Протекционизм естественная реакция

Протекционизмборется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Политика экономического протекционизма: плюсы и минусы

Протекционизм — естественная реакция многих стран на экономический кризис. Государства стремятся сохранить рабочие места, защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений. Такая политика, с одной стороны, оказывает содействие развитию национального производства и защиты отечественного производителя, а с другой – может привести к застойным явлениям в экономике, усилению монополизма и снижению конкурентоспособности национальных товаров.

Преимущества политики протекционизма:

1) Протекционизм защищает молодые отрасли хозяйства страны. Новые отрасли, зарождающиеся в одних странах, но уже развитые в других, без защиты, могут погибнуть, не развившись, в условиях конкуренции с иностранной продукцией. На стадии становления отрасли ее продукция часто не в состоянии конкурировать с продукцией из-за рубежа, в виду того, что ее цена выше, чем у товаров-конкурентов, а качество ниже. В данном случае внутренние потребители будут приобретать товар по более высоким ценам, но с надеждой на снижение их в перспективе.

Таможенные платежи являются важным источником дохода бюджета государства

Протекционизмборется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции.

4) Протекционизм обеспечивает национальную и экономическую безопасность. Многие экономисты и политики считают, что самообеспечение (или ограничение импорта) необходимо в целях национальной и эк-ой безопасности. В соответствии с этим относительно неэффективные внутренние отрасли, производящие военно-стратегические материалы и продукцию, следует изолировать от иностранной конкуренции. Неизбежным следствием подобного протекционизма будет рост цен для внутренних потребителей.

Недостатки политики протекционизма:

1) Протекционизм создает благоприятные условия для возникновения и поддержки внутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере, что связано с ограничением конкуренции.

2) Протекционизм замедляет экономический рост.Тарифы ведут к сокращению объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуя на мировую экономику и на уровень благосостояния страны. Защита отечественных производителей может привести к самоизоляции страны, консервации отсталых затратных производств. Протекционизм сводит на нет формирование и плоды специализации страны. При свободной торговле каждая страна имеет возможность выделять и развивать свои наименее затратные и наиболее конкурентоспособные отрасли, наиболее полно реализуя свои различные выгоды (например, географическое положение). Протекционизм препятствует этому, т.к. приходится перераспределять ресурсы между более и менее эффективными производствами, чтобы удовлетворять разнообразные потребности внутреннего рынка.

3) Протекционизм, в частности одностороннее введение тарифов, нередко приводит к торговым войнам и подрыву международной торговли.

4) Протекционизм не способствует снижению цен. Импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен

5) Протекционизм косвенно подрывает экспорт страны.Сокращая доходы других стран при защите внутреннего рынка от их производителей, государство сокращает их доходы и возможность экспортировать, в том числе и его продукцию.

Таким образом, политика протекционизма обладает привлекательными положительными и настораживающими отрицательными сторонами.

Но с другой стороны, Наше сельское хозяйство никогда не будет столь же эффективным, как в США или Западной Европе. При тех же затратах семян, топлива, удобрений, труда, мы всегда будем получать вдвое-втрое меньше готовой продукции, и она всегда будет худшего качества. А большинство видов продуктов мы вообще получать не можем (поскольку большинство видов, сортов и пород с/х растений и животных у нас просто не живет). То есть соотношение «затраты-выпуск» в сельском хозяйстве у нас всегда было, есть и будет хуже, чем в среднем по миру, то есть «эффективность» у нас всегда ниже. У нас не будет «конкурентоспособной» инфраструктуры, никогда. Издержки на получение одинакового уровня комфорта в нашей стране выше, чем в наиболее благоприятных регионах, в несколько раз. Транспортная доступность, обеспечение водой, связью и электроэнергией у нас всегда обходились, обходятся и будут обходиться дороже, чем в более благоприятных странах. Та же ситуация в обрабатывающей промышленности. Разумеется, речь идёт о сравнении экономик, управляемых одинаково хорошо (или одинаково плохо), и, разумеется, не находящихся в состоянии войны, блокады или экономических санкций. Мы можем быть более эффективными по сравнению с какой-нибудь страной, находящейся в конфликте – но к счастью большинство стран в мире благополучны. наши сельхоз- и промышленные предприятия неизбежно проиграют зарубежным конкурентам. Поэтому нельзя одновременно пытаться создать в России многоотраслевую экономику, занимающую всё работоспособное население, и «царство безграничной конкуренции». Конкуренция должна действовать внутри российского рынка, когда проигрыш одного предприятия компенсируется успехом другого, то же российского. Что же делать, если мы хотим получить развитую, диверсифицированную экономику, в условиях её внешней неконкурентоспособности. Ответ есть — Этот метод – протекционизм, протекционистская политика. Суть протекционизма или протекционистской политики проста: целью её является полное использование производительных сил государства (особенно – трудовых ресурсов), а главным методом – таможенно-тарифное регулирование внешней торговли.

Протекционизм

Политика экономического протекционизма: плюсы и минусы
Протекционизм — естественная реакция многих стран на экономический кризис. Государства стремятся сохранить рабочие места, защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений. Такая политика, с одной стороны, оказывает содействие развитию национального производства и защиты отечественногопроизводителя, а с другой — может натолкнуться на ответные меры других государств, привести к застойным явлениям в экономике, усилению монополизма и снижению конкурентоспособности национальных товаров.
Проведем анализ положительных и отрицательных сторон протекционизма. К преимуществам протекционизма обычно относят следующие моменты:
1) Протекционизм защищает молодые отрасли хозяйства страны. Новые отрасли,зарождающиеся в одних странах, но уже развитые в других, без защиты, (хотя бы временной), могут погибнуть, не развившись, в условиях конкуренции с иностранной продукцией. На стадии становления отрасли ее продукция часто не в состоянии конкурировать с продукцией из-за рубежа, в виду того, что ее цена выше, чем у товаров-конкурентов, а качество ниже. Новая отрасль нуждается во временной защите со стороны государства,которая позволит ей развиться. В данном случае внутренние потребители будут приобретать товар по более высоким ценам, но с надеждой на снижение их в перспективе.
2) Таможенные платежи являются важным источником дохода бюджета государства. Во многих развивающихся и слаборазвитых странах эта статья доходов очень важна для бюджета. Так, в Республике Беларусь доля таможенных платежей в доходной частиреспубликанского бюджета в 2008 году составила около 30%. Следует отметить, что усиление протекционизма может вызвать обратный процесс и лишить государство данного вида поступлений.
3) Протекционизм борется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции. В результате сокращения производства из-за поражения национальной отрасли в конкурентной борьбе с иностранными производителямипроисходит сокращение рабочих мест, что вызывает дополнительные нагрузки на бюджет для выплат пособий по безработице, также упадет уровень жизни и потребления в стране. Протекционистская защита отрасли будет способствовать снижению структурной безработицы, по крайней мере, в краткосрочном периоде.
4) Протекционизм обеспечивает национальную безопасность. Многие экономисты и политики считают, чтосамообеспечение (или ограничение импорта) необходимо в целях национальной безопасности. В соответствии с данным аргументом относительно неэффективные внутренние отрасли, производящие военно-стратегические материалы и продукцию, следует изолировать от иностранной конкуренции. Неизбежным следствием подобного протекционизма будет рост цен для внутренних потребителей.
Разумеется, этипреимущества протекционизма далеко не бесспорны. Например, сложно определить, когда именно молодая отрасль будет в состоянии конкурировать с иностранными предприятиями, сложно не допустить консервации «временных» протекционистских мер.
В целом большинство современных экономистов считают, что протекционизм отрицательно влияет на мировую торговлю, и выделяют следующие его недостатки:
1) Протекционизм создает благоприятные условия для возникновения и поддержкивнутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере, что связано с ограничением конкуренции.
2) Протекционизм замедляет экономический рост. Тарифы ведут к сокращению объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуя на мировую экономику и на уровень благосостояния страны. Защита отечественных производителей может привести к самоизоляции страны, консервации отсталых затратныхпроизводств. Протекционизм сводит на нет формирование и плоды специализации страны. При свободной торговле каждая страна имеет возможность выделять и развивать свои наименее затратные и наиболее конкурентоспособные отрасли, наиболее полно реализуя свои различные выгоды (например, географическое…

Протекционизм в МЭС и проблемы экономической безопасности при либерализации внешнеэкономических связей

⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 33

Протекционизм – это преднамеренная политика правительств некоторых стран, направленная на повышение барьеров торговли, таких как тарифы и квоты, для того чтобы защитить отечественную промышленность от иностранной конкуренции. В последнее время в мировой экономике значительно возросли протекционистские настроения, которые наносят вред интересам свободной торговли. Протекционистские меры национальных правительств создают все больше препятствий для развития международной торговли и тормозят рост мировой экономики.

Протекционизм — естественная реакция многих стран на экономический кризис. Государства стремятся сохранить рабочие места, защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений. Такая политика, с одной стороны, оказывает содействие развитию национального производства и защиты отечественного производителя, а с другой — может натолкнуться на ответные меры других государств, привести к застойным явлениям в экономике, усилению монополизма и снижению конкурентоспособности национальных товаров.

Проведем анализ положительных и отрицательных сторон протекционизма. К преимуществам протекционизма обычно относят следующие моменты:

1) Протекционизм защищает молодые отрасли хозяйства страны. Новые отрасли, зарождающиеся в одних странах, но уже развитые в других, без защиты, (хотя бы временной), могут погибнуть, не развившись, в условиях конкуренции с иностранной продукцией. На стадии становления отрасли ее продукция часто не в состоянии конкурировать с продукцией из-за рубежа, в виду того, что ее цена выше, чем у товаров-конкурентов, а качество ниже. Новая отрасль нуждается во временной защите со стороны государства, которая позволит ей развиться. В данном случае внутренние потребители будут приобретать товар по более высоким ценам, но с надеждой на снижение их в перспективе.

2) Таможенные платежи являются важным источником дохода бюджета государства. Во многих развивающихся и слаборазвитых странах эта статья доходов очень важна для бюджета. Так, в Республике Беларусь доля таможенных платежей в доходной части республиканского бюджета в 2008 году составила около 30%. Следует отметить, что усиление протекционизма может вызвать обратный процесс и лишить государство данного вида поступлений.

3) Протекционизм борется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции. В результате сокращения производства из-за поражения национальной отрасли в конкурентной борьбе с иностранными производителями происходит сокращение рабочих мест, что вызывает дополнительные нагрузки на бюджет для выплат пособий по безработице, также упадет уровень жизни и потребления в стране. Протекционистская защита отрасли будет способствовать снижению структурной безработицы, по крайней мере, в краткосрочном периоде.

4) Протекционизм обеспечивает национальную безопасность. Многие экономисты и политики считают, что самообеспечение (или ограничение импорта) необходимо в целях национальной безопасности. В соответствии с данным аргументом относительно неэффективные внутренние отрасли, производящие военно-стратегические материалы и продукцию, следует изолировать от иностранной конкуренции. Неизбежным следствием подобного протекционизма будет рост цен для внутренних потребителей.

Разумеется, эти преимущества протекционизма далеко не бесспорны. Например, сложно определить, когда именно молодая отрасль будет в состоянии конкурировать с иностранными предприятиями, сложно не допустить консервации «временных» протекционистских мер.

В целом большинство современных экономистов считают, что протекционизм отрицательно влияет на мировую торговлю, и выделяют следующие его недостатки:

1) Протекционизм создает благоприятные условия для возникновения и поддержки внутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере, что связано с ограничением конкуренции.

2) Протекционизм замедляет экономический рост. Тарифы ведут к сокращению объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуя на мировую экономику и на уровень благосостояния страны. Защита отечественных производителей может привести к самоизоляции страны, консервации отсталых затратных производств. Протекционизм сводит на нет формирование и плоды специализации страны. При свободной торговле каждая страна имеет возможность выделять и развивать свои наименее затратные и наиболее конкурентоспособные отрасли, наиболее полно реализуя свои различные выгоды (например, географическое положение). Протекционизм препятствует этому, т.к. приходится перераспределять ресурсы между более и менее эффективными производствами, чтобы удовлетворять разнообразные потребности внутреннего рынка.

3) Протекционизм, в частности одностороннее введение тарифов, нередко приводит к торговым войнам и подрыву международной торговли. Страна, вводящая в одностороннем порядке импортный тариф для защиты отечественных производителей от наплыва дешевых товаров их конкурентов, рискует испытать на себе ответные меры ее торговых партнеров и введения ими пошлин на ее основные экспортные товары.

4) Протекционизм не способствует снижению цен. Импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен. Тарифы приводят к тому, что потребители покупают местную продукцию по более высоким ценам, так как протекционизм не способствует снижению издержек, а значит и стоимости. И, наконец, протекционизм благоприятствует национальным монополиям, которые также заинтересованы в повышении цен.

5) Протекционизм косвенно подрывает экспорт страны. Сокращая доходы других стран при защите внутреннего рынка от их производителей, государство сокращает их доходы и возможность экспортировать, в том числе и его продукцию. Также во многих странах экспортные товары включают в себя импортные компоненты, и тарифы ведут к росту издержек производства. Это ведет к росту цен, падению конкурентоспособности национальных товаров.

Таким образом, политика протекционизма обладает привлекательными положительными и настораживающими отрицательными сторонами. На фоне громких заявлений «большой двадцатки» о недопустимости протекционизма в реальности его политическая привлекательность настолько велика, что перевешивает доводы экономического здравого смысла при принятии решений. В нынешней ситуации представляется нецелесообразным усиление протекционистской политики в Беларуси.

В условиях все большей либерализации внешнеэкономических связей встает вопрос об угрозах экономической безопасности. Государства более озабочены относительной силой, нежели абсолютной выгодой. Преимущество в распределении выгод от сотрудничества рассматривается как преимущество в безопасности. Прежде всего государства озабочены двумя вопросами: во-первых. тем, чтобы другие не получили больше выгод, чем они сами; во-вторых, тем, чтобы не впасть в зависимость от обмена. Возникает явление, получившее название «дилемма безопасности».

«Дилемма безопасности» порождается самой структурой международной системы и выражает противоречия двух видов. Во-первых, противоречие между целью обеспечения безопасности путем приобретения силового преимущества и результатом такой деятельности, заключающимся во все большем закручивании спирали силового противостояния. «Они стремятся к господству и становятся рабами страха». Гонка вооружений служит здесь самым очевидным примером. Во-вторых, появляется противоречие между целью повышения силы и целью повышения благосостояния. Хотя в тенденции эти задачи совпадают, на практике приходится решать проблему распределения ресурсов между ними. Это вносит в рассматриваемую дилемму элемент игры с нулевой суммой: ресурсы, отвлекаемые на обеспечение безопасности, уже не участвуют в процессе повышения благосостояния. В целом дилемму безопасности можно представить как противоречие между кратко- и долгосрочными целями обеспечения безопасности, а также между отдельными задачами по ее обеспечению.

В международных экономических отношениях дилемма безопасности выступает в различных формах. Например, как дилемма протекционизма, выражающаяся в виде соревнования государств по величине таможенных тарифов, экспортных субсидий, кредитов и т. д. Между тем изоляция экономики, возникающая при осуществлении протекционистских мероприятий, означает частичное выключение страны из процесса мирового комбинирования ресурсов, что подрывает основы ее экономического роста и тем самым роста безопасности. Разрушительность подобных гонок заставляет принимать меры по их сдерживанию. Договоренности о запрещении тех или иных оборонительных и наступательных средств ведения экономической войны либо об ограничении их применения заключаются в рамках ГАТТ, ОЭСР и других международных организаций.

Другой вид противоречия имеет место при перераспределении ресурсов в пользу неконкурентоспособных отраслей, наличие которых расценивается как условие обеспечения безопасности (производство продовольствия, энергетика, торговый флот). Например, такая долговременная задача, как сооружение транспортной магистрали, отвлекает средства от решения других насущных проблем. Противоречие между безопасностью и производительностью проявляется также при расширении источников снабжения (в целях повышения его надежности), если новые источники обладают меньшей эффективностью по сравнению с прежними.

Дилемма безопасности в различных своих проявлениях — предмет повседневной заботы политики безопасности. Она дает себя знать буквально на каждом шагу. Для России на современном этапе особую важность приобретает противоречие между двумя задачами: интегрированием в мировое хозяйство и созданием своего собственного внутренне целостного хозяйства, основанного на рыночных принципах. Это противоречие между внешней и внутренней интеграцией, между внешней и внутренней либерализацией специфично именно для страны, переживающей переходный период.

Положительные и отрицательные качества политики протекционизма

Как и любой другой институт экономической сферы страны политика протекционизма имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Протекционизм — это естественная реакция многих стран на экономический кризис. Государства стремятся сохранить рабочие места, защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений.

Протекционизм защищает молодые отрасли хозяйства страны. Новые отрасли, зарождающиеся в одних странах, но уже развитые в других, без, хотя бы временной защиты, могут погибнуть, не развившись до конца, в условиях конкуренции с иностранной продукцией.

Таможенные платежи являются важным источником дохода бюджета государства. Во многих развивающихся и слаборазвитых странах эта статья доходов очень важна для бюджета.

Протекционизм борется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции.

Так же политика протекционизма обеспечивает национальную безопасность.

К положительным качествам протекционизма так же относится то, что он защищает от продажи товаров по искусственно заниженным ценам — демпинга, стимулирует рост промышленного производства и, как следствие из всего вышесказанного, уравновешивает внешний торговый баланс страны.

Но в чём же недостатки протекционизма?

Протекционизм создает благоприятные условия для возникновения и поддержки внутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере, что связано с ограничением конкуренции. И это, рано или поздно, приводит к застою в экономике.

Протекционизм замедляет экономический рост. Тарифы ведут к сокращению объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуя на мировую экономику и на уровень благосостояния страны.

Политика протекционизма, в частности одностороннее введение тарифов, нередко приводит к торговым войнам и подрыву международной торговли

Протекционизм не способствует снижению цен. Импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен. Так же протекционизм косвенно подрывает экспорт страны, сокращая доходы других стран при защите внутреннего рынка от их производителей. При нём не используются преимущества международного разделения труда; растут цены, и выбор товаров становится значительно меньше. При протекционизме подрываются возможности экспорта, и со временем падает эффективность производства.

Таким образом, политика протекционизма обладает привлекательными положительными и настораживающими отрицательными сторонами.

Снижение импорта за счет ухудшения условий торговли может иметь эффект, обратный желаемому. Существует достаточно исторических примеров наглядно показывающих противоречивость протекционизма. Так, во время Великой депрессии правительством США был принят закон Смута — Хоули, в соответствии с которым поднимались ставки пошлин на более чем 20 тысяч импортируемых товаров. Против закона выступили 1028 известных американских экономистов, однако президент Герберт Гувер подписал его. Результатом стала ответная реакция государств-партнёров США, поднявших пошлины на американские товары, что привело к резкому падению торгового оборота между США и европейскими странами и окончательно столкнуло экономику в Великую депрессию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *