Синтетическая теория лидерства

Синтетическая теория лидерства

Основные представители синтетической теории

Синтетическая теория лидерства является своего рода компромиссом различных теорий лидерства. Она является наиболее популярной в советской социальной психологии. Согласно данной теории, лидерство является основным процессом, направленным на организацию межличностных отношений в группе. Лидер же здесь является основным субъектом управления данным процессом.

Замечание 1

Следуя данной теории, начинать исследовать лидерство необходимо с поставленных целей и задач группы. При этом необходимо брать во внимание структуру личности лидера. Но, важно отметить, что основное отличие лидера от других членов группы проявляется не в том, что у него присутствуют определенные черты, а в наличии наиболее высокого уровня оказания влияния.

Помимо этого, согласно данной теории, лидерство является своего рода процессом, который появляется из определенного количества факторов среды, к которым относятся культурные и групповые.

Основными представителями данной теории лидерства являются:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Б. Басс,
  • Ф. Фидлер,
  • E. Холландер,
  • Дж. Джулиан.

По мнению Баса, необходимо исследовать три основных показателя:

  • Цели группы;
  • Личность самого лидера;
  • Факторы, которые определяют изменения в групповом поведении.

Холландер и Джулиан считают что лидерство решает общую задачу. Отношения влияния содержат в себе в первую очередь отношения лидера и последователей.

Фидлер представляет совершенно новые идеи. По его мнению, эффективность групповой работы напрямую зависит от следующих показателей:

  • Структурированности задачи;
  • Взаимоотношения членов группы;
  • Силы позиции лидера.

Особенности синтетической теории лидерства

Замечание 2

Основной особенностью синтетической теории лидерства является попытка преодолеть ограниченность, которая существует при изучении различных подходов и найти компромиссный вариант.

Согласно данной теории, различные представления о лидерстве как о едином явлении необходимо основываться на анализе совокупности показателей, которые оказывают различное влияние на характер и содержание, в том числе:

  • Исследование личности лидера, его появления, процесса социализации и метода выдвижения;
  • Анализ окружения лидера;
  • Исследование отношений, возникающих между лидером и его сторонниками;
  • Анализ результатов взаимодействия лидера и его приверженцев в самых различных ситуациях.

В отличие от представителей»теории черт», представители синтетической теории лидерства» акцентируют свое внимание на общем характере исследования лидерства, а также на изучении взаимосвязи главных компонентов процесса организации межличностных отношений:

  • Лидеров;
  • Его последователей;
  • Ситуаций, в условиях которых происходит осуществление лидерства.

Важно отметить, что лидер наделен различными атрибутами подлинно личностного авторитета и в основном является одновременно так сказать социометрической «звездой».

Другая особенность данной теории состоит в том, что, что люди, которые отличаются по своим личностным качествам, могут довольно успешно исполнять функции лидера, поскольку чем выше по своему социально-психологическому формированию группа, тем более нелегкий набор нравственно оправданных личностных характеристик понадобится для того, чтобы описать лидера.

Теории лидерства: харизматическая, ситуационная, синтетическая.

Харизматическая теория лидерства (теория черт) Говорит о том. что некоторые люди рождаются лидерами, а научить человека быть лидером нельзя. Подход с позиции личных качеств , именуется также теорией «великих людей», доминировал в 40-х годах 20 века и исходил из представлений, согласно которым все успешные руководители обладают универсальным «набором» личностных ( умственных, физических, моральных) качеств, отличающих их от других людей. О.Тид, связывал лидерство со способностью оказывать влияние на людей для достижения определенной цели. Лишь немногие из людей призваны быть лидерами, и большинство их них стремится к тому, чтобы ими руководили.

Модель А. Залежника В статье «Менеджеры и лидеры: существуют ли отличия?» — Эти люди различаются относительно личностных характеристик, отношения к целям и самооценкой. Отличия:

1) культура менеджмента (руководства) ставит во главу угла рациональность и контроль. У многих менеджеров нет ни подлинно сильного характера, ни способности к рефлексии, а лидеру не обойтись без этих черт.

2.) Отношение к задачам. Менеджеры склонны относиться к своим задачам бесстрастно, он пытается обеспечить гладкое протекание этого процесса. Лидер наоборот пытаются вовлечь как можно больше ресурсов в том числе и людских. Менеджер- руководитель, его девиз «делай, что приказано». Девиз лидера :»делай как я»

3) Взаимоотношения с окружающими. Менеджеры заботятся, кем будет выполнена работа, а лидеры – что значат те или иные события для их участников.

Менеджеры с точки зрения Залезника- реактивны (реагируют на среду) а лидеры- активны( человек сам ставит цель и её достигает)

Ситуационная теория лидерства В этой теории лидерства в различных конкретных ситуациях в жизни группы лидером становится тот человек, качества которого наиболее соответствуют моменту.

Херси и Бланшар — «теорией жизненного цикла». Согласно этой теории, эффективность стиля лидерства зависит от теории «зрелости» исполнителей. При этом под зрелостью отдельных лиц и групп подразумевается способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели, а также образ-ие и опыт в отношении конкр. задачи, которую необходимо выполнить. Важно иметь в виду два типа зрелости – производственную (знания) и психологическую (самомотивация)

4 стиля руководства, кот. соответствуют конкретному уровню зрелости исполнителей: давать указания, «продавать», участвовать, делегировать.

Синтетическая теория лидерства Синтез – форма познания, объединяющая некие однородные или разнородные элементы воедино. Согласно теории воедино были объединены 3 переменные: лидер, ситуация, группа.

1)Лидер воздействует на группу и группа на лидера.2)Вторая переменная: Лидер воздействует на ситуацию и ситуация на лидера. 3)Третья переменная: Группа воздействует на ситуацию и ситуация на группу.

Синтетическая теория в связи с комплексностью и системностью более применима и устойчива. Важным условием является комплекс условий, учитывая которые разрабатываются ситуационные комбинации.

ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ

Зоны межэтнической напряженности в России. Причины напряжённости.

Северный Кавказ: фоновая напряженность и латентная конфликтность в Дагестане, сецессионный конфликт в Чеченской республике, осетино-ингушский конфликт, конфликт в Карачаево-Черкессии, проблема интеграции адыгов.

Наиболее сложной зоной, где происходили и по сей день продолжаются военные действия, является Северный Кавказ. Особенностью этого региона является чрезвычайно сложное социально-экономическое положение. Можно выделить следующие причины конфликтности:

Большое число беженцевв Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии приводит к росту безработицы, социальной напряженности, преступности.

Социальные противоречияв северокавказских республиках ощущаются с 70-х годов. К 1989 г. в Северной Осетии доля специалистов с высшим образованием среди осетин и русских практически сравнялась (см. причины конфликтов). Подготовленные специалисты далеко не всегда могли найти себе работу по специальности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *