Массовые рисковые виды страхования

35. РИСКОВЫЕ ВИДЫ СТРАХОВАНИЯ

Рисковыми считаются виды страхования, относящиеся к видам страховой деятельности иным, чем страхование жизни:

• не предусматривающие обязательств страховщика по выплате страховой суммы при окончании срока действия договора страхования;

• не связанные с накоплением страховой суммы в течение срока действия договора страхования.

В указанных видах страхования не используется принцип капитализации (накопления) и, следовательно, при расчете нетто-ставок не используются методы финансовых исчислений (дисконтирование, начисление сложных процентов и т. д.). Это отличает рисковые виды страхования от страхования жизни.

Рисковые виды страхования можно условно разделить на массовые виды и страхование редких событий и крупных рисков.

Под массовыми видами страхования понимаются виды страхования, предположительно охватывающие значительное число субъектов страхования и страховых рисков, характеризующихся однородностью объектов страхования и незначительным разбросом в размерах страховых сумм.

Наличие большого количества застрахованных объектов предполагает, что по указанным рискам существует достаточное количество статистических данных. Эти данные по отношению к страховой компании могут быть как внутренними, т. е. базирующимися на данных учета договоров и бухгалтерского учета, так и внешними, т. е. полученными из других организаций. На основе указанных данных аппарат математической статистики позволяет описать всю совокупность рисков с помощью таких числовых характеристик, как средние значения и дисперсия. При этом, учитывая однородность застрахованных объектов, можно утверждать, что средние значения будут достаточно точно характеризовать всю совокупность в целом. В результате при расчете нетто-ставок по массовым видам страхования широко используются средние показатели частоты страховых случаев, размеров ущерба и страховых сумм.

К массовым рисковым видам страхования относятся большинство видов страхования имущества и гражданской ответственности граждан, а также некоторые виды личного страхования (страхование от несчастного случая, страхование медицинских расходов и т. д.).

При страховании редких событий и крупных рисков речь идет о рисках, характеризующихся, с одной стороны, низкой частотой наступления страховых событий, а с другой стороны, большой возможной величиной ущерба. Количество объектов, которые можно застраховать, очень ограничено, а разброс страховых сумм составляет значительную величину.

Наиболее характерным видом страхования, который можно отнести к данной категории, является страхование промышленных предприятий (прежде всего на случай пожара).

К страхованию редких событий и крупных рисков относятся также авиационное и космическое страхование.

Другим примером данной категории страхования является страхование на случай природных катастроф. Частота наступления страхового случая в конкретном регионе очень невелика (не более одного раза в несколько лет), а возможный ущерб весьма значителен.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

1. Массовые рисковые виды страхования.

Под массовыми видами страхования понимаются виды страхования, предположительно охватывающие значительное число субъектов страхования и страховых рисков, характеризующихся однородностью объектов страхования и незначительным разбросом в размерах страховых сумм.
Наличие большого количества застрахованных объектов предполагает, что по указанным рискам существует достаточное количество статистических данных.

Для страховых компаний эти данные могут быть как внутренними, т.е. базирующимися на данных учета договоров и бухгалтерского учета, так и внешними, т.е. полученными из Других организаций. На основе этих данных с помощью методов математической статистики возможно описать всю совокупность рисков с помощью числовых характеристик, таких как среднее значение и дисперсия. При этом, учитывая однородность застрахованных объектов, можно утверждать, что средние значения будут достаточно точно характеризовать всю совокупность в целом. Поэтому при расчете нетто-ставок по массовым видам страхования широко использу-
ются средние показатели частоты страховых случаев, размеров ущерба и страховых сумм. Такой подход позволяет существенно упростить методику расчета тарифов.
К массовым рисковым видам страхования относится большинство видов страхования имущества и гражданской ответстве?)кости частных лиц, а также некоторые виды личного страхования (такие как страхование от несчастного случая, страхование медицинских расходов и т.д.).

Страховое дело: Шпаргалка (12 стр.)

• суммы страховых выплат, подлежащие выплате при наступлении страхового случая, определяются с учетом процентного дохода от инвестирования средств страховых резервов (суммы страховых взносов в размере нетто-ставки страхового тарифа, уплаченной по договору страхования).

36. РАСЧЕТ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ ПО РИСКОВЫМ ВИДАМ СТРАХОВАНИЯ

Страховые тарифы по рисковым видам страхования рассчитываются в соответствии с Методикой расчета тарифных ставок.

Данная методика применяется при выполнении следующих условий:

1) существует статистика либо какая-то другая информация по виду страхования, для которого осуществляются расчеты, что позволяет оценить следующие величины: q – вероятность наступления страхового случая по одному договору страхования; S – средняя страховая сумма по одному договору страхования SB – среднее возмещение по одному договору страхования при наступлении страхового случая;

2) предполагается, что не будет опустошительных событий, когда одно событие влечет за собой несколько страховых случаев;

3) расчет тарифов проводится при заранее известном количестве договоров л, которые предполагается заключить со страхователями.

При наличии статистики показатели рассчитываются следующим образом:

q = M/N.

где М – количество страховых случаев в N договорах; N – общее количество договоров, заключенных за некоторый период времени в прошлом.

В соответствии с данной методикой нетто-ставка (7) включает в себя основную часть (7), обеспечивающую формирование страховщиком фонда денежных средств, используемых для текущих страховых выплат, создания страховых резервов, и рисковую надбавку (7), за счет которой страховщик создает часть средств страхового резерва, предназначенную для покрытия возможного увеличения выплат страхового возмещения в отдельные неблагоприятные годы по сравнению со средними выплатами за принятый тарифный период.

Основная часть нетто-ставки 70 соответствует средним выплатам страховщика, зависящим от вероятности наступления страхового случая q, средней страховой суммы S и среднего возмещения SB.

Рисковая надбавка рассчитывается по формуле:

где п – планируемое (фактическое) число договоров страхования; а(у) – коэффициент гарантии, означающий, что страховая организация с вероятностью у предполагает обеспечить превышение общей суммы выплат страховых возмещений над всей собранной страховой премией по виду страхования. Значение а(у) принимается для того или иного уровня у по данным специальной таблицы, рассчитанной на основе теории вероятностей исходя из предположения, что совокупный размер выплаченных страховых возмещений является нормально распределенной случайной величиной. Брутто-ставка 76 рассчитывается по формуле:

где Н – нагрузка в процентах.

37. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТОИМОСТЬ СТРАХОВОЙ УСЛУГИ

Цена страховой услуги выражается в страховом взносе (тарифе, премии), который страхователь уплачивает страховщику в соответствии с условиями страхового договора. Размер страхового взноса устанавливается при подписании договора страхования и, как правило, остается неизменным в течение срока его действия. Величина страхового взноса должна быть достаточной, чтобы: 1) покрыть ожидаемые претензии в течение страхового периода; 2) создать страховые резервы; 3) покрыть издержки страховщика на ведение дел; 4) обеспечить определенный размер прибыли.

Нижняя граница цены определяется равенством поступлений платежей от страхователей и выплат страхового возмещения и страховых сумм по договорам плюс издержки страховой компании. При таком уровне цены страховая компания не получает прибыли по страховым операциям, поэтому предоставление страховой услуги по таким ценам для страховщика невыгодно. Верхняя граница цены страховой услуги определяется в первую очередь: 1) размерами спроса и предложения на нее; 2) величиной банковского процента по вкладам.

Так, при высоком спросе на определенную страховую услугу, когда существует массовая потребность в страховом покрытии определенных рисков, а число страховых компаний, предоставляющих такую услугу невелико, у страховщиков есть возможность в течение какого-то периода поддерживать высокий уровень стоимости данной страховой услуги. Страховые компании вынуждены снижать эту стоимость по мере насыщения страхового рынка предложениями страховых услуг.

Величина банковского процента оказывает значительное влияние на формирование цены страховых услуг. В первую очередь тенденции динамики банковского процента в сравнении с практикой страховых тарифов определяют решения клиента по поводу того, из каких источников ему изыскивать средства для покрытия возможных убытков при наступлении риска. Вполне вероятно, что взятая в банке ссуда или накопление в нем денег для самофинансирования может быть выгоднее, чем страховая защита рисков.

Кроме того, денежные средства, полученные страховщиком в виде страховых взносов и временно свободные до момента выплаты страховых возмещений, используются страховой компанией в коммерческих целях, т. е. инвестируются в ценные бумаги, в недвижимость, предоставляются в кредит. Таким образом, использование временно свободных средств страховщиком приносит ему дополнительный доход (инвестиционный доход), часть которого может предоставляться страхователем в виде определенного процента.

Стоимость страховой услуги, предоставляемой страховщиком, определяется также состоянием дел конкретной страховой компании, а именно величиной и структурой ее страхового портфеля, управленческих расходов, величиной доходов.

Следует отметить, что доходность различных видов страхования зависит еще и от фазы жизненного цикла, на которой находится определенная страховая услуга (страховой продукт): введение на рынок, рост спроса, насыщение рынка, спад продаж и уровня прибыльности, вытеснение с рынка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *