеологические приоритеты в Республике Беларусь?

Истоки идеологии белорусского государства

идеология белорусский государство политический

Идеология белорусского государства возникла не в одночасье. Её истоки следует искать в историческом прошлом Беларуси. Первые государственные образования на восточнославянских землях стали возникать ещё в VI-IX вв. В это время на территории современной Беларуси существовали три территориальные культурно-этнические объединения — дреговичи, кривичи и радимичи.

Ещё до середины IX в. на территории, населённой древнеславянскими племенами, стали формироваться раннефеодальные княжества. У них были свои территории, которые складывались из волостей, бывших родовых общин. В каждой волости было своё вече и свой князь с дружиной. Законодательная власть в волости принадлежала вечу — народному собранию.

Развитие земледелия и животноводства, городов, ремесла и торговли, а также необходимость объединения для защиты славянских земель от набегов хазар, печенегов, половцев и других воинственных кочевников привели к созданию могущественной державы, которая называлась Киевской Русью.

Киевская Русь — это раннефеодальное монархическое государство. Во главе его стоял великий князь. В состав государства входили отдельные земли во главе со своими князьями. Киевская Русь сформировалась как федерация феодальных княжеств, каждое из которых сохраняло относительную самостоятельность и самобытность.

В период Киевской Руси на территории Беларуси самыми значительными были Полоцкое и Туровское княжества, которые входили в состав Древнерусского государства. Полоцкое и Туровское княжества имели все атрибуты государственной власти — законодательной (вече), исполнительной (князья и дружина), судебной (князья и тиуны). Эти княжества можно считать первыми раннефеодальными государствами на территории Беларуси.

Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на существование в различных частях древнерусского государства особых культурных и политических традиций, Киевская Русь сыграла важную роль в собирании и объединении всех восточнославянских земель. В результате объединения различных общностей (кривичей, дреговичей, радимичей, полян, древлян, вятичей и других) сформировалась новая восточнославянская этническая общность — древнерусская (восточнославянская) народность. Славянский характер этноса был закреплён в самоназвании — “русь”, “русы”, “русские”. Поэтому древнерусскую народность следует считать важнейшим этапом в формировании трёх братских народов — белорусского, великорусского и украинского.

Таким образом, уже в ранней древности была сформулирована идея общерусского единства. Не подлежит сомнению и то, что идея белорусской государственности восходит к древнерусской государственности и имеет общерусские корни.

Дальнейшее усиление системы феодальных отношений, возникновение мощных местных феодальных центров, сепаратизм местных феодалов привели к ослаблению Киевской Руси.

В то же самое время в ХІІІ в. складываются предпосылки возникновения в Европе нового государственного образования — Великого княжества Литовского. ВКЛ представляло собой полиэтническое государство четырёх основных народов — белорусского, русского, украинского и литовского, где славяне составляли около 80 % населения страны.

Объединение всех земель Беларуси в одно государство обусловило укрепление этноорганизующих связей между разными территориальными частями населения, содействовало их консолидации и формированию белорусской народности. В результате социально-экономических, политических и этнических процессов, которые происходили в Беларуси в ХІV-ХVІ вв., сформировалась самостоятельная восточнославянская этносоциальная общность — белорусская народность с её основными этническими признаками: территорией, культурой, языком, особенностями хозяйственных связей, определённым уровнем самосознания. Именно в этот период отчётливо проявляется этническая самобытность белорусского народа — развивается родной язык, письменность, философская и социально-политическая мысль, правотворчество, складываются национальные обычаи и традиции, укрепляется приверженность населения православному вероисповеданию.

К ХVІ в. созрели условия для государственного объединения Великого княжества Литовского с Польшей. Первая группа причин этого объединения связана с внешнеполитическими обстоятельствами. Чтобы более успешно противостоять агрессии, Польша предложила ВКЛ объединиться в единое государство под эгидой Польши.

Более чем два века Беларусь находилась в составе Речи Посполитой. РП менее всего была заинтересована в развитии белорусов как самобытного народа. Она делала всё, чтобы стереть из памяти белорусского народа его этническую принадлежность. В условиях постоянно нараставшего польско-католического давления большинство белорусов осознало, что для своего самосохранения как этноса, для своего дальнейшего исторического развития они должны вернуться к своим общерусским корням, к истокам своей государственности. Ярким свидетельством этого является острая религиозно-национальная борьба, развернувшаяся на белорусских и украинских землях, которая не прекращалась вплоть до воссоединения белорусских и украинских земель с Российским государством.

В 1772, 1793 и 1795 гг. Австрией, Пруссией и Россией были осуществлены три раздела Речи Посполитой, которая в итоге вообще потеряла свою государственность. С конца ХVІІІ в. начинается новый этап белорусской истории, тесно связанный с историей Российского государства.

В целом включение восточнославянских земель в состав России имело для белорусского этноса спасительный характер. Прекратилось насильственное окатоличивание белорусского населения. За время нахождения в составе Российского государства белорусы смогли возродить свои национальные традиции, культуру, литературный язык. Именно в это время начинают складываться этнические, социально-экономические и политические предпосылки для становления национальной белорусской государственности.

Однако на протяжении почти 150 лет Беларусь стала ареной борьбы полонизаторской и русификаторской тенденций, не признавались белорусы самостоятельным этносом. Долгие годы изучение и развитие белорусской культуры оставалось делом немногочисленной группы энтузиастов.

Благодаря молодой белорусской интеллигенции, которая была ещё малочисленной и находилась в стадии своего становления, во второй половине ХІХ-начале ХХ в. набирают силу идеи национального Возрождения. Эти идеи были тесно связанны с идеями социальной справедливости, свободы, народовластия, близкими и понятными для всех славянских народов. Время от польского восстания 1863-1864 гг. до первой российской революции 1905-1907 гг. было этапом становления белорусской интеллигенции, усиления её этнического самосознания. В развитии национально-демократического течения в среде белорусской интеллигенции особое место занимает “нашенивский” период (1906-1915 гг.) — это время испытаний и потерь в процессе широкого обсуждения национального и социального вопросов. При этом идеи национального Возрождения вполне закономерно воплощались в русло культуры, в первую очередь необходимости защиты и дальнейшего развития белорусской национальной культуры, белорусского языка.

Начало ХХ в. в России ознаменовалось обострением политических, экономических, социальных и культурных противоречий, результатом которого стали три революции. Среди множества проблем, требовавших незамедлительного решения, далеко не последнее место занимал национальный вопрос. А для Беларуси особое значение стал приобретать вопрос о практическом создании её государственности.

Провозглашённая в марте 1918 г. Белорусская Народная Республика не была реальным государственным образованием. Это была скорее декларация о намерениях. БНР так и не смогла реализовать свои представительские и полномочные функции. Хотя республика и провозглашалась в этнических границах проживания белорусов, свою юриспруденцию на этой территории она не осуществляла.

Рада БНР и Народный секретариат пытались выступать как законодательная и исполнительная власть, но не обладали реальными властными полномочиями. У БНР не было армии, отсутствовала финансовая система, не сформировались органы власти на местах. Деятельность правительства БНР ограничивалась исполнением урезанных полномочий при германской оккупационной администрации и решением некоторых задач в культурно-образовательной сфере, в области местной промышленности и торговли.

Несмотря на это, провозглашение Белорусской Народной Республики было важным шагом в создании белорусской государственности, потому что привлекло внимание общественности, в том числе и в Советской России, к белорусским проблемам. БНР потерпела крах, но как альтернатива ей родилась белорусская государственность на советской основе.

1 января 1919 г. была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР). Этим актом был заложен прецедент создания политико-территориальной единицы с атрибутами белорусской государственности в рамках советского строя.

Именно БССР выполнила государственную, политическую и культурную роль объединения белорусской нации. Впервые были сформированы реально действовавший национальный аппарат государственной власти, государственная национальная система просвещения, образования и науки, профессионального искусства и культуры, массовая национальная пресса, созданы другие институты суверенного государства.

Серьёзным испытанием на мужество и стойкость нашего народа стала Великая Отечественная война. Белорусский народ оказал беспримерное в истории человечества сопротивление агрессору, в борьбе против немецко-фашистских захватчиков с решимостью отстоял свою независимость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *