Методы педагогической коррекции

Принципы и методы педагогической коррекции

1. Авторитаризм — источник отклоняющегося поведения

2. Гуманистическая основа воспитания

3. Общие методы коррекционной работы

4. Специальные методы педагогической коррекции

5. Отношения между учителем и учениками

Авторитаризм — источник отклоняющегося поведения

Авторитаризм — источник отклоняющегося поведения. Ребенок недисциплинирован и зол потому, что страдает. Мирное благополучие снисходительно, а раздражительная усталость агрессивна и мелочна.

Я. Корчак

Авторитарное воспитание (от лат. auctoritas— влияние, власть) — это воспитание, основанное на беспрекословном подчинении ученика. В истории педагогики оно имеет убедительное научное обоснование. Так, немецкий педагог И.Ф. Гербарт (1776—1841), выдвинув положение о том, что ребенку от рождения присуща «дикая резвость», требовал от воспитания строгости. Приемами воспитания он считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения. Для детей, нарушающих порядок, рекомендовал ввести в школе штрафные журналы. В значительной степени под его влиянием сложилась практика воспитания, которая включала целую систему запрещений и наказаний: детей оставляли без обеда, ставили в угол, помещали в карцер, записывали в штрафной журнал. Россия была в числе тех стран, которые весьма рьяно следовали заповедям авторитарного воспитания.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.-Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. В наши дни, получив хорошие результаты и приобретя многочисленных сторонников во всем мире, эта теория вылилась в мощное течение гуманистической педагогики.

Среди российских педагогов, активно выступивших за гуманизацию воспитания, были Л.Н. Толстой, К.М. Вентцель, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и многие другие. Благодаря их стараниям российская педагогика смягчила свой крутой норов и сделала значительные уступки в пользу детей. Но гуманистические преобразования пока не завершены, российская школа продолжает их наращивать.

Принципы коррекционной педагогики и методы педагогического исследования

Принцип (от лат. principium — основа, первоначало) — основоположение, руководящая идея, основное правило поведения, деятельности. (71). Так как специальная педагогика взаимосвязана с множеством различных наук — её первым (1) принципом является — принцип комплексности заимствования форм, методов, средств, инструментария смежных наук.

С целью изучения психофизических особенностей развития нетипичных детей и закономерностей их обучения и воспитания коррекционная педагогика использует систему методов научно-педагогических исследований. Особое значение имеют методы, направленные на изучение индивидуальных психофизических отклонений и особенностей различных категорий нетипичных детей, так как данное знание способствует повышению уровня образования в целом. Данное исследование проводится сначала в семье ребенка, затем — в школе на протяжении всех лет обучения, впоследствии — в условиях самостоятельной жизни.

Отсюда, второй(2) принцип — принцип коплексности изучения нетипичных людей, то есть сравнение данных, полученных учителями, воспитателями, психологами, врачами и т.д. Основная задача всех научных исследований в коррекционной педагогике — это разработка эффективных способов (методов) предупреждения и преодоления отклонений в развитии детей.

Остановимся кратко на методах педагогического исследования.

Метод (от греч. methodos — исследование) — прием, способ или образ действия (71). Методы исследования (по Бабанскому Ю.К.) представляют собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем. Философ Ф.Бэкон сравнивал метод с фонарем, который освещает путнику дорогу.

По источникам накопления информации методы исследования делятся на методы изучения теоретических источников и методы анализа реального педагогического процесса. К методам изучения процесса в естественных условиях относятся: методы наблюдения, беседы, анкетирования, интервьюирования, анализа документов и продуктов деятельности, анализа опыта работы педагогов и др. К методам изучения процесса в специально измененных условиях относятся методы педагогического эксперимента и опытной проверки выводов исследования в массовой школе.

По способу обработки и анализу данных исследования выделяют методы качественного анализа и методы количественной обработки результатов (статистическая и нестатистическая обработка).

Кратко охарактеризуем методы первой группы.

Метод наблюдения. Данный метод характеризуется непосредственным, в большинстве случаев — целеустремленным и систематическим, зрительным восприятием явлений и процессов в их цельности и динамике. Наблюдения могут быть стандартизированными (по определенной форме, плану) и нестандартизированными, выборочными и сплошными, включенными (совместная деятельность) и невключенными, прямыми и косвенными — инкогнито («исподтишка»).

Задачей наблюдения является накопление фактов и их научно-педагогический анализ. Результаты наблюдений дают педагогу основу для корректировки учебно-воспитательных воздействий, позволяют верно оценить сложившуюся педагогическую ситуацию, спроектировать дальнейшее изучение детей. Объективность выводов по данным наблюдений возрастает, если педагоги сопоставляют полученную ими информацию с данными коллег, используют специальные технические аудио-визуальные средства (например, видеозапись или наблюдение через, так называемое, «зеркало Гизелла»).

Недостатком наблюдений является их субъективность, так как каждый человек воспринимает явления по-своему, используя свой социокультурный и психо-эмоциональный капитал.

Метод беседы и интервью. Это вопросно-ответные методы устного опроса, сбора психолого-педагогических и социокультурных данных, при которых источником информации выступает вербальное сообщение людей.

Применение данных методов в научных исследованиях дает наибольшую эффективность в том случае, когда четко намечена цель предстоящей беседы или интервью, намечен круг основных и вспомогательных вопросов, которые позволяют выяснить сущность интересующих исследователя проблем. При продумывании вспомогательных вопросов необходимо учитывать возможные варианты беседы и предусматривать ход ее развития в случае позитивных или отрицательных ответов. Успешность беседы во многом зависит от умения педагога:

  • 1. Создавать в общении благоприятную морально- эмоциональную, психологическую атмосферу;
  • 2. Считывать и адекватно трактовать невербальные компоненты речи респондента;
  • 3. Выбрать удобные формы фиксации получаемой информации по ходу беседы и интервью (83).

Метод анкетирования. Один из методов письменного опроса, который служит получению информации о типичности тех или иных явлений. На результативность анкетирования влияют: подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление, дающих валидную (правдивую) информацию; постановка как прямых, так и косвенных вопросов (например: прямой вопрос: — Вы хотите быть учителем? и косвенный вопрос: — Вам нравится профессия учителя?); исключение подсказок в формулировках вопросов; предупреждение двойственного понимания смысла вопросов; предварительная проверка степени понимания вопросов анкеты на небольшом числе респондентов и внесение соответствующих корректировок в содержание анкеты. В роли респондентов (анкетируемых) могут выступать учащиеся, их родители, учителя, воспитатели и т.д.

Классификация вопросов:

  • 1. По содержанию: о событиях, фактах, мотивах, оценках, мнениях;
  • 2. По форме: прямые и косвенные;
  • 3. По структуре:

открытые — характер ответов, их форма, вид заранее не предусмотрены; закрытые — респондент самостоятельно выбирает один или несколько ответов из предложенных; полузакрытые — опрашиваемый выбирает один или несколько ответов, плюс ему дается возможность самостоятельно сформулировать ответ.

4. По функциям:

основные; «ловушки», предназначены выявить противоречие в ответах респондента. Например, «Вы бьете своего ребенка? — НЕТ. Через несколько вопросов: «Вы используете ремень как средство воспитания своего ребенка? — ДА; фильтрующие, которые часто подразумевают положительный ответ, раскрепощающий человека и сравнительно легки. Например, вопрос: «Нужно ли обучать человека?», или это может быть вопрос уточнения адреса, пола анкетируемого (83).

Метод рейтинга является ценным средством изучения педагогической деятельности. Это метод оценки тех или иных сторон учебно-воспитательной деятельности компетентными судьями (экспертами). К подбору экспертов предъявляются определенные требования: компетентность, аналитичность, конструктивность и креативность (способность решать творческие задачи), позитивное отношение к экспертизе, отсутствие склонности к конформизму, научная объективность, способность к продуктивной работе в команде, самокритичность.

Метод обобщения независимых характеристик. Суть метода в обработке информации, поступившей на ученика из разных источников: от родителей, врачей, социальных работников, воспитателей, психологов, учителей-дефектологов, логопедов и т.д., — в рамках деятельности ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум) коррекционного учреждения. Результатом работы ПМПК является разработка направлений индивидуальной программы развития (абилитации и реабилитации) ребенка.

Метод изучения продуктов деятельности детей включает анализ детских рисунков, сочинений и формуляров, школьных тетрадей и дневников, поделок и др.

Биографический метод. Сущность метода в исследовании субъективных (личностных) сторон жизни определенного человека, ребенка, на основе анализа его медицинских (медицинская карта) или других личных документов (дневников, писем, записок, сочинений, мемуаров). Ценность последних в том, что в них выражается личное видение человеком мира, мнение об особенностях его жизни, общественной ситуации, отношение к чему-либо или кому-либо.

Метод изучения документации образовательных учреждений. Осуществляется анализ общешкольных годовых планов работы, планов работы методических объединений, календарно — тематических планов учителей по преподаваемым предметам, индивдуальных программ, планов воспитательной работы, отчетов педагогов, классных журналов. Результаты анализа могут служить не только формированию адекватного представления о том, чем «дышит» учреждение, но и источником постановки научной проблемы.

Метод педагогического эксперимента (от лат. experimentum — проба, опыт). Эксперимент — это активная форма познания объективной действительности в науке, когда явления изучаются при помощи целесообразно выбранных (естественный) или искусственно созданных (лабораторный) контролируемых условий с целью установления закономерных связей между ними. Это комплексный метод научного исследования, который предполагает одновременное использование целого ряда других, более частных методов: беседы, интервью, анкетирования, диагностирующих контрольных работ, создания специальных учебно-воспитательных ситуаций. Педагогический эксперимент применяется для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез.

При лабораторном эксперименте создается специальная ситуация эксперимента, где вмешательство исследователя постоянно. Он, для большего подтверждения гипотезы или для ее изменения, может преобразовать ход эксперимента в нужном ему русле. В рамках естественного (полевого) эксперимента исследователь является пассивным наблюдателем и констатателем того, что он видит. Таким образом, подтверждение или опровержение гипотезы происходит без какого-либо вмешательства извне.

Недостатком лабораторного эксперимента является возможная значительная оторванность результатов исследования от реальной ситуации, от реальных закономерностей образовательного процесса. Во втором случае — эксперимент менее контролируем.

Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике

Светлана Самойлова
Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике

К нетрадиционным методам, применяемым в коррекционной и лечебной педагогике относятся фитотерапия, аромотерапия, музыкотерапия, хромо- и литотерапия. Понемногу коснемся каждого метода.

Хромотерапия –

наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна приписывалось мистическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств.

Наши далекие предки заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят, другие раздражают, угнетают. Ученые доказали, что изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие органы. Красный, стимулирующий цвет, тонизирует, синий успокаивает нервы, зеленый успокаивает, создает хорошее настроение, а желтый цвет – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия. Даже употребление фруктов и овощей нужного цвета, а также ношение одежды определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект.

Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Она имеет глубокие корни (еще в XI веке до нашей эры вавилоняне широко использовали в лечебных целях) и широко применяется в нашей стране и за рубежом. Применение лекарственных растений эффективно при различных речевых аномалиях, для восстановления умственной и физической работоспособности, профилактики нарушений мозгового кровообращения, расстройств памяти, нервозности, восстановления мышечного тонуса. «В невежестве нашем разумнее доверять природе нежели цивилизации» – писал известный всему миру австралийский врач — натуропат Поль Брэгг.

Фитотерапевты рекомендуют использовать настои различных трав для лечения различных форм дизартрий, неврозоподобного заикания, но необходимо помнить, что все рецепты в каждом конкретном случае необходимо согласовывать с врачом. Возможно, что какое-то лекарственное растение противопоказано из-за сопутствующего заболевания. Или же бывают заболевания, при которых жизненно необходимы медикаменты, а фитотерапия – лишь подспорье. Продуманное использование фитотерапии с учетом многовекового опыта народа, индивидуальных компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности, структуры речевого дефекта, его этиологии и патогенеза дает возможность создать благоприятную почву для работы по коррекции речевых нарушений.

Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Физиолог Д. И. Шатенштейн еще в 1939г. впервые научно обосновал и экспериментально доказал, что некоторые обонятельные раздражители влияют на многие функции и особенно на работоспособность. Так, например, число ошибок у программистов и машинисток снижается: при вдыхании запаха лаванды — на 20%, жасмина – на 30%, лимона – на 54%. Ароматы лаванды и розмарина действуют успокаивающе и устраняют состояние стресса. Запахи лимона и эвкалипта возбуждают нервную систему и повышают работоспособность.

Английский врач Р. Бах создал в 1930-х гг. целую серию лечебных цветочных эссенций, которые оказывают воздействие на центральную нервную систему.

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека знали еще в Древней Греции и в других странах. Врачуют и естественные звуки (плеск воды, шум дождя) и искусственно созданные, упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение. В конце прошлого века И. Р. Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление. Раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект. Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Ученые заметили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Ученые заметили, что музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие. Музыка может умиротворять, расслаблять и тонизировать, может усыплять, создавать напряжение, вызывать агрессивность. Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами музыкальных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы, подавляя ее, увеличивая количество адреналина в крови.

Антистрессовое воздействие оказывает музыка Баха, Моцарта, Бетховена, музыка датского композитора и музыка Франсиса Гойи успокаивающе действуют на нервную систему. Наукой установлено, что бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным фоном.

В последнее время музыкотерапию выделяют как самостоятельное направление в коррекционной педагогике. Наиболее важными для детей-логопатов являются: лечение двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушения координации движений, коррекция недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку, сочетание музыки и изодеятельности.

Литотерапия (лечение минералами) и гемматерапия (лечение драгоценными камнями) также применяются в коррекционной и лечебной педагогике. Многие ученые подтверждают мысль о том, что окружающая нас «неживая» природа в действительности живет, развивается, изменяется по определенным законам.

Установлено, что почти все представители мира минералов в той или иной степени обладают биологически активными действиями. Поистине волшебную роль играют во многих процессах восстановления соединения кремния. Он участвует в процессе свертывания крови, влияет на состояние ногтей и волос. Его дефицит вызывает рахит, заболевания лимфатической системы, атеросклероз, туберкулез, диабет, камнеобразование, рожистые воспаления кожи и другие виды дерматитов.

Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50 минералов. Разработана методология и создана отечественная диагностическая аппаратура, позволяющая осуществлять индивидуальный подбор соответствующих минералов и металлов для коррекции функционального состояния человека. Подбирать индивидуально желательно не только ювелирные украшения, но и пломбировочный материал, браслеты для часов, оправы для очков, так как в ряде случаев они могут быть причиной развития патологии, угнетая или стимулируя определенные функции в организме. Литотерапия обладает особыми свойствами, расшифровка которых может принести огромную пользу в диагностике и лечении многих заболеваний.

Примеры воздействия минералов на человека:

Александрит – успокаивает при перевозбуждении, способствует созданию радостного настроения.

Аметист – снимает головные боли, помогает при ожогах, бессоннице, снимает стресс, способствует укреплению нервной системы, увеличивает активность правого полушария головного мозга.

Кошачий глаз – способствует излечению паралича, бессонницы, повышает волю, способствует концентрации внимания, уменьшает склонность к упрямству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *