Дифференциация звуков ть ч

Дифференциация звуков Ч и ТЬ материал по логопедии на тему

Игра “В уголке Буквоеда”

На таблицах разбросаны буквы, из которых надо составить слова.

Найди нужную букву, запиши ее в подготовленную схему слева направо. Затем прочитать получившееся слово (грач, тигр).

Первая буква находится в правом верхнем углу. Запишите ее.

Вторая – в левом нижнем углу. Запишите.

Третья буква – в левом верхнем углу. Запишите.

Четвертая буква – в правом нижнем углу. Запишите.

Прочитай, какие слова получились. Сделай анализ слов. Какие цветные карандаши нужны?

Сколько в слове гласных звуков? Назови. Сколько всего согласных? Сколько твердых? Назови. Сколько мягких? Назови.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч-Т и Ч-Ть

Произносить слоги с этими звуками в разных вариациях.

Произносить слова со звуками Ч и Т.

Произносить слова со звуками Ч и Ть.

Произносить пары слов.

Чашка – тяжкий чайка – лентяйка

Чавкать – тявкать внучата – утята

Круча – крутят крольчата – котята

Мычать – мостят ворчат – вертят

Бачок – потёк бочонок – утёнок

Чёлка – тёлка зайчонок – котёнок

Ночёвка – путёвка бечёвка – потёмки

Мочёный – метёный печёный – плетёный

Чук – тюк чижик – тише мычит – летит

Каучук – утюг плечи – плети точить – катить

Чулан – тюльпан зайчик – зонтик овчина – паутина

Зачем – затем чернеть – терпеть

Качели – хотели чернота – теснота

Леченье – плетенье черенок – теремок

Черно – темно черноголовый – темноголовый

Вечер – ветер черноволосый – темноволосый

Калач – жевать врач – брать

Кумач – поймать поплачь – подать

Толочь – полоть тянуч – тянуть

Мяч – мять могуч – гнуть

Луч – муть прячь – пять

Дичь – пить печь – петь

Меч – иметь печка – Петька

лечь – клеть речка – редька

беречь – белеть напечь – напеть

Произносить предложения.

Горячий утюг. Тёплая печка. Тёмные тучи. Чужой котёнок. Тёмный чулан. Чугунный котёл. Тяжёлый чемодан. Плетёная бечёвка. Летят птички. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Сова днём прячется, ночью охотится. Наступил вечер, утих ветер. Плыли по небу тучки. Тучек – четыре штучки. Мячик бьют, а он не плачет, только ещё выше скачет.

ЗАГАДКИ

Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. (Часы.)

Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн.)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ТЬ (Т) — Ч

1. Дифференциация изолированных звуков Тъ — Ч.

Дифференцируя изолированные звуки Ть — Ч, рекомендуется использовать картинки-символы: Ть — молоточек стучит, Ч — паровоз едет.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ть (Т) — Ч.

тя — ча те — чо те — че тю — чу ти — чи

ча — тя чо — те че — те чу — тю чи — ти

3. Повтори обратные слоги со звуками Тъ (Т) — Ч.

ать — ач оть — оч уть — уч ыть — ыч ять — яч
ить — ич еть — еч ёть — ёч ють — юч яч — ять

4. Повтори слоги, где звуки Ть (Т) — Ч находятся между
гласными.

атя — ача атё — ачо ате — аче ати — ачи

отя — оча отё — очо оте — оче оти — очи

утя — уча утё — учо уте — уче ути — учи

ытя — ыча ытё — ычо ыте — ыче ыти — ычи

итя — ича итё — ичо ите — иче итю — ичу

5. Повтори слоги, где гласные находятся между согласны-

ми Ть (Т) — Ч. Тич — теч — тёч — тюч — тяч

6. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

чти — чте — чте — чтю — чтя

7. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

ачт — очт — учт — ычт — ичт — ечт — ечт — ючт — ячт

8. Повтори слова, где звуки Ть (Т) — Ч находятся в начале

слова.

тем — чем тюк — Чук тик — чик

тай — чай тайный — чайный тук — Чук

тюбик — чубик тех — чех ток — чок

тесно — честно тесто — честно

9. Повтори слова, где звуки Тъ — Ч находятся в середине слова.

петька — печка ноты — ночи

10. Повтори слова, где звуки Ть — Ч находятся в конце слова.

мять — мяч тянуть — тянуч

пугать — пугач меть — меч

11. Повтори слова, где звуки Тъ (Т) — Ч находятся в одном
слове.

12. Повтори словосочетания.

тыквенная начинка тонкая маечка тёмная туча

Митины ботиночки утиное яичко темная ночь

Вовочкина птичка тётин чемодан темные очки

13. Повтори предложения.

Три слова. У Катеньки мячик. Ниночка видит бабочку.

Четыре слова. Ученик Пе.тя покупает учебники. Девочки идут на почту. Котёнок хочет поймать бабочку. Катя даёт собачке косточку. На небе тёмные тучи.

Пять слов. Мамочка покупает дочке Танечке кофточку. Никита и Антон чинят тачку. Петя и Таня пекут пончики. Катя покупает пять пачек печенья. На печке спит котик Тимофей. У будочки тявкает Анечкина собачка.

Шесть слов. На тонких веточках у паучка паутина. Тётя Катя покупает очки в оптике.

Семь слов. Витя и Митя в тени едят пончики. Митя и Вовочка пьют чай с печеньем.

14. Повтори и отгадай загадки.*

Бежит, бежит — , Стучат, стучат, —

Не выбежит. Не велят скучать.

Течёт, течёт — . Идут, идут,

Не вытечет. (Река) А всё тут да тут. (Часы)

15. Повтори стихи*

У Мити пять котят, Моем, моем трубочиста

И все котята есть хотят. Чисто, чисто, чисто, чисто.

Е. Спивак Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!

К. Чуковский

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. А. Пушкин

16. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Тъ (Т)

— Ч. Перескажи рассказы.

Кто мычит?

А. Хмелёва

  1. Это кит? — Кит.
  2. Кит мычит? — Не мычит.
  3. А кто мычит? — Бычок мычит.

Я читаю

А. Хмелёва

17. Повтори скороговорки.

Ткач ткёт ткани на платки Тане. Водичка течёт, а печка печёт. Димочка Ниночке чинит ботиночки.

Танечка — у печки, Ванечка — на печке.

Витечка читает, Митечка мечтает.

Ткани ткачи ткут, Но не много наткут. А. Хмелёва

Ткёт ткач Тане Новые ткани. Потом наткёт ткани Тоне и Мане. А. Хмелёва

Внучек Тема — в маечке, Дочка Таня — в юбочке.

У девочек Анечки, Манечки И Танечки в баночках бабочки.

У Пети по чтению «пять», Он Катю научит читать. А. Хмелёва

У Димочки — котёночек, У Фимочки — утёночек; Котёночек — у Димочки, Утёночек — у Фимочки.

Стишки на дифференциацию звуков «Ч» и «ТЬ»

Мальчуган вздыхает ТЯЖКО:

Со стола упала ЧАШКА…

Свисают руки, словно ПЛЕТИ…

Давай, дружок, расправим ПЛЕЧИ!

Учим Тузика не ЧАВКАТЬ

И на деточек не ТЯВКАТЬ!

У коровы — ТЁЛОЧКА,

Рыженькая ЧЁЛОЧКА!

Нашему ЛЕНТЯЮ

Заварить ЛЕНЬ ЧАЮ!

На брусок НА ТЁСАНЫЙ

Брошу шарф НАЧЁСАННЫЙ!

Я в комнаты МЕТЁНЫЕ

Нёс яблоки МОЧЁНЫЕ!

Объясняет ГекУ ЧУК

Как использовать УТЮГ!

Сайд садится на ЧУРБАН,

Сайд снимает свой ТЮРБАН.

Пора признаться ЧЕСТНО:

В каморке нашей ТЕСНО!

У трубача давным-давно

От веток в комнате темно…

Темно, конечно, но ТРУБАЧ

Не хочет ветки ОТРУБАТЬ!

— Что тебя, братишка, МУЧИТ?

— Да меня в машине МУТИТ!

Мама будет тесто МЯТЬ —

Дети будут в МЯЧ играть!

Мама тортик будет ПЕЧЬ —

Дети песни будут ПЕТЬ!

Стали звать Каштанку ТЁТКА…

Трюки ТЁТКА знала ЧЁТКО!

Чтоб полить укроп и РЕДЬКУ,

За водой иду на РЕЧКУ!

Вот так ВЕЧЕР, ну и ВЕЧЕР!

Целый ВЕЧЕР свищет ВЕТЕР!

У девчонок и мальчишек

Нет пальтишек… ВЕТЕР, тише!

Тёме хочется ИМЕТЬ

Богатырский щит И МЕЧ!

Тетерев с тетёрочкой

Тёрли сыр на тёрочке!

Читатели, читайте!

Мечтатели, мечтайте!

Учителя, учите!

А молчуны — молчите!

Горка —КРУЧЕ, КРУЧЕ, КРУЧЕ…

Тёмочка педали КРУТИт…

КРУЧЕ горки не встречалось!

В чистом поле легче мчалось!

Симпатичный я бычок?

Почешите мне бочок!

Помоги мне, паучок,

Доплести воротничок!

Да за тяжесть не сочти —

Это пустячок почти!

У чистюли-тёти

Чистота в почёте!

Телеграмму на почте прочтите!

Не прочтёте — меня огорчите!

Вы, начальник, не скучайте

Без чернил и без печати!

Плыл тюленчик по теченью

Выразить своё почтенье

Тёлочке, телёночку,

Уточке, утёночку!

Вытирайте, птенчики,

Клюв о полотенчики!

Почистите ботиночки

Для Тёмочки и Тимочки!

Как старательны чижи!

Чертят, чертят чертежи!

Ночной порой в чулане

Темно, как в чемодане!

Свечою посветите,

Светильнички включите!

Дети, тише, не кричите!

Телефончики, молчите!

Не чирикать! Не чихать!

Будет Петечка читать!

На речке утку и утяток

Учитель повстречал когда-то

Кричала уточка:

— Учитель!

Моих утят читать учите!

Сборник упражнений по дифференциации звуков и букв Ч — ТЬ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ и БУКВ Ч – ТЬ

  1. Прочитать слоги. Записать их в тетрадь, четко проговаривая.

ТИ – ЧИ ЧЕ – ТЕ ЧУ – ТЮ

ЧЕ – ТЕ – ЧЕ ТИ – ЧИ – ТИ

ТИЧ ЧАТЬ ЧТИ ЧЕТИ

ЧТЕ ЧИТЬ ТЮЧ ЧУТИ

ЧУТЬ ТЕЧЬ ЧЕТЬ ЧАТЮ

  1. Выписать слова в два столбика по вопросам : что делать? Или что сделать?

  1. Изменить фразу по образцу. Я – ТЫ – МЫ – ВЫ — ОН – ОНА – ОНИ

Учиться различать звуки. Любить получать письма.

  1. Изменить фразу по образцу. Я – ТЫ – МЫ – ВЫ — ОН – ОНА – ОНИ

Любить встречать гостей. Уметь включать чайник.

  1. Изменить фразу по образцу. Я – ТЫ – МЫ – ВЫ — ОН – ОНА – ОНИ

Получать телеграммы. Встречать гостей. Отмечать праздник. Отметить в тетради. Включить телевизор. Приручить собаку.

  1. Вставить пропущенные буквы Ч или Т. Записать в тетрадь.

Буквы разные писа_ь

Тонким пёрышком в тетрадь

У_ат в школе.

Вы_ита_ь и умножа_ь,

Малышей не обижа_ь

У_ат в школе, у_ат в школе, у_ат в школе.

К _етырём прибави_ь два,

По слогам _ита_ь слова

У_ат в школе.

Книжки добрые люби_ь

И отзыв_ивыми бы_ь

У_ат в школе, у_ат в школе, у_ат в школе.

  1. Вставить пропущенные буквы Ч или Т.

  1. Вставить пропущенные буквы Ч и Т.

С_ у_ ал, _о_ ка, _ ас _ь, у_ и _ ель, _ и с_ ить, _етвер_ь, у_ и_ь, то_ и_ь, _ита_ь, ле_и_ь, п_и_ка, ап_е_ка, мол_а_ь, ску_а_ь, встре_а_ь.

  1. Вставить пропущенные буквы Ч или Т.

Выу_и_ь, пе_ата_ь, _ита_ель, рыба_и_ь, на_ина_ь, выклю_и_ь, на_ина_ь, _ихну_ь, _яну_ка, пе_а_ь, но_ева_ь, _юльпан_ик.

  1. Прочитать, записать в тетрадь.

Нянчить детей, промочить ноги, прочитать книгу, вручать подарок, отвечать учителю, начать чинить, отучить от привычки, вручить читателю.

  1. Прочитать предложения. Записать в тетрадь. Подчеркнуть буквы Ч и Т.

Доктор будет лечить Ваню. Катя умеет печатать. Дед любит плотничать. Читатель идёт в библиотеку. Дети начали полдничать. Учитель будет учить детей. Витя начал читать книгу. Дайте девочке понянчить куклу.

  1. Прочитать предложения. Вставить пропущенные буквы Ч и Т. Записать в тетрадь.

  1. Прочитать, записать в тетрадь, вставляя пропущенные буквы Ч и Т.

Нян_и_ь де_ей, промо_и_ь ноги, про_ита_ь к_игу, вру_а_ь подарок, отве_а_ь у_и_елю, на_а_ь _инит_, оту_ить от привы_ки, вру_ить _ита_елю.

  1. Прочитать таблицу. Сначала слова с буквой Ч, затем – слова с буквой Т. Какое слово вы не прочитали? Прочитать «ласковые» слова, слова во множественном числе, слова, обозначающие действия предметов.

  1. Определить место звука в словах.

Ч – стучал, чучело, точечки, столичный, тысяча, распечатал, стручок, чемоданчик, течёт, чересчур, находчивый, очки.

Т – терпеть, тетерев, часть, потерять, тяжесть, требовать, чтение, учитель, третий, увеличить, теребить, чистить, четверть.

  1. Составить предложения со словами.

МЯЧ – МЯТЬ

ПЕЧЬ – ПЕТЬ

ВЕЧЕР – ВЕТЕР

  1. Изменить фразу по образцу. Я – ТЫ – МЫ – ВЫ — ОН – ОНА – ОНИ

Хотеть учить

Хотеть чертить

Хотеть читать

Хотеть починить

Хотеть лечить

  1. Прочитать таблицу.

  1. Найти ошибки в словах. Записать правильно.

Хочели, учёнок, катели, кочёнок, тисто, дечи, тисло, карчина, бочка, масчер, мятик, писачь, кисчи, потька.

  1. Переставить буквы, чтобы получилось слово.

ИКПИРЧ –

ПАТКЕА –

АКВУНЧ –

ЕЧНТИЕ –

  1. Прочитать, записать в тетрадь.

Отчий дом, нянчить внуков, волчий аппетит, коротенькая чёлочка, лечить горчичниками, чуть покороче, налить чаю.

  1. Прочитать, записать в тетрадь.

Нянчить детей, промочить ноги, прочитать книгу, вручать подарок, отвечать учителю, начать чинить, отучить от привычки.

  1. Прочитать. Записать в тетрадь.

Течение речки, птичка – невеличка, новая аптечка, утечка газа, птенчики в гнезде, знакомый мотивчик, бросать мячи.

  1. Прочитать предложения. Записать в тетрадь.

У Ниночки новые очки. У Вити папа – печник. У Никиты горит ночник. Прочти эту книгу. У Вики клетчатые брючки. Галчонок тихо поёт. Кот начал урчать.

  1. Записать предложения по памяти.

Надо налить чаю.

Нина не хочет надевать перчатки.

На бланки ставят печати.

Учитель чертит схему.

  1. Записать предложения по памяти.

Надо вытереть чашки.

Тигры громко зарычали.

Никитина чашка разбилась.

Солнечный лучик светит в окно.

  1. Записать предложения по памяти.

Врач будет лечить Нину.

Телёнок умеет мычать.

Тело рыбы покрыто чешуёй.

Чиж – маленькая птичка.

Ч – ТЬ № 1 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч – ТЬ

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 10

Ча – тя ач – ать тя – ча – тя

Тя – ча яч – ять ча – тя – ча

Чо – тё ать – ач чо – тё – чо

Тё – чо ять – яч тё – чо – тё

Чи – ти оч – оть чи – ти – чи

Ти – чи ич – ить ти – чи – ти

Чу – тю уть – уч чу – тю – чу

Тю – чу еть – ечь тю – чу – тю

Катится тачка. Теленок мычит. Учитель читает. Горячий утюг. Тяжелая пачка. Тесный чулан. Пять чеков. Плетеная бечевка. Темная ночь. Точить меч. Теплый калач. Получать сдачу. Полоть чечевицу. Погнуть ключ. Пять учебников. Тесная полочка. Теплый чайник. Пить чай. Топить печь.

Ч – ТЬ №2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч – ТЬ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, СТИХАХ

Тема чистит ботинки. Петя сидит на печи. У тюльпана четыре тычинки. Птичка вылетела из клеточки. В темной комнате светится ночник. В чайнике почти не осталось воды. Тема починил тете чугунный котел. Надо послать Галочку на почту. Дети с увлечением кидали мяч. дети хотели качаться на качелях. По небу ползет черная туча. Девочка потеряла зонтик. Тема в темноте наткнулся на печку. Мяч закатился в чулан. Собака Чапа тявкала на зайчат и утят. Солдат чистил котел из-под ячневой каши. У тети есть котята, утята, телята, зайчата. Вечером, в темноте, Танечка и Олечка сбились с пути и налетели на плетень. Надо истопить печь и напечь гостям печенья. Пейте, дети , теплое молоко и ешьте печенье. Пойдите в чулан и возьмите чуточку мучки и чая. Учитель велел ученикам приготовить к понедельнику сочинение на свободную тему.

В этот час Чести золото не купит.

На всех часах Честный чести не

Тихий час, уступит.

Тихий час. Честь нужна ему как

Стрелки ходят свет.

На носках Рад продать ее

В этот час, бесчестный,

Тихий час. Но, как всякому известно,

У бесчестных чести нет.

Ты зачем примчалась, птичка?

К родничку, где льет водичка?


— Прилетела я попить,

Малых птенчиков умыть!

Ш №1 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В ПРЯМЫХ СЛОГАХ, СЛОВАХ

ША – ШО – ШУ ШИ – ШЕ – ША

ШО – ШУ – ША ШЕ – ШУ – ША

ШУ – ША – ШО ШИ – ШУ – ШЕ

ШЕ – ШУ – ШО ШУ – ШИ – ША

Повторять слова с ударными слогами:

Шаль, шахта, шаг, шар, шайба, шавка, ушанка, мышата, большая, дышать, лошадка, шахматы, лапша.

Шёл, шёпот, шорох, шёлк, петушок, порошок, пушок, мешок, большой, гребешок, ушёл, нашёл, пришёл.

Шить, шило, ширма, шире, пиши, камыши, кувшин, ерши, малыши, ошибка, машина, шили, решили.

Шутка, Шура, шутит, шум, шуба, мишутка, тушу, пишу, дышу, прошу, ношу, шея, шейка, шей, решение, мишень, ошейник.

Повторять слова с безударными слогами:

Шалун, шакал, шалить, ваша, наша, Даша, Миша, Наташа, Алеша, крыша.

Шутник, шуруп, чешуя, мишура.

Шиповник, широкий, шипеть, мыши, уши, ландыши, ладоши, камыши, горошина, хороший, тишина, младший.

Ш №2 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В ЧИСТОГОВОРКАХ

Ша – ша – ша – шапка Ша – ша – ша – мама моет малыша

Шо – шо – шо – шов Шу – шу – шу – я письмо пишу.

Шу – шу – шу – шуба Шо – шо – шо — говорю я хорошо.

Ши – ши – ши – шина Ши – ши – ши – как сапожки хороши.

Ше – ше – ше – шея

Ши – ши – ши, ши – ши – ши Шо – шо – шо, шо – шо — шо

Что-то шепчут камыши. – Я пишу уж хорошо.

Ше – ше – ше, ше – ше – ше Шу – шу – шу, шу – шу — шу

Это утка в камыше. – Все, что хочешь, напишу.

Ша – ша – ша, ша – ша – ша Ши – ши – ши, ши – ши — ши

Выходи из камыша! «Ешьте кашу» — напиши

Ше – ше – ше, ше – ше – ше Шу – шу – шу, шу – шу — шу

Нет уж утки в камыше. — Это я уж напишу.

Ши – ши – ши, ши – ши – ши Шо – шо – шо, шо – шо — шо

Что – то шепчут камыши? — Вижу, пишешь хорошо.

Ш №3 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В СЛОВАХ, ЧИСТОГОВОРКАХ, ФРАЗАХ

Ша – ша – ша – наша Маша хороша.

Шо – шо – шо – говорим мы хорошо.

Шу – шу – шу – помогите малышу.

Ши – ши – ши – на поляне малыши.

Штамп, штаб, штопка, штопор, шторы, штука, штурвал, штык.

Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкура

Шланг, шлак, шла, шлем, шли, шлюпка, шляпа.

Шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпатель, шпилька, шпион.

Наша школа. Швейная машина. Шумные шалуны. Шелковая шаль. Душистый шампунь. Дашина шапка. Шелуха шиповника. Шутник Мишутка. шумят камыши. Шпиль башни. Машина школа. Хоккейная шайба. Полный штиль. Длинный шланг. Тушеный шпинат. Платяной шкаф. Шпулька ниток. Липкая мышь. Мягкая подушка. Зеленая лягушка. Пышная плюшка. Хоккейная клюшка. Маленькая мошка. Душистые ландыши. Наша бабушка. Душная комната. Теплая шуба. Шипы шиповника. Наташины галоши. Гладкий шов. Штык винтовки. Мамины шпильки. Большой шмель. Шины для машины. Глубокая шахта. Катушка шелка. Пшенная каша. Шелковая штопка. Пушистая шляпа.

Вот каша. Даша ест кашу. У Шуры новая шуба. У Паши шуба и шапка. Малыш шагает в школу. У реки камыш. Камыш шумит. Наташа пишет. На дороге шумит машина. Наш котенок – шалун. Хороши ландыши.

Ш №4 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА Ш В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ, СЛОВАХ

АШ – ОШ – УШ ЫШ – УШ – ОШ

ЯШ – ЁШ – ЮШ ЕШ – ИШ – ЮШ

АШ – ЯШ – ЮШ ИШ – ЫШ – АШ

ЁШ – ЯШ – УШ ЫШ – ИШ – ЕШ

Наш, ваш, пашня, башня, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, чашка.

Крошка, мошка, окошко, лукошко, ладошка, горошек, картошка, окрошка, кошка.

Душ, ушки, пушка, мушка, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, ракушка.

Крышка, малышка, пышка, вышка, мартышка, покрышка, малыш, камыш.

Гуляш, бляшка, Яша, Алёша, рыбешка, лепешка, матрешка, льешь, пьешь, поешь, трешь, берешь.

Орешки, пешки, вешки, ешь, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь, ворчишь.

Ш №5 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В СЛОВАХ , ЧИСТОГОВОРКАХ И

ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Башлык, башмак, кашне, каштан.

Ушли, петушки, бабушка, дедушка, Аленушка, Буренушка, тушканчик, ландыш, детеныш, донышко, перышко, пятнышко

Полюшко, брюшко, мякиш, финиш, кормишь, валишь, делишь, пилишь, даришь.

Аш – аш – аш – дайте карандаш. Ашка – ашка – летит букашка.

Ош – ош – ош – у меня нож. Ошка – ошка – на окошке кошка.

Уш – уш – уш – теплый душ. Ушка – ушка – лягушка – квакушка.

Иш – иш – иш – у меня малыш. Ишка – ишка – маленькая мышка.

Кошка ловит мышку. Алеша, надень рубашку. Ребята играют в кошки-мышки. У кошки ушки на макушке. Наташа чистит картошку. Малыш, надень калоши. На столе чашка, в ней ложка. Воробышек клюет зернышки. Маша пошла в школу. Мама шьет на швейной машине. У бабушки шелковая шаль. Даша вымыла голову шампунем. Лушина шапка упала под вешалку. Наташа и Миша нашли ландыши. В Машиной шкатулке много шпулек и катушек. Маша пришила Паше вешалку на шинель. Луша надела шубу, шапку, шарф, валенки и пошла гулять с Наташей. Алеша нашел много волнушек и шампиньонов. Луша шила голышу штанишки и шапку. Большой шмель летал над душистой липой.

Дифференциация звуков «Ч» и «ТЬ»

1
Мальчуган вздыхает тяжко:
Со стола упала чашка…

2
Свисают руки, словно плети…
Давай, дружок, расправим плечи!

3
Учим Тузика не чавкать
И на деточек не тявкать!

4
У коровы — Тёлочка,
Рыженькая чёлочка!

5
Нашему лентяю
Заварить лень чаю!

6
На брусок на тёсаный
Брошу шарф начёсанный!

7
Я в комнаты метёные
Нёс яблоки мочёные!

8
Объясняет Геку Чук
Как использовать Утюг!

9
Саид садится на чурбан,
Саид снимает свой тюрбан.

10
Пора признаться честно:
В каморке нашей тесно!

11
У трубача давным-давно
От веток в комнате темно…
Темно, конечно, но трубач
Не хочет ветки отрубать!

12
— Что тебя, братишка, мучит?
— Да меня в машине мутит!

13
Мама будет тесто мять —
Дети будут в мяч играть!
Мама тортик будет печь —
Дети песни будут петь!

14
Стали звать Каштанку тётка…
Трюки тётка знала чётко!

15
Чтоб полить укроп и редьку,
За водой иду на речку!

16
Вот так вечер, ну и вечер!
Целый вечер свищет ветер!
У девчонок и мальчишек
Нет пальтишек… ветер, тише!

17
Тёме хочется иметь
Богатырский щит и меч!

18
Тетерев с тетёрочкой
Тёрли сыр на тёрочке!

19
Читатели, читайте!
Мечтатели, мечтайте!
Учителя, учите!
А молчуны — молчите!

20
Горка — круче, круче, круче…
Тёмочка педали крутит…
Круче горки не встречалось!
В чистом поле легче мчалось!

21
Симпатичный я бычок?
Почешите мне бочок!

22
Помоги мне, паучок,
Доплести воротничок!
Да за тяжесть не сочти —
Это пустячок почти!

23
У чистюли-тёти
Чистота в почёте!

24
Телеграмму на почте прочтите!
Не прочтёте — меня огорчите!

25
Вы, начальник, не скучайте
Без чернил и без печати!

26
Плыл тюленчик по теченью
Выразить своё почтенье
Тёлочке, телёночку,
Уточке, утёночку!

27
Вытирайте, птенчики,
Клюв о полотенчики!

28
Почистите ботиночки
Для Тёмочки и Тимочки!

29
Как старательны чижи!
Чертят, чертят чертежи!

30
Ночной порой в чулане
Темно, как в чемодане!
Свечою посветите,
Светильнички включите!

31
Дети, тише, не кричите!
Телефончики, молчите!
Не чирикать! Не чихать!
Будет Петечка читать!

32
На речке утку и утяток
Учитель повстречал когда-то
Кричала уточка:
— Учитель!
Моих утят читать учите!

33
Сидят на полочке енотики —
Блестят игрушечные носики!
Спуститесь с полочки, енотики,
Потрогать дайте ваши носики!

34
Жучка Мурку тяпнула,
Мурка Жучку цапнула!

35
Дочка, некогда, прости!
Сказочку сама прочти!

36
Сказочку простую
Братику прочту я…

37
Сима через ситечки
Чай лила для Витечки!

38
Симочка для Сенечки
Села чистить семечки!

39
Дочурка нашей птичницы —
Отличница опять!
Мечтает дочка птичницы
Учительницей стать!
А доченьке молочницы
Чего только не хочется! —
Циркачкой стать и лётчицей,
Врачом и переводчицей!

40
Документ. На нём — печать:
«Здесь — не хныкать! Не пищать!»

41
Зубы волк пошёл точить,
Чтоб добычу утащить!

42
Перед тем, как печь топить,
Надо нам чаёк допить!

43
Я не могу никак постичь:
Куда в лесу пропала дичь?

44
Я нарисую ветки, почки…
Рисунок вам пришлю по почте!

45
Бабушка, надень очки!
Внучке сказочки прочти!

46
Есть у птички-тётеньки
Птенчик желторотенький!

Дифференциация звуков [Ч] —  [Ть]

Различение звуков ч — т’ в изолированном произнесении в слогах

Задание 1. Выдели начальный звук ч или т’ из слов чемо­дан, тележка. Сравни их по артикуляции, по месту образова­ния: а) Что общего имеют эти звуки? б) Чем они отличаются?

Задание 2. Выдели звуки ч и т’ из слов. Логопед произносит слово, дети называют звук ч или т» а) в начале, б) в середине и в) в конце слова.

Образец. Чулок (ч), терка (т’).

в) Мяч, мыть, шить, беречь, смотреть, стеречь,
крыть, калач, сеть, сечь, косить, силач, грач, видеть
врач, ткач.

Задание 3. Произнеси слоги отраженно.

ЧА —ТЯ ЧИ —ТИ ТЯ —ЧА ТИ-ЧИ

ЧО —ТЕ ЧЕ —ТЕ ТЕ —ЧО ТЕ —ЧЕ

ЧА — ТЯ ТЮ —ЧУ АЧ —АТЬ ИЧ — ИТЬ

ТЯ —ЧА ЧЕ —ТЕ ЧО —ОТЬ ЕЧ —ЕТЬ

ЧУ —ТЮ ТЕ —ЧЕ УЧ —УТЬ

Задание 4. Запомни и воспроизведи слоговые ряды.

ЧА—ТЯ —ЧА 40 —ТЕ —40 ТЯ — Ч А — ТЯ ТЕ — 40 — ТЕ

ЧА —ТЯ —ЧА —ТЯ ТЮ —ЧУ —ТЮ—ЧУ

Задание 5. Выдели начальные слоги из слов. Образец. Чаша (ча), тюлень (тю).

Тело, чугун, тихо, чижик, чулок, тюлень, тюря, чудо, тина, чихать, тени, чулан.

Различение звуков ч — г’ в словах

Задание 6. Закончи слова, добавив слоги ча или тя. Про­изнеси все слова.

Образец. Све…(ча) — свеча, Ми…(тя) — Митя,

Те.. .(тя), Пе.. .(тя), да.. .(ча), Ви.. .(тя), зада.. .(ча), ветре.. .(ча), ди.. .(тя), кру.. .(ча), кру.. .(тя), алы… (ча).

Задание 7. Произнеси слова парами. Выясни смысл слов. Ответь на вопрос: какими звуками отличаются эти слова?

Крутя — круча, челка — телка, чело — тело.

Задание 8. Измени слова по образцу:

Тигренок — тигреночек, котенок —… , утенок — … , теленок — … , грачонок —… .

Тетрадь — тетрадочка, скатерть —… , тень —… , ветер —… , катер —… .

Светить — свечу, лететь — … , пыхтеть —… , топтать —… , молчать —… , кричать —… , све­тить —… , хотеть —… .

Кручу — крутить, свечу —… , верчу —… , захо­чу—… , стучу —… , молчу —… , топочу—… , топчу —… , кричу —… , пыхчу — … .

Кричит — кричать, молчит —… , звучит — … . ворчит —… .

Я качу, ты катишь. Я лечу, ты … .Я кричу, ты … . Я кручу, ты …. Я хочу, ты … . Я верчу, ты ….

Задание 9. Подними правую руку, если в слове услышишь звук ч, левую — т’, обе руки, если в слове услышишь оба

звука.

Задание 10. Рассмотри картинки. Разложи их в две колон­ки по звукам ч и г’. Назови их.

Приблизительный перечень картинок: тюль­пан, ключик, телефон, мальчик, скатерть, черепаха, печенье, тетрадь.

Задание 11. Вспомни героев сказок, в названии которых есть звуки ч или т’ (Чиполлино, Буратино).

Задание 12. Отгадай загадки. Назови, какой звук (ч или г’) содержится в отгадке.

Загадки для отгадывания.

Всю жизнь хожу, Сетка густая

Никуда не захожу. Мух не отпускает.

(Часы.) (Паутина.)

Летом вырастают, Без рук, без ног,

А осенью опадают. А ворота отворяет.

(Листья.) (Ветер.)

В избе изба, Его бьют, а он не плачет,

На избе труба. Только выше, выше

Зашумело в избе, скачет. (Мячик.)

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет.(Печка.)

Задание 13. Нарисуй картинки, в названии которых слы­шишь звуки ч или г’. Назови свои рисунки.

Количество рисунков определяет логопед. Это Задание можно дать на дом.

Дифференциация звуков ч — т’ в предложениях

Задание 14. Произнеси словосочетания отраженно.

Уточка с утятами. Чай с печеньем. Степные цве­точки. Кошечка с котятами. Калачи с тмином. Жел­тенькая наволочка. Учитель с учеником. Телятина с чесноком.

Задание 15. Придумай предложения со словосочетаниями (см. предыдущее Задание).

Образец. Гуляют уточка с утятами.

Задание 16. Посчитай птенчиков.

Логопед выставляет картинки, изображающие птенчиков в разных количествах, и предлагает детям их пересчитать.

Один птенчик. Два птенчика. Пять птенчиков. Че­тыре птенчика. Шесть птенчиков.

Задание 17. Составь условия задачи со словосочетаниями (см. предыдущее Задание).

Задание 18. Произнеси отраженно предложения. Ответь на вопросы целым предложением самостоятельно.

Витя читает Мите. Кто кому читает?

Мы учимся петь, читать и говорить. Чему мы учимся?

Витя и Митя пили чай с печеньем.

С чем пили чай Митя и Витя?

Задание 19. Произнеси отраженно. Выучи наизусть.

Считалочка

Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять.

Пословица

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Загадка

Хоть и круглый, а не мяч. Рта не видно, а кусач.

Мячик

Мячик мой, лети высоко. Мячик мой, лети далеко!

Задание 20. Прослушай рассказ, Ответь на вопросы. Пере­скажи, как запомнил.

Чижик

У Пети был чижик. Чижик в клетке не пел. Петя пришел к чижику.

Пора тебе, чижик, петь!

Пусти меня погулять, весь день буду петь.

Кто был у Пети?

Что сказал Петя чижику?

Что ответил чижик?

Как ты думаешь, почему чижик не пел?

Жучка и кость

Несла Жучка кость через мостик. Глядь, в воде ее тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

Выражения для объяснения: пришло Жучке на ум.

Задание 21. Прослушай стихотворения. Произнеси отра­женно. Заучи наизусть (по выбору логопеда).

Про галку

Скачет галка по Напали на галку

ельничку, разбойники,

Бьет хвостом по Сняли они с галочки синь

березничку. кафтан.

Ох, не в чем галочке Плачет галка,

По городу гулять. Да негде взять!

Колыбельная

Котя, котенька, коток, Нашу Мурочку качать,

Котя — серенький Прибаюкивать.

хвосток! Уж как я тебе, коту,

Приди, котя, ночевать, За работу заплачу… (К. Чуковский.)

Перчатки

Потеряли котятки

На дороге перчатки

И в слезах прибежали домой:

Мама, мама, прости,

Мы не можем найти,

Мы не можем найти

Перчатки!

Потеряли перчатки?

Вот дурные котятки!

Я вам нынче не дам пирога

Мяу-мяу, не дам,

Мяу-мяу, не дам,

Я вам нынче не дам пирога!

Побежали котятки,

Отыскали перчатки

И, смеясь, прибежали домой:

Мама, мама, не злись,

Потому что нашлись,

Потому что нашлись

Перчатки!

Отыскали перчатки?

Вот спасибо, котятки!

Я за это вам дам пирога.

Мур-мур-мур, пирога,

Мур-мур-мур, пирога,

Я за это вам дам пирога?

Дифференциация звуков[ч]-[ть]

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 11

Приступать к дифференциации можно только после того, как звук будет поставлен и автоматизирован.

v Произносить (читать) слоги.

v ча—та ча—тя
чо—то чо—тё
чи—ты чи—ти
уч—уть уть—уч
еч—еть еть—еч
ач—ать яч—ять
ать—ач ять—яч
оч—оть оть—оч
ич—ить ить—ич
та—ча—тя ты—чи—ти
то—чо—тё те—че—те
ту—чу—тю

v Произносить (читать) слова.

Чо—тё, чё—тё: бачок—потёк, чёлка—тёлка, бочонок—утёнок, прочёл—котёл, зайчонок—котёнок, чёрный—тёмный, чёткий—тётка, чёсаный—тёсаный, ночёвка—путёвка, бечёвка—потёмки, мочёный—метёный, печёный—плетёный.

Чу—тю, чи—ти: чук—тюк, каучук—утюг, чулан—тюльпан, чижик—тише, плечи—плети, зайчик—зонтик, мычит—летит, точить—катить, овчина—паутина.

Че—те: зачем—затем, качели—хотели, леченье—плетень, черно—темно, вечер—ветер, чернеть—терпеть, чернота—теснота, черенок—теремок, черноголовый—темноголовый, черноволосый—темноволосый.

Ач—ать: калач—желать, трубач—срубать, кумач—поймать, врач—брать, вскачь—искать, поплачь—послать.

Оч—оть, уч—уть, яч—ять: толочь—полоть, тянуч—тянуть, мяч—мять, луч—муть, могуч—погнуть, впрячь—пять.

Ич—ить, еч—еть: дичь—водить, меч—иметь, печь—петь, лечь—клеть, печка—Петька, речь—смотреть, речка—редька, беречь—белеть, натечь—надеть, напечь—запеть.

v Произносить (читать) словосочетания и предложения.
Горячий утюг. Тёплая печка. Тёмные тучи. Чужой котёнок. Тёмный чулан. Чугунный котёл. Тяжёлый чемодан. Плетёная бечёвка. Летят птички. Мальчики катят тачку. В тачке кирпичи. Долбит деревья дятел, но их он не калечит, а только лечит. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Мячик бьют, а он не плачет и только скачет. Сова днём прячется, ночью охотится. Наступил вечер, и утих ветер. Плыли по небу тучки. Тучек — четыре штучки.

v Загадки.

Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. (Часы)

Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн)

По дороге, по пути весело качу.
А с конца меня прочти — нож я наточу.(Колесо — оселок)

Пять мальчиков, пять чуланчиков.
Разошлись мальчики в тёмные чуланчики.
Каждый мальчик в свой чуланчик. (Перчатка)

Из железа тучка,
А у тучки — ручка.
Эта тучка по порядку
Обошла за грядкой грядку. (Лейка)

v Произносить (читать) тексты.

Барсучиха-бабушка
Испекла оладушков,
Угостила двух внучат —
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С рёвом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?
(Г. Белозёров)

Были бы у ёлочки ножки,
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.

v Выучить наизусть стихотворения.

Наша Таня.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч!
(А. Барто)

Кто чего хочет?
Хочет твой бумажный змей
Взвиться в небо к тучам.
Хочет жёлудь стать скорей
Деревом могучим.
Хочет поле, хочет сад
Солнечной погоды.
Мирно, дружно жить хотят
На земле народы.
(С.Погореловский)

v Произносить (читать) и пересказывать тексты.

Яичко.

Сейчас я вам кое-что покажу. Вот три яичка. Вы, конечно, думаете, что яички птичьи? И я так считал, когда увидел четыре таких яичка в листьях. Птичка мне не встретилась, и любопытно было узнать, чьи эти яички.
Через три дня я опять был на том месте. Птички опять не было, а яички лежали. Они набухли, а в одном намечалась дырочка: вот-вот высунется птичий нос.
Дырочка увеличилась, и из яичка выполз тёмный уж. Вот так птичка! Так я не отличил птичье яичко от ужиного.
Забрал я три яичка. Вот они. Очень похожи на птичьи, нелегко их отличить.

(По Н. Сладкову)

Паучок.

Плетёт паучок паутинку. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой — сплёл паутинку. Сплёл, а сам притаился: «Попадёт муха в паутину большая — наемся».
Летела птичка-синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой — всю паутину разорвала и улетела.
Дёргается паутина — паучок думает: «Большая муха попалась».
Смотрит паучок — ни мухи, ни паутинки.

Date: 2015-12-13; view: 603; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *