Многотабличная база данных в access

Многотабличные базы данных

Особенности многотабличных баз данных

Довольно часто случается ситуация, при которой хранить целиком базу данных в одной таблице очень не удобно и не практично. В таблице может содержаться большое количество полей, что является неудобным для пользователя. При этом записи во многих полях могут повторяться, что приводит к увеличению информационного объема БД и замедлению процедуры ее обработки. При хранении в БД слишком большого количества данных и при наличии в таблице большого количества полей ее требуется нормализовать. Как правило, в процессе нормализации образуется многотабличная БД.

БД считается нормализованной в случае выполнения следующих условий:

  • каждая таблица должна иметь главный ключ;
  • все поля каждой таблицы целиком зависят только от главного ключа;
  • в таблице должны отсутствовать группы повторяющихся значений.

По завершению создания таблиц с данными, которые относятся к различным аспектам БД, требуется обеспечить целостность самой базы данных. Для этого нужно связать таблицы между собой.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Различают связи нескольких типов:

  • один-к-одному, когда каждой записи в 1 таблице соответствует лишь 1 запись в другой таблице;
  • один-ко-многим, когда каждой записи главной таблицы соответствуют несколько записей подчиненной таблицы;
  • многие-ко-многим, когда 1 записи первой таблицы соответствуют несколько записей второй таблицы и, наоборот.

Связанные между собой таблицы являются единой базой данных, в которой возможно создание новых таблиц, а также запросов и отчетов. Заполнять базу данных можно с помощью формы. Рассмотрим это на примере. Допустим в табличной базе данных «Комплектующие компьютера и поставщики» содержится информация о различных комплектующих, кроме того, она имеет поля Счетчик, Наименование, Описание, Название фирмы, Адрес, Цена (в рублях) — табл. 1.

Как видно, половина объема таблицы занята избыточной, дублированной информацией.

Разберемся с причиной дублирования. У комплектующих компьютера имеется 2 неотъемлемых свойства: наименование и описание. В свою очередь, название фирмы, ее адрес и цена компьютера не будут являться свойствами комплектующих, это свойства поставщика.

Правильнее будет разбить искомую таблицу на 2: Комплектующие (табл. 2) и Поставщики (табл. 3). При этом каждая таблица должна иметь хотя бы 1 ключевое поле, значение которого является уникальным для каждой записи данной таблицы. В таблицу Комплектующие вводим поле Код комплектующих, которое будет ключевым.

В таблицу Поставщики вводим дополнительное поле Код поставщика, которое станет ключевым для данной таблицы.

Эти 2 таблицы, которые находятся в отношении многие-ко-многим, связываются друг с другом только с помощью третьей таблицы. Таблицы Комплектующие и Поставщики связываются отношением многие-ко-многим, используя создание 2 связей один-ко-многим относительно к таблице Цена.

Таблицы Комплектующие и Поставщики станут главными относительно таблицы Цена. Связью между таблицами установятся отношения между идентичными значениями в полях, имеющих одинаковые имена. С ключевым полем главной таблицы (первичный ключ) будет связано поле с таким же именем подчиненной таблицы (внешний ключ).

Главная таблица Комплектующие содержит поле Код комплектующих, являющееся первичным ключом, соответственно в подчиненной таблице Цена будет иметься поле с таким же именем, которое будет являться внешним ключом. Таблица Поставщики будет являться главной относительно таблицы Цена. Ее поле Код поставщика — первичный ключ, соответственно в подчиненной таблице Цена будет присутствовать поле с таким же именем, являющееся внешним ключом.

Отсюда следует, что таблица Цена будет содержать поля (табл. 4):

  • Счетчик, являющееся ключевым;
  • Код комплектующих, являющееся внешним ключом для таблицы Комплектующие;
  • Код поставщика, являющееся внешним ключом для таблицы Поставщики;
  • Цена, являющееся числовым.

Замечание 1

Если в начале заполним таблицу поставщиков, то для заполнения других данных можно будет составить форму согласно первоначальной таблице 1, в этом случае поставщиков можно будет выбрать из списка. Подобное заполнение данных потребует намного меньших затрат сил и времени.

Создание многотабличной формы

Многотабличную форму создают на основе нескольких взаи-мосвязанных таблиц. Она может состоять из 1 формы или из основной и 1 или нескольких подчиненных форм. Подчиненная форма может строиться как на основе подчиненной, так и главной таблиц.

Многотабличную форму можно создать в режиме Конструктора или при помощи Мастера форм. Однако в Access, как правило, используется изначальное создание форм при помощи мастера, и затем они могут дорабатываться в режиме Конструктора. В ходе создания многотабличной формы в Мастере форм приложением Access создается для нее базовая инструкция SQL, содержащая сведения об используемых таблицах и полях.

Перечислим способы, создающие многотабличные формы при помо-щи Мастера:

  1. Явное включение подчиненной формы, при котором подчиненная форма будет строиться на основе подчиненной таблицы относительно таблицы, на основе которой построена основная часть формы.
  2. Вызов связанной формы по кнопке. Созданные при помощи Мастера связанные подчиненные формы не обязательно должны включаться непосредственно в основную форму, их можно вызывать по необходимости нажатием на включенную в нее кнопку. В этом случае открывающееся содержимое связанной формы будет синхронизироваться с текущей записью формы. Данный способ построения является удобным для сложных многотабличных форм, которые перегружены большим числом элементов управления, а также для пользователя, которому не нужно постоянно видеть связанные данные.
  3. Без использования подчиненных и связанных форм. Подобную многотабличную форму создают при необходимости отображения записей подчиненной таблицы, которые дополнены полями из одной или не-скольких главных таблиц. В данном случае источником данных, выводящихся в форму, будет являться запись подчиненной таблицы. При этом форма отобразит поля из записи подчиненной таблицы и поля из единственной связанной с ней записи главной таблицы.
  4. На основе запроса. Для запроса, имеющего уже созданные записи в результате объединения полей связанных записей главной и каждой из подчиненной таблиц, мастер будет строить форму таким же образом, как в случае с заданными исходными таблицами. Благодаря чему будет создана форма, которая обеспечивает однократное отображение данных, поскольку она базируется на исходных нормализованных таблицах.

Полученную при помощи мастера составную форму при необхо-димости можно отредактировать, в том числе дополнить другими включаемыми формами.

Выбор таблиц и полей необходимо производить в следующем порядке:

  1. В окне БД будет выбирается закладка Форма и нажимается клавиша Создать.
  2. В окне Новая форма будет выбираться режим создания Мастер форм, а источником данных основной части формы выбирается таблица или запрос из списка.
  3. В первом диалоговом окне Создание форм последовательно выбираются таблицы, а в них поля, которые будут включаться в форму, после этого требуется нажать кнопку Далее.
  4. Во втором диалоговом окне Создание форм будет выбираться вариант создания многотабличной формы, для этого в рамке необходимо выбрать вид представления данных — выделить таблицу, являющуюся источником основной части формы.

Когда таблица (источник основной части формы) станет главной по отношению к другой таблице формы, то в окне Создание форм выберется 1 из 2 возможных типов подключения подчиненных форм:

  • при непосредственном включении — Подчиненные формы;
  • при включении кнопки, которая вызывает связанную форму, Связанные формы.

Затем выбирается вид подчиненной или связанной формы: Ленточный или Табличный. В диалоговом окне Создание форм будет выбран стиль оформления, определяющий внешний вид надписей и значений полей в форме. В последнем диалоговом окне Создание форм будет завершено создание формы Мастером, т.е. можно будет редактировать заголовки форм и выбирать дальнейшие действия: Открытие формы для просмотра или ввода данных либо Изменение макета формы.

MS Access. Лабораторная работа. Создание многотабличной базы данных. (Учитель информатики Дряева М.Г.)

Лабораторная работа

Организация работы с данными в СУБД MS Access

Проектирование и нормализация БД

Цель работы: освоение основных приёмов работы с базой данных в среде СУБД MS Access:

  • нормализация БД;

  • создание многотабличной БД;

  • создание структуры БД в режиме «Конструктор» или в режиме «Мастер»;

  • создание БД, ввод и редактирование данных;

  • самостоятельное определение ключевого поля таблицы;

  • установка связей между таблицами;

  • поиск данных с помощью Запросов;

  • создание подчиненной Формы.

Ход выполнения работы:

Спроектировать БД «Поликлиника», в которой будут храниться сведения о посещении пациентами врачей-терапевтов районной поликлиники.

Выполнив проектирование БД «интуитивным» методом мы получим следующую таблицу:

БД «Поликлиника»

Полученная БД обладает рядом недостатков. Например, очевидна некоторая избыточность информации (повторение даты рождения одного и того же человека; повторение фамилии врача одного и того же участка). Для избавления от недостатков БД должна быть нормализованной. Обычно в результате нормализации получается многотабличная БД.

В результате нормализации данной БД получим БД, состоящую из трёх таблиц.

  1. Загрузите СУБД Access.

  2. Создайте три таблицы: Таблица – Посещения, Таблица –Пациент и Таблица – Врач. Структуру каждой таблицы задайте самостоятельно, определив типы данных. Следует определить главные ключи таблиц:

  • для Таблицы –Пациент – главный ключ Фамилия пациента.

  • для Таблицы – Врач– главный ключ Номер участка

  • для Таблицы – Посещения придётся создавать составной главный ключ: Фамилия пациента + Дата посещения (т.к. один пациент может посещать врача несколько раз)

Для определения ключевого поля необходимо выделить в режиме конструктора строку, определяющую это поле, вызвать контекстное меню (правой клавишей мыши) и выбрать команду Ключевое поле или выполнить команду Правка — Ключевое поле, а если мы создаём составной главный ключ, то соответственно, выделить оба поля одновременно.

  1. Для успешной работы с многотабличными базами данных обычно требуется установить между ними связи. При установке связей обычно пользуются терминами базовая таблица и подчиненная таблица. Связь создаётся парой полей, одно из которых находится в базовой таблице, а другое – в подчиненной.

Свяжем между собой таблицы БД «Поликлиника». В качестве базовой таблицы возьмём таблицу «Пациент». С таблицей «Посещения» свяжем её через поле Фамилия пациента, а с таблицей «Врач» — через поле Номер участка.

  1. При формировании запросов к многотабличным базам данных нужно указывать, к какой таблице относится то или иное поле. Обычно название таблицы отделяется от названия поля точкой. Конечно, формирование запросов с использованием полей из различных БД имеет смысл только в том случае, если между таблицами установлены связи.

Какие сведения о посещении пациентами поликлиники будут выведены на экран, если в запросе к БД «Поликлиника» указано следующее условие поиска:

все пациенты первого участка, посетившие поликлинику во второй половине 2004 года (после 1 июля)

Очевидно, что для получения ответа на этот запрос потребуется информация из двух таблиц – «Посещения» и «Пациент».

  1. Попробуйте создать подчинённую Форму «Врач», содержащую сведения: Фамилия пациента и Номер участка (из таблицы «Пациент») и Фамилию врача (из таблицы «Врач»).

БД «Поликлиника»

1.3 Создание многотабличной базы данных в субд Access

1.3.1 Определение ключевых полей

При создании многотабличной базы данных важно правильно разбить данные на таблицы, определить связи между ними и определить ключевые поля.

Создавая таблицы с помощью Конструктора, MS Access может автоматически создать первичный ключ, поставив перед первым указанным в структуре полем поле Код и задав для него тип данных Счетчик. Это происходит, если в создаваемой таблице не были определены ключи. В этом случае при сохранении структуры таблицы MS Access напоминает об отсутствии ключевых полей и предлагает их автоматическое создание. Созданные таким образом ключевые поля далеко не всегда удачно вписываются в общую схему базы данных. В большинстве случаев ключи должен определять сам разработчик заранее, до сохранения структуры таблицы. В отношениях «один-ко-многим» таблица со стороны «много» вообще может не иметь ключевых полей. В этом случае от их автоматического создания всегда следует отказываться.

Для того, чтобы определить какое-либо поле таблицы ключевым, нужно в режиме Конструктора таблиц установить курсор в строке с именем этого поля и нажать на кнопку Определить ключ на панели инструментов или ввести командуПравка/Ключевое поле. После этого в строке рядом с именем этого поля появится изображение ключа.

1.3.2 Определение связи между таблицами

После определения структуры таблиц многотабличной базы данных нужно указать способ, которым эти таблицы связаны.

Для определения связей нужно перейти в окно базы данных и выполнить команду Сервис/Схема данных или на панели инструментов нажать кнопку Схема данных . После этого откроется окноСхема данных и окно Добавление таблицы. В окне Добавление таблицы нужно выделить имена таблиц, добавляемых в схему данных, и нажать на кнопку Добавить. После этого данное окно можно закрыть.

В окне Схема данных появятся имена всех указанных таблиц вместе со списками полей. Имена общих полей выделены полужирным шрифтом. Нужно выделить ключевое поле в списке полей таблицы со стороны “один”, нажать кнопку мыши, перетащить ее курсор на аналогичное поле в списке полей связываемой таблицы, после чего кнопку мыши отпустить. В результате появится диалоговое окно Связи (рисунок 3).

В этом окне в первой строке будет выведено имя поля, по которому связывались таблицы. Чтобы в связанных таблицах не нарушалась целостность данных, нужно щелкнуть по флажку Обеспечение целостности данных. После этого станет невозможна запись в неключевую таблицу такого значения общего поля, которого нет в таблице ключевой.

После установления целостности данных Access включает две дополнительные опции: Каскадное обновление связанных полей и Каскадное удаление связанных записей.

Рисунок 3 Диалоговое окно Связи

Если выбрать первую опцию, то при изменении какого-либо значения ключевого поля в ключевой таблице автоматически обновляются значения этого поля для соответствующих записей во всех связанных таблицах. Например, если у одного из студентов изменился номер зачетки в таблице Студенты, то он автоматически должен поменяться и в таблице Экзамены.

Выбор второй опции при удалении одной из записей в ключевой таблице приведет к удалению тех записей в таблице со стороны «много», которые имеют такое же значение ключа. Например, если из таблицы Студенты удалить запись об одном из студентов, то записи о результатах сданных им экзаменов будут удалены автоматически.

Для завершения процесса создания связей, нужно щелкнуть по кнопке Создать. Между таблицами в окне Схема данных будет нарисована линия, указывающая на наличие связи между ними. На конце линии у таблицы со стороны «один» будет цифра 1, а на другом конце, у таблицы со стороны «много» – символ бесконечности. После закрытия этого окна все установленные связи будут сохранены.

Уроки 57 — 58§34. Многотабличные базы данных

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 9 классы | Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, углубленный уровень) | §34. Многотабличные базы данных

Почему бы не собрать всё в одной таблице?

Создание многотабличной базы данных

Запросы

Выводы

Вопросы и задания

Практическая работа № 33 «Многотабличная база данных»

Практическая работа № 34 «Запросы в многотабличной базе данных»

Почему бы не собрать всё в одной таблице?

Ключевые слова:

• многотабличная БД • связь между таблицами • внешний ключ

До этого момента мы изучали простейшую базу данных, в которой всё данные сведены в одну таблицу, и поэтому искать информацию достаточно просто. Однако у такой модели есть и недостатки:
• дублирование данных: например, в базе данных школьной библиотеки будет много раз храниться фамилия автора «Пушкин»;
• при изменении каких-то данных (например, адреса фирмы), возможно, придётся изменять много записей;
• нет защиты от ошибок ввода (опечаток).

Однотабличная база данных — это аналог картотеки, в которой все карточки имеют одинаковую структуру. В то же время обычно в одной базе нужно хранить данные, относящиеся к объектам разных типов, которые связаны между собой. Поэтому возникает вопрос: какую модель лучше использовать для описания и хранения этих данных?

Посмотрим, как можно организовать базу данных, в которой хранятся данные об альбомах музыкальных групп. Вот что получается, если свести все данные в одну таблицу (рис. 6.16).

Рис. 6.16

В данном случае в качестве первичного ключа можно выбрать пару свойств Альбом + Группа, но работать с таким составным ключом неудобно, поэтому мы ввели суррогатный ключ — дополнительное числовое поле Код альбома, оно обозначено знаком .

Определите типы данных и ограничения для всех полей таблицы на рис. 6.16.

Сразу видим, что в этой таблице есть дублирование — название группы (символьная строка) повторяется для каждого альбома этой группы. Причина в том, что в таблице на самом деле есть сведения не только об альбомах, но и о группах — объектах совершенно другого класса. Поэтому для хранения всей информации о группах нужно сделать отдельную таблицу (рис. 6.17).

Рис. 6.17

Здесь первичным ключом может быть название группы (символьная строка), но для ускорения работы введён суррогатный ключ — Код группы (целое число). В эту таблицу можно добавить другие данные о группе.

Предложите новые поля, которые можно добавить в таблицу Группы.

В таблице Альбомы теперь будет храниться не название группы, а её код (рис. 6.18).

Рис. 6.18

Таким образом, база данных состоит из двух таблиц, каждая из которых хранит сведения об объектах одного класса (первая — о группах, вторая — об альбомах). Такая структура понятна человеку и облегчает работу с многотабличными базами.

Рис. 6.19

На этом рисунке перечислены поля каждой из таблиц и показана их связь: код группы в таблице Альбомы должен совпадать с кодом одной из групп в таблице Группы.

Каждый альбом связан только с одной группой, поэтому связь между таблицами Группы и Альбомы — это связь типа «один ко многим» (она кратко обозначается как 1:n или 1-∞). Это значит, что одна запись в таблице Группы может быть связана со многими записями в таблице Альбомы, но не наоборот.

Внешний ключ — это неключевое поле таблицы, связанное с первичным ключом другой таблицы.

Таким образом, Код группы — это внешний ключ в таблице Альбомы.

Используя дополнительные источники, выясните, как называется внешний ключ таблицы в англоязычной литературе.

Итак, мы получили две связанные таблицы вместо одной. При этом:
• устранено дублирование данных (повторно хранятся только числовые коды);
• все изменения нужно выполнять только в одном месте;
• есть некоторая защита от ошибок при вводе данных — можно сделать так, что при заполнении таблицы Альбомы название группы выбирается из уже готового списка групп.

Однако кое-что ухудшилось из-за того, что данные разбросаны по разным таблицам:
• базами данных, в которых более 40—50 таблиц, сложно управлять из-за того, что разработчику трудно воспринимать информацию в таком «раздробленном» виде;
• при поиске приходится «собирать» нужные данные из нескольких таблиц.

Рассматриваемые базы данных основаны на реляционной модели данных. Это название связано с тем, что для работы с ними применяется специальный математический аппарат — реляционная алгебра, разработанная в 70-х годах XX века. Более подробно с реляционными базами данных вы познакомитесь в старшей школе.

Используя дополнительные источники, выясните, от какого слова произошло слово «реляционный» и что оно означает. Какой учёный разработал реляционную алгебру?

Следующая страница Создание многотабличной базы данных

Cкачать материалы урока

Создание многотабличной базы данных

⇐ ПредыдущаяСтр 52 из 77

В СУБД ACCESS можно обрабатывать данные различных таблиц базы данных. Для этого необходимо при формировании каждой из таблиц БД установить ключ (определить ключевое поле), а затем создать связи между таблицами.

ACCESS создает индекс для ключевого поля таблицы и использует его для поиска записей и объединения таблиц в запросе. Ключевое поле не может содержать пустых и повторяющихся значений.Таблицу, в которой не определен ключ,нельзя использовать при установке связей, кроме того, поиск и сортировка в такой таблице выполняются медленнее.

Задание

1. Пополнить базу данных SESS еще двумя таблицами СЕССИЯ и СТИПЕНДИЯ

2. Создать структуры таблиц СЕССИЯ и СТИПЕНДИЯ.

3. Заполнить данными таблицы СЕССИЯ и СТИПЕНДИЯ

4. В ранее созданной таблице СТУДЕНТ установить ключевое поле.

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ

• Открыть ранее созданную БД SESS;

• Вывести таблицу студент в режиме конструктора;

• Определить ключ таблицы СТУДЕНТ. Для этого необходимо в окне конструктора таблиц выделить поле «Номер» и нажать кнопку панели инструментов «Ключевое поле», в результате чего в разделителе строк появляется маленькое изображение ключа.

• Создать структуры таблиц СЕССИЯ и СТИПЕНДИЯ в соответствии с рисунками.

Структура таблицы сессия

Признак ключа Имя поля Тип данных Размер (формат)
Ключ Номер Текстовый
Оценка 1 Числовой Целое
Оценка 2 Числовой Целое
Оценка З Числовой Целое
Оценка 4 Числовой Целое
Результат Текстовый

Структура таблицы стипендия

Признак ключа Имя поля Тип данных Размер (формат) поля
Ключ Результат Текстовый
Процент Денежный Процентный

В современном мире нужны инструменты, которые бы позволяли хранить, систематизировать и обрабатывать большие объемы информации, с которыми сложно работать в Excel или Word.

Подобные хранилища используются для разработки информационных сайтов, интернет-магазинов и бухгалтерских дополнений. Основными средствами, реализующими данный подход, являются MS SQL и MySQL.

Продукт от Microsoft Office представляет собой упрощенную версию в функциональном плане и более понятную для неопытных пользователей. Давайте рассмотрим пошагово создание базы данных в Access 2007.

Описание MS Access

Microsoft Access 2007 – это система управления базами данных (СУБД), реализующая полноценный графический интерфейс пользователя, принцип создания сущностей и связей между ними, а также структурный язык запросов SQL. Единственный минус этой СУБД – невозможность работать в промышленных масштабах. Она не предназначена для хранения огромных объемов данных. Поэтому MS Access 2007 используется для небольших проектов и в личных некоммерческих целях.

Но прежде чем показывать пошагово создание БД, нужно ознакомиться с базовыми понятиями из теории баз данных.

Определения основных понятий

Без базовых знаний об элементах управления и объектах, использующихся при создании и конфигурации БД, нельзя успешно понять принцип и особенности настройки предметной области. Поэтому сейчас я постараюсь простым языком объяснить суть всех важных элементов. Итак, начнем:

  1. Предметная область – множество созданных таблиц в базе данных, которые связаны между собой с помощью первичных и вторичных ключей.
  2. Сущность – отдельная таблица базы данных.
  3. Атрибут – заголовок отдельного столбца в таблице.
  4. Кортеж – это строка, принимающая значение всех атрибутов.
  5. Первичный ключ – это уникальное значение (id), которое присваивается каждому кортежу.
  6. Вторичный ключ таблицы «Б» – это уникальное значение таблицы «А», использующееся в таблице «Б».
  7. SQL запрос – это специальное выражение, выполняющее определенное действие с базой данных: добавление, редактирование, удаление полей, создание выборок.

Теперь, когда в общих чертах есть представление о том, с чем мы будем работать, можно приступить к созданию БД.

Создание БД

Для наглядности всей теории создадим тренировочную базу данных «Студенты-Экзамены», которая будет содержать 2 таблицы: «Студенты» и «Экзамены». Главным ключом будет поле «Номер зачетки», т.к. данный параметр является уникальным для каждого студента. Остальные поля предназначены для более полной информации об учащихся.

Итак, выполните следующее:

  1. Запустите MS Access 2007.
  2. Нажмите на кнопку «Новая база данных».
  3. В появившемся окне введите название БД и выберите «Создать».

Все, теперь осталось только создать, заполнить и связать таблицы. Переходите к следующему пункту.

Создание и заполнение таблиц

После успешного создания БД на экране появится пустая таблица. Для формирования ее структуры и заполнения выполните следующее:

  1. Нажмите ПКМ по вкладке «Таблица1» и выберите «Конструктор».
  2. Теперь начинайте заполнять названия полей и соответствующий им тип данных, который будет использоваться.
    Внимание! Первым полем принято устанавливать уникальное значение (первичный ключ). Для него предпочтительно числовое значение.
  1. После создания необходимых атрибутов сохраните таблицу и введите ее название.
  2. Снова нажмите ПКМ по вкладке с уже новым название и выберите «Режим таблицы».
  3. Заполните таблицу необходимыми значениями.

Совет! Для тонкой настройки формата данных перейдите на ленте во вкладку «Режим таблицы» и обратите внимание на блок «Форматирование и тип данных». Там можно кастомизировать формат отображаемых данных.

Создание и редактирование схем данных

Перед тем, как приступить к связыванию двух сущностей, по аналогии с предыдущим пунктом нужно создать и заполнить таблицу «Экзамены». Она имеет следующие атрибуты: «Номер зачетки», «Экзамен1», «Экзамен2», «Экзамен3».

Для выполнения запросов нужно связать наши таблицы. Иными словами, это некая зависимость, которая реализуется с помощью ключевых полей. Для этого нужно:

  1. Перейти во вкладку «Работа с базами данных».
  2. Нажать на кнопку «Схема данных».
  3. Если схема не была создана автоматически, нужно нажать ПКМ на пустой области и выбрать «Добавить таблицы».
  4. Выберите каждую из сущностей, поочередно нажимая кнопку «Добавить».
  5. Нажмите кнопку «ОК».

Конструктор должен автоматически создать связь, в зависимости от контекста. Если же этого не случилось, то:

  1. Перетащите общее поле из одной таблицы в другую.
  2. В появившемся окне выберите необходимы параметры и нажмите «ОК».
  3. Теперь в окне должны отобразиться миниатюры двух таблиц со связью (один к одному).

Выполнение запросов

Что же делать, если нам нужны студенты, которые учатся только в Москве? Да, в нашей БД только 6 человек, но что, если их будет 6000? Без дополнительных инструментов узнать это будет сложно.

Именно в этой ситуации к нам на помощь приходят SQL запросы, которые помогают изъять лишь необходимую информацию.

Виды запросов

SQL синтаксис реализует принцип CRUD (сокр. от англ. create, read, update, delete — «создать, прочесть, обновить, удалить»). Т.е. с помощью запросов вы сможете реализовать все эти функции.

На выборку

В этом случае в ход вступает принцип «прочесть». Например, нам нужно найти всех студентов, которые учатся в Харькове. Для этого нужно:

  1. Перейти во вкладку «Создание».
  2. Нажать кнопку «Конструктор запросов» в блоке «Другие».
  3. В новом окне нажмите на кнопку SQL.
  4. В текстовое поле введите команду: SELECT * FROM Студенты WHERE Адрес = «Харьков»; где «SELECT *» означает, что выбираются все студенты, «FROM Студенты» — из какой таблицы, «WHERE Адрес = «Харьков»» — условие, которое обязательно должно выполняться.
  5. Нажмите кнопку «Выполнить».
  6. На выходе мы получаем результирующую таблицу.

А что делать, если нас интересуют студенты из Харькова, стипендии у которых больше 1000? Тогда наш запрос будет выглядеть следующим образом:

SELECT * FROM Студенты WHERE Адрес = «Харьков» AND Стипендия > 1000;

а результирующая таблица примет следующий вид:

На создание сущности

Кроме добавления таблицы с помощью встроенного конструктора, иногда может потребоваться выполнение этой операции с помощью SQL запроса. В большинстве случаев это нужно во время выполнения лабораторных или курсовых работ в рамках университетского курса, ведь в реальной жизни необходимости в этом нет. Если вы, конечно, не занимаетесь профессиональной разработкой приложений. Итак, для создания запроса нужно:

  1. Перейти во вкладку «Создание».
  2. Нажать кнопку «Конструктор запросов» в блоке «Другие».
  3. В новом окне нажмите на кнопку SQL, после чего в текстовое поле введите команду:

где «CREATE TABLE» означает создание таблицы «Преподаватели», а «CHAR», «DATE» и «INT» — типы данных для соответствующих значений.

  1. Кликните по кнопке «Выполнить».
  2. Откройте созданную таблицу.

Внимание! В конце каждого запроса должен стоять символ «;». Без него выполнение скрипта приведет к ошибке.

На добавление, удаление, редактирование

Здесь все гораздо проще. Снова перейдите в поле для создания запроса и введите следующие команды:

  • для заполнения кортежа:
    INSERT INTO Преподаватели
    VALUES (1, ‘Иванова’, ‘Иванна’, ‘Ивановна’, ‘Ж’, ’05-06-1981′, ‘География’);
  • для редактирования записи:
    UPDATE Преподаватели SET Имя = ‘Анна’;
  • для удаления:
    DELETE * FROM Преподаватели WHERE Имя=’Анна’;.

Создание формы

При огромном количестве полей в таблице заполнять базу данных становится сложно. Можно случайно пропустить значение, ввести неверное или другого типа. В данной ситуации на помощь приходят формы, с помощью которых можно быстро заполнять сущности, а вероятность допустить ошибку минимизируется. Для этого потребуются следующие действия:

  1. Откройте интересующую таблицу.
  2. Перейдите во вкладку «Создание».
  3. Нажмите на необходимый формат формы из блока «Формы».
    Совет! Рекомендуется использовать «Разделенную форму» – кроме самого шаблона, в нижней части будет отображаться миниатюра таблицы, которая сделает процесс редактирования еще более наглядным.
  4. С помощью навигационных кнопок переходите к следующей записи и вносите изменения.

Все базовые функции MS Access 2007 мы уже рассмотрели. Остался последний важный компонент – формирование отчета.

Формирование отчета

Отчет – это специальная функция MS Access, позволяющая оформить и подготовить для печати данные из базы данных. В основном это используется для создания товарных накладных, бухгалтерских отчетов и прочей офисной документации.

Если вы никогда не сталкивались с подобной функцией, рекомендуется воспользоваться встроенным «Мастером отчетов». Для этого сделайте следующее:

  1. Перейдите во вкладку «Создание».
  2. Нажмите на кнопку «Мастер отчетов» в блоке «Отчеты».
  3. Выберите интересующую таблицу и поля, нужные для печати.
  4. Добавьте необходимый уровень группировки.
  5. Выберите тип сортировки каждого из полей.
  6. Настройте вид макета для отчета.
  7. Выберите подходящий стиль оформления.
    Внимание! В официальных документах допускается только стандартный стиль оформления.
  8. Просмотрите созданный отчет.

Если отображение вас не устраивает, его можно немного подкорректировать. Для этого:

  1. Нажмите ПКМ на вкладке отчета и выберите «Конструктор».
  2. Вручную расширьте интересующие столбцы.
  3. Сохраните изменения.

Вывод

Итак, с уверенностью можно заявить, что создание базы данных в MS Access 2007 мы разобрали полностью. Теперь вам известны все основные функции СУБД: от создания и заполнения таблиц до написания запросов на выборку и создания отчетов. Этих знаний хватит для выполнения несложных лабораторных работ в рамках университетской программы или использования в небольших личных проектах.

Совет! Рекомендуем ознакомиться со статьей: «Включаем и настраиваем проверку орфографии в Microsoft Word».

Для проектирования более сложных БД необходимо разбираться в объектно-ориентированном программировании и изучать такие СУБД, как MS SQL и MySQL. А для тех, кому нужна практика составления запросов, рекомендую посетить сайт SQL-EX, где вы найдете множество практических занимательных задачек.

Создание многотабличной базы данных в MS Access и ее модификация

Цель и содержание: научиться разрабатывать структуру многотабличных баз данных, получить практические навыки создания и редактирования таблиц, установки связей между таблицами, изучить фильтрацию и сортировку.

Теоретическое обоснование

Информационная модель, отражающая состояние объектов и их отношения, с помощью компьютера реализуется базами данных (БД). База данных — это поименованная совокупность структурированных данных, относящихся к определенной предметной области и хранимых в памяти вычислительной системы. Примерами БД могут служить: адреса клиентов в адресной книге, сведения о наличии товаров на складе, на оптовой базе, сведения о сотрудниках в отделе кадров и т.п.

Одним из современных прикладных программных пакетов, реализующих БД, является система управления базами данных (СУБД) Microsoft Access. СУБД — это комплекс программных средств, необходимых для создания БД, поддержки их в актуальном состоянии и организации поиска в них необходимой информации с последующим выводом на устройства вывода и передачей по каналам связи.

Основными объектами БД Access являются таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы, модули. Таблица является базовым объектом СУБД, все остальные объекты являются производными и создаются только на базе ранее подготовленных таблиц. Таблицы — это набор данных, объединенных одним смыслом, характером, назначением (например, данные о месторождениях). В таблицах эти данные хранятся, располагаясь в полях (столбцах) и однотипных записях (строках). Каждое отдельное поле содержит одно какое-либо сведение об элементе таблицы. Отдельная запись состоит из полей и содержит все сведения об этом элементе. Обычно БД состоит из нескольких таблиц, размеры которых ограничены. Число строк в таблице на единицу больше количества записей (последняя пустая строка предназначена для ввода новой записи), а число столбцов равно количеству полей в записи. Заголовки столбцов таблицы соответствуют именам полей.

Каждая таблица реляционной БД должна содержать одно или несколько полей, которые дают возможность однозначно определить каждую запись в таблице. Такое поле называется ключевым. Ключ — один или несколько атрибутов, которые однозначно определяют экземпляр объекта (сущности). Поле можно объявить ключевым, если записи в нем содержат неповторяющиеся значения — это простой ключ. Составной ключ используется в тех случаях, когда в поле имеется повторяющиеся записи, но несколько полей однозначно определяют запись, например, фамилия, имя.

СУБД Access работает со следующими типами данных: текстовый (до 255 символов), числовой, дата/время, денежный, поле МЕМО (для символьных данных большого объема до 65 538 символов), счетчик (для порядковой нумерации записей), логический (данные, принимающие только значение Да или Нет), объекты OLE, гиперссылка (для хранения адресов URL Web-объектов Интернет), мастер подстановок.

Для просмотра и корректировки записей БД, удовлетворяющих указанным пользователем условиям отбора, предусмотрена фильтрация таблицы. Фильтр — это набор условий, применяемый для отбора подмножества записей в таблице, форме или запросе. В Access существуют фильтры четырех типов: обычный фильтр, фильтр по выделенному фрагменту, расширенный фильтр и фильтр по форме.

Макросы — автоматизируют выполнение конкретных операций с данными без программирования.

Модули — содержат программы на языке программирования Visual Basic, применяемые для решения специальных задач БД.

Созданную таблицу с помощью команд меню и кнопок панели инструментов можно модифицировать, изменяя ее записи и поля: вырезать и копировать в буфер, удалять, вставлять, добавлять, скрывать и т.д. При этом для навигации по таблице, имеющей большое число записей, удобно пользоваться Панелью кнопок перехода, которые располагаются в нижней части таблицы. Для изменения структуры таблицы она открывается в режиме Конструктора и затем сохраняется. Шириной столбцов можно управлять методом перетаскивания их границ. Удобно использовать автоматическое форматирование столбцов «по содержимому». Для этого надо стать на границу между столбцами и выполнить двойной щелчок, когда указатель сменит форму.

В большинстве случаев БД состоит из нескольких таблиц, так как их использование оправданно при хранении и использовании больших объемов данных определенным образом организованных. Для связи таблиц между собой применяют ключевые поля (общие для нескольких таблиц) по указанной схеме данных. Связи используются одновременно для отбора записей в одной или нескольких таблицах. Существует несколько типов возможных связей между таблицами: «один к одному», «один ко многим» и «многие к многим». Поля связи в различных таблицах должны быть идентифицированы абсолютно одинаково по всем параметрам при описании структур таблиц. Причем в одной из таблиц выбранное для связи поле должно быть ключевым, то есть на стороне «один» должно выступать ключевое поле, содержащее неповторяющиеся значения. Значения на стороне «многие» могут повторяться. Связь между таблицами позволяет исключить возможность удаления или изменения данных в ключевом поле главной таблицы, если с этим полем связаны какие-либо поля других таблиц. Таким образом, реализуется механизм целостности данных для поддержания связей между записями в связанных таблицах, а также обеспечения защиты от случайного удаления или изменения связанных данных.

Аппаратура, оборудование и материалы

Персональный компьютер, не ниже Pentium-4, операционная система семейства Windows, пакет Microsoft Office Access 2007.

Задание 1

Создадим БД «Месторождения нефти», состоящую первоначально из одной таблицы Скважины, структура которой представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 — Структура таблицы Скважины

Имя поля

Тип данных

Описание

Размер поля

Месторождение

Текстовый

Название месторождения

25 символов

№ скважины

Числовой

Целое, ключевое поле

Плотность нефти

Текстовый

20 символов

Примерный

возраст нефти

Числовой

млн. лет

Одинарное с плавающей точкой

Забой скважины

Числовой

Глубина скважины

Длинное целое

Альтитуда

Числовой

Высота над уровнем моря

Длинное целое

Для этого:

Запустим Microsoft Access, щелкнув кнопку Пуск и выбрав в главном меню Windows пункт Программы>Microsoft Office, а затем Microsoft Office Access 2007.

После запуска Access в появившемся окне в разделе Новая пустая база данных щелкните Новая база данных. Справа появится диалоговое окно Новая база данных, в поле Имя файла введите имя файла с создаваемой БД, например Фамилия_Месторождения.accdb. а. Чтобы изменить расположение файла, щелкните значок папки для обзора и выбора своей папки. Нажмите левой клавишей мыши кнопку Создать. На экране появится окно СУБД Access с указанным именем в заголовке, в командах меню перейдите на вкладку Создание (рисунок 1.1). Эта вкладка содержит основные инструменты для создания и работы с объектами БД: таблицами, формами, отчетами, запросами.

Рисунок 1.1- Основные объекты БД Access

В разделе Таблицы выберите инструмент Конструктор таблиц. Появится окно Конструктора, представленное на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 — Окно Конструктора таблиц

Рассмотрите появившееся окно Конструктора таблиц, куда будет вводиться структура создаваемой БД (Таблица 1.1). В столбце Имя поля введите имя Месторождение. Для перехода к следующему полю нажмите клавишу Tab или щелкните по нему мышью.

В столбце Тип данных оставим тип Текстовый. В столбце Описание можно ввести описание данных, которые будут содержаться в этом поле (Таблица 1.1), но это не обязательно. Текст описания будет выводиться в строке состояния при добавлении данных в поле, а также будет включен в описание объекта таблицы. Перейдем в раздел Свойства поля в нижней части окна Конструктора и зададим значения Размер поля: 25 символов.

Далее аналогично, введите названия, укажите тип и свойства данных для остальных полей из таблицы 1.1. Для ввода типа данных, отличного от текстового, достаточно щелкнуть по треугольнику справа и в появившемся меню выбрать другой тип. Если Тип данных числовой, то в свойствах надо выбрать один из его видов: Целое, Длинное целое, Одинарное с плавающей точкой и т.д.

После ввода описания всех полей таблицы Скважины, укажите ключевое поле. Для этого щелкните по строки с полем № скважины и нажмите кнопку Ключевое поле на Панели инструментов. После этого в области выделения поля № скважины появится знак ключевого поля — ключ. В дальнейшем по ключевому полю будут связаны таблицы между собой.

Сохраните структуру созданной таблицы командой Файл — Сохранить как. В диалоговом окне Сохранение введите имя таблицы Скважины, в следующем поле выберите вариант Таблица и щелкнем ОК для сохранения. Закройте окно конструктора таблицы. После этого в окне БД Месторождения нефти на вкладке Таблицы появится новый объект — таблица Скважины.

Заполните данными созданную таблицу. Для этого выберите объект Таблицы и дважды щелкните левой кнопкой мышки по таблице Скважины (или выделите ее и в инструментах щелкните по кнопке Режим и выберите Режим таблицы). Откроется таблица созданной структуры, в которую надо ввести данные из таблицы 1.2 (для перехода к следующему полю нажимайте клавишу Tab, в конце каждой записи — Enter). Чтобы расширить столбец надо поместить указатель мыши на его правую границу и, когда значок сменится на двунаправленную стрелку, перетащите границу вправо. При сообщении об ошибке — вернитесь на структуру таблицы и проанализируйте поле, в которое вводятся данные: его тип, длину и т. д.

Таблица 1.2 — Исходные данные для таблицы Скважины

Месторождения

№ скважины

Плотность нефти

Примерный возраст нефти

Забой скважины

Альтитуда

Правобережное

Лёгкая

243,2

Величаевское

Средняя

171,5

Величаевское

Лёгкая

67,5

Зимняя ставка

Средняя

100,8

Колодезное

Тяжёлая

124,4

Озек-Суат

Очень тяжёлая

171,5

Правобережное

Тяжёлая

218,2

Величаевское

Лёгкая

189,5

Колодезное

Очень тяжёлая

110,8

Величаевское

Тяжёлая

97,5

Для перехода на структуру таблицы щелкните на Панели инструментов по первому из инструментов — Режим, затем выберите Конструктор. Аналогично можно вернуться обратно в таблицу с данными.

Сохраните таблицу, щелкнув кнопку Сохранить.

Выполните сортировку данных, например, по номеру скважины в порядке возрастания. Для этого перейдите на вкладку Главная, в таблице Скважины установите курсор в столбец № скважины, щелкните кнопку Сортировка по возрастанию на панели инструментов или в контекстном меню.

Отсортируйте записи по Забою скважины в порядке убывания аналогично.

Работа с фильтрами. Чтобы найти одну или несколько указанных записей в форме или напечатать записи из отчета, таблицы или запроса, можно использовать фильтр. С его помощью можно отображать только нужные записи, не изменяя базовую таблицу, запрос, форму или отчет.

Изучите работу фильтра по выделенному, на примере отбора из таблицы Скважины записей о месторождениях с легкой плотностью нефти. Для этого перейдите на вкладку Главная, в таблице Скважины в поле Плотность нефти найдите значение «лёгкая». Выделите это значение, рассмотрите кнопки раздела инструментов Сортировка и Фильтр, щёлкните кнопку Фильтр, Выделение на панели инструментов и в появившемся окне выберите Равно «лёгкая». Посмотрите на результат отбора. Для отмены фильтра щелкните кнопку — Фильтр на панели инструментов.

Отберите записи только те, в которых значение Альтитуды меньше 467. Для этого перейдите на запись, содержащую это значение альтитуды. Выберите в инструментах Фильтр>Числовой фильтр > Меньше 467> Ок. Посмотрите результат отбор и отмените фильтр.

Изучите работу расширенного фильтра: выберите в таблице Скважины записи об месторождениях с плотностью нефти «Лёгкая», забой скважины которых больше 3500. Для этого: выберите на панели инструментов Параметры расширенного фильтра, а затем — Расширенный фильтр. После этого на экране откроется окно для создания расширенного фильтра, куда добавьте поля Плотность нефти и Забой скважины (если они не появились автоматически). Затем, установите курсор в строке Условие отбора в поле Забой скважины, введите условие отбора >3500. В этой же строке в поле Плотность нефти укажите условие отбора «Лёгкая». Можно задать порядок сортировки: по возрастанию или убыванию, щелкнув стрелку в ячейке Сортировка в поле Забой скважины. Чтобы применить фильтр, нажмите кнопку Применение фильтра на панели инструментов. Посмотрите результат отбор и отмените фильтр.

Выполните задания для самостоятельного выполнения,

Закройте таблицу с сохранением.

1. Отсортируйте таблицу по любому другому числовому полю (например, Альтитуда) по возрастанию и по убыванию, а затем по любому символьному полю. Проанализируйте результат.

2. Создайте новые фильтры и продемонстрируйте работу простого и расширенного фильтров на примере других полей.

Задание 2

Модификация таблиц. В таблицу Скважины добавим несколько строк и столбец Содержание нефти по выходу бензиновых фракций перед столбцом Плотность нефти. Для этого:

После запуска Access 2007, выберите раздел Открыть последнюю базу данных, найдите сохраненную в своей папке БД Фамилия_ Месторождения. В результате откроется созданная ранее БД.

Добавьте три новые записи в БД Месторождения нефти. Для этого, в пустую строку после последней записи БД, введите новые данные: в первые два столбца из таблицы 1.3, а остальные поля заполните данными по своему усмотрению. Сохраните изменения.

Вставьте в эту таблицу новое поле после поля Плотность нефти. Для этого, перейдите на структуру таблицы — нажмите на вкладке Главная команду Режим, раздел Конструктор. Выделите поле Плотность нефти, выберите в меню Вставка строки. В появившуюся пустую строку, введите новые данные из таблицы 1.4.

Таблица 1.4 — Описание нового столбца

Имя поля

Тип данных

Размер

Описание

Бензиновые фракции

Текстовый

20 символов

Содержание нефти по выходу бензиновых фракций

Сохраните изменения в структуре таблицы, для чего щелкните кнопку Сохранить на панели инструментов, перейдите в таблицу с данными и в поле Бензиновые фракции введите в произвольном порядке данные: Низкобензиновая, Среднебензиновая или Высокобензиновая (используйте копирование для повторяющихся данных).

Закройте таблицу Скважины, сохранив изменения.

Задание 3

Создадим в базе данных Фамилия_Месторождения вторую таблицу Бригады. Для этого:

Создайте с помощью Конструктора новую таблицу Бригады, аналогично таблице Скважины. Опишите её поля так, как указано в таблице 1.5. Для поля Телефон в разделе Свойства поля задайте маску ввода, которая обеспечит контроль ввода телефонного номера с кодом, например, (8-865)-456-75-98. Для этого введите в строке Маска ввода текст маски (8-999)-999-99-99.

Таблица 1.5 — Структура таблицы Бригады

Имя поля

Тип данных

Размер, формат

Описание

Месторождение

Текстовый

20 символов, ключевое

ФИО мастера

Текстовый

30 символов

ФИО руководителя

Телефон

Текстовый

18 символов, маска ввода, (8-999)-999-99-99

Номер телефона

Количество работающих

Числовой

Целое

Дата

Дата/время

Краткий формат даты

Дата начала разработки

месторождения

Ключевым укажите поле Месторождение, значения которого в таблице должны быть без повторений и характеризовать каждое из месторождений таблицы Скважины.

Сохраните структуру таблицы Бригады и перейдите на таблицу с данными. Заполните ее произвольными данными по каждому Месторождению.

При этом названия месторождений должны полностью совпадать в написании, поэтому их лучше скопировать из таблицы Скважины.

Пример заполнения записей

Месторождение

ФИО мастера

Телефон

Количество

работающих

Дата

Совхозное

Иванов И.И.

(8-819)-123-12-12

Закройте созданную таблицу Бригады, сохранив данные.

Откройте таблицу Скважины и дополните ее еще двумя любыми записями. Закройте созданные таблицы.

Задание 4

Установите связь между таблицами Бригады и Скважины.

В таблице Бригады ключевое поле Месторождение, в таблице Скважины ключевое поле № скважины, связь между ними типа «один ко многим», то есть одна запись таблицы Бригады может иметь несколько связанных записей в таблице Скважины.

Для этого:

Для этого на вкладке Работа с базами данных выберите команду Схема данных. После этого раскроется пустое окно Схема данных, в диалоговом окне Добавление таблицы, выберите вкладку Таблицы, из списка таблиц выберите таблицу Скважины и щелкните кнопку Добавить. Данная таблица появится в окне схемы данных таблиц. Аналогично добавьте таблицу Бригады. Закройте окно Добавление таблицы, щелкнув кнопку Закрыть.

Для установления связи между двумя выбранными таблицами нажмите левую клавишу на поле Месторождение с первичным ключом главной таблицы Бригады и перетащите на поле Месторождение подчиненной таблицы Скважины. Как только вы отпустите левую кнопку мыши, на экране появится диалоговое окно Изменение связей. Для включения механизма поддержки целостности данных в связываемых таблицах установите флажок Обеспечение целостности данных. Включите переключатели Каскадного обновления связанных полей и удаления связанных записей. Завершите создание связи, щелкнув кнопку Создать. Если все данные были введены правильно и связаны между собой, то в окне Схема данных появится графическое изображение установленной связи. Обозначение 1-? у концов линии связи означают, что одна запись таблицы Бригады может иметь несколько связанных записей в таблице Скважины. Если на экране появится окно с сообщением о невозможности создания связей, то надо вернуться в созданные таблицы, проверить все ли названия месторождений присутствуют в таблице Бригады и не повторяются ли они. Исправьте ошибки и повторите установку связей.

Откройте созданные и связанные таблицы с данными. Обратите внимание на изменения: возле номеров записей появился столбец с символами»+», то есть таблица стала структурированной. Щелкните по символам «+» и посмотрите на результат установления связей. Щелкните по символам «-» и сверните таблицы.

Завершите работу СУБД Access.

Содержание отчёта и его форма

В отчёте указывается номер лабораторной работы, её название, цель, описание основных изученных понятий (основные объекты БД, виды фильтров) и возможностей работы с СУБД Access, описание самостоятельно созданных фильтров.

Разработка урока «Создание многотабличных баз данных средствами СУБД Access»

Технологическая карта урока

Название предмета: информатика и ИКТ

Класс: 9

Преподаватель: Сырникова Светлана Анатольевна

Тема урока: Создание многотабличных баз данных средствами СУБД Access.

Цель урока: Организовать деятельность по формированию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний о реляционных базах данных, способах действий по созданию многотабличных баз данных.

Продолжительность: 90 мин.

Задачи урока:

Воспитательные:

  • создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления трудностей;

  • воспитывать информационную культуру, внимательность, аккуратность, дисциплинированность;

  • воспитывать бережное отношение к компьютерной технике;

  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Развивающие:

  • способствовать развитию интеллектуальных способностей, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Образовательные:

  • расширить представление обучащихся о базах данных, сформировать представление о многотабличных БД;

  • содействовать формированию навыков создания многотабличных БД.

Место урока в разделе: 5-6

Тип урока: комбинированный.

Элементы технологии: личностно-развивающая, проблемное обучение.

Метод: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Основные термины и понятия: многотабличная БД, межтабличные связи, мастер подстановок.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.

Ресурсы: Учебник «Информатика и ИКТ: 9 класс» Угринович Н.Д., презентация «Создание многотабличной базы данных средствами СУБД Access»

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

предметные результаты – знать назначение основных объектов СУБД, типы данных, используемых в базах данных; уметь представлять базу данных в виде таблицы.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: умение сравнивать (выбирать основания и критерии для сравнения), структурировать знания; одновременно анализировать несколько разнородных информационных объектов, делать выводы, умение работать с текстом, находить в тексте нужную информацию; формирование и развитие ИКТ-компетентности.

Коммуникативные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь других, вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; иметь навыки самоконтроля.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Предметные:

  • формирование представление о многотабличных БД;

  • выработка навыков создания многотабличных БД.

  • определение степени усвоения материала, выявление и устранение пробелов осмысления изученного материала;

  • освоение навыков самостоятельного решения проблемных ситуаций.

План урока:

  • Организационный момент.

  • Актуализация знаний.

  • Постановка проблемы.

  • Динамическая пауза

  • Изучение нового материала.

  • Первичное закрепление. Практический этап.

  • Динамическая пауза.

  • Рефлексивно-оценочный этап.

  • Домашнее задание.

Технологическая карта урока

Орг. момент

2 мин.

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

фронтальная

  1. Приветствует учеников, отмечает отсутствующих.

  2. Проверяет готовность к уроку.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Актуализация знаний

20 мин.

Актуализация субъективного опыта обучающихся, фиксация затруднений в деятельности.

Фронтальная

  1. Проверяет наличие домашнего задания.

  2. Организует обсуждение выполнения ДЗ. Предлагает выполнить тест на ПК.

  3. Фиксирует оценки учащихся.

  1. Проверяют правильность выполнения домашней работы, производят поиск и устранение ошибок.

  2. Выполняют тест на ПК, анализируют результаты деятельности.

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия, прогнозировать результат выполнения задания, производить самоконтроль деятельности.

Познавательные:

Умение ориентироваться в своей системе знаний.

Умение осознанно строить речевое высказывание.

Постановка проблемы

5 мин.

Создать атмосферу коллективного поиска, радости познания, радости преодоления трудностей.

Целеполагание и постановка задач.

Фронтальная, индивидуальная работа.

  1. Побуждает интерес к вопросу оптимизации БД.

«Часто встречается ситуация, когда хранить всю базу данных в одной таблице неудобно и нерационально. Таблица может содержать большое количество полей, что неудобно. Различные записи при этом во многих полях дублируют друг друга, что увеличивает информационный объем базы данных и замедляет процедуры ее обработки.

  1. Предлагает рассмотреть задание на проектирование табличной базы данных «Электронная библиотека» и ответить на вопросы:

  • Информацию о каких объектах хранит представленная БД?

  • Назовите возможные поля таблицы

  1. Предлагает выявить факты дублирования информации, подводит учащихся к пониманию необходимости применения многотабличной БД, помогает сформулировать тему и цель занятия.

  • Анализируют задание, исследуют возможность создания однотабличной БД по заданию,

  • отвечают на вопросы преподавателя,

  • выявляют избыточность информации,

  • предлагают возможную структуру БД,

  • приходят к пониманию необходимости применения многотабличной БД,

  • формулируют тему и цель урока.

Личностные:

  1. проявление интереса и активности в выборе решения;

Регулятивные:

  1. умение определять и формулировать цель деятельности;

  2. умение составлять план и последовательность действий,

  3. осуществлять контроль по результату.

Познавательные:

  1. умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

  2. умение рационально использовать информацию;

Динамическая пауза 3 мин.

Делаем физминутку. Исходное положение: займите максимально удобную позу, сидя за партой, затем расслабьтесь, не напрягайтесь;

  • мягко, не спеша, без усилий выпрямите спину. Не сутультесь! Позвоночник по возможности должен быть выправлен;

  • закройте глаза, мягко сомкните веки, не сжимая их; — верхнее веко без усилий и напряжения соприкасается с нижним;

  • главное, расслабьте веки, с закрытыми глазами смотрите только прямо перед собой. Глаза не напрягайте, голову держите легко, не напрягая, без усилий; шею не напрягайте.

Выполним легкие наклоны головы:

вперед: на счет «раз» — опустите голову к груди, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

назад: на счет «раз» — запрокиньте голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

к правому плечу: на счет «раз» — наклоните голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

к левому плечу: на счет «раз» — наклоните голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

  • голова свободная, легкая;

  • плечи опущены, не напряжены, руки свободные, мягкие;

  • полная тишина в классе!

Какой структуры алгоритм ваших действий при выполнении упражнения для глаз? (4 раза конструкция цикл).

Сколько раз повторяется команда тела цикла? (3 раза)

Делаем физминутку. Исходное положение: займите максимально удобную позу, сидя за партой, затем расслабьтесь, не напрягайтесь;

  • мягко, не спеша, без усилий выпрямите спину. Не сутультесь! Позвоночник по возможности должен быть выправлен;

  • закройте глаза, мягко сомкните веки, не сжимая их; — верхнее веко без усилий и напряжения соприкасается с нижним;

  • главное, расслабьте веки, с закрытыми глазами смотрите только прямо перед собой. Глаза не напрягайте, голову держите легко, не напрягая, без усилий; шею не напрягайте.

Выполним легкие наклоны головы:

вперед: на счет «раз» — опустите голову к груди, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

назад: на счет «раз» — запрокиньте голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

к правому плечу: на счет «раз» — наклоните голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

к левому плечу: на счет «раз» — наклоните голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

  • голова свободная, легкая;

  • плечи опущены, не напряжены, руки свободные, мягкие;

  • полная тишина в классе!

Какой структуры алгоритм ваших действий при выполнении упражнения для глаз? (4 раза конструкция цикл).

Сколько раз повторяется команда тела цикла? (3 раза)

Делаем физминутку. Исходное положение: займите максимально удобную позу, сидя за партой, затем расслабьтесь, не напрягайтесь;

  • мягко, не спеша, без усилий выпрямите спину. Не сутультесь! Позвоночник по возможности должен быть выправлен;

  • закройте глаза, мягко сомкните веки, не сжимая их; — верхнее веко без усилий и напряжения соприкасается с нижним;

  • главное, расслабьте веки, с закрытыми глазами смотрите только прямо перед собой. Глаза не напрягайте, голову держите легко, не напрягая, без усилий; шею не напрягайте.

Выполним легкие наклоны головы:

вперед: на счет «раз» — опустите голову к груди, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

назад: на счет «раз» — запрокиньте голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

к правому плечу: на счет «раз» — наклоните голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

к левому плечу: на счет «раз» — наклоните голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

  • голова свободная, легкая;

  • плечи опущены, не напряжены, руки свободные, мягкие;

  • полная тишина в классе!

Какой структуры алгоритм ваших действий при выполнении упражнения для глаз? (4 раза конструкция цикл).

Сколько раз повторяется команда тела цикла? (3 раза)

Делаем физминутку. Исходное положение: займите максимально удобную позу, сидя за партой, затем расслабьтесь, не напрягайтесь;

  • мягко, не спеша, без усилий выпрямите спину. Не сутультесь! Позвоночник по возможности должен быть выправлен;

  • закройте глаза, мягко сомкните веки, не сжимая их; — верхнее веко без усилий и напряжения соприкасается с нижним;

  • главное, расслабьте веки, с закрытыми глазами смотрите только прямо перед собой. Глаза не напрягайте, голову держите легко, не напрягая, без усилий; шею не напрягайте.

Выполним легкие наклоны головы:

вперед: на счет «раз» — опустите голову к груди, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

назад: на счет «раз» — запрокиньте голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

к правому плечу: на счет «раз» — наклоните голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

к левому плечу: на счет «раз» — наклоните голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

  • голова свободная, легкая;

  • плечи опущены, не напряжены, руки свободные, мягкие;

  • полная тишина в классе!

Какой структуры алгоритм ваших действий при выполнении упражнения для глаз? (4 раза конструкция цикл).

Сколько раз повторяется команда тела цикла? (3 раза)

Динамическая пауза

Эмоциональная разрядка

Фронтальная

Проводит физкультминутку

Выполняют упражнения

Делаем физминутку. Исходное положение: займите максимально удобную позу, сидя за партой, затем расслабьтесь, не напрягайтесь;

  • мягко, не спеша, без усилий выпрямите спину;

  • закройте глаза, мягко сомкните веки, не сжимая их;

  • главное, расслабьте веки, с закрытыми глазами смотрите только прямо перед собой. Глаза не напрягайте, голову держите легко, не напрягая, без усилий; шею не напрягайте.

Выполним легкие наклоны головы:

вперед: на счет «раз» — опустите голову к груди, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

назад: на счет «раз» — запро­киньте голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

к правому плечу: на счет «раз» — наклоните голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

к левому плечу: на счет «раз» — наклоните голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

    • голова свободная, легкая;

    • плечи опущены, не напряжены, руки свободные, мягкие;

    • полная тишина…

Объяснение нового материала

15 мин.

Создать условия для изучения структуры многотабличной БД и выявление особенностей типов связей, используемых при создании БД.

фронтальная

На примере выполненного задания рассматриваются основные понятия многотабличной БД (презентация слайд 1-5): «Достаточно часто встречается ситуация, когда хранить все данные в одной таблице реляционной БД неудобно и нерационально. Таблица может содержать слишком большое количество полей. При этом во многих полях могут дублироваться данные, что увеличивает необходимое для хранения место и замедляет процедуры обработки данных.

Связанные таблицы представляют собой единую базу данных, в которой можно создавать новые таблицы, а также запросы и отчеты, содержащие данные из связанных таблиц. Проект представляет собой модель будущей базы данных, состоящей из объектов и их связей, необходимых для выполнения поставленных задач. Процесс проектирования включает, прежде всего, определение перечня необходимых таблиц и задание их структуры, а также установки типа связей между этими таблицами.

Реляционная база данных «Библиотека» содержит информацию о содержимом книжного фонда, читателях, выдаче и возврате книг.

Естественно выделить четыре отдельные таблицы: «Раздел», «книги», «читатели» и «выдача» с соответствующими полями.

Установка типа связей между таблицами.

Существует 3 типа связи:

— один-к-одному – создается в том случае, когда оба создаваемых поля являются ключевыми;

— один-ко-многим — создается в том случае, когда каждой записи в одной (главной) таблице могут соответствовать несколько записей в другой (подчиненной) таблице, а запись в подчиненной таблице не может иметь более одной соответствующей ей записи в главной таблице.

— многие-ко-многим – создается в том случае, когда одной записи в первой таблице могут соответствовать несколько записей второй таблицы, и наоборот, одной записи второй таблицы соответствует несколько записей первой таблицы; такие таблицы могут быть связаны только с помощью третьей таблицы.»

  • Анализируют информацию,

  • задают вопросы,

  • участвуют в обсуждении нового материала,

  • отмечают основные моменты в рабочем поле листа с заданием.

______________________________

Личностные:

установление личностного смысла знания.

Познавательные:

Умение определять понятия, устанавливать аналогии

Умение выделять необходимую информацию.

Предметные

  • формирование представления о многотабличных БД;

  • выявление особенностей типов связей в БД,

  • выработка навыков создания многотабличных БД.

Первичное закрепление

Практический этап

30 мин

Создать условия для изучения новых

способов деятельности по созданию многотабличных баз данных

индивидуальная

  • Предлагает разработать БД в MS Аccess, используя материал практической работы;

  • Организует и контролирует деятельность обучающихся по выполнению задания, консультирует обучающихся и корректирует их действия.

  • Организует коллективное обсуждение результатов выполнения задания.

  • Выполняют практическую работу на ПК;

  • Осваивают основные способы создания многотабличных баз данных;

  • Производят оценку результата деятельности

Личностные

  1. Умение овладеть нормами и правилами научной организации труда.

  2. Развитие усидчивости, трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.

  3. умение провести самооценку (прогнозирование и контроль).

Регулятивные:

  1. Умение составлять план и последовательность действий.

  2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

  3. Умение осуществлять контроль по результату.

Познавательные:

  1. Умение выделять необходимую информацию.

  2. Умение планировать свою трудовую деятельность.

  3. Умение обосновывать показатели качества промежуточных операций.

  4. умение работать с текстом, находить в тексте нужную информацию;

  5. формирование и развитие ИКТ-компетентности.

Предметные

  1. выработка навыков создания многотабличных БД.

  2. выработка навыков использования типа поля «мастер подстановок»

  3. освоение навыков самостоятельного решения проблемных ситуаций.

Динамическая пауза 3 мин.

Делаем физминутку. Исходное положение: займите максимально удобную позу, сидя за партой, затем расслабьтесь, не напрягайтесь;

  • мягко, не спеша, без усилий выпрямите спину. Не сутультесь! Позвоночник по возможности должен быть выправлен;

  • закройте глаза, мягко сомкните веки, не сжимая их; — верхнее веко без усилий и напряжения соприкасается с нижним;

  • главное, расслабьте веки, с закрытыми глазами смотрите только прямо перед собой. Глаза не напрягайте, голову держите легко, не напрягая, без усилий; шею не напрягайте.

Выполним легкие наклоны головы:

вперед: на счет «раз» — опустите голову к груди, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

назад: на счет «раз» — запрокиньте голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

к правому плечу: на счет «раз» — наклоните голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

к левому плечу: на счет «раз» — наклоните голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

  • голова свободная, легкая;

  • плечи опущены, не напряжены, руки свободные, мягкие;

  • полная тишина в классе!

Какой структуры алгоритм ваших действий при выполнении упражнения для глаз? (4 раза конструкция цикл).

Сколько раз повторяется команда тела цикла? (3 раза)

Делаем физминутку. Исходное положение: займите максимально удобную позу, сидя за партой, затем расслабьтесь, не напрягайтесь;

  • мягко, не спеша, без усилий выпрямите спину. Не сутультесь! Позвоночник по возможности должен быть выправлен;

  • закройте глаза, мягко сомкните веки, не сжимая их; — верхнее веко без усилий и напряжения соприкасается с нижним;

  • главное, расслабьте веки, с закрытыми глазами смотрите только прямо перед собой. Глаза не напрягайте, голову держите легко, не напрягая, без усилий; шею не напрягайте.

Выполним легкие наклоны головы:

вперед: на счет «раз» — опустите голову к груди, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

назад: на счет «раз» — запрокиньте голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

к правому плечу: на счет «раз» — наклоните голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

к левому плечу: на счет «раз» — наклоните голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

  • голова свободная, легкая;

  • плечи опущены, не напряжены, руки свободные, мягкие;

  • полная тишина в классе!

Какой структуры алгоритм ваших действий при выполнении упражнения для глаз? (4 раза конструкция цикл).

Сколько раз повторяется команда тела цикла? (3 раза)

Делаем физминутку. Исходное положение: займите максимально удобную позу, сидя за партой, затем расслабьтесь, не напрягайтесь;

  • мягко, не спеша, без усилий выпрямите спину. Не сутультесь! Позвоночник по возможности должен быть выправлен;

  • закройте глаза, мягко сомкните веки, не сжимая их; — верхнее веко без усилий и напряжения соприкасается с нижним;

  • главное, расслабьте веки, с закрытыми глазами смотрите только прямо перед собой. Глаза не напрягайте, голову держите легко, не напрягая, без усилий; шею не напрягайте.

Выполним легкие наклоны головы:

вперед: на счет «раз» — опустите голову к груди, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

назад: на счет «раз» — запрокиньте голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

к правому плечу: на счет «раз» — наклоните голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

к левому плечу: на счет «раз» — наклоните голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

  • голова свободная, легкая;

  • плечи опущены, не напряжены, руки свободные, мягкие;

  • полная тишина в классе!

Какой структуры алгоритм ваших действий при выполнении упражнения для глаз? (4 раза конструкция цикл).

Сколько раз повторяется команда тела цикла? (3 раза)

Делаем физминутку. Исходное положение: займите максимально удобную позу, сидя за партой, затем расслабьтесь, не напрягайтесь;

  • мягко, не спеша, без усилий выпрямите спину. Не сутультесь! Позвоночник по возможности должен быть выправлен;

  • закройте глаза, мягко сомкните веки, не сжимая их; — верхнее веко без усилий и напряжения соприкасается с нижним;

  • главное, расслабьте веки, с закрытыми глазами смотрите только прямо перед собой. Глаза не напрягайте, голову держите легко, не напрягая, без усилий; шею не напрягайте.

Выполним легкие наклоны головы:

вперед: на счет «раз» — опустите голову к груди, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

назад: на счет «раз» — запрокиньте голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

к правому плечу: на счет «раз» — наклоните голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

к левому плечу: на счет «раз» — наклоните голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

  • голова свободная, легкая;

  • плечи опущены, не напряжены, руки свободные, мягкие;

  • полная тишина в классе!

Какой структуры алгоритм ваших действий при выполнении упражнения для глаз? (4 раза конструкция цикл).

Сколько раз повторяется команда тела цикла? (3 раза)

Эмоциональная разрядка

индивидуальная

Проводит физкультминутку

Выполняют гимнастику для глаз

Рефлексивно-оценочный этап

10 мин

Подведение итогов урока на основе рефлексивного алгоритма.

Фронтальная, индивидуальная

  1. Организует деятельность обучающихся по реализации рефлексивного алгоритма.

(слайд 8)

  1. Выполняют задание «Заполни пропуски»;

  2. Производят самооценку деятельности на уроке

Рефлексия:

Заполни пропуски:

Личностные: умение провести самооценку при подведении итогов работы (прогнозирование и контроль).

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений.

Предметные:

определение степени усвоения материала, выявление и устранение пробелов осмысления изученного материала.

Домашнее задание 2 мин

Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Фронтальная

  1. Информирует о содержании д/з (слайд 9)

  2. Обеспечивает понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания;

  3. Благодарит обучающихся за сотрудничество.

Анализируют информацию о ДЗ.

Домашнее задание:

  • Придумать 2 запроса к созданной БД, где данные отбирались бы из нескольких таблиц.

  • Разработать структуру БД из любимой предметной области (без реализации на ПК).

Личностные: умение провести самооценку при выборе варианта ДЗ (прогнозирование и контроль).

Литература:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *